На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление инновациями на примере разработки и сбыта новой продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     АННОТАЦИЯ 

     Object of research of the given course work is the enterprise of Open Company " Valentine ". The Object of research - management of innovations at the enterprise.
     The purpose of the given work is consideration of a control system by innovations as new direction in management.
     In the first section of the present work the concept, classification of innovations, the maintenance of innovative management, and also consideration of technical and economic factors of their decrease are considered.
       In the second part of the given research the control system of innovations at the enterprise is opened, features of decision-making in management of innovations are revealed, the essence of strategic management is examined by innovations.
     In the third part of research managerial process by development and introductions of new production has been considered.
      As a result of the lead work has been drawn a conclusion, that management of innovations in management is covering design, technological, material, organizational and personnel preparation of manufacture, introduction of innovations, the analysis of the received results and entering of corrective amendments into these kinds of activity. 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

         1.1. Понятие и содержание инновационного  менеджмента……………..5
         1.2. Инновации и инновационный  процесс………………………………10

2. УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

         2.1. Особенности принятия решений в управлении инновациями……..15

         2.2. Формы управления инновационной деятельностью……………….17

         2.3. Стратегическое управление инновациями как составная часть

                инновационного менеджмента………………………………………20

    УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ И СБЫТА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
     3.1. Разработка и внедрение новой продукции…………………………24
         3.2. Управление созданием и выводом на рынок новой продукции на
                примере мебельной фабрики «Валентина»…………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       Сегодня, когда с российского рынка  ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
      В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента.
     Целью данной работы является рассмотрение системы управления инновациями как нового направления в менеджменте.
     В соответствии с указанной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:
     1. раскрыть понятие и содержание  инновационного менеджмента
     2. выявить особенности принятия  решений  в управлении инновациями
     3. раскрыть сущность стратегического управления инновациями
          4. рассмотреть на конкретном примере механизм управления инновациями на предприятии.
     Объектом  исследования данной курсовой работы является предприятие ООО «Валентина».
     Предмет исследования – управление инновациями на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 
         1.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента 

              Процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности называется инновационным менеджментом. Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью. Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.
    Для рыночной экономики характерна конкуренция  самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию.
     Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт.
     Чтобы характеристика инновационного менеджмента  как области исследований и практической деятельности стала более отчетливой, приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые обычно рассматриваются и решаются в рамках менеджмента продуктовых инноваций.
    Исследование рынка для новых продуктов: потребностей, емкость рынка, эластичности ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтение потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами. Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификации, а также стратегии продвижения продукта к потребителям.
    Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта: на этой основе принятие решений о размере и характере создаваемых под продукт производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, о  выборе между покупкой или арендой оборудования, типов и сроках трудовых контрактов для привлекаемых работников, глубине их переквалификации.
    Определение способов продажи нового продукта: выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптово-торговые предприятия.
    Исследование конъюнктуры рынков ресурсов: материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения доступности этих ресурсов, прогнозирование меры стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
    Нахождение субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования оснастки (при необходимости – изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство.
    Проработка возможных коопераций с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного или рискового продукта.
    Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных объемов выпуска, продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.
    Оценка эффективности и планирование инновации как инвестированного проекта (с использованием критериев ценностей инновации, 9норрмоотдачи, срока окупаемости капитальных вложений).
    Анализ рисков, определение методов их минимизации и стахования.
    Выбор организационной формы создания, освоение и размещение на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний или внешний венчур).
    Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержание необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, командирование специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработку, научно техническое сотрудничество).
     Применительно к процессам нововведения (технологии, организации производства и управленческого  процесса) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктом нового рынка, а возможно с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в менеджменте инноваций выступает, таким образом, подход к инновациям с позиции их рыночной перспективности.
              Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
    разработку планов и программ инновационной деятельности;
    наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;
    рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
          Таким образом, инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
            Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
    постановка цели и выбор стратегии
    четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено на схеме рисунок 1:

                Рис.1 Схема инновационного менеджмента.
    1. Планирование: составление плана  реализации стратегии.
    2. Определение условий и организация:  определение потребности в ресурсах  для реализации различных фаз  инновационного цикла, постановка  задач перед сотрудниками, организация  работы.
    3. Исполнение: осуществление исследований  и разработок, реализация плана.
    4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление  опыта. Оценка эффективности инновационных  проектов; инновационных управленческих  решений; применения новшеств.
     В настоящее время совершенствование  управления нововведениями для большинства компаний является важным средством поддержания их активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях. Огромное значение для повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование новых принципов менеджмента. Основными из них являются:
    Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
    Нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;
    Определение приоритетных задач инновационной работы исходя из целей и задач фирмы;
    Сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование – производство – сбыт»;
    Максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе одновременного параллельного решения инновационных задач.
 
           1.2. Инновации и инновационный процесс 

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Создатели  инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:
    обладать новизной;
    удовлетворять рыночному спросу;
    приносить прибыль производителю.
     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
     В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:
    продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
    процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
     По  типу   новизны   для   рынка  инновации делятся на:
    новые для отрасли в мире;
    новые для отрасли в стране;
    новые для данного предприятия (группы предприятий).
     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
    инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
    инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
    инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
    радикальные (базовые);
    улучшающие;
    модификационные (частные).
     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
    технологические;
    производственные;
    экономические;
    торговые;
    социальные;
    в области управления.
     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный  инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:
     1) создание новшества и его распространение; 
     2) диффузия нововведения.
     Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
     Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг. Но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.
     Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.
     Инновационная деятельность в сфере технологической  подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации и планирования производственных процессов.

           2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

         2.1. Особенности принятия решений в управлении инновациями

     Управление  инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов  инновационной деятельности. Методология  принятия решений в инновационном менеджменте базируется на системе научных знаний о методах управления, их целевой направленности.
     Обширный  комплекс работ, выполняемых как  в составе инновационных процессов, так и по многим (в большинстве  случаев локальным) направлениям инновационной деятельности, имеет высокую неопределенность достижения желаемых результатов, предусматриваемой конечной и промежуточными целями инноваций. При этом каждой промежуточной цели свойственна своя, конкретная ситуация, требующая адекватных решений в процессе управления. В одной ситуации управленческие решения нацелены на уменьшение коммерческого риска инвесторов, в другой — на преодоление возмущающих воздействий многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий. Достижение конечной цели требует решений по уменьшению коммерческого риска инвесторов.
     Особенности принятия решений в управлении инновациями  зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как  в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.
     Для этого в соответствии с теорией  графов строится смешанный граф абстрактного инновационного процесса от возникновения перспективной идеи до ее практической реализации. Смешанным граф называется потому, что он состоит из неориентированных подграфов, отражающих альтернативы путей достижения промежуточных целей, где неопределенность достижения целей значительно уменьшилась.
     По  результатам эскизно-технического проектирования, которое реализует  техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение  о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.
     Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам  проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.
     Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно  превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
     В связи с большими объемами предстоящих  работ и крупными затратами принято  применять программно-целевой метод  планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе программно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.

          2.2. Формы управления инновационной деятельностью

     Существуют  два направления организации  эффективного управления инновационным процессом:
     интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
     выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.
     На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них. При этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.
     Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.
     В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:
    советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;
    отделения и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;
    проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;
    отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;
    центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
    венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;
    специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;
    аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.
     Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация.       
     Такая кооперация возможна в рамках:
      отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
      инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;
      финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

                2.3. Стратегическое управление инновациями как составная часть

                       инновационного менеджмента

       
              Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.
          Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
       С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.
Стратегическое  планирование преследует две основные цели:
      Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
      Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).
          Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.
           Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
Общая цель организации должна учитывать:
    основное направление деятельности фирмы;
    рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
    культура организации, ее традиции, рабочий климат.
          При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить. После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.
         Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы:
    оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
    выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
    исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.
           Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:
      1. Оценить текущую стратегию конкурентов  (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.).
      2. Исследовать влияние внешней  среды на конкурентов.
      3. Попытаться собрать сведения  о научно-технических разработках  соперников и другую информацию  и составить прогноз будущих  действий конкурентов и наметить  пути противодействия.
            Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.
              Разработанная стратегия редко бывает чисто формальной и базируется частично на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме:
     

     

                Рис. 2.1. Фазы стратегического планирования
           Фаза А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен на схеме: 



     
     

     
     
     
     

     

     

Рис. 2.2. Формулировка стратегии
           Многие стратегии возникают после идеи, связанной с новшеством.
Принимая  ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма  считает приемлемым для каждого  из принимаемых решений?
2. Знание  прошлых стратегий и результатов  их применения позволит фирме  более успешно разрабатывать  новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция  на владельцев. Стратегический план  разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать  силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
 
 
 
 
 
 
 
 
      УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ И СБЫТА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
 
       3.1. Разработка и внедрение новой продукции 

      Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта. Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.д.). Процесс перевода новации (- новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое введение) в инновацию (- innovation – "введение новаций") также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
      В теории и практике нет единого  подхода к составу этапов жизненного цикла продукта. В методологии  комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта:
      исследование  и разработка;
      изготовление;
      обращение и реализация;
      эксплуатация  и потребление.
      В соответствии с международной практикой жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:
      Этап 1. Систематизация поступающих идей:
      сбор  информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих  из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
      сбор  информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки  и освоения продукции, определение  размеров риска;
      сбор  информации о целевых рынках и  долгосрочных тенденциях их развития.
      Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка  идей нового продукта:
      определение возможностей и практической реализации идей;
      выяснение степени технологической общности  новых и традиционных изделий;
      соответствие  новой продукции имиджу фирмы  и стратегии развития;
      определение патентной чистоты будущего изделия.
      Этап 3. Анализ экономической эффективности  нового продукта, разработка программы  маркетинга:
      техническая разработка продукта;
      определение технико-экономических характеристик  продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
      оценка  потенциального рыночного спроса и  объема продаж;
      определение расходов на создание и освоение новой  продукции, сроки окупаемости новой  продукции;
      наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции;
      сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок;
      анализ  и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту.
      Этап 4. Создание нового продукта:
      разработка  конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы;
      создание  образца и проведение технических  испытаний;
      определение наименования товара, его товарного  знака, оформления, упаковки, маркировки.
      Этап 5.Тестирование на рынке:
      тестирование  на ограниченном рынке в течение  не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и т.д.);
      выбор оптимальных каналов реализации;
      выбор средств и методов рекламы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.