На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие метода научного познания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине
«Философия»
На  тему: Понятие метода научного познания 
 
 
 
 
 

                                                                                           

                                                                                                             Факультет Уголовное прво
                                                                                                                 1 курс, группа ЗИЮ-032
                                                                                                                      Выполнил: Губин
                                                                                                                   Александр Леонидович
                                                                     
                                                     
                                                            Омск 2011 

                                                   План работы 

    Введение …………………………………………………………..3
    Методология как научная дисциплин…………………………...4
    Понятие метода, типы методов, их характеристика
    и взаимосвязь………………………………………………………...5
    Основные методы эмпирического и теоретического
     познания……………………………………………………………..8
    Заключение………………………………………………………..17
    Список используемой литературы………………………………18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     20 век - век науки. Ее авторитет  в обществе прочен и устойчив. Доверие к науке в целом  возросло на столько, что   она стала отождествляться с  понятием «знание». Однако знание, добываемое наукой, явно превосходит остальные виды своей полнотой. Это в основном происходит за счет метода, которым оно добывается, а так же за счет особого его способа организации и построения.
     Цель  данной работы раскрыть понятие научно метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   I. Методология как научная дисциплина
     Методология - целая область знаний, которая специально занимается изучением методов. Методология (от метод и логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология  науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения. 
 
 
 

     II. Понятие метода, основные типы методов, их характеристика и взаимосвязь.
     Метод (от греческого «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического основания действительности. В научном познании этот путь должен приводить к истине. Если такой путь найден, т.е. известны средства, приемы и способы достижения цели, то его можно показать всем, сделать всеобщим достоянием и, следовательно, обеспечить безусловную воспроизводимость научного знания Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленной природой и закономерностями исследуемого объекта. Таких правил и приемов существует великое множество. Часть из них опирается на обычную практику обращения человека с предметами материального мира, другие предполагают более глубокое обоснование – теоретическое научное. Научные методы – это по сути оборотная сторона теории. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать. Теория как бы «сворачивается» в метод. В свою очередь метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятельность, способствует дальнейшему развертыванию и углублению знания.
     Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми  он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершается те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
     Учение  о методе началось развиваться еще в науке нового времени. Ее представители считали правильным метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ 17 века Ф. Бекон сравнивая метод познания с фонарем, освещающему дорогу путнику,  идущему в темноте. А другой известный ученый и философ того же времени Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивает знание, способствует тому, что ум достигнет истинного познания всего, что ему доступно».
     Методы  подразделяются по степени общности (т.е. по широте применения их в процессе научного познания):
     1). Всеобщие методы
     А). диалектический
     Б). метафизический
     Эти методы по другому называются общефилософскими
     2). Общенаучные методы (они имеют  широкий спектр применения), связаны  с уровнем научного познания.
     Научное познание имеет два уровня: эмпирический (наблюдение, эксперимент, измерение) и  теоретический (идеализация и формализация). Эмпирический уровень характеризуется исследованием реально существующих чувственно-восприимчивых объектов. На нем осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдения, выполнения разнообразных измерений, постановки эксперимента. Здесь также проводится первичная систематизация данных в виде таблиц, схем, графиков и т.д. Кроме того уже на втором уровне научного познания возможно сформулировать некоторые эмпирические закономерности. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит сокрытие глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Его результат – гипотезы, теории, законы. Выделяя эти два уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень выступает в качестве основы теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, полученных на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление опирается на чувственно наглядные образы, в том числе схемы, графики и т.п., с которыми имеет дело эмпирический уровень. В свою очередь эмпирический уровень не может существовать без достижений теоретического уровня, т.к. эмпирические исследования обычно опираются на теоретическую конструкцию, которая определяет и обосновывает применяемые при этом методы.
     3). К третьей группе методов познания  относятся частнонаучные (т.е.  которые используют в рамках  одной дисциплины) при этом они,  как правило, содержат те или  иные общенаучные методы познания. Любой метод сам по себе  еще не предопределяет успеха в познании той или иной материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научные методы в процессе познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III. Основные методы эмпирического и теоретического познания
         Методы  эмпирического познания
         Наблюдение  есть чувственное (преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений меньшего мира. Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности:
         -целенаправленностью  (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях , связанных с этой задачей);
         -планомерностью (наблюдение должно проводиться  строго по плану, составленному  исходя из задачи исследования);
         -активностью  (исследователь должен активно  искать, выделять нужные ему моменты  в наблюдаемом явлении, привлекая  для этого свои знания и  опыт, используя различные технические  средства наблюдения)
     Научное наблюдение всегда сопровождается описанием  объекта познания. Последнее необходимо для фиксирования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые составляют предмет исследования. Описание результатов исследования образует эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития. При этом основные требования, которые предъявляют к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать адекватную картину самого объекта, точно отображать  изучаемые явления. Важно, чтобы понятие, используемые для описания, всегда имели четкий и однозначный смысл.
     По  способу проведения наблюдения могут  быть непосредственными и опосредованными.
     При непосредственных наблюдениях те или  иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека.
     В настоящее время непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических исследованиях как важный (а иногда и незаменимый) метод научного познания.
     Хотя  непосредственное наблюдение продолжает играть не маловажную роль в современной  науке, однако чаще всего научное  наблюдение бывает опосредованным, т.е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.
     Развитие  современного естествознания связанно с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты  и явления, изучаемые ядерной  физикой, не могут прямо наблюдаться  ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных  приборов, можно увидеть только результат их воздействия на определенные технические средства исследования.
     Из  всего вышесказанного следует, что  наблюдение является весьма важным методом  эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.
     Экспериментэто сложный метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.
     Специфика эксперимента состоит также в  том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и  управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.
     Развитие  естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).
     Измерение –это процесс, заключающийся в определении  количественных знаний тех или иных свойств, сторон изучаемо объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
       Важной стороной процесса измерения  является методика его проведения. Она представляет собой совокупность  приемов, использующих определения  принципы и средства измерений.  Под принципами измерений понимают какие либо  явления, которые положены в основу измерений. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения. Единица измерения – это эталон, с которым сравнивается измеряемая сторона объекта или явления. При этом единицы измерения подразделяются на основные , выбираемые в качестве базисных при построении системы единиц, и производные, выводимые из других единиц с помощью математических соотношений. Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерениях величина измерения остается во времени. К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени.
     По  способу получения результатов  разделяют измерения прямые и  косвенные. В прямых измерениях искомое  значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения  ее с эталоном или выдается измерительным  прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений.
     Методы  теоретического познания.
       Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.
     Непосредственной  основой индуктивного умозаключения  является повторяемость признаков  в ряду предметов определенного  класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы.
     Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.
     Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.
     Умозаключение по дедукции строится по следующей  схеме;
     все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы по- ложений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.
     Абстрагирование - заключается в мысленном отвлечении от каких-то, менее существенных, свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования называют абстракцией. Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования - идеализацию. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности. Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта.
     Формализация - особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающего их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков) 

     Методы  применяемые и  на эмпирическом и  на теоретическом уровнях познания
     Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
     Применение  метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко  выявить условия, при которых  он работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.
     Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.
     Таким образом, сущность моделирования как  метода познания заключается в замещении  объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.
     Современной науке известно несколько типов  моделирования:
     1) предметное моделирование, при  котором исследование ведется  на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;
     2) знаковое моделирование, при котором  в качестве моделей выступают  схемы, чертежи, формулы. Важнейшим  видом такого моделирования является  математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;
     3) мысленное моделирование, при  котором вместо знаковых моделей  используются мысленно-наглядные  представления этих знаков и  операций с ними.
     В последнее время широкое распространение  получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.
     Анализ  - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.
     Анализ - органичная составная часть всякого  научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь  переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению  его строения, состава, а также  его свойств и признаков.
     Синтез  - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.
     Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее  обоснованных гипотез, с помощью  которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.
     Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.
     Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.
     Гипотеза  должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифнцируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     Таким образом можно сделать вывод: процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
     Современная наука имеет обширный и богатый  арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются, а классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  используемой литературы
         1. Концепции современного  естествознания / Лавриненко  В.Н., Ратников В.П. / М. 2004;
         2. Концепция современного  естествознания /С.И.  Самыгин/ изд. Третье  доп. И перераб. / Растов-на Дону, "Феникс", 2001;
         3. Концепции современного  естествознания / В.М.  Найдыш/ М, УИЦ  "Гардарики", 2004 ;
         4. Концепции современного  естествознания/ С.И.  Самыгин, В.О. Голубинцев/ М. "Феникс"2005;
         5. Интернет ресурс  www/yandex/ slovari/ru


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.