На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                              

               Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы.         
 
 
 
 
 
 
 

                                              
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 

                                                   Владимир 2008
Содержание 

Ведение…………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Преодоление  дипломатической изоляции в мире.
               § 1. Советская внешняя политика  и Коминтерн………………………4
               § 2. Новые отношения со странами Востока………………………….5
               § 3. Выход из внешнеполитической  изоляции. Внешняя политика СССР  во второй половине 20-х годов…………………………………………...7 

Глава 2. Мир и  СССР в 30-е годы ХХ века.
                § 1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса………………………………………………………...11
                § 2. Советско-американские отношения…………………………….13
                § 3. Крах политики коллективной  безопасности…………………...14 

Глава 3. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны…………………………………………………………………...16 

Заключение…………………………………………………………………….....20 

Список использованной литературы…………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Придя к власти, большевики развернули активную деятельность по претворению в жизнь своих призывов покончить с империалистической войной. Мир был необходим для закрепления октябрьского переворота 1917 года, для осуществления преобразований в городе и деревне. Продолжение войны грозило погубить дело революции и представляло  смертельную опасность для самого существования России. Экономика страны находилась в состоянии развала, армия на исходе 1917 фактически полностью потеряла боеспособность.
      Однако  сложилось так, что советской власти пришлось ввести  острую и бескомпромиссную гражданскую войну, в которой наступила полная разруха народного хозяйства. В то же время государство вышло из войны политически, и в военном отношении окрепшим в значительной степени поддерживаемое трудящимися стран мира.1 Все последующие годы, стремясь восстановить экономику, советское руководство упорно боролось за признание СССР на международной арене.
      Актуальность  рассматриваемой темы очевидна. Во-первых, рассматриваемый период позволяет  проследить стратегию и тактику большевистского руководства, сумевшего создать условия в капиталистическом окружении (в явно враждебном окружении) для восстановления и развития народного хозяйства СССР, сотрудничая в сфере экономики со всеми ведущими державами мира.
      Во-вторых, несмотря на крупные ошибки и жесткость сталинского режима власти, Советский союз сумел – в главном - создать фундамент, на котором строилась оборона страны в начале Великой Отечественной войны, а затем и разгром Германии и Японии.
      В-третьих, советское руководство сумело увидеть и использовать разногласия между государствами капиталистического мира. Об этом свидетельствуют следующие факты: прием СССР в лигу наций; торговые отношения с ведущими державами мира; недопущение ведения войны на два фронта; создание,  в итоге, антигерманской коалиции и т.д. Словом, СССР находил возможности  сотрудничества с миром, и в трудных ситуациях не оставался в одиночестве.
      Так же события последних лет показывают, что в мире угроза войны становится реальной (Югославия, Ирак и др.). Идет процесс нового передела мира за сферы влияния, за владение природными богатствами, а также энергоресурсами в ХХI веке. И если тогда не сумели противопоставить совместные силы, против тех, кто развязал вторую мировую войну, то и сегодня, как видим, нет силы, способной остановить глобалистскую, великодержавную внешнюю политику США.
2ГЛАВА 1. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ В МИРЕ 

§ 1. Советская внешняя  политика и Коминтерн. 

     Данная  тема нуждается в кратком рассмотрении, так как с Коминтерном во многом связано поведение руководства страны все последующие годы.3
     2-6 марта 1919 года в Москве состоялся  I (учредительный) конгресс Коминтерна. Принятая в качестве резолюции платформа Коминтерна декларировала, что «родилась новая эпоха. Эпоха разложения капитализма, его внутреннего распада. Эпоха коммунистической революции пролетариата», которая должна завершиться «прямым столкновением в открытом бою с буржуазной государственной машиной». В последующем  компартии отдельных стран стали считаться секциями Коминтерна. Первый конгресс пришел к выводу, что обстановка в мире становиться все более революционной и потому Коминтерн должен действовать как штат мировой революции. Некоторые отечественные историки (Д. Волкогоков и др.) полагают, что так называемое «мировое коммунистическое движение» было фикцией.4 Но это противоречит историческим фактам. Ноябрьская революция 1918 года в Германии, образование советских республик в Баварии, Венгрии, Словакии, Солдатские бунты в Болгарии, революционные подъем в Италии и в некоторых странах Азии свидетельствовали о небывалых потрясений в мире, непосредственно связанных с Октябрьской революцией в России. Не случайно английский премьер Ллойд Джордж писал в марте 1919 г. французскому премьеру Ж. Клемансо и президенту США В. Вильсону: «Вся Европа насыщена духом революции. Глубокое чувство не только недовольства, но и гнева и возмущения царит в рабочей среде против условий, существовавших до войны. От одного конца Европы до другого больше не удовлетворяет массы весь современный строй с его политическим, социальным и экономическим укладом».5 Большевики стремились активно использовать все эти настроения в своих целях.
     Мощный  революционный подъем в условиях надоевшей всем войны в Европе способствовал появлению в компартиях левацких настроений, в связи с чем Троцкий в письме ЦК РКП (б) от 19 августа 1919 г. выдвинул свой план: поскольку Красная Армия на европейских весах весит мало, нужно повернуть маршрут мировой революции на Восток, создать на Урале хорошо вооруженный корпус и бросить его на Индию и Афганистан. Хотя это было бы неправомерно и авантюрно, 2 конгресс Коминтерна (июль-август 1920 г.) поддержал общую наступательную линию ряда лидеров компартий и «левых» лидеров в РКП (б).6
     Выступая, по тактическим соображениям, против левацких настроений («детская болезнь «левизны» в коммунизме»), Ленин указывал, что революция невозможна без революционной ситуации, без общенационального кризиса и его первейшей задачей является подготовка масс, т.е. руководитель советского правительства (тогда РСФСР) пока еще не отказывался от своей стратегии мировой революции, о чем свидетельствует и его выступление на 9 партийной конференции. Учитывая поражение Красной Армии под Варшавой, Ленин предлагал ограничиться оборонительной политикой по отношению к Антанте, считая, что в будущем «мы еще не раз перейдем от оборонительной политики к наступательной, пока мы всех не разобьем до конца».7 Вследствие этого главной задачей Коминтерна стало проведение политических диверсий за рубежом с целью установления господства большевиков во всем мире. Советское государство, несмотря на разруху, находило сходства для финансовой помощи Коминтернам других стран. Деньги, литература, агенты и другие возможности позволяли большевикам вести полный контроль над Коминтерном (вплоть до его роспуска в 1943 г.), подталкивать, а нередко и вызывать социальные волнения в других странах. «Положение в Коминтерне превосходное, считал Ленин в июле 1920 г. – Мое мнение, что надо советизировать Венгрию, а может, даже Чехию и Румынию».
     Но  на 3 конгрессе Коминтерна (июнь-июль 1921 г.) Ленин уже выступал с резкой критикой позиции «левых» и их «теории наступления», что было в  значительной степени связано с  переходом к новой экономической  политике и восстановлению народного  хозяйства страны: требовалась техническая помощь развитых стран.8
     И, тем не менее, осень 1923 г., в связи  с обострением классовой борьбы в ряде стран Европы, президиум  Коминтерна принимает решение о  форсированной подготовке к вооруженному восстанию в Германии. Подготовке революции в Германии был посвящен специальный пленум ЦК РКП (б) (23 сентября 1929 г.). На нем была разработана программа восстания, но этим расчетам сбыться не удалось: восстание, начавшееся в Гамбурге, было подавлено. Уроки не состоявшегося в Германии восстания обсуждались в Исполкоме Коминтерна в декабре 1923 – январе 1924 гг. Главным врагом пролетарской революции в Германии и в целом в Европе считалась социал-демократия. Только на 7 конгрессе Коминтерна – о чем пойдет речь ниже – коренным образом была изменена его стратегия и тактика. 

§ 2. Новые отношения со странами Востока. 

     Советское государство аннулировало все неравноправные договоры и соглашения, которые имела  царская Россия с этими странами. В Иран была, например, нота, в которой  подчеркивалось: «Народ и Советское правительство России усматривают свою роль и свое призвание в том, чтобы быть естественными и бескорыстными друзьями союзниками народов, борющихся за свою полную самостоятельную экономическую и политическую свободу».9
     В 1921 г. РСФСР подписала договоры  с Персией - 26 февраля, Афганистаном - 28 февраля, Турцией - 16 марта, Монголия - 5 ноября.
     В советско-персидском договоре советское  руководство объявляло «все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав Персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу», равно как «все конвенции и соглашения, заключенные бывшим правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно ее».10 В договоре говорилось об обязательстве Ирана и России не допускать пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых «создавало бы угрозу безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны».11 В договоре констатировалось признание русско-персидской границы, установленной в 1881 г. Стороны согласились на равные права судоходства по Каспийскому морю.
     Советско-монгольское  соглашение объявляло недействительными  все договоры между царской Россией  и автономной Монголией, об аннулировании долгов Монголии.
     В советско-турецком договоре выражалось  обоюдное согласие не признавать «никаких мирных договоров или иных международных  актов», к принятию которых любая  из сторон принималась бы силой. РСФСР, имея в виду навязанный Турции Антантой Севрский мирный договор 1920 г., особо оговорила, что она не признает никаких международных актов, касающихся Турции, не признанных турецким правительством. Устанавливались новая северо-восточная граница Турции (районы Карса, Ардагана и Аргвика отходили к Турции, район Богума – к Грузии).12 Советская Россия взяла на себя обязательство перед Турцией предпринять шаги в отношении закавказских республик, необходимые «для обязательного признания этими республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся».13
     Согласно  советско-афганскому договору обе стороны  признавали обоюдо- независимость, вступали в нормальные дипломатические отношения, обменивались посольствами и консульствами, обязались не вступать с третей державой в военные или политические соглашения, которые доставили бы ущерб одной из сторон. Правительство РСФСР соглашалось оказывать Афганистану денежную и другую материальную помощь, представляло право свободного и беспошлинного  транзита через свою территорию всякого рода грузов, закупленных как в России, так и в других странах.14
     Договоры  были первыми равноправными договорами в истории этих восточных государств. Вместе с тем в исторической литературе последних лет отмечается, что руководство РКП (б) преследовало здесь и другие стратегические цели – соединить коммунистическое движение  в  развитых странах с национально-освободительным движением на Востоке. Приводится через полпреда РСФСР в Афганистане (1923 г.) Ф. Раскольникова: «Вопрос об освобождении Индии от британского владычества слишком важен для того, чтобы мы могли придавать индийской революции второстепенное значение».15 Сама постановка вопроса и приводимый к нему текст, звучат странно. Видимо нынешним «друзьям» проводников «шокотерапии» было бы вернее и правильнее, если бы наше государство поддерживало колонизаторов, а не угнетенных ими. 

   § 3. Выход из внешнеполитической изоляции. Внешняя политика СССР во  второй половине 20-х годов. 

      Версальский мир не разрешал «русский вопрос». Советская Россия по-прежнему не имела ни дипломатических, ни торговых отношений с ведущими капиталистическими странами запада. Экономические связи с зарубежными странами практически отсутствовали. Постепенно в руководстве пролетарского государства росло понимание того, что мировая революция становиться отдаленной перспективой и поэтому нужно  налаживать нормальные отношения с другими странами. В свою очередь, в европейских странах усиливалось движение за признание Советской России, установление с ней дипломатических и экономических отношений.16
      Поражение Германии в первой мировой войне  и распад Австро-Венгрии выдвинули  на Англию и Францию в ранг ведущих  государств в Европе. Большую роль в европейских делах стала  играть США. Развернулась острая борьба за рынки сбыта, сферы влияния капитала, источники сырья, финансовую и морскую гегемонию. Победа большевиков над силами внешней и внутренней контрреволюции вынудило Запад считаться с существованием советского режима в России и строить внешнеполитические планы с учетом того фактора. Взаимная заинтересованность всех стран и Советской России в налаживании нормальных экономических и торговых связей способствовала принципу существования двух различных социальных систем, сложившихся в итоге первой мировой войны (при этом каждая имела перед собой свои стратегические цели). Верная многовековой политике установления мировой гегемонии своей страны с помощью торговли (там, где срывались попытки вооруженного диктата) Англия после завершения мировой войны продолжала прежний внешнеполитический курс. «Нам не удалось восстановить Россию силой, - заявил в феврале 1920 г. Ллойд Джордж в палате общин. – Я верю, что мы сможем это сделать и спасем ее торговлей. Простые цифры доходов и прибылей, которые приносит торговля, быстро излечивают от диких теорий».17
      16 марта 1921 г. был заключен англо-советский  торговый договор. Стороны обязывались  воздерживаться от враждебной  пропаганды, отказывались от участия  в экономической блокаде, направленной  против одной из сторон и  какой бы то ни было дискриминации торговли; обменивались официальными агентами, функции которых выходили за пределы торговых представительств и по существу носили дипломатический характер.
      10 апреля 1922 г. в Генуе открылась  экономическая конференция 34 стран,  в том числе и советская делегация (США отказались участвовать в ней). На конференции требования капиталистических стран были сформулированы следующим образом: полное признание Советской Россией довоенных долгов с процентами на них18; готовность государств – кредиторов уменьшить сумму российских долгов, образовавшихся в период первой мировой войны; возвращение имущества иностранным поданным, национализированного  в советской России; отказ советского правительства от контрпретензий, связанных с интервенцией.19
      Советская сторона отвергала эти домогательства. Линию делегации на Генуэзской конференции определяла установка В.И. Ленина, изложенная в письме руководителю делегации Г. Чичерину: «…Нам выгодно, чтобы Геную сорвали, но не мы конечно. Заем, мы получим лучше без Генуи, если Геную сорвем не мы».20
      Непримиримую  позицию заняла французская делегация, которая и дала больше всех займов России. Расхождения между империалистическими  державами ликвидировать не удалось. Еще больше раскололо фронт капиталистических  стран событие, происшедшее  16 апреля 1922 г. – в предместье Генуи, Рапалло был подписан двухсторонний договор между Советской Россией и Германией. Переговоры велись в Берлине еще до конференции, но договор не был подписан, т.к. германское правительство надеялось использовать свои переговоры с советской Россией для торга с державами – победительницами на Генуэзской конференции, но те не пошли на встречу Германии.
      С другой стороны, Советская Россия, несмотря на разруху, превратилась в важный фактор международной политики после побед в гражданской войне, с чем не могли не считаться правители явно ослабленной Германии. Все это и поведение советской делегации в Генуе убеждало, что Советская Россия не капитулирует перед натиском западных держав. Согласно договору стороны устанавливали дипломатические отношения и оказывались от взаимных экономических претензий. Этим договором Советская Россия вышла из внешнеполитической изоляции в западном мире. Германия в 20-е годы стала крупнейшим партнером Советской России. В 1921-1928 годах на нее приходилось 30% внешнеторгового оборота.21
      Обсуждением вопросов о долгах, частной собственности  и кредитах занялась конференция  экспертов в Гааге (июнь – июль 1922 г.). Советское правительство и  здесь выразило готовность возместить довоенные долги и в какой-то мере компенсировать потери бывшим владельцам иностранных предприятий в царской России, но лишь при условии получения крепкого займа. Был опубликован список концессий, которые советская сторона была готова предоставить иностранным предприятиям. Однако и эта конференция оказалась в тупике, она закончилась также безрезультатно.
      1 февраля 1924 г. правительство Великобритании, а 24 октября правительство Франции  официальными нотами признали  правительство СССР «де-юре» на  территориях бывшей Российской империи. В том же году дипломатические отношения с Россией установили Италия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Греция – всего к началу 1925 г. с СССР установили дипломатические отношения 22 государства различных континентов, в том числе всеми великими державами, кроме США.
      Однако  англо-советские контакты развивались  сложно: в мае 1927 г. Англия разорвала  дипломатические отношения с  СССР, аннулировала торговое соглашение от 1921 г. Но в годы мирового экономического кризиса торговля двух стран стала  развиваться успешно.
      20 января 1925 г. была подписана конвенция  об установлении дипломатических  отношений между СССР и Японией.  В специальной декларации советского  правительства указывалось, что  признание действительности Персидского  договора 1905 г. никоим образом не означает, что правительство СССР разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность заключение названного договора. Этим советское правительство считало себя политически не связанным договором 1905 г. в той его части, где говорилось об уступке Японии Южного Сахалина. Вопрос о территориальном размежевании СССР и Японии конвенцией не рассматривался. Общественное мнение Японии расценило это заключение как начало сотрудничества трех самых больших государств на Дальнем Востоке – Японии, России и Китая.
      В американских кругах, имеющих стратегические интересы в этом регионе мира, констатировалось, что СССР выработал действенное  оружие, чтобы разорвать железное кольцо на Тихом Океане, созданное  «вашингтонской системой».
      Сложные отношения развивались с Китаем вследствие нестабильности обстановки в этой стране и захватнической политике Японии. Основные споры с правительством Гоминьдана были вокруг КВЖД. Не последнюю роль здесь играло активное присутствие представителей Коминтерна.22
     В 1925 г. ряд западных стран заключили т.н. Рейнский гарантийный пакт, гарантирующий неприкосновенность западных границ Германии, тогда как восточные границы ее не подпадали под гарантию. В результате, по мнению советского, руководства, сложилась новая международная обстановка, свидетельствующая, что «господствующая комбинация мировой политики – единый фронт против СССР», о чем отмечалось в резолюции XIV съезда партии в декабре 1925 г. В этих условиях СССР встал на путь двухсторонних договоров о нейтралитете и ненападении. Первым из документов стало соглашение между СССР и Турцией (17 декабря 1925 г.)23. В течение 1925-1932 гг. договоры о ненападении были подписаны с Афганистаном, Литвой, Ираком, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Францией. Все стороны констатировали, что отказываются от войны как орудия национальной политики, брали на себя обязательства воздерживаться от агрессивных действий или нападения как отдельно, так и с другими державами.
     24 апреля 1926 г. между СССР и Германией  был подписан договор, подтверждающий обязательства Раппальского договора как основу двухсторонних отношений. Правительства обязались «поддерживать дружественный контакт с целью достижения согласования всех вопросов политического и экономического свойств, касающихся совместно обеих сторон». Статья 2 договора гласила: «В случае, если одна из договаривающихся сторон, несмотря на миролюбивый образ действий, подвергнется нападению 3-й державы или группы третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта».24 6  сентября 1928 г. СССР присоединился к Парижскому пакту отказа от войны (пакт Келлога – Бриана)
     В марте того же года советская делегация  внесла на рассмотрение конференции  по разоружению, действующей в рамках Лиги наций, проект конвенции о немедленном полном и всеобщем разоружении. Но он был отклонен.
     Можно констатировать то, что в 20-е годы СССР был признан в мире, вышел  из международной изоляции, развивал нормальные отношения со странами Запада и Востока. Даже США в 1932 г. признали «де-факто» Советский Союз. 
 

ГЛАВА 2. МИР И СССР В 30-Е  ГОДЫ ХХ ВЕКА 
 

     § 1. Внешняя политика Советского Союза в годы мирового экономического кризиса. 

     Мировой экономический кризис, развернувшийся в 1929-1933 гг., был самым сильным, тяжелым  и разрушительным кризисом в истории капитализма. Его исключительная разрушительная сила объясняется тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства еще с начала столетия,  и углубление противоречий между ведущими капиталистическими странами. Кризис ускорил процесс изменения в соотношении сил в капиталистическом мире, подорвал всю систему империалистических договоров, которыми был закреплен передел мира по итогам первой мировой войны, содействовал приходу к власти в ряде стран фашистских партий, и других наиболее агрессивных представителей монополистического капитала, и этим ускорялось приближение мира ко второй мировой войне.
     В начале 30-х годов в мире нависла  угроза большой войны, образовались два очага военной опасности. В 1932 г. Япония захватила Северо-Восточный  Китай и начала подготовку к войне  за господство в Азии и на Тихом  океане. В 1933 г. в Германии к власти пришли национал-социалисты (фашисты) во главе с Гитлером. Они провозгласили своей целью мировое господство немцев, и, прежде всего, подчинение европейских народов.25
     В этих условиях в феврале 1933 г. СССР стал инициатором выдвижения «Проекта декларации относительно определения агрессии». В нем подчеркивалось, что никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить оправданием агрессии.26
     18 сентября 1934 г. СССР был принят  в Лигу наций по предложению 30 государств – членов этой организации. В связи с нападением фашисткой Италии на Эфиопию (март 1935 г.) СССР выступил в Лиге Наций в защиту жертвы агрессии, призвал страны к коллективным действиям, применить санкции. Однако эта инициатива не была поддержана.
     Важным  достижением советской дипломатии стал советско-французский договор  о взаимной помощи (2 мая 1935 г.).27 Однако конвенция о размерах и условиях военной помощи не была подписана, что делало договор не эффективным.
     16 мая СССР подписал договор  о взаимопомощи с Чехословакией.28 Значение этих договоров состояло в том, что они были первыми в истории государств, принадлежащих к различным социально-политическим системам.
     Международное положение в Европе к середине 30-х годов было сложным. По инициативе Муссолини, западные страны вели с весны 1933 г. переговоры о заключении «пакта четырех». Соглашение Англии, Франции с Германией и Италией, подписанное 15 июля 1933 г.  в Риме,  не было ратифицировано, из-за резкой критики его в английском и французском парламентах. Выйдя в октябре 1933 г. из Лиги Наций, Германия давала понять, что она не намерена считаться с международными соглашениями и продолжает вести неограниченную гонку вооружения и подготовку войны. В январе 1934 г. был подписан польско-германский договор о ненападении, необходимость которого польская сторона объясняла стремлением «отгородиться моральной стеной от тех опасных идей, которые непрерывно идут с Востока». События показали, что это не уберегло Польшу от германской агрессии. Обозреватель газеты «Известия» отмечал, что договор подорвет союз Польши с другими странами и поставит ее лицом к лицу с фашисткой Германией. Так и произошло.29
     В 1935 г. между Берлином и Лондоном начали вестись переговоры о заключении англо-германского союза, цель которого ясно изложена Гитлером 21 мая 1935 г. в речи в рейхстаге: «Свобода действия для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». 18 июня 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение, санкционирующее увеличение мощи военно-морского флота Германии. Все эти дипломатические маневры западных стран не без основания рассматривались Советским правительством как сугубо враждебные, толкающие к новой войне.
     7 марта 1936 г. германские войска  вступили в рейнскую зону, демилитаризованную  в соответствии с Версальским  и Рейнским (Лакарнским) договором. 13 марта 1938 г. правительство Гитлера  опубликовало закон об «аншлюзе»  (включении) Австрии в состав германского рейха. Эти действия официально признала Англия и Франция.
     Мировой экономический кризис пробудил в  Коминтерне надежды на приближение  революционных бурь. XI пленум положил в основу анализа обстановки в мире сталинскую формулу, о назревании нового тура революций и войн. Такая установка, по мнению авторов последних учебников и других публикаций по истории, мешала сплочению антифашистских сил.30 В Германии, как отмечено, в январе 1933 г. к власти пришла партия во главе с Гитлером, что показало оторванность лидеров Коминтерна от реальной действительности в Германии, принимавших явно ошибочные решения и действия.
     Фашизм  усиливался во Франции, Австрии, Греции, Испании, Прибалтийских странах. В  этих условиях VII Конгресс Коминтерна (июль-август 1935 г.) по докладу Г. Димитрова и, конечно, под влиянием советского руководства принял решение о создании народно-антифашистского фронта. Решения конгресса кардинально меняли прежнюю линию Коминтерна, хотя в печатной и устной пропаганде тех лет поддерживалась неизменность прежних установок. Стенограмма конгресса не была издана.
     В конце 30-х годов Сталин уже не скрывал своего негативного отношения  к Коминтерну. В 1937 г. прошла «чистка» его руководящих органов. Исполком Коминтерна стал во многом разделять сталинскую политику искоренения троцкистско-зиновьевско-бухарских кадров. 
 
 

     § 2. Советско-американские отношения. 

     Учитывая  будущую роль США в мировых  отношениях, следует кратко остановиться на поставленном вопросе. 16 ноября 1933 г. состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между США и СССР. Оба правительства обязались не субсидировать и не поддерживать военные и другие организации, стремящиеся к насильственному изменению политического или социального строя в одной из стран – участниц соглашения. Таким образом, правительство Ф. Рузвельта отказалось от тезиса 1921 г. о том, что «без фундаментальных изменений во внутренней политике советской власти позиция Вашингтона по отношению к Москве останется неизменной». Объясняя позицию США в вопросе признания СССР, «Нью-Йорк таймс» отмечала: «Советский Союз представляет барьер против агрессии милитаристской Японии на одном континенте и гитлеровской Германии – на другом».31
     В отношениях СССР и США принимались  во внимание и торговые интересы – после первой мировой войны объем торговли даже с непризнанным СССР был значительно выше, чем с довоенной Россией.  Сближению стран препятствовала проблема прежних долгов, с решением которой США связывали весь комплекс американо-советских отношений. В совместном коммюнике (ноябрь 1933 г.) констатировалось, что советское правительство согласно возместить долги правительства Керенского в сумме не менее 75 млн. долл., но отказалось от претензий, связанных с пребыванием американских военных и поддержкой армии Колчака в годы гражданской войны (в Сибири). Со своей стороны, США выразили согласие предоставить СССР крупный заем на 20 лет. Дальнейшие попытки советской стороны разрешать вопрос на основе взаимных уступок  окончились безрезультатно. США предполагали навязать СССР свои претензии. Политическое сотрудничество стояло на нуле, торговля не расширялась, советские заказы на строительство военных кораблей в области авиации выполнялись американскими компаниями медленно. Последняя попытка решить вопрос о долгах и кредитах была предпринята советской стороной в июне 1938 г. во время встречи американского посла Дж. Дэвиса и председателя СНК СССР В. Молотова, на которой присутствовал и Сталин.  Он также закончился безрезультатно. 16 ноября 1938 г. в связи с 5-летней годовщиной восстановления дипломатических отношений с США в «Известиях» была опубликована статья «два гиганта», в которой выражалось сожаление о том, что два таких крупных государства не выступают единым фронтом на международной  арене.32
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.