На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Взаимосвязь личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛГО – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
    Брянский  филиал
    Заочное отделение
    Специальность: психология 030.065 
 
 
 
 
 
 

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ МАТЕРЕЙ  И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЯ  К  РЕБЕНКУ 
 
 
 

                      Белозерская К.И.
                  НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
                  Бурыкина Марина Юрьевна
               доцент, кандидат псих. наук 
               
               
               

Брянск  – 2008 

СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение

3
I. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку  
6
  1.1. Исследование  феномена «родительского отношения» в  современной отечественной и зарубежной психологии  
6
  1.2. Основные подходы  к классификации, виды и критерии родительских отношений  
10
  1.3. Факторы, влияющие на формирование отношения к детям, черты личности матерей как фактор, определяющий тип родительского отношения  
 
16
II. Эмпирическое  исследование связи личностных черт матерей с типом отношения к детям  
26
  2.1. Общая организация  и методы эмпирического исследования 26
  2.2. Описание результатов  29
  2.3. Анализ результатов  исследования, выводы 34
  Заключение 66
  Список  литературы 69
  Приложения 73

ВВЕДЕНИЕ

 
      Именно  семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
      Многие  годы ведутся споры на тему: нужны  ли ребенку для благополучного развития именно его, родные воспитатели или  можно передоверить дело воспитания специальным работником-профессионалом, которые смогут вести младенца к взрослости более разумно, осознанно. Еще в Древней Греции Платон, вслед за Сократом, утверждал: неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей [54].
     По  определению А.Я.Варги, родительские отношения – это система разнообразный чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
     Основными формами отношений к ребенку и окружающим являются: отношение родителей к деятельности ребенка; отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения; отношения родителей к ребенку; отношение родителей к окружающим людям; отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей; отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка [15].
      Практическая  и теоретическая значимость исследования определяется тем, что за последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой  школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых.
        Чаще всего это связано с  тем, что проблемы ребенка являются  лишь следствием проблем взрослых  членов семьи, например, в частности  отношения родителей к детям.
      Формирование  типа родительского отношения происходит под воздействием социо-культурных и семейных традиций, клинико-психологических особенностей родителей и детей, от контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
    В своей работе мы опирались на теоретические  исследования и экспериментальные  данные, представленные в работах  таких зарубежных авторов, как А. Адлер, К.Роджерс,   К. Хорни, Б. Берельсон, Г. Стейнер, М. Раттер, С.Броди, Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон, Д.Боумрид, Б. Суран, Дж. Риццо, И.С. Шеффер, Л.Ловинджер, Д.Боулби и др.
    Проблемой родительского отношения, факторов его формирования и влияния на психику ребенка к ребенку занимались такие отечественные исследователи как А.В.Петровский, А.И.Захаров, Буянов М.И.,   В.Н.Мясищев, А.Я.Варга, В.В.Столин,  Буянов М.И., Азаров Ю.П. И.М. Балинский, И.А. Сикорский, В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Минияров В.М., С.В.Ковалевым, А.В.Петровским, Е.М.Волковой, А.Б.Добрович, Л.Г.Саготовская  В.В.Юстицкий, А.Я.Варга и В.В.Столин, Е.Т. Соколова,  Т.В.Архиреева, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер.
       В связи со сказанным, целью нашего исследования является: изучение связи личностных черт матерей, и типов родительского отношения к детям.
       Объект  исследования: личностные черты матерей, родительское отношение.
       Предмет исследования: связь личностных черт матерей и типов родительского отношения к детям.
       Гипотеза. Мы предполагаем, что существует связь личностных черт матерей с типом родительского отношения к детям; возможны различия в выраженности родительского отношения и личностных черт у матерей из полных и не полных семей.
       Задачи  исследования:
    Раскрыть понятие родительского отношения, факторы его обусловливающие, охарактеризовать влияние характера детско-родительских отношений на формирование личности ребенка.
    Провести теоретический анализ проблемы исследования личности и личностных черт в психологической науке.
    Изучить личностные черты и родительские отношения матерей, участвующих в исследовании.
    Выявить связь личностных черт матерей с типом родительского отношения к детям.
    Установить различия в выраженности личностных черт и типов родительского отношения матерей, имеющих полную и не полную семью.
В ходе исследования были использованы следующие  методики:

1.Опросник  родительского отношения  (Варга  А.Я., Столин В.В.) [47].

2. Опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант ММPI), в адаптации Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова [46].
            Выборка: 50 человек,  женщин, в возрасте от 24 до 32 лет, имеющих 1 ребенка младшего школьного возраста. Все женщины проживают в г. Дятьково, работают в различных сферах (медицинские сестры, учителя, менеджеры, продавцы, банковские служащие). Среди них состоящих в браке не более 15 лет – 30 женщин, а другие 20 – разведены, т.е., имеют не полную семью. 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи личностных черт матерей и стиля отношения к ребенку 

1.1. Исследование феномена «родительского отношения» в современной отечественной и зарубежной психологии 

       Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена.  На сегодняшний день в современной науке так и  нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
       По  мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (Минияров В.М., Буянов М.И., Азаров Ю.П. и др.), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в развитии ребенка.
       Положительное воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [33, 11, 3].
       Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.В.Петровского, А.И.Захарова, А.Б.Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат [22, 40].
       Именно  по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М.Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
      По  определению А.Я.Варги, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков[15].
     Проблемой родительского отношения к ребенку, факторов его формирования и влияния на детскую психику занимались такие исследователи как А.В.Петровский, А.И.Захаров, Буянов М.И.,   В.Н.Мясищев, А.Я.Варга, В.В.Столин и другие.
    Впервые проблема родительского отношения  была исследована А. Адлером. А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским отношением, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные типы отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях [2].
    По  мнению А.Адлера, выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано.
      Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях (Адлер А., Роджерс К., Хорни К.).
      Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя со взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками (эксперименты Бандуры), с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить [2].
      Роль  моделей родительского отношения и поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также (Раттер М.). Для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.
      Дети  учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря  наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера) [32].
      У.Бронфенбреннер (по Архиреевой Т.В., 1990) исследовал связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированны в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребенка, но ведут себя по-разному: один берет на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную [8].
      Исследователи данной проблемы считают (Захаров А.И.)., что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте [22].
        Так, один из основоположников  отечественной психиатрии И.М. Балинский считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.
      И.А. Сикорский пришел к выводам, что жестокое отношение к детям способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) отношение формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепицкий, С.Г. Файнберг указывают на то, что развитие ребенка в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; чрезмерное внимане и удовлетворение всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признано этиологическим фактором неврастении [23].
      А.Адлер  отмечает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности  и тенденции к доминированию, вплоть до тирании. С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей. Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер [22].
       Анализ  литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
       Таким образом, детско-родительские отношения  могут носить разноплановый характер. Под влиянием типа родительских отношений  формируется   личность ребенка. На детско-родительских отношениях сказывается позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Наиболее значимым фактором формирования  родительских отношений являются черты личности самих родителей. 
 

1.2. Основные подходы к классификации, виды и критерии родительских отношений 

       Минияров  В.М. считает, что отношения родителей  к ребенку отличаются высокой  психологической напряженностью и  многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее [33].
    Брагина Т.В. выделила четыре параметра изменения родительского поведения.
    Родительский  контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
    Второй  параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.
    Третий  параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.
    Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей [12].
    Брагина Т.В. указывала, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным родительским отношением является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
       П.Ф.Лесгафт  выделил шесть позиций родителей  по отношению к детям, оказывающих  влияние на поведение ребенка:
    Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
    Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
    Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
    Родители постоянно не довольны ребенком, критикуют и порицают его. Ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.
    Родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
    Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
      Еще А.С.Макаренко говорил о таких  отношениях в семье как сосуществование, конфронтация, содружество [3].
       В своих исследованиях А.В.Петровский выделяет следующие типы родительских  отношений:  диктат, опеку, паритет и сотрудничество [40].
       Изучив  выделенные С.В.Ковалевым, А.В.Петровским, Е.М.Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:
       Диктат  – систематическое подавление инициативы другого.
       Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудовым удовлетворение всех потребностей ребенка.
       Невмешательство – предполагает сосуществование  двух миров: «взрослых» и «детей».
       Сотрудничество  – предполагает опосредованность межличностных  отношений общим целям и задачам  совместной деятельности.
       Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
       А.И. Захаров выделяет роли ребенка в семье, определенные для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок», «Золушка»[22].
      Л.Г.Саготовская   выделяет 6 типов отношений родителей  к детям:
      1) чрезвычайно пристрастное отношение,  уверенность в том, что дети  – главное в жизни;
      2) безразличное отношение к ребенку,  его запросам, интересам;
      3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;
      4) отношение к ребенку как к  объекту воспитания без учета  особенностей его личности;
      5) отношение к ребенку как к  помехе в карьере, в личных  делах,
      6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей [цит. по ист. 22].
      Многие  детские  практические психологи  руководствуются классификацией отношений, разработанных Э.Г.Эйдемиллером и  В.В.Юстицким.
      Эти ученые выделяют 6 основных типов семейного  воспитания, которые основаны на соответствующей системе родительских отношений:
      1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок  в центре внимания семьи и  семья стремится к максимальному  удовлетворению его потребностей.
      2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок  в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время, мешая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
      3. Жесткое обращение складывается  из большого числа требований, предъявляемых к ребенку, количества  запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований.
      4. Эмоциональное отвержение образуется  сочетанием пониженной протекции,  игнорированием потребностей ребенка  и нередко проявляется в жестоком  обращении с ним. В крайнем  варианте это воспитание по  типу “Золушки”.
      5. Повышенная моральная ответственность  образуется сочетанием высоких  требований к ребенку с пониженным  вниманием к нему родителей,  меньшей заботой о нем.
      6. Безнадзорность. Пониженная протекция,  повышенный уровень удовлетворения  потребностей, пониженный уровень требований к ребенку и пониженное  число запретов характеризуют данный стиль. Ребенок  предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его [56].
       В своих исследованиях А.Я.Варга  и В.В.Столин выделили следующие  критерии родительских отношений:
      «Принятие – отвержение».
       Принятие: родителю ребенок нравится таким, какой  он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.
       Отвержение: родитель воспринимает своего ребенка  плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает  к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
    «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
    «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
    «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
    «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия [15].
    С. Броди выделила 4 типа материнского отношения:
    1 тип. Мать легко и органично  приспосабливается к потребностям  ребенка. Для нее характерно  поддерживающее, разрешающее поведение.
    2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.
    3 тип. В основе материнства –  чувство долга. В отношении  с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.
    4 тип. Мать ведет себя неадекватно  возрасту и потребностям ребенка.  Ее воспитательные воздействия  непоследовательны и противоречивы.
    По  мнению С.Броди, наиболее вредным для  ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность [26].
    Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа родительского отношения:
    Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. «Социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [45].
    Е.Т. Соколова, обобщив опыт работы в  психологической консультации, выделила следующие стили отношений «мать  – ребенок»:
    1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.
    2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.
    3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.
    4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).
    Е.Т. Соколова считает, что партнеры при  реализации того или иного стиля  получают «психологические выгоды», и  рассматривает два варианта отношений  «матери – ребенка»: доминирование  матери и доминирование ребенка.
    Доминирующая  мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.
    Если  доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [23].
    Итак, как видно из проведенного анализа, нет единой основы  классификаций типов родительского отношения. В одних случаях за основу брались эмоциональные компоненты отношения; в других - способы воздействия на ребенка; в третьих - родительские позиции и т.п. Хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные типы отношения, носящие разные названия, имеют много сходного [8]. 

1.3. Факторы, влияющие на формирование отношения к детям, черты личности матерей как фактор, определяющий тип родительского отношения 

     Родительские  отношения формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей. На выбор родителями стратегии отношений с ребенком оказывают влияние тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.
     В то же время нельзя не учитывать  исторические факторы развития социально-экономических  отношений в обществе, которые  создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования позитивных или негативных типов родительского отношения.
      В рамках общей психологии довольно хорошо изучены вопросы, связанные со структурой и  чертами личности, но их влияние на формирование родительских отношений исследовано не достаточно.
      Поэтому при анализе детско-родительских отношений на первый план выступают те качества и свойства личности родителей, и, прежде всего, матерей, которые оказывают влияние на установление нормальных взаимоотношений в семье и являются либо конструктивными, либо деструктивными.
 По  Попцовой Е.В. чертами характера, обусловливающими деструктивность родительского отношения, как правило, являются: жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, властность, эмоциональная холодность, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм,  чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность [45].
    Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования.
    Многие  исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И.). А.Я. Варга в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико-психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя [33].
      Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение,  является концепция шизофреногенной матери [53].
      Шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает  своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем. В конце концов ребенок уступает и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, потворствующая мать,  прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо) [53].
    Во  многих описаниях родительского  отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как  на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.
    Так в работе А. Адлера гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери.  Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная виной. Шизофреногенная мать – это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение [2].
    Некоторые исследователи (Боулби Д., Шефер И.С.) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты [36].
    То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия – интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь – ненависть» - это образующая родительского отношения. Сочетания этих структурных единиц представляют собой варианты социального поведения человека.
    Ловинджер Л. считает, основой того или иного  родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» – осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка [25].
    Клинико–психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г.
    Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.
    По  мнению Захарова А.И., деструктивный стиль отношения к ребенку зависит от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов [22].
    Помимо  этого, деструктивность в отношении  к ребенку обусловлена отсутствием  у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений.
    Захаров А.И. указывает, что было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.
    Такое сочетание черт характера осложняет  отношения матерей с другими  людьми, делает эти отношения излишне  напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.
    Интересным  является полученный А.И.Захаровым факт высокой связи между тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.
    У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование [22].
    Исследования  некоторых авторов показывают (Д.Боулби, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская), что выбор родителями деструктивной тактики отношения к ребенку происходит в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я – концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я».
     А.С.Спиваковская указывает, что на конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как: стремление наиболее полно выявить свои задатки и  способности; преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека; созидательность, творческость; способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать; умеренная тревожность; способность брать на себя ответственность; склонность к самоанализу, рефлексии [52].
     Эйдемиллер  Э.Г. указывает, что акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные отклонения в родительском отношении к детям. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен  относиться к ребенку, на основе гипопротекции, пониженного удовлетворения потребностей ребенка, пониженного уровня требований к нему.
     Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей  чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обуславливаться чертами тревожной мнительности. Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу отношения: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых.
     Во  всех случаях необходимо выявить  отклонение личности родителей, убедиться  в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении деструктивного отношения. Поэтому важно детальное и многостороннее изучение  взаимосвязи между особенностями  личностных характеристик родителей, типом родительского отношения и нарушениями поведения у подростка или ребенка.
     Если, в основе деструктивного отношения  к ребенку лежит какая-то личностная проблема, Эйдемиллер Э.Г. считает, что чаще всего она носит характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет отношения к ребенку [56].
     Одни  из главных черт личности, от которых  во многом зависит конструктивность детско-родительских отношений, по мнению Столина В.В.,   является отношение к себе, самооценка. Человек, слишком хорошо оценивающий себя должен постоянно бороться, чтобы и другой его тоже оценивал. Он старается увеличить психологическую «дистанцию» между собой и другим, постоянно подчеркивает важность своих интересов, прав, обязанностей, возможностей. Такое поведение иногда становится обидным для других. Человек, низко ценящий себя, ту же самую психологическую дистанцию создает с другой стороны: он не может принять любовь другого, по его мнению, более  значимого человека. Он начинает искать в этом человеке или недостатки или притворство. Таким образом, конструктивное отношение к детям может сформироваться, если отношения родителей к самим себе положительны, если они реально оценивают свои возможности, черты личности, достижения [51, с. 28].
     Среди положительных черт личности, способствующих установлению оптимального родительского отношения, Столин В.В. называл: умение познавать психологию другого, считаться с его внутренним миром, отказаться от личных желаний, умение слушать другого, смотреть на жизнь реально, быть веселым, способность радоваться успехам другого, сомневаться в своей правоте. Высоко оценивались порядочность, последовательность в соблюдении принципов, умение уступать.
     Автором отмечались и отрицательные черты  личности родителей, которые, способствуют возникновению деструктивного отношения к детям. Чаще всего – это неуступчивость, сварливость, недовольство, легкомыслие, обидчивость, нервозность, стремление навязать свое мнение другому, самовлюбленность, постоянный контроль за другими, безответственность, высокомерие [51].  

     Таким образом, анализ литературы по данному вопросу позволяет заключить следующее.
     Родительские отношения – это система разнообразный чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
     Основными формами родительских отношений являются: отношение родителей к деятельности ребенка; отношение родителей к использованию методов  наказания и поощрения; отношения родителей к ребенку; отношение родителей к окружающим людям; отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей; отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.
      Выбираемый  тип отношения к ребенку зависит от жизненного стиля, личности родителя, от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем.
       Анализ  литературы показывает, что детско-родительские отношения могут носить разноплановый  характер. Наиболее значимым фактором формирования  родительских отношений  являются черты личности самих родителей.
     Нет единой основы  классификаций типов родительского отношения, многие из них основаны на описании именно материнского отношения и поведения и имеют общие черты.
     На  выбор родителями стратегии отношений  с ребенком оказывают влияние  тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.
      При анализе детско-родительских отношений на первый план выступают те качества и свойства личности родителей, и, прежде всего, матерей, которые оказывают влияние на установление нормальных взаимоотношений в семье и являются либо конструктивными, либо деструктивными. Чертами характера, обусловливающими деструктивность родительского отношения, являются: жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, властность, эмоциональная холодность, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и пр.
    Гиперопекающее  отношение к детям связывается с тревожностью матери, с чувством вины, неудовлетворенностью потребностей и внутриличностными конфликтами. Итак, за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя (интроверсия, экстраверсия, эмоциональная устойчивость, тревожность, депрессивность, уверенность в себе, сензитивность, гиперсоциализация, закрытость, неадекватная самооценка и пр.).
     Среди положительных черт личности, способствующих оптимальному родительскому отношению, выделяют: умение познавать психологию другого, считаться с его внутренним миром, отказаться от личных желаний, умение слушать другого, смотреть на жизнь реально, быть веселым, способность радоваться успехам другого, сомневаться в своей правоте.
     Итак, личностные особенности родителей, а именно матерей, играют одну из наиболее значимых ролей в становлении родительского отношения к детям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        II. Эмпирическое исследование взаимосвязи  личностных черт  матерей и стиля отношения к ребенку 

2.1.  Общая организация  и методы эмпирического исследования 

       Цель  эмпирического исследования: выявление связи  личностных черт  матерей  и типа родительского отношения к ребенку.
       Гипотеза: Мы предполагаем, что существует связь личностных черт матерей с типом родительского отношения к детям; возможны различия в выраженности родительского отношения и личностных черт у матерей из полных и не полных семей.
       Задачи:
    Провести диагностику   личностных черт, являющихся первичными свойствами личности, определяющих поведение матерей.
    Исследовать тип родительского отношения к детям у матерей, участвующих в исследовании.
    Выявить связь личностных черт матерей с типами родительского отношения к детям.
    Определить  различия в выраженности родительского отношения и личностных черт у матерей из полных и не полных семей.
       Этапы исследования:
    Определение проблемы, задач исследования.
    Подбор выборки.
    Проведение диагностической работы.
    Анализ результатов исследования.
       Описание  методов исследования

     1.Опросник  родительского отношения  (Варга  А.Я., Столин В.В.) [47]

     Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника.
   Опросник  состоит из 5 шкал.
   1) «Принятие-отвержение». Шкала отражает  интегральное эмоциональное отношение  к ребенку. Содержание одного  полюса шкалы: родителю нравится  ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему.
   На  другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
     2) «Кооперация» - социально желательный  образ родительского отношения.  Содержательно эта шкала раскрывается  так: родитель заинтересован в  делах и планах ребенка, старается во всем  помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.
     3) «Симбиоз» - шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.
     4) «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  данного родителя отчетливо просматривается  авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного прослушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
     5) «Маленький неудачник» - отражает  особенности восприятия и понимания  ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
     - отвержение,
     - социальная желательность,
     - симбиоз,
     - гиперсоциализация
     - инфантилизация (инвалидизация). 

     2. Опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант ММPI), в адаптации Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова [46].
     Опросник  Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант ММРI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные, 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.
     Инструкция и текст опросника и описание шкал помещены  в приложении 1.
     Высокими оценками по всем шкалам являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40. 

  2.2. Описание результатов  

      В результате проведения исследования по опроснику родительского отношения  Варги А.Я. и Столина В.В., были получены следующие результаты (табл. 1).
         Таблица 1
      Результаты  исследования типов родительского  отношения
 
Типы  родительского отношения
 
Абсолют. значения
 
%
Отвержение - 0
Кооперация (социально-желательный) 
16 32
Симбиоз 10 20
Авторитарная  гиперсоциализация 14 28
Инфантилизация 10 20
 
     В 16 семьях из 50 (32%) выявлен социально-желательный тип родительского отношения, т.е., “кооперация”. Это семьи испытуемых, где матери заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем  помочь ребенку, сочувствуют ему.
     Матери высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
     В 14 семьях (28%) зафиксирован такой тип родительского отношения как авторитарная гиперсоциализация.
     Это семьи, где в родительском отношении матери отчетливо просматривается авторитаризм, она требует от ребенка безоговорочного прослушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
     Еще в 10-ти семьях (20%) выявлен такой тип родительского отношения как инфантилизация. Это семьи, где в родительском отношении матерей имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
     Такие матери, как правило, видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся таким матерям детскими, не серьезными.
       «Симбиоз» – как тип родительского  отношения так же зафиксирован у матерей в 10-ти семьях (20%).
     Это семьи, где мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Она ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.
     Такой тип родительского отношения, как отвержение у матерей в данной выборке не выявлен. Поименная таблица      числовых        значений        каждой     шкалы   помещена в приложении 2. (см. рис.1).

      Рис. 1. Гистограмма процентной представленности различных типов родительского отношения у матерей выборки 

     Т.о. видно, что наиболее оптимальный тип родительского отношения   диагностируется у 32% матерей (социально-желательный, или «кооперация»).
     В остальных 68% семьей дети либо “инвалидизируются” матерями, либо отношения матерей с детьми строятся  на подавлении, чрезмерной опеке, авторитаризме, симбиозе матерей и детей.  

     Далее представлены результаты теста MMPI, полученные в данной выборке матерей (поименная таблица – в приложении 3). Таблица 2 содержит показатели уровней выраженности каждой шкалы опросника. 

     Таблица 2
     Выраженность  личностных качеств матерей выборки 

 
Базисные  шкалы опросника
Представленность  полученных результатов
Высокие оценки Средние оценки Низкие оценки
Абс. знач. % Абс. знач. % Абс. знач. %
1(Hs) 8 16 15 30 27 54
2(D) 20 40 15 30 15 30
3(Hy) 12 24 18 36 20 40
4(Pd) 17 34 9 18 24 48
6(Pa) 7 14 19 38 24 48
7(Pt) 14 28 13 26 23 46
8(Se) 12 24 17 34 21 42
9(Ma) 13 26 21 42 16 32
 
     Как видно в таблице, по шкале 1(Hs) «ипохондрия» высокие показатели получены у 8 матерей (16%), средние – у 15 (30%), а низкие оценки свойственны 27 женщинам (54%).
     По  щкале 2(D) «депрессия» высокие показатели зафиксированы у 20 испытуемых (40%); средние – у 15 человек (30%), низкие оценки по данной шкале так же получили 15 женщин выборки (30%).
     По  шкале 3(Hy) «истерия» высокие показатели зафиксированы у 12 матерей (24%); средние – у 18 испытуемых (36%), а низкие – у 20 женщин (40%).
     По  шкале 4(Pd) «психопатия» высокие баллы получены 17 матерями (34%); средние выявлены лишь у 9-и женщин  (18%), низкие – у 24 человек (48%).
     По  шкале 6(Pa) «паранойяльность» высокие показатели выявлены у 7 испытуемых матерей (14%); средние – у 29 женщин (58%), а низкие – у 11 (22%).
     По  шкале 7(Pt) «психастения» высокие показатели получены у 14 женщинами (28%); средние – у 13 человек (26%), а низкие – у 23 матерей (46%).
     По  шкале 8(Se) «шизоидность» высокие оценки получили 12 испытуемых матерей (24%); средние – выявлены у 17 женщин (34%), а низкие – у 21 (42%).
     И, наконец, по шкале 9(Ma) «гипомания» высокие показатели зафиксированы у 13-м матерей (26%); средние – у 21 женщины (42%); низкие – у 16   матерей, участвующих в обследовании (32%).
     Итак, преобладание как высоких, так и низких оценок наблюдается по шкале психопатии; по шкалам истерии, паранояльности, шизоидности и гипомании в данной выборке фиксируются в большинстве случаев средние и низкие оценки; доминирование низких показателей наблюдается по шкалам ипохондрии и психастении.
     По  шкале депрессии довольно ярко представлены высокие, средние и низкие оценки, с некоторым перевесом высоких.
     Поименная таблица      числовых        значений        каждой     шкалы   помещена в приложении 3 (см. рис.2).
          Условные обозначения: 1(Hs) «ипохондрия» 2(D) «депрессия» 3(Hy) «истерия» 4(Pd) «психопатия» 6(Pa) «паранойяльность» 7(Pt) «психастения» 8(Se) «шизоидность» 9(Ma) «гипомания»  

Рис. 2. Гистограмма процентной представленности различных черт личности матерей выборки 
 

     Как следует из рисунка 2, данная выборка матерей характеризуется такими личностными чертами, как активность, некоторая недоверчивость и неуверенность в себе, чувствительность, сензитивность, робость, застенчивость, добросовестность, отсутствие демонстративности, агрессивности, постоянство настроения, эмоциональная устойчивость, сдержанность. 
 

2.3. Анализ результатов исследования, выводы 

        Сравнительный анализ выраженности личностных черт матерей, проявляющих родительские отношения различных типов, показал наличие связи между исследуемыми характеристиками (табл. 3).
Таблица 3
Выраженность личностных черт матерей с различными типами родительского отношения  

 
 
Личностные  качества
 
 
Оценки
Группа 1 (коопера-ция) Группа 2 (авторитарная  гиперсоциализация)
Группа 3 (симбиоз) Группа 4 (инфантили-зация)
Абс. знач.
% Абс. знач.
% Абс. знач
% Абс. знач.
%
1(Hs) Ипохондрия
Высокие 1 6 2 14 5 50 - 0
Средние 5 31 2 14 5 50 3 30
Низкие 10 63 10 72 - 0 7 70
2(D) Депрессия
Высокие 2 12 2 14 8 80 8 80
Средние 8 50 3 21 2 20 2 20
Низкие 6 38 9 65 - 0 - 0
3(Hy) Истерия
Высокие 1 6 3 21 1 10 7 70
Средние 4 25 10 72 2 20 2 20
Низкие 11 69 1 7 7 70 1 10
4(Pd) Психопатия
Высокие - 0 11 79 - 0 6 60
Средние 3 19 2 14 2 20 2 20
Низкие 13 81 1 7 8 80 2 20
6(Pa) Паранойяль-ность
Высокие - 0 7 50 - 0 - 0
Средние 4 25 7 50 3 30 5 50
Низкие 12 75 - 0 7 70 5 50
7(Pt) Психастения
Высокие - 0 - 0 8 80 6 60
Средние 4 25 4 28 1 10 4 40
Низкие 12 75 10 72 1 10 - 0
8(Se) Шизоидность
Высокие 2 12 9 65 1 10 - 0
Средние 8 50 3 21 3 30 3 30
Низкие 6 38 2 14 6 60 7 70
9(Ma) Гипомания
Высокие 11 69 1 7 - 0 1 10
Средние 4 25 8 57 5 50 4 40
Низкие 1 6 5 36 5 50 5 50
 
    Сравнительный анализ будет осуществляться в четырех  подгруппах испытуемых. В одну из них (группа 1), включающую 16 испытуемых, вошли  женщины, у которых доминирующим типом родительского отношения  стала “кооперация”, или социально  желательный тип.
    Вторую  подгруппу (группа 2) составляют матери, чей тип родительского отношения определяется как авторитарная гиперсоциализация (14 чел.). В третью подгруппу (группа 3) вошли женщины, у которых доминирующим типом родительского отношения является симбиоз (10 чел.). И, наконец,  четвертую подгруппу составили женщины, у которых преобладающим типом родительского отношения стала “инфантилизация”, или отношение к ребенку, как к маленькому неудачнику (10 чел.).
    Итак, у матерей с таким типом  родительского отношения как  кооперация (группа 1),  в своем большинстве зафиксированы низкие (10 чел. – 63%) и средние (5 чел. – 31%)  показатели по шкале ипохондрии. Высокие оценки свойственны лишь 1 женщине (6%) данной группы.
    Матерям, у которых выявлен такой тип  родительского отношения как авторитарная гиперсоциализация (группа 2), чаще свойственны показатели низкого (10 чел.- 72%) уровня данной черты личности. Высокие и средние оценки ипохондрии зафиксированы лишь у 4-х женщин данной подгруппы (по 14% каждого уровня)
    Женщины, строящие свои отношения с детьми по типу симбиоза (группа 3), имеют только высокие и средние оценки ипохондрии (по 5 чел.- 50%). Низкий уровень данного качества не характерен для матерей этой подгруппы.
     И, наконец, матерям, у которых выявлен  такой тип родительского отношения как инфантилизация (группа 4), чаще свойственны низкие показатели   (7 чел.- 70%)   данной черты личности. Высокого уровня выраженности ипохондрии у  женщин данной подгруппы не зафиксировано, а средние оценки свойственны лишь 30% матерей (рис. 3).
           

Рис. 3. Гистограмма выраженности черт ипохондрии у матерей с разными типами родительского отношения (в%) 

    Как следует из сказанного, матерям, заинтересованным в делах и планах ребенка, старающимся во всем  помочь ребенку, сочувствующим ему, высоко оценивающим способности ребенка (группа 1), ипохондрия, как правило, не свойственна. Эти матери могут выдвигать к детям четкие требования, принимать  необходимые санкции, поощрения, наказания. Они адекватно воспринимают своего ребенка, и это помогает им строить с ним оптимальные отношения.
    Низкие  показатели ипохондрии продемонстрировали также и матери, в родительском отношении которых отчетливо просматривается авторитаризм  и инфантилизация. Поэтому они достаточно активны, быстро приспосабливаются к новым условиям, легко переносят смену обстановки, в социальных контактах ведут себя, в целом, адекватно.
    И, наконец, женщины, стремящиеся к  симбиотическим отношениям с ребенком, имеют, преимущественно высокие и средние показатели ипохондрии. Они, как правило, медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны к власти, плохо переносят смену обстановки, медленно приспосабливаются к новым условиям, легко теряют равновесие в социальных контактах. Поэтому данные матери стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, к которым сами оказались не подготовленными, они  ощущают себя с ребенком единым целым, тем самым, нарушая нормальный процесс формирования адаптивных способностей ребенка. 

      По  шкале депрессии у матерей  с различными типами родительского  отношения так же наблюдаются некоторые особенности.
    Так, у женщин с таким типом родительского  отношения как  кооперация (группа 1),  в своем большинстве зафиксированы  средние и низкие  показатели депрессии (8 чел. – 50% и 6 чел. – 38% соответственно). Высокие   оценки свойственны лишь 2 женщинам (12%) данной группы.
    Матерям, у которых выявлен такой тип  родительского отношения как  авторитарная гиперсоциализация (группа 2) чаще свойственны показатели низкого (9 чел.- 65%) уровня данной черты личности. Высокие и средние оценки депрессии зафиксированы лишь у 5 женщин данной подгруппы (у 14% - высокие показатели, а у 21% - средние)
    Женщины, строящие свои отношения с детьми по типу симбиоза (группа 3), а так же с доминирующим типом родительского отношения, определяемого как инфантилизация (группа 4), имеют в своем большинстве высокие оценки депрессии (по 8 чел.- 80%). Низкий уровень данного качества не характерен для матерей этих подгрупп, а средние оценки депрессии характеризуют личность двух испытуемых каждой подгруппы (по 2 чел. – 20%) (рис. 4).
           

Рис. 4. Гистограмма выраженности черт депрессии у матерей с разными типами родительского отношения (в%) 

    На  рисунке 4 видно, что женщины, принимающие  кооперацию в отношениях с ребенком, имеют в своем большинстве среднюю и низкую депрессивность. Они достаточно ранимы, впечатлительны, несколько склонны к беспокойству, эмоциональным переживаниям. Им редко свойственна тревожность в отношениях с окружающими и, в том числе с детьми. Все возникающие проблемы и конфликты, данные матери решают совместно с ребенком и конструктивно. Поэтому в отношении детей они не проявляют давления, излишнего беспокойства и, обусловленного им чрезмерного контроля. 
    Матери, с доминированием такого типа родительского  отношения, как авторитарная гиперсоциализация, в своем большинстве, продемонстрировали низкую депрессивность.  Они уверены в себе, склонны самостоятельно принимать решения, доминировать во взаимоотношениях. Поэтому в отношении детей у них сформировалось мнение, что в воспитании – главное – строгость и дисциплина, которую они очень строго соблюдают и насаждают.
    У женщин, стремящихся к симбиозу и относящихся к ребенку как к маленькому неудачнику,  фиксируются, как правило, высокие показатели депрессивности. Это чувствительные, склонные к тревогам, робкие, застенчивые женщины. В делах, в том числе и в воспитании детей они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны. Однако, отсутствие умения самостоятельно принимать решение приводит к тому, что свою неуверенность они преодолевают в заботе о ребенке, проживая его жизнь, его проблемы. Они считают, что сам ребенок сделать ничего не сможет, т.к. ещё слишком мал, неопытен, неумел.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.