На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ

    Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности [1, с. 47]. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
    Фискальная  политика является очень сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении [2, с. 83].
    Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
    Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации (РФ) переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
    Большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
    Основной  задачей хозяйственной политики представители теории предложения  считают определение оптимальных  ставок налогообложения и налоговых  льгот и выплат. Снижение налогов  рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.
    С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство РФ не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений.
    Безусловно, невозможно в одной работе досконально  рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями.
    Цель  работы рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории РФ фискальной политики, проводимой правительством РФ, а также раскрыть сущность и значение фискальной политики государства. Поставленная цель требует решения следующих задач:
      дать определение и понятие фискальной политики
    конкретный анализ фискальной политики России в последние годы
    рассмотреть эффективность государственной политики и её государственное регулирование
    Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения библиографического списка и приложения. В первой главе раскрыты общие понятия и положения фискальной политики государства в целом. Так же были рассмотрены два экономических регулятора фискальной политики, такие как: государственные расходы и налоги. Их применение в различных сочетаниях и варианты воздействия на реальный объем национального производства  и его структуру. Так же была рассмотрена теория английского буржуазного экономиста Джорда Мейнарда Кейнса, которая оказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку фискальной политики. А во второй главе описана фискальная политика РФ, её мультипликаторы и вклады государственных расходов в экономику в целом. Были рассмотрены статистические данные по фискальным мультипликаторам расширенного бюджета РФ в период 2005-2009 года. Так же были рассмотрены данные по среднегодовым вкладам изменения фискальных расходов на рост ВВП. В третьей главе рассматривается эффективность фискальной политики. Её регулирование и различного вида эффекты. Так же в этой работе присутствует заключение, в котором были подведены итоги данной курсовой работы и были выдвинуты гипотезы по улучшению функционированию фискальной политики. Так же в работу входят: библиографический список, в котором были использованы различного рода научные статьи, учебные пособия по макроэкономике, учебники по налогам и налогообложению, а так же интернет-сайт Сбербанка Российской Федерации и интернет-энциклопедия.  В данной курсовой работе присутствует приложение в котором отображена информация о среднегодовом вкладе изменений  фискальных расходов на рост ВВП в табличном варианте. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

   Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания [3, с. 93]. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
   Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
   Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются [4, с. 103]:
        устойчивый рост национального дохода,
        умеренные темпы инфляции,
        полная занятость,
        сглаживание циклических колебаний экономики.
   Фискальная  политика строится на использовании  двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. 

      Государственные расходы
 
     Государственные расходы, во-первых, вызваны самим  фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
     Государственные расходы делятся на четыре основных группы:
    расходы на социально-культурные нужды;
    расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
    военные расходы;
    расходы на управление.
   Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
   По  роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся  на три группы:
    расходы в сферу материального производства;
    расходы на непроизводственную сферу;
    расходы на создание резервов.
   По  целевому назначению государственные  расходы делятся на:
    капитальные затраты – затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники).
    текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.
    затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
   По  территориальному признаку расходы  делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
   По  источникам государственные расходы  делятся на три группы:
    бюджетные ассигнования;
    расходы за счет резервных и страховых фондов;
    кредитные источники финансирования;
    самофинансирование.
     Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как  бы значительны ни были колебания  государственных расходов в экономику  в пределах отдельной страны, общая  тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее   назначение  этих расходов–создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.
   В настоящее время участие государства  в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.
     1. Финансирование отраслей инфраструктуры.
     2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.
     3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится  добыча каменного угля и некоторые  другие отрасли добывающей промышленности.
     4. Финансирование отраслей, требующих  больших первоначальных вложений  и имеющих длительный срок  окупаемости.
     5. Финансирование сельского хозяйства  и малодоходных отраслей, имеющих  важное значение для развития  других отраслей.
    6. Финансирование научно-исследовательских  работ фундаментального и поискового  характера. Участие государства  в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.
   Государственные расходы и совокупный спрос.
   Прежде  чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничении.
   Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
   Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные  расходы не оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
   В-третьих, налоги рассмотрим как налоги на доход населения.
   Исходя  из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги paвны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y  - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населения и предприятия. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°.
        Рис 1. Влияние государственных расходов совокупный спрос  

Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы paвны объему производства. Исходя из данных рассуждении можно записать, что BHП=C+1+G, где С - потребительский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции. Но более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов. Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS'. Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.

        Рис 2. Воздействие фискальной политики на уровень  ВНП 

   Если  экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то  мы движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е’’. В точке Е”рынок товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е’, где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка равновесия. Сравнивая положение в точке Е’ с первоначальным равновесным положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента.
   Мультипликатор  государственных  расходов.
   Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиции. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
                                                 Прирост ВНП
              МРG =
                                    Прирост государственных  расходов     (1) 

   Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается и точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд р.
        
        Рис 3. Мультипликатор государственных расходов 

   Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд р., следовательно. прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.                         
   Таким образом, рост объема государственных  закупок увеличивает равновесный  уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных  закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции [21, с. 103]. 

      Налоги
 
   Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований ». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
     - утверждение налогов – прерогатива  законодательной власти;
     - налог является индивидуально безвозмездным;
     - односторонний характер установления  налога;
      - уплата  налога как обязанность налогоплательщика  не порождает встречной обязанности  государства;
         налог взыскивается в условиях безвозвратности;
   цель  взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
   В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и экономическую.
   Фискальная  функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.
   Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
   Классификация налогов может быть проведена  по разным критериям:
    По способу взимания:
- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  - реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  - личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:
  - косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  - косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги (например, НДС);
  - фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  - таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:
- федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
  - региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов;
  - местные, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.
    По целевой направленности введения налоги классифицируются:
  - абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
  - целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
    В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги:
  - взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
   - взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  - смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
    По срокам уплаты налоги бывают:
   - срочные, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
   - периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
   Реализация  практического назначения налогов  осуществляется посредством функций  налогов.
   Фискальная  функция означает формирование государственных  доходов путем аккумулирования  в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу [19, с. 64].
   Регулирующая  функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.
     Социальная  функция затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется  посредством:
     - неравного обложения налогом  разных сумм доходов (использование  прогрессивной шкалы налогообложения);
     - применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
     -  введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).
   Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.
   Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.
   Основными рычагами фискальной политики государства  являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
   В экономической теории существуют различные  точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
   Сторонники  кейнсианского направления традиционно  ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.
   Сторонники  теории «экономики предложения» рассматривают  уменьшение налоговых ставок как  фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).  

           
     
     
     
     

         Рис 4. Уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения
   Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.