На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма правления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение. 
 

     В теоретическом осмыслении государства  особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную  власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием  общества, переходом его от одной  ступени развития к другой. Все  больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его  функционирование невозможно без четко  отлаженной структуры формирования и осуществления государственной  власти.
     Объектом  исследования в данном случае выступает  государство как особая политическая, структурная и территориальная  организация общества. Предметом  исследования являются различные формы  правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок  в современном обществе.
     Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления  для большинства государств.
     В связи с этим можно выделить несколько  основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения  и развития,
     Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в древнем мире, попытался  разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме  правления.
     Со  времен Платона и Аристотеля теоретическая  политико-правовая мысль пыталась выявить  причины, определяли те или иные формы  правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие.
     Чаще  всего форму правления пытались определить в ее связи с типом  государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких  факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и  многое другое.
     Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.
 


     1.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
 

     Форма правления - организация верховной  государственной власти и порядок  ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.
     Форма правления обусловливается также  конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между  ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные  периоды, доказательством чего может  быть падение монархических режимов  в результате Великой французской  революции 1789 г. или Февральской  революции 1917 г. в России); историческими  особенностями отдельных стран (вне  исторического контекста невозможно объяснить существование в современной  Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства, влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате. Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).
     Политический  режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.
     Это объясняет, почему невозможен прямой перенос  политической формы, исторически возникшей  в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование  мирового и частного опыта отдельных  народов с его последующей  адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.
     Форма правления раскрывает три главные  характеристики государства:
     организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия  населения в их формировании;
     взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
     компетенцию этих органов.
 


     2. ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 
 

     Теория  государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить  в Персии после убийства Лже-Смердиса1. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй - в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными - те, в которых преобладает личный интерес2.
     Существовали  и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные  принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии3.
     Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом  деление форм правления дошло  до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим. Правда среднее звено геродотовской триады - аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики.
 


     3. МОНАРХИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 
 

     Монархия (гр. monarchia - единовластие)  наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права.  При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненой и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
     В отличие от монархии для республиканской  формы правления характерна выборность и сменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаково  древними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех   государственно-организованных народов, а республика - скорее исключением. С начала прошлого времени соотношение  неуклонно изменяется.  Сейчас уже  абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток  прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах  Содружества).   Безусловно, монархическая  форма правления плохо согласуется  с господствующими в современном  мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.
     Центральной фигурой для монархической формы  правления является монарх - единоличный  глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением  власть монарха является пожизненной  и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.
     Одним из основных элементов монархической  системы правления является престолонаследие, означающее переход власти монарха  от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном  законом порядке. В настоящее  время существуют три основные системы  престолонаследия. Салическая система  сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников  исключаются полностью (Швеция). Кастильская  система не исключает женщин из очереди  престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает  старшую сестру (Великобритания). Австрийская  система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
     В ряде арабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н. "клановая", когда наследника избирает правящая семья через семейный совет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).
     Другим  важным институтом монархической формы  правления является регентство (от лат. regere - управлять) - временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха. 
 
 

     3.1. ВИДЫ МОНАРХИЙ 
 

     Монархия  как форма правления весьма неоднородна  и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря  которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических  государствах.
     С большими оговорками можно выстроить  следующую схему развития монархической  формы правления от ее зарождения до наших дней.  Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических  революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией  конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
     Раннефеодальная монархия в настоящее время исчезла  бесследно, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом виде.
     Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились  ее реликты (пережитки), закрепленные государственным  правом. Сословное представительство  представляет собой   принцип  организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно  избираются (или назначаются). Сословное  представительство было исторически  первой системой представительства (в  Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.
     В современном мире сохраняются два  исторических типа монархии - абсолютная и конституционная. Конституционная  монархия, как уже говорилось выше, существует в двух видах, различающихся  степенью ограничения власти монарха: дуалистической и парламентарной монархии. Абсолютная монархия также существует ныне в двух формах - светской и теократической (Ватикан).
     Итак, абсолютная монархия представляет собой  разновидность монархической формы  правления, характеризующуюся юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского  Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен”).. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается коран), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.
     Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации  государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.
     Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы  правления, при которой власть монарха  ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент  и независимые суды. Конституционная (ограниченная) монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.
     Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
     Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных  монархиях. Размер этой суммы устанавливается  законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.
     Дуалистическая  монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).  В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
     Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид  конституционной монархии. Характеризуется  тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция  наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового  обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.
     Несмотря  на то, что республика является исторически  более прогрессивной формой правления  спор между ней и монархией  в современном мире продолжается. В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.  В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существую во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
 


     4. РЕСПУБЛИКА: СУЩНОСТЬ  И ПОНЯТИЕ. 
 

     Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.
     Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную  структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым если за него проголосовало большинство.
     Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
     Это означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно- распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение.
     Судебным  органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
     Иными словами, органы республиканского правления  наделяются разными полномочиями и  сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.
     Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные  на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление  властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.
     Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. По существу, республика - это  такая форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные  избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так  или иначе, обязательно участвует  в формировании органов государственной  власти.
     В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве  стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько  раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип  сменяемости.
     Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.
     Республиканская форма правления в большей  степени соответствует характеру  демократического конституционного государства. При этом общественное сознание исходит  из принципа формального равенства  людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе. 
 
 

     4.1.РАЗНОВИДНОСТИ  РЕСПУБЛИК. 
 

     Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.
     - Президентская республика представляет  определенное соотношение полномочий  президента – главы государства,  парламента – законодательного  органа и правительства – органа  исполнительной власти, при котором  в руках президента соединяются  полномочия главы государства  и главы правительства.
     Яркими  примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент  ( конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы.
     Высшие  органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская  республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.
     Президентская республика создает весьма благоприятные  юридические предпосылки для  сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская  республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство  государств, составляющих Организацию  Объединенных Наций, имеют президентские  системы правления.
     Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки»[2] в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
     Главный признак данной формы правления  – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
     - Парламентская республика является  менее распространенной формой  правления, чем республика президентская,  он оно так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др.
     Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несет  политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие  должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер  партии, как правило, становится председателем  правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния  на осуществление государственной  власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.