На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности становления, влияния и развития финансово-промышленных групп в постсоветском пространстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности  становления, влияния и развития финансово-промышленных групп в  постсоветском пространстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил  выпускник  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

МОСКВА 2009
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Осуществляемые  в Российской Федерации экономические  реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного  хозяйства – предприятия (организации), его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предприятия в принципиально новые отношения с государством (бюджетом), с хозяйствующими партнерами и наемными работниками. Наряду с предоставленными экономическими свободами в осуществлении деятельности предприятий (организаций) устанавливаются и новые экономико-правовые регуляторы.
     Преодоление современной стагнации экономики  постсоциалистических государств требует  объединения их усилий по созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей народного хозяйства. При этом единое экономическое пространство, предусматривающее свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, может быть сформировано при соблюдении этапности развития, поддержании соответствующего правового обеспечения и создании эффективного механизма принятия и реализации принципиальных решений.
     Страны  содружества независимых государств (СНГ), используя опыт Европейского Союза (ЕС) и других межгосударственных объединений, идут по пути создания единого экономического пространства через установление режима свободной торговли, создание таможенного и платежного союзов. Однако отсутствие соответствующих унифицированных правовых актов, действенного механизма взаимоотношений приводит к тому, что многие принимаемые соглашения сводятся к декларативно-рекомендательному характеру. В результате экономикам государств наносится серьезный ущерб, в виде падения валового внутреннего продукта (ВВП), жизненного уровня населения, углубления кризиса.
     Идея  интеграции стран через создание финансово-промышленных групп (ФПГ) направлена на достижение чрезвычайно важной цели - налаживанию кооперирования сырьевых, обрабатывающих отраслей и финансового капитала. В этой связи возникает ряд вопросов: нужны ли в нашей экономике ФПГ, если нужны, то какими они должны быть; возможны ли ФПГ с привлечением российского или других иностранных капиталов? Эти вопросы уже не один год широко обсуждаются на всех уровнях стран СНГ. При этом нередко высказываются прямо противоположные мнения.
     Возникают и такие вопросы, которые при существующих условиях межгосударственных взаимоотношений относятся к числу неразрешенных. Например, какие меры необходимо предпринять в период, когда Республика Беларусь переходит к более эффективной, ориентированной на рынок, экономической системе, к такой системе, которая нацелена на создание реальных преимуществ основной массе населения? Какие действия должны предпринять хозяйствующие субъекты рынка, чтобы стать привлекательными для интеграции с банковским капиталом?
     Исследование путей решения этих проблем в развитых странах позволяет утверждать, что банковский (денежные средства) и промышленный (материальные ресурсы) капитал не находятся в антагонистических отношениях, а, наоборот, заинтересованы друг в друге, ибо без промышленности банк хиреет, а без денег промышленность чахнет.
     Любое государство стремится привлечь иностранные инвестиции. Например, для Беларуси, как страны с переходной экономикой, в которой развита в основном перерабатывающая промышленность, привлечение иностранных инвестиций — наиболее актуальная проблема. Существуют и другие проблемы, к числу которых относятся такие: почему из ежегодного мирового объема инвестиций, который составляет около 200 млрд. долл., почти половина идет в четыре страны: США, Японию, ФРГ и Великобританию? Почему Индонезия за пять лет привлекла в свою экономику значительную часть прямых инвестиций, а в экономику Беларусь иностранные инвестиции почти совсем не вкладываются? Ответ, на наш взгляд, и прост, и сложен: в государстве должна быть создана программа построения эффективной экономики, программа конкретная, понятная, подкрепленная властью закона.
     Решение этой проблемы, по нашему мнению, во многом зависит от проведения структурных  преобразований в экономике путем  создания ФПГ. Идею образования ФПГ в принципе поддерживают промышленники, некоторые предпринимательские структуры и государственные органы, ответственные за развитие промышленности и экономики в целом. Настороженное отношение к интеграции в форме образования ФПГ с привлечением российских предприятий и банков имеет место в парламентских кругах. Из-за неотработанности ряда правовых аспектов против создания и функционирования ФПГ высказываются и многие юристы.
     Проблемам функционирования рыночной экономики, формирования и развития ее структуры и субъектов рынка много внимания было уделено в трудах классиков экономической теории А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса. Они исследованы в трудах А.Маршалла, Дж.М.Кейнса, Н.Калдора, Н.Кондратьева, П.Самуэльсона, М.Фридмена, Ф.Хайека, Дж.Хикса, Й.Шумпетера и других экономистов. На современном этапе эти вопросы освещались в трудах Л.И.Абалкина, Ю.В.Аджубея, Э.Азорянца, А.Анисимова, С.Батчикова, А.И.Безрукова, А.Витина, И.И.Герчиковой, С.Глазьева, С.К.Гончаренко, Б.А.Ерзкяна, А.Калина, А.Е.Карлика, Г.Б.Клейнера, А.Ковалевского, А.Костина, В.Куликова, Д.Львова, Х.Мингазова, В.Никифоровой, А.Пономарева, Л.С.Тарасевича, В.А.Цветкова, А.Цыгичко, Г.Г.Чебрикова и многих других авторов.
     Вместе  с тем, проблема становления современных  рыночных формирований (ФПГ, ТНК, холдингов и т.д.) в государствах с постплановой экономикой изучены пока недостаточно, что предопределяет большую научную и теоретическую актуальность и важность данной темы исследования.
     Целью реферата является изучение роли и значения ФПГ и других транснациональных образований для обеспечения дальнейшего развития рыночных отношений и макроэкономических процессов в государствах с транзитивной экономикой.
     В соответствие с намеченной целью  в реферате поставлены и решались следующие основные задачи:
    • выявить  основные принципы формирования и функционирования ФПГ в странах с развитой рыночной экономикой;
    • проанализировать опыт формирования и функционирования ФПГ в России и результативность их производственно-экономической деятельности.
     Объект  исследования. Объектом исследования являются структура рыночной экономики и характер хозяйственных связей в развитых странах; макроэкономическая политика России и других стран СНГ, направленная на структурную перестройку национальных экономик и проведение интеграционных процессов в условиях развития рыночных отношений.
     Предметом исследования служит комплекс экономических  и социальных проблем формирования и функционирования ФПГ и выявление  их роли в интеграции государств с транзитивной экономикой.
     Методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных экономистов, материалы организаций ООН и Комиссии ЕС, Всемирного банка (ВБ), Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, законодательные и нормативные акты России и других стран. В процессе исследований использовались монографические и статистические материалы, публикации периодической печати, материалы средств научно-технической и экономической информации.

ГЛАВА I. Становление финансово-промышленных групп в отечественной экономике.

1.1. Экономическое содержание создания ФПГ в России

 
     Преобразование  отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна современная рыночная экономика, является важным аспектом углубления экономических  реформ в России. Такими институтами  выступают, в частности, ФПГ, становление которых в российской экономике соответствует потребностям развития общественного производства и отвечает мирохозяйственным реальностям. Факты говорят о том, что народное хозяйство стран развитой рыночной экономики базируется на крупных и сверхкрупных интегрированных организационно-хозяйственных структурах, вокруг которых выстраиваются сети предприятий среднего и малого бизнеса.
     В России участниками ФПГ могут  быть юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, в  том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций), подписавшие договор о создании ФПГ. В составе группы обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также финансово-кредитные учреждения. В ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные или иные фонды, страховые организации, способные играть позитивную роль в обеспечении инвестиционного процесса в группе.
     Участие в ФПГ государственных и муниципальных  унитарных предприятий возможно в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
     Решение о присвоении совокупности юридических  лиц статуса ФПГ и о включении  ее в Государственный реестр финансово-промышленных групп принимается на основе экспертизы необходимых документов полномочным государственным органом, наделенным правами регистрации финансово-промышленных групп.
     Высшим  органом управления ФПГ является Совет управляющих ФПГ, в который входят представители всех ее участников; этот Совет действует в пределах компетенции, устанавливаемой договором о создании ФПГ.
     Все участники такого договора совместно  учреждают центральную компанию (ЦК) – официального представителя  ФПГ. ЦК – юридическое лицо; как правило, она выступает в качестве инвестиционного института. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме хозяйственного общества, а также ассоциации или союза. Кроме того, ЦК может учреждаться обществом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел  ФПГ и являющимися основными по отношению к остальным участникам договора о создании ФПГ.
     Центральная компания:
    имеет право выступать от имени участников группы в отношениях, связанных с ее (группы) созданием  и функционированием;
    ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ;
    готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;
    выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
     По  обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники ФПГ несут солидарную ответственность.
     Особенности исполнения солидарной ответственности  устанавливаются договором о  создании ФПГ.
     ФПГ на добровольной основе и путем созданием совместной компании акционерного типа объединяют хозяйствующие субъекты, выполняющие основные, но различные функции в экономике. В специфических российских условиях главными целями создания таких структур, кроме подъема конкурентоспособности национальной экономики в мирохозяйственном аспекте, являются:
    активизация инвестиционного процесса путем наращивания потенциала отечественной промышленности в «точках роста» экономики при ориентации на внебюджетные источники финансирования;
    начало структурной перестройки, прекращение падения научно-технического потенциала страны;
    укрепление экономического потенциала на общероссийском и всем постсоветском пространстве;
    повышение эффективности деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции;
    усиление управляемости процессами экономического развития и на основе формирования базисных хозяйственных структур, выступающих как своеобразное «среднее звено» между государством  и сферой мелкого  (среднего) бизнеса;
    успешная конкуренция с крупными зарубежными корпорациями на внутреннем и внешних рынках, транснационализация процессов экономического развития за счет  расширения эффективности кооперационных связей.
     С участием ФПГ достижение названных  целей становится более реальным, поскольку они выступают  в  роли  инструмента обеспечения  горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей, объединения усилий промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний, торговых, транспортных и других организаций. В основе такой интеграции лежит ряд мотивов, среди которых, во-первых, невозможность продуктивность продвижении вперед без привлечения и концентрации финансовых ресурсов, и, во-вторых, специализация, и диверсификация производства. Совместная деятельность невозможна без координации работы   предприятий, связанных единством воспроизводственного процесса, включая технологию и кооперацию, и имеющих общие интересы в изготовлении  и реализации продукции. Путем аккумулирования средств, появления возможности управляемого развития предприятий, снижения рисков, маневрирования совокупным портфелем ценных бумаг, концентрации инвестиционных ресурсов на осуществление эффективных проектов создается дополнительная устойчивость для каждого из предприятий и учреждений, входящих в ФПГ.
     Анализ  деятельности первых отечественных  интегральных структур  позволяет сформулировать основные принципы формирования российских ФПГ. Среди них:
    индивидуальный характер проектов создания каждой группы на основе единой нормативно-правовой базы;
    наличие лидера группы, определяющего основные товарные и финансовые потоки. При этом в качестве лидера могут выступать как промышленные предприятия, так и финансово-кредитное учреждение;
    акционерный контроль и договорные отношения, являющиеся ключевыми  факторами обеспечения управляемости членов ФПГ со стороны центральной компании;
    образование групп при наличии четкой  вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, выпускающих или способных выпускать конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, а также товары для государственных нужд;
    подбор финансово-кредитных учреждений, имеющих достаточный собственный капитал для инвестирования в проекты, реализуемые группами;
    подтверждаемая экспертизой тщательная обоснованность проекта ФПГ, включая состав, механизм совместной деятельности, комплексность и достоверность оценок ожидаемой эффективности функционирования корпорации;
    разнообразие форм государственного содействия создания и деятельности ФПГ.
     Мировой и первый отечественный опыт функционирования финансово-промышленных объединений  показывает, что, будучи построенным с учетом названных принципов, такие структуры действительно становятся базисными саморазвивающимися хозяйственными элементами, позволяющими эффективно осуществлять воспроизводство и обращение производственного, финансового и торгового капитала, обеспечивать его накопление, концентрацию и вложение в приоритетные сферы экономики.
     ФПГ создаются разными путями («снизу»  и «сверху»):
    участниками в добровольном порядке или посредством объединения одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;
    по решению Правительства России;
    на основе межправительственных соглашений.
    ФПГ могут быть классифицированы по критериям:
    роли и статуса головного участника, вокруг которого объединяются остальные организации (коммерческий банк, научно-исследовательская или конструкторская организация, торговая фирма;
    формы производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
    отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);
    степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);
    масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные).
     Для становления конкурентоспособных  интегрированных финансово-промышленных структур решающее значение имеют усиление мотивации экономических субъектов  к долгосрочной совместной деятельности и формирование механизмов, обеспечивающих защиту интересов всех участников ФПГ. Кроме того, необходимо создать условия, способствующие адаптации организационно-правовой формы ФПГ, структуры управления, состава и внутрикорпоративных взаимодействий ее участников к изменениям факторов производства и социально-экономической среды.

 

 



 

 
 
 

Рис.1.1.1  ФПГ во главе с  производственным холдингом 
 






 


                                                    Пакет   акций
 
 

Рис.1.1.2 ФПГ во главе с  финансово-кредитным  институтом 

 


 




 

 
 

Рис.1.1.3 ФПГ во главе с  чистым холдингом

 




 
 

 
 

Рис.1.1.4 ФПГ без образования  центральной компании
     Возможно  различное  организационное  строение  ФПГ.  В  частности, в   зависимости  от  того,  чем  представлено  «ядро»  группы,  могут  быть выделены  такие  основные  финансово-промышленные интеграции (рис.1.1.1 – 1.1.4).
    ФПГ во главе с производственным холдингом, когда головная компания является не только держателем акций, но и производителем продукции.
    ФПГ во главе финансово-кредитным учреждением (банковский холдинг). В данном случае в роли головной компании выступает банк.
    ФПГ во главе с чистым холдингом; при этом центральная компания не занимается производственной деятельностью, но владеет контрольным пакетом акций  ряда предприятий.
    ФПГ без образования центральной компании, что предполагает взаимодействие участников объединения на основе перекрестного владения акциями.
     В законодательстве выделяется также понятие транснациональных ФПГ (ТФПГ), при этом определяющим признаком такой группы является наличие среди его участников  юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющих обособленные подразделения на территории указанных государств, либо осуществляющих на их территории капитальные вложения. В случае создания ТФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) группы.
     Роль  транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ в последние годы заметно возросла. По состоянию на начало 1998г. статус транснациональных ФПГ получило 6 групп: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Славянская бумага», «Аэрофин», «Оптроника».

1.2. Правовые условия  формирования ФПГ.

 
     До  принятия закона  «О финансово-промышленных группах» состав документов по создаваемой  ФПГ и необходимые согласования для получения соответствующего официального статуса определялись Положением о порядке ведения  Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации (утверждено правительственным постановлением №707 от 19 июня 1994г.). Зарегистрированные в соответствии с этим порядком группы подлежали, согласно Закону, перерегистрации с учетом новых требований (13, с.90).
     Внесенные Законом коррективы в процесс получения группами официального статуса охватывают как организацию деятельности группы, так и перечень документов, представляемых в полномочный государственный орган для обретения официального статуса. Новые позиции в этом перечне – договор о создании ФПГ, копии учредительных документов каждого из участников и копии их реестров акционеров.
     Согласно  статье 5 Закона, для госрегистрации центральная компания ФПГ представляет в полномочный государственный  орган следующие документы:
      заявку на создание финансово-промышленной группы;
      договор о ее создании (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);
      нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;
      организационный проект;
      нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
      заключение федерального антимонопольного органа.
     Полномочный государственный орган вправе также запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов.
     По  президентскому указу №2096, при формировании крупных ФПГ в добровольном порядке  или в порядке консолидации пакетов  акций, требовалось предварительное  согласование с Госкомимуществом РФ. Закон об ФПГ устранил ограничения на размеры групп, одновременно установив, что государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственниками их имущества (пункт 4 статьи 3). Что касается Мингосимущества РФ (правопреемника Госкомимущества), то с ним согласуются вопросы внесения государственного имущества в уставной капитал центральной компании ФПГ.
     В соответствии со статьей 48 Закона «Об  акционерных обществах» вопросы  участия в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и в иных объединениях коммерческих организаций входят в компетенцию общего собрания акционеров. Соответственно позиция Мингосимущества РФ является важной для вхождения в ФПГ предприятий со значительной долей государственного участия.
     В заключение важно отметить, что экспертиза документов в полномочном государственном  органе включает следующие моменты.
      Устанавливается наличие решений о вхождении в состав ФПГ, принятых в состав ФПГ, принятых правомочными на то органами управления предприятий-участников. По Закону «Об акционерных обществах», вопросы участия в ФПГ не отнесены к исключительной компетенции общего собрания и могут быть переданы на решение исполнительному органу общества (единоличному – директору, генеральному директору, или коллегиальному – правлению, дирекции).
      Анализируются условия формирования уставного капитал центральной компании. Особое внимание при этом вызывают вклады тех учредителей, по отношению к которым государство является собственником или одним из собственников. Денежная форма вкладов претензий не вызывает, а натуральная требует прояснения вопроса, не является ли вносимое имущество государственной собственностью. Президентский указ №443 допускает использование государственными унитарными предприятиями недвижимого имущества в качестве вкладов в уставной капитал центральной компании. Однако такая передача государственного имущества осуществляется на основе соответствующих решений Правительства РФ.
      Проверяется соответствие устава центральной компании условиям договора о создании ФПГ и ее организационному проекту.
      Выясняется, соблюдается ли положение Закона «О финансово-промышленных группах», согласно которому дочерние общества входят в финансово-промышленную группу только вместе со своим основным обществом.
      Рассматривается, не входят ли в формируемую ФПГ предприятия, уже участвующие в других группах, а также общественные и религиозные организации (это запрещено Законом).
      Для участников ФПГ, подпадающих под действие «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», проверяется соблюдение требований этого документа, в частности, ограничений на участие кредитно-финансовых учреждений в холдингах.

1.3. Становление ФПГ в России.

 
     Среди первых наиболее крупных участников ФПГ  Российской Федерации можно  назвать следующие: Новолипецкий, Челябинский, Магнитогорский, Орско-Халиловский, Старооскольский  металлургический комбинаты, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Авиастар»», «Тулачермет» и «Уралмаш»; «Международная финансовая компания», «Автобанк», «Гермес-союз», «Промрадтехбанк» и др.
     Начало  становления российских ФПГ было положено Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993г. №2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» В соответствии с этим Указом в 1993-1994гг. было официально внесено в Государственный реестр 8 ФПГ, в том числе «Уральские заводы» (Ижевск), «Сокол» (Воронеж), «Драгоценности Урала» (Екатеринбург), «Русхим» (Москва), «Сибирь» (Новосибирск), «Объединенная горно-металлургическая компания» (Москва), «Скоростной флот» (Москва).
       В 1995г. было зарегистрировано 21, в 1996г. – 18 ФПГ. По состоянию  на начало 1998г. было зарегистрировано 74 ФПГ, в составе которых функционировало  270 предприятий и организаций, в том числе более 40 финансово-кредитных учреждений (Приложение 1). Предприятия в составе ФПГ обеспечили годовой объем продукции более 100 трлн. (неденоминированных) рублей; при этом общая численность работающих в них (включая занятых в финансово-кредитных учреждениях) составляла более 3,0 млн. человек.
     Предположительно  в настоящее время в России насчитывается около 150 объединений  хозяйственных единиц, которые по формальным признакам могли бы претендовать на такое юридическое оформление. Целый ряд таких объединений представляет собой промышленные холдинги, созданные коммерческими банками или частными торговыми компаниями. Типичным примером являются российские нефтяные компании. Вместе с тем отнюдь не каждое объединение предприятий стремится получить официальный статус ФПГ. Во многих случаях это объясняется тем, что сам по себе юридический статус ФПГ не гарантирует получения государственной поддержки и льгот. Получение последних зависит не столько от статуса ФПГ, сколько от собственной лоббистской мощи объединения предприятий (его ядра или инициатора) вне зависимости от статуса объединения.
     Механизмы общего (взаимного) управления и контроля предприятий, участвующих в ФПГ, не представляются достаточно действенными. Малообоснованны и надежды на облегченное получение инвестиционных средств от входящих в ФПГ финансовых институтов (прежде всего от коммерческих банков, которые многими экспертами рассматриваются как структурообразующий элемент ФПГ), поскольку банки вряд ли будут инвестировать в невыгодные проекты, подчиняясь внутригрупповой дисциплине. Наиболее распространенная причина создания ФПГ заключается в упорядочении лоббистской деятельности и предоставлении государственных льгот. Совершенно очевидно при этом, что, несмотря на попытки учета антимонопольного законодательства, многие создаваемые ФПГ усиливают монопольный характер российской экономики, прежде всего монопольное поведение предприятий на формирующихся рынках.
     Следует учитывать также, что технологический  фактор и фактор экономии на транзакционных издержках при интеграции предприятий действительны преимущественно в случае вертикальной интеграции. Но как раз такие случаи при создании ФПГ почти не встречаются (если не считать концерны типа «ЛУКойл», формально не зарегистрированные маркой ФПГ). Горизонтальная (отраслевая) интеграция свидетельствует, прежде всего, о монопольном поведении (или устремлении) ее участников. Большинство же ФПГ пытаются и, видимо, будут пытаться создавать исключительно диверсифицированные образования, объединяющие ряд мощных, но малосвязанных предприятий.
     Просматриваются и попытки предотвратить контроль внешних акционеров путем более  жесткой иерархической организации  в рамках уже имеющихся ассоциаций и концернов под видом ФПГ. Предприятия-участники таких ФПГ имеют собственные отраслевые банки и не намерены тесно взаимодействовать с чужими финансовыми структурами, чтобы не попасть под их контроль. Приватизация здесь также носит замкнутый характер. Эти меры не только препятствуют развитию конкурентных отношений, переливам капиталов с целью более рационального размещения последнего, но и консервируют старую структуру производства отрасли, мешает структурной перестройке в экономике в целом.
     В настоящее время, по оценкам Минэкономики РФ, отмечаются следующие трудности  в функционировании ФПГ:
    - не  решена проблема консолидации  собственности в центральной  компании (внесение в уставный  капитал центральной компании, как  правило, незначительной доли активов участников ФПГ ведет к формированию лоббирующих ассоциаций, а не к концентрации финансового и промышленного капиталов);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.