Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Некрасов - журналист

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
   Кировский филиал
   Гуманитарный  факультет
   Кафедра журналистики 
 
 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА
   по  истории отечественной  журналистики 

   тема:
   Некрасов - Журналист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент IV курса
Гуманитарного факультета специальности
030601.65 Журналистика
Силенко Андрей Сергеевич 

Научный руководитель:
Решетова  Зоя Петровна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. Некрасов Николай Алексеевич жизнь и творчество………………………....5
      1.1 Рождение………………………………………………………………..5
      1.2 Ранние годы…………………………………………………………….5
      1.3 Литературная деятельность……………………………………………6
II. Некрасов – журналист…………………………………………………………9
      2.1 Первые опыты в журналистики……………………………………….9
      2.2 Издательство «Современник» и  лучшие черты Некрасова как  редактора…………………………………………………………………………14
      2.3Некрасов  и «Отечественные записки»……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     С творчеством  писателя России  Николаем  Алексеевичем  Некрасовым мы были знакомы с юного возраста по таким произведениям как «Мороз, красный нос», «Саша» и др. Им восхищались многие: Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский. Так например о творчестве Некрасова писал русский поэт начала XX века К. Д. Бальмонт: "Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть - великое благословение... Опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной далекой луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие".
     Но  Н. А. Некрасов вошёл в историю  не только как литературный деятель, но и как замечательный журналист  и редактор. После встречи с  В. Г. Белинским, который высоко ценил  острый критический ум Некрасова, поэтический  талант, глубокое знание народной жизни  и унаследованную от ярославцев деловитость  и предприимчивость, он становится вместе с ним организатором литературного  дела. Некрасов собирает и публикует  в середине 40-х годов два альманаха - "Физиология Петербурга" и "Петербургский  сборник". В них печатают очерки, повести и рассказы о жизни  столичной бедноты друзья Белинского и Некрасова, писатели передового образа мысли, сторонники "гоголевского", критического направления.
     В 1847 году в руки Некрасова и его  друзей (И. И. Панаева, Белинского, Тургенева) переходит журнал “Современник”, основанный А. С. Пушкиным, потускневший после его  смерти под редакцией П. А. Плетнева и теперь заново возрожденный. После  закрытия «Современника»,  Некрасову  удается арендовать у А. А. Краевского журнал “Отечественные записки”. С 1868 года и до самой смерти Некрасов остается бессменным редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные литературные силы 70-х годов.
     Объектом  курсовой работы является журналистская  деятельность Н. А. Некрасова.
     Предметом исследования является работа Н. А. Некрасова  в журналах «Современник» и «Отечественные записки»
     Материалом  для курсовой работы послужила биография  Николая Алексеевича Некрасова  его журналистская и публицистическая деятельность.
     Целью курсовой изучить журналистскую деятельность великого писателя, описать его  публицистическое мировоззрение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. Некрасов Николай Алексеевич Жизнь и творчество
     1.1. Рождение
     Принадлежал к дворянской семье Ярославской  губернии; родился в Винницком  уезде Подольской губернии, где в  то время квартировал полк, в котором  служил отец Некрасова, поручик Алексей  Сергеевич. Это был человек, много  испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти  всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич  Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна  Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно  воспитанную дочь за небогатого, малообразованного  армейского офицера; брак состоялся  без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как  о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в  поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый  образ той, которая скрасила своей  благородной личностью непривлекательную  обстановку его детства. Обаяние  воспоминаний о матери сказалось  в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. 

     1.2. Ранние годы
     Детство Некрасова протекло в родовом  имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и  сестёр (в живых осталось лишь трое — два брата и сестра)), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять  место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.
     В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую  гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством  не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для  сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Cанкт-Петербург, для определения  в дворянский полк.
     Не  всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел  и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении  солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл  его в какую-то трущобу на окраине  города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова. 

     1.3. Литературная деятельность
       Дела его скоро устроились: он  давал уроки, писал статейки  в «Литературном прибавлении  к Русскому Инвалиду» и «Литературной  Газете», сочинял для лубочных  издателей азбуки и сказки  в стихах, писал водевили для  Александринского театра (под именем  Перепельского). У него начали  появляться сбережения, и он решился  выступить со сборником своих  стихотворений, которые вышли  в 1840 году с инициалами Н.  Н. под заглавием «Мечты и  звуки».
     В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником  «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним  познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».
     Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали  И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный  успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные  люди» Достоевского. Поздние годы
       В начале 1875 года Некрасов тяжко  заболел, (врачи обнаружили у него  рак кишечника), и скоро жизнь  его превратилась в медленную  агонию. Некрасова оперировал специально  прибывший из Вены знаменитый  хирург Бильрот, однако операция  могла лишь ненамного продлить  ему жизнь. Вести о смертельной  болезни поэта довели популярность  его до высшего напряжения. Со  всех концов России посыпались  письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду  больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым  ключом.
     Написанные  за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях  о детстве, матери и совершённых  ошибках, принадлежат к лучшим созданиям  его музы. Рядом с сознанием  своих «вин», в душе умирающего поэта  ясно вырисовывалось и сознание его  значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне  «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар  кроткой родины твоей… Уступит свету  мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой…»  Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько  тысяч человек, преимущественно  молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.
     Похороны  Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних  почестей писателю. Уже на самих  похоронах Некрасова завязался  или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним  и двумя величайшими представителями  русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько  слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена  рядом, но несколько молодых голосов  прервали его криками: «Некрасов  выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и  Лермонтов были выразителями всего  русского общества, а Некрасов —  одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую  мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины  художественного совершенства, и  «неуклюжим» стихом Некрасова, будто  бы лишённым всякого художественного  значения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II.Н. А. Некрасов - журналист
     2.1 Первые опыты в  журналистики
     Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю  русской культуры не только как национальный поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (1847-1866) и «Отечественные записки» (1868-1877) и  книгоиздатель. В его творческой биографии эти сферы деятельности слиты так органично, что литературные оппоненты язвительно называли его стихи «поэзией журнальных мотивов», а ближайшие журнальные сотрудники были склонны считать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже превосходит цену его собственной поэзии».
     Нельзя  забывать, что помимо врожденных способностей у Некрасова-журналиста были замечательные учителя. Приехав в Петербург летом 1838 г. в свои неполные семнадцать лет, он уже в октябрьском и ноябрьском номерах «Сына Отечества» напечатал свои первые стихи, жил некоторое время в квартире редактора этого журнала Н.А. Полевого. Вспоминая в конце жизни о встречах с Полевым, Некрасов писал: «Дал мне работу, я Переводил с французского, писал отзывы о театральных пьесах, о книгах, ничего о них не зная, ходил в Смирдинскую библиотеку-кабинет, бирал кое-какие материалы, и заметки составлялись. Так я писал и сам учился».
     Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в  редакции всех петербургских журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик, так что, когда Ф. А. Кони, основавший в начале 1840 г. новый журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», стал подыскивать себе надежного помощника по редакции, его выбор пал на Некрасова. А с осени 1840 г. под редакцию Кони перешла и «Литературная газета», издававшаяся А.А. Краевским, и Некрасов становится одним из основных сотрудников обоих изданий, редактируемых Кони. Исполняя обязанности помощника редактора (заказы и сбор материалов, связь с типографией, чтение корректур и т. д.), Некрасов выступает в «Пантеоне...» и «Литературной газете» во всех литературно-журнальных жанрах: проза, поэзия, драматургия, критика, публицистика — под собственным именем, под псевдонимами (Н. Перепельский, Феоклист Онуфрич Боб, Белопяткин и др.) и анонимно.
     На  весенне-летний период 1841—1842 гг. Кони уехал в Москву, и помимо авторской  работы для «Пантеона...» и «Литературной  газеты» Некрасову пришлось выполнять обязанности редактора этих изданий. Авторитетным консультантом и советчиком Некрасова в это время бывал издатель «Литературной газеты» и редактор «Отечественных записок» А. А. Краевский, который уже в 1841 г. привлек Некрасова к участию в своем журнале. С первого номера «Отечественных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником критического отдела «Литературной газеты», Некрасов вместе с И. И. Панаевым участвовал в сатирических «Литературных и журнальных заметках» В. Г. Белинского. А в отсутствие Белинского (лето 1843 г.) Некрасов взял на себя часть его обязанностей по критическому отделу журнала Краевского.
     Белинский, возглавлявший в 1840 г. литературно-критический  отдел «Литературной газеты», оценил Некрасова как журналиста гораздо раньше, чем как поэта. В массе петербургских «журнальных рабов» критик разглядел сотрудника, который как будто от рождения владел всеми литературными жанрами и видами журнальной работы. Впоследствии, вспоминая о работе в «Литературной газете», Некрасов писал: «Отзывы мои о книгах обратили внимание Белинского, мысли наши в отзывах отличались замечательным сходством, хотя мои заметки в газете по времени часто предшествовали отзывам Белинского в журнале. Я сблизился с Белинским». «Поворот к правде» — так определил сам Некрасов значение для него личного сближения с Белинским. Оставаясь постоянным сотрудником «Литературной газеты» и «Отечественных записок», Некрасов в 1843 г. активно участвовал в литературно-критическом отделе газеты «Русский инвалид» (фельетонная рубрика «Журнальные отметки»), перешедшей под редакцию Краевского. К этому времени относятся и первые опыты самостоятельной редакционно-издательской работы Некрасова, и первые попытки организации свежих литературных сил в одном печатном органе. В моде были «копеечные» развлекательные издания, и Некрасов использовал это обстоятельство для издания, имеющего литературно-общественное значение. В течение 1843 г. он с помощью книгопродавца А. И. Иванова издал два выпуска сатирических «Статеек в стихах, без картинок», в которых кроме самого редактора участвовали поэт и актер Н. И. Куликов и молодой литератор В. Р. Зотов. Издание заслужило одобрительный отзыв Белинского и пользовалось успехом у читателей.
     Осенью 1843 г. Краевский продал свои права  на издание «Литературной газеты» книгопродавцу А. И. Иванову, оставив за собой обязанности ответственного редактора. Однако фактически принять на себя исполнение обязанностей редактора «толстого» журнала «Отечественные записки» он не смог. «Краевский по контракту взял на себя всю работу за 18 ООО рублей ассигнациями, — вспоминал впоследствии Некрасов, — а сдал мне всю ее за 6000 рублей в год. В газете был отдел „Дагерротип", весь он исписывался мною и в стихах, и в прозе. Я как-то недавно расчел, что мною написано всего журнальной работы до 300 печатных листов». Некрасов руководил «Литературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в качестве неофициального редактора ознаменовалось программной статьей «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», напечатанной в двух первых номерах газеты 1844 г. В этом году им было написано больщинство рецензий, но основная часть его авторской работы была связана с публицистическим отделом под рубрикой «Петербургская хроника».
     В своих рецензиях, статьях, фельетонах и сатирических заметках Некрасов популяризирует и защищает творчество М. 10. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, молодого И. С. Тургенева. Уже в статье «Взгляд на главнейшие явления...» Некрасов об-1 наруживает глубокое понимание долговременных и вечных задач и целей литературы, ее роли в современном обществе, которые, несомненно, шире интересов еще только нарождавшейся «натуральной школы». С уничтожающей иронией он говорит здесь о трех родах современной литературы, одинаково далеко стоящих от высоких целей подлинного искусства: литературы «грязной, копеечной», литературы «промышленной» и литературы «старческой, смотрящей на вещи глазами доброго старого времени», «с ожесточением... предающей анафеме все новое и лучшее». Им, этим родам литературы, считает Некрасов, противостоит другая, «только что возникающая».
     Полемические, сатирические выступления Некрасова-журналиста в этот период направлены против Ф. В. Булгарина, Л. В. Бранта, Н. И. Греча, К. П. Масальского, О. И. Сснковского, П. А. Полевого.
     Летом 1844 г. Некрасов совместно с Белинским  и Тургеневым разрабатывает идею и план художественно-публицистического освоения петербургской жизни в многотомном альманахе по типу широко известных в то время французских «физиологии». Подготовка альманаха к изданию сопровождалась рядом методологических статей, «типовых» публикаций, рекламных объявлений и анонсов в «Литературной газете», «Отечественных записках», «Русском инвалиде» и других изданиях. С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь перешедшую под редакцию Кони, для самостоятельной редакционно-издательской деятельности и до конца этого года выпускает в свет две части «Физиологии Петербурга». Некрасовский альманах стал одним из первых коллективных изданий, в основу которого была положена социально-преобразующая идея, декларированная Белинским во «Введении» к первой части «Физиологии Петербурга». Издание сопровождалось рекламными анонсами и рецензиями Некрасова и Белинского в «Литературной газете», «Русском инвалиде» и «Отечественныхзаписках».
     Подготовка  и издание первого альманаха  произведений писателей «натуральной школы» сопровождались двумя другими  литературными предприятиями Некрасова, имевшими сугубо коммерческое значение для материального обеспечения альманаха: книжек «Полька в Париже и Петербурге» и «Дедушка Крылов», составленные по заказу Некрасова Григоровичем.
     Не  отказываясь от мысли готовить следующие  выпуски «Физиологии Петербурга», Некрасов уже в первой половине 1845 г. задумал издание нового типа: сборник, который бы объединял передовые силы русской литературы, сплоченные вокруг Белинского. В отличие от предыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиологического» исследования разных сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, новый альманах под названием «Петербургский сборник» должен был стать органом демократического направления русской литературы во всех ее жанрах — прозе, поэзии, публицистике, критике. Эта книга вышла в свет в начале 1846 г.
     Одновременно  с подготовкой «Петербургского  сборника» Некрасов собрал и издал  небольшой по объему дешевый сатирический альманах, доступный по цене и содержанию любому русскому читателю. В новом  качестве это издание, иллюстрированное П. А. Федотовым, А. А. Агиным и другими  художниками и названное «Первое  апреля», продолжало традицию некрасовских «Статеек в стихах...». Кроме самого Некрасова в нем приняли участие Григорович, Достоевский, Кульчицкий, Панаев.
     Выход четырех книг некрасовских альманахов в течение одного года (март 1845 —  апрель 1846) существенно изменили журнальную и литературно-общественную ситуацию в России. Сформировалось, окрепло  и к середине 1846 г. стало господствующим новое литературное направление — «натуральная школа», которое сразу завоевало сочувствие и симпатии большинства русских читателей.
     Альманахи Некрасова, принесшие славу не только их молодым авторам, но и редактору-издателю, обеспечили условия (авторский коллектив, общая идейная платформа, читательское признание) для организации нового печатного органа передовых сил  русской литературы во главе с Белинским и Некрасовым. 

     2.2. Издательство «Современник»  и лучшие черты  Некрасова как  редактора
     Обогатившись  опытом редактирования  изданий, Некрасов все чаще обращается к мысли о  выпуске журнала. Так созрело  решение взять в свои руки «Современник». Двадцать лет, с 1847 по 1866 г., стоял Некрасов во главе этого издания, ставшего органом революционной демократии. Целая эпоха русской жизни  и революционного движения запечатлены  на его страницах. Выход каждой книги  «Современника» был событием, его  тираж в годы подъема революционного движения достиг огромной для того времени цифры – десять тысяч. «Современник» пропагандировал  идеологию революционных разночинцев, выступал защитником крестьян, требовал коренных социально-экономических  преобразований. На его страницах  изложена программа крестьянской социалистической революции, выработанная Чернышевским, Добролюбовым и их соратниками. Здесь  сотрудничали все крупнейшие писатели той поры – Тургенев, Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Салтыков-Щедрин, крупные  русские ученые. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, какого не было прежде, и в смысле идейном, и в отношении структуры, внутренней организации материала.
     В конце 1846 года Некрасов раздобыл взаймы денег и вместе с писателем  Иваном Панаевым взял в аренду журнал “Современник”. В который  перешел  со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались  лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.
     Первая  книжка “Современника” вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В  нем прослеживалась единая позиция  по поводу освещения всех вопросов: общественно-политических, литературных, философский, исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед. Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.
     В первых же книжках “Современника” были напечатанны “Кто виноват?”, “Сорока  – воровка”, Герцена, многие из “Записок охотника” Тургенева, “Псовая охота” Некрасова, статьй Белинского и другие произведения, заключавшие протест  против строя. Но в 1848 году правительство  было испуганно восстаниями и  революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения  всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически  невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически  ничего, во всем видели проявление прогрессивных  идей. Под красными чернилами цензора  погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в  “Современнике”. Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым  грозила такая же участь. Но Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман “Три стороны света”, который писал по ночам, так как  днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно  для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.
     Некрасову не пришлось самому разрабатывать принципы революционно-демократической журналистики и требования к журналу нового типа. Заслуга редактора «Современника» заключалась в другом: он претворил  в жизнь программу, намеченную Белинским. Это проявлялось в том, что  «Современник» был идейным органом, и все его отделы – беллетристика, стихи, критика, публицистика – выражали революционное направление издания. Сотрудники журнала были едины в  оценке главных общественно-политических и эстетических проблем.
     Можно и должно говорить о редакторском таланте Некрасова, его особом уменье находить авторов, увидеть в начинающем литераторе дар публициста и критика. Но главное, что определяло успех  его деятельности как редактора – это четкие, несмотря на некоторые колебания, идейные позиции.
     Обратимся, например, к 1856 г. В это время только развертывалась в «Современнике» работа Чернышевского. Почувствовав, куда ведет  дело молодой разночинец, либерально настроенные сотрудники пытались дискредитировать его и выжить из журнала. Однако Некрасов как редактор был непреклонен, не согласился с либералами и отдал  предпочтение не им, людям именитым, а молодому неизвестному критику. Более  того, уезжая лечиться, Некрасов передает Чернышевскому редакторские обязанности.
     Факт  этот в истории журналистики необычайно важный и вовсе не случайный. Взгляды  Некрасова и Чернышевского по многим эстетическим и политическим проблемам в это время совпадали, едины они были в вопросе о  сущности и назначении искусства. Некрасов, как и Чернышевский, считал, что  «нет науки для науки, нет искусства  для искусства – все они  существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека, для его  обогащения знанием и материальными  удобствами жизни». Совпадала их оценка Гоголя и гоголевского направления. Сходились они в горячей приверженности принципам Белинского, стремлении возродить  и дальше развить их в новых  условиях. Это и было то главное, что определило отношение редактора  к новому сотруднику. 

     Идейность и принципиальность Некрасова постоянно  сказывались в отборе материала  для «Современника». Ни известность, ни высокие рекомендации не действовали, если речь шла о вещи идейно неполноценной  или малохудожественной.
     Важной  чертой деятельности Некрасова-редактора  было стремление к коллективности в  редакторской работе. Уже первые его  шаги в журналистике отмечены стремлением  привлечь передовых писателей к  руководству альманахами, а затем  журналами. Примечательно в этом смысле «обязательное соглашение»  с Толстым, Тургеневым, Островским и  Григоровичем в 1856 г. Позже, к концу 50-х годов, создается своеобразная «редакционная коллегия» в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского и Добролюбова. Лишенный характерного для многих редакторов той поры тщеславия, Некрасов отлично понимал, что линия, выработанная коллективом, будет в большей мере отвечать задачам, стоящим перед страной. «В силу коллегиальности, – писал Н.К. Михайловский, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях».
     Деятельность  Некрасова в «Современнике», как  позже и в «Отечественных записках», не ограничивалась организационно-редакторскими  обязанностями. Он много занимался  тем, что можно назвать собственно редактированием – правил статьи, читал корректуры. Приходится поражаться, какой огромной по размаху и разносторонней по содержанию была эта работа. «...Честью Вас уверяю, – писал Некрасов Тургеневу 9 января 1850 г. в связи с  подготовкой очередного номера «Современника», – что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал  еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...».
     Некрасова-редактора  характеризовало бережное отношение  к тексту, стремление сохранить авторскую  манеру и индивидуальность. Если же возникала необходимость внести поправки в рукопись, он обычно просил сделать их самого автора.
     Для Некрасова, несомненно одного из самых  выдающихся руководителей журналов прошлого, в редакторской деятельности не было мелочей. Большое внимание уделял он языку и стилю материалов, намеченных к публикации. Главные требования его – краткость и ясность  изложения, соответствие стиля теме. Даже в редакционно-технических  делах он проявлял высокую требовательность и аккуратность.
     В 1861 году умирает Добролюбов. Через  год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с  ненавистным журналом. В 1865 году “Современник”  был запрещен.
     Но  долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал “Отечественные записки”, его  соавтором становится Салтыков —  Щедрин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.