На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Философии". Вопрос №1. Предмет и функции философии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОТВЕТЫ  НА ВОПРОСЫ 
ПО  ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №1. Предмет и функции  философии 

      Философия - общая теория мира и человека в  нем. Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
      Предметом называется круг вопросов, которые  изучает философия. Общую структуру  предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
    онтология (учение о бытии);
    гносеология (учение о познании);
    человек;
    общество.
      Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие  со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
    она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
    методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
    функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
    конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
    идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
    функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
    интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
 
 
Вопрос  №2. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как характерные черты течения философской мысли 1-ой половины XIX – XX вв. 

      Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль и др.), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию. Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание. Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.
      Дальнейшее  развитие позитивизма связано с  формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.  Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:
    принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),
    принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),
    принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).
      Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.
      Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).
    Вопрос  №3 Классификация философских учений. Материализм и идеализм.
      В философии в зависимости от решения  ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Идеализм, например, объясняет мир  исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Принимая разделение философии на идеализм и материализм, следует иметь в виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Определенной попыткой сближения материализма и идеализма стал дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга, равноправных начал: материального и идеального. Типичным примером такого рода взглядов являются философские построения Декарта.
      Разнообразие  философских идей, способов их решения  поставили задачу типологизации  философских учений. Существуют разные основания типологизации. Наиболее распространенное связано с понятием "исторический тип философии". Этим понятием объединяются философы разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Каждый из этих исторических типов философии отличается рядом особенностей. Так, древневосточная философия сливается в основном с обыденным, нравственным сознанием (Древний Китай) или же с религиозно-мифологическим сознанием (Древняя Индия). Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны, мифологии, а с другой стороны, - формирующейся в Древней Греции науки, которая опиралась на знание восточной и, прежде всего вавилонской математики и астрономии. Оно убедило древних греков в том, что есть некоторые общие законы, повторяемость в небесных и вообще природных явлениях. Философия античности приобретает классическую форму, то есть характеризуется связью с имеющимися научными знаниями и развитием внутри нее собственного логического аппарата. Средневековая философия развивалась в тесной связи с религией, господствовавшей в тот исторический период. Центральное место здесь заняла схоластика. Философия отвоевывает себе определенную автономию, однако первенство остается за религией. Различение проводится по источнику получения знания - философию в первую очередь связывают с разумом, а религию - с откровением. В эпоху Возрождения философия разрабатывалась под сильным влиянием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы. Философия Платона в форме неоплатонизма стала одним из орудий нападения на схоластику. Для этого исторического типа философии характерно все более свободное обращение с идеей Бога вплоть до отождествления Его с природой. Философское учение, отождествляющее Бога и природу, получило название пантеизма. Только через него стал возможен следующий исторический период, когда на первый план выдвинулась наука. Для философии Нового времени 17 века характерна ориентация на науку. Причем под наукой понималось экспериментально-математическое естествознание. Продуктом этого периода стал эмпиризм, который формировался в борьбе со своим антиподом - рационализмом. В эпоху Просвещения знание само по себе осознавалось как ценность. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Центральной проблемой философии 19 и 20 веков становится человек. Поворот к этой проблематике начинается с Канта. Человек в немецкой классической философии рассматривается как существо в первую очередь духовное, мыслящее. У Фейербаха человек - это существо желающее, любящее. Марксистская философия рассматривает человека как существо действующее, активно участвующее в коллективных формах труда. Философия 20 века связана с именами философов-экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни и т.д. В философии жизни в качестве основного свойства человеческой природы признается воля. Неотомизм, экзистенциализм в качестве основы человеческой личности рассматриваю ее стремление соответственно к Богу или свободе. 
 
 
 

Вопрос  №4. Пространство и время – форма существования материи 

      Пространство  и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования  материи.
      Естественно-научная философия в основу понятий "пространство" и "время" кладет принцип структурности материи, ее прерывность.
      Пространство  – объективно-реальная форма бытия  материи, выражающая ее протяженность  и структурность, сосуществование  и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.
      Время – объективно-реальная форма бытия  материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.
      Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах.
      Свойства  пространства:
    Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.
    Абсолютность, всеобщность.
    Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.
    Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.
    Неразрывная связь пространства и времени.
    Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.
    Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).
    Протяженность.
    Обратимость.
    Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.
      Свойства  времени:
    Объективность.
    Абсолютность.
    Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.
    Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.
    Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.
    Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.
    Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.
    Необратимость времени.
    Одномерность времени.
 
Вопрос  №5. Космоцентрический характер античной философии. Учение милетцев, пифагорцев, элеатов, атомистов. 

      Космоцентризм - это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.
      Следует отметить значение первых космоцентрических  философских концепций, поскольку  самое сложное - начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у  истоков которой стояли греки, - революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
      Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира.
      Освобождение  от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного  чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до н.э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало V века до н.э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.
      Освобождение  от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного  чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до н.э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало V века до н.э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.
      Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.
      Стремясь  найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида  на множество отдельных "бытий" - атомов, мысля их как материальные, телесные частицы. 

Вопрос  №6 Материя как философская категория. Изменение представлений о материи в ходе истории человечества. 

      Материя - (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла:
      1) категориальный, выражающий наиболее  глубокую сущность мира (его объективное  бытие),
      2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории “материя.” осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка Материи. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.
      Первый  этап был связан с поиском некоторой  конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало – arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы Материи, как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub – под и stratum – слой) – то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода
      Второй  этап становления категории Материи связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело 
 
 

Вопрос  №7 Философское учение Платона. Его онтология, гносеология, педагогическое и социально – политическое воззрение
      Платон  синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях. Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия.
      На  фоне политических смут и духовных брожений своего времени Платон по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие  на создание стабильного общественного  строя. С этой целью Платон опровергал гносеологический софистический релятивизм и доказывал возможность точного знания. Платон опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений.
      Учение  Платона о государстве тесно  связано с этикой и психологией. Основной идеей "Государства" Платона является идея справедливости, создание идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д. По Платону, каждое сословие должно заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй.
      В истории античной педагогики Платону, его педагогическим теориям и  его педагогической деятельности должно быть отведено видное место. Правда, в громадном литературном наследии философа нет специальных трактатов, посвященных вопросам воспитания, но безусловно верным представляется нам вывод Данту, утверждающего относительно Платона, что «son ceuvre tout enliere est d'ordre pedagogique»; это следует в частности сказать о «Государстве», «Пире» и «Законах». «Педагогический» характер первого был, впрочем, ясен уже для Руссо, предлагавшего, как известно, желающим получить понятие об общественном воспитании, читать именно это крупнейшее произведение Платона. Педагогическая работа являлась для Платона на протяжении всей его творческой жизни одним из важнейших видов общественной деятельности. Суждения на педагогические темы, приобретая разные оформления, неоднократно высказываются им во многих его диалогах. Так, мы находим их уже в ранних сократических диалогах Платона «Лахете» и «Эвтидеме», и эти же заветные мысли получают развитие в одном из последних созданий философа – в его «Тимее». В данном случае не следует также забывать и собственной обширной педагогической деятельности Платона в той созданной им философской школе, Академии, которая просуществовала столетия.
Вопрос  №8 Движение – способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь 

      В основе диалектико-материалистического  понимания движения лежат следующие  положения.
      Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое  и существенное свойство, способ существования  материи.
      Во-вторых, движение определяется как любое  изменение.
      В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей.
      Рассмотрим  более подробно эти положения. Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без  которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи.
      Первое  из рассматриваемых положений говорит  о неразрывности материи и  движения, что означает признание  абсолютности движения. Если нет материи  без движения, то движение абсолютно.
      Второе  же положение - положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел). Таким образом, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение. В связи с этим ученые выделяют три типа движения. Во-первых, движение может идти от простого к сложному, по восходящей линии. Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии (например, процесс старения отдельного живого организма). При третьем варианте движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Вместе с тем для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии (от простого к сложному), называется развитие.
      Последнее положение констатирует, что источником изменений является взаимодействие. Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к  другому, является внутренним импульсом совершающихся процессов, причиной самодвижения.
      Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи  было разработано Ф. Энгельсом. Его  идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи:
      Механическое  движение - пространственное перемещение  объектов, но, нужно отметить сегодня, - не любое, а лишь характеризующееся  наличием траектории, - распространение  в пространстве полей, например, - это  не механический процесс.
      Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...
      Химическое  движение - превращение атомов и  молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества
      Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой  способ существования белковых тел  и нуклеиновых кислот, содержанием  которого является непрерывный обмен  веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов
      Социальное  движение (с которым связано и  мышление).
      Следует подчеркнуть, что различные формы  движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.
Вопрос  №9 Философские взгляды Аристотеля. Его онтология, гносеология, общественно-политические взгляды
      Аристотель  был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все  сферы человеческого развития —  социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
      Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
      Аристотель  выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая  для совместной жизни.
      Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
      Аристотель  подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
      В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
      Правильный  строй — строй, при котором  преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или  многие:
    Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
    Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
    Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
      Неправильный  строй — строй, при котором  преследуются частные цели правителей:
    Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
    Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
    Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
 
Вопрос  №10. Познание. Чувственное и рациональное познание. Особенности рационализма и сенсуализма в гносеологии 

    Познание  – это процесс приобретения и  развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса является знание и незнание.
    В советской философской науке  было принято выделять две ступени  познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный - живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.
    В истории философии сложились  различные взгляды и представления  о проблеме соотношения чувственного и рационального познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.
    Понятием "сенсуализм" обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к "внешнему опыту", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, "внутренний опыт".
    Рационализм - это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны -разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В древнем мире существовали лишь отдельные элементы объективистского рационализма. В XVII - XVIII вв. складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. И. Кант попытался устранить противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной филосбфии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.
    В марксистской гносеологии был сформулирован  тезис о взаимодействии, взаимопроникновении  чувственного познания, эмпирического  опыта и понятийного рационального  мышления. В ней чувственное и  рациональное познание не рассматриваются как некоторые абсолютно самостоятельные, изолированные способности познающего человека, наоборот, утверждается, что в реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.  

Вопрос  №11 Характерные черты средневековой культуры и философии. Теоцентризм средневековой схоластики. Номинализм и реализм 

      Начало  средневековой философии там, где  философия впервые сознательно  ставит себя на службу религии, а заключительный ее этап - там, где их союз можно считать  в основном распавшимся, то есть с I - II вв. до XIV -XV вв. н. э.
      Средневековье справедливо называют «эпохой веры». Если попытаться определить максимы  общественного сознания каждой эпохи, то для Античности главной была эстетико-космологическая  идея, для Нового времени (XVI - XVIII вв.), как вы увидите в дальнейшем, в центре будет знание и его методы. Средневековье же пронизано теологической идеей. Что это значит?
      Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся  как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
      Поэтому средневековые философы постоянно  озабочены вопросом об отношении религии и философии. Если на ранних этапах эпохи они думают о том, как поставить философию на службу религии, то позднее - как, сохраняя лояльность по отношению к религии, освободить философию из-под ее опеки.
      При всем различии исторических этапов и специфике теоретических систем для средневековой философии в целом характерны следующие черты:
      1) ретроспективность, 
      2) традиционализм,
      3) дидактизм (учительство, назидательность).
      Во-первых, это значит, что средневековая  философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия, как единственный в своем роде полный свод всех возможных истин, сообщенных человечеству Богом. Но смысл этих истин зашифрован, закодирован, поэтому задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена.
      Во-вторых, для средневекового философа любая  форма новаторства считалась  признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.
      В-третьих, почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. Поэтому средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования). Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии слово «схоластика» стало употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам.
      Крупнейший  философ европейского Средневековья, создавший систему, вобравшую в  себя все достижения схоластики, - Фома Аквинский (1225 -1274). Философия Фомы Аквинского представляет собой предельную систематизацию христианского аристотелизма с целью установить гармонию веры и разума. Осуществление этой цели мы находим в основных сочинениях - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". У Фомы Аквинского первая философия, или метафизика, направлена на познание Бога как конечной духовной цели, а также как всеобщей, необходимой, личной и действующей причины, осуществляющей свою работу в природе и мире человека посредством "вторичных причин". Средневековая философия рассматривала закон не как необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление божественной воли. Согласно Фоме Аквинскому, "naturales leges" являются тенденциями стремиться к определенной цели, заложенной Богом в вещи. Одна из главнейших тенденций философии Фомы Аквинского - стремление, "увязать" бытие Бога и бытие мира вещей. Признавая, что Бог во всей своей полноте недоступен ограниченному человеческому разуму, Аквинат, считает, что разум может и. должен познавать "Бога в аспекте своей божественности". Эта возможность обусловлена различением существования и сущности. Бог, понимаемый не как личность, а как абсолютное бытие, может быть предметом рационального осмысления, его бытие может быть доказуемо, исходя из бытия вещей. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога, каждое из которых основано на этом принципе.
      Христианская  теология своим учением о трансцендентном  Боге создает своеобразную религиозную  картину мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм.
      В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага  и красоты является Бог. Высшую цель жизни видят в служении Богу. Античному  признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Иудаизм, христианство, мусульманство настаивают на единобожии. Такого рода учения являются монотеистическими. Каков же философский смысл теоцентризма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает геоцентрический вид. Главная наша задача и состоит в том, чтобы понять смысл теоцентризма, его жизненные корни.
      Теоцентризм - это историческая форма выражения  субъекта, его особого места в  мироздании. В условиях, когда человек  еще связан теснейшими узами со всеми  природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.
      Показательно, что античные мыслители, современники христианства, не воспринимали последнее. Им казалось чудовищным считать иудея  Христа сыном Божьим. Они находили в том же христианстве (напомним, что Ветхий Завет был написан еще до нашей эры, а Новый Завет - в 1-11 вв. н.э.) много противоречий. Но даже действительное наличие последних не могло приостановить главного - усиления принципа субъекта, что как раз и нашло свое воплощение в геоцентризме. Кстати, выяснилось, что именно античные мыслители подготовили основу для геоцентрических представлений. Это, в частности, выработка достаточно строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, без которого монотеизм, как очевидно, не может обойтись, а также понимание единого как блага. Когда теологи стали придавать христианству строгую логическую форму, то они обратились непосредственно к арсеналу идей античной философии. Разумеется, принцип субъекта не мог проводиться в средневековье иначе как в соответствии с содержанием жизненных реалий: даже в ученых трактатах Бог появляется как господин, феодальный сеньор, царь. Августин считал, что "творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам". Многократно воспроизводилась мысль, что ангелы, монахи, миряне - вассалы Бога. На золотом французском экю (XIII в.) изображение Христа сопровождалось надписью: "Христос - победитель, Христос - царь, Христос - император". Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец. Христос выступает как Богочеловек, как человек, учитель, наставник, удивительно тонко понимающий смиренную душу необразованного крестьянина. Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма. Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждал средневековых философов рассматривать и уточнять такие понятия, как бытие, сущность, существование, свойство, качество.
      Многие  характерные особенности средневековой  философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.
      Универсалии существуют до вещей, представляя собой  мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум  в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что  иное, как всеобщее понятие. Поэтому  для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее.
      Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
      Спор  номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других. 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №12. Происхождение и сущность сознания. Проблема идеального. 

      Сознание  – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.
      С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного  исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой  к живой порождала все более  сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как результат взаимодействия.
    Структура сознания:
    Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
    Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.
    Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
    Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.
    Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.
      Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.
     Сознание - идеально. Идеальное - это способность  сознания, разума воспроизводить реальность в ощущениях, мыслях, языке и деятельности человека.
     В логическом плане идеальное - это  особый род объектов, которые идеализируются, обладают собственным бытием и особыми правилами операций с ними (это числа, фигуры, абстрактные объекты наук).
     Есть  и социальный план идеального - это  совокупность общезначимых культурных норм, правил религии, морали, искусства, науки. Эти нормы регулируют человеческие взаимоотношения.
     В индивидуально личном плане идеальное - это внутренний мир человека, он представлен в виде его потребностей, целей, желаний, эмоций, мыслей, духовных и душевных ориентаций. Эти силы идеального служат побуждениями человеческой активности в мире.
     Идеальное всегда связано с определенными  материальными структурами языка, мозга, орудиями труда, но не совпадает  с ними, поскольку задачи идеального выражать, представлять формы других тел, которые находятся вне его  материальной досягаемости. Такое свойство, опосредованность идеального - весьма существенно, хоть и парадоксально: идеальное - это способность выражать, представлять природу других объектов, оставаясь при этом самим собой. 

Вопрос  №13. Проблема метода и субстанции в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. 

      Европейскую философию 17 века условно принято  называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального  развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640–1688). Франция  переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
      Субстанция  — материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом.
      Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом  интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был  направлен на вопросы познания – Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт – понятие метода в философии.
      На  первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
      Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
      Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.
      Согласно  рационалистическим учениям всеобщность  и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и  его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. 

Вопрос  №14 Диалектика и метафизика как философские методы. Основные принципы диалектики и метафизики. 

   Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и метафизика. Термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного  и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоположных  мнений (от греч. dialektike - искусство вести спор, ученую беседу). Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях. Создателем первой формы философской диалектики можно считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. "Война (Полемос) -- отец всех, царь всех", -- отмечал Гераклит. Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. "Та из противоположностей, которая ведет к возникновению космоса, называется войной", - писал он.
   В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также  как основанный на этом учении метод  творчески познающего мышления.
   Диалектика - это способ познания, рассматривающий  все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.
   Термин  «метафизика» (греч. meta ta physika - после  физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским  библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.
   Данный  термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.
   С XVII - XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».
   В диалектике существуют два основных принципа: принцип развития; принцип  всеобщей связи.
   Антиподом диалектики является метафизический метод. В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения
    философия, как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.
    Особая философская наука — онтология, учение о бытие как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
    Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.