Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учетная политика и финансовая отчетность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     Тольяттинский государственный университет
     Институт  финансов, экономики и управления
     Кафедра «Экономика, финансы и бухгалтерский  учет» 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»
     на  тему: «Учетная политика и финансовая отчетность» 
 
 

     Выполнила:
     студентка группы БУз-531
     Китева  Ю.В.                                                                                                                                                                                                                                                  Руководитель:
     Шумилова  И.В. 
 

     Работа  проверена и                 Оценка руководителя
     допущена  к защите    ________________________
«___»___________20__г   «___»_______________20__г
_____________________        ________________________
          (подпись)                                                                                                       (подпись) 
 

     Тольятти 2010
     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
     ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
      Сущность и назначение учетной политики……………………….…..6
      Нормативное регулирование формирования учетной политики…....8
     1.3 Порядок составления учетной политики организации……………..12
     ГЛАВА 2.  БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     2.1 Понятие финансовой отчетности…………………………………….17
     2.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности………..…19
      2.3 Состав       и        качественные   характеристики       бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………….22
     ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «КОМИТЕКС»
     3.1 Характеристика ОАО «Комитекс»…………………………………...28
     3.2 Учетная политика ОАО «Комитекс»…………………………….…..29
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………38
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В результате своей деятельности любое  предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения.
     Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
     С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
     От  учетной политики зависит деятельность не только бухгалтерии, но и компании в целом. [17]
     Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
     Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
     С привлечением в хозяйственный оборот организаций капиталов субъектов рынка расширился круг заинтересованных пользователей в их учетной информации, которая составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     Отчетность  выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
     Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы  бухгалтерского учета и выступает  завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
     Информация  о хозяйственных операциях, произведенных  экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
     Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых  может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
     Пользователями  такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
     Содержание  отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
     Исходя  из вышесказанного, я считаю тему данной курсовой работы важной и актуальной для настоящего момента.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение учетной политики на предприятии (ОАО «Комитекс»), а также показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации.
     С учетом поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
     - дать определение учетной политике и финансовой отчетности;
     - рассмотреть их назначение и классификацию;
     - проанализировать систему нормативного  регулирования  учетной политики и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
     - детально рассмотреть состав и содержание отчетности, дать качественную характеристику формам отчетности;
     Объектом  исследования курсовой работы является учетная политика, предметом –  порядок формирования учетной политики.
     Для написания работы были использованы как учебные пособия, периодические издания по бухгалтерскому учету, так и учетная политика ОАО «Комитекс» на 2009 г., утвержденная приказом генерального директора за № 97 от 30 декабря 2008 г.  

     ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
     1.1 Сущность и назначение учетной политики 

     В настоящее время при рассмотрении вопросов организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организациях получил широкое  распространение термин «учетная политика». Под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета. При формировании учетной политики организация имеет право выбрать один из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации, способов ведения бухгалтерского учета.  Порядок формирования учетной политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
     Сейчас  в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета [12, с.17]:
    1 уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
    2 уровень – положения по бухгалтерскому учету;
    3 уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
    4 уровень – внутренние документы конкретной организации.
     Таким образом, учетная политика организации  является элементом системы регулирования  бухгалтерского учета в РФ.
     Для определения понятия "учетная политика" нужно отталкиваться от традиционных для нашей страны взглядов на метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность). [16]
     Значение  учетной политики в последнее  время существенно возросло. Учетная политика превратилась в реальный инструмент управления организацией, на ее основе осуществляется финансовое и налоговое планирование деятельности организации, что позволяет существенно снижать налоговое бремя, повышать гибкость, оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений.
     Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета на разных предприятиях, будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций и т. д. представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.
     Главная задача учетной политики - максимально  объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. [15]
     Ответственность за организацию бухгалтерского учёта  на предприятиях и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйских операций в первичных документах, регистрах и отчётности в течение установленного срока несёт собственник или уполномоченный им орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием. Соблюдение законодательства при выполнении хозяйских операций несут их собственники.
     Формирование  учётной политики предприятия осуществляется главным бухгалтером и утверждается приказом или распоряжением руководителя.
     Учётная политика, как составная часть  финансовой отчётности должна разрабатываться  каждым предприятием, которое зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Основная цель учётной политики - обеспечить получение достоверной информации про имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты его деятельности, необходимые для всех пользователей финансовой отчётности с целью принятия соответствующих решений.
     Предприятие самостоятельно определяет свою учётную  политику и выбирает форму ведения  бухгалтерского учёта с соблюдением  принципов, установленных законодательством.
     Степень свободы предприятия в формировании учётной политики, ограниченная государственною регламентацией бухгалтерского учёта, которая предоставлена перечнем методик и учётных процедур, среди которых однако допускаются альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, перечня бухгалтерских счетов и т.п. Поэтому, учётная политика предприятия - это не просто совокупность способов ведения учёта, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учёта, которая даёт возможность использовать разные варианты отображения фактов хозяйской жизни в учёте (зависимо от поставленных целей). Другими словами, учётную политику в широком понимании можно определить как управление учётом, а в узком - как совокупность способов ведения учёта (выбор предприятием конкретных методик ведения учёта). 
 

     1.2 Нормативное регулирование формирования учетной политики 

     Учетная политика является наиважнейшим внутренним документом, включающим в себя методику ведения бухгалтерского и налогового учета на конкретном предприятии.
     Впервые термин «учетная политика» упоминался в Положении о бухгалтерском  учете и отчетности в РФ, в редакции приказа Минфина РФ от 20 марта 1992 г. №10, а широкое распространение  на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94 (28.07.94 № 100). [11]
       В соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности  и программой реформирования  бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, которое вступило в действие с 1 января 2009 года.
     Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
     Учетная политика складывается из большого количества методов и способов ведения бухгалтерского учета по всем участкам, а в частности определяет метод отражения поступления и списания основных средств, нематериальных активов, начисления их амортизации, принятия, движения и списания товарно-материальных ценностей, способ распределения накладных расходов, порядок создания резервов и т.д.
     Следовательно, в нормативную базу входит большое  количество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок формирования учетной политики.
     При этом в системах бухгалтерского и  налогового учета подходы к формированию учетной политики различны.
     Основным  нормативным документом, регламентирующим порядок формирования учетной политики является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.
      В указанном Положении по учетной  политике установлены допущения  и требования, которые являются основными моментами для организации при принятии учетной политики.
      Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.
     Исходя  из п. 6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна обеспечивать:
    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
    большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). [2]
      При  формировании учетной политики предполагается, что:
    активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
    организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
    принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
    факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). [2]
       В систему регулирования формирования учетной политики также входят нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета отдельных видов активов и пассивов. А в частности:
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, а также Методические указания по учету материально-производственных запасов определяют порядок формирования себестоимости материальных ценностей, а также списания материальных затрат на себестоимость изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/06 и Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 раскрывают порядок принятия и списания стоимости основных средств и нематериальных активов, а также начисления износа в качестве амортизационных отчислений на себестоимость продукции;
    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 отражает  порядок отнесения доходов организации к доходом по основной, операционной и внереализационной деятельности;
    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 отражает порядок признания расходов организации в разрезе трех видов деятельности: основной, операционной и внереализационной;
      другие нормативно-правовые документы.
     Основным  документом, регламентирующим порядок  формирования учетной политики для  целей налогового учета является Налоговый кодекс Российской Федерации.
     В связи с этим данные бухгалтерского учета и отчетности могут отличатся с данными налогового учета и информации, отраженной в декларациях. 

     1.3 Порядок составления учетной  политики организации 

     Право формирования учетной политики предоставляется  главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.
     При ведении бухгалтерского учёта необходимо обеспечить: неизменность на протяжении текущего года принятой методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества. Замена методологии на следующий год должна предусматриваться в примечаниях к годовой финансовой отчётности; полноту отображения в учёте за отчётный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, которые были проведены за это время, и результатов инвентаризации имущества и обязательств; правильность соотношения доходов и расходов к соответствующим отчётным периодам, независимо от времени поступления доходов и оплаты затрат, если остальное не установлено действующим законодательством; разграничение в учёте поточных расходов на производство и капитальные инвестиции; тождественность данных аналитического отчёта оборотам и остаткам синтетичного учёта на первое число каждого месяца.
     Учётная политика предприятия отображается в Приказе об учётной политике.
     Приказ  об учётной политике включает перечень всех пунктов принятый на отчётный год учётной политики. Желательно за каждым пунктом в приказе приводить его нормативное обоснование (указывать, на основании какого нормативного документа принято то или иное положение об учётной политике).
     В широком понимании учётная политика предприятия оформляется системой внутренней документации при разных участках учётной работы, её содержание часто раскрывается и в учрежденческих документах предприятия.
     Составною частью организации учёта на предприятии  является перечень документов, которые  используются для первичного отображения  хозяйственных операций, а также перечень учётных регистров, необходимых для накопления и систематизации информации. Перечень документов должен быть утверждён в приказе или распоряжении руководителя предприятия об учётной политике и может включать: рабочий план счетов бухгалтерского учёта, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности; формы первичных учётных документов, которые применяются для оформления фактов хозяйственной деятельности, за которыми не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учётной информации; порядок контроля над хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.
     Последовательное  проведение предприятием принятой учётной политики является одной из наиважнейших задач бухгалтерского учёта.
     При формировании учётной политике предусматривается  имущественная обособленность и  беспрерывность деятельности предприятия, последовательность применения учётной  политики, а также временная определённость фактов хозяйственной деятельности. Учётная политика должна отвечать требованиям полноты, расчётливости, преобладания содержания над формой, последовательности, беспрерывности, периодичности и другим требованиям, предусмотренных Законом РФ «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Р.Ф.».
     Вся совокупность решаемых методом учетной  политики вопросов делится на методические и организационно-технические.
     Методические  аспекты – это те аспекты учетной  политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния [12, с.31].
    В методическом разделе устанавливаются:
      способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
      порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
      перечень резервов, который будет составлять предприятие;
      порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
     Организационно  – технические аспекты – приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений [12, с.32].
    В организационно-техническом  разделе предусматриваются:
    рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет.
    формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;
    правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете
    порядок контроля за хозяйственными операциями.
     Организация должна раскрывать избранные при  формировании учетной политики способы  ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
     Существенные  способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности предприятия за отчетный год.
      Раскрытие учетной политики в бухгалтерской  отчетности распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным  документам либо по собственной инициативе.
     Учетная политика не может быть изменена в  течении года и применяется с 1 января по 31 декабря.
     Изменения вносятся в учетную политику в  следующих случаях          [12, с.36]:
    изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
    разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
    существенное изменение условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.
      Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2.  БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     2.1 Понятие финансовой отчетности 

     Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом состоянии организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности и составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за отчетный период и на отчетную дату. Отчетный период – это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; отчетная дата – это дата, по состоянию на которую организации следует составлять бухгалтерскую отчетность.
     Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждением предпринимательства - получение прибыли и сохранение источника дохода. Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности - важного инструмента рыночных отношений.
     В ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» перечислены основные задачи бухгалтерского учета:
     - формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении,  необходимой внутренним пользователям  бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям;
     - обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, исполнением обязательств;
     - предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности и  выявление внутрихозяйственных  резервов финансовой устойчивости. Основные интересы пользователей  информации, формирующейся в бухгалтерском учете. [1]
     В настоящее время при формировании бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства РФ от 29.07.1998 г. № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6.07.1999 г. № 43н, приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
     Недостаток  информации, предоставляемой пользователям, может серьезно ограничить приток дополнительных капиталов как источников расширения деятельности организации, потому что  многие деловые партнеры организации  не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о перспективах развития иначе, как посредством знакомства с доступными для них источниками - публично предъявляемой бухгалтерской отчетностью.
     В силу объективных условий хозяйствования в рамках действующего законодательства пользователи информации разделены на две группы: внешних и внутренних. К внутренним пользователям информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры. Внешними пользователями информации выступают банки, налоговые органы, аудиторские и консалтинговые фирмы, юристы и др.
     Следует отметить, что всю совокупность отчетности организации можно сгруппировать следующим  образом:
     1. Оперативная – на основании  данных оперативного учета, которые  собираются на определенную дату за короткие промежутки времени. По показателям оперативной отчетности руководители различных структурных подразделений осуществляют управление производством.
     Формы оперативной отчетности регламентируются на уровне государства и разрабатываются  самой организацией в зависимости от  нужд управления
     2. Бухгалтерская – систематизированный  свод информации об имуществе,  обязательствах, капитале и финансовых  результатах деятельности предприятия.  Эта отчетность составляется  на основании данных бухгалтерского учета и ее формы регламентированы законодательно-нормативными актами, системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
     3. Статистическая – составляется  на данных статистического, бухгалтерского  и оперативного учета и является  обобщающей отчетностью по деятельности организации. [14]
     Все организации, зарегистрированные на территории РФ, обязаны составлять бухгалтерскую  отчетность. Данное требование содержится в главе 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 96 г № 129-ФЗ. [1]
     2.2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности
     Система нормативного регулирования бухгалтерской  отчетности состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование  осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.
     Первый  уровень системы составляют законодательные  акты, которые принимаются Государственной  Думой, указы Президента РФ и постановления  Правительства, регламентирующие прямо  или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, в которых  также сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и отчетности. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс РФ. Главным актом первого уровня системы является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, в составе которого есть глава III «Бухгалтерская отчетность». Особое место в системе принадлежит Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. №34н. Ввиду значимости содержащихся в нем норм Положению предполагалось придать статус документа первого уровня системы, однако оно не было утверждено правительственным постановлением и формально не обладает данным статусом.
     Второй  уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких  документов прежде всего относится  Положение по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом МФ России от 06.07.99г. №43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации. [4]
     На  этом уровне регулирующим органом выступает  только Министерство финансов РФ, и  никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ министерство ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности.
     Третий  уровень включают документы, на основе которых, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы МФ России. Например, приказ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.03г. №67н. и другие.
     Четвертый уровень нормативного регулирования  бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы  в рамках учетной политики самих  хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления  отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
           В законе «О бухгалтерском  учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 4/99, а также в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в России. К числу таких требований, установленных законом «О бухгалтерском учете» относятся:
     1. Бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется  в валюте РФ - в рублях.
     2. Имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной организации.
     3. Бухгалтерский учет ведется организацией  непрерывно с момента ее регистрации  в качестве юридического лица  до реорганизации или ликвидации  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. 
     4. Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций путем  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета,  включенных в рабочий план  счетов бухгалтерского учета.  Данные аналитического учета  должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
     5. Все хозяйственные операции и  результаты инвентаризации подлежат  своевременной регистрации на  счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или  изъятий. 6. В бухгалтерском учете  организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. [1]
     2.3. Состав и качественные характеристики бухгалтерской отчетности
     Содержание  бухгалтерской отчетности Закон  «О бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99, а также приказ МФ России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г. №67н установили состав бухгалтерской отчетности:
     1. Бухгалтерский баланс - форма №1;
     2. Отчет о прибылях и убытках  - форма №2;
     3. Отчет об изменениях капитала - форма №3;
     4. Отчет о движении денежных средств - форма №4;
     5. Приложение к бухгалтерскому  балансу - форма №5;
     6. Пояснительная записка - текстовая  часть бухгалтерского отчета;
     7. Аудиторское заключение, подтверждающее  достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту. [4]
     Целью финансовой отчетности - является представление  информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и  убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта.
     При этом особое значение приобретает такое  понятие, как прозрачность отчетности, которое означает доступность и  понятность информации об организации.
     Немаловажными качественными признаками отчетной информации являются также уместность и достоверность (надежность).
     Составитель бухгалтерских отчетов должен решать, какие из многочисленных имеющихся  у него данных могут удовлетворять  требования различных пользователей. Значимость того или иного элемента информации определяется не только его величиной в количественном выражении, но и ролью, которую тот элемент может играть.
     Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов  в сопоставимом виде дает возможность  исследовать коммерческую деятельность различных организаций или одной и той же организации за определенный период.
     Содержание  и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются  последовательно от одного отчетного  периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.
     Организации составляют месячную, квартальному и  годовую бухгалтерскую отчетность.
     При этом первая и вторая бухгалтерские  отчетности являются промежуточными. Отчетный год для всех организаций охватывает период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Законодательство также устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной - в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года.
     Бухгалтерский баланс является способом экономической  группировки в денежной оценке хозяйственных  средств по составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. По стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Остатки (сальдо) хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении (в национальной валюте) в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (актив баланса), другая - из каких источников они возникли (пассив баланса). В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство итогов актива и пассива. [13]
     Основным  элементом бухгалтерского баланса  является балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух разделов (Внеоборотные активы и Оборотные активы), пассив - из трех разделов (Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства и Краткосрочные обязательства).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.