На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


биография Ломоносов: жизнь и труды

Информация:

Тип работы: биография. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


О первых годах жизни  Ломоносова имеются крайне скудные  сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в  деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и Дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный».Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет В 1721г. отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина сооседней Ухтостровской волости. Летом 1724г. она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась "злой и завистливой мачехой". Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.
Упоминание о поморской  семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.  

В начале XVIII века семья  Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным  земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.  

Плавания в суровых  северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти  все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710г. Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т.е. знал навигационное дело. В 1722г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753г., Ломоносов писал, что отец "довольство кровавым потом нажил".  

Лучшими моментами  в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом  Ломоносов ходил как в дальние  плавания — в Северный Ледовитый  океан — к Новой Земле и  Шпицбергену, так и в ближние  — до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его  ум разнообразными наблюдениями. Влияние  природы русского севера легко усмотреть  не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни  на суше — все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». .. (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144). Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере.  

 Еще от матери  Ломоносов научился читать и  получил охоту к чтению; позднее  она, по-видимому, была поддержана  в нем поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове  сознание необходимости «науки»,  знания. «Вратами учености» для  него делаются откуда-то добытые  им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.  

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили  Ломоносова принять решение —  оставить родной дом и отправиться  в Москву.  

Годы, проведённые  Ломоносовым в Поморье, сыграли  большую роль в формировании его  мировоззрений, наложили свой отпечаток  на интересы и стремления юноши, в  значительной степени определили направление  его дальнейшего творчества.  
 
 
 

               

Трудно назвать  какую-либо отрасль науки, из существующих 

в XVIII в., в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого 

вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, 

горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности  

и литературе он либо создал капитальные труды, совершил 

выдающиеся научные  открытия, либо выдвинул новые идеи, 

высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки 

лет и столетия опередили  свое время. 

   

Президент АН СССР М.В. Келдыш (1961 г.). 
 

   

Детство и учеба  М.В. Ломоносова 

   

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Его отец Василий Дорофеевич Ломоносов (1681–1741) – государственный крестьянин, занимавшийся морским промыслом. Мать, Елена Ивановна, урожденная Сивкова (умерла около 1720), дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода. 

Беломорский край, где  родился М.В. Ломоносов, был в экономическом  и культурном отношении одним  из развитых районов России. Крестьянство Русского Севера не знало крепостной зависимости. Ломоносова обучал грамоте  дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям. Ломоносов,  будучи сыном крестьянина, не мог учиться в единственной в Холмогорах словесной школе. Он ушел из родного дома вопреки воле отца. Ему пришлось искать поддержку у односельчан. Сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля и дал беглецу «китайчатое полукафтанье». 
 
 
 
 
 
 

   

Физические исследования М.В. Ломоносова 

   

Ломоносов занимался  изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории дано объяснение многих физических явлений. Ломоносов  показал природу твердых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния  и упругости газов. В диссертации  «Размышления о причине теплоты  и холода» Ломоносов предложил  свою теорию теплоты, опровергавшую  господствовавшее в то время представление  о «тепловой материи». Причиной теплоты  ученый считал вращательное движение составляющих тело частиц: чем оно  быстрее, тем выше температура тела. 

Видное место в  творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения – «ночезрительной трубы», «горизонтоскопа», телескопа. В 1741 году он предложил проект «катоптрико-диоптрического зажигательного инструмента» – своеобразной солнечной печи, позволявшей получать высокую температуру, которую иным способом тогда достигнуть было невозможно. 
 

Именем Ломоносова названы:
Учреждения науки, образования и культуры:
Московский государственный  университет имени М. В. Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
Московская государственная  академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
Архангельский театр  драмы имени М. В. Ломоносова
Северный Арктический  Федеральный Университет имени  М.В. Ломоносова
Архангельский городской  лицей имени М. В. Ломоносова
Холмогорская средняя  школа имени М. В. Ломоносова в  Холмогорах
Гимназия Ломоносова в Риге
Харьковская гимназия № 46 им. М. В. Ломоносова
Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
Самарская средняя  школа № 6 им. М. В. Ломоносова
Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге 

Семья и потомки
С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов  жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель). Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх (1720—1766)
8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая  при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов  и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. В 1743 году (не позднее ноября) Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году.
 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.
Единственная  оставшаяся в живых дочь Елена  Михайловна Ломоносова (1749—1772) вышла  замуж за Алексея Алексеевича  Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака  Елены Ломоносовой и Алексея  Константинова родился сын Алексей (ок. 1767—1814) и три дочери Софья (1769—1844), Екатерина (ок. 1771—1846) и Анна (ок. 1772—1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года. 

Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича  и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Именем  Ломоносова названы:
Московский  государственный университет имени  М. В. Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
Московская  государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
Северный  Арктический Федеральный Университет  имени М.В. Ломоносова
Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова
Холмогорская  средняя школа имени М. В. Ломоносова в Холмогорах
Гимназия  Ломоносова в Риге
Харьковская гимназия № 46 им. М. В. Ломоносова
Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова
Гимназия  № 73 «Ломоносовская гимназия» в  Санкт-Петербурге
Гимназия  № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве
Гимназия  № 91 имени М.В. Ломоносова в г. Железногорске Красноярского края
Национальный  горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.) 
 
 
 
 
 
 
 

«Трудно назвать  какую-либо отрасль науки, из существующих в XVIII в., в которую бы Ломоносов  не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.»   Так сказал о Михаиле Васильевиче Ломоносове Президент Академии Наук СССР М.В. Келдыш  в 1961 г.
Детство и юность.
О первых годах  жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье. Его отец -  Василий Дорофеевич Ломоносов – занимался морским промыслом. Мать, Елена Ивановна, урожденная Сивкова,  дочь дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.
 Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. В 1721г. отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина сооседней Ухтостровской волости. Летом 1724г. она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась "злой и завистливой мачехой".
 Деревня Мишанинская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их главным источником благосостояния являлся морской промысел.
  Плавания  в суровых северных морях были  нелёгким делом. Поморы объединялись  в артели. Почти все Ломоносовы  деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710г. Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т.е. знал навигационное дело. В 1722г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753г., Ломоносов писал, что отец "довольство кровавым потом нажил".
Лучшими моментами  в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом  Ломоносов ходил как в дальние  плавания — в Северный Ледовитый  океан — к Новой Земле и  Шпицбергену, так и в ближние  — до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его  ум разнообразными наблюдениями. Влияние  природы русского севера легко усмотреть  не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни  на суше — все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере.  

Еще от матери Ломоносов научился читать и получил  охоту к чтению; в дальнейшем он учился  у дьячка местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельникова. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности», по его собственному выражению для него делаются книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к  знаниям, тяжёлая обстановка в семье  заставили Ломоносова принять решение  — оставить родной дом и отправиться  в Москву. Узнав, что отец хочет  женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. Сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля и дал беглецу «китайчатое полукафтанье».
 Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества. 
 
 
 
 
 
 

Путешествие в Москву. Годы учебы.
  В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой любимые книги -"Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога длиной 1500 километров. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.
  1731 года января 15 числа поступил в "Спасские школы", то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, - издания светского содержания и философские, и даже - физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году - в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
  В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не найдя там совершенно никаких материалов для физики и математики, он "прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов".
   В следующем, 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
  В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в Европу.
  За границей  Ломоносов пробыл пять лет:  около 3 лет в Марбурге, под  руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения.
   В июне 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург, и вся его дальнейшая деятельность проходила в стенах Петербургской Академии наук. 

                         

                                Краткая хронология жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова.
1730 — 7 декабря  в Холмогорской воеводской канцелярии  получил паспорт.
1730 — 15 (?) декабря отправился пешком в Москву.
1731 — 15 января  зачислен учеником в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
1731—1735 — учёба  в Московской Славяно-греко-латинской  академии.
1734 — учёба в Киево-Могилянской академии.
1736 — 12 января  зачислен студентом в Санкт-Петербургский  академический университет.
1736 — 4 октября  для обучения горному делу  и металлургии направлен в Германию.
1736—1739 — обучался  в Марбургском университете.
1737 — с января  слушает курс механики профессора  Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
1739 — в феврале  женился на дочери квартирной  хозяйки Елизавете-Христине Цильх. Осенью пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».
1739 — 8 ноября родилась  дочь; 9 ноября —дочь крещена в церкви реформатской общины с именем Екатерина-Елизавета.
1739—1740 — под руководством  И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
1740 — 26 мая обвенчался  в церкви реформатской общины  Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх.
1740 — в конце  мая, направляясь на родину, под  Дюссельдорфом «показался пруссакам  годною рыбою на их уду»  и обманом «забрит» был в  рекруты, но в октябре бежал,  прибыл чрез Арнгейм и Утрехт в Амстердам, далее — в Гаагу и, только после возвращения вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.
1741 — 8 июня вернулся  в Санкт-Петербург.
1741 — 22 декабря  в Марбурге у Ломоносова родился  сын, названный при крещении Иваном.
1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
1744 – январь.Заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике»
1745 –В январе заканчивает  диссертацию « О причине теплоты  и холода» 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.
1746 — 20 июня впервые  читает на русском языке публичные  лекции по физике.
1748 — создал первую  в России научно-исследовательскую  и учебную Химическую лабораторию.
1748—1757 — проводил  в Химической лаборатории работы  по изготовлению цветных стёкол  и красок, — анализ руд.
1749 — 21 февраля  родилась дочь Елена.
1750 -  Написана  трагедия «Тамира и Селим».
1751 – Выходит в  свет первое «Собрание разных  сочинений в стихах и в прозе  Михаила Ломоносова.
1752 – 4 сентября  закончил первую мозаичную картину.  Написал трагедию «Демофонт», «Письмо о пользе стекла»
1752—1753 — в Химической  лаборатории читал первый в  истории курс лекций по физической  химии.
1753 — основана  стекольная фабрика в деревне  Усть-Рудица.
1755 — по проекту  М. В. Ломоносова учреждён Московский  университет. В сентябре завершает работу над «Российской грамматикой»
1756 – строит собственную  мозаичную мастерскую, организует  домашнюю химическую лабораторию  и мастерскую оптических приборов.
1757 — назначен Советником Академической канцелярии.
1758 — становится  руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии.
1760 — 30 апреля  Шведская королевская Академия  наук избрала М. В. Ломоносова  своим почётным членом.
1761 - 26 мая Открывает атмосферу на Венере.
1763 — 10 октября  избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
1764 — 17 (?) апреля  избран почётным членом Академии наук Болонского института.
1765 – 28 января Ломоносов в последний раз присутствует на заседании Академической канцелярии— 4 апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Через три дня погребен на кладбище Александро – Невской лавры «при огромном стечении народа» 
 

 Современники вспоминали о Ломоносове как  о человеке «великого разума, высокого духа и глубокого учения». Они отмечали, что «нрав имел он веселый, говорил коротко и остроумно, к отечеству и друзьям своим был верен».
  Об энциклопедизме М. В. Ломоносова с определённостью говорит и сам перечень трудов его, это отмечают как представители естествознания, так и гуманитарии. Это признавали учёные его века, сейчас факт многогранности его таланта очевиден, наследие учёного достаточно хорошо изучено, в большинстве своём — понято и классифицировано, но ещё А. С. Пушкин так его характеризует: 
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял  все отрасли просвещения. Жажда  науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка»  

                                                УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ
Уже прекрасное светило Простерло блеск  свой по земли
И божие дела открыло:
Мой дух, с  веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков зиждитель сам! 

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к  солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно  Океан. 

Там огненны валы стремятся
И не находят  берегов;
Там вихри  пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как  вода, кипят,
Горящи там дожди шумят. 

Сия ужасная  громада
Как искра  пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, боже, возжжена
Для наших  повседневных дел,
                     Что ты творить нам повелел!
 
От мрачной  ночи свободились Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель  наш господь! 

Светило дневное  блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости  твоих очей
Лиется радость твари всей. 

Творец! покрытому  мне тьмою
Простри премудрости  лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И, на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь. 

 
 
Главной заботой  всей недолгой жизни Михаила Васильевича Ломоносова всегда была Россия.
Этой землёй рождённый, он дышал её интересами, он страстно желал её славы.  
 
 
 

Уже прекрасное светило
Простерло блеск  свой по земли
И божие дела открыло:
Мой дух, с  веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков зиждитель сам! 

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к  солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно  Океан. 

Там огненны валы стремятся
И не находят  берегов;
Там вихри  пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как  вода, кипят,
Горящи там дожди шумят. 

Сия ужасная  громада
Как искра  пред тобой одна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.