На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции государства. Правовоерегулированиеобщественныхотношений:понятие,предмет, пределы, методы и типы.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования
Академия  Министерства внутренних дел Республики Беларусь
           Кафедра теории и истории государства и права 
 
 
 
 
 
 

                                            Курсовая работа
на тему: 

Функции государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011
 

Содержание
     Введение……………………………………………………………………3
1. Правовое регулирование  общественных отношений:  понятие, предмет, пределы, методы и типы.
1.1. Сущность  и понятие правового регулирования  общественных     отношений…………………………………………………………………………5
1.2. Предмет и методы правового регулирования общественных отношений…………………………………………………………………………9
1.3.Пределы правового  регулирования общественных отношений …………14

1.4. Эффективность правового регулирования………………………………...16

2. Стадии правового регулирования общественных отношений……………………………………………………………………….20
3. Механизм правового регулирования общественных отношений
3.1.Сущность механизма  правового регулирования, понятие  и основные элементы………………………………………………………………………….22
     Заключение………………………………………………………………..30
     Литература………………………………………………………………...32 
Введение

     В узком смысле под правовым регулированием понимается «воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития».
     Юрист должен понимать правовое регулирование  как разностороннее воздействие  на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо, прежде всего, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации  права.
     В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.
     К средствам социального регулирования  относят, прежде всего, социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма - хотя и основное, но далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.
     В системе социального регулирования  важнейшая роль принадлежит правовому  регулированию и его механизма, которому и посвящена данная работа. 
 

Целью данной курсовой работы является изучение механизма правового регулирования, его структуры, содержания, методов. 

     Для достижения поставленной цели при написании  работы ставились следующие задачи:
    Дать понятие правового регулирования;
    Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
    Дать характеристику структуры механизма правового регулирования;
    Указать критерии эффективности правового регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Правовое  регулирование общественных отношений: понятие, предмет, пределы, методы и типы.
     1.1. Сущность и понятие  правового регулирования  общественных отношений
     Правовое  регулирование понимается как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его  законодательным и исполнительным органам.
     Именно  эти органы принимают наибольшую  часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую  деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, и иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
     Общие юридические цели правового регулирования  сводятся к созданию в обществе стабильного  правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан, которые закреплены действующими нормами права.
     Обще  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально-полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
     Согласно  конституции РФ общие юридические  социальные цели правового регулирования  в РФ выражаются прежде всего в  утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждение незыблемости её демократической основы [1, стр.145].
     Каждый  нормативно – правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в области права, экономики, политики, и иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так Федеральный закон « О сельскохозяйственной кооперации» был принят в целях определения правовых и экономических основ создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
     Таким образом, правовое регулирование –  это деятельность государства и  общества, осуществляемое в процессе подготовки и принятия норм права, их реализация в конкретных и применения  государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.
     Под предметом правового регулирования  понимаются социальные явления, на которое  воздействует право и определенным образом меняет их.
     Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящие время весьма сложна и многообразна. Её можно  подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социо-культурную.
     Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг. В их основе лежит право собственности государства граждан и их объединений на заводы и фабрики, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. 
     Экономические отношения захватывают сферу  оплаты труда работников, налоговых  и иных обязательств, предоставления кредитов, все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров.
     Политические  отношения охватывают всю сложную  и многообразную систему отношений  в процессе управления делами общества и государства.
     Самыми  важными являются пять видов отношений:
        отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им властных полномочий;
        отношения государства и его органов на международной арене;
        отношения в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами  в процессе реализации их политических прав и свобод (формирование представительных органов государства, проведение референдумов, обсуждение важнейших законопроектов);
        отношение между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями;
        отношения между классами иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и иных общеобязательных решений.
      Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В них входят и неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные неимущественные отношения между супругами их детьми и другими их родственниками.
 

       1.2. Предмет и методы  правового регулирования  общественных отношений
      Предмет правового регулирования носит  объективный характер и определяется общественными закономерностями, уровнем  экономического и культурного развития общества.
      Каждое  государство, его органы в поисках  оптимального варианта правового регулирования  общественных отношений могут допускать  известные колебания в определении  совокупности отношений, урегулированных  правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм марали, обычаев или традиций.
      Чтобы побудить граждан и иных лиц к  активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные методы общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выделяют следующие способы правового регулирования общественных отношений:
          стимулы;
          санкции.
      Запрет  понимается как возложенная на граждан  и иных лиц обязанность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нормы, содержащий запрет любое  поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает действий, запрещенных нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет.
      Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причём это право может быть реализовано, только действиями самого уполномоченного лица. (Авторское право, свобода слова, участие в митингах, демонстрациях).
      Дозволение как способ правового регулирования находит широкое применение в нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации её способностей, навыков умений в научной деятельности по созданию материально-духовных благ.
      Между тем решение о реализации решения  о дозволении личность принимает самостоятельно без какого-либо вмешательства и тем более государственного принуждения.
      Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно своими действиями удовлетворить собственные  интересы, также интересы общества и государства.
      Правомочие  представляет собой такой способ правового регулирования, когда  норма права наделяет гражданина или иное лицо возможностью требовать  определенного поведения другого  лица (покупатель в праве требовать  передачу купленной вещи, кредитор в праве требовать от должника возврата долга, по истечению установленного в договоре срока).
      Особым  способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам и иных лицам совершить какие-либо действия в пользу другого уполномоченного лица. Позитивное обязывание – мера должного поведения, лицо, обязанное совершить в пользу другого лица другое действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим способом.
      Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением  и влечет за собой юридическую ответственность, так все граждане РФ обязаны платить федеральные и местные налоги в противном случае, и ждет административная или уголовная ответственность, а также взыскание не уплаченных во время налогов.
      Для того чтобы побудить гражданина и  иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, обязанное лицо добровольно  восполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы. Основные стимулы правомерного поведения выражаются следующим образом: в виде
      1. получения материальных и духовный  благ, ради которых лицо вступало  в конкретные правоотношения;
       2. дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот;
      3. моральных стимулов почетных  званий, государственных орденов  и медалей, почетных грамот
      Действенным способом правового регулирования являются санкции.
      С их помощью государство стремиться побудить граждан и иных лиц надлежащим образом исполнять возложенные юридические обязанности.
      Государство устанавливает меры наказания в  нормах права, делает их гласными и  общеизвестными.
      В процессе правотворчества государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования:
      1. Признавать разрешенным все, что  прямо не запрещено закону.
     Со  способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием. 

Государство не может произвольно применять принципы и методы правового регулирования. Его активная и созидательная в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определённые, объективные пределы.
       В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
     Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
     Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.
     В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве). 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Пределы правового регулирования общественных отношений
      Российские  правоведы признают, что правовое регулирование общественных отношений  имеет свои границы. Выход за них - грубый произвол, вторжение государства  в неподвластное ему сферы  социального регулирования.
      Пределы правового регулирования – это граница государственно- властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений.
      Выделяют  границы в трёх сферах:
      В системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании;
      Деятельности  государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений;
      Использование государством способов правового регулирования.
      Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует волящая личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, моральных, иных социальных не юридических норм     и  личных интересов.
      Подобным  образом личность действует:
      При реализации политических свобод, свободы личной жизни, слово и мысли, литературного художественного, научного и др. видов творчества;
      В сфере личных семейных взаимоотношений;
      В качестве члена общественных либо религиозных объединений.
      Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредования не могут сосуществовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудия, деятельность органов следствия и дознания, разного рода налоги.
      Благодаря праву государство получает возможность  охранять и развивать отношения, которые в обществе могут находиться на стадии становления, но с которыми государство связывает, дальнейшей прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.
      В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования.
      Разрабатывая  систему правовых средств, способных  обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международной правовой нормой закрепляющие права свободы человека и гражданина.
      Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно  ограничивает свои возможности в  правовом регулировании общественных отношений.
            Современное демократическое государство не может устанавливать, запрещающих политические права и свобод граждан, отказывающих в материальной помощи социально не защищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщие и бесплатное образование, на медицинскую помощь, и др. права, закрепленные Всеобщей декларации прав человека и др. нормами международного права.
      В демократическом обществе не могут  устанавливаться и применяться меры государственного принуждения с нарушением презумпции невиновности, к невиновным лицам не соответствующие тяжести совершенного правонарушения.
      Нарушая нормы международного права государство  устанавливает в обществе полицейский  режим, чинит произвол и насилии. Подобные действия государства признаются не правомерными и дают основание гражданам  принимать  меры к установлению такой власти, которая была способна обеспечить в обществе демократию.
    

1.4.Эффективность правового регулирования.

 
     Целью осуществления правового регулирования  является правопорядок.
     «Правопорядок – это такая система общественных отношений, которая устанавливается  в обществе в результате точного  и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права».
     Правопорядок  еще принято рассматривать как  процесс соблюдения, исполнения и применении законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
     Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.
     Определенная  часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
     Общественный  порядок представляет собой «всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов».
     В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
     В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
     Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом  условий (гарантий).
     Под такими гарантиями понимаются такие  условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.
     Различаются материальные, политические, юридические  и нравственные гарантии законности и правопорядка.
     К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура  общества, в рамках которой устанавливаются  эквивалентные отношения между  производителями и потребителями  материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе.
     Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку  его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
     Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.
     Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы  общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.
     К юридическим гарантиям относится  деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.
     Основные  направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия.
     Непосредственную  же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.
     Нравственными гарантиями являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.
     В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь.
     Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее  на основе законов, в условиях стабильного  правопорядка.
     Все перечисленные условия взаимодействуют  между собой, взаимообусловливают и, дополняя друг друга, обеспечивают законность и правопорядок в обществе.
 

 2. Стадии правового регулирования общественных отношений.
      Для наглядности приведем схему основных стадий правового регулирования  общественных отношений (рис.1. Основные стадии правового регулирования общественных отношений).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.