На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внутриличностный конфликт

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Личность  является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
    Каждый  человек постоянно существует в  конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных.
    Ситуация  внутриличностного напряжения и  противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
 

Глава 1. Общая характеристика внутриличностного конфликта
1.1 Подходы к пониманию внутриличностного конфликта
 
     Проблема  внутриличностного конфликта активно  разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
     В концепции внутриличностного конфликта  в рамках психоаналитического направления  акцент делается на его биопсихологической трактовке.
     У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд).
     В теории К. Юнга внутриличностный конфликт - это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного.
     У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как  столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и  как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
     В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного  конфликта.
     В основе конфликта, по Роджерсу, лежит  противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.
     Другой  представитель данного направления  — А. Маслоу сущность внутриличностного  конфликта рассматривает как  нереализованную потребность человека в самоактуализации.
     По  К. Левину внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор: между положительной и отрицательной тенденциями; между положительной и положительной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями.
     Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.
     Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.
     В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуйся как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер).
     В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как  фрустрация, т. е. реакция на препятствие.
     Интеракционизм  при анализе внутриличностного  конфликта исходит из понимания  его как конфликта ролей (А. Голднер).
     Основатель  концепции психосинтеза Р. Ассаджоли  видит сущность внутриличностного  конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
     В большинстве зарубежных теорий внутриличностного  конфликта, разработанных зарубежными  психологами, основу составляет категория  противоречия, внутренней борьбы и  понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.
     Среди отечественных психологов одним  из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении  индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
     Значительный  вклад в развитие теории внутриличностного  конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом.
     «Длительность и интенсивность конфликта зависят  от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз».
     По  Н. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
     В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым. Ф. Василюк  рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических  жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
     Таким образом, внутриличностный конфликт можно  определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой  структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
     В психологии выделяют показатели внутриличностного  конфликта.
     Когнитивная сфера:
     противоречивость  «образа Я»;
     снижение  самооценки;
     осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения;
     субъективное  признание наличия проблемы ценностного  выбора, сомнение в истинности мотивов  и принципов, которыми субъект ранее  руководствовался.
     Эмоциональная сфера:
     психоэмоциональное  напряжение;
     значительные  отрицательные переживания.
     Поведенческая сфера:
     снижение  качества и интенсивности деятельности;
     снижение  удовлетворенности деятельностью;
     негативный  эмоциональный фон общения.
     Интегральные  показатели:
     нарушение нормального механизма адаптации;
     усиление  психологического стресса.
1.2 Основные виды  внутриличностного  конфликта
     В большинстве теоретических концепций  представлен один или несколько  видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место  занимают конфликты между потребностями  личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
     Исходя  из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов):
     • Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
     • Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря  этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
     • Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью  своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
     В зависимости от того, какие стороны  внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта (табл. 1).
     1. Мотивационный конфликт. Один из  часто изучаемых видов внутриличностного  конфликта, в частности, в психоаналитическом  направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
     2. Нравственный конфликт. В этических  учениях его часто называют  моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).
     Конфликт  нереализованного желания или комплекса  неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов). 

     Таблица 1 Основные виды внутриличностных конфликтов
Структуры внутреннего мира личности, находящейся в конфликте Вид внутриличностного конфликта
«хочу» («Я хочу») «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)
Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»)
Нравственный  конфликт (между «хочу» и «надо»)
Конфликт нереализованного желания (между «хочу»  и «могу»)
Ролевой конфликт (между «надо»  и «надо»)
Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)
Конфликт неадекватной самооценки (между «могу»  и «могу»)
 
     Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
     5. Адаптационный конфликт понимается  как в широком смысле, т.е. как  возникающий на основе нарушения  равновесия между субъектом и  окружающей средой, так и в  узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
     6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности  зависит от ее критичности,  требовательности к себе, отношения  к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникает повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др.
     Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют:
     конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности,
     между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека,
     между стремлением повысить притязания, чтобы  одержать максимальный успех и принизить  притязания, чтобы избежать неудачи.
     7. Невротический конфликт. Он является результатом длительного сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.
 

Глава 2. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов
2.1 Условия предупреждения  внутриличностых  конфликтов
 
     Зная  причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно  обосновать условия их предупреждения.
     1) Принимайте трудные жизненные  ситуации как данность бытия
     Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.
     2) Формируйте жизненные ценности  и следуйте им
     Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-«флюгером».
     3) Будьте гибким, адаптивным
     Однако  постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит в себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.
     4) Уступая в мелочах, не превращайте  это в систему
     Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок  и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.
     5) Надейтесь на лучшее развитие событий
     Необходимо  надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может  улучшиться. Оптимистическое отношение  к жизни — важный показатель психического здоровья человека.
     6) Не будьте рабом своих желаний
     Не  быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению потребностей. Сократ заметил: «Для того чтобы быть счастливым, необходимо не стремиться к удовлетворению всех своих потребностей, а уменьшать их».
     7) Учитесь управлять собой
     Необходимо  учиться управлять собой, своей  психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием. Как отмечал классик античной медицины Клавдий Гален, «в борьбе за здоровье на первом, плане — умение властвовать своими страстями».
     8) Развивайте волевые качества
     Развитие  волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации. 
     9) Корректируйте для себя иерархию  ролей
     Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.
     10) Стремитесь к высокому уровню личностной зрелости
     Предупреждению  ролевых внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень  личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ролевого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность — это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного морального творчества, «надситуативной активности» личности.
     11) Обеспечьте адекватность самооценки
     Необходимо  стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей его действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.
     12) Не копите проблемы
     Не копить проблемы, которые требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция «страуса с головой в песке» — далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден будет делать выбор, что чревато конфликтами.
     13) Не беритесь за все сразу
     Не  стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно.
     Оптимальный выход — создание приоритетов  в реализуемых программах и выполняемых  задачах. Сложные проблемы лучше  решать по частям.
     14) Не лгите
     Стараться не лгать. Можно возразить, что нет  людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.
     15) Не паникуйте
     Стараться по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. В этом плане уместна инструкция по пользованию удачей, предложенная, с известной долей юмора, психологом В. Леви:
     не  желать (так как отпугнешь);
     не  надеяться, (иначе больно будет, если не получится);
     не  искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя);
     искать  молча;
     не  хватать грязными руками;
     вовремя отпускать.
2.2 Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
     Под разрешением (преодолением) внутриличностного  конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных  отношений, достижение нового жизненного качества.
     Разрешение  внутриличностного конфликта может  быть конструктивным и деструктивным.
     При конструктивном преодолении внутриличностного  конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание  жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через:
     отсутствие  болезненных состояний, связанных  с имевшимся конфликтом;
     снижение  проявлений негативных психологических  и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта;
     повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
     Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов.
     В зависимости от индивидуальных характеристик  люди относятся к внутренним противоречиям  по-разному, избирают свои стратегии  выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.
     Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
     Развитость  волевых качеств способствует успешному  преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как  правило, приводит в соответствие внешние  требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.
     3. Способы разрешения конфликта,  время, затрачиваемое на это  у людей с разными типами  темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или внутрь.
     4. На процесс разрешения внутриличностных противоречий называют влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
     Различны  способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор  средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
     Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов
     Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин, Б. Зейгарник, А. Налчаджян, Е. Соколова). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.
     Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую  защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность».
     Рассмотрим  механизмы психологической защиты подробнее.
     1) «Не замечай это»
     Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.