На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Продуктивность преодоления сложных жизненных ситуаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  «Продуктивность преодоления сложных жизненных ситуаций»

Выполнил 

студент 3 курса,

0-813группы             

Мударисов  А.А.

                                                                                                    Науч.руководитель
                                                                                                       Гришунина Е.В.
                                                                                                                                                               
Москва 2011 г. 

План  курсовой работы
 Введение :
    актуальность,
    состояние разработанности проблемы,
    цель,
    объект,
    предмет исследования,
    задачи,
    основные итоги исследования.
 
 Параграф 1.
    Выявление и описание сущностных характеристик основных понятий:
    Когнитивная составляющая сложности жизненной ситуации
    Эмоциональная составляющая сложности жизненной ситуации
Параграф 2.
     Сопоставительный  анализ основных копинг-стратегий (стратегий-совладания):
    Преобразующие стратегии совладания.
    Изменение отношения к ситуации и собственных характеристик.
    «Приемы» самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий.
    Раздвоение сознания и образование двух жизненных миров в экстремальных ситуациях
Параграф 3.
Психологические явлений и феномены, выступающие в качестве факторов эффективности преодоления сложной жизненной ситуации. 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Продуктивность  преодоления сложных  жизненных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность  изучаемой проблемы
     В процессе жизни личность неизбежно  сталкивается с различного рода проблемными ситуациями разной степени значимости. При этом значимость каждой из проблемных ситуаций  определяется исключительно самой личностью, т. е., субъективно. Так, помимо экстремальных жизненных ситуаций (развод, смерть близкого человека…), как правило, оказывающихся причиной колоссального стресса, человек вынужден преодолевать бытовые затруднения, так сказать, обыденного уровня, т. е., решать каждодневные проблемы, которые знакомы большинству людей.
           Для обозначения проблем, как экстремальных ситуаций, так и повседневных проблем в последние десятилетия психология всё чаще использует понятие «копинг-стратегии». В самом простом понимании – это всё то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом.  
 

     Состояние разработанности проблемы.
     Впервые термин "coping" был использован  Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях  способов преодоления детьми затруднений, порождаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.
     В последующем понимание копинга было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе  физическому, личностному и социальному благополучию. Основополагающим элементом теории копинг-поведения, созданной на теоретико-методологической базе работ Лазаруса и Фолкмана, является соотнесение требований и условий возникшей проблемной ситуации и базисных копинг - ресурсов человека (Я-концепция, эмпатия, когнитивные ресурсы…). Копинг -  это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека»1.
     По  Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают  для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с  собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами2 .
     Co временем понятие «копинг» стало  включать в себя реакцию не  только на «чрезмерные или  превышающие ресурсы человека  требования», но и на каждодневные  стрессовые ситуации. Содержание  копинга при этом осталось тем же: копинг - когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Копинг - стратегии складываются из мыслей, чувств и действий, которые используются субъектом проблемной ситуации  каждый раз в различной степени с учетом образующихся обстоятельств [Frydenberg, 1997]. Сегодня копинг  понимается как «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами для преодоления затруднений во взаимоотношения человека и окружающей его социокультурной среды»1.
     Приведенный выше небольшой по объему обзор представлений  о копинг-стратегиях, об эволюции этих представлений позволяет, как  кажется, обнаружить разрушительные для самого понятия «копинг» тенденции генерализации  данного термина, в область значений которого вовлекается все большее и большее количество сюжетов, видов и сценариев жизненных затруднений, возникающих у человека.
     Эти тенденции похожи на процессы изменений, происходившие с понятием «стресс», о которых Ф.Е. Василюк писал, что  «это понятие  … становится центром чуть ли не  космологической по своим притязаниям системы и знаменем напыщенных философско-этических построений, в которых стресс объявляется  не больше не меньше как “ведущим стимулом  жизнеутверждения, созидания, развития”»2 (цит. по  Василюк, 2003, с. 14 -15).
     Если  проводить  теоретические  параллели  между эволюциями представлений  о стрессе и о копинге, то становится очевидно, что такие тенденции, как  генерализация понятия, приводят к  размыванию  границ термина и  к снижению его полезности как средства осмысления психологической реальности, собственно, ради проникновения в сущность которой и создавался термин.
     Для того, чтобы не впадать в отмеченную выше методологическую ловушку, представляется целесообразным использовать в качестве рабочего понятия не термин «копинг», а категорию «продуктивность» при обсуждении сюжетов и сценариев преодоления субъектом сложных для него жизненных ситуаций. 
 

     Цель
       Целью данной работы является сравнительно-сопоставительный анализ некоторых типологий, систематизированных разновидностей способов, методов и путей преодоления субъектом сложных для него жизненных ситуаций (по материалам отечественных и зарубежных источников, доступных для изучения) и описание психологических явлений и феноменов, которые выступают в качестве факторов эффективности преодоления сложной жизненной ситуации. 

Объект
        Различные типологии стратегий совладания (копинг-стратегий).
Предмет
          Психологические явления и феномены, которые выступают в качестве факторов продуктивности преодоления сложной жизненной ситуации. (мотивация на достижение цели, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, история успехов и неудач, чувство личной ответственности за свою жизнь) 

     Выводы
     В заключение хотелось бы сказать, что проблемы совладания со сложными жизненными ситуациями, продуктивности различных копинг-стратегий, объективной оценки происходящего и  осознания своих личностных ресурсов индивидом, являются на сегодняшний день объектом оживленных дискуссий среди психологов, ввиду отсутствия как такового конкретного, единого понятийного аппарата, и как следствия большого множества различных взглядов и подходов в построении типологий преодоления субъектом сложных для него жизненных ситуаций. Изучая эти типологии, можно заключить что на данное время не выработано универсальных стратегий, которые были бы одинаково эффективны в различных трудных ситуациях . Следует особо отметить, что продуктивность этих приемов зависит от их уместности на разных развития сложной жизненной ситуации. Иногда даже может понадобиться их комбинировать. 
     Так же хотелось бы заметить что кроме  рассмотренных выше стратегий и приемов совладания, существуют так называемые «метастратегические» техники, это способность предвидеть и предотвращать трудные ситуации, блокировать наступление негативных событий. Развитие «метастратегических» техник жизни, на мой взгляд, является необходимым, т.к. своевременность действий и поступков человека – показатель мудрого отношения к жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Параграф 1. 

     Выявление и описание сущностных характеристик основных понятий
     Для определения понятия сложной  жизненной ситуации  необходимо рассмотреть  когнитивные и эмоциональные  составляющие жизненной ситуации субъекта, порождающие у последнего представление  о ней как о ситуации сложной. 

     Когнитивная составляющая сложности  жизненной ситуации.
     Здесь уместно, как нам кажется, взять  за основу представления о когнитивной  сложности жизненной ситуации или  представления о «плохой задаче», разработанные Дитрихом Дернером (1997). По Дернеру, проблема, или «плохая задача» характеризуется отсутствием наилучшего и единственно правильного решения, неопределенным  и не окончательным массивом исходных данных, с той или иной степенью вероятности полезных для её преодоления, а также, невнятностью представлений субъекта преодолевающего проблему, о том, как влияют друг на друга отдельные элементы, входящие в исходный информационный массив. Как пишет Дернер, базовой характеристикой «плохой задачи» является непрозрачность. Это значит,  что человек  никогда не имеет всей полноты информации о той проблемной ситуации, в которой он находится, а попытка получить информацию изменяет  каким-то образом саму проблемную ситуацию.  Проблемы  продолжают жить во времени, и будучи решенными, поскольку решения либо имеют тенденцию устаревать, либо сама «плохая задача» развивается во времени. Отсюда, как отмечает Акофф (2002), жизненная проблема, возникнув однажды, дает о себе знать субъекту её преодоления тем, что становится «навязчивой», цикличной.
     Пример навязчивости/цикличности  «плохой задачи».
     Человек, обнаруживший пропажу ключей в момент, когда он вернулся вечером домой  и пытался проникнуть в свою квартиру, предпринимает продуктивные попытки  преодолеть проблему (вызов слесаря, экстренный отъезд для ночевки к  родственникам или к друзьям, и т.д.) далеко не сразу, а лишь после неоднократных повторных проверок всех своих карманов и отделений в портфеле. Но, даже, преодолев проблемную ситуацию, человек возвращается к ней позже – необходимо сменить замок, хочется вспомнить, где и почему вдруг были потеряны ключи, чтобы не повторялась проблема, и проч.
      То  есть, цикличность действий субъекта, может вполне быть отмечена как некий  признак сложности его жизненной ситуации.
      Кроме того, когнитивная составляющая жизненной  ситуации с высокой вероятностью характеризуется, если следовать логике Д.Дернера и далее, тем, что сама по себе постановка целей выхода и/или преодоления затруднения, содержит  коварство подмены желаемого на избавление от нежелательного. Здесь имеется в виду то, что Д. Дернер обозначил как непродуктивность отрицательных целей.  Отрицательные цели, или цели избавления, отказа, отрицания чего-либо существенно более глобальны и менее конкретны, чем цели положительные. В случае положительной цели субъект стремится к достижению  чего-то определенного. В случае отрицательной цели субъект хочет, чтобы чего-то не было.  
 

Пример.
      Человек хочет избавиться от вредной привычки (курение, употребление спиртного, ковырянье  в носу, наркозависимость, переедание и прочее) и, вместо того, чтобы ставить перед собой положительную цель – найти, например, какой-либо лично для субъекта приемлемый вариант ответа на вопрос, во имя чего и для чего отказываться от вредной привычки, человек просто останавливается на отрицательной цели – отказ и избавление. Последний вариант, очевидно, не принесет желаемого результата, т.к. не представляет собой устойчивой мотивации.  
 

     Эмоциональная составляющая сложности  жизненной ситуации
     Под эмоциональной составляющей сложности жизненной ситуации понимается степень и выраженность эмоциональных переживаний испытываемых личностью в ситуации нестандартной и требующей «когнитивной оценки» происходящего. Очевидно, что ситуации, расцениваемые личностью как сложные, или даже экстремальные  в первую очередь вызывают у индивида какой-либо эмоциональный ответ на происходящее, будь то «оцепенение» или «бурное реагирование».  Однако и существует и обратная связь между переживанием определенных эмоций и оценки происходящего как трудной жизненной ситуацией. Так наличие предшествующего негативного, печального опыта в аналогичной условиях, может вызвать у субъекта чувства и эмоции, которые ему уже доводилось испытывать в схожей ситуации, тем самым  утрируя происходящее и, будучи не в состоянии объективно сопоставлять свои личностные ресурсы и резервы  требованиям ситуации выбрать не подходящую и не эффективную стратегию совладания.
Параграф 2.
     Сопоставительный  анализ основных копинг-стратегий (стратегий-совладания)
     Из  ценностно-смысловой теории личности, которая является основой психологической переработки возникают те или иные стратегии совладания. Любые неприятные, травмирующие события в жизни людей неожиданны, и сначала вызывают некоторый когнитивный диссонанс или состояние оцепенения, которое быстро сменяется мыслительной  активностью личности, «когнитивным оцениванием» . В этот момент  идет процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных её сторон, определение смысла и значения происходящего.  С выявлением значения происходящего возникают определенные эмоции, разной степени силы и направленности, которые значительной степени влияют на правильный выбор наиболее оптимальной стратегии совладания. По словам Лазаруса, именно «эмоция является ответом на значение».  Так же в момент когнитивного оценивания идет анализ его «копинг-ресурсов»,способности и возможности человека, его функционально-энергетические резервы. От уровня развития механизма когнитивного оценивания, его гибкости, от способности человека с разных точек зрения рассматривать трудную трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный выбор стратегии совладания с трудной ситуацией.  Основной целью когнитивного оценивания является заключение личности – подконтрольна ли ему ситуация или нет, и в последующем выбор эффективного и продуктивного сценария развития ситуации. 
 

     Преобразующие стратегии совладания.
     Приняв  решение о возможности позитивного  изменения трудной ситуации, субъект начинает формировать её как проблему: он определяет конечную и промежуточную цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели. Иногда он прибегает к «когнитивной репетиции»: проигрывает в уме свои действия и их возможные последствия, расставляет приоритеты.
     Вот пример практического решения трудной ситуации, который взят нами из автобиографических отчетов участников лонгитюда, проведенного Х.Томэ и У.Лер. Вспоминая о конце войны, один из ветеранов рассказывал: «Я составил план и подготовил побег - только я, другие об этом и не думали. Я подготовил трап, побежал к военным и выпросил у них вагон, а потом втащил в него моих раненных мужчин, юношу и наконец отца.»
     Конструктивно преобразующая стратегия жизни  необязательно предполагает использование  практических действий, их могут заменить вербальные формы реагирования. Так, в сфере труда, решают проблему «трудное начальство», многие работники пытаются методом убеждения , аргументации, разъяснения  изменить мнение управляющего и тем самым ликвидировать конфликтную ситуацию.
     Во  многих случаях продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать травмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы  и резервы оказываются почти исчерпанными. В подобных условиях происходят перестройка  и  содержательно-смысловой, и энергетически динамической сферой сознания. Наблюдается предельное оскудение ценностного содержания сознания. Деятельность, обычно поле мотивированное, начинает побуждаться лишь той единственной ценностью, которая составляет суть проблемы (Е.Д.Туманов) . Человек пытается так же сформировать новую систему психической саморегуляции. Как пишет Л.Г.Дикая, в поведении человека на какое-то время центральное место занимает саморегуляция, а не конструктивная деятельность. При направленности на актуализацию процессов самосознания именно саморегуляция становится самостоятельной деятельностью, со своим мотивом, целью, образом состояния. Такая перестройка дает субъекту шанс справиться со стрессовой ситуацией. Но может случиться, что проблема так и окажется нерешенной. В таком случае субъект вынужден признать, что потерпел неудачу. Однако, неудача сама по себе представляет тягостное событие в жизни личности . На смену одной трудной ситуации приходит другая. Неудача заставляет отказаться от той ценности, ради которой человек мобилизовал все свои силы. Кроме того, поражение влечет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивных представлений о себе. В таких случаях некоторые индивиды прибегают к приему «коррекции своих ожиданий и надежд». Но этот прием обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает её самоуважения. Тогда в действие вступает широко распространенная стратегия, ориентированная на восстановление позитивного отношения к себе, чувства личного благополучия. Этот прием часто используется людьми, попавшими в безвыходное положение. Такая «техника» жизни  получила название «идущее вниз сравнение».Применяя её, человек сравнивает себя с людьми находящимися  в ещё более незавидном положении. Х.Томэ описал случай с полупарализованной женщиной, которая в результате несчастного случая могла передвигаться лишь на коляске. Особую горечь у неё вызывал тот факт, что ей уже не суждено исполнить мечту её жизни – подняться по ступенькам египетской пирамиды. Утешение принесла мысль о том, что она всё же способна увидеть знаменитые пирамиды, тогда как незрячие люди даже посмотреть на это чудо не сумеют. В случае возможности преодолеть свою трудную жизненную проблему человек сравнивает себя с людьми, которые оказываются беспомощными при решении самых легких задач. По отношению к себе он может прибегнуть и к идущему вверх сравнению – вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях. Все эти приемы обесценивают неудачу, не требуют негативной перестройки отношения к себе и вписываются в личную теорию как незначительный биографический эпизод.
     Однако  не со всякой неудачей человек может  совладать. Всё зависит от её психологической  структуры. Если субъект сам поставил перед собой трудную задачу, спроектировал  её как часть будущей жизни, преисполнен  уверенности в её решении и для совладания с ней мобилизировал огромные силы, то поражение он должен пережить как крушение всей своей личности.
     Если  иметь в виду, что факт неожиданности  трудной ситуации усиливает её негативную значимость для человека и порождает  массу дополнительных отрицательных эмоций, препятствующих поиску успешных путей совладания, то будет понятно адаптивное  значение стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищенной печали». Они позволяют людям психологичеки подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Прием «антиципирующего совладания» успешно применяют врачи в детских больницах за рубежом. Медсестры имитируют ход предстоящей операции,  знакомят детей со всей её процедурой, начиная с их подготовки к операции и кончая возвращением в палату после неё. Эти приемы значительно снижают предоперационную тревогу у маленьких пациентов.  

     Изменение отношения к ситуации и собственных характеристик.
     Активно преобразуя трудные жизненныё условия, личность значительно изменяется, но изменения эти непреднамеренны и, как правило, неосознаваемы. Жизнь, однако, ставит личность в такие ситуации, когда только намеренное изменение ею своих особенностей может привести к благополучию. Изменить себя ,не изменяя себе -  задача трудная, и человек вряд ли справился бы с ней , если бы у него мотивация приспособления была не менее мощной, чем побуждение перестроить мир.
     Прежде  всего личность может изменить свое отношение к ситуации, придать ей нетривиальный смысл. Т. Des Pres,исследуя людей, прошедших нацистские концлагеря, обнаружил, что узники, которые считали, что смысл их жизни -  показать возможность выживания в таких нечеловеческих условиях, и твердо верили в свое освобождение, легче переносили выпадавшие на их долю испытания. Они остались живы, здоровье их пострадало меньше, чем у заключенных, считавших бессмысленной и безнадежной свою жизнь в лагерях. Этот прием «позитивного истолкования» неприятного и морально тяжелого переживания все чаще используется в больничной практике: людям, которые с трудом переносили пребывание в госпитале, врачи помогали переосмыслить свою ситуацию как период отдыха, соблюдения диеты, время для размышлений. После такой терапии состоянии пациентов значительно улучшалось.
     Часто источником весьма тягостных переживаний становятся личностные свойства самого человека. Такова, например, очень трудно изживаемая застенчивость. Для совладания с ней Ф. Зимбардо предлагает субъекту принять на себя определенную роль и вести себя соответственно с этой ролью, поскольку человек не идентифицирует себя с выбранной ролью все допускаемые им промахи и неловкости он относит не к себе, а к выбранному персонажу ,поэтому – то не чувствует смущения не снижет самооценку и не ориентируется на мнение других. Ролевое поведение, как показывает Зимбардо, является одним их эффективных приемов совладания человека с некоторыми нежелательными чертами личности. Вместе с тем он выявляет любопытную закономерность - влияние роли на личность, как бы не отчуждал себя человек от разыгрываемой им роли, она всё равно изменят индивида как личность. Ссылаясь на свои работы 1970-х гг. Зимбардо пишет: «если вы сумели исполнить роль, она становится частью вас. Уже невозможно отвергнуть тот опыт , который вы получили, играя роль. Исследования показали, что исполнение роли, не характерной для человека, вызывает заметные изменения в его личных установках и ценностях». В данном случае под влиянием разыгрываемых ролей самоуверенных персонажей человек становится менее застенчивым.
     Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация личности с людьми более удачливыми, со счастливчиками. К такому приему прибегают люди перенесшие много неудач и разочарований . Идентифицируясь с преуспевающими людьми  , «неудачники» как бы дополняют себя особыми способностями , а становясь функционерами авторитетных организаций , не только получают право говорить о своих успехах – они на самом деле начинают ощущать себя сильными и  действуют более уверенно и успешно.
     «Приемы» самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий.
     К этим вспомогательным приемам относятся  «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляется не только в практической , но и в чисто психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Субъекты ухода – это индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они отказываются от повышения по службе и заманчивых предложений. Свой способ поведения определяют как «последнюю линию защиты». Избегание всех сомнительных ситуаций становится их личностной особенностью.
     К распространенным приемам самосохранения относится «техника отрицания» - отказ признать, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. Своеобразие отрицания заключается в следующем: люди знают, что произошло нечто ужасное, но они не переживают острых негативных чувств и ведут себя так , как будто ничего не случилось. Например, отец мальчика, умирающего от лейкемии , строит планы о его поступлении в колледж. Такое отчуждение от ужасной действительности R. J. Lifton выявил у многих жителей Хиросимы, которые сообщали , что они выжили благодаря «психологическому отключению» - бессознательному выключению всех эмоций при четком понимании всего случившегося .
     R. Janoff – Bulman  в ряде своих работ, а так же M. J. Horowitz рассматривают отрицание как психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую концептуальную систему . Отрицание позволяет субъекту перерабатывать трагические ситуации малыми дозами , постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции запредельного для ума человека события меняются его сознание , отношение к миру , появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего и его сознания.
     Если  же люди, попав в безвыходную ситуацию , не хотят ил  не могут воспользоваться  психологическими приемами  самосохранения, они прибегают к самопоражающим стратегиям – наркомании , алкоголизму, суициду. 
 
 

Раздвоение сознания и образование двух жизненных миров в экстремальных ситуациях.
     В психологии выделяются 3 группы жизненных  невзгод. Это – повседневные неприятности; негативные события, связанные с  различными периодами жизни и возрастными изменениями (неудачи при поступлении в ВУЗ, понижение в должности, уход в отставку, переселение в дом престарелых); непредвиденные несчастия и горести (опасная болезнь, невосполнимый ущерб, трагическая потеря). Однако в человеческой жизни есть ситуации, психотравмирующее воздействие которых не может измеряться обычными шкалами. Это войны, крупные катастрофы, стихийные бедствия. Имея пролонгированный характер, они меняют образ жизни людей, их сознание и личность. Тип этих изменений раскрывают исследования ветеранов разных войн: в Ливане (1982), во Вьетнаме, в Персидском заливе. Для всех ветеранов с посттравматическими нарушениями характерным стало отчуждение от общества, в которое они вернулись, которое казалось им сильно изменившимся и незнакомым. Для них реальным жизненным миром продолжал быть мир военных действий. Они заново продумывали свои боевые операции, порицали себя за неверные, по их мнению, решения и действия. Попытки поговорить с окружающими с своих удачах и ошибках не встречали понимания. В сновидениях бывших воинов постоянно возникали картины боев, они видели убитых и раненых. Иными словами, в сознании ветеранов жили два мира со своими особыми законами, и более живым оказывался мир войны, препятствующий полноценному вхождению этих людей в мирную действительность. Постоянное отчуждение от общества, от тех дел, которыми занимались другие, порождало у них чувство беспомощности, ощущение, что весь мир вышел из-под их контроля. Для того чтобы соединить два жизненных мира, интегрировать разорванное сознание, бывших солдат стали посылать в воинские части, на маневры. Армия в мирное время начала восприниматься ими как специфическое продолжение жизни общества. Постепенно исчезла экзистенциальная пропасть между двумя личностными мирами, интегрировалось сознание. Однако медленное включение солдат в гражданское общество вызывалось еще и тем, что они с неохотой принимали различную социальную помощь. Она, по их мнению, ставила на них, героях войны, клеймо несостоятельности. Для преодоления таких негативных позиций ветеранов просили оказать поддержку своим соратникам - писать им письма, давать советы, контролировать процесс адаптации. В результате и сами «консультанты» начинали более активно решать свои жизненные проблемы, развивалось их самосознание, менялись мировоззренческие установки. Помощь другим оказывалась самопомощью. 
 

Параграф 3.
Психологические явлений и феномены, выступающие в качестве факторов эффективности преодоления сложной жизненной ситуации. 

     Многие  психологи считают, что стратегии совладания ситуационно-специфичны и особенности личности в их выборе играют небольшую роль. В то же время огромный м
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.