На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организационные структуры предприятий туризма и гостиничного хозяйства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Гуманитарный  факультет
Кафедра международного бизнеса, менеджмента  и туризма 

Курсовой  работа
на тему: «Организационные структуры предприятий туризма и гостиничного хозяйства» 
 

Руководитель:                                                           Исполнитель: 
___________ Е. С. Тимофеева                                 ____________ Н. А. Ильина 
«___»___________2011 г                                         Студентка ГУМФ ЭУ-42                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                    

Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Организационная структура управления гостиничным предприятием....................................................................................................4
      Понятие организационной структуры управления...................................7
      Типы организационных структур……………………………………….9
1.3. Методика проектирования организационных структур.........................15
Глава 2. Организационная структура управления гостиницы «Русский дворик»
2.1. Общая  характеристика гостиницы «Русский дворик»............................19
2.2. Анализ организационной структуры гостиницы «Русский дворик»........21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список  используемых источников……………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В связи с тем, что индустрия  гостеприимства в России функционирует  в специфических условиях, сегодня  не очень много монографий отечественных  авторов по проблеме исследования, в которых можно было бы найти  предложения по созданию именно российской системы, отвечающей нашим российским реалиям. Изучение зарубежного опыта  работы предприятий индустрии гостеприимства, безусловно, играет большую роль в  деле повышения качества обслуживания гостей. Очень трудно требовать от обслуживающего персонала высокого качества в обслуживании клиентов, если оно имеет смутное представление  о том, какие требования к уровню современного сервиса предъявляются посетителями.
     "Структура  управления организацией", или  "организационная структура управления" - понятие, тесно связанное с  целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением  между ними полномочий. В рамках  этой структуры протекает весь  управленческий процесс (движение  потоков информации и принятие  управленческих решений), в котором  участвуют менеджеры всех уровней,  категорий и профессиональной  специализации. Структуру можно  сравнить с каркасом здания  управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись  своевременно и качественно. 
     Объект  исследования – организационная  структура управления предприятий  гостиничного типа.
     Целью работы является рассмотрение организационной  структуры управления гостиницы, а  также определение значения основных служб гостиницы в обслуживании клиентов.
     Организационная структура управления гостиничным  предприятием характеризуется совокупностью  рабочих мест и производственных подразделений.
       В последнее время актуальным вопросом является формирование основных служб  гостиничного предприятия. Этого можно  добиться при грамотной политике построения организационной структуры, правильном подборе необходимых  кадров.
    Организационная структура управления гостиничным предприятием
     Как нет одинаковых людей, так и не существует совершенно одинаковых отелей. У каждой гостиницы свое лицо, своя изюминка и индивидуальность.
     Прежде  чем переходить к описанию технологических  процессов в гостинице, необходимо рассмотреть принципы организационного построения гостиничных предприятий.
     Каждое  предприятие уникально в своем  роде. Видимо поэтому каждый отель  имеет своих постоянных клиентов, завсегдатаев, которые находят для  себя какие-либо преимущества в выбранном  отеле. Право любого отеля создать  свою собственную организационную  модель, по-разному могут обозначаться должности персонала отеля. Важно, чтобы гостиничное предприятие  качественно осуществляло свое главное  предназначение — обслуживание гостей, максимальное удовлетворение их потребностей и получение доходов.
     Организационная структура гостиничного предприятия зависит от многих факторов. Прежде всего, она зависит от вместимости предприятия. В больших гостиницах управленческая структура гораздо сложнее, чем в малых и средних. Понятно, что небольшой частный отель типа В&В (сокращенная форма от английского названия «bed and breakfast») кардинально отличается от крупного столичного бизнес-отеля. Если в маленьком частном отеле (как правило, это семейный бизнес) члены семьи являются одновременно и управляющими и рядовыми сотрудниками, то в крупных отелях с большим штатом сотрудников существует специализация персонала по выполнению определенного вида работ.
     В зависимости от вместимости можно  выделить следующие группы гостиниц:
    сверхмалые (до 20 мест) — 65 % от всех гостиниц мира;
    малые (от 20 до 100 мест) — 24 %;
    средние (от 100 до 500 мест) — 8 %;
    крупные (более 500 мест) — 3 %.
     Как показывает практика, самыми рентабельными, эффективными, гибкими в управлении считаются средние отели. Организационная  структура современного отеля также  во многом зависит от его назначения, месторасположения, от сегмента потребителей, категории отеля, формы собственности и многого другого.
     В зависимости от целевых рынков гостиницы  могут быть отнесены: к бизнес-отелям, гостиницам при аэропортах, апарт-отелям, резидентным гостиницам, курортным  отелям, казино-отелям и т. д. Исходя из этого в курортном отеле  целесообразно, например, иметь в  штате аниматора, который проведет с отдыхающими зарядку, поиграет в шахматы или дартс. В крупном  же бизнес-отеле для деловых людей  эта позиция будет, пожалуй, лишней. Еще одним классификационным  признаком является уровень комфорта. В мире существует более 30 систем классификации  гостиниц по уровню сервиса и количеству предлагаемых услуг. «Звездная» система  — наиболее распространенная, именно ее рекомендует Всемирная туристская организация (ВТО). Система звезд  применяется во Франции, Австрии, Венгрии, ОАЭ, Китае, России и многих других странах. Согласно этой классификации гостиницы  разделяются на пять разных категорий, мотели — на четыре.
     Материально-техническое  обеспечение гостиницы, перечень и  качество предоставляемых услуг  должны соответствовать требованиям  присвоенной ей категории.
     Организационная структура зависит во многом от формы  собственности гостиничных предприятий. Гостиницы могут существовать как  независимые коммерческие предприятия  или входить в гостиничные цепи.
     Пытаясь сократить количество сотрудников  и тем самым сэкономить, некоторые  гостиницы упраздняют целые отделы или подразделения. В результате этого классность гостиницы может  упасть, понизиться уровень ее комфорта. Количество сотрудников должно быть оптимальным, таким, чтобы предприятие  работало рентабельно и при этом не страдало качество обслуживания. Согласно предложениям Секретариата ВТО, количество обслуживающего персонала в среднем  на номер должно составлять для гостиниц:
    одной звезды — 0,4 и более;
    двух звезд — 0,6 и более;
    трех звезд — 0,8 и более;
    четырех — 1,2 и более;
    пяти звезд — 2 и более.
     Невозможно  предложить единую идеальную организационную  модель современной гостиницы, реально  лишь выделить самые общие моменты  организации отелей. Однако трудно представить себе современную, достаточно крупную столичную гостиницу  без следующих основных служб:
    Служба управления номерным фондом (Room division).
    Административная служба (Administration Department).
    Служба организации питания (Food and Beverage Department).
    Коммерческая служба (Sales and Marketing Department).
    Инженерно-техническая служба (Technical Department).
     Часто штат сотрудников данных подразделений  не входит в штат гостиничного предприятия, эти подразделения являются арендаторами. При аттестации гостиницы учитывает  спектр услуг, предлагаемых предприятиями  арендаторами. Чем этот спектр будет  шире, тем выше статус гостиницы.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие организационной структуры управления
 
     Организационная структура управления - представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящиеся  между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. 

     В более широком смысле под структурой управления туризмом понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого  целого. По существу, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые  с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь  стратегических целей туристской отрасли. 

     Управлять туристской структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между  структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. 

     В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.
     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления либо часть их. К звеньям управления следует  относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию  деятельности нескольких структурных  подразделений. В основе образования  звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
     Как уже было отмечено ранее, элементами организационной структуры предприятия  являются работники, службы и другие звенья управленческого аппарата, отношения между которыми поддерживаются благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность.
     Горизонтальное  разделение труда. Горизонтальные отношения  имеют согласовательный характер и  являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда —  это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, то есть расчленение  общего трудового процесса на различные  частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и  квалификационному признакам.
     Вертикальное  разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она  была успешной. Вертикальные связи  — это связи подчинения, и необходимость  в них возникает при иерархичности  управления, то есть при наличии  нескольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление  функции управления, суть которой  состоит в целенаправленном координировании  и интегрировании деятельности всех элементов организации. Необходимо определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать и контролировать все ее структуры и звенья. В  такой работе всегда присутствуют два  момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (их воплощение).
     Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая — это разделение труда  на компоненты, составляющие части  общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию  действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей  и составляет сущность управления. Горизонтальные и вертикальные связи  в структуре управления организацией могут носить линейный и функциональный характер.2 
 
 

      Типы организационных  структур
     В настоящее время в российской индустрии гостеприимства гостиничным  предприятиям необходимо целенаправленно  проводить организационные изменения, выбирать оптимально выстроенную организационную  структуру и форму управления гостиницей. Подобная необходимость  вызвана высокой конкуренцией в  данном секторе, а также постоянно  изменяющимися условиями экономики  и потребностями потребителей.
     Организационная структура – это состав, взаимосвязь  и соподчиненность управленческих подразделений и должностей организации. Ее сущность, как уже было сказано, проявляется в правильном распределении  прав и обязанностей между работниками  гостиничного предприятия.
     Среди основных направлений организационной  структуры можно выделить:
    разделение труда;
    определение задач и обязанностей работника;
    определение ролей и взаимоотношений.
     Главной задачей любого гостиничного предприятия  является установление взаимоотношений, полномочий, которые представляют собой  связующее звено между руководством и низшими уровнями работников. Эти  отношения устанавливаются посредством  делегирования, означающего передачу полномочий и обязанностей лицу, которое  принимает их на себя и несет ответственность  за их выполнение. Для достижений целей  и эффективной работы руководство  должно распределить обязанности так, чтобы впоследствии полученный результат  был продуктивным. Но если задачи не будут делегированы, то это означает, что руководитель должен будет выполнить  их сам, причем в полном объеме.3
Основные  требования к организационной культуре проявляются в следующем:  

     
    в способности  передавать само содержание деятельности предприятия и обеспечивать функциональную рациональность звеньев управления;
    в гибкости и умении адаптироваться к различным непредвиденным ситуациям, в том числе и стрессовым;
    в минимизации числа звеньев и количества персонала;
    в высоком уровне профессионализма персонала.
     Организационная структура подвергается проектированию, которое осуществляется сверху вниз:
    разделение всей организации на функциональные блоки, которые должны соответствовать направлениям деятельности организации;
    установление взаимоотношений между различными должностями;
    установление совокупности команд (подразделения дробятся на более мелкие блоки для их эффективного функционирования);
    определение основных должностных обязанностей и поручение их выполнения определенному кругу лиц.
     При разработке организационной структуры  любая компания гостиничной индустрии  использует:
    специализацию работ;
    департаментизацию;
    определение полномочий;
    размер контрольных функций;
    методы координации.
     При помощи специализации решается вопрос о целераспределении задач между  работниками. При слабой специализации  все работники несут ответственность  за все или почти все вопросы. Организационная структура разрабатывается  на основании целевых задач и  функциональных обязанностей работников предприятия.
     К целевым функциям можно отнести:
    прием и размещение гостей;
    производство питания;
    продажу и бронирование номеров;
    маркетинг;
    организацию деловых встреч и конференций.
     К функциональным можно отнести следующие  функции:
    обеспечение безопасности;
    инженерное обеспечение;
    бухгалтерский учет;
    административную деятельность.
     В отелях или гостиницах есть линейные менеджеры, занимающиеся трудовой деятельностью  в службе размещения, производстве питания и напитков.
     При разработке организационной структуры  большое значение имеет количество уровней в иерархии управления. Пример построения «вертикали власти» приведен в схеме 1.
     Схема 1
       

     При структуре, приведенной на схеме 1, каждый сотрудник организации должен знать, какое место он занимает в ней. Для эффективного управления подобной организацией требуется четкое распределение  обязанностей между работниками.4
     Не  менее важна и вертикаль отношений  между руководством и иными структурами  организации (см. схему 2).
     Схема 2
     
     В схеме 2 руководство – руководитель (начальник, директор).
     Функциональная  структура – это отделы, обеспечивающие нормальное функционирование руководства (бухгалтерия, отдел кадров и т. д.).
     Вспомогательная структура – это отделы, обеспечивающие нормальную работу функциональных подразделений (ремонтная служба и т. д.).
     В гостиницах существует четкое разделение на отделы:
    служба управления номерным фондом;
    служба производства питания;
    отдел маркетинга и продаж;
    бухгалтерский отдел.
     Менеджеры всех отделов организации подчиняются  генеральному директору (генеральному менеджеру). Крупные отделы организации  могут быть разделены на более  мелкие подотделы.
     При рассмотрении структуры управления предприятиями индустрии гостеприимства нужно учитывать, что правильное структурное разделение функциональных полномочий между различными отделами организации играет крайне важную роль в эффективной работе данного  предприятия. Это ведет к достижению целей, разработке индивидуального  имиджа, что влечет за собой повышение  уровня популярности у клиентов.
     В управленческой практике туристской отрасли  наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные  структуры.
     Линейная  организационная структура управления. Линейные связи в организации  отражают движение управленческих решений  и информации, исходящих от так  называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего  за деятельность, как правило, небольшой  организации или ее структурных  подразделений (в крупной организации). Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий  в своих руках все функции  управления.
     В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, вида оказываемых услуг. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и свои недостатки.
     Таким образом, линейная структура управления наряду с преимуществами имеет ряд  серьезных недостатков, которые  в определенной степени могут  быть устранены функциональной структурой.
     Функциональная  организационная структура управления. Функциональные связи в структуре  управления осуществляются по линии  движения информации и управленческих решений строго по функциям управления. Это значит, что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью  подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений  в системе линейного управления.
     Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. В  организации специалисты одного профиля объединяются, как правило, в специализированные структурные подразделения (отделы) — например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией, начиная со среднего уровня, делится по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления.
     Недостатки  как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными  структурами.
     Линейно-функциональная структура организации. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей в  организации данного типа состоит  в том, что по линии общего руководства  каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право  непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой  структуре управления всю полноту  власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив.
     При разработке конкретных планов руководителю помогает специальный аппарат, состоящий  из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). В данном случае функциональные структуры подразделения  находятся в подчинении главного линейного руководителя. Главная  задача линейных руководителей —  координация действий функциональных служб и направление их в русло  общих интересов организации. Свои решения они проводят в жизнь  либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих  руководителей служб — исполнителей. Иными словами, линейно-функциональная структура включает в себя специальные  подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
     Встречающиеся в классическом менеджменте иные типы организационных структур управления предприятием не типичны для системы туризма.5 
 

      Методика  проектирования организационных структур
     Решение о проектировании организационной  структуры управления принимается  тогда, когда действующая структура  уже неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры  управления, которая бы наиболее полно  отражала цели и задачи организации, то есть речь идет о том, чтобы вновь  созданная структура наилучшим  образом позволяла организации  взаимодействовать с внешней  средой, продуктивно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.
     Процесс проектирования организационной структуры  состоит из трех основных этапов:
     Первый  этап — анализ организационных структур. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым  к организации, то есть насколько  эта структура рациональна с  точки зрения установленных оценочных  критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся  следующие факторы:
    принципы управления — соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
    аппарат управления — перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
    функции управления — усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
    хозяйственная деятельность — изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
     В результате анализа можно выявить  «узкие» места в деятельности организации. Это могут быть: большая  звенность управления, параллелизм  в работе, отставание в развитии организационной структуры от изменений, происходящих во внешней среде.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.