На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная система пластиковых карт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Уральский Институт Экономики Управления и  Права 
 
 
 

Курсовая  работа. 

Тема: Международная  система пластиковых карт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011г. 

План 

Введение
Раздел 1. Пластиковая  карта как платёжное средство
      История возникновения пластиковой карты
1.2 Классификация пластиковых карт
1.3 Преимущества пользования пластиковыми картами
Раздел 2 Международные  платёжные системы
2.1 Сущность и  значение международных платёжных  систем   
      банковских пластиковых карточек
2.2 Международные дисконтные системы
2.3 VISA
2.4 American Express
2.5 Diners Club
2.6 JCB Card 

Заключение
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Пластиковая карта как альтернатива наличным деньгам была придумана прежде всего для удобства потребителей. По существу это средство расчётов не только популярно, но и общедоступно в большинстве стран с развитой финансовой культурой. Стать обладателем пластиковой карты одной из международных платёжных систем может любой человек, имеющий какой либо стабильный доход.
     В последние годы "пластик" все  активнее вытесняет наличные деньги из повседневной жизни. России пока трудно тягаться со странами Запада, но, как  свидетельствует накопленный опыт, процесс уже не остановить. Потому что люди всегда предпочитают то, что  делает их жизнь проще и удобнее, что сводит на нет риск потерять нажитое благосостояние.
     В этой связи особую актуальность приобретает  деятельность по внедрению современных  банковских технологий по всей территории России. Так как это один из определяющих факторов в подтягивании России к  мировым стандартам банковской деятельности. Внедрение таких технологий связано  с важнейшей задачей обеспечения  прозрачности финансовых потоков и  безопасности расчетных операций. 

     Цель  настоящей работы - изучение видов международных платежных систем и сфер деятельности четырех крупнейших платёжных систем Visa, American Express, Diners Club, JCB Card.
     Объект  курсовой работы – является механизм формирования и развития международных платежных систем.
     Предмет – процесс обращения пластиковых  карт.
     Достижение  поставленной цели обеспечивается решением взаимосвязанных задач: рассмотрение истории возникновения пластиковых карт и последующего развития платёжных систем; типологизация и выявление общих преимуществ пластиковых карт;
     выявление основных платёжных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Пластиковая карта  как платёжное  средство
     1.1 История возникновения  пластиковой карты 

     Предшественниками современных карт были карточки, которые  выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить  за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление  было логическим продолжением оплаты в рассрочку.
     С 1914 торговые предприятия стали выпускать  карточки для самых богатых клиентов, чтобы привязать их к своей  сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары. В начале 20-х нефтяные компании стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке. В 1928 начался выпуск Charga-Plates, пластинок с выбитым адресом. В следующие 30 лет крупные компании предложили такие нововведения, как минимальная месячная плата, плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам – и все ради максимального дохода от операций по картам.
     Жесткая конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и  начать эмиссию кредитных карт. В 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP). Сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.
     Эра современной универсальной кредитной  карты началась в 1949 с образования  Diners Club. А.Блумингдейл, Ф.Макнамара и Р.Снайдер представили план нового типа карт. Эта карта, став универсальной, позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги. Со стартовым капиталом всего в 75 тысяч долларов, Блумингдейл, Макнамара и Снайдер начали свое дело. Прибыль они предполагали получать с фирмы-продавца, которая должна была давать им 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы (% за неоплаченную часть баланса был впоследствии введен компаниями банковских кредитных карт).
     Однако  потенциальные клиенты не спешили  становиться держателями карты, пока ее не стали принимать повсюду. Продавцы же не хотели участвовать  в этой программе, поскольку не видели спроса на карты. Их также не устраивал  размер скидки за кредит, которую требовала  Diners Club. Еще одним препятствием для универсальных карт стало сопротивление со стороны авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не желали давать скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.
     Несмотря  на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После войны в Америке начался бурный рост индустрии кредита. Впервые большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для основных нужд. За Diners Club появились T&E (Travel&Entertainment) компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями.
     В 1958 American Express, крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт. В этом же году первый и второй банки страны – Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Сhase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962. Причины: сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления. Основным же препятствием в этом бизнесе стало отсутствие единой общенациональной сети, что особенно било по мелким банкам, развивавшим локальный рынок карт.
     В 1966 Bank of America начал лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. Решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association. В конце 60-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно происходил стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт. Это заставило банки, выпускавшие независимые карты, присоединяться к одной из двух национальных систем. К 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам. Годовые продажи достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев владели по крайней мере двумя банковскими картами.
     И тут выяснилось, что нужно срочно определить: - Каких правил придерживаться для исправления ошибок, происходящих по вине компьютерных систем? И кто  должен устанавливать эти правила?
     - Что делать для защиты клиентов, к которым пришли счета к  оплате операций по картам, которые  они не совершали?
     - Если карта была потеряна или  украдена, как определить ответственность  клиента и обязанности эмитента?
     - По каким критериям оценивать  возможности доступа разных клиентов  к кредиту?
     - Что делать для обеспечения  или ограничения доступа к  кредитным историям миллионов  владельцев карт?
     Правительство США начало действовать. Федеральная  комиссия по торговле в 1970 приняла решение  запретить рассылку по почте не затребованных  клиентом карт. В 1972 Федеральная резервная  система стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт. Закон 1973 обеспечил защиту владельцев карт от несанкционированного использования  счетов и информации по картам. В 1977 было запрещено использование расовой  принадлежности, пола, вероисповедания, национального происхождения или супружеского положения в качестве критерия для разрешения или отказа в кредите.
     Americard поменяла имя на VISA в 1976 году. Цель –международное признание. MasterCharge в 1980 году стала MasterCard. С 1969 по 1981 год число банков, присоединившихся к MasterCard увеличилось с 4461 до 12504, присоединившихся к VISA – с 3751 до 12518. Первоначально и VISA и MasterCard запрещали практику выпуска банком обеих карт. Однако под давлением судебных властей, обвинявших компании в нарушении антитрестовского законодательства, банки получили право выпускать две карты одновременно.
     Конкуренция возрастала и в T&E индустрии. Обладая  превосходящими ресурсами, American Express быстро обошла своих конкурентов Diners Club и Carte Blanche. К 1970 у нее было в два раза больше клиентов, чем у первой и в четыре раза больше, чем у второй. В середине 70-х разрыв еще больше увеличился: держателей карт American Express было в 7,5 раз больше, чем у Diners Club в 10 раз больше, чем у Carte Blanche. Клиенты не видели смысла иметь более одной карты T&E – и ей становилась American Express. Diners Club и Carte Blanche были куплены CityBank, способного более серьезно соперничать с American Express. Несмотря на это, у последней сейчас в 12 раз больше клиентов, чем Diners Club и Carte Blanche вместе взятых.
     Рос международный рынок. Кредитные  карты существовали в Европе с  начала 50-х, когда British Hotel & Restaurant Association выпустила карту BHR. Среди американских компаний, действовавших в Европе, доминировала Diners Club. В 1972 Americard заявила о начале операций в 72 странах, но быстрое распространение происходило только в Великобритании, где компания приобрела карту Barclay’s. Европейские банки не торопились подписывать соглашение, подчиняя себя крупнейшему банку Америки. Эти опасения сработали на руку Interbank, достигшего соглашений с EuroCard, крупнейшей системой универсальных карт в Европе, и с Acsess, крупнейшей системой Великобритании.
     JCB-банк, дочернее предприятие American Express, возглавлял рынок, имея в два раза больше клиентов, чем VISA и MasterCard вместе взятые. Япония, несмотря на поздний старт индустрии карт, обошла к 1980 все европейские страны и вышла на второе место после США по количеству карт.
     Активно осваивающих мир иностранцев  иногда заносило и в Россию. Вслед  за ними не преминули прийти в СССР и международные карточные системы. В начале речь шла лишь о приеме их продуктов структурами "Интуриста". В 1958 г. было открыто представительство American Express в Москве. Через три года "Интуриста" стал первой в Советском Союзе организацией, принимающей к оплате кредитные карты American Express. В 1969 году было подписано аналогичное соглашение с компанией Diners Club. Затем на нашем рынке появились VISA (тогда еще Americard) (1974) и EuroCard (1975), японская JCB International (1976).
     С советской стороны все соглашения подписывал Госкоминтурист СССР, а специально образованное при нем ВАО "Интурист" взяло на себя организацию обслуживания пластиковых карт в валютных магазинах "Березка" и в соответствующих гостиницах через расчетный центр ВАО "Интурсервис". В 1988 ВАО "Интурист", не смотря на то, что не являлось банковским учреждением, становится первым членом VISA в бывшем СССР.
     Все расчеты по международным картам проходили в этот период через  Внешэкономбанк СССР. Именно он и стал первым советским банком-эмитентом, выпустив карты VISA для участников советской  сборной на летних Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Ответный ход конкурирующий платежной системы последовал незамедлительно. Уже в 1989 году Внешэкономбанк выпустил "золотые" карточки EuroCard. Это были суперэлитные карты (по рекламным слухам, предназначавшиеся для Горбачева и иных высокопоставленных лиц).
     Вскоре  круг владельцев пластиковых карточек расширился и стал более открытым: совместные и вырвавшиеся из-под  опеки ведомств государственные  предприятия, ассоциации и прочие коммерческие структуры, получающие доход в конвертируемой валюте, открывали счета во Внешэкономбанке  и проявляли интерес к кредитным  картам, количество которых к тому времени возросло до пятисот. Ну а  начавшаяся эра коммерческих банков вскоре положила конец монополизму  на рынке международных карт.
     На  настоящий момент важность такого направления  деятельности, как внедрение современных  банковских технологий по всей территории России, не вызывает сомнений. Так как  это один из определяющих факторов в подтягивании России к мировым стандартам банковской деятельности. Внедрение таких технологий связано с важнейшей задачей обеспечения прозрачности финансовых потоков и безопасности расчетных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Классификация пластиковых карт 

     В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными  и техническими характеристиками.
     С точки зрения механизма расчета  выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между  участниками расчетов, где владельцы  карточек могут использовать их для  покупки товаров в замкнутых  сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В  отличии от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений (Американ Экспресс), предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.
     Другое  деление карточек определяется их функциональными  характеристиками. Здесь различаются  кредитные и дебетовые карточки. Первые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров или получении кассовых ссуд. Вторые предназначены для получения наличных денег в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке. Некоторые люди выделяют особую категорию - платежные карточки как разновидность кредитных карточек. Отличие состоит в том, что общая сумма долга при использовании карточки должна погашаться полностью в течении определенного времени после получения выписки без права продления кредита.
     Рассмотрим  кратко основные виды карточек. Банковские кредитные карточки (bank credit cards) предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а так же для получения авансов в денежно-кредитной форме. Главная особенность этой карточки - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная Линия используется в пределах установленного банком лимита. Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть "стандартными" или "золотыми". Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, "привязанные" к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация а не индивидуальные владельцы карточек.
     Карточки  туризма развлечений и отдыха (travel & entertaiment cards). Это "платежные" карточки, согласно произведенной выше терминологии. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы (American Express, Dinners Club). Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров или услуг, а также предоставляют владельцам карт различные льготы при по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидках с цены товара, страхованию жизни и т.д. Главные отличия этого вида карточек от банковских кредитных карточек заключается во -первых, в отсутствии разового лимита на покупки и, во-вторых, обязанности владельца карточки погасить задолженность в течении месяца без права пролонгировать кредит. В случае просрочки платежа с владельца карточки взимается повышенный процент. В указанных системах также существует индивидуальные и корпоративные карточки.
     Частные платежные карточки предприятий торговли и услуг (private cards, retail charge cards, departament store cards, affinity cards). Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов, системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, Она же получает процент по ссудам. Начиная с 70-ых годов получили распространение банковские частные карточки (bank private cards), с помощью которых можно совершать покупки в определенных магазинах со скидкой, но выпуск карточек, выдача кредита по покупкам и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк - участник соглашения. Иногда карточки такого рода выпускается для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например филателистов). Их называют "клубными" карточками.
     Карточки  для банковских автоматов (ATM cards). Это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным, выходным дням. Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций помимо простого снятия денег со счета; они позволяют вносить деньги на вклад, делать взнос на погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой и т.д. Следует еще раз подчеркнуть что карточка для автоматов не с связана с кредитной линией (как в случае с банковской кредитной карточкой), а с текущим или сберегательным счетом владельца карточки в банке. Поэтому в большинстве банков система расчетов по этим карточкам административно и функционально отделена от системы банковских карточек.
     Еще одна классификация кредитных карточек связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов - с магнитной полосой и  со встроенной микросхемой (chip card - чиповая карта, smart card - смарт карта, "умная" карта).
     Карточки  с магнитной полосой имеют  на обороте магнитную полосу, где  записаны данные необходимые для  идентификации личности владельца  карточки при ее использовании в  банковских автоматах и электронных  терминалах торговых учреждений. Когда  карточка вставлена в соответствующее  считывающее устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки. На карточках  крупных международных карточных  ассоциаций "Виза" и "Мастер Кард" магнитная полоса имеет несколько  дорожек для фиксации необходимых  сведений в закодированной форме. На одной из дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированной форме. На одной из дорожек записан  персональный идентификационный номер - ПИН (Personal Identification Number), который вводится владельцем карточки с помощью специальной клавиатуры при использовании им банковских автоматов и терминалов POS. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе. В случае их несовпадения владельцу дается возможность сделать еще несколько попыток набора ПИН-кода. Затем карточка изымается или возвращается владельцу (еврокарта).
     Карточка  с микросхемой (chip card, smart card) была изобретена во Франции в 1974 г. и получило большое распространение в этой стране и за рубежом. Встроенная в карточку микросхема (чип) - является хранителем информации, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность. На основании записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме офф-лайн (off-line), т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка сама хранит в памяти сумму средств, имеющихся на банковском счете, то авторизации здесь не требуется: если лимит превышен сделка просто не состоится. Если же сумма операции меньше суммы лимита, то в момент ее совершения сумма свободного лимита будет уменьшена и записывается новый остаток, который может быть использован при следующей покупке. При внесении денег на счет лимит восстанавливается.
     Информационные  возможности смарт карт гораздо шире чем, у карточек с магнитной полосой (8 тыс. бит по сравнению с 1 тыс. бит, с возможностью последующего расширения в 24 раза). Кроме того, достоинством ее является возможность оперативного обновления данных в памяти микропроцессора. Наконец, важным достоинством карточки является ее более высокая надежность. Чип имеет несколько степеней защиты и подделать информацию, записанную в нем, очень трудно или вовсе невозможно. Если карточка украдена и не надлежащий владелец захочет ею воспользоваться для получения денег в автомате, то при неправильном введении ПИН-кода чип разрушается и карточка не может быть использована. Смарт карты имеют относительно высокую стоимость (в 5-7 раз выше по сравнению с магнитной карточкой). Кроме того, их введение в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карточки, затруднено. Там установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования не приспособленного для считывания информации с микросхемы, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, потребовала бы крупных капиталовложений. Поэтому эксперты не ожидают быстрого внедрения смарт-карт в таких странах как США, Канада, Бельгия и т.д., хотя эксперименты по разработке международного стандарта на эти карточки проводятся крупнейшими карточными ассоциациями мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Преимущества пользования пластиковыми картами 

     Сегодня уже мало кому в России нужно объяснять преимущества и удобства использования пластиковой карточки по сравнению с "живыми" деньгами. Наличные - это единственное средство расчетов, к которому мы привыкли. Но, с другой стороны, деньги проходят через тысячи рук, рвутся, требуют пересчета и контроля. В конце концов, их можно и потерять, а как показывает практика, после этого они никогда не находятся. Неспроста ведь весь цивилизованный мир использует вместо наличных денег пластиковые карты.
     Мир пластиковых карт многообразен и  бесконечен. Сейчас российские банки  предлагают пластиковые карты многих зарубежных и отечественных платежных  систем. И каждая из них по своему привлекательна.
     Более подробно преимущества отдельных видов  карт будут рассмотрены ниже. В  качестве основных достоинств пластиковых  карт следует выделить следующие:
     Оперативное получение средств с использованием широких возможностей платежных  систем. Карточка – это средство доступа к вашему банковскому  счету, которая всегда с Вами и  позволяет не только снимать наличные, но и оплачивать различные товары и услуги, пользоваться гостиницами  и арендовать автомобили, заказывать билеты и многочисленные услуги глобальной сети Internet. Пластиковая карта непременный атрибут современного человека. Уже сейчас при оформлении въездной визы во многие страны, аренде автомобиля и заказе гостиницы требуется пластиковая карта
     Безопасность  хранения средств - деньги надежно хранятся в Банке, являясь доступными в  любое время суток. Принадлежность карточки её владельцу определяется образцом его подписи, персональным идентификационным номером (ПИН), нанесенным в зашифрованном виде на карточку, и фотографией.
     Что такое наличные деньги в вашем  кармане (кошельке) или хранимые дома? Вас могут обокрасть, деньги могут  сгореть при пожаре, наконец - Вы можете просто потерять кошелек. При  этом вы теряете все. Если же у Вас  есть карточка, Вы по мере надобности идете  к ближайшему банкомату и снимаете необходимую сумму. Если Вы потеряете  карточку, ее у Вас украдут или  она сгорит при пожаре, Вы не теряете  ничего. Карточка защищена ПИН-кодом  и является своеобразным сейфом, хранящим Ваши деньги - без кода его не откроешь. Вместе с пластиковой картой Вам  выдаются телефоны круглосуточной сервисной  службы и банка для блокировки карты в случае ее утраты. Позвонив в банк и сообщив об утрате, Вы блокируете карточку и никто ею воспользоваться не сможет. В случае утраты карты, Банк в течение 1-2-х дней может выдать вам деньги либо новую карту.
     Возможность использования до 4 личных банковских счетов в любых видах валют, прикрепленных  к одной пластиковой карточке, что удобно при конвертации из одной валюты в другую при оплате покупок или получении наличных за рубежом. Используя карточку в  пунктах выдачи наличных и в торгово-сервисной  сети, Вы не зависите от установленного в них коммерческого курса  доллара по отношению к рублю. Вам нет необходимости думать об обмене валют, так как при получении  наличных или оплате покупок и  услуг конвертация осуществляется автоматически обычно по более выгодному, чем в обменных кассах, курсу платежной  системы, почти равному курсу  ЦБ РФ.
     Избавление  от проблем декларирования средств при поездке за границу и безопасности хранения наличных сумм в пути.
     Если  Вы вывозите наличные, возникает множество  проблем - безопасность ваших денег, необходимость декларирования средств, обмен вывозимой валюты на местную и т.д. Но если Вы едете с карточкой, то Вам нет необходимости декларировать средства, так как карточка это не наличные, а средство доступа к счету. Сумма перевозимых на карте денег не ограничена, а снять их можно любом банке мира или через обширную сеть банкоматов. Также к Вашим услугам более 12 миллионов точек обслуживания карточек в 220 странах мира. Имея карточку очень удобно бронировать гостиницу, арендовать автомобиль.
     Получение дохода - Банк начисляет проценты на остатки средств на личных банковских счетах.
     Кроме того, Вы можете распространить все  преимущества пластиковых карт на членов Вашей семьи, друзей и знакомых, открыв нужное количество дополнительных карт к Вашей индивидуальной карте. Выпуск дополнительных карт позволяет пользоваться Вашим счетом нескольким лицам, которым  Вы доверяете право совершения операций с Вашим счетом. При этом оформление дополнительной персональной карты  происходит без выписывания доверенности основным держателем счета. Дополнительные карты могут оформляться при  использовании любого вида карт, предлагаемых Банком для физических лиц.
     Для организаций особенно интересна  возможность использования пластиковых  карт в качестве "зарплатных". При заключении договора с Банком сотрудники организации получают пластиковые  карты, на которые начисляется зарплата (перевод зарплаты на карты сотрудников  осуществляется в течение одного дня). Преимущества использования пластиковых  карт в качестве зарплатных очевидны:
     Экономия  на комиссии за снятие наличных денег  с расчетного счета для выдачи зарплаты.
     Экономия  затрат на инкассацию.
     Экономия  времени, теряемого сотрудниками при  получении зарплаты в кассе
     Повышение безопасности Вашей организации (отсутствие операций с крупными суммами наличных средств).
     Возможность (по необходимости) получения сотрудниками Вашей организации наличных в  любом банке, обслуживающем карты  этой системы.
     Индивидуальные  и корпоративные пластиковые  карты предоставляют пользователю ряд дополнительных возможностей:
     Одновременно  с пластиковой картой может быть выдана телефонная карта, "привязанная" к счету пластиковой карты. Согласно подписанному соглашению об оплате Ваших  междугородних и международных  телефонных разговоров со счета платежной  карты, с него списываются суммы  за состоявшиеся разговоры. При этом не надо оплачивать счета (оплата производится автоматически); тарифы оператора ниже тарифов ТС и существенно ниже тарифов сотовых компаний; наличие  полной статистики по состоявшимся звонкам  на web-сайте компании; возможность роуминга по России и миру.
     Помимо  телефонной карты, вместе с пластиковой  картой Вы можете получить страховку  и дисконтную карту, дающую право  на скидки.
     Полная  и точная информация обо всех совершенных  Вами с использованием карты операциях (перечисление точек списания, дат  и сумм операций) отражена в выписке  по Вашему карточному счету. Наличие  выписки позволяет точно проконтролировать  расход средств, что выгодно отличает расчеты пластиковыми картами от операций с наличными средствами.
     Таким образом, практически неограниченные возможности современных платежных  систем открываются при использовании  пластиковых банковских карт, объединяющих в себе преимущества банковского  счета и наличных денег.
     Однако, развитие отечественного рынка пластиковых карт сопровождается увеличением числа преступлений, связанных с проникновением в банковские электронные сети. Согласно официальной статистике отдела по борьбе с мошенничеством с использованием кредитных карт и дорожных чеков при Управлении по экономическим преступлениям ГУВД Москвы, в 2001 г. общий ущерб владельцев пластиковых карт составил 5 млн. долл. Однако на самом деле махинации с электронными системами наносят банкам значительно больший ущерб. Специфика не только отечественного, но и международного карточного бизнеса такова, что банки вынуждены скрывать свои реальные издержки. Скандальную известность получают только те случаи, потери от которых слишком велики. Так, в частности, стало известно, что в 1995 г. одному из крупнейших российских банков через систему "S.W.I.F.T." был нанесен ущерб в 3 млн. долл. Наиболее крупный взлом за всю историю существования систем электронных платежей был совершен в итальянском банке, потерявшем несколько лет назад более 20 млн. долл.
     Особенностью  российского рынка пластиковых  платежных средств, которая затрудняет использование международных подходов к решению проблем безопасности в карточном бизнесе, является высокая  степень текучести кадров обслуживающего персонала. Эксперты считают, что все  бывшие сотрудники российских компаний, обеспечивающих безопасность электронных  сетей, представляют потенциальную  угрозу для платежных систем. Незащищенность эмитентов в РФ стала также  следствием недостаточного развития телекоммуникаций и информационного голода в мультибанковской среде. Очевидно, пока идентификация не войдет в программы безопасности электронных сетей отечественных банков, сохраняется угроза махинаций с авизо и документами несуществующих компаний. Тем не менее зарубежные специалисты рекомендуют применять в РФ с учетом национальной специфики передовые французские и американские технологии защиты.
     При обмене информационных документов, начислении компенсаций и выплате трансфертов  через банковские электронные сети обычно используют защиту системы "S.W.I.F.T.". К ее очевидным достоинствам относится:
     доступность информации о получателе
     конфиденциальность  при реализации денежных потоков;
     наличие гибкой системы страховых выплат;
     высокая степень надежности (в то время  как через "S.W.I.F.T." ежедневно  передвигается до 2-3 млрд. "электронных" долл., сумма страховок за год  составляет 4 млн. долл.).
     Перевод ведомственных счетов происходит в  автоматическом режиме. Защита пластиковых  денег строится по трехступенчатой  схеме "банк - коммерческие структуры - клиент". В учетном центре "S.W.I.F.T." более 150000 компаний, которые могут  обменяться данными друг о друге  и проанализировать информацию о  потерянных и украденных картах, составляющих "черный" список. Проверка международных  чековых платежей осуществляется "S.W.I.F.T." через ЦБ, куда информация поступает  на магнитной ленте. Однако возможности "S.W.I.F.T." по контролю за операциями с банковскими чеками и компенсациями ограничены количественными параметрами. В результате перегрузки возникают сбои в системе безопасности, и она перестает быть эффективной. В связи с этим под эгидой Общества международных межбанковских расчетов разработана более совершенная система "S.W.I.F.T.-2", которая сейчас осваивается в развивающихся странах.
     Российский  опыт обслуживания международных пластиковых  карточек, эмитентов и эквайеров Mastercard и Eurocard, а также систем межбанковских электронных платежей свидетельствует об эффективности "ключевых" технологий, которые также разработаны французскими специалистами. Наибольших успехов они добились в создании систем безопасности для кредитовых и дебетовых карт, 95% которых основаны на микропроцессорах. Крупнейшим отечественным продавцом систем "ключевой" безопасности является процессинговая компания "Кардцентр". С 1993 г., при ежегодном уровне эмиссии 11000 карт и 3 млн. ежемесячном объеме трансакций, в "Кардцентре" не было зафиксировано ни одного хищения. Система безопасности, которую предлагает "Кардцентр", основывается на удаленном доступе к терминалам. Закрытость фронтальной части базы данных банка-эмитента для его клиентов (кроме самого "Кардцентра") обеспечивает относительную конфиденциальность банковских расчетов. Разрушить "ключевую" защиту "Кардцентра" достаточно сложно: на карточку нанесен "замок" - закодированная магнитная полоса с des-алгоритмом. Для каждого "замка" существует единственный вариант "ключа", изготовленный за пределами РФ (в последнее время "ключи" кодируются в Брюсселе).
     Развитие  межбанковской системы электронных  платежей зависит от потенциала телекоммуникаций на уровне сети публичного доступа. Наиболее эффективными с точки зрения безопасности на электронном "транспорте" являются дорогостоящие частные сети, так  как на них мала вероятность несанкционированного вторжения. Для создания таких сетей  банкам необходима собственная спутниковая  связь, однако, очевидно, что в сложной  экономической ситуации она далеко не всем по карману. Частная сеть действует  на ММВБ, в систему безопасности которой входит 137 банков и 7 региональных площадок, а также в некоторых  крупнейших отечественных банках. Наиболее перспективными в российских условиях являются Misex и IP сети.
     Без сомнения, пока владельцем пластиковой  карты в РФ не станет практически  каждый и сеть электронных платежей не охватит всю страну, проблема защиты карточек от мошенничества не приобретет остроту, которую она  имеет на Западе. 

 

      Раздел 2 Международные  платёжные системы
     2.1 Сущность и значение  международных платёжных  систем   
     банковских  пластиковых карточек 

     В настоящее время в мире действует  несколько международных платежных  систем, или, как их называют в странах  англосаксонского Права, Международных  карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются Visa International, MasterCard International, American Express, Diners Club International и JCB Card.
     Ассоциации  разрабатывают общие правила  проведения расчетов, проводят анализ и корректировку деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных  систем аккумулируют ресурсы для  внедрения новых технологий, для  создания и развития информационных коммуникаций.
     Расходы ассоциаций покрываются за счет взносов  банков — участников платежной системы  пропорционально объему их карточных  операций.
     В целом ассоциации выполняют следующие  функции:
      выдача лицензий на выпуск карточек с логотипом ассоциации;
      охрана патентов и прав;
      разработка стандартов и правил ведения операций;
      обеспечение надлежащего функционирования национальных и международных систем автоматизации и расчетов;
      обмер финансовой информации и перевод комиссионных выплат участниками системы;
      исследования и анализ;
      разработка новых платежных продуктов;
      маркетинг, реклама и продвижение продукта на рынок.
     К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями для своих  членов, относится авторизация, то есть получение от банка-эмитента разрешения на сделку, если сумма покупки превышает  разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карточки.
     Запрос  поступает по телефону (off-line) или через специальный электронный терминал, именуемый POS-терминалом (в режиме on-line). Банк-эмитент дает разрешение, если общий лимит счета не превышен и карточка не числится в стоп-листе. Операции присваивается авторизационный код, который фигурирует затем в отчетности. В банках существуют специальные центры авторизации, работники которых отвечают на звонки торговцев. Если запрос поступает через электронный терминал, банковский компьютер принимает кодированное сообщение и дает разрешение или запрещает сделку.
     Другой  важнейшей функцией карточных ассоциаций является организация процесса окончательного урегулирования и погашения задолженности  по карточным операциям (settlement).
     Рассмотрим  схему платёжной системы с  коммерческой точки зрения. Для клиента  желательно, чтобы его карта принималась  в возможно большем количестве коммерческих точек и банковских учреждений. Тем  более что с увеличением числа  пунктов обслуживания растут и доходы самого эмитента. Так изначально в  банковском бизнесе возникает потребность  в создании максимально разветвленной  системы.
     Можно сделать следующие выводы. Во-первых, карточный бизнес состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых  частей: клиенты-держатели карт и  коммерческая сеть, в которой данные карты принимаются в качестве платежного средства. В связи с  этим в более выгодной ситуации среди  прочих коммерческих организаций находятся  именно банки, поскольку у них  есть и то, и другое.
     Во-вторых, одного банка, даже очень большого, для создания конкурентоспособной  системы недостаточно, лучше объединиться нескольким банкам. Это также дешевле  и эффективнее для самих банков, и последнее, как правило, перевешивает соображения конкуренции и престижа. Так появляется карта с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте, которая, тем не менее, имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего его банка.
     Именно  этим путем развивались платежные  системы Visa, MasterCard, которые содержат около 80% мирового карточного рынка.
     Но  в такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено –  организация, которая проводила  бы расчеты между эмитентами. Ведь клиент одного банка может прийти за покупкой в магазин, обслуживаемый  другим банком. И в этом случае все  заинтересованы, чтобы оплата картой не просто состоялась, но и все расчеты  были произведены максимально быстро и правильно. Для этого необходимы как минимум два условия:
     быстрая и правильная обработка межбанковских  операций;
     быстрые и правильные межбанковские расчеты.
     Для выполнения первого условия нужен  единый центр, обрабатывающий операции, то есть осуществляющий процессинг. Такая  центральная процессинговая компания может выполнять в платежной  системе еще и другие важные функции, например авторизацию. Что касается второго условия, то решение также  очевидно – единый расчетный банк платежной системы, с которым  все банки-участники связаны корреспондентскими отношениями. Таким образом, в развитой платежной системе в расчетах участвуют:
     1) банки-эмитенты карт;
     2) банки-эквайреры – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами;
     3) расчетные банки;
     4) центральная и (часто) связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции процессинговые компании;
     5) магазины и другие сервисные  точки.
     Однако  самое главное в платежной  системе - это все-таки клиенты-пользователи карт.
     Итак, говоря об организации большой платежной  системы, основанной на банковских картах, необходимо постоянно помнить, что  в любой операции платежа, осуществленной с помощью карты, приводится в  действие следующая цепочка (рис. 1). 
 
 
 
 
 
 

Процессинговая  компания
Держатель карты (клиент)
Магазин
Банк магазина (эквайрер)
Расчет-ный банк
Банк магазина (эмитент)
Счет клиента
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Схема взаимоотношений между  участниками платежной системы. 

     Иногда  эта цепочка может иметь иной, более простой, вид, так как и  магазин, и клиент имеют счет в  одном и том же банке. Это происходит в тех случаях, когда в данном регионе в этой платежной системе  работает только один банк. В этом случае банк может вообще обходиться без  услуг процессинговой компании, при  условии, что он сам проводит авторизацию. Если же в данном регионе работают несколько банков, то им разумнее иметь  единый авторизационный центр.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.