На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Денежно-кредитная политика и особенности её реализации в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      РЕФЕРАТ
      Тема  курсовой работы: “Денежно-кредитная  политика и особенности её реализации в Республике Беларусь”
      с: табл. 2, ил. 3
      Ключевые  слова: денежно-кредитная политика (монетарная политика),  Центральный Банк, денежная масса, процентная ставка (ставка рефинансирования), коммерческие банки, инфляция, уровень безработицы, банковская система, экономическая стабильность.
      Объект  исследования: денежно-кредитная политика, ее развитие и проведение в Республике Беларусь.
 
   В работе проведен анализ экономических  показателей, действия денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь  за 2011 года (иногда для сравнения  за базисный период применялись  данные за 2010). Также в работе  рассмотрены методы проведения  денежно-кредитной политики, инструменты  для проведения монетарной политики, их преимущества и недостатки.
 
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.
 
                                        _______________
      (Подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Реферат…………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………….….3-4
1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и               инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение……………………………………………………………………….5

1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики……………………………………………………………………........5-7

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8

1.2.1 Операции  на открытом рынке……………………………………………...9

1.2.2 Политика  учетной ставки (дисконтная политика)……………………9-10

1.2.3 Изменение  норм обязательных резервов……………………………10-11

1.2.4 Ограничение  кредитования……………………………………............11-12

1.3 Виды  денежно-кредитной политики. Основные концепции монетарной                                                                          политики государства…………………………………………………………...12

1.3.1Кейнсианская  теория денег…………….……………............................12-14

1.3.2 Количественная  теория денег (монетаристский  подход)………….15-16
2 Эффективность монетарной политики в Республике Беларусь………..17-18
2.1 Прогноз  экономической ситуации в 2011 году……………………….…..18
2.2 Цели  и инструменты денежно кредитной  политики…………………..18-20
2.3 Развитие  банковского сектора, финансового  рынка и платёжной системы…………………………………………………………………….....20-21
2.4 Международное сотрудничество……………………………………….….21
2.5 О выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь в январе-сентябре и задачах банковской системы страны по их реализации в IV квартале нынешнего года…………………………………………………………………………..22-24
2.5.1 Развитие  автоматизированной системы межбанковских  расчетов…....24
Заключение………………………………………………………………...…25-28
Литература……………………………………………………………………29-30

Введение

 
  Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  в рамках смешанной экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
  Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это  происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе.
  В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный  банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная  Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган  играет одну из ведущих ролей в  государственном регулировании  рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный  Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
  Регулирующая  деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального  дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление  контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет  своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая  наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
  Денежно-кредитная  политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
  Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных  банковских операций и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макроуровне.
  Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе  рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства и не допустить роста безработицы.
  В своей работе я попытаюсь рассмотреть  основные вопросы денежно-кредитной  политики: какими методами и инструментами пользуется  Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты монетарной политики, проводимой в Республике Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение

1.1  Понятие денежно-кредитной  политики. Задачи  и цели денежно-кредитной  политики

 
  Начнем  с того, что интересует всех –  деньги. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа  предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе  страны, которая  включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а  также совокупность кредитных институтов, способных  мобилизовать временно свободные  денежные средства, превратить их в  кредиты, и, в конечном счете - в инвестиции. Во главе банковской системы стоит  Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.  Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к  этой функции постепенно добавились еще две: контроль  за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.
  А вот сфера деятельности частных  банков – это широкий спектр финансово-кредитных  операций: прием вкладов и выдача кредитов, посредничество в платежах, операции с ценными бумагами, размещение государственных займов, консультации по кредитно-финансовым вопросам и  т.п. Наличие в рыночной экономике  коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение  денег в период инфляции,  так  как им это выгодно, и сокращают  в период депрессии, способствуя  тем самым усилению циклического развития. Их нерегулируемая деятельность приводит  к колебаниям деловой  активности. Поэтому за деятельностью  частных банков необходим контроль государства. Такой контроль осуществляется в рамках государственной денежно-кредитной  политики.
  Под денежно-кредитной политикой государства  понимается комплекс мер направленных на поддержание стабильного развития экономики через регулирование  кредитного обращения и денежного  рынка. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
  Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.
   Экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей:
1)высокий уровень занятости;
2)экономический  рост;
3)стабильность  цен;
4)стабильность  процентной ставки;
5)стабильность на финансовых рынках;
6)стабильность валютного рынка.
  Высокий уровень занятости – это достойная цель, так как высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты и при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит снижение ВВП.
  Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость  достигается тогда, когда нет  ни одного рабочего, не имеющего работы, т. е. когда безработица равна  нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная  безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным  на время ее поиска.
  Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а  к некоторому ее уровню выше нуля, который  соответствовал бы состоянию полной занятости и обеспечивал равенство  спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем  безработицы.
  Экономический рост. Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.
 
    Стабильность цен — одна из основных целей макроэкономической политики, заключающаяся в достижении такого низкого уровня инфляции, который бы ни оказывал серьезного воздействия на принятие экономических решений.
  Экономисты  стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен  как цели экономической политики. Так как инфляция может порождать неопределённость в экономике и затрудняет планирование на будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны.
    Стабильность процентной ставки. Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания  тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.
  Стабильность  на финансовых рынках. Один из способов обеспечения стабильности – это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений.
  Стабильность  на валютном рынке. Стабилизация резких колебаний курса национальной валюты на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.
  Исходя  из всех этих объяснений, можно сделать  вывод о том, что все цели взаимосвязаны  друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.
     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
  Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Центральный  Банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.
  Монетарная  политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, так как монетарная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Центральный  Банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе монетарной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и монетарной политики в целом.

1.2 Инструменты и  методы  денежно-кредитной политики

    Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
    Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения Центрального Банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные  методы:
    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
       Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

1.2.1 Операции на открытом  рынке

  Этот  метод наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования. Он заключается в  том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту.
  По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

1.2.2 Политика учетной  ставки (дисконтная  политика)

  Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
  Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
  В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Другими словами изменение учетной ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
  Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу.
    Во-первых, затруднение или облегчение  возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном Банке влияет на ликвидность кредитных учреждений.
  Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита  коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.
  Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.
  Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.
  Центральный Банк проводит политику учетной ставки, выступая в роли «займодателя инвестиции». Он предоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности.
  Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики.

1.2.3 Изменение норм  обязательных резервов

  Минимальные резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным Банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
  Минимальные резервы выполняют две основные функции.
  Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
  Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов) и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный Банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. И наоборот, когда денежная масса меньше необходимой, Центральный Банк снижает норму обязательных резервов, тем самым он вынуждает банки увеличить объём активных операций.
  Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
  Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

1.2.4 Ограничение кредитования

  Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
  Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности.
  Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Также Центральный  Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.
  Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров и услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
1.3 Виды денежно-кредитной политики. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
       Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика  рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
        В ее основе лежит теория денег, изучающая помимо всего прочего процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:
    модернизированная кейнсианская теория денег;
    современная количественная теория денег (монетаризм).
      Как кейнсианцы, так и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный   объем ВНП, но расходятся  в значении этого влияния и самом его механизме. Если первые  в основу  своей денежно-кредитной политики   положили определенный   уровень   процентной  ставки,   то вторые -  само предложение денег.
 
    1.3.1Кейнсианская  теория денег
      Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста    и   достижения   экономического   равновесия   необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. В   данной  теории   рассматривается   следующая   цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП: изменение денежного предложения - изменение уровня процентной ставки - изменение инвестиционного спроса (мультипликационный эффект) - изменение номинального ВНП.
      Основное  уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:
                          Y= C+G+I+Nx ,    (1.1)
          где Y- номинальный объем ВНП;
                  С - потребительские расходы;
                  G - государственные расходы(покупка товаров и услуг);
                   Nx- чистый экспорт.
      Вообще, по ряду причин (слишком длинная цепь причинно - следственных связей между предложением денег и номинальным объемом ВНП; наличие «временного лага» между увеличением денежной массы, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами; возможностью попадания   экономики  в   «ликвидную  ловушку» (ликвидная ловушка — макроэкономическая ситуация в кейнсианской теории, когда монетарные власти не имеют инструментов для стимулирования экономики, ни через понижение процентных ставок, ни через увеличение денежного предложения. Кейнсианцы утверждают, что ловушка ликвидности обычно возникает, когда ожидания негативных событий (дефляции, слабого совокупного спроса, гражданской или мировой войны) заставляют людей увеличивать их предпочтения ликвидности),   когда предельное снижение процентной ставки  разрывает цепь   причинно-следственных связей  между ростом количества  денег в обращении и номинальным объемом ВНП).    Кейнсианцы более эффективными считают фискальную политику, чем денежно-кредитную (монетарную). Кейнсианцы выделяю стимулирующую и сдерживающую монетарную политику:
    Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
    Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
       Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег (политика “дешёвых денег”). Ее инструментами являются:
    снижение нормы резервных требований
    снижение учетной ставки процента
    покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
 
 

Рис.1
   Описание графика, изображённого на Рис.1: изначально равновесие устанавливается в точке Е1, при объёме выпуска Y0 и уровне цен Р0. Чтобы достичь равновесного состояния следует провести денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование экономики, а именно снизить норму резервных требований, вследствие чего увеличатся кредиты; снизить процентную ставку, вследствие чего увеличатся потребительские и инвестиционные расходы, а, следовательно, увеличится совокупный спрос и вырастет объём выпуска.
    На графике видим, что кривая  AD перемещается в положение AD1 и, следовательно, равновесие перемещается в точку Е, при уровне цен Р1 и потенциальном объёме выпуска Y*.
    Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег (политика “дорогих денег”). К ним относятся:
    повышение нормы резервных требований
    повышение учетной ставки процента
    продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Рис.2
      Описание графика, изображённого на Рис.2: изначально равновесие устанавливается в точке Е1, при уровне цен Р0 и объёме выпуска Y0. Чтобы достичь равновесия следует провести денежно-кредитную политику, направленную на сдерживание, а именно повысить норму резервных требований, повысить учётную ставку процента, вследствие чего снизятся инвестиционные и потребительские расходы, а, следовательно, снизится совокупный спрос и объём выпуска.
      На графике видим, что кривая  AD перемещается в положение AD1 и, следовательно, равновесие перемещается в точку Е, при уровне цен P1 и потенциальном объёме выпуска Y*.
 
 
1.3.2 Количественная теория денег (монетаристский подход)
        Надо сказать, что в целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг. ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы и шел интенсивный поиск новых подходов к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим  стало  неоклассическое  направление, в том  числе монетаризм.
      Главным теоретиком современного монетаризма  был известный американский   экономист, лауреат   Нобелевской   премии   Милтон Фридмен.
      В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости  рыночной   экономики и   считают, что   все   негативные моменты - это   результат   неумелого   вмешательства в   экономику.
   Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег - уравнение обмена И.Фишера:
                              MxV = PxQ,            (1.2)
          где М - количество денег в обращении;
                V- скорость обращения денег;
                  Р - уровень цен(индекс цен);
                  Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках
                     национальной  экономики  за   определенный  период
                     времени (обычно за год).
      Произведение  PxQ -  это   совокупность  денежных  средств, обернувшихся за год. Количество проданных товаров и услуг за  определенное время (Qt) приблизительно равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции , то
                     MxV = PxY,     (1.3)
          где PxY - объем  производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:
                  V= номинальный объем ВНП / М.       (1.4)
  При этом предполагается, что скорость обращения - величина постоянная. Это допущение, безусловно, является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения, конечно же, может меняться в связи с внедрением   новых   банковских  технологий, например,  кредитных карточек, банкоматов и т.д.
      Если V= const, то ее можно заменить коэффициентом k:
                  kxM = PxY,     (1.5)
и тогда  проявляется явная зависимость  номинального объема ВНП от денежного  предложения, т.е. изменение количества денежной массы в обращении вызывает пропорциональное изменение объема номинального ВНП.
      Реальный  объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (1.5), можно придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Таким образом, прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.
      Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которых учтены рациональные   моменты   каждой   из  теорий. Но всё-таки  в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном периоде не отказывается от непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического маневрирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь начал проводить независимую денежно-кредитную политику в 1992 г. Денежно-кредитную политику можно разделить на несколько этапов. В начале 1990-х гг. формируется денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика Республики Беларусь. Данный период характеризуется появлением белорусского рубля, высокими темпами инфляции и нестабильностью денежного обращения. С 1994 по 2000 гг. происходит ужесточение денежно-кредитной политики и упорядочение обращения денег. На данном этапе темпы инфляции снизились, но все равно оставались высокими по сравнению с показателями развитых стран; проводились денежные реформы и деноминации; курс белорусского рубля регулировался государством. С 2000 г. и до начала мирового финансово-экономического кризиса протекает следующий этап в развитии денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. На данном этапе происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики, уровень инфляции снизился до ползучего. В 2007 г. зафиксирован самый низкий уровень инфляции. Реальная ставка процента стала положительной, объемы вкладов в банки начали расти, денежно-кредитная система начала развиваться. Курс белорусского рубля был унифицирован и относительно либерализован.                            Современный этап связан с мировым кризисом.
   Основными составляющими современной денежно-кредитной политики являются: поддержание стабильного курса белорусского рубля, развитие денежно-кредитной системы страны (наращивание банковского капитала, банковских активов, привлечение иностранных инвесторов в банковскую сферу, увеличение объема выдаваемых банками кредитов). 
  Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [8, с.86-93]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
  В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи  с тем, что рыночные механизмы  экономического регулирования, как  правило, в недостаточной степени  отработаны, а банковская система  не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим  потенциалом. Кроме того, специфика  социально-политической ситуации, деловая  культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
   Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году  направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путём защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы [24,с.2].
2.1 Прогноз экономической ситуации в 2011 году
   Социально–экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.
   В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США [24, с.2].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.