На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Темперамент, характер, личность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, ЛИЧНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
    Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности1.
    Характер  человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства2. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.
    Бесхарактерный  человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
          Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кре всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.
    Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
    1. Характер человека формируется  довольно рано в онтогенезе  и на протяжении остальной  его жизни проявляет себя как  более или менее устойчивый.
    2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
    3. Большая часть людей в соответствии  с этой типологией может быть разделена на группы.
    Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость данной работы.
    Целью работы является изучить взаимосвязь личности, характера и темперамента.
    Объект: взаимосвязь личности, темперамента и характера как органически связанных и взаимодействующих  друг с другом в целостности своей.
    Предмет: связь характера, темперамента и личности.

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА  С ХАРАКТЕРОМ

    1.1. Общее понятие  о темпераменте. Физиологическая  основа темперамента.

 
    Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
    Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент2.
    1.Общая  активность психической деятельности  и поведения человека выражается  в различной степени стремления  активно действовать, осваивать  и преобразовывать окружающую  действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
    2. Двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности  двигательного и речедвигательного  аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
    3. Эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности  (восприимчивость и чуткость к  эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
      Древнегреческий врач Гиппократ,  живший в 5 веке до н.э., описал  четыре темперамента, которые получили  следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов3.
    Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
      Темперамент окрашивает все психические  проявления индивида, он сказывается  на характере протекания эмоций  и мышления, волевого действия  влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
    Темперамент проявляется в деятельности, поведении  и поступках человека и имеет  внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
    Согласно  учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности  поведения, динамика протекания психической  деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
    Были  установлены три свойства процессов  возбуждения и торможения4:
    1) сила процессов возбуждения и торможения,
    2) уравновешенность процессов возбуждения  и торможения,
    3) подвижность (сменяемость) процессов  возбуждения и торможения.
    Сила  нервных процессов выражается в  способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной  клетки.
    Слабость  нервных процессов характеризуется  неспособностью нервных клеток выдерживать  длительное и концентрированное  возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
    Важным  свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных  процессов, т. е. пропорциональное соотношение  возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
    Одно  из основных свойств высшей нервной  деятельности - подвижность нервных  процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей,   выработки и изменения динамического стереотипа5.
    Комбинации  указанных свойств нервных процессов  возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
    Слабый  тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
    Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
    Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
    Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
    Тип высшей, нервной деятельности относится  к природным высшим данным, это  врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
    Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются  в процессе индивидуальной жизни  человека, в процессе воспитания. Тип  высшей нервной деятельности придает  своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев6.

    1. 2. Психологическая  характеристика темпераментов.

 
    Учение  о темпераменте возникло еще в  древности. Врачи Гиппократ, а затем  Гален, сделали попытку объяснить  индивидуальные особенности поведения  людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что  в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека.
      Названия темпераментов, данных  по названию жидкостей, сохранились  до наших дней. Гиппократ правильно  описал типы, но не смог научно  объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов.
    Он  предположил, что темперамент зависит  от особенностей высшей нервной деятельности человека.  Этими особенностями  являются7:
    во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи;
    во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения  и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
    Она обеспечивает приспособление к неожиданным  и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в  основе: каждого из четырех видов  темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности8.
    Приведенная таблица 1 выражает принятую классификацию  темпераментов с типами высшей нервной  деятельности.
    Таблица 1.
Классификация темпераментов с  типами высшей нервной деятельности 

особенности внешнего
поведения
особенности нервных  процессов  
тип ВНД
Вид темперамента
  по  силе по  подвижности по  уравновешен- ности
   
чрезмерно активен
сильные подвижные неуравновешенные безудержный

ХОЛЕРИК

активен сильные подвижные уравновешенные сильный САНГВИНИК
вялость сильные малоподвижные уравновешенные инертный ФЛЕГМАТИК
скованность сильные подвижные неуравновешенные слабые МЕЛАНХОЛИК
 
 
      Темперамент - психическое свойство, особенности которого зависят  от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому,  характеристика не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного темперамента.
    Рассмотрим 4 типа темперамента на рис.1.
    
Рис. 1. Виды темперамента 

    Сангвинический  темперамент.
      Сангвиник быстро сходится с  людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности  на другой, но не любит однообразной  работы. Он легко контролирует  свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент   характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
      Флегматический темперамент.
    Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.
    Но  у флегматика следует развивать  недостающие ему качества - большую  подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
    Холерический темперамент.
    Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают  у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.
    Но  у человека с холерическим темпераментом  запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает.
    Меланхолический темперамент.
    У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у  людей этого темперамента замедленную  деятельность, а затем и прекращение  ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
    Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным  свойством. Сильная нервная система  более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко9.

    1.3.Физиологические  основы характера,  типическое и индивидуальное  в характере.

 
    В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках10. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.
Так, настойчивость  у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.
      С другой стороны, и сам темперамент  перестраивается под влиянием  характера: человек с сильным  характером может подавить некоторые  отрицательные стороны своего  темперамента, контролировать его проявления11.
    Например, решительность характера можно  воспитать и у представителя  сильного, возбудимого типа нервной  системы, и у представителя слабого  типа. Но воспитываться она будет  по-разному и проявляться будет  по-разному в зависимости от типа.
    Из  сказанного ясно, что характер не наследуется  и не является прирожденным свойством  личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется  и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы)12.
    Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и  это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.
    Характер  каждого человека представляет собой  единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха  характеризуется определенным общим  укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

    1.4. Черты характера  и его психологические  особенности.

 
    Характер - это неразрывное целое. Но изучить  и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив  в нем отдельных сторон или  типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду.
    В этой связи выявляются такие черты  характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные  им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние  на формирование его других личностных качеств.
    Отношение к людям наглядно выступает в  таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
    Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство13.
    Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив  в коллективе, невольно создает в  нем предконфликтные и конфликтные  ситуации. Нежелательна и другая крайность  в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.
    Скромность  и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии  известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.
      Под волей понимается сложный  психический процесс, который  вызывает активность человека  и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.
    Данные  черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств.
    Зачастую  такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
    Волевые качества можно воспитывать у  человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться14. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент.
    Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного  возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ  И ЕЕ СВОЙСТВ

    2.1. Личность в психологии.

 
    Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
    Психология  под личностью понимает конкретного  человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося  каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями15.
    В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

2.2. Основной принцип  классификации личностей.  Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность».

 
    В  основу  классификации  положен  принцип  активного  приспособления личности к окружающей среде,  при  этом  понятие  “Среды”  берется  в  самом широком смысле этого  слова, включая сюда, не только вещи, природу,  людей  и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные  блага,  эстетические, моральные  и  религиозные  ценности  и  т.п.  
    Последовательное   применение упомянутого  основного  принципа   к   психологии   отдельных   человеческих индивидуумов  приводит  к  установлению  двух  важнейших  подразделений16:
    по психическому уровню -  на  три  последовательно  повышающихся  уровня
    по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.