На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Словообразовательные модели в русском и английском языках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
     Лесосибирский педагогический институт - филиал
     ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» 
 
 
 
 
 
 

     СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
     Курсовая работа
 

      Содержание 

ВВЕДЕНИЕ
§1. Словообразование: основные понятия
§2. Словообразовательные модели в русском языке
2.1 Имя существительное
2.2 Имя прилагательное
2.3 Глагол
2.4 Наречие
2.5 Предикатив
2.6 Служебные части речи
2.7 Числительное
2.8 Местоимение
2.9 Междометие
§3. Способы словообразования в английском языке
3.1 Классификация слов на основе продуктивности способов словообразования
3.2 Словообразовательный анализ лексических единиц сказки братьев Гримм «Ганс и Грета»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
 

      Введение 

     Развитие языка обусловлено в значительной степени развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами словообразовательного процесса.
     Создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д.
     Актуальность темы обусловлена её научным и практическим интересом. Характеризуя степень научной разработанности проблематики темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной темы.
     Объект работы: лексическая подсистема русского и английского языков (языковая реальность).
     Предмет исследования: система реализации словообразовательных моделей в русском и английском языке.
     Цель работы: изучение словообразовательных моделей русского и английского языков.
     Задачи исследования:
     1. Рассмотреть теоретические подходы к словообразованию.
     2. Выявить закономерности словообразования в русском языке.
     3. Рассмотреть систему словообразования в английском языке.
     4. Проанализировать лексические единицы в сказке с позиции словообразования.
     При проведении исследования использованы следующие методы:
     анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
     обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
     метод структурного анализа (конституентный)
     Работа состоит из введения, трёх параграфов, выводов (заключения), списка литературы.
     Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
     В первом параграфе рассмотрены общетеоретические вопросы словообразования. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы.
     Во втором параграфе, рассмотрены те же понятия, на практической основе словообразовательных моделей русского языка.
     В третьем параграфе рассмотрены закономерности и способы словообразования в английском языке.
 


     §1. Словообразование: основные понятия 

     Словообразование является одним из компонентов общей системы языка и одним из важнейших источников пополнения лексического запаса.
     Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Имеющиеся общие исследования словообразования ставят целью описание инвентаря словообразовательных моделей и типов, средств словообразования и их функции. (14. С.1)
     Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином подразумевается закономерное расположение элементов слов (морфем или эквивалентов морфем), которому соответствует типовое лексическое значение. Модель - это «образец», «шаблон», «типовая структура». М.Ф. Степанов дает следующее определение словообразовательной модели: словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая лексико-категориальным значением и способная наполняться различным лексическим материалом. Словообразовательная модель отражает двойственную природу слова - языкового знака, включающего план выражения (означающее) и план содержания (означаемое). (13. С.15)
     Итак, словообразовательная модель представляет собой морфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, по которой могут быть образованы серии словообразовательных конструкций с одинаковой структурой.
     Словообразовательная модель может включать разнородные, разнофункциональные элементы - знаменательный и служебный. В производном слове «каменщик» знаменательным элементом является корневая морфема камен, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс -щик, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщенное лексико-категориальное значение «производитель действия».
     Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант.
     Словообразовательное значение - это комплексное явление, которое определяется:
     значением части речи мотивирующего слова;
     значением словообразовательного элемента;
     значением части речи мотивированного слова.
     Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -е (имеющего значение "приобретать признак") и имеет стандартный компонент значения глагола - процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет "становиться красным".
     Словообразовательный формант в узком понимании термина - это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс - ок.
     Основные понятия словообразования:
     производная основа;
     средство словообразования;
     способ словообразования;
     процессы, сопровождающие словообразование.
     Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основе, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик> стол, столик - «маленький стол».
     Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), и их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т.п. (15. С.1)
     Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
     Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
     1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:
     1) приставочный: делать > пере-делать;
     2) суффиксальный: синий > син-ев-а;
     3) постфиксальный: мыть > мыть-ся;
     4) приставочно-суффиксальный: стакан > под-стакан-ник;
     5) приставочно-постфиксальный: бежать > раз-бежать-ся;
     6) суффиксально-постфиксальный: гордый > горд-и-ть-ся;
     7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить > пере-говар-ива-ть-ся.
     2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:
     1) сокращение: заместитель > зам,
     2) сложение:
     а) сложносоставной способ: диван + кровать > диван-кровать,
     б) сложение: лес + степь > лес(о)степь.
     Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший > сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.
     в) сложение с сокращением (аббревиация): сберегательный банк > сбербанк, Московский государственный университет > МГУ.
     При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования > гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство < торгпредство).
     3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация - переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) > столовая (сущ.).
     3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить > орден(о)носец (сложение производящих основ + суффиксация).
     Случаи типа бежать > бег, называемые в школьной грамматике бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег- ж > бежа-ть.
     В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:
     1) чередование гласных и согласных: кошка<кошеч-к-а (чередования к/ч, /е), лев > льв-иц-а (чередования в/в', /е)
     2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса): пар + ходить > пар(о)ход;
     3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть > рез-к-а,
     4) в некоторых случаях во избежание повтора одинаковых сегментов может происходить наложение морфем: лилов-ый + -оват- > лиловатый (вместо лилов-оват-ый).
     Все перечисленные признаки: общая часть речи у производящей основы, способ словообразования, одинаковое словообразовательное значение между производящим и производным словами - и составляют словообразовательный тип.
     Словообразовательный тип - это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который характеризуется общностью:
     частеречной отнесенности мотивированного слова;
     формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного;
     словообразовательного значения.
     То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то".
     В словообразовательной парадигме представлена реализация сочетаемости производящей основы с деривационными формантами. Словообразовательные парадигмы различаются по количеству членов, но ни в одной большой парадигме мы не найдем полного набора аффиксов, соединяющихся с производящей основой - существительным, глаголом или прилагательным. Внутри каждой части речи действуют свои ограничения на деривационную сочетаемость, которые определяются особенностями лексической семантики. Словообразовательные типы, входящие в парадигмы, обозначают наиболее важные и обобщенные семантические категории, отражающие отношения, существующие в реальной действительности: в отглагольных парадигмах - действие и его результат, действующее лицо, орудия действия, обозначенные через действие; в отыменных парадигмах - действующее лицо (обозначенное через объект действие, место действия или другое действующее лицо), место действия, качество.
     Словообразовательные парадигмы, словообразовательные типы и их конкретные проявления - различные словообразовательные модели - составляют структуру словообразования. (9. С.15)
     Разговорное словообразование обнаруживает меньшую зависимость от узуса, от разного рода грамматических и семантических ограничений. В процессе непринужденного общения собеседники нередко не воспроизводят существующие в языке слова, а производят, создают их «на случай», опираясь на продуктивные словообразовательные модели. В образованных таким образом словах актуализируется значение, подсказанное конкретной ситуацией. В разговорной речи имеются специфические способы словопроизводства - универбация и усечение. При универбации исходное словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более компонентов, сворачивается в одно производное слово, которое «вбирает» в себя значение производящей основы: гречневая крупа > гречка, «Комсомольская правда» > «Комсомолка», пятиэтажный дом > пятиэтажка; раскладная кровать - раскладушка. Еще один продуктивный способ разговорной деривации - усечение производящей основы. Усечению подвергаются существительные и прилагательные: магнитофон > мафон, преподаватель > препод, бутерброд > бутер, госэкзамены > госы. В разговорной речи более активно проявляют себя способы словообразования, действующие и в книжно-письменном языке: суффиксальный (открывать > открывашка, врач > врачиха, старый > старьё), префиксально-суффиксальный (шутливые образования: у нас бесспичье, забыли спичек купить; Спасибо! Вы меня обутербродили).
     Для разговорной речи характерны широта использования различных словообразовательных моделей, ослабление запретов на сочетаемость аффиксов с производящей основой. В качестве «исходного материала» могут выступать слова, обладающие самыми разными лексическими и грамматическими свойствами. Например, заимствования, аббревиатуры, междометия: кино > киношник, МГУ > эмгэушный, ой! > ойкать, и мн. др. Производящей основой могут служить словосочетания и даже целые высказывания:[мать ребенку] Не лезь в лужу! А то бабушка божемойкать будет! (от, Боже мой!). В разговорной речи производное слово нередко связано с производящей основой лишь самым общим значением. В результате многие вновь образованные слова многозначны и непонятны вне контекста. Например, сердечник - это может быть и врач-кардиолог, и человек, страдающий болезнью сердца. Значения таких слов проясняются лишь в конкретной речевой ситуации:
     А. Он кто? Хирург? Б. Нет/ сердечник//; Мой отец сердечник/ три инфаркта перенес//. В процессе непосредственного диалогического общения стимулом к образованию неузуального слова может явиться предыдущая реплика собеседника: А. Я не люблю/ чтоб меня жалели// Б. Дело здесь не в жалении//. (17. С.1)
 

      §2. Словообразовательные модели в русском языке 

     2.1 Имя существительное 

     Имена существительные образуются от разных частей речи, главным образом посредством суффиксов; от глаголов: уч-и-ть - уч-и-тель, от прилагательных: груз-ов-ой - груз-ов-ик, храбр-ый - храбр-ец, от других существительных: камень - камен-щик, от числительных: двое - двой-к-а, местоимений: свой - свой-ств-о, наречий: замуж - за-муж-еств-о.
     Некоторые существительные образуются от глаголов и прила-гательных посредством окончаний и нулевых суффиксов, присоединённых непосредственно к основе или корню: приходить - приход, взлетать - взлёт; при этом иногда наблюдается смягчение последней согласной корня: шир-ок-ий - ширь, глуб-ок-ий - глубь.
     В словообразовании существительных действует также префиксация: город - при-город, автор - со-автор, скорость - сверхскорость, удар - контр-удар, наука - псевдо-наука.
     Имена существительные образуются и сложением основ, например: дождемер, водовоз, самосвал, пароход, самолёт, вездеход, а также сложением основ в соединении с суффиксацией: земледелие, долголетие, канатоходец, пятилетка.
     Помимо этого, есть способ словообразования, действующий только в кругу существительных, - это аббревиация. Производное слово создаётся на базе сочетания нескольких слов, которые входят в него не целиком, а частями. Существует несколько разновидностей аббревиации. Производное слово может состоять: 1) из начальных частей двух или нескольких слов (профессиональный комитет - профком), 2) из начальной части первого слова и целого второго (заработная плата- зарплата), 3) из названий начальных букв каждого слова (Московский Государственный Университет - МГУ, 4) из начальных звуков каждого слова (Организация Объединенных Наций - ООН; запись актов гражданского состояния - загс).
     Словообразовательные суффиксы имён существительных.
     Среди суффиксов имён существительных одни продуктивны, т. е. часто используются для образования слов, другие - непродуктивны, т. е. с их помощью новые слова не образуются. Продуктивны, например, суффиксы -щик (барабан-щик, фрезеров-щик от фрезеровать, весов-щик и т. п.), -ик, -ник (заочн-ик, колхоз-ник, защит-ник); непродуктивен, например, суффикс -арь (пис-арь, звон-арь). Имеются суффиксы, которые образуют существительные, обозначающие и деятеля, и орудие действия (исследова-тель - выключа-тель; бег-ун - кол-ун), и лицо, и вещь (учитель-ниц-а - сахар-ниц-а); могут образовать в одном случае отвлечённое существительное (творч-еств-о), в другом-собирательное (человеч-еств-о). Значение суффикса устанавливается на основании значений слов, содержащих этот суффикс. (15. С.1)
     Существительные, образованные посредством суффиксов, можно разбить на четыре группы:
     названия лиц;
     имена отвлечённые;
     имена собирательные
     названия предметов (вещей).
     Переход в существительные прилагательных и причастий.
     Существительные образуются не только с помощью словообразовательных элементов- суффиксов и приставок. Они могут создаваться также путём так называемой субстантивации - перехода прилагательных и причастий в разряд имён существительных. Сравните: столовая посуда (столовая - прилагательное) - диетическая столовая (столовая - существительное), в минувшее воскресенье (минувшее - причастие от глагола миновать) - Минувшее проходит предо мною (здесь слово минувшее-существительное).
     Прилагательные и причастия мужского рода при переходе их в разряд существительных обозначают в основном лиц по разным признакам: больной, чужой, военный, партийный, звеньевой, рулевой, служащий, трудящийся, ведущий и т. п. Субстантивированные прилагательные женского рода обозначают помещения или учреждения: приёмная, операционная, детская, диспетчерская, булочная, столовая и под. Прилагательные и причастия среднего рода при их субстантивации могут иметь обобщённо-собирательное значение:(всё) новое, передовое, прекрасное, будущее, сказанное, а также обозначать кушанья, лекарства: мороженое, заливное, снотворное, слабительное, болеутоляющее.
     Преимущественно в форме множественного числа употребляются субстантивированные прилагательные и причастия, обозначающие виды животных и растений: пернатые, сумчатые, пресмыкающиеся, бобовые и т. п. Только во множественном числе употребляются названия денежных выплат: суточные, командировочные, проездные, отпускные. 

     2.2 Имя прилагательное 

     Адъективное словообразование--процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:
     аффиксные - внутриадъективное словообразование -- прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесный
     префиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;
     префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;
     суффиксальный способ: нашенский;
     постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.
     отсубстантивное и отглагольное образование
     префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;
     разновидность суффиксации -- адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.
     словообразование от местоимений, числительных и наречий
     суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний > поздно, сквозной > сквозь.
     безаффиксные и смешанные:
     сложение: русско-украинский, красноармейский;
     сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;
     сращение: сумасшедший, водородсодержащий;
     сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;
     сложносоставной способ: какой-никакой. (7. С.10) 

     2.3 Глаголы 

     Внутриглагольное словообразование очень продуктивно и осуществляется преимущественно префиксальным способом, например:
     рубить - от-рубить, пере-рубить, раз-рубить, с-рубить, вы-ру-бить, из-рубить,про-рубить, под-рубить, за-рубить
     бежать - при-бежать, у-бежать, под-бежать, от-бежать, вы-бежать, в-бежать, пере-бежать, на-бежать и т. д.
     В отыменном словообразовании глаголов господствует суффик-сальный способ, например:
     и: бел-ый- бел-и-ть, друг-друж-ить
     е: слабый - слаб-е-ть,камен-е-ть;
     а: работ-а - работ-а-ть, обед - обед-а-ть, крепк-ий -- крепч-а-ть, озорник-озорнич-а-ть;
     ича: важн-ый-важн-ича-ть, подл-ый- подл-ича-ть, небреж-н-ый - небрежн-ича-ть;
     нича: повес-а--повес-нича-тъ, слесарь - слесар-нича-ть, лентяй - лентяй-нича-ть;-ова-, -ева-,-пир-пир-ова-ть,вор-вор-ова-ть, ночь-ноч-ева-ть, гор-е - гор-ева-ть;
     ирова: реформ- а - реформ-ирова-ть, телеграф - телеграф-ировать, программ-а - программ-ирова-ть;
     ствова: бодр-ый ~ бодр-ствова~ть, злоб-а -злоб-ствова-ть, усерди-в - усерд-ствова-ть. и. т. д.
     Примечания:
     1. Суффиксально-префиксальный способ в глагольном словообразовании менее продуктивен: а) плясать -при-пляс-ыва-ть ,любить - недо-любл-ива-ть, прыгать - под-прыг-ива-пгь; б) работать -на-работать-ся, голодать - из-голодать-ся, верить -верить- ся;
     в) оружи-е - обез-оруж-и-ть, закон - у-закон-и-ть, земля - при-земл-и-ть-ся.
     2. Глаголы могут образовываться и от других частей речи: от числительных (двоиться, утроить, объединить), от местоимений (уничтожить), от междометий (ахать, охать) и т д. 

     2.4 Наречие 

     Адвербиализа?ция (от лат. adverbium -- наречие) -- переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.
     Основа процесса адвербиализации -- изоляция той или иной формы от системы словоизменения своей части речи и приобретение ею нового грамматического значения.
     С точки зрения истории языка, адвербиализации подвергаются:
     формы прилагательных, напр., «снова», «высоко», «по-домашнему»,
     отдельные падежные формы существительных, напр., «пешком», «даром» (оба твор. падеж), др.-рус. «вечоръ» 'вчера вечером', лат. statim 'сейчас' (аккузатив);
     предложно-падежные формы, напр., «издавна», ст.-слав. «съпроста» 'непременно' < «съ» + род. п. сущ. «прост», прочие сочетания, напр., «сегодня» < «сего дня»;
     глагольные формы, напр., «почти», «нехотя».
     В более широком понимании к адвербиализации относятся также и морфологические способы образования наречий (суффиксация). Адвербиализация является одним из видов общеязыкового процесса транспозиции, в основе которого лежит семантическое и функциональное тождество языковых единиц. 

     2.5 Предикативы 

     Словообразова?ние предикати?вов (слов категории состояния) -- процесс образования предикативов от других частей речи. Осуществляется несколькими способами:
     конверсия (является наиболее продуктивным способом) -- образование качественных предикативов:
     от омонимичных им наречий типа тихо, весело;
     от существительных грех, лень, пора;
     от глагола жалеть > жаль;
     суффиксальный способ образования: можно > мочь;
     префиксальный способ характеризует деривативы типа недосуг, не время, не жаль. (6. С.8)
 

      2.6. Служебные части речи 

     Словообразование служебных частей речи -- процесс образования предлогов, союзов и частиц.
     Производные предлоги образуются следующими способами:
     сложение: из-за, из-под, по-над;
     сращение: в области, на основании, по мере;
     конверсия: вдоль, внутри, навстречу;
     Суффиксальным способом образованы некоторые отглагольные и отсубстантивные предлоги типа благодаря, включая, путём -- выделенные аффиксы являются словообразовательными, входя в основу (ср. омонимичные им флексии в производящих глагольных и именных словофомах);
     Для образования производных союзов характерны:
     сращение: наконец, потому, притом;
     конверсия: как, когда;
     сложносоставной способ: и... и, или... или, ни... ни.
     Частицы образуются такими способами:
     сращение: до чего, на что уж;
     сложение: добро бы, так уж и, не-нет и;
     конверсия: как, никак;
     сложение с аффиксацией (изредка): всего-навсего. (6. С.11) 

     2.7 Числительное 

     В суффиксальных количественных числительных одиннадцать, двенадцать и далее, вплоть до девятнадцать, мотивированных количественными числительными, называющими числа первого десятка, выделяется суф. -надцать. Такие числительные обозначают количество, равное числу, названному мотивирующим словом, плюс десять. Ударение неподвижное: в одиннадцать и четырнадцать - на мотивирующей основе, в остальных словах - на первом слоге суффикса: двенадцать, шестнадцать.
     В числительных двадцать и тридцать, мотивированных числительными два и три и обозначающих количество десятков, равное числу, названному мотивирующим словом, выделяется суф. -дцать. Ударение на мотивирующей основе, в косв. пад. - на флексии: двадцать, двадцати; двадцатью.
     Примечание. Исторически суф. -дцать и -надцать представляют собой изменившиеся в звучании слово десять и предложное сочетание на десять.
     В суффиксальных собирательных числительных, обозначающих совокупность стольких предметов, сколько названо мотивирующим количественным числительным, выделяются суф. -o и -ое. Ударение на суффиксе, в косв. падежах - на флексии: двое - двоих. В четверо, пятеро и далее, вплоть до десятеро, мотивированных числительными, обозначающими числа первого десятка, - суффикс -о. Основа числительного четыре подвергается при этом нерегулярному видоизменению: четыр-е - четв-еро. Ударение на первом слоге, в косв. падежах - на флексии: четверо - четверых, семеро - семерых, девятеро - девятерых.
       В сложных количественных числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят и восемьдесят, обозначающих количество десятков, равное числу, названному в первом компоненте сложного слова, опорный компонент равен числительному десять (во всех формах косв. падежей) и основе этого числительного, преобразованной путем чередования конечных согласных |т' - т|, - в формах им. и вин.п.: десять, десяти - пять-десят, пяти-десяти. Ударение: в формах косв. п. - на флексии первого компонента (пятидесяти, пятьюдесятью...); в формах им. и вин.п. - на втором слоге опорного компонента в пятьдесят и шестьдесят и на первом компоненте в семьдесят и восемьдесят.
     В числительных двести, триста, четыреста, пятьсот и далее, вплоть до девятьсот, обозначающих количество сотен, равное числу, названному в первом компоненте сложного слова, опорный компонент представляет собой основу числительного сто. В этой основе появляется беглая гласная |о| перед нулевой флексией: пять-сот, четырех-сот, но пяти-ст-ам, четыре-ст-а. Ударение: в двести, триста, четыреста - на первом компоненте, во всех остальных формах - на флексии второго компонента (в формах с нулевой флексией - на конечном слоге основы, условное - на флексии). В формах косв. падежей - побочное ударение на флексии первого компонента: пят`истам, четырёхсот, двум`ястами.
     Все словообразовательные типы суффиксальных и сложных числительных непродуктивны. 

     2.8 Местоимение 

     Местоименные слова со значениями отрицания и неопределенности, хотя и принадлежат к различным частям речи (местоимения-существительные, местоименные прилагательные, числительные, наречия), обладают общностью словообразовательной структуры: они содержат одни и те же префиксы и постфиксы.
     Местоименные слова с префиксом ни-, мотивированные вопросительно-относительными местоименными словами, имеют значение отрицания, т. е. называют отсутствие того предмета или признака, на который указывает мотивирующее слово: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый (разг.), нисколько, нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак. Ударение - как в мотивирующих словах; префикс безударен.
     Следующие местоименные слова с префиксом не- имеют то же значение, что и в предыдущем типе: некого, нечего, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем. От слов предыдущего типа эти образования отличаются своей синтаксической функцией: они формируют предложения типа: Неоткуда ждать помощи, Не с кем поговорить. Ударение на префиксе.
     Следующие местоименные слова с префиксом не- имеют значение неопределенности предмета или признака, на который указывает мотивирующее слово: некто, нечто, некоторый, несколько; некогда (когда-то в прошлом). Ударение на префиксе.
     То же значение неопределенности имеют местоименные слова с префиксом кое-/кой- : кое-кто, кое-что, кое-какой, кое-где, кое-куда, кое-когда. Семантически обособлено кое-как ((с большим трудом, еле-еле), а также (небрежно, плохо)); старое значение неопределенности (как-нибудь) этим словом утрачено. Вариант префикса кой- (кой-что, кой-какой, кой-где и т. д.) присущ разг. речи. Ударение - как в мотивирующих словах; возможно побочное ударение на префиксе: кое-какой, кое-где.
     Местоименные слова с постфиксами, мотивированные вопросительно-относительными местоименными словами, имеют значение неопределенности предмета или признака, на который указывает мотивирующее слово. Они содержат следующие постфиксы:
     то: кто-то, что-то, какой-то, чей-то, который-то (разг. устар.), сколько-то, где-то, куда-то, откуда-то, когда-то, как-то, зачем-то, почему-то, отчего-то;
     либо: кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, который-либо (разг. устар.), где-либо, куда-либо, откуда-либо, когда-либо, как-либо, почему-либо, отчего-либо;
     нибудь: кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, который-нибудь (разг. устар.), сколько-нибудь, где-ни- будь, куда-нибудь, откуда-нибудь, когда-нибудь, как-нибудь, зачем-нибудь, почему-нибудь, отчего-нибудь.
     Местоименные слова с постфиксом -то, мотивированные указательными местоименными словами, употребляются вместо конкретного указания на предмет или признак: тот-то, такой-то, столько-то, туда-то, оттуда-то, там-то, тогда-то, так-то, потому-то, оттого-то: «Старухи осведомились, из тех ли он Райских, которые происходили тогда-то, от тех-то и жили там-то».
     Все типы префиксальных и постфиксальных местоименных слов со значениями отрицания и неопределенности непродуктивны. (15. С.2) 

     2.9 Междометие 

     Словообразование междометий- процесс образования междометий от производящей базы другого междометия либо других частей речи. Характеризуется тем, что аффиксация используется редко, исключительно в стилистических целях. Различают такие виды образования междометий:
     аффиксный: шутл. аиньки? < а?; охохонюшки < о-хо-хо;
     безаффиксный:
     сращение: скажите на милость!; вот тебе на!
     сложение: кис-кис-кис; цып-цып-цып;
     конверсия: Скажите! Брось!
 

      §3. Способы словообразования в английском языке 

     3.1 Классификация слов на основе продуктивности способов словообразования 

     Производство новых лексических единиц происходит по определенным словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования.
     К настоящему времени бесспорными установленными признаками деривационных отношений признаны производность по форме и мотивированность по содержанию. (12. С.136)
     Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы, как словопроизводство и словосложение, дают основное количество новообразований. Другие же, например конверсия, лексико-семантический способ, образуют новые слова в меньшем количестве, и, наконец, третьи, к числу которых можно отнести чередование звуков и перенос ударения в слове, малопродуктивны и в настоящее время почти не используются, переходя в разряд исторических способов. В связи с этим, принято выделять:
     малопродуктивные аффиксы
     продуктивные
       аффиксы, обладающие так называемой “абсолютной продуктивностью”, т.е. такой способностью словопроизводства, при которой аффикс имеет минимальные ограничения в сфере своего применения в качестве словообразовательного элемента.
     Продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение приобретает продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Так как в словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и на аффиксы, основы, т.е. словообразовательные элементы, а так же на способы словообразования, семантика самого слова “продуктивность” очень широка. Возможно, именно этот факт и стал причиной того, что по отдельным аспектам этого понятия и даже по его основным характеристикам единого мнения среди исследователей не существует.
     Важно отметить, что в теории словообразования “продуктивность” имеет синонимический термин - “словообразовательная активность”, под которой подразумевается способность того или иного образования, например словообразовательного элемента, образовывать новые слова.
     Модель, аффикс, основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или не образуется совсем. (18. с.251)
     Очень подробную классификацию слов с учетом продуктивности способов словообразования предложил Луи Гилберт (8. С. 1).
     Он предлагает выделить следующие группы слов по способу создания:
     I. Фонологические слова, которые создаются из отдельных звуков или своеобразных конфигураций звуков.
     В этих новообразованиях чувствуется некоторая искусственность. Подобные сочетания звуков нередко сочетаются с морфемами греческого или латинского происхождения. Примерами таких слов могут служить названия полимерных волокон, изобретенных в последние десятилетия: polysterol, nylon, etc. Или термины, используемые в физике, химии, оптике, других науках:
     Polychromatic - многоцветный
     Monochromatic - одноцветный.
     Такие слова носят название собственно фонологических слов.
     В эту же группу входят слова, образованные от междометий (отмеждометийные слова):
     zizz (короткий сон) - от имитации звука, издаваемого во сне;
     to buzz (звонить по телефону) - от имитации работы телефонного зуммера.
     Как видим, основа отмеждометийных слов - импликация звуков и звукоподражаний.
     И, наконец, к этой же группе условно относятся новые междометия типа:
     Yech или yuck - междометия, выражающие сильное отвращение;
     Wow - восторг, удивление;
     Ouch! - вскрик от несильной боли;
     Oops! - вскрик, когда человек что-нибудь роняет.
     Общей тенденцией для таких слов является то, что они обладают фонетической дистрибуцией, не характерной для английского языка. У них отсутствует мотивация, они обладают нетипичным для английского языка морфологическим членением.
     Заимствования можно разделить на четыре группы:
     1. Собственно заимствования. Основной язык - источник этих слов - французский. Новой тенденцией является рост заимствований из африканских и азиатских языков, особенно из японского. Слова этой категории чаще всего передают понятия в области культуры:
     discotheque, cinematheque.
     Общественно- политической жизни:
     The Duma - Дума,
     Повседневной жизни:
     Ryokan - риокан (гостиница в традиционном японском стиле)
     2. К этой группе относятся варваризмы - неассимилированные или слабоассимилированные в английском языке единицы, отличающиеся наибольшей степенью новизны, например: dolche vita (ит.), perestroika, glasnost.
     3. К третьей группе относятся ксенизмы. Это слова, отражающие реалии, специфику быта страны - источника, несвойственные языку акципиенту, например:
     kung-fu (кунг-фу),
     ninja - ниндзя,
     guro - тип бутерброда.
     Ксенизмы составляют 14% от всех заимствований и обладают большей степенью новизны, нежели варваризмы.
     4. Кальки формируют четвертую группу. За последние 25 лет количество калек в английском языке резко уменьшилось. Заботкина выделяет всего три наиболее употребительные кальки - слова:
     dialogue of the death (от фр. Dialogue des sourds) - дискуссия, в которой участники не обращают внимания на аргументы друг друга;
     gliding time (от нем. glietzeit) - скользящий график;
     photonovel (от исп. photonovelа) - фотороман, роман, состоящий из фотографий, обычно с диалоговыми вставками в стиле комиксов. (11. с.60)
     II. Морфологические слова, созданные по образцам, существующим в языковой системе, и из морфем, имеющихся в данной системе. Здесь так же выделяют несколько групп.
     1. Аффиксальные слова. Одним из наиболее продуктивных способов словообразования является аффиксация
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.