На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
   УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине: Макроэкономика
    на тему: Совместные предприятия: роль, проблемы и перспективы развития 
     
     
     
     

Студентка
УЭФ, 2-й курс, ДЭП-2       Е. А. Провалинская 

Руководитель
канд. экон. наук,
доцент         А. М. Филипцов 
 
 
 

МИНСК 2010
 


    содержание 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы  создания совместного  предприятия и  его создание в  РБ 5
1.1 Понятие совместного  предпринимательства 5
1.2 Создание совместного  предприятия: цели, фазы создания 7
1.3 Возникновение совместного  предпринимательства  и его развитие  в Республике Беларусь 11
2 Анализ совместного предпринимательства: характерные
признаки, преимущества и недостатки, виды совместного
предпринимательства 14
3 Современное состояние совместного предприниматель-ства в РБ 20
3.1 Совместные предприятия  в Республике Беларусь; законодательная  база регулирования  деятельности совместного  предприятия в  РБ 20
3.2 Показатели инвестиционного климата Республики Беларусь в регионе СНГ  и перспективы развития совместного предпринимательства в Республике Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
 


ВВЕДЕНИЕ

 
    За  последнее время в Республике Беларусь сложилась довольно непростая  политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся  при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.
     Расширение  и демократизация внешнеэкономических  связей создает условия для совместного  предпринимательства. Республика Беларусь является обширным и практически  неосвоенным рынком, обладает  запасами природных ресурсов. Для республики представляется возможным совершенствовать производственный потенциал, структуру  производства путем привлечения  передовой мировой технологии, техники  и организации.
     В Республике Беларусь совместным предприятием принято считать юридическое  лицо РБ, уставный фонд которого состоит  из доли иностранного инвестора и  доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
     Необходимость создания СП в Республике Беларусь обусловлена тем, что Совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны: более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на любую экономику, в том числе и белорусскую.
     В данной работе будут рассмотрены  основные тенденции в развитии совместного  предпринимательства в РБ, проблемы становления и функционирования, а также эффективность и пути создания СП,  их организационно-правовые формы. Поставленные цели будут достигаться путём сравнительного анализа, группировок, синтеза и обобщения полученных данных. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена острой необходимостью совершенствования принципов интеграции Беларуси в мировую экономику.
      В первой главе определены теоретические  основы создания совместного предпринимательства  и его функционирование в РБ.
      Во  второй  главе рассмотрены характерные  признаки совместного предпринимательства, преимущества и недостатки такой  формы хозяйственной операции, виды совместных предприятий.
      В третьей главе описано современное  состояние совместного предпринимательства  в РБ и перспективы его развития.
     При раскрытии поставленных целей и  задач было использовано относительно большое количество источников, а  именно учебные пособия, статьи из некоторых белорусских журналов, энциклопедические словари, статистические сборники, законы и кодексы РБ, интернет-источники.
     СП  является наиболее интенсивно развивающейся  формой международного экономического сотрудничества. СП отличает наличие  как национального, так и иностранного капитала. При современном производстве возникает необходимость совместных капиталовложений, разделения доходов  и убытков, разделения управленческих обязанностей, так как обе стороны  берут на себя свою долю хозяйственного риска. СП в виду этого отражает более  глубокие и сложные связи сотрудничающих сторон.
     Развитие  совместного предпринимательства  в нашей стране ? долговременное дело, призванное способствовать повышению эффективности экономики, более активному ее вовлечению в мировой рынок.
 


1 Теоретические основы создания совместного предприятия и его создание в РБ

1.1 Понятие совместного предпринимательства

 
     Новейшие  тенденции выхода торгово-экономических  отношений за пределы национальной границы свидетельствуют о постоянном совершенствовании компаниями форм и методов выхода на зарубежные рынки. Хотя при создании зарубежного аппарата предприятия продолжают отдавать предпочтение полностью контролируемым структурным единицам, в условиях взаимопереплетения экономик и финансовых рынков они активизируют использование инструментария совместного предпринимательства.
     Это выражается в заключении соглашений, которые предусматривают совместное кредитование, участие в различных  клиринговых организациях, создание фирм совместного владения, капитал  которых в различной пропорции  распределён между двумя или  несколькими банками-учредителями, и др. Совместное предприятие создаёт на некоторое время определённое равновесие между двумя или несколькими участниками в рамках новой организационной структуры [1, c.58].
     Совместное предпринимательство – общая предпринимательская деятельность некоторого числа экономических субъектов, а также субъектов разных стран. Совместная предпринимательская деятельность принципиально отличается от экспорта формированием партнёрства, в результате которого за рубежом создаются различного рода производственные мощности. А от прямого инвестирования она отличается тем, что в стране-партнёре формируется объединение с какой-либо местной организацией [2, с. 8].
     В современных   экономических  отношениях   между государствами  используются различные формы совместного  предпринимательства в  качестве альтернативы полному поглощению одной  фирмы другой или их слиянию. Сотрудничество, согласованное  между   членами  совместной организации, может быть тесным или относительно слабым.  В   международной  торговле тремя  наиболее важными формами совместного  предпринимательства являются консорциум, организация совместного сбыта и совместное предприятие. В Европейском  Сообществе разработан четвертый тип - Европейское объединение экономических интересов. Однако в современной   международной торговле СП является наиболее предпочтительной формой  сотрудничества между фирмами разных стран.
     Консорциум  (от лат. consortium ? соучастие, сотоварищество) ? временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм) для совместного размещения займов, осуществления финансовых или коммерческих операций, строительства различных объектов [3]. Подобные организации существуют во Франции,  Великобритании, Нидерландах, Германии и Швейцарии. Иногда международные консорциумы создаются фирмами   различных  стран.  Они  особенно удобны для выполнения программ международного развития, спонсорами которых являются Международный банк   реконструкции и развития.  Европейский фонд развития ЕС и подобные международные органы.
     Организации совместного сбыта создаются  лишь для осуществления сбытовой политики между фирмами одной  страны либо фирмами разных стран.
     Решение по вопросу создания Европейского объединения экономических интересов принял Совет Министров 25 июля 1985 г., основываясь на былом французского объединения экономических интересов,   которое добилось определенных успехов. Решение ЕС предусматривает, что объединение создается на основе договора и должно быть зарегистрировано в той стране ЕС, где имеет свой официальный адрес. В качестве примеров деятельности, для которой может создаваться данные объединения, в литературе называются: совместные исследовательские проекты, транспортные объединения, совместные закупки и сбыт, совместное участие в конкурсах, сотрудничество в рекламной деятельности и т.д.
     Понятие "совместное предприятие" (англ. ? joint venture) в законодательстве и хозяйственной практике зарубежных стран наполняется различным содержанием. В современной международной практике экономического сотрудничества и в деловых кругах совместным предприятием называют почти все формы международного экономического сотрудничества, фактически отождествляя инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность [4, c.30]
     Тем не менее, в энциклопедических словарях можно найти более конкретизированное определение данному виду сотрудничества. Так В.Г. Гавриленко в «Деловом энциклопедическом словаре» определяет совместное предприятие как – 1) предприятие, в работе которого участвуют физические лица других стран, по своей организации оформленное как единое, общее предприятие; 2) юридическое лицо РБ, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц РБ [5].
     СП создавались во многом под влиянием внешних обстоятельств, таких как государственные законы об инвестициях, или для преодоления протекционистских барьеров в развивающихся странах с регулируемой экономикой. В некоторых государствах эти обстоятельства имеют место и поныне.
     Ускоренное  развитие совместного предпринимательства  между фирмами промышленно развитых стран обусловлено рядом макроэкономических факторов и прежде всего растущей «глобализацией» рынков. Не только крупнейшие фирмы, но и многие другие средние или относительно небольшие  фирмы, не имеющие достаточного международного опыта, часто осуществляют первоначальный выход на зарубежные рынки в форме  совместного предприятия. Это особенно характерно для фирм из развивающихся  государств.
     Власти  многих развивающихся стран обратились к СП как средству решения многих проблем экономического развития. Это такие проблемы, как привлечение иностранных капиталовложений в страну через прямое участие иностранных банков в конкретном проекте или предприятии, в успехе которого иностранный партнёр становится заинтересованной стороной; обеспечение определённого контроля над иностранными инвесторами через местных участников; расширение возможностей интеграции страны в международную экономику [1, c.61-62].

1.2 Создание совместного предприятия: цели, фазы создания

 
     СП  создаются как   на длительный, так и на ограниченный срок для объединения усилий, кооперации деятельности предприятий, расположенных в разных странах, с целью более эффективного производства и сбыта продукции, товаров, услуг различного характера.
     При вступлении сторон в СП очень важно  наличие кооперационного соглашения, которое должно определять форму  будущего СП,  вклады участников,  их участие в  доходах  и убытках, управленческую структуру предприятия, срок его деятельности и порядок  распоряжения имуществом после прекращения  его  существования. Во время деятельности СП может возникнуть такая ситуация, когда две сотрудничающие стороны имеют равные доли в капитале (50/50). Управление таким СП может зайти в тупик, если у сторон появились разногласия в управленческой политике. Поэтому на основе кооперационного соглашения разрабатываются специальные Правила регулирования договорных отношений, которые предусматривают немедленное назначение третьего лица  для разрешения конфликта и определения условий,   на которых это третье лицо может выполнять свою задачу.
     Выбор формы совместной торговой организации  зависит от   характера и  отношений между предприятиями-участниками,  условий внешнего рынка и в  немалой степени от личных качеств  изготовителей,  которые соглашаются  сотрудничать в  области экспорта,   оставаясь конкурентами в других областях.
     С начала 80-х гг. XX в. существенно меняются цели создания СП, и наступает следующий этап в их организации. Если раньше СП представляли собой общий филиал двух или нескольких партнеров и их роль ограничивалась открытием дополнительного рынка сбыта или использованием технологий партнера, то на новом этапе СП создают крупные корпорации, ранее конкурирующие между собой, с целью явной монополизации рынка, общего преодоления трудностей, которые диктует современный рынок. Таким образом, это новый мощный прорыв на мировой рынок конкурирующих партнеров, новый виток движения международного капитала [6].
     Создание  СП преследует множество стратегических целей, обеспечивающих материнским компаниям:
    усиление позиций на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба);
    сокращение риска путем его деления;
    выход на новые рынки;
    приобретение информации и технологий;
    кооперирование и предотвращение конкуренции, которая влечет за собой более высокие затраты;
    получение конкурентных преимуществ;
    приобретение опыта и знаний.
   Интересы  иностранного партнера могут состоять в том, что он получает возможность  экспортировать продукцию на местный  рынок; обеспечивает свои потребности  в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Местная материнская  компания, в свою очередь, реализует  свои интересы, связанные с получением дохода в твердой (конвертируемой) валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать  иностранным инвестициям, ограничивая, однако, иностранного инвестора долей  участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и ставя жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материальных ресурсов и т. д. (см. рис.1).
   Анализ  создания СП в современный период позволяет выделить следующие основные фазы «развития», которые проходит любое СП:
    Мотивы (причины) создания.
   Можно выделить три категории причин образования  СП: внутренние, внешние и стратегические. Внутренние мотивы предполагают (среди  прочего) совместное несение рисков и расходов, создание благоприятного режима для инноваций и облегчение доступа к сырьевым ресурсам. Внешние  мотивы – ослабление политической напряженности и борьба с транснациональной  конкуренцией. Кроме того, СП могут  служить средством для решения стратегических задач компаний [7].
   Следует иметь в виду, что ни один из перечисленных  мотивов не может быть единственным и достаточным условием для создания СП. Обычно для создания оптимального СП сочетаются несколько факторов. Образование СП может быть особенно продуктивным как способ снижения рисков, поскольку в данном случае он распределяется между партнерами (двумя и более). Еще важнее то, что руководители могут привлечь более широкий круг опытных работников. Наконец, поскольку в некоторых странах не разрешено организовывать фирмы со 100-процентным иностранным капиталом, СП в ряде случаев становятся единственно возможным инструментом прямых инвестиций за рубежом. При наличии благоприятного инвестиционного климата в стране степень риска привлеченного партнера значительно снижается.
     Независимо  от мотивов, СП представляет собой средства достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно. Это является главной отличительной чертой и основным преимуществом такой формы сотрудничества [8].
    Выбор партнёров.
   Потенциал партнеров должен отвечать основным целям планируемого предприятия, их основные характеристики должны наилучшим  образом взаимно дополнять друг друга. Отношения компаний-партнеров и их руководителей должны строиться, прежде всего, на взаимном доверии и уважении. Причинами недоверия могут быть проблемы, возникающие в сфере коммуникаций, как на личном, так и на организационном уровне; различия интересов персонала, связанные с национальными и культурными особенностями; отсутствие сплоченности компаний. Очень важно, чтобы главное исполнительное лицо предприятия не имело личных пристрастий к одному партнеру в ущерб другому. Эти и другие вопросы желательно решить уже при выборе партнёров.
    Принятие решения о создании СП.
   Первая  задача, решаемая при планировании СП, состоит в создании и поддержании  единства стратегии самостоятельных  участников сделки, каждый из которых  имеет собственные цели, акционеров, предпочтения в отношении рынков. При этом необходимо учитывать следующие  типы СП: консолидирующие – СП с глубокой интеграцией существующих бизнесов, предназначенные для передачи опыта и умений от участников СП, а иногда и от одного партнёра к другому; координационные, задача которых состоит в усилении партнёров за счёт объединения взаимодополняющих ресурсов; новые бизнесы, представляющие объединение потенциала для создания нового [1, c.63].
   Обычно  СП организуется в стране, разработавшей  проект такого СП. На этой стадии чрезвычайно важную роль играют переговоры. Можно выделить основные факторы, которым следует уделять наибольшее внимание при переговорах:
- включение  в переговоры среднего звена  управления для того, чтобы объяснить  потенциальному партнеру все  тонкости процесса производства, которыми не всегда владеет  руководитель;
- помощь  и консультации специалистов  при возникновении препятствий по созданию и функционированию СП;
- значение  фактора времени переговоров, т.е. умение провести переговоры в максимально сжатые строки с целью рационального использования времени, как своего, так и партнёров;
- внимание к долгосрочным задачам, которые предвещают хорошие перспективы для СП [7].
   Участники, как правило, стремятся выявить  свои расхождения на стадии переговоров, но многие конфликты интересов проявляются  лишь в процессе функционирования СП. Опыт показывает, что для снижения рисков потенциальных конфликтов, прежде всего, необходимо составить качественный бизнес-план для будущего СП. Участники должны определить ресурсы, в том числе кадровые, а также методы ведения операций, необходимые для успеха, с тем, чтобы исключить возможные недоразумения в будущей повседневной работе.
   Также необходимо создание системы контроля, обеспечивающей защиту интересов участников, и предоставление достаточной автономии, позволяющей проявить предпринимательскую инициативу и своевременно принимать решения. Слабость контроля может служить источником финансовых потерь и дополнительных рисков [1, c.63].
    Создание совместного предприятия.
   На  этом этапе участники договариваются о методах контроля над деятельностью СП, т.е. оговаривают пределы, в которых родительские фирмы могут влиять на выполнение совместным предприятием своих обязательств перед ними.  Основной договор по созданию СП, состоящий из обязательных частей и устава, закрепляет цели, задачи, форму деятельности СП и соотношение долей партнеров в капитале предприятия. Точная формулировка целей уменьшает риск последующих неправильных интерпретаций этих целей. Планирование принципиально важных аспектов совместной деятельности отражается в учредительном договоре, уставе или дополнительных соглашениях. Чем лучше создатели договора знают правовую и хозяйственную системы выбранных стран- или регионов-партнеров, тем скорее их попытки создать СП увенчаются успехом.
   Также на данном этапе учредители согласовывают порядок назначения руководителей предприятия, размеры инвестиций, разрабатывают ресурсную базу, оговаривают возможность максимального использования местных трудовых ресурсов, договариваются об обучении специалистов в зарубежных фирмах, применении технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на мировом рынке. При организации СП партнеры вносят вклад в виде материальных и нематериальных ценностей в собственность такого предприятия в обмен на право участия в нем.
   Создание  СП за границей требует решения многих проблем управления, учета особенностей внешней среды, стимулирования рабочей силы. Необходимо принимать во внимание значительные различия в культурной, коммерческой, экономической и других сферах стран, участвующих в создании СП. Кадровый состав материнских компаний обычно по-разному оценивает производительность труда, уровни вознаграждения, безопасности труда и вкладывает разные оценки в понятие субординации. Могут иметь место и большие различия в организационных культурах двух материнских компаний, в стратегии использования человеческих ресурсов. Культурные различия влияют на формирование СП, поскольку они отражены в различиях подходов к целям, стратегиям, политике человеческих ресурсов, возможностям и трудностям развития, организационным взаимоотношениям, коммуникационным приоритетам.
    Оценка работы созданного СП.
   Можно выделить некоторые критерии для оценки работы предприятия: финансовые показатели, выживаемость или устойчивость в ухудшающихся условиях, стабильность работы, показатель себестоимости продукции и т.п.
   Участие местного партнера в СП дает возможность  иностранному предпринимателю легче  утвердиться на местном рынке. Иностранный партнер получает связь с поставщиками, устанавливает контакты с органами власти, с банками, с соответствующим кредитным потенциалом, получает возможность лучше узнать внутренний рынок рабочей силы и структуру профсоюзов, приобретает опыт по ведению кадровой политики, а также имеет возможность использовать местный рынок сбыта. По подсчетам западных экономистов 72% всех опрошенных фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании СП [8].

1.3 Возникновение совместного предпринимательства и его развитие в Республике Беларусь

 
   К факторам внешней среды, которые  оказывают влияние на успех и  неудачу СП, относятся: политические факторы (как международные, так и национальные); экономические и производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура.
   Совместные  предприятия стали средством  привлечения передовой иностранной  технологии и современного управленческого опыта. Благодаря этому облегчается экспорт капитала, в том числе в его производительной форме, реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Кроме того, рынки в новых регионах легче осваивать с помощью местных партнеров, тем более что предприятия с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто пользуются налоговыми льготами.
   Организация СП претерпела ряд изменений и продолжает совершенствоваться. Значительный рост СП в 60—70-е гг. XX в. отражал продолжающийся процесс формирования международных монополий. Совместные предприятия создаются в основном на технологической основе, т.е. одно обладает новой технологией, другое нуждается в ней. Именно этим объясняется рост доли СП с участием американских многонациональных компаний в Западной Европе в 50?70-е гг. XX в., а затем и в странах СНГ [9].
     Совместное предпринимательство в нашей стране прошло несколько этапов. На первом этапе совместное предпринимательство использовалось уже в первые годы советской власти как форма международного экономического сотрудничества. Вторым этапом совместного предпринимательства в нашей стране стали 70-80-е гг. В это время в СССР началось освоение лицензионной торговли с иностранными государствами. Начался этап инвестиционного сотрудничества, когда в качестве объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность. Лицензионное сотрудничество и производственная кооперация позволили накопить определенный опыт решения сложных коммерческих вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовили базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества ? совместному предпринимательству. Третий этап совместного предпринимательства ведет свой отсчет с 1986 г., когда постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. №991, наряду с дальнейшим использованием научно-технической и производственной кооперации, предусмотрело создание на территории СССР СП с участием фирм капиталистических и развивающихся стран.
     Современный этап начался в 1987 г. Ветераны совместного  предпринимательства утверждают, что  появление СП в СССР стало результатом  оговорки генерального секретаря М.С. Горбачева. Еще в 1986 году в одном из своих интервью на Западе Горбачев сказал о готовности Союза развивать совместное предпринимательство. Это сенсационное заявление Горбачева было зафиксировано и подхвачено иностранными СМИ. В Министерство внешней торговли вызвали всех, кто имел хоть какие-то кооперационные соглашения с иностранными компаниями. Им объяснили, что такое совместные предприятия и предложили что-либо придумать, чтобы данный вид сотрудничества был внедрён в экономику СССР. Отдельно проводились собеседования на ту же тему с иностранными партнерами советских организаций и учреждений. Государственный аппарат тоже не бездействовал, и 13 января 1987 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Совмина "О совместном предпринимательстве и совместных хозяйственных объединениях". Этот документ предполагал широкие льготы по налогообложению и таможенным сборам для СП, что немало поспособствовало совместному предпринимательству по обе стороны государственной границы СССР. С точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну решение Президиума Верховного Совета и Совмина было очень сильным. Первое СП в СССР было зарегистрировано в июле 1987 года, оно было прибалтийским и занималось картонной упаковкой. Сейчас в нашей республике основано довольно большое количество совместных предприятий. Хотелось бы привести наиболее известные на данное время СП в РБ и краткую характеристику их деятельности.
     СП  ЗАО БИГАН основано в октябре 2001 и является первым и единственным производителем многослойной синтетической оболочки в Республике Беларусь.  Стратегия компании БИГАН: укрепление позиций на белорусском рынке; постоянное усовершенствование технологических характеристик продукции; выход на внешние рынки. Своей политикой компания избрала определение и соответствие запросам своих работников, клиентов и поставщиков [9].
     СП  «Речицапиво» ОАО входит в шестерку крупнейших предприятий пивоваренной отрасли Республики Беларусь, на долю которых приходится 98% всего объема производства в Республике Беларусь.  Доля СП «Речицапиво» ОАО на рынке Республики Беларусь составляет 7,2 %. Предприятие обладает одной из самых мощных сбытовой структурой среди предприятий пивоваренной отрасли [10].
     СП "ТЕРМО-К" ООО основано в 1990 году. Является разработчиком, изготовителем микропроцессорных приборов учета, регулирования расхода тепловой энергии и жидкости [11].
     Данные  предприятия и многие другие (см. также приложение А) дают возможность более эффективного производства и сбыта продукции, товаров, услуг различного характера в нашей республике. 

2 Анализ совместного предпринимательства: характерные

признаки, преимущества и недостатки, виды совместного

предпринимательства

 
     Совместное  предприятие – форма хозяйственной организации, которая учреждена двумя или несколькими юридическими лицами. СП зарождаются как союзы между национальными предприятиями или с зарубежными партнёрами [2, c. 9]. Важным признаком СП следует считать наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора. Основная цель СП – увеличить объём экспорта товаров и услуг и повысить эффективность экспортно-импортных операций. Лишь небольшая их часть занята производственной деятельностью [12].
      СП - сложная экономическая система. По мнению большинства западных экономистов, главной сущностью СП является стратегический характер межфирменного сотрудничества.
     Цели  и задачи СП, как и любого предприятия, состоят в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, расширении рынка  сбыта, совершенствовании производственного  процесса, технологий производства, повышении  эффективности использования ресурсов.
     Предприятие совместного владения является объединением усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала для создания местного коммерческого  предприятия, владение и управление которым будет осуществляться ими  совместно. Зарубежный инвестор имеет  возможность покупки собственной  доли в местном предприятии, и  местная фирма также имеет  возможность приобретения собственной  доли в уже существующем местном  предприятии зарубежной компании, либо обе стороны могут с помощью  совместных усилий создать совершенно новое предприятие.
     Совместные  предприятия, как правило, получают статус компаний и являются собственностью компаний-учредителей. Несмотря на то, что материнские компании в большинстве  случаев имеют неодинаковую долю в СП, существует достаточно много  СП, в которых каждая из родительских компаний имеет равную долю собственности. Материнские компании могут передать учреждённому или совместному предприятию  большой круг вопросов, включая научно-исследовательские  разработки, производственную деятельность, осуществление маркетинга и продаж [13, c.13].
      Влияние СП на партнеров осуществляется по ряду направлений: изменение уровня стратегических капиталовложений, укрепление текущего потенциала материнских компаний, изменение политики экономического роста.
     Благодаря объединению ресурсов нескольких предприятий  в рамках СП, их взаимному влиянию  и дополнению уровня эффективных  капиталовложений для отдельного предприятия  в рамках проекта СП приобрели  универсальность и могут использоваться практически в любой стране и  любыми предприятиями, даже фирмами-конкурентами.
     Во  всех странах деятельность СП регулируется специальным законодательством, в том числе налоговым, хозяйственным и др.
     Совместные  предприятия действуют на основе договора и устава, а также имеют  самостоятельный баланс, сами разрабатывают  и утверждают программы своей  деятельности и организуют сбыт своей  продукции. Совместным предприятиям даётся право самостоятельного ведения  экспортных и импортных операций, которые необходимы для их хозяйственной  деятельности. Величина иностранного капитала не регламентируется.
     Структура управления СП укладывается в рамки  традиционных схем управления компаниями (функциональная, продуктовая, матричная, региональная и др.) и зависит  от характера деятельности, числа  сторон, принявших участие в создании компании, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг.
     Предприятие совместного владения может являться необходимым или желательным  как по экономическим, так и по политическим соображениям. Иногда СП является оговариваемым иностранным  правительством условием допуска на рынок своей страны.
     Особенность СП – наличие совместной собственности, функционирующей на территории одной  из стран (областей, регионов) учредителей  совместных предприятий.
     Можно выделить некоторые характерные признаки СП: общий капитал, создаваемый из паевых взносов; совместно осуществляемая хозяйственная деятельность; равноправное участие сторон в управлении, справедливом дележе прибылей и распределении рисков. В качестве партнеров могут выступать государственные, частные компании и частные лица [6].
     Существует  множество преимуществ совместного предпринимательства: ускорение проникновения на рынок и окупаемости, уменьшение затрат посредством использования преимуществ каждого участника, смягчение конкуренции, преодоление государственных, инвестиционных и иных барьеров, снижение рисков путём диверсификации спектра услуг.
     Наряду  с вышеприведёнными преимуществами совместного предпринимательства  можно выделить ряд недостатков. Партнёры могут иметь различные мнения относительно капиталовложений, маркетинга и других принципов деятельности. Например, в то время как зарубежное предприятие отводит большую роль маркетингу, местные вкладчики полагаются исключительно на организацию сбыта. Более того, совместное владение может привести к затруднению проведения транснациональной компанией в жизнь определённых политических установок в сфере производства и маркетинга в мировом масштабе [2, c. 22]. Для совместного предпринимательства свойственны риски, к числу которых можно отнести: гораздо меньшую определённость в силу зависимости процесса аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов от всех участников; относительно большую вероятность недопонимания участниками ближайших и долгосрочных задач друг друга, возможность изменения с течением времени целей участников. Зонами риска являются также трудности, связанные с выбором организационной структуры СП и распределением руководящих постов в составе кадров банков-участников [1, c.62].
     СП  создаются на основе межгосударственных или межправительственных договоров  между конкретными партнёрами. В  рамках СП партнёры договариваются об объединении финансовых ресурсов (обычно в форме паевых взносов), о совместной деятельности в направлении реализации своего функционального назначения, о совместном распределении прибылей и рисков. Права юридического лица СП приобретает после его регистрации [5].
     Английский  экономист Джон Вэлмси выделяет три основные причины неудач в организации создания СП на мировых рынках:
    плохо осуществляемое предварительное планирование деятельности СП;
    недостаточное внимание к работе СП со стороны партнеров, отсутствие гибкости их в процессе хозяйствования и согласия в области проводимой политики;
    некачественная подготовка технико-экономического обоснования целесообразности создания СП, просчеты при прогнозировании конъектуры рынка, цен и т. д. [13, с.464].
     СП  является  формой   делового  сотрудничества между двумя   или  более  участниками для  конкретной цели коммерческой, финансовой или технической природы.  В  международной торговле одно или  несколько предприятий-участников   являются  иностранными,   а  остальные местными. Вне рамок  общего проекта,  запланированного и исполняемого как  совместное начинание, участники остаются свободными и  преследуют свои собственные коммерческие цели.
     По  своей организационной  структуре совместные предприятия могут  подразделяться на закрытые или открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т. д., при этом доля каждой из сторон в уставном капитале СП строго оговорена в учредительных документах. Распределение прибыли происходит, как правило, пропорционально доле участия в уставном капитале компании.
     Отличительной особенностью структуры  управления СП является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроля над деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами СП. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества [14, с.12-13].
     Организационная структура управления СП как хозяйственным обществом [15] состоит из высшего органа (включает Общее собрание участников, должность Председателя и Правление или совет), исполнительного органа (включает должность Генерального директора или Дирекцию и производственные и функциональные подразделения) и контрольного органа (Ревизионная комиссия) [16, с. 143].
     В современной литературе различают два  типа СП: корпоративные и договорные. Характерной   чертой  корпоративных является то,   что общее дело ведется в корпоративной форме. Эта форма совместного предприятия должна быть как можно более гибкой. Зачастую стороны выбирают форму частной компании с ограниченной ответственностью,  и их интерес в совместном  предприятии определяется долевым участием в акциях.  При договорной   форме совместных предприятий корпоративная структура не используется в качестве основы,  и стороны опираются только на свои договорные обязательства.
     По  цели создания СП могут быть вертикальными, горизонтальными и конгломератными (см. рис.2).
      Вертикальные СП предполагают объединение партнёров, реализующих различные стадии производства конечной продукции:
- комплементарные  СП: создаются с целью объединения  взаимодополняющих ресурсов партнёров
- интернационализирующие  СП: создаются с целью совместного освоения компаниями зарубежных рынков
- концентрирующие  СП: создаются с целью объединения  однородных ресурсов компаний  и обеспечения необходимой их  концентрации
- интернализирующие  СП: создаются с целью совместного  освоения компаниями зарубежных  рынков
      Горизонтальные СП  создаются компаниями одной отраслевой принадлежности, т.е. компаниями-конкурентами:
- комплементарные  СП: направлены на объединение  взаимодополняющих ресурсов партнёров
- интернационализирующие  СП: создаются с целью освоения  партнёрами либо одним из партнёров  зарубежных рынков, это может  быть как новый для обоих  партнёров рынок, так и национальный  рынок одного из партнёров,  на котором и организуется  СП
- концентрирующие  СП: создаются с целью объединения  однородных ресурсов компаний  и обеспечения необходимого масштаба  затрат
- антиконкурентные  СП: нацелены на ограничение конкуренции  между партнёрами по СП.
      Конгломератные СП предполагают объединение компаний разнородной отраслевой принадлежности:
- комплементарные  СП: создаются с целью объединения  взаимодополняющих ресурсов партнёров
- интернационализирующие  СП: создаются с целью совместного  освоения компаниями зарубежных  рынков
- концентрирующие  СП: направлены на объединение  в рамках СП разных видов  деятельности и обеспечение преимуществ  на основе снижения конкуренции  и концентрации ресурсов
- диверсифицирующие  СП: направлены на освоение компаниями-партнёрами  новых, не связанных с основным  производством видов деятельности  и расширения источников прибыли компании [17, c.171-173].
      Организация СП обеспечивает максимально возможную степень доступа к передовым технологиям: дело в том, что традиционные формы передачи технологий (лицензирование, продажа патентов и др.) позволяют предприятию получить информацию об относительно новых разработках. Предприятия, продающие патенты и лицензии, как правило, являются и производителями информации, поэтому они не заинтересованы в передаче передовых разработок в другую страну (для этого им необходимо осуществлять обучение персонала, внедрять в производство новейшие разработки и др.). Подготовка местных специалистов иностранным партнером является одним из основных каналов распространения передовых технологий в отрасли и экономике.
      Деятельность  СП способствует оздоровлению экономической среды, повышению стандартов качества продукции,  росту эффективности использования ресурсов [18, c. 60].
      Наряду  с экономическими можно выделить и социальные показатели СП: рост уровня доходов (в абсолютном и относительном  выражении) работников СП, производство ранее недоступных товаров и  услуг, а также расширение числа  потенциальных потребителей в результате снижения цены товаров, выпущенных импортозамещающими СП.
     К факторам внешней среды, которые  оказывают влияние на успех и  неудачу СП, относятся: политические факторы (как международные, так  и национальные); экономические и  производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура.
     Использование СП позволяет зарубежным инвесторам разделить с партнером риск капиталовложений, получить доступ к местным рынкам сбыта, сократить время пускового периода, увеличить размер накопления капитала. Международные монополии, участвуя в образовании СП, руководствуются в основном стратегическими целями: проникнуть в ту или иную отрасль производства; захватить новые рынки, стремясь в будущем подчинить образованные СП полному контролю [6].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.