На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 

    1. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ……………………………...6
        1.1 Семья и ее значение……………………………………………………6
        1.2 Социально-педагогическая характеристика  и проблемы 
              неблагополучной семьи………………………………………………16 

    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 
        РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ…………………………27
        2.1 Практическая работа с неблагополучной  семьей…………………...27
        2.2 Программа социально-педагогической  работы с неблагополучной   
              семьей «Возрождение» на примере  УО «Высокский 
              государственный профессиональный  лицей сельскохозяйственного 
              производства»…………………………………………………………45 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...52 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...55 

    ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
    Окружающая  социальная микросреда, психологический  климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и  личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его  характера.
    К сожалению, в последние годы число  неблагополучных семей растет. В  Республике Беларусь в 2009 г. таких семей  насчитывалось около 20 тысяч. По итогам 2008 года 4626 детей отобраны у родителей, которые лишены родительских прав, что на 470 детей больше, чем в 2006 г. Из них в отношении 2791 ребенка родительских прав лишены оба родителя. В 2007 г. выявлено 483 ребенка, от которых родители отказались, что на 71 ребенка больше, чем в 2003 г. [3, с. 8]. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах.
    Нравственно-психологическая  атмосфера неблагополучных семей  порождает «трудных» детей. Очень большая доля подростков из этих семей в поведении имеют отклонения от нормы. Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей - постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей.
    В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто  дополняется нарушением ценностных ориентации, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение [1, с. 21]. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
    Таким образом, неблагополучные семьи  порождают неблагополучных людей  с различными психологическими проблемами, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
    Основные  модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с неблагополучной  семьей, прежде всего, способствуют коррекции  детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать  институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной  семьи и позволяют назвать  основные направления работы в этой области, как на государственном, так  и общественном уровнях.
    На  сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы  и законы. Президентская программа  «Дети Беларуси», Кодекс «О браке  и семье», Закон «Основные направления  государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной  поддержке детского и семейного  отдыха» и многие др., которые  направлены на защиту интересов семьи  и детей.
    Также нужно расширять сеть семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических  и юридических консультаций, кризисных  центров для женщин и т.д. Кроме  того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых  является защита детства и материнства.
    Различные аспекты социальной работы с семьёй изучали: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками  в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и  др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический  климат и воспитательный потенциал  семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).
    Так как в наши дни выявляется большое  количество неблагополучных семей, а семейное неблагополучие влияет больше всего на детей, считаем выбранную  тему дипломной работы «Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей»  актуальной.
    Целью данной работы является изучение специфики  социально-педагогической работы с  неблагополучной семьей.
    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассмотреть понятие, типы, функции  и значение семьи.
    2. Выявить и изучить социально-педагогическую  характеристику и проблемы неблагополучной  семьи.
    3. Определить основные направления  социально-педагогической работы  с неблагополучной семьей.
    4. Исследовать особенности работы  по профилактике отклоняющегося  поведения среди подростков.
    5. Разработать программу социально-педагогической  работы с неблагополучной семьей.
    Объект  исследования: неблагополучная семья.
    Предмет исследования: выявить и охарактеризовать основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.
    Методы  исследования: теоретический анализ литературных источников, анкетирование, обобщение и анализ анкетных данных.
    Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о типологии, функциях семьи, дана характеристика неблагополучной  семьи, рассмотрены основные причины  семейного неблагополучия, выявлены основные направления и формы  социально-педагогической работы с  неблагополучной семьей.
    Практическая  значимость работы: изучены основные проблемы неблагополучных семей, разработана  программа профилактики девиантных форм поведения среди подростков, воспитывающихся в неблагополучных  семьях.
    База  исследования: УО «Высокский государственный  профессиональный лицей сельскохозяйственного  производства».
    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ  ВОСПИТАНИЯ 

    1.1 Семья и ее значение 

    Существует  несколько определений понятия  семья. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [1, с. 128].
    Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.
    Семейно-брачные  отношения прослеживаются в истории  человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.
    В глубинной подоснове семьи лежат  физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
    При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все  семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
    Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи [1, с. 128].
    Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.
    Важная  роль в семье отводится общению  в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.
    Наиболее  распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и  детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья  может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения  ребенка вне брака [5, с. 90].
    Если  семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи  могут различаться по наличию  или отсутствию детей и их количеству.
    По  характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в  семье является лидером, выделяют три  основных типа семьи.
    1. Традиционная (патриархальная) семья,  где под одной крышей проживают  минимум три поколения, и роль  лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,
    2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья:  при установках на мужское  лидерство, жестком распределении  мужских и женских в семье,  ролей в семье, разграничении  обязанностей между супругами,  за женщиной закрепляется еще  и право на участие в общественном  труде на ряду с мужчиной. Вполне  естественно, что в такой семье  из-за чрезмерной занятости женщины,  ее перегрузок появляется свой  комплекс проблем. 
    3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности  пропорционально делятся между  супругами, другими членами семьи,  решения принимаются совместно,  эмоциональные отношения пронизаны  заботой, любовью, уважением, доверием [1, с. 129].
    Известны  и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции  заставляют социальных работников по-иному  оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы  оказания ей помощи.
    Из  существующего множества типологий  семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
    Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
    Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь [15, с. 45].
    Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
    Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства [15, с. 45].
    Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая  из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех  членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье  изменяются роли членов семьи, так как  в современных условиях увеличилась  занятость женщин на работе.
    Неполная  семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи  стали распространенным явлением. Родителем  в такой семье является мать, редко отцы. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья - результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Такие семьи чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком часто обречены на нищету [15, с. 46].
    Внебрачная  семья, возникающая с рождением  внебрачного ребенка, кроме тяжелых  материальных условий испытывает и  отрицательное отношение к ней  общества. Поэтому мать как можно  раньше должна объяснить ребенку  правду о его появлении. Дети по-разному  реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Чрезмерная любовь матери отрицательно влияет на воспитание ребенка. Когда рождается  желанный ребенок, одна мать старается  отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для  брака. В такой семье отец чаще всего не принимает участие в  воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
    Повторный брак - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут  быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения  мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция  не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены.
    Особую  тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при  первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с  бывшими родственниками, дедушками  и бабушками. Эти ситуации требуют  помощи социального педагога. Для  работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная  и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс  приспособления к новой жизни, новым  отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего  три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей  в семье, на проблемы каждого члена  семьи и всей семьи [15, с. 46].
    В результате гибели одного из родителей  возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует  заботу друг о друге. Забота ребенка  о близких влияет на воспитание у  него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка  в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.
    Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение  в выполняемых ее функциях.
    Таблица 1. Функции семьи в различных  средах деятельности [22, с. 160].
Сфера семейной деятельности Общественные  функции Индивидуальные  функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение  потребности в детях
Воспитательная Социализация  молодого поколения Удовлетворение  потребности в родитель-стве
Хозяйственно  – бытовая Поддержание  физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно – бытовых услуг одними членами   семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка  несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи  от других
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизне-деятельности Формирование  и поддер-жание правовых и мо-ральных  санкций за не-должное поведение  в семье
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообщение  членов семьи
Социально – статусная Предоставление  определенного статуса членам семьи Удовлетворение  потреб-ностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рациональ-ного досуга Удовлетворение  потреб-ностей в современном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабиль-ность  индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты
Сексуальная Сексуальный  контроль Удовлетворение  сексуальных потребностей
     
    Репродуктивная  функция  выполняет  две задачи:  общественную   -   биологическое   воспроизводство   населения,   и индивидуальную  - удовлетворение  потребности  в  детях.  В  ее  основе  - удовлетворение  физиологических  и  сексуальных  потребностей,   побуждающих людей противоположных  полов объединяться в семейный союз [22, с. 161]. 
    Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то  есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.  Эта  функция  включает  в себя элементы всех других функций, так  как  семья  участвует  не  только  в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.  Это,  прежде всего, связано  с  приобщением  нового  поколения  к  научным  и  культурным достижениям  человечества,  с  поддержанием  его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения  в  новых   поколениях   различного   рода биологических аномалий» [22, с. 161].
    Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных  и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и  экономических,  нравственных и этических, психологических и  эмоциональных. Благодаря  этому  семья как социальная общность является  первичным  элементом,  опосредующим связь личности  с  обществом:  она  формирует  у  ребенка  представление  о  социальных связях и включает  в  них  его  с  рождения.   Отсюда  следующая  важнейшая функция  семьи  -  социализация  личности,  передача  культурного  наследия новым поколениям. Потребность человека в детях,  их  воспитании  и  социализации придает смысл самой человеческой жизни.  Совершенно  очевидно,  что приоритет семьи как основной  формы  социализации  личности  обусловлен  естественно-биологическими причинами [22, с. 161].
    Семья имеет большие преимущества в  социализации личности по сравнению  с  другими группами благодаря  особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы,  уважения,  чуткости.  Дети,  воспитывающиеся  вне  семьи,  имеют  более  низкий  уровень  эмоционального  и  интеллектуального  развития. У них заторможена  способность  любить  ближнего,  способность  к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так  как  именно  на  эти  годы  приходятся  «сенситивные  пики»  развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление,  эмоции, характер, познавательная  активность.  Семья  осуществляет  социализацию  в самый ответственный  период  жизни,  обеспечивает  индивидуальный  подход  к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы,  потребности.
      Благодаря  тому,  что  в   семье  складываются  самые   тесные  и   близкие отношения,  какие могут существовать между  людьми,  в  силу  вступает  закон социального наследия. Дети  по своему характеру, темпераменту,  стилю  поведения во многом  похожи на своих  родителей.  В  каждой  семье  складывается  своя атмосфера,  своя  культурная  среда,  и  именно  она   оказывает  наибольшее воздействие  на ребенка [16, с. 140].
    Эффективность   родительства   как   института   социализации    личности обеспечивается еще и тем, что оно носит  постоянный и  длительный  характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.
    Следующая  важнейшая  функция  семьи  —   функция социальной и эмоциональной  защиты своих членов.
    Известно,  что  сущность  любого  явления  особенно  ярко  проявляется  в  экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей  стремится  быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни  и  здоровью,  человек зовет  на помощь самого родного и близкого человека — маму. В  семье  человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность  к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен  и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать  жизнь,  порождает чувство  защищенности  и  безопасности,   поддерживает   моральный   дух   и уверенность [16, с. 140].
    Следующая важнейшая функция  семьи  -  экономическая  и  хозяйственно-бытовая. Суть  этой  функции  с  общественной  точки  зрения  заключается  в  поддержании  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных  членов   общества,   в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых  услуг  одними  членами семьи  от других.
    Социально-статусная  функция  связана  с  воспроизводством  социальной структуры  общества,   так   как   предоставляет   (передает)   определенный социальный статус членам семьи.
    Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление  физических,  психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня. Эта  функция недостаточно изучена,  но ученые  располагают  достоверными   фактами,   доказывающими   положительное  влияние семьи на здоровье  супругов.  Следует  привести  некоторые  примеры, подтверждающие это: холостяцкая  жизнь  способствует  (прямо  или  косвенно) возникновению таких  серьезных  заболеваний,  как  гипертония,  неврастения, язва. Супружество оказывает  более  благоприятное  воздействие  на  здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины.  А  потерю  одного из супругов тяжелее  переносят мужчины, нежели женщины [16, с. 141].
    Досуговая функция  осуществляет  организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга,   кроме   того,   удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга.
    Социологи  установили  тесную  связь  между  семейным   благополучием   и проведением досуга. Всегда  проводит  досуг  вместе  только  одна  из  пяти несчастливых супружеских  пар, среди счастливых эта цифра  в  2-5  раз  выше.
    Досуговая функция  ориентированна  на  оптимизацию  организации  свободного семейного  времени на удовлетворение потребностей членов  семьи  в  общении, повышение  уровня культуры,  улучшение  состояния  здоровья,  восстановление сил. В  счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая  деятельность носит преимущественно  развивающий характер.
      В настоящее время заметно  возрастает функция семьи по  организации  досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать  внерабочее  (свободное)  время,  которым  человек  распоряжается   всецело  по  своему  выбору  и  усмотрению [16, с. 142].
    Свободное  время  одна  из  важнейших  социальных   ценностей,   незаменимое  средство восстановления физических и  духовных  сил  человека,  всестороннего развития личности. Повышению роли  досуга  способствуют  правильный  ритм  и режим жизни семьи, разумное распределение  обязанностей  между  ее  членами, планирование труда и отдыха. В     целом  досуг  является  как  бы  зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его  досуга  о  человеке  можно сказать очень многое.
    Досуг включает в себя: чтение, слушание и  просмотр телепередач,  встречи с  родственниками,  друзьями  и  знакомыми,  посещение  библиотек,  театров, концертных залов и кинотеатров,  проведение  ежегодного  отпуска,  посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия  спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников [5, с. 90].
    В семье воспитываются и  взрослые,  и  дети.  Особенно  важное  значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная  функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование  личности  ребенка,  развитие его  способностей  и  интересов,  передача  детям  взрослыми  членами  семьи (матерью,  отцом,  дедушкой,  бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом социального  опыта,  обогащение  их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие  их  физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и  выработке  навыков  санитарно-гигиенической  культуры.   Второй   аспект   - систематическое воспитательное воздействие  семейного коллектива  на  каждого  своего члена в течение всей его  жизни. Аспект третий  —  постоянное  влияние детей на родителей (и  других взрослых членов семьи), побуждающее  их  активно заниматься самовоспитанием [5, с. 90].
    Все большее значение социологи придавали  и  придают  коммуникативной функции  семьи.   Можно   назвать   следующие   компоненты   этой   функции: посредничество  семьи  в  контакте  своих  членов  со  средствами   массовой информации  (телевидение,  радио,  периодическая  печать),   литературой   и  искусством; влияние семьи на многообразные  связи своих членов  с  окружающей природной средой и на характер ее  восприятия;  организация  внутрисемейного  объединения.
    Если  семья уделяет выполнению этой функции  достаточное внимание,  то  это  заметно усиливает ее воспитательный  потенциал.  Нередко  с  коммуникативной  функцией  связывают   (иногда   даже   считают   самостоятельной   функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи,  по  сути,  с  этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху  сильно  возрастает  значение семьи как психологической  ячейки).
    Из  существующего множества типологий  семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [5, с. 91].
    Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
    Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь [5, с. 91].
    Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
    Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства [5, с. 92].
    Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая  из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех  членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье  изменяются роли членов семьи, так как  в современных условиях увеличилась  занятость женщин на работе.
    Неполная  семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи  стали распространенным явлением. Родителем  в такой семье является мать, редко  отцы. Эти семьи требуют особого  внимания со стороны социального педагога. Такие семьи чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком часто обречены на нищету [7, с. 146].
    Внебрачная  семья, возникающая с рождением  внебрачного ребенка, кроме тяжелых  материальных условий испытывает и  отрицательное отношение к ней  общества. Поэтому мать как можно  раньше должна объяснить ребенку  правду о его появлении. Дети по-разному  реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Чрезмерная любовь матери отрицательно влияет на воспитание ребенка. Когда рождается  желанный ребенок, одна мать старается  отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для  брака. В такой семье отец чаще всего не принимает участие в  воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
    Повторный брак - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут  быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения  мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция  не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены [7, с. 146].
    Таким образом, можно сделать вывод, семья  — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной  связью и взаимными обязанностями  по отношению друг к другу.
    Также семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в  рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
    Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая  из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех  членов.
    Из  существующего множества типологий  семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая  комплексная типология, которая  предусматривает выделение четырех  категорий семей, различающихся  по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и  крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные  семьи, асоциальные семьи.
    Выполняя  огромное количество функций, семья  является основой общества, гарантией  его стабильного состояния и  развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван,  в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи. 
 

    1.2 Социально-педагогическая  характеристика и  проблемы
    неблагополучной семьи 

    Одной из важнейших ценностей в жизни  любого человека является семья. Однако это не всегда и не все осознают с достаточной глубиной и ответственностью. Каждый взрослый человек более или менее отчётливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках. Однако далеко не всегда задумывается о счастье и благополучии собственных детей. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются, приводя к тем или иным отклонениям в их поведении и личностном развитии.
    Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространение в детской среде саморазрушающего поведения. Это приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, некоторые семьи не проявляют достаточной заботы о своих детях, не выполняют родительских обязанностей, нередко сами создают условия, опасные для жизни и развития детей.
    Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.
    Формированию  отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
    - развод родителей и их занятость  своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;
    - смерть любимого человека: девиация  как протест на потерю значимого  лица;
    - рождение нового ребенка и  переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
    - различные формы насилия над  ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
    -   ребенок - жертва сексуального  насилия: этиология та же.
    В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:
    - низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно;
    - алкоголизм родителей;
    - родители не справляются с  возложенными на них функциями,  их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
    Дети  в ситуации социального риска, как  правило, становятся жертвами насилия  того или иного вида как в собственной  семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
    Отклоняющееся поведение детей «группы риска» может быть вызвано также и  другими причинами: ограниченная духовная культура; обедненная досуговая среда; скука, неумение найти достойное занятие; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональная незрелость; неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
    По  определению кандидата педагогических наук В.М. Целуйко, неблагополучная  семья - это такая семья, в которой  нарушена структура, обесцениваются или  игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые  дефекты воспитания, в результате чего дети, воспитывающиеся в ней, попадают в категорию «трудных». Такие семьи можно условно  разделить на три группы: 

Семьи с открытой формой неблагополу-чия Семьи со скрытой формой неблагополучия
Пограничные семьи
• асоциальные (в  том числе - с алкогольной либо наркотической  зависимостью); 

• конфликтные; 

• аморально-криминаль-ные; 

•   неполные (семьи с недостатком  воспита-тельных ресурсов)
•  внутренне  неблагополучные • семьи  с недееспо-собными членами (с  родителями-инвалида-
(«недоверчивая»  семья, «лег-комысленная» семья,  «хит-рая»семья); 
•   семьи, ориентированные на
успех ребёнка; 

•   «псевдовзаимные» и «псев-довраждебные»; 

•    семьи известных людей; 

•  семьи  состоятельных людей
ми, хронически боль-ными взрослыми, хро- нически больными де-тьми и детьми-инвали-дами); 

•   семьи с нарушением
структуры семейных ролей
 
 
    Семьи с открытой формой неблагополучия. Пожалуй, самую серьёзную проблему представляют асоциальные семьи с алкогольной или наркотической зависимостью одного из членов.
    Для таких семей характерна созависимость  их членов. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У них размыты границы своего Я, потому что вся жизнь вертится вокруг больного (алкоголика либо наркомана), и каждый член семьи воспринимает его проблемы как свои собственные. «Воспитание» в такой семье способно нанести психике ребёнка серьёзные травмы, последствия которых могут сказываться в течение всей его жизни.
    Созависимый супруг может сознательно принять  на себя роль «страдальца», который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства партнёра от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает «ради детей». Эта вера помогает ей долгое время сохранять ситуацию, разрушительный характер которой очевиден всем. В ущерб детям «жёны-страдалицы» тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут в одиночку всё домашнее хозяйство и стараются «заглаживать» проявляемые им вспышки агрессии. Параллельно с этим они пытаются воздействовать на мужей упрёками, скандалами и придирками. Затем начинают прятать алкоголь, изымать деньги, стараются организовать досуг мужа, чтобы отвлечь его от пагубного пристрастия. Они надеются (даже уверены), что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им предлагает мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, и пьянство мужа не прекращается, что расценивается женой как её собственное поражение. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию.
    Созависимая жена, поглощённая заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем супруг, нуждаются в её участии  и поддержке. Своё предназначение она  видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз». Вся её энергия  уходит на решение бытовых проблем, а на то, чтобы просто выслушать ребёнка или побыть с ним рядом, у неё не остаётся ни времени, ни сил.
    Созависимые жёны вовлечены в процесс сокрытия правды. Они заботятся о том, чтобы  их семья производила внешне благоприятное  впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства от окружающих, в том числе от детей.
    Действия  больных алкоголизмом мужей зачастую непредсказуемы. Поэтому созависимые жёны полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, и многие их поступки мотивированы в первую очередь страхом.
    Самыми  уязвимыми в алкогольной семье являются дети. Ребёнок, чтобы выжить, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. По мнению специалистов, в такой семье детям от взрослых передаются три основных «правила», которые потом становятся их жизненным кредо: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».
    «Не говори»: дети боятся просить о помощи из-за социального «клейма», связанного с пьянством, наркотиками. К тому же они не хотят быть «предателями» своей семьи и даже дома не могут открыто говорить об истинном положении вещей.
    «Не доверяй»: наблюдая, как их родители постоянно не сдерживают своих обещаний, дети перестают верить всем.
    «Не чувствуй»: из-за стыда дети прячут свои чувства, убеждают себя и окружающих, что у них всё хорошо.
    Какие же обстоятельства влияют на становление личности ребёнка в семье с алкогольной зависимостью? Рассмотрим их более подробно.
    - Этот ужасный секрет семьи, или Жизнь в укрытии. В алкогольной семье родители пытаются скрыть всё, что связано с пьянством, хотя это и невозможно. Ребёнок понимает, что люди осуждают пьянство, и тоже всеми силами пытается скрыть позор своей семьи от соседей, сверстников, одноклассников, учителей. В итоге он не чувствует себя защищенным в родном доме.
    - Что же реально? Несоответствие между тем, что ребёнок наблюдает дома, и тем, что говорят ему взрослые, порождает растерянность и недоверие. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребёнок перестаёт понимать, что на самом деле совершается вокруг него. Поскольку вся жизнь семьи неупорядоченна, непредсказуема, он не понимает, какие его чувства нормальны, а какие - ненормальны, теряет твёрдость психологической «почвы» под ногами, а это приводит к размытости, нечёткости границ личности.
    - Противоречия. Дети часто слышат фразы, смысл которых противоречив («Я тебя люблю, иди, погуляй и не мешай мне»). Противоречивыми являются и взаимоотношения с пьющим отцом. В трезвом виде отец бывает ласковым, внимательным и заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным и злым. Ребёнку сложно разобраться, каков же отец на самом деле.
    - Конфликты, ссоры. Выяснение отношений в присутствии детей, ссоры и физическая агрессия оказывают на ребёнка тяжёлое психотравмирующее воздействие.
    - Страхи, тревожные предчувствия. Ожидание неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя, заставляет детей проводить практически всё свободное время на улице.
    - Слишком быстрое взросление. У детей проявляется не свойственная их возрасту забота о семье, они принимают на себя родительскую роль.
    - Оскорбления и унижения, явное или скрытое сексуальное насилие. Пьющие родители утрачивают контроль над своим поведением и часто осуществляют физическое насилие по отношению к детям; не чувствуя и не соизмеряя силу своего воздействия, могут травмировать ребёнка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в таких семьях формы наказания, унижающего человеческое достоинство: лишение ребёнка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), порка. Многие Дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная или скрытая сексуальная агрессия по отношению к детям - довольно частое явление в семье, где один из супругов (или оба) страдает алкоголизмом. Последствиями этой агрессии становятся глубокие психологические травмы, сказывающиеся на протяжении всей последующей жизни. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играет роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
    - Заброшенный ребёнок. Зачастую в семьях алкоголиков детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьёзную угрозу их физическому и психическому здоровью.
    Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются от случая к случаю и не в полном объёме, он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых. У него появляется закономерное желание, чтобы им занимались, он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и даже делинквентные (противоправные) формы поведения.
    Эмоциональным потребностям также не уделяется  должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных представлений о родительских обязанностях, что в будущем серьёзно осложнит их адаптацию в собственной семье.
    - Недостаток самоуважения, низкая самооценка. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию заниженной самооценки. Система отношений в такой семье заставляет ребёнка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: всё это произошло потому, что он был недостаточно хорошим; он «заслуживает» всё то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.
    - Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. В здоровой семье создаются условия для духовного роста, самореализации и самосовершенствования личности. Каждый член семьи имеет свои права, соблюдаемые всеми. Семья алкоголика существует по-другому, и детям, воспитанным в ней, трудно представить себе иной уклад семейной жизни.
    - Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить. Дети пытаются уйти от тяжелой реальности в мир фантазий. Они любят размышлять на тему: «Что было бы, если бы мои родители не пили, если бы я родился в другой семье» и т.д.
    Дети  алкоголиков переносят свои душевные травмы и опыт во взрослую жизнь. Очень часто по мере взросления у них появляются те же проблемы, что были в семье их пьющих родителей.
    Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения - это так называемые конфликтные семьи.
    В этих семьях сталкиваются интересы, намерения и желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь друг к другу. Деструктивный конфликт - хроническое состояние такой семьи.
    Конфликтные семьи могут быть как шумными  и скандальными, так и тихими, полными молчаливого отчуждения. При возникновении конфликта больше всех страдают дети, которые невольно вовлекаются в сложные взаимоотношения родителей. Негативное влияние семейных конфликтов на личность ребёнка проявляется в двух планах. С одной стороны, ребёнок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. С другой стороны, он может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, которые свои проблемы загоняют вглубь, а раздражение и недовольство друг другом выплёскивают на ребёнка.
    Как известно, психика ребёнка, его восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе формируются с самого раннего детства, под влиянием той атмосферы, которая царит в родительской семье. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение.
    - Свидетель семейных конфликтов. Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищённость они связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Ощущение внешней нестабильности, незащищённости среди близких людей очень неблагоприятно сказывается на формировании детской психики. Оно приводит к патологическим страхам, постоянному напряжению, кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Иногда ребёнок встаёт на сторону того родителя, который кажется ему правым в конфликтах и ссорах. Сильная неприязнь к отцу или матери может перерасти в глубокую ненависть, которая часто проявляется в виде агрессии, направленной не только на нелюбимого родителя, но и на всех окружающих.
    - Объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. В конфликтных семьях возможны ситуации, когда родители невольно переносят на детей эмоциональное отношение друг к другу. Подобное смещение конфликта наблюдается в том случае, когда конфликт долгое время остаётся неразрешённым. Напряжение в супружеских отношениях, сопровождающееся раздражением, досадой, враждебностью, неприязнью, выплёскивается на детей. Особенно часто это наблюдается, когда ребёнок похож на кого-либо из родителей внешностью или чертами характера.
    Довольно  часто отец или мать пытаются устранить  свою эмоциональную неудовлетворённость за счёт усиленной заботы о ребёнке, привязывая его к себе и изолируя от общения с другими членами семьи. Такая гиперопека больше присуща матерям. Она мотивирована не столько заботой о ребёнке, сколько страхом одиночества и чувством беспокойства. Таким образом, гиперопека выступает в качестве средства защиты матери от состояния стресса.
    - Орудие разрешения семейных споров. Итак, не удовлетворённая отношениями с мужем мать компенсирует свою несостоятельность в роли супруги чрезмерной заботой о детях. Отец, недовольный их поведением, пытается ужесточить свои требования, однако, встречает противодействие матери. Это усиливает её отрицательные чувства по отношению к мужу. Таким образом, родители выбирают для самоутверждения своего ребёнка - и «разрывают» его любовь на неравные части. В результате ребёнок переживает из-за того, что он не может быть самим собой, найти любовь и понимание в семье. Мало того, родители усугубляют и без того тяжёлое положение малыша провокационными вопросами: «Ты кого больше любишь: меня или папу?».
    В подобной ситуации дети, чувствуя перемену в отношениях родителей, пытаются разными путями приспособиться к новой ситуации. Часто бывает так, что дети один раз вступаются за папу, а другой раз — за маму, потому что хотят «дружить» и с тем, и с другим. Такое положение даёт толчок к развитию лицемерия. Ребёнок быстро учится извлекать из конфликта выгоду. Когда один из родителей или оба жалуются ребёнку и стараются снискать его расположение подарками или другими способами, у него возникает ощущение вседозволенности. Родители, в отношениях которых образуется трещина, превращают ребёнка в орудие борьбы, а иногда и мести. В результате у некоторых детей появляется склонность к доносам и цинизму, они становятся недоверчивыми и замыкаются в себе, а у других развиваются преждевременный сексуальный интерес и преувеличенная самоуверенность.
    И последняя в этой группе - неполная семья.
    Неполная  семья - это семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Она образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений различают неполную простую (мать/отец с ребёнком или несколькими детьми) и неполную расширенную семью (мать/отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками).
    Психология  ребёнка.
    Каковы  перспективы воспитания детей в  семье без отца? На этот счёт существуют разные, зачастую противоречивые точки зрения. Но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребёнка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
    - нарушается гармоничное развитие  интеллектуальной сферы, страдают  математические, пространственные, аналитические способности ребёнка за счёт развития способностей вербальных;
    - затрудняется процесс половой  идентификации мальчиков и девочек;
    - осложняется обучение подростков  навыкам общения с представителями противоположного пола;
    - становится возможным формирование  избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребёнка от матери, вывести его в более широкий мир.
    Семьи со скрытой формой неблагополучия
    Не  только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в  обществе благополучными семьи могут  оказывать психотравмирующее и неблагоприятное влияние на личность ребёнка. Такие семьи отнесены психологами к категории внутренне неблагополучных, разновидности их довольно многообразны. Интересна классификация, предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет следующие виды внутренне неблагополучных семей.
    «Недоверчивая»  семья характеризуется повышенной настороженностью по отношению к соседям, знакомым, коллегам, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться. Члены такой семьи заведомо считают всех окружающих недоброжелательными или равнодушными, а их намерения враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимым ущемлением интересов кого-то из членов семьи.
    «Недоверчивая»  семья в своих глазах всегда права, а все вокруг виноваты. Если ребёнок  совершает проступок, вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других. Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, они уделяют больше внимания не его (её) вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за недоброжелательного отношения окружающих. Такая позиция родителей формирует у ребёнка недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему всё труднее становится вступать в дружеские контакты.
    «Легкомысленная»  семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днём, не заботясь о том, какие последствия будут иметь сегодняшние поступки. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределённы. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своём быту. Супруги больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живёт «по инерции». Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих вещей, покупка которых всё время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то всё некогда заняться. Выбор места работы или учёбы членов семьи нередко происходит случайно: пошёл, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс.
    Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся  интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдаётся занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения - телевизор (смотрят невдумчиво и всё без разбора), вечеринки, выпивка. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего из-за бездумного отношения к жизни, отсутствия твёрдых принципов, волевых качеств, адекватной информации.
    В «хитрой» семье в качестве основных достоинств прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиться успеха кратчайшим путём, при ми-нимальной затрате труда и времени. Члены такой семьи порой легко переходят границы закона. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти.
    Ещё одна характерная особенность такой  семьи - стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.
    К таким качествам, как трудолюбие, терпение и настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто «не умеет жить», недостаточно умён и энергичен. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи и будущем детей.
    «Хитрые»  родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребёнок нарушил правила поведения или даже закон, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребёнка формируется установка: «Главное - не попадаться».
    К внутренне неблагополучным семьям порою можно причислить и кажущиеся  совершенно нормальными семьи, ориентированные на успех ребёнка. Основное содержание общения здесь сводится к обсуждению возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и родительским ожиданиям от него неординарных успехов. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление иногда сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок начинает чувствовать, что отношения с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он всё делает хорошо. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удастся достичь ожидаемых результатов. Эта жёсткая связь между достижением и признанием со стороны близких часто не позволяет ребёнку расслабиться. Ведь это может, по его мнению, привести к серьёзной ошибке, плохой оценке, недостаточно хорошему исполнению порученного дела. Если это всё-таки произошло, ребенок может совершить что-то страшное и противоестественное (например, попытку самоубийства) - лишь бы не увидеть разочарованные глаза своих родителей...
    К сожалению, подобная форма скрытого семейного неблагополучия часто  остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.
    «Псевдовзаимные»  семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом.
    В семьях известных людей у ребёнка, в отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым родителям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине.
    В семьях деловых, состоятельных людей  родители слишком много внимания уделяют карьере и не имеют  достаточно времени для занятий  и общения со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.
    Таким образом, здесь рассмотрены лишь самые распространённые в нашем  обществе варианты семейного неблагополучия. Но как тут не вспомнить знаменитую цитату из «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
    Во  всех таких семьях страдают прежде всего дети: психологически, эмоционально и даже физически.
    Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в  которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных  веществ, прежде всего алкоголя и  наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма  и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты  стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость  от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.
    Формированию  отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
    - развод родителей и их занятость  своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.