На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание здорового образа жизни у школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Содержание 

 

          Введение

 
     Так уж сложилось, что здоровье ученика  в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Однако, хотелось бы сразу предупредить, это пособие - не только и не столько для врачей и педагогов, непосредственно отвечающих за здоровье тела, сколько для всех педагогов, работающих с детьми в школе.
     Правительство Республики Казахстан уделяет большое  внимание проблеме здоровья школьников. Формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками поставлены на государственный уровень[1].
     С 1999 года Республика Казахстан входит в «Европейскую Сеть Школ Способствующих Укреплению Здоровья», с 2000 года сформирована национальная сеть, которая, на сегодняшний  день, объединяет 682 общеобразовательных  школы Казахстана.
     В 2008-2009 учебном году совместно с Министерством образования и науки впервые проведен Республиканский конкурс «Здоровая школа» среди школ-участниц проекта «Школы, способствующие укреплению здоровья» на лучшую организацию системы укрепления здоровья в школах.
     В республике активно ведется профилактика борьбы с курением и с вредными привычками[2].
     Одной из приоритетных задач реформ в системах здравоохранения и образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни и что не менее важно - выработка осознанного желания сохранить свое здоровье.
     К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в нашем обществе наблюдается снижение здоровья населения, включая здоровье школьников, которые  являются самой социально активной группой.
     Так, за последние 5 лет заболеваемость школьников выросла на 22%, в том числе анемия в 2,5 раза, болезни органов дыхания в 1,5 раза, 
эндокринные болезни и расстройства питания в 1,4 раза, болезни нервной системы в 1,5 раза, травмы и отравления в 1,2 раза. Растет 
заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами у детей и подростков[3]. На сегодня из всех страдающих психическими и поведенческими расстройствами каждый четвертый — это ребенок. При этом темпы прироста этой патологии у подростков в 2 раза превышают прирост у взрослых.
Не уменьшается число юношей, неспособных нести воинскую службу по медицинским показаниям.
     Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, развивая различные подходы - аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический и др., охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологический аспекты.
     Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.
     История отечественного и зарубежного образования  свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого  общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.
   Актуальность  темы данного исследования определяется все еще недостаточным изучения данной темы.
   Тема  работы – «Воспитание здорового  образа жизни у школьников».
   Цель  исследования: обоснование необходимости  внедрения здорового образа жизни  в школах республики .
   Объект  исследования: психология здорового  образа жизни как необходимый  фактор системы обучении и воспитания школьников..
   Предмет исследования: педагогика основных факторов здорового образа жизни.
   Гипотеза  исследования: педагогика здорового  образа жизни приводит к различной мотивации (стремление быть здоровым, сильным, успешным, эффективным, жить долго).
   Задачи  исследования:
   - изучить теоретические и практические  источники по теме исследования,
   - определить понятия образа жизни,  здоровья, здорового образа жизни,
   -  рассмотреть виды и формы здорового  образа жизни школьников,
   -  исследовать вопросы по формированию  здорового образа жизни школы  на основе практического опыта.
   Проблема  формирования здорового образа жизни школьников рассматривается в социологических, медицинских и педагогических исследованиях, казахстанских и российских авторов:  К.А. Тулебаев, А.Д. Соколова, З.С. Абишевой, Дегтерев Е.А., Ю.Н.Синицын, Н.В.Хобина, М.Р Битянова. и др.
   Методы  исследования: теоретический анализ и изучение психологической, медицинской, медико-биологической литературы, сравнение, анализ и синтез. 

 

     I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ

     1.1 Педагогические смыслы понятия «здоровье», здоровый образ жизни

 
     В мировой практике существует множество  определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «...правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»[4]. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений»[2].
     Другие  авторы придают здоровью фундаментальное  значение философской категории  и условия успешности жизни: «здоровье  означает свободу деятельности ...обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни»[4,45].
     Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством,  которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.  В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности    при    максимальной    продолжительности    жизни». НИ. Брехман  (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной   и   структурной   информации».   По   мнению ВТ. Лободина  (1997),   здоровье -  это  бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.
     Согласно  определению Всемирной организации  здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но w социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
     Психическому  здоровью, по словам директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности[5,46].
     Из  приведенных определений (а это  далеко не полный их перечень) видно, что  понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.
     Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни - биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути - позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются - обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.
     По  мнению известного оперного певца В. Барыкина, путь к здоровью и долголетию лежит в отрицании злобы. Если человек желчный, язвительный, злопамятный, он много и долго болеет, и внутренние органы разрушаются быстрее, быстрее разрушается и сила, которую дает нормальный оптимистический настрой.
     Великая русская актриса А.А. Яблочкина  на свое 70-летие сказала гостям: «Я приглашаю Вас всех на мое 80-летие. Соберемся, кутнем, выпьем». Многие тогда усмехались украдкой. Но на 80-летие действительно встретились. Яблочкина сказала: «Я очень рада, что вижу многие лица, которые были у меня 10 лет назад. Спасибо, давайте соберемся на 90-летие». Опять были усмешки. Собрались на 90-летие «Вот видите, те, кто улыбался тогда радостно, - по-прежнему со мной, а те, кто усмехался ехидно, - их, к сожалению давно уже нет среди нас...[3,47].
     Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни - это «лицо» индивида, отражающее одновременно и уровень общественного прогресса, и его частную реализацию.
     С одной стороны, образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями. В то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
     Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
     Если  попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно  заметить, что уровень жизни отдельного человека в значительной степени определяется уровнем экономического состояния общества, т.е. имеет общественно-экономический характер. Качество жизни обладает двойной зависимостью, общественной и личной, по преимуществу обусловлено личным отношением к уровню жизни, пониманием и реализацией человеком своих возможностей в достижении благополучия. Отсюда понятно, что здоровье человека, прежде всего, будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными особенностями[3,48].
     Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее  одинаковом уровне потребностей, характерном  для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное. В связи с этим, появляется возможность педагогического управления становлением образа жизни, которая, в первую очередь, зависит от воспитания.
     Наиболее  полно взаимосвязь между образом  жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Б.Т. Лихачев называет это антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Это могут быть и религиозные идеи. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не следует сводить к «анти - », т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого[3,49].
     Таким образом, исходя из названных определений  и взяв за основу теоретическое положение  ВТ. Лободина о духовном совершенстве, мы пришли к следующему выводу: здоровье - это нормальная (бесконфликтная, безопасная, счастливая) деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.

     1.2 Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся

 
     Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные  50% - от образа жизни человека. Таким образом, появля-  ется дополнение к известному определению: образ жизни -это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
     К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
     Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Свидетельством психического здоровья школьников в значительной мере является выполнение ими всех требований и функций школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебными программами; соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, родителями и посторонними взрослыми.
     Тем не менее, у школьников наблюдается  рост всех заболеваний и, в частности, нервно-психических. Причинами таких заболеваний, помимо конфликтов школьной жизни, выступают события, происходящие и за пределами школы, но оказывающие иногда более сильное негативное воздействие на успешность обучения. В частности, это зрелища повышенной эмоциональности, в том числе конфликты, которые возникают как в семье, так и в среде сверстников.
     Оснований таких болезней много: одни из них коренятся в семье, другие - в школе. К числу первых можно отнести: наследственные болезни; несоблюдение матерями рекомендаций врачей во время беременности; родовые травмы; неполноценное и нерегулярное питание; трудные материальные условия; ненормальные отношения в семье; работа будущих матерей во вредных для здоровья условиях; отсутствие контроля за здоровьем ребенка со стороны родителей.
     Вторую  группу причин составляют образовательные, обусловленные отсутствием необходимых условий, должной диагностики и контроля за здоровьем учащихся: скученность в классах, слабая освещенность кабинетов и помещений, не соответствующий медицинским нормам воздушно-тепловой режим в аудиториях, слабое знание психофизического состояния учащихся, недостаточный контроль за их здоровьем со стороны медицинских работников и педагогов, отсутствие во время проведения занятий положительного эмоционального фона, плохая организация занятий по физической культуре, эпизодичность профилактических мероприятий по предупреждению заболеваемости обучающихся и воспитанников, ненормальные взаимоотношения в педагогических и ученических коллективах и т.д.
     Взаимоотношения с самим собой - это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.
     Эмпирическим  путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление  алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как противоположные-действия повышают его. И; чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.
     Показательно, что среди факторов, определяющих готовность учащихся к формированию здорового образа жизни, на первое место сами школьники выдвигают недостаток знаний, на второе - настойчивость и силу воли, на третье - отсутствие подходящих условий, лишь на последнее - нехватку времени. Таким образом, одним из ведущих внутренних факторов становится мотивация.
     Мотивация - внутреннее побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.
     Нужно понимать, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить вести человека здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль поведения.
     И.И. Соковня-Семенова выделяет семь мотивационных  категорий, объединяющих близкие мотивации.
    Самосохранение. Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенных действий, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
    Подчинение этнокультурным требованиям.
     Формулировка  мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным 
требованиям потому, что хочу быть равноправным членом 
общества,  в котором живу.  От моего здорового образа 
жизни зависят здоровье и благополучие других»[3,66].

    Получение удовольствия от самосовершенствования. Эта простая гедонистическая мотивировка формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
    Возможность  самосовершенствования.  Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
    Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение».
    Сексуальная реализация. Формулировка:  «Здоровье дает мне  возможность для сексуальной гармонии». 
    Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство»[4].
     Случаи, когда семь мотиваций для человека одинаково значимы, встречаются  крайне редко. Более того, человек, для  которого одновременно значимы все перечисленные побудительные причины укрепления и сохранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемой здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?
     Однако  в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве - это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте - возможность для самосовершенствования и способность к маневрам. С формированием мотивации сексуальной реализации для молодых людей, как ни странно, иногда теряет значимость первая мотивация -самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Именно это служит причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной наркомании, пьянства, ведущего к алкоголизму[5].

     1.3 Воспитательно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении

 
     Воспитательно-оздоровительная  работа в общеобразовательном учреждении объединяет все, что способствует выполнению школьником учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы.
     Состояние здоровья служит объективным показателем, определяющим возможности для здорового  образа жизни.
     Возможность вести ЗОЖ зависит от: 1) пола, возраста и состояния здоровья; 2)знаний о  здоровье;
    оптимальной двигательной активности;
    условий обучения и воспитания;
    социально-экономических условий;
    наличия полезных и вредных привычек;
    внутренней воли вести ЗОЖ.
     Итак, для формирования здоровой личности учащегося
     необходимы:
     - знания в области здоровья;
     -создание  оптимальных внешнесредовых условий  в
     школе и дома;
    правильная организация труда и отдыха;
    формирование полезных привычек;
    воспитание сознательного и бережного отношения к своему здоровью.
     Здоровье  человека, не страдающего врожденными  или приобретенными заболеваниями, следует охранять и укреплять. Здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.
      Факторы, влияющие на формирование ЗОЖ
     Здоровье + успешное обучение
     1
     Эта коррекция может быть сугубо медицинской, может сочетать в себе медицинские и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим. Охрана, укрепление и коррекция здоровья школьников возможны только тогда, когда педагоги хорошо ориентируются в особенностях здоровья учащихся.

     1.4 Педагогические условия воспитания здорового образа жизни

     1.4.1 Процесс воспитания здоровья учащихся

 
     Процесс формирования здоровья учащихся объединяет все, что способствует выполнению учебных, познавательных, общественных, бытовых и гигиенических функций человека в оптимальных для здоровья условиях. В связи с этим, образовательно-оздоровительные средства (методы, приемы, педагогические условия, организационные формы, технологии) используются для формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья учащихся достаточно избирательно.
     Реализация  рассмотренных методов становится более эффективной, если их содержание раскрывается в определенных условиях. Существует два подхода к пониманию и применению педагогических условий.
     I. Сторонники традиционного, формирующего подхода представляют педагогическое условие, как внешнее обстоятельство, фактор, существенно влияющий на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат[5].
     Такие условия делятся на объективные  и субъективные. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля, в которой протекает традиционный образовательный процесс.
     К педагогическим условиям формирования здоровой личности в образовательном пространстве относятся:
     - наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся в общеобразовательных учреждениях, разработанной на основе требований санитарных норм и правил и государственного образовательного 
стандарта;

     -формирование  знаний в области технологии  сохранения, поддержки и укрепления здоровья;
    обеспечение   материально-пространственной   среды для   организации   воспитательно-оздоровительной   деятельности;
    наличие эмоционально-положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов;
    практическая включенность всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;
    наличие единых педагогических требований в системе «ученик-учитель-родитель» по организации здорового образа жизни учащихся;
    высокий уровень активности обучающихся в воспитательно-оздоровительной работе;
    практическая реализация содержания воспитательно-оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни;
     -личностно  ориентированный и дифференцированный  подходы к формированию здорового  образа и стиля жизни.
     В.И. Андреев[6] конкретизирует эти условия и классифицирует их следующим образом.
     Педагогические  условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности
    Показ личной значимости здорового образа жизни.
    Систематические   занятия   утренней   гимнастикой, физкультурой.
    Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
    Экскурсии на природу, туристические походы.
    Соблюдение гигиенических норм и правил.
    Воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организма.
    Подвижный образ жизни.
    Полноценное питание.
    Оптимизация учебной нагрузки.
     10. В необходимых случаях - профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни).
     Одним из важнейших условий становится удовлетворение физиологических потребностей школьников. Этому способствует соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т. д.
     При этом следует иметь в виду, что формы и объем потребностей каждого ребенка разняться. Поэтому, важной представляется способность педагога определять индивидуальные формы и объем потребностей ребенка.
     Чтобы преодолеть эту ступень на пути к  здоровому образу жизни, педагогу необходимо ответить на ряд простых вопросов:
    В котором часу ложатся спать учащиеся класса и когда они просыпаются?
    Успевают ли ваши учащиеся позавтракать? Хватает ли им времени, чтобы пообедать в школьной столовой?
     3. Контролируете ли  вы утомляемость учащихся  на уроке? Даете ли им возможность передохнуть?
    Соизмеряется ли сложность материала с возможностями учащихся?
    Удобно ли подросткам сидеть за партами? Хорошо ли им видно и слышно учителя?
    Как часто проветривается классная комната? Каковы температурные условия в классе?
    Есть ли у детей возможность проявлять свою двигательную активность на уроке? Проводятся ли физкультминутка или двигательные игры? Чем заняты дети на перемене?
     Удовлетворение  физиологических потребностей ребенка связано с созданием условий, которые не всегда могут находиться под контролем учителя. Однако, если учащиеся уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. Следовательно, ребенок не станет мучительно думать, можно ли отпроситься с урока, как проявлять свою двигательную активность на перемене, не станет связывать свою усталость со злой волей учителя. В равной мере возрастут его шансы на удовлетворение физиологических потребностей, если он будет считать учителя авторитетным лицом: он скорее обратится к такому педагогу за помощью, не станет бояться вмешательства других учителей, если совершит проступок.

     1.4.2 Педагогические условия самоорганизации культуры здорового образа жизни

 
     Современный учитель достаточно осведомлен о личностно ориентированном образовании. Вместе с тем, информационное поле отечественной педагогики противоречиво: не только педагогам-практикам, но и большинству ученых не удается преодолеть традиционных представлений о принципиально новой реальности, в том числе - и в педагогике здоровья. Избежать соблазна решать новые задачи старыми средствами помогает новый взгляд на новые ценности образования.
     Если  на первое место ставится необходимость  бесконфликтного перехода незнания в знание, неумения в умение, перевода общественных ценностей в достояние личности на уровне смысла, когда требуется компромисс, педагогическая организация разумных уступок - в этих случаях речь должна вестись о педагогических условиях другого, более высокого качества.
     II. Педагогические условия - это особая категория образовательного процесса, представляющая собой специально организованную среду для востребования ценно-стно-смыслотворческого потенциала личностных структур сознания учащихся. Такая среда объединяет разнообразные возможности: оценивания, размышления, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания оздоровительно-образовательной деятельности.
     Условия - это также и то, что необходимо учитывать и создавать в качестве поддерживающего фона самоорганизации личности: условия постановки общих и частных целей занятия, мероприятия; условия для востребования ценностно-смыслового компонента сознания; условия для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания и т.д. Такие условия, принципиально не содержащие элементов принуждения, направлены на развитие самодеятельности ученика.
     Самодеятельность, т.е. деятельность по самооздоровлению, идущая не от принуждения, а от внутренней потребности ученика, требует создания педагогических условий по выработке особой «договоренности». Договариваются между собой не учитель с учеником, а ученик со своим внутренним миром, благодаря тому, что учитель умеет создавать упомянутые выше педагогические условия.
     Если  представить внутренний мир ребенка  содержанием его сознания, как предлагают представители гуманистического подхода в образовании, можно заметить, что в сознании «сотрудничают» три слоя: бытийный, культурный
     и рефлексивный. Бытийный слой «отвечает» за связь с внешним миром, воспринимает его влияния и реагирует на них. Реагирует по-разному: либо как  сильная личность, утверждающая себя и преобразующая мир, либо как  адаптированная личность, подстраивающаяся к внешнему миру и идущая у него на поводу. Однако сила личности зависит не от бытийного слоя, он только представляет внутреннюю работу двух других слоев: культурного и рефлексивного.
     По  мнению В.П. Зинченко, энергия бытийного  слоя сознания должна была бы быть выше, чем энергия рефлексивного, т.к. она непрерывно подпитывается извне получаемыми результатами. Однако главное свойство рефлексии - объединительная целостность цели, средства и результата, которые разъединены в бытии и во внешнепредметной деятельности, придает ей гораздо большую внутренне обеспеченную энергию, характеризующуюся большим числом степеней свободы[7].
     Но  и рефлексивный слой сам по себе - это только хранилище нравственных ценностей, которые так и могут храниться, не проявляясь, до тех пор, пока не будет педагогически организована деятельность культурного слоя сознания. Эти слои и «договариваются» между собой: чем больше культуры подпитывает рефлексивный слой, тем сильнее личность на бытийном слое, тем больше в ней «самости», Я-концептуальности, больше силы и разумного, ответственного отношения к своему здоровью. Это и есть механизм выработки личностного смысла, самовыращивания, самоорганизации новых качеств личности. Приведенные выше педагогические условия, способствующие работе этого механизма, обеспечивают такие процессы, как. обмен информацией, диалог (с учителем, одноклассниками, с учебным материалом), умения размышлять, критично оценивать, мотивировать, рефлексировать - с позиций культурного человека.
     Очевидно, что возникновение таких качеств личности не может происходить в результате даже тщательно скрываемого, но от этого - не менее насильственного давления извне. Обмен информацией должен быть обменом, а не насаждением «правильных» позиций; диалог должен иметь «зазор» для взаимодополнительности мнений, а не разбрасывать ориентиры-предписания для «попадания» в единственно ожидаемый ответ; учебная задача должна не только задавать ориентацию на правильное решение, но еще и содержать основания для возникновения умений размышлять, критично оценивать, мотивировать и т.д.; рефлексия становится не просто одной из функций самооценки, а вниманием, направленным личностью на состояние и деятельность своей души[8].
     Следовательно, рефлексивный слой и есть содержание сознания, требующее к себе педагогического отношения на уровне смысловых ценностей, а не только на привычном уровне требований, поддерживающем деятельность его бытийного слоя. Педагогическая организация взаимодействия этих слоев обеспечивает целостное развитие личности.
     Педагогическая  работа с условиями поддержки  самоорганизации личности соответствует  деятельности сознания, продвигающегося от повторения чужого к производству своего. Эта деятельность во многом носит личностный характер.
     Главное условие - предоставление ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений, Следовательно, условия воспитания и должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания,  мобилизующих его на выбор оснований для размышления, предваряющий выбор конкретных действий.
     Ценностно-смысловые  условия способствуют выработке личностью мотивов для осмысленного отношения я предлагаемой образовательной деятельности. Такое отношение в целом определяется способностью учителя оказывать разноплановую педагогическую поддержку учащимся. В качестве условий-предпосылок, обеспечивающих организацию "помогающего" поведения учителя, могут быть использованы следующие положения:
    Эффективность воспитания, соответствующего новым условиям жизни и ценностям воспитания, зависит от содержания базовых ценностей (цивилизованность, сила личности, помощь, сильная позиция критичности, справедливость и т.д.) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания - мотивированием, созданием индивидуальной картины мира, психологической защитой и  т.д.
    Изменение содержания базовых ценностей учителя и ученика в сторону гуманистических смыслов  (перевод негативных установок, мыслей, эмоций, отношений в позитивные: раздражение и гнев - на спокойствие и терпение, зависть - на  доброжелательность, коварство - на великодушие, жестокость - на милосердие и т.д.) достигается посредством изменения речевых стратегий. Психологи утверждают, что, усвоив особый язык, можно начать не только по-другому говорить, но и видеть события в 
    другом свете, иначе понимать их,  по-другому реагировать (даже внутренне!), т.е. идти от изменений в построении стиля общения к изменениям в стиле сознания и поведения.

    Признание необходимости в оказании помощи.
     Обращение к источникам оказания помощи в самоформировакии нравственного идеала предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к идеалу. Задача учителя определяется содержанием синергетического   ориентира   нравственности  убеждающей коммуникации. Коммуникация имеет положительное воздействие, если подход к анализу фактов и их ценностных аспектов базируется на нравственных принципах.
     Синергетика определяет возможность передачи психических состояний одних лиц другим, тем самым, способствуя их взаимопониманию и взаимодействию. Аргументация выступает как рационально-логический способ убеждения, способствуя переходу безличной информации в личностно значимую. Аргумент не может быть безнравственным, а личность его носителя становится своеобразным показателем нравственности. Следовательно, необходимы дополнительные (помимо сиюминутно возникающих впечатлений) сведения об авторе информации - его нравственная характеристика.
     Условия постановки и представления проблемы самоидентификации с нравственным идеалом:
     - доступный и понятный язык; возможность для анализа описания идеала; допустимость ошибок, сомнений; ориентиры для поиска компромиссов;
    создание ситуаций выбора, результатом которого становится принятие решения по поводу достижения идеала; выбор предполагает наличие альтернатив, т.е. вариантов принимаемых решений;
    учитель востребует не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений самоизменения.
     Ценностно-эмоциональные  условия обеспечивают эмоциональность восприятия и осмысления учеником специфических действий учителя по созданию личностно ориентированной ситуации на уроке или на классном часе:
    принятие решения в процессе обсуждения той или иной проблемы;
    субъектность решения, принимаемого в сложных ситуациях, требует дополнения недостатка в объективной информации интуицией, которая может выступать в качестве  основы для  педагогической  импровизации. Будучи удачной, импровизация учителя всегда вызывает яркий, эмоциональный отклик у учащихся;
    «утепление отношений» - учитель должен учесть влияние своего решения не только на действия, но и настроения своих учеников. Объясняя ученикам свои peшeния, учитель может ссылаться на любые факторы, в том числе и на эмоциональные, важно лишь сделать логические выводы из посылок, быть убедительным и в результате понятым и при этом не противоречить самому себе;
    информация индексируется «разметками» для стимулирования социогенетической памяти, выступающей средством формирования умений моделирования контактов («встреч») между различными обозначениями и смыслами предлагаемых действий, упражнений, игр и т.д.;
     - побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика и т.д.
     Таким образом, воспитательно-оздоровительная  деятельность, организуемая в целом как гуманистическое условие жизни ученика, выстраивается с учетом следующих ориентиров. Так, организация любого урока и мероприятия может быть представлена как открытая система. Это означает, что главными условиями становятся:
    открытость (содержание мероприятия не имеет однозначной аксиоматичности);
    дополнительность (содержание наполнено основаниями для его дополнения субъективными смыслами учеников);
    субъектность (мероприятие содержит основания для актуализации внутренней, творческой активности);
    проблемность (содержит основания для возникновения проблем в сознании ученика);
    диалогичность (установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения  и  ее защиту,  умение  слушать  и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию).

     1.4.3 Технология развития мотивов здорового образа жизни

 
     Рассмотренные выше условия становятся педагогическими, если создаются при помощи специальной технологии. Особенность такой технологии состоит в том, что она «работает» не с учеником, а с образовательной средой, окружающей ученика. Изменяя находящиеся в этой среде объекты (предметы, ситуации, ценности, отношения и т.д.), учитель получает удивительную педагогическую возможность: развивать сознание ученика (и, соответственно, его личность), не прибегая к какому-либо давлению. Отсюда берет начало понятие «педагогическая поддержка»[3,125].
     Особую  роль в педагогической поддержке  учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных "вкладов" в решение общих задач. Не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и т.д.
     Личностная  педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Поддержка означает оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями. Поэтому основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания.
     Одной из наиболее сложных структур сознания является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа и личности, и ее деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. В современной педагогической синергетике формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности.
     Обычно  педагогическая  технология   понимается  как жестко установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленных на достижение заданного результата - необходимых качеств обученности и воспитанности. Такая технология применяется для формирования определенных познавательных умений и навыков. Ее сфера деятельности - мышление.
     В личностно ориентированном образовании технология является гибким алгоритмом реализации определенной концепции. Она обеспечивает «выход на личность» посредством создания культуросообразной среды личностного развития, организации условий для смыслопоисковой деятельности и оказания педагогической поддержки самоорганизации личности. Здесь технологичность возможна на уровне общего подхода, плана действий, а не жесткого распределения шагов и шажков учителя. Эта технология проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Она помогает увидеть личность в себе и ученике, и поэтому направлена на развитие ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции, автономности, самостоятельности, ответственности и др.
     Алгоритм реализации педагогической концепции должен представлять конкретные этапы конкретных действий учителя. Поэтому педагогическую технологию можно представить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.
     На  диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей. Результаты многих исследований доказывают, что учителя воспринимают учеников "оценочно", почти не различают их индивидуальные и личностные особенности. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно способствуют такому постижению-различению. Идентификация, по доминантности-недоминантности, мобильности-ригидности, экстравертности-интровертности, являющимися наиболее стабильными и общими личностными свойствами - все может быть использовано в качестве первого шага.
     На  этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий. Организация общения предполагает наличие стратегического плана учителя по созданию такого ученического сообщества, которое помогало бы развитию личности, обладало характеристиками (прежде всего - эмоциональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности ребенка.
     Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван «этапом отстранения», предоставления ученикам максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и способностей к педагогическому мастерству.
     Главным фактором становления основ самоорганизации  выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве основной выступает личностная структура мотивирования, определяющая эффективность смысловой основы самоорганизации физической культуры сознания.
     Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления культуры здорового образа жизни.  Но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования необходимых детскому организму качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.
     Физическая  культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу, как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми. Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации - приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со, стороны учителя.
     Выводы:
     Таким образом, здоровье - это состояние  полного физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и дефектов. Здоровье  - это процессы сохранения и развития биологических и психических функций организма, оптимальной трудовой деятельности и социальной активности человека, способности в соответствии с возрастными особенностями к воспроизводству здорового потомства при максимальной продолжительности жизни».
     Воспитательно-оздоровительная  работа в общеобразовательном учреждении объединяет все, что способствует выполнению школьником учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы.
 

     II.Образовательно-оздоровительные средства педагогики формирования здорового образа жизни

     2.1 Опыт работы школы средней школы №2 по формированию здорового образа жизни учащихся

 
     Правительство Республики Казахстан уделяет большое  внимание проблеме здоровья школьников. Формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками поставлены на государственный уровень.
     В 21-ом направлении «Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана» от 28.02.07 г. - Улучшение  качества медицинских услуг и  развитие высокотехнологичной системы  здравоохранения, подчеркивается, что начальная медицинская подготовка должна стать обязательной частью всех школьных и университетских учебных планов, необходимо повысить уровень знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни и здравоохранения.
     Уже 10 лет в школах республики реализуется базовая образовательная программа по профилактике заболеваний и укреплению здоровья «Валеология - как быть здоровым», утвержденная приказом МОП РК № 572 от 24.11.1998 г.
     Проводится  предмет за счет вариативной части  базисного учебного плана, включает все аспекты ЗОЖ и охватывает 73% общеобразовательных школ и 10% средних, высших учебных заведений республики, что крайне недостаточно.
     Преподавание  ведется на казахском и русском  языках по учебникам Адылханова А.С. и Жанабердиевой К.А., Брусенко З.Г. и Сейдуманова С, Акмырзаевых М. и Л.З.Тель, Е.Д. Даленова, журналам «Валеология, здоровые и жизненные навыки», «Денсаульщ» и электронным учебникам.
     Валеология - относительно новая научная и  учебная дисциплина, имеющая на сегодняшний день, определенную сложившуюся структуру и методики преподавания. Она, как и многие науки, носит комплексный характер и ее можно уверенно назвать «Медициной здоровья».
     Работая в течение нескольких лет над  развитием индивидуальных способностей учащихся, педагоги средней школы №2 пришли к выводу, что необходим решать проблемы здоровья школьников.
     Половина  детей нуждается в постоянном лечении: у них часто плохое самочувствие и учеба дается им с трудом. При  анализе Листов Здоровья по школе  медицинские работники дали нам ошеломляющий результат: 46% детей находятся под постоянным наблюдением врачей, состоят на диспансерном учете. На первом месте были гастрозаболевания, на втором - миопия, на третьем - заболевания опорно-двигательной системы и т.д. Учитывая это, в школе пришли к выводу, что логичнее будет на первое место поставить работу по укреплению здоровья учеников школы, и тогда развитие их индивидуальных способностей пойдет гораздо эффективнее.
     Самое сложное было в том, чтобы включить весь этот эксперимент - комплекс мер по оздоровлению в учебный процесс, не нарушая его системы, не допуская в то же время перегрузки школьников.
     Как это сделать? Что придумать? Какие  методы использовать? Как изменить методики учебных предметов и  использовать из них те, которые  помогут сберечь здоровье? Вот крут вопросов, на которые следовало искать ответы.
     Началось  все с введения программы по «Валеологии» в 1-11 классы за счет факультативных часов  специально подготовленным учителем. Но как было определить на первоначальном уровне знания ученика? Началась наработка анкет, тестов, которые помогали в этом. После прохождения каждой темы - итоговый срез. Который показал, что проводимые уроки дают положительный эффект.
     Обучение  школьников валеологии осуществляется на основе планомерного преемственного развития понятий, усвоения ведущих идей, научных фактов по гигиене, санитарии с учетом знаний, закономерностей жизнедеятельности организма человека, формирует знания, умения, навыки, необходимые для поддержания и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
     В настоящее время в школе уже сложилась определенная система работы. Структура работы по здоровому образу жизни в школе состоит из 3-х блоков.
     Первый  блок - методическая работа. Прежде всего, это обучение учителей методикам, сберегающим здоровье. С этой целью в школе проводятся семинары силами специалистов, а также своих учителей-тренеров, прошедших обучение. Эти семинары проводятся на каникулах, что позволяет охватить всех учителей без потерь учебного времени.
     Второй  блок - образовательная программа. Главная задача - научить детей как быть здоровыми. Это и занятия по нравственно-половому воспитанию, за счет классных часов, и непосредственно уроки валеологии, все предметные уроки проходят в интерактивных методиках, которые тоже сберегают здоровье. Интерактивные занятия дают большой эффект, потому что ребенок поставлен в условия, когда он находится внутри ситуации, когда истина ему не преподается, а он переживает ее сам. Кроме того, во время таких занятий у детей нет необходимости сидеть за партой строго в затылок друг другу. Можно сидеть по кругу или на ковре, что создает более комфортные условия для работы.
     Третий  блок - практическая работа. Учитывая, что по результатам обследования на первом месте стоят гастрозаболевания, в школе организовано обязательное горячее питание. Обед из трех блюд, выпечка или салат стоят сегодня вполне по карману каждому, и поэтому в школьной столовой питаются практически все ученики.
     Больной ребенок, если ему рекомендовано  врачами, регулярно получает фитонастои.
     Для профилактики и лечения опорно-двигательной системы уже три года, начиная  с 5 класса, введен 3 час урока физкультуры  в неделю. Все классы одной параллели  приходят на урок одновременно, затем  одна группа уходит на лечебную физкультуру, другая - в малый спортивный зал, третья - в большой, четвертая - в тренажерный зал (в нем 18 тренажеров).
     Для занятий здоровья в школе обходятмся всего одним дополнительным часом (4 класса по 2 часа в неделю - это 8 часов, плюс 1 час дополнительный на всю параллель - получается 9. Если разделить это количество на трех учителей, получается 3 часа в неделю). Для этого не потребовалось больших материальных затрат, а у детей увеличилась физическая нагрузка.
     Для профилактики заболеваний глаз перед  первым уроком проводится офталъмогимнастика. Используется магнитофонная запись, где команды звучат на фоне музыки. Ее могут проводить и специально подготовленные учащиеся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.