На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет денежных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и Науки Российской Федерации
Восточно  Сибирский государственный технологический  университет
Институт  экономики и права
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине: «Финансовый менеджмент»
                                              на тему:«Бюджет денежных средств». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила:
                                                                                             Проверил:                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ
2006 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Необходимым условием деятельности предприятий  являются хозяйственные связи, поскольку они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Хозяйственные связи закрепляются  договорами. Согласно этим договорам одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Важным моментом экономических взаимоотношений является четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями, которая оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
      Также к хозяйственным связям относятся  взаимоотношения с персоналом, выполняющим  производственное задание, что также  влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
      Предприятия, учреждения и организации выполняют  условия договоров с помощью  безналичных расчетов, в которых  посредниками выступают соответствующие учреждения банков.
      Отношения между банками и клиентами  носят также договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном  или нескольких банках.
          Исходя из всего вышесказанного,  эффективное управление денежными  потоками не только обеспечивает  прибыльность бизнеса, но и  является одним из  условий  поддержания деятельности организации.  Таким образом, этот факт наиболее  подчеркивает актуальность темы курсового проекта.
      Именно  с денежных средств начинается управление и планирование в сфере финансовых решений. Зная обстановку, в которой действует компания, можно для достижения определенных целей использовать разные способы управления денежными средствами. Одним из таких способов является составление бюджета (сметы) движения денежных средств.
      В настоящее время бюджет денежных средств представляет собой довольно эффективный инструмент в системе  управления организацией.
      К тому же, увеличивающаяся роль бюджета движения денежных средств определяется усилением значения контроля за финансовыми потоками организации в условиях: повышения количества видов деятельности и номенклатуры производства в рамках одной организации; выделения различных видов деятельности в самостоятельные бизнес-единицы; перекрестного финансирования и субсидирования в рамках холдингов и многопрофильных организаций; усложнения структуры финансирования и увеличения объемов внешних заимствований.
      Современная экономика характеризуется уменьшением цикла обращения денежных средств, когда свободные средства стараются вкладывать с целью приращения капитала. Накапливание больших объемов свободных денежных средств - расточительное и неэффективное использование ресурсов (упущенная выгода от прибыльного размещения свободных денежных средств).  Поэтому важнейшей задачей при составлении бюджета денежных средств является обоснованное планирование движения денежных потоков и оптимизация их среднего текущего остатка.
      Таким образом, цель написания курсового проекта не только раскрыть теоретические и проблемные вопросы управления денежными активами, но и на примере показать описанную методику, в части составления бюджета денежных средств. 

      Глава I.  Управление денежными активами

      1.1. Понятие и состав бюджета денежных средств

      Вообще, бюджет (финансовый план) представляет собой финансовый документ, созданный  до того как предполагаемые действия выполняются.
      Функции бюджета состоят в следующем:
      1. Планирование операций, обеспечивающих  достижение цели организации. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов.
       2.   Координирование различных видов  деятельности и подразделений.  Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации.  Каждый центр ответственности зависит от работы других центров ответственности и влияет на нее. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласовано, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом маркетинга, т. е. необходимо произвести количество продукции, соответствующее запланированному объему продаж. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и  имеющихся ограничений.
      3.  Стимулирование руководителей всех  рангов к достижению цели своих центров ответственности. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.
      4.   Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Бюджет представляет собой отчет   о желаемых результатах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюджет – наилучший стандарт. С ним сравнивают действительно достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки.
      Анализ  отклонений между  реальными результатами и данными бюджета позволяет:
    Идентифицировать  проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
    Выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
    Показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени нереалистичен.
      5.    Основа для оценки выполнения  плана центрами ответственности  и их руководителей. Отклонения  от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля  в течение всего года. Сравнение  фактических и бюджетных данных  за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.
     6.    Средство обучения менеджеров. Бюджет  служит также средством обучения  менеджеров. Составление бюджетов  способствует изучению в деталях  деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими.
      Бюджет  движения денежных средств - эффективный  инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:
    за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности;
    насколько организация зависит от заемных источников финансирования;
    когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты, когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы;
    получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста;
    о деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров;
    о причинах расхождений финансовых результатов (зафиксированных в отчете о прибылях и убытках) и изменениях объемов денежных средств (зафиксированных в отчете о движении денежных средств).
      Структура, степень конфиденциальности и порядок  формирования бюджета движения денежных средств определяются только внутренней нормативной документацией организации. В большинстве случаев он является конфиденциальным и закрыт для сторонних пользователей. Поэтому бюджет движения денежных средств имеет еще одну особенность - ограниченный круг пользователей; в первую очередь это менеджеры и руководители, в редких случаях - стратегические, но не портфельные инвесторы.
      Обычно  смета (бюджет) денежных средств состоит  из двух частей: ожидаемые поступления  средств и ожидаемые платежи.
      Для определения ожидаемых поступлений за период используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит или за наличные, о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируют приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы.
      Суммы ожидаемых платежей берут из различных  периодических бюджетов. Ответственный  за подготовку сметы (бюджета) денежных средств должен владеть информацией о том, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей организации. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств. Всю эту информацию следует собирать, чтобы подготовить правильную смету (бюджет) денежных средств.
      Таким образом, посредством сметы (бюджета) денежных средств достигают две цели, во-первых,  показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского баланса и, во-вторых, выявляются периоды излишка финансовых результатов или их нехватки.
      В первом случае видна роль этой сметы (бюджета) во всем цикле подготовки общего бюджета; во втором – ее значимость как инструмента управления финансовыми средствами, которое крайне важно в любом бизнесе.
      Взаимоотношения между общим бюджетом и сметой (бюджетом) денежных средств показаны в таблице 1.
      Таблица 1.
Взаимосвязь общего бюджета и сметы (бюджета) денежных средств 

Элементы  бюджета денежных  средств
Источники информации
Поступление денежных  средств
 
Реализация Бюджет продаж (за наличные)
Поступление от прошлых  продаж
Бюджет продаж (в кредит) плюс записи поступления – процент поступления за первый  месяц, второй месяц и т.д.
Доходы  от продажи активов Прогнозный  отчет о прибылях и убытках
Займы полученные Бюджет денежных средств прошлого  месяца
Выбытие денежных средств  
Приобретение  основных  материалов
Бюджет закупки/использования  материалов
Прямые  затраты труда Бюджет трудовых затрат
ОПР. Бюджет ОПР.
Коммерческие  расходы Бюджет коммерческих расходов
Общие и административные расходы
Бюджет общих  и административных  расходов
Капитальные затраты Бюджет капитальных  затрат
Налог на прибыль Отчет о прибылях и убытках  предыдущего года и предположения
Процент за кредит Прогнозный  отчет о прибылях и убытках
Возврат займов Договоры займов
      Существуют  и другие источники поступления денежных средств и возможных платежей.
      При подготовке сметы (бюджета) денежных средств  необходимо концентрироваться на времени  фактических поступлений или  платежей средств, а не на времени  исполнения хозяйственных операций. В каждой организации на основании прошлого опыта или суждения руководства о текущей ситуации определяют ожидаемый порядок (в процентном отношении) поступления денежных средств от продажи в кредит, предусматривается и возможное не поступление денег либо создание резерва по сомнительным долгам. Кроме того необходимо учитывать политику платежей и выплат самой организации по приобретению материальных ценностей, оплаты затрат труда и других расходов. Некоторые затраты, например многие виды коммерческих расходов, могут быть сделаны в кредит с оплатой через 30 дней и более, а в большинстве случаев затраты на оплату труда по очевидным причинам не могут быть отложены на длительное время. Следует учитывать также, что некоторые статьи затрат, например амортизация, не требует расхода денежных средств.
      Таким образом, основная цель формирования бюджета  движения денежных средств - планирование, контроль исполнения плановых показателей  и анализ данных о движении денег  и их эквивалентов за период.
      И для составления бюджета денежных средств прежде всего необходима информация о будущих денежных потоках, методика прогнозирования которой представлена далее. 
 

      1.2. Прогнозирование  потока денежных  средств

      Прогнозирование денежного потока играет важную роль в обеспечении нормальной деятельности предприятия. Необходимость в этом нередко возникает при кредитовании в банке, когда банк, желая застраховаться от неплатежей, хочет увидеть будет ли предприятие способным на конкретную дату погасить перед банком свои обязательства. Однако этим далеко не исчисляются все важные моменты, которые ставят задачу прогнозирования денежных потоков.
      Основным  целями прогнозирования движения денежных средств                являются:
    предвидеть будущий спрос организации на денежные средства;
    оценить финансовые последствия этого спроса;
    определить возможные способы действия и выбрать наилучший для удовлетворения спроса.
      Данный  раздел работы сводится к исчислению возможных источников поступления  и оттока денежных средств. Используется та же схема, что и в анализе  движения денежных средств, только для простоты некоторые показатели могут агрегироваться.
      Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой  точностью, нередко прогнозирование  денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и другие.
      Прогноз осуществляется на какой-то период в  разрезе периодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т. п.
      В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в  следующей последовательности:
      прогнозирование денежных поступлений по периодам;
      прогнозирование оттока денежных средств по периодам;
      расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по периодам;
      определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе периодов.
      Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать объем возможных  денежных поступлений. Основная часть  денежных средств организации поступает от основной деятельности - реализации продукции, товаров или услуг.
        И почти у всех организаций  планирование объема продаж является  наиболее сложным этапом. Это  связано с тем, что объем продаж, и, следовательно, выручка от них определяются не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто с большой долей неопределенности.
      К этим факторам относятся:
      Деятельность конкурентов;
      Общее положение на национальном и мировом рынках;
      Стабильность поставщиков и покупателей;
      Результативность рекламы и средств содействия;
      Циклические, сезонные и другие случайные колебания;
      Политика ценообразования;
      Рентабельность продукта.
      Существует  две основные оценки, лежащие в основе планирования объема продаж и выручки от них:
    Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т. п.
      Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений менеджеров и персонала отдела сбыта. В некоторых организациях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов, в других – региональные управляющие оценивают общие объемы продаж в целом по своему региону.
      Обе оценки имеют достоинства и недостатки. Практика показывает, что большая часть крупных корпораций использует комбинацию этих оценок.
      Многие  компании прибегают к сложным  методикам, например регрессионному анализу, анализу «выпуск/затраты» в экономической модели.
        Кроме того, определенная сложность при прогнозировании поступлений денежных средств может возникнуть в том случае, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. 
      Вообще, реализация товаров  подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том же периоде, а какая в следующем. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид:
      Д3Н + ВР = ДЗК + ДП,
      где Д3Н  - дебиторская задолженность за товары и услуги на начало периода;
      Д3К - дебиторская задолженность за товары и услуги на конец периода;
      ВР    - выручка от реализации за период;
      ДП   - денежные поступления в данном периоде.
      Более точный расчет предполагает классификацию  дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Такая классификация может быть выполнена путем накопления статистики и анализа фактических данных о погашении дебиторской задолженности за предыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать по месяцам. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней и т. д.
      При наличии других существенных источников поступления денежных средств (прочая реализация, внереализационные операции) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений от реализации за данный период.
      На  втором этапе рассчитывается отток  денежных средств. Основным его составным элементом является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования. В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы оплаты товаров, в частности, размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в течение которого сделан платеж. При использовании подобной системы отсроченная кредиторская задолженность становится довольно дорогостоящим источником финансирования, поскольку теряется часть предоставляемой поставщиком скидки. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты налогов, процентов, дивидендов.
      Третий  этап является логическим продолжением двух предыдущих путем сопоставления  прогнозируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается чистый денежный поток.
      На  четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном  финансировании. Смысл этапа заключается  в определении размера краткосрочной  банковской ссуды по каждому периоду, необходимой для обеспечения прогнозируемого денежного потока. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиций.

      1.3. Определение оптимального  уровня денежных  средств

      Денежные  средства предприятия включают в  себя деньги в кассе и на расчетном  счете в коммерческих банках. Возникает  вопрос: почему эти наличные средства остаются свободными, а не используются, например, для покупки ценных бумаг, приносящих доход в виде процента. Ответ заключается в том, что денежные средства более ликвидны, чем ценные бумаги. В частности, облигацией невозможно расплатиться в магазине, такси и т. п.
      Различные виды текущих активов обладают различной ликвидностью, под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам присуща абсолютная ликвидность. Для того чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, предприятие должно обладать определенным уровнем абсолютной ликвидности. Его поддержание связано с некоторыми расходами, точный расчет которых в принципе невозможен. Поэтому принято в качестве цены за поддержание необходимого уровня ликвидности принимать возможный доход от инвестирования среднего остатка денежных средств в государственные ценные бумаги. Основанием для такого решения является предпосылка, что государственные ценные бумаги безрисковые, точнее степенью риска, связанного с ними, можно пренебречь. Таким образом, деньги и подобные ценные бумаги относятся к классу активов с одинаковой степенью риска, следовательно, доход (издержки) по ним является сопоставимым.
      Однако  вышеизложенное не означает, что запас денежных средств не имеет верхнего предела. Дело в том, что цена ликвидности увеличивается по мере того, как возрастает запас наличных денег. Если доля денежных средств в активах предприятия невысокая, небольшой дополнительный приток их может быть крайне полезен, в обратном случае наоборот. Таким образом, стоит задача определить размер запаса денежных средств исходя из того, чтобы цена ликвидности не превысила маржинального процентного дохода по государственным ценным бумагам.
      С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
      Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
      а) общий объем денежных средств  и их эквивалентов;
      б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
      в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств  и быстрореализуемых активов.
      В западной практике широкое распространение  получили модель Бомоля и модель Миллера — Орра. Первая модель была разработана В. Бомоля (W. Baumol) в 1952 г. Вторая модель М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г.
      Приведем  краткое описание модели Бомоля. Согласно данной модели, предполагается, что  предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени.
      Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие  вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т. е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой «пилообразный» график (рисунок 1). 

         
 
 

         
 

         
 

Рис. 1. График изменения остатка средств на расчетном счете
(модель  Бомоля). 

       Сумма пополнения (Q) вычисляется по формуле
       
где

      V   - прогнозируемая потребность в  денежных средствах в периоде  (год. квартал, месяц);
      с   - расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги:
      r   - приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям, например, в государственные ценные бумаги.
      Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно:
      k = V : Q.
      Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными средствами составят:
      

      Первое  слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе - упущенная  выгода от хранения средств на расчетном  счете вместо того, чтобы инвестировать  их в ценные бумаги.
      Модель  Бомоля проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и. прогнозируемы. Однако, данная модель имеет некоторые недостатки. На практике редко можно встретить такую ситуацию: остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.
      Далее ознакомимся со второй моделью –  моделью  Миллера – Орра. Данная модель в отличие от вышеописанной  «находит» компромисс между простотой  и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток или приток денежных средств. Миллер и Орр используют при построении модели  стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми, случайными событиями.
      Логика  действий по управлению остатком средств на расчетном счете представлена на рисунке 2 и заключается в следующем. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела. 

               
       Рис. 2. Модель Миллера — Орра 

      При решении вопроса о размахе  вариации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных но токов велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.
      При реализации модели следует придерживаться следующих этапов:
      Устанавливается минимальная величина денежных средств (ОН), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка и др.).
      По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет (v).
      Определяются расходы (Pх) по хранению средств на расчетном счете (обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (Рт) по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается постоянной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечественной практике, являются, например, комиссионные, уплачиваемые в пунктах обмена валюты).
      4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле:
      

      5. Рассчитывают верхнюю границу  денежных средств на расчетном  счете (Од), при превышении которой  необходимо часть денежных средств  конвертировать в краткосрочные  ценные бумаги:
      ОВ = ОН + S.
      6. Определяют точку возврата (ТВ) - величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (ОН, ОВ):
      ТВ = ОН+S/3.
      К сожалению, внедрение этих моделей в отечественной практике затруднено из-за  большой инфляции, неразвитости рынка ценных бумаг и других причин, присущих для переходной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II. Составление бюджета денежных средств на основе исходных данных

      Основной  целью данной главы является составление  бюджета денежных средств по предприятию  «Хоум плюс» на II квартал 2000 года.
      Сначала на основе исходных данных приведенных  в Приложении производится ряд промежуточных  расчетов.
      Во-первых, необходимо рассчитать поступления средств от продаж по месяцам квартала, в том числе по каждому варианту расчетов за реализованную продукцию.
      Согласно  заключенным договорам в I и II кварталах 2000 года 75 % всего ассортимента будет реализовано крупным заказчикам со следующей схемой расчетов: 60 % объема продажи с незамедлительной оплатой; 40 % - оплачивается в первый месяц после продажи.
      Поступления средств от продаж равны произведению количества реализуемой продукции (ед.), скорректированного на процент  продаж за безналичный или наличный расчет и умноженную на 40 % или 60 % при безналичном расчете,  и цены за единицу товара.
      Поступления денежных средств по апрелю представлены в следующей таблице.
    Таблица 2
  Поступления средств от продаж  в апреле месяце  (руб.)
Поступления халаты платья юбки
Б/нал. от продаж предыдущего месяца (40 %) 173 250 75 600 21 675
Б/нал. от продаж отчетного месяца (60 %) 267 300 105 300 36 338
Наличные 148 500 58 500 20 188
Всего 589 050 239 400 78 200
        
      По  данным этой таблицы видно, что наибольший удельный вес около 65 % в планируемом поступлении денежных средств занимают поступления от реализации халатов. Также можно сказать, что наибольший приток средств несут продажи отчетного месяца, а не поступления дебиторской задолженности за прошлый месяц.
      Далее приведены поступления денежных средств в мае и июне месяцах (таблицы 3 и 4). 

    Таблица 3
Поступления средств от продаж в мае месяце (руб.)
Поступления халаты платья юбки
Б/нал. от продаж предыдущего месяца (40%) 178 200 70 200 24 225
Б/нал. от продаж отчетного месяца (60%) 252 450 121 500 38 250
Наличные 140 250 67 500 21 250
Всего 570 900 259 200 83 725
 
      По  данным  таблицы можно сделать  аналогичные выводы, что и по данным апреля месяца, т.е. наибольший приток денежных средств предприятие планирует обеспечить за счет продаж халатов в текущем месяце. Однако по планируемым показателям произошло снижение удельного веса поступлений от реализации халатов на 2 %. Хотя они все также занимают наибольший удельный вес.
      Таблица 4
Поступления средств от продаж в июне месяце (руб.)
Поступления халаты платья юбки
Б/нал. от продаж предыдущего месяца (40%) 168 300 81 000 25 500
Б/нал. от продаж отчетного месяца (60%) 245 025 113 400 38 250
Наличные 136 125 63 000 21 250
Всего 549 450 257 400 85 000
 
      По  данным таблицы видно, что и в  июне месяце наибольший приток денежных средств обеспечивает реализация халатов, хотя и наблюдается та же тенденция  по снижению их доли в общем объеме реализации.
      Таким образом, по итогам  планируемых  продаж за II квартал 2000 года можно заключить, что наибольший приток денежных средств ожидается в мае месяце за счет роста продаж платьев на 8 % и юбок на 7 %. В следующем же месяце июне поступление будет наименьшем за три месяца, т. к. будет наблюдаться снижение темпов продаж халатов, наиболее реализуемой продукции.
      Во-вторых, необходимо рассчитать материальные и  трудовые затраты, которые зависят  от объема производства, за каждый месяц.
      Но  прежде, чем производить данный расчет, необходимо рассмотреть общий объем производства каждого вида продукции по месяцам.
      При этом применяется следующая методика:
                Объем производства (бюджет производства) = Объем продаж + Запас готовой  продукции на конец месяца - Запас  готовой продукции на начало  месяца.
      В таблице 5 представлен объем производства халатов во втором квартале.
    Таблица 5
Общий объем производства халатов (ед.) во II квартале
Месяц Объем продаж Остатки нереализованной  продукции на конец Остатки нереализованной  продукции на начало Объем производства
Апрель 1 800 250 250 1 800
Май 1 700 250 250 1 700
Июнь 1 650 250 250 1 650
Всего 5 150 750 750 5 150
 
      По  данным этой таблицы видно, что объем  производства халатов в планируемом  квартале  снижается и равен  объему продаж  и составляет 5150 ед. Данный вид продукции является наиболее рентабельным из всех производимых, поэтому снижение его производства и продаж является негативной тенденцией, хотя данные изменения могут быть связаны с сезонными колебаниями изменения спроса. К тому же можно добавить, что производство халатов распланировано довольно рационально, в соответствии с продажами, т. е. не будет происходить залеживание продукции на складах, к тому же предусмотрен определенный запас данного вида продукции (250 ед.) на случай дополнительного покупательского спроса. 
 

      Таблица 6
Общий объем производства платьев (ед.) во II квартале
Месяц Объем продаж Остатки нереализованной  продукции на конец Остатки нереализованной  продукции на начало Объем производства
Апрель 650 150 150 650
Май 750 140 150 740
Июнь 700 140 140 700
Всего 2 100 430 440 2 090
 
      В таблице 6 представлен объем производства  и реализации платьев. В данном случае можно заключить, что предприятие  планирует снизить долю запасов  данного вида продукции на конец  квартала по сравнению с началом.  Это может быть связано или с предстоящим снижением спроса на платья, или  с ожидаемым снижением прямых затрат, допустим цен на сырье, т.е. произвести  больший объем продукции будет более выгодно, чем реализация более затратоемких запасов.
      Таблица 7
      Общий объем производства юбок (ед.) во II квартале
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.