Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Особенности психических состояний впервые осужденных в период адаптации к условиям отбывания наказания

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности психических состояний  впервые осужденных в период адаптации  к условиям отбывания  наказания. 

 

Содержание 
 

 


Введение

 
    Актуальность  темы исследования. Психологическое обеспечение является одной из  центральных задач, стоящих в период процесса адаптации впервые осужденных к условиям исправительного учреждения. Адаптация вызывает у них изменение физиологических и социальных функций, что лежит в основе формирования у осужденных различных видов адаптивного поведения.
    Перед практическим психологом стоит задача с одной стороны приспособить осужденного к жизни в обществе в условиях свободы (ресоциализировать), с другой стороны обучение их социально полезному поведению осуществляется в обстановке строгой регламентированности, в среде лиц, имеющих аморальные, а порой и криминальные установки и образ жизни.
    Подобные  противоречия вызывают у осужденных внутриличностный конфликт и сопутствуют  возникновению негативных психических  состояний. Опасение, страх, тревожность, мнительность, недоверчивость, обидчивость, подозрительность, подавленность и другие негативные психические состояния, погружая осужденного в мир собственных переживаний, препятствуют процессу адаптации.
    Проблема  адаптации впервые осужденных к  условиям мест лишения свободы имеет две стороны. С одной стороны человек не должен адаптироваться к условиям наказания, связанным с ограничениями жизни, аморальными межличностными отношениями. С другой стороны, адаптация к любым условиям диктуется необходимостью выживания, так как дезадаптация способна вызвать необратимые процессы деградации личности и нарушения функционирования организма.
    Адаптации осужденных к условиям отбывания  наказания посвящены труды многих ученых – М.Н. Гернета, А.Д Глоточкина, В.Ф. Пирожкова, В.А. Елеонского, А.И. Ушатикова и др., однако, проблема возникновения, развития, коррекции негативных психологических состояний у впервые осужденных в период адаптации к условиям исправительного учреждения требует более глубокого исследования. Этим объясняется выбор темы дипломной работы.
     Объектом  исследования психологическая адаптация впервые осужденных к условиям исправительного учреждения.
     Предметом исследования являются  психические состояния впервые осужденных в период адаптации к условиям исправительного учреждения.
      Цель исследования провести теоретическое и эмпирическое исследование психических состояний впервые осужденных, влияющих на процесс адаптации к условиям исправительного учреждения. На основе интерпретации полученных данных разработать научно-обоснованные рекомендации по организации  программы психокоррекционных мероприятий.
     Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
    Провести теоретический анализ состояния проблемы психологической адаптации впервые осужденных к условиям исправительного учреждения и влияния на процесс адаптации психических состояний, возникающих у них в этот период.
    Обобщить  опыт использования методик исследования психических состояний впервые осужденных в период адаптации к условиям исправительного учреждения. Разработать на этой основе комплекс исследовательских методик.
    Провести эмпирическое исследование психических состояний впервые осужденных, влияющих на процесс их адаптации к условиям исправительного учреждения
             4.На основе теоретического и эмпирического анализа результатов проведенного  исследования сформулировать научно обоснованные рекомендации по организации психокоррекционной работы с впервые осужденными в период адаптации к условиям исправительного учреждения.
     В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что для успешной адаптации впервые осужденных к условиям исправительного учреждения необходимо проведение психокоррекционных мероприятий, основанных на учете негативных психических состояний, возникающих у них в этот период.
     Методы исследования:   стандартизированная анкета  изучения социально – психологической характеристик осужденных; Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; Индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; Методика определения личностной направленности  Б. Басса; Проективная методика «Несуществующее животное».
      Практическая  значимость исследования определяется в апробировании психодиагностического инструментария изучения  индивидуально-психологических особенностей личности осужденного,  влияющих на успешность адаптации их к условиям исправительного учреждения значимых для психологической коррекции.
      Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о  психических состояниях осужденных,   влияющих на успешность адаптации их к условиям  исправительного учреждения. 

     На  защиту выносятся  следующие положения:
     1.   Под   психологической адаптацией необходимо понимать процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и средой. Критерии адаптированности можно разделить на: субъективные (чувство удовлетворенности, осмысленность жизни), объективные (степень соответствия личностных особенностей новым культурным нормам, интегральные характеристики личности).
     2. В качестве ведущего  механизма возникновения негативных психических состояний в период адаптации к условиям исправительного учреждения у осужденных,   можно  рассматривать напряжение или стресс, вызванные недостаточностью арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта (нахождение в местах заключения).
     3. Для определения индивидуально-психологических особенностей осужденных, влияющих на возникновение негативных психических состояний в процессе адаптации к условиям исправительного учреждения, диагностическими методиками выбора являются стандартизированная анкета  изучения социально – психологической характеристик осужденных; Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; Индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; Методика определения личностной направленности  Б. Басса; Проективная методика «Несуществующее животное». 

       4. Психологические особенности впервые осужденных в период адаптации к условиям отбывания наказания, способствующие возникновению у них негативных психических состояний: выраженная тенденция к нервно-психическим срывам; низкий уровень коммуникативных способностей (затруднение в построение контактов с окружающими); низкий уровень социализации (не способны адекватно оценивать свое место и роль в коллективе).
      5. Главным содержанием психокоррекционных программ для  купирования негативных психических состояний, возникающих в процессе адаптации осужденных к условиям исправительного учреждения, является   формирование у них новых поведенческих стереотипов.
     Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести  параграфов, заключения, списка   литературы  и   приложений.   Общий   объем  работы   78 страницы машинописного текста.
 

Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме психологической  адаптации  впервые осужденных к условиям исправительного учреждения

      Анализ  теоретических подходов к проблеме психологической  адаптации осужденных к условиям отбывания наказания
 
     Исследователи в области естественных и социальных наук традиционно рассматривают  три вида адаптации личности к  окружающей среде:
     1. Физиологическую (на основе биологического  приспособления к условиям новой  среды); адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом.
     2. Психологическую – на основе  психических реакций на изменения,  происходящие в организме личности.
     3. Социально-психологическую – на основе интериориза?ция личностью социальных ролей.
          Процесс адаптации для каждого  человека начинается с адаптивной  ситуации, которая характеризуется  изменением  в социальной среде  или переходом личности из  одной социальной среды в другую, новую для нее, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, а также установки личности становятся малоэффективными или совершенно неприемлемыми.
     Слово адаптация можно употребить с  одной стороны, для обозначения  свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям, в том числе профессиональной деятельности.
     Российские  ученые, занимающиеся изучением адаптации человека к различным видам деятельности, определяют ее как:
     - процесс приспособления индивидуальных  личностных качеств к жизни  и деятельности человека, к изменяющимся  условиям существования (Сиомичев  А.В.);
     - процесс взаимодействия личности  с окружающей средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями, идеалами личности или к преобразованию личности от среды (Мацкевич А.Л.);
     - изменения, сопровождающие на  уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности (Бушурова В.Ч.);
     - процесс, являющийся целостной  реакцией личности на сложные  изменения жизни и деятельности (Робалде А.Л.);
     - внутренне-мотивационный процесс, характеризующий, в конечном счете, принятие или непринятие личностью внешних и внутренних условий осуществления, а также активностью личности по изменению этих условий в желаемом направлении (Кузнецов М.И. 1999).
       Согласно Л.Филипсу, адаптированность  обозначается двумя типами ответов на воздействие среды:
     а) принятие и эффективный ответ  на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом, полом;
     б) в более специфическом смысле адаптация сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желаемые для себя направления. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей, стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
     Основными признаками эффективной адаптивности, согласно интеракционистам, являются:
     а) адаптированность в сфере внеличностной  активности, где индивид приобретает  знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства;
     б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются  интимные, эмоционально-насыщенные связи с другими людьми, а для адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменения взаимоотношений (Бобнева М.И.).
       В психологическом плане условия  исправительного учреждения являются для большинства осужденных неблагоприятными, экстремальными. Они ограничивают реализацию жизненных целей и планов, неадекватны содержанию жизненного опыта, сформированного в условиях свободы, не соответствуют содержанию познавательных и эмоционально-волевых процессов личности.
       Можно выделить основные аспекты психологической адаптации впервые осужденных к условиям ИУ:
     - когнитивный аспект, включающий  все процессы, связанные с познанием;
     - эмоциональный аспект, включающий  в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния – беспокойство, озабоченность, одобрение, осуждение и т.п.;
     - поведенческий аспект, предлагающий  определенную направленность личности  в социальной практике (Жукова  В.И.).
       Впервые осужденный, находящийся в процессе адаптации, стремится получить информацию о новых для него нормах и правилах взаимоотношений и общения в коллективе. Полученная информация осмысливается и включается (в том или ином виде) в систему мировоззрения личности.
     В случае, когда новая информация диссонируется с уже сформированными социально-психологическими представлениями, личность переживает состояние дискомфорта, а процесс адаптации нарушается. Таким образом, когнитивный аспект связан с процессом осознания, обработки информации о новой социально-психологической культуре, в которой оказывается впервые осужденный.
     Эмоциональный аспект психологической адаптации  обеспечивает переработку нового культурного  опыта на уровне чувств, переживаний. Большая роль в процессе психологической  адаптации  впервые осужденного отведена чувству симпатии-антипатии к окружающим людям, возможности тесного эмоционального контакта с окружающими.
     Важным  аспектом изучения проблем адаптации  выступают критерии ее оценки.
       Результативный критерий адаптации, по мнению исследователей (А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов)1, положен в основу большинства современных классификаций феномена адаптации. Обычно в качестве критериев адаптации, или показателей адаптивности, рассматривают соотношение между субъективной и объективной картиной жизни и сопровождающими данную обобщенную оценку успешности адаптации, чувствами субъективной удовлетворенности/неудовлетворенности и ценностно-смысловыми переживаниями. Это баланс между социальной успешностью и внутренней успешностью (Е. Б. Весна)2, степенью расхождения между уровнем актуальных потребностей и уровнем их удовлетворения (Н. Е. Шустова)3, субъективной удовлетворенностью (социальным самочувствием как эмоциональным комфортом и принятием себя, оптимизмом) и объективным критерием (степенью интегрированности, согласованности и активности в новой среде) (Л. В. Ключникова)4, соответствие реального поведения требованиям социального окружения (внешний критерий) и достижение внутриличностной комфортности, ощущения осмысленности жизни (внутренний критерий) (А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов)5.
     Однако, как отмечает Д. А. Леонтьев6, чувство удовлетворенности, общественное признание не могут служить надежными критериями: единственным индикатором в переживании успеха или неудачи в жизни, в самореализации (в построении собственного Я в новой культуре) служат вклады своих сущностных сил других людей, в культуру. В. Франкл7 выдвигает критерий ощущения осмысленности или бессмысленности жизни. Последние два критерия, очевидно, относятся к фазе активной, творческой адаптации.
       Итак, в качестве результата адаптации выделяют критерии адаптированности: субъективные (чувство удовлетворенности, осмысленность жизни), объективные (степень соответствия личностных особенностей новым культурным нормам, интегральные характеристики личности), так и соотношение объективных и субъективных критериев. Различные критерии могут быть применены для различных уровней адаптации.
     Кроме критериев адаптации, внимание ученых уделялось ее механизмам и факторам.
     Анализируя  механизмы адаптации, Е.К.Завьялова8 отмечает, что системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью. Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств. Механизмом поддержания целенаправленности приспособительных процессов в ходе адаптации Ш.А. Надирашвили9 считал установку, как готовность к определённой активности, которая в свою очередь обусловлена потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
       К механизмам запуска адаптации Ф.Б.Березин10 относит напряжение или стресс, вызванные недостаточностью арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта.
       Рядом авторов (Ф. Б. Березин, 198811, Н. Б. Михайлова12, Е. Е. Торчинская13 и др.) описаны типичные симптомы, возникающие в физическом и психологическом самочувствии людей, вызванные вхождением в новую, а значит — в определенной мере стрессогенную среду: фиксированности на состоянии здоровья, повышенной чувствительности, общей тревожности, раздражительности, психосоматических расстройств, депрессии, ранимости в межличностных отношениях, ощущения потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и глобального ощущения потери смысла жизни.
     Смена доминирующих психических механизмов в ходе адаптации, подтверждает положение  о перестройке функционирования психики, как на уровне состояний, так  и на уровне личностных свойств. Такая  перестройка, очевидно, является одним из базовых механизмов адаптации. Именно за счет этого, как отмечал А.Г.Асмолов: «основополагающим фактором неповторимости психической сферы личности является ее адаптация к изменениям в окружающей среде»14.
     Еще одним основополагающим вопросом в изучении проблем адаптации является вопрос об ее факторах. В частности, работе Е.Е.Будалиной15 приведен достаточно подробный анализ факторов, влияющих на адаптацию человека в новой социальной среде. К таким факторам отнесены как сами средовые изменения (утрата социального статуса и имущества, разрушение эмоциональных связей со значимыми людьми, проблемы, не разрешенные в предыдущей социальной среде), так и личностные особенности лиц в нее попавших (индивидуальные границы чувствительности к стрессу, интернальный или экстернальный локус контроля, когнитивная сложность или простота, отдельные акцентуации характера, неадекватность (завышенность) ожиданий и самооценки, самостоятельность, уровень самоконтроля, чувство ответственности).  
 

      Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
      Особенности психических состояний  впервые осужденных и их влияние на адаптацию к условиям исправительного учреждения
 
    Изучение  адаптационных процессов тесно  связано с представления об эмоциональном  напряжении и стрессе. Это послужило  основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
    Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
    1) непосредственная реакция на  воздействие (стадия тревоги);
    2) максимально эффективная адаптация  (стадия ресистентности);
    3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
    В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
    Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. 
    Основные  черты психического стресса:
    1) стресс —  состояние организма,  его возникновение предполагает  взаимодействие между организмом и средой;
    2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;
    3) явления стресса имеют место  тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.
    Так как  стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
    Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
    При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность  психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как
    — ощущение неопределенной угрозы;
    — чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
    — неопределенное беспокойство,
    Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги, и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
    Тревога может играть охранительную и  мотивационную роль, сопоставимую с  ролью боли. С возникновением тревоги  связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не  только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
    В отличие от боли тревога — это  сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге  зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой  интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
    Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
    1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
    2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
    3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
    4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
    5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
    6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
    При пароксизмальном нарастании тревоги  все указанные явления можно  наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
    Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у  которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а)  и юношеском (б) возрасте.
  Эффективная адаптация Неустойчивая  адаптация Стойкие нарушения адаптации
  Адаптивность  при низком уровне тревоги (I)
Испытуемые  зрелого возраста 54% 36% 10%
Испытуемые, юношеского возраста 73% 24% 3%
  Адаптивность  при высоком уровне тревоги (II)
Испытуемые  зрелого возраста 4% 44% 52%
Испытуемые, юношеского возраста 19% 38% 41%
 
    Таким образом, мы видим, что молодёжь более  адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем  люди старшего поколения. Из этого следует  сделать вывод о том, что чем  гибче выстроена нервно-психическая  система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.
    Усиление  тревоги приводит к повышению  интенсивности действия двух взаимосвязанных  адаптационных механизмов, которые приведены ниже:
    1) аллопсихический механизм — действует,  когда происходит модификация  поведенческой активности. Способ  действия : изменение ситуации или  уход из нее.
    2) интрапсихический механизм —  обеспечивает  редукцию тревоги  благодаря переориентации личности.
    Существует  несколько типов защит, которые  используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
    1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
    2) фиксация тревоги на определенных  стимулах;
    3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
    4) концептуализация.
    Тревога, несмотря на обилие различных смысловых  формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при  любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
    Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
       Значение психических состояний для понимания психологии осужденных отмечал еще М.Н.Гернет: «Под психологией тюремного заключения мы понимаем характеристику переживаний, связанных со всеми особенностями тюремного режима»16.
     А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков, рассматривая психические состояния осужденных в обобщенном виде, отмечают, что  «эти состояния характеризуются достаточно большим числом и многообразием»17.
     Ю.А.Алферовым  и В.Г.Козюлей18 подробно описывается одно из базовых состояние осужденного на адаптационном этапе отбывания наказания – состояние отчуждения. Одиночество среди людей — а именно так характеризуется состояние человека, испытывающего гнетущую тоску от неудовлетворенной потребности в определенной социальной среде, которой он лишился, от невозможности свиданий с родными,- это одиночество порой приводит к отчуждению, порождает аномалии личности и создает предпосылки к конфликтным ситуациям с окружающими. Моральное отчуждение изолированных от общества индивидов — это не только отчуждение в среде мировоззренческой, но и нравственно-психологическое разобщение и отсутствие взаимопонимания, так как в условиях мест лишения свободы в одной и той же исправительной колонии или отряде состоят в сообществе люди различных социальных и криминогенных ориентации.
     Моральное отчуждение – самое болезненное  нравственно-психологическое состояние  личности осужденных в условиях ИК. Нельзя утверждать, что отчуждение присуще всем осужденным, но определенные нравственные позиции, недовольство и неприятие режимных требований отличает многих, находящихся в условиях лишения свободы. Социальные нормы, правила и запреты, воспринимаются осужденными как чуждые  враждебно-порабощающие силы, не имеющие ничего общего с их внутренним миром. Послушание преступника выглядит как подчинение внешнему принуждению, не вытекающее из внутриличностных потребностей, интересов, побуждений. Мораль безропотного послушания, которая порой формируется в период адаптации личности к жизни в ИУ, приводит ее к моральному опустошению и моральной деградации.
     Преступник, который изолирован от общества, как  правило, с первых дней пребывания в  ИК попадает под влияние отрицательной  группировки осужденных и перестает  быть центром собственного морально значимого мира, хозяином своих поступков. Его воля подавляется и быстро переходит в подчинение внешней необходимости, а поведение зависит не столько от обстоятельств, сколько от группового влияния. «Реакции ожидания, ситуация неизвестности, внутренняя отрешенность, пустота, равнодушие, которые возникают у человека по прибытии в исправительное учреждение, в некоторой степени вытесняют в нем способность к объективной оценке ситуации, свежему восприятию необычной жизненной атмосферы, самостоятельности при принятии решения. Нормы морали заменяются бессодержательными стереотипами поведения; нравственные искания становятся никчемными, лишенными смысла; возникающие оценки, порывы, сомнения гаснут в обстановке безразличия к его судьбе со стороны окружающих.»19
     Если  человека отличает неконтактность, то в ИК она приобретает болезненные формы: осужденного угнетают господствующие лжеценности и низкопробные потребности, преобладающие у окружающих.
     По  мнению М.Н. Гернета20, фундаментом тюремной жизни является состояние тоски (по дому, родным, близким). В исправительных учреждениях для многих осужденных нравственные чувства детерминированы таким болезненным состоянием человеческой личности, как ностальгия.
     Картину выраженных невротических отклонений дополняет состояние постоянной сосредоточенности и напряженности. «Осужденный постоянно чего-нибудь боится и должен быть начеку, поэтому спустя некоторое время такие состояния начинают определять стиль всей жизни в исправительном учреждении».21 По мнению А.В.Наприса, И.Е.Семенова, А.В.Малых и др.22, опасение, страх, тревожность, беспокойство, неуверенность, чувство собственной неполноценности, пассивность, подавленность и другие негативные психические состояния, действуя разрушающе на психику осужденных, погружают их в мир собственных переживаний, отрывают от реальной действительности и препятствуют процессу адаптации. 

       По мнению А.В.Наприса, И.Е.Семенова, А.В.Малых и др.23, опасение, страх, тревожность, беспокойство, неуверенность, чувство собственной неполноценности, пассивность, подавленность и другие негативные психические состояния, действуя разрушающе на психику осужденных, погружают их в мир собственных переживаний, отрывают от реальной действительности и препятствуют процессу адаптации.
       Пребывание  в местах лишения свободы способствует усвоению ими отрицательных установок и ориентации, изменению их личностных характеристик в сторону отягощения, вызывает выраженные невротические отклонения. Неспособность ы преодолевать сложные, нестандартные ситуации правомерным способом ведет к сосредоточению ее внимания на проблеме индивидуального конфликта с окружением, подавляет социальные, коллективные  чувства.
       Динамика описанных выше доминирующих состояний закономерно определяется этапами адаптации, их содержанием.
     Первоначальная фаза адаптации начинается со стадии общей ориентированности, когда прибывший в колонию осужденный на месте знакомится с условиями отбывания наказания, степенью соответствия фактической информации той, которую она получила в период пребывания в следственном  изоляторе. Количественный и качественный рост показателей ее ориентированности зависит от качества источников информации, т.е.  «бывалых »осужденных и воспитателей, которые ее опекают с первых дней.
     Общая ориентированность является предпосылкой формирования определенного отношения к режиму отбывания наказания, представителям администрации и воспитателям, к конкретным лицам и группам осужденных.
     Одна  из первостепенных задач адаптации  – «обрести защиту в системе межличностных  отношений»24.
     Примерно через 5-6 месяцев25 пребывания в колонии происходит нивелировка, когда личностные реакции осужденных на факт социальной изоляции нивелируются. Осужденные приобретают устойчивый «синдром лишенного свободы», делающий их как бы похожими друг на друга, что проявляется в походке, в мимике, жестах, в отношении к воспитателям, администрации и т.п. В последующем в личностной динамике осужденных выделяются две тенденции:
     - первая характеризуется завершением  успешной перестройки системы  отношений к условиям лишения  свободы и сопутствующим ему элементам.
     - при второй идет углубление  и нарастание негативных изменений  в личности, постепенное их закрепление,  что препятствует ее дальнейшей  адаптации к условиям лишения  свободы.
     Если  доминировала первая тенденция, то после  нивелировки осужденные ставят перед собой цели, которые  пытаются реализовать в новых для личности условиях.
     А.В.Наприс с соавторами26 также полагают, что в процессе адаптации к условиям ИУ осужденные проходят ряд этапов. Соответственно в развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) Тревога. Продолжается  от  нескольких  часов до двух  суток  и включает фазы шока и противошока, на последней происходит мобилизация защитных механизмов; 2) Сопротивляемость. Характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) Стабилизация состояния, либо стадия истощения.
     Итак,  адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения включает следующие процессы: общее ознакомление осужденного с официальными правилами поведения в ИК (официальная адаптация), ознакомление с неофициальной структурой  среды осужденных (неофициальная адаптация), оценка и избирательное принятие выдвигаемых правил и требований (формирование мнения), определение собственной тактики поведения (формирование планов), реализация выбранной тактики поведения (самоактуализация), занятие реального  положения  в ИК,   завершение процесса адаптации (самоутверждение).

1.3. Организация и методика исследования

 
     Эмпирическое  исследование проводилось в три этапа:
    1) аналитико-информационный;
    2) проведение эмпирического исследования;
    3) апробация, анализ, обобщение полученных результатов.
    На  первом этапе был проведен подбор и анализ научной литературы  по проблематике исследования. Были определены основные направления проведения теоретических эмпирических исследований указанной проблематики. Были проанализированы существующие отечественные и зарубежные подходы к изучению проблематики адаптации к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы впервые осужденных, также были проанализированы психические состояния, возникающие в этот период,требования нормативных актов и рекомендации обзорно-аналитических источников,
     На  втором этапе было проведено эмпирическое исследование по данной проблематике.
     При помощи построенной батареи психодиагностических были проведены эмпирические исследования в контрольной и экспериментальной группах.
    На  третьем этапе исследования были проанализированы полученные результаты, а также разработаны комплексные рекомендации по коррекции поведения.
     В ходе исследования использовался следующий методический инструментарий: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ личных дел осужденных, методы психодиагностики, а именно: стандартизированная анкета  изучения социально – психологической характеристик осужденных; Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; Индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; Методика определения личностной направленности  Б. Басса; Проективная методика «Несуществующее животное».
       Рассмотрим более подробно каждую  из выше перечисленных методик.
     1. Анализ личных  дел . Применялся нами для установления социально – демографических, социально-правовых и социально-бытовых характеристик впервые осужденных. Метод имеет преимущество в том, что для его использования нет необходимости в личном участии осужденных, привлечение которых к диагностическим процедурам неминуемо связанно с затруднениями организационного характера. В качестве преимущества метода анализа документов можно также отметить возможность вернуться к ним неоднократно в любое удобное время.
     3. Наблюдение.
     Проводилось с целью изучения поведенческих  проявлений осужденных и их эмоционального состояния. Преимуществом наблюдения является естественность условий, в которых осуществляется сбор информации. Также исследователь имеет возможность наблюдать конкретные поступки, в которых проявляются значимые личностные качества и психические состояния осужденных. Наблюдение использовалось в качестве дополнительного метода. Оно помогало интегрировать и понять полученные результаты, помогло дать интерпретацию полученных данных. Наблюдение также рекомендуется учеными-пенитенциаристами как метод изучения вопросов адаптации осужденных в ИУ27.
     4. Многоуровневый личностный  опросник «Адаптивность»28 (Приложение 1).
      Многоуровневый  личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды. Тест предназначен для диагностики адаптивности по следующим параметрам: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность и адаптивный потенциал (интегральная характеристика). Первые две характеристики понимаются в традиционном смысле. Нервно-психическая устойчивость характеризует успешность адаптации на индивидуально-психологическом уровне, связанную с внутренним эмоциональным комфортом. Коммуникативные способности отражают успешность активной социально-психологической адаптации, связанную с достижением целей в обществе посредством общения. Моральная нормативность (МН) рассматривается, как способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Данный параметр также относится к уровню социально-психологической адаптации, но отражает успешность ее пассивной формы, то есть принятия системы существующих отношений и легкости интеграции в нее без ее активного изменения.
      Понятие адаптационного потенциала разработано  с учетом положения, что каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал. Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам: ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" (НПУ) + "Коммуникативный потенциал" (КП) + "Моральная нормативность" (МН). Данное положение соответствует принятой нами теоретико-методологической базе. Нервно-психическая устойчивость, выступает одним из базовых факторов снижения субъективной стрессогенности пребывания в местах лишения свободы и использования адекватных механизмов на психологическом уровне, коммуникативные способности обеспечивают эффективность адаптации на социально-психологическом уровне, а моральная нормативность обеспечивает положительную направленность адаптации, что, как отмечалось во введении, имеет для осужденных особое значение. Важным преимуществом является наличие в методике шкалы достоверности, способствующей отбраковке недостоверных ответов.
      Данные, полученные при использовании опросника  МЛО «Адаптивность» (первый замер) учитывались при проведении психокоррекционных занятий.
      5. Индивидуально –  типологический опросник Л.Н. Собчик29 (Приложение 2).
     Методика  ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств личности взрослых людей с целью профотбора, профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного конструкта составляет одно или несколько  базисных свойств личности, пронизывающих разные уровни ее развития. Тест выявляет индивидуально-типологические особенности и оценивает степень адаптированности конкретного человека, в том числе при различной степени выраженности стрессовых состояний и психических отклонениях, и позволяет определить ведущую тенденцию в структуре личности конкретного индивида, которая отражает преобладающий индивидуальный стиль.
     Типология индивидуальности базируется на восьми тенденциях: четырех основных и четырех  промежуточных. Результат сочетания  двух соседствующих тенденций реализуется  в виде восьми вариантов социального поведения: лабильность, тревожность, интроверсия, экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, сензитивность30.
     Методика  широко апробирована и положительно зарекомендовала себя в различных  сферах применения. Большинство диагностируемых методикой психологических характеристик признаны, в ходе проведенного в первой главе теоретического анализа, значимыми для адаптации. Наличие в методике шкалы лжи дает возможность отбраковать недостоверные результаты.
     6. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина31
     Данный  опросник был составлен и апробирован  в институте               им. В. М. Бехтерева в 1974 г, а с 2000 г. успешно применяется психологами  в пенитенциарной практике. Клинический метод УНП применялся автором для изучения предрасположенности осужденных к невротизации и психопатизации. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных ответов по шкалам является итоговым показателем уровня невротизации и психопатизации. Отрицательная величина коэффициента свидетельствует о патологии, а положительная о ее отсутствии. Обработка полученных результатов проводится с помощью ключей с учетом пола испытуемого.
     Содержательный  анализ шкал УНП показал, что утверждения, входящие в шкалу невротизации содержат такие характерные проявления невротических состояний как быстрая утомляемость, нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенности в себе. Утверждения шкалы психопатизации охватывают лишь некоторые из черт, характерных для психопатических личностей: равнодушие к принципам долга и морали, безразличие к мнению окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность.
     Высокий уровень психопатизации (высокая  по абсолютной величине отрицательная  оценка) свидетельствует о беспечности  и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Этим людям присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций. Низкий уровень психопатизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) может говорить об осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм поведения.
     При высоком уровне невротизации может  наблюдаться выраженная эмоциональная  возбудимость, продуцирующая различные  негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. При низком уровне невротизации отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении.
     Эти интегральные характеристики могут  рассматриваться одновременно и как факторы и как критерии адаптации осужденных.
     По  сравнению с другими психологическими методиками УНП имеет ряд преимуществ: занимает мало времени, прост в обработке, результат обследования не определяется установкой обследуемого, т.к. при оценке полученных данных учитывается не содержание утверждений, а лишь их дискриминантное значение. Кроме того, имеющаяся шкала лжи позволяет отбраковывать недостоверные результаты.
     7. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка32 (приложение 3).
     Данная  методика диагностирует самооценку следующих психических состояний: тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность. Шкалы имеют следующее содержание. Тревожность - индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием опасности, грозящей или кажущейся таковой.  Фрустрация - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях, разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т.п. Ригидность - это неспособность (вплоть до невозможности) изменения намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки. Противоположное по значению свойство личности - пластичность. Агрессивность - это субъективная, ничем не спровоцированная враждебность человека по отношению к другим людям и окружающему миру. Проявляется в действиях с тенденциями к нападению, причинению неприятностей и вреда людям, животным, природе. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к человеку или.
     Нас интересует самооценка этих состояний, т.к. она помогает понять, как человек  видит и осознает особенности  своего поведения, принимает ли, степень  своей агрессии, осознает ли свое состояние. Использование данной методики в батарее с методиками, оценивающими те же параметры по ряду объективных показателей, позволяет сопоставить выяснить уровень адекватности восприятия осужденным своих свойств и состояний в процессе адаптации и сделать выводы о влиянии адекватности самовосприятия на процесс адаптации. Методика компактна. Вопросы и варианты ответов просты для восприятия. Обработка не представляет сложностей.
     9. Методика определения  личностной направленности  Б. Басса33.
     С помощью данной методики выявляется выраженность трех видов направленности личности во взаимодействии. Направленность на себя – Я – ориентация на прямое вознаграждение, на приобретение личных выгод, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству.  Направленность на общение – О – свидетельствует о стремлении при любых условиях поддерживать положительные отношения с людьми, избегать деструктивных конфликтов. Направленность на дело – Д – подчеркивает заинтересованность в решении деловых проблем, готовность пожертвовать отношениями и сиюминутными личными выгодами для достижения целей, часто общих. Направленность выступает фактором выбора адаптационных стратегий. Также ее диагностика может способствовать анализу проблем в адаптации, пониманию способа интеграции психологических черт.
Методика  компактна, ее выполнение не занимает много времени.
     10. Проективная методика  «Несуществующее  животное»34.
     Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. По функциональному назначению данная методика – ориентировочная и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика предназначена для исследования как личностных особенностей, так и психических состояний личности. Выбор именно этой методики в качестве дополнительной к тестовым обусловлен тем, что слабо структурированные стимулы создают наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Проективные методики способны обойти защитные механизмы испытуемых, кроме того, их творческий характер будет способствовать высокой степени вовлеченности при выполнении задания и раскрытию личности.
     Использовался классический вариант методики. Осужденным предлагалось придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее название. С помощью методики выявляются такие психологические характеристики как: состояние тревожности,  проявление защиты, зависимость от чужого мнения, агрессия, признаки инфантилизма и незрелости эмоционально-волевой сферы. К достоинствам методики можно отнести целостность получаемого образа эго-состояния испытуемого, возможность обнаружить основные, системообразующие тенденции.
     Таким образом, мы можем утверждать, что выбранная нами программа исследования психических состояний и адаптации у впервые осужденных  является полной и соответствующей поставленной цели и задачам исследования.  
Выводы по I главе
      
     1.  Анализ  научных подходов к   понятию адаптации, обнаруживает   множество  определений процесса адаптации.  В нашей работе мы будем придерживаться определения адаптации как процесса и результата установления взаимоотношений соответствия и равновесия между личностью и средой.
     2. Можно сделать вывод, что адаптационные процессы носят перманентный характер и разворачиваются в определенных условиях, наиболее стимулирующих процессы поиска равновесия между личностью и средой.
     3.Лишение свободы выступает одной из таких ситуаций, так как условия содержания в условиях заключения значительно отличаются от условий пребывания на свободе и носят субъективно экстремальный характер, способствующий возникновению негативных психических состояний. Повышенной экстремальностью данные условия обладают для осужденных, на которых в большей степени воздействует фактор новизны, в связи с их личностными особенностями, такими как: повышенная эмоциональная лабильность, тревожность, агрессивность, подозрительность, зависимость от общественного мнения, застреваемость на эффективных, психотравмирующих переживаний в сочетании с высокой импульсивностью.
3.Психокоррекционная  помощь для купирования негативных психических состояний, возникающих в период адаптации к условиям исправительного учреждения,   может быть построена на  учете индививидуально-психологических особенностей,
4. Методиками  выбора для нашего исследования  являются:   стандартизированная  анкета  изучения социально –  психологической характеристик  осужденных; Многоуровневый личностный  опросник (МЛО) «Адаптивность»; Индивидуально  – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; Методика определения личностной направленности  Б. Басса; Проективная методика «Несуществующее животное».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.