На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Свободная торговля и протекционизм: за и против

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание
   Введение…………………………………….…………………….………………..3
   Сущность  свободной торговли……………………………………………………5
   Сущность  протекционизма……………………………………………..…………9
   Тесты………………………………………………………………………………14
   Задача…………………………………………………..………………………….15
   Заключение……………………………………………………...…..…………….17
   Список  использованной литературы……………………………...…………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Исторически международная торговля является первой формой мировых хозяйственных связей в мировой экономике. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
   Также  сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Международная торговля - это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых.
   В условиях развития международных экономических  отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.[5, с. 207]
   Ее  осуществление предполагает определение  стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики заключается в создании благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.
   Рассмотреть основные виды внешнеторговой политики (протекционизм и  фритредерство), выявить какое значение имеют тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики, и является целью данной контрольной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Сущность  свободной торговли
   Движение  сторонников фритредерства (свободной  торговли) зародилось в последней  трети 18 века в Великобритании, и было связано с промышленной революцией. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственные продукты в интересах крупных землевладельцев. Английская промышленная буржуазия была заинтересована в низких ценах на сельскохозяйственные продукты, т. к. это обеспечивало удешевление сырья и рабочей силы. Кроме того, снижение таможенных пошлин во взаимной торговле способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу. Фритредеры выступали также против пережитков средневековой регламентации промышленного производства. В результате под давлением фритредеров в 20-х гг. 19 века в Великобритании была проведена реформа таможенной системы. Были отменены или значительно снижены пошлины на многие товары, высокая протекционистская пошлина на импортное зерно была заменена скользящей шкалой пошлин, в соответствии с которой пошлина на ввозимое из-за границы зерно повышалась с падением цен на зерно, выращенное внутри страны, и понижалась с их повышением. В середине 19 века фритредерство полностью победило в Великобритании вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и др. протекционистские ограничения. Были сохранены только фискальные пошлины.
   Свободная торговля (фритредерство) - политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль государства - основного регулятора - за рынком ; при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров, а государство выступает своего рода наемным агентом товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса.[2, с. 148]
   Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
   Развитые  страны Запада, имеющие прочные позиции  на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для  них безусловные односторонние  преимущества. Однако, очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.
   Отражением  глобального процесса либерализации  внешней торговли служит возникновение  обширных региональных зон «свободной торговли» на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритредерство способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов.[7]
   Зоны  свободной торговли – районы, не охваченные государственным таможенным режимом, в этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ (на мировой рынок продукцию представляет та страна, которая может ее произвести с наименьшими издержками и, соответственно, по меньшей цене). Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специализированные).
   В зонах общего назначения осуществляется складирование, доработка, сортировка, маркировка и упаковка товаров.
   Специализированные зоны (или торгово-производственные) создаются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозаменяющую продукцию. Они являются синтезом режимов зон свободной торговли и промышленно-производственных зон.
   Промышленно-производственные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, производящих экспортную или импортозаменяющую продукцию.
   Технико-внедренческие зоны концентрируют исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы вокруг крупных научных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки.
   Сервисные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг.
   Комплексные зоны отличаются специфическим преференциальным режимом экономической деятельности. Примером служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» (Аргентина), пять специальных экономических зон в Китае.
   В современных условиях некоторые  принципы фритредерства осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки.
   Однако  наиболее развитые страны стояли на позициях прагматизма. Признавая ценность свободы  торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А. Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которая обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими развивающимися странами и на пороге XXI в.
   Сейчас, как правило, правительства стремятся  проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
   Сторонниками  свободной торговли являются либеральные  партии и течения; к противникам  относятся многие левых партии и  движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
   Итак, выделим основные позитивные аспекты свободной торговли:
    Свободная торговля стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;
    Свободная торговля позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;
    Она дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей производителей и потребителей;
    Также она содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.[1, с. 385]
 
 
 
 
 
 
 
   Сущность  протекционизма
   Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения  утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободной торговли заинтересованы, прежде всего, развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам.[5, с. 207]
   Протекционизм - внешнеторговая политика, целью которой является защита отечественного производства от иностранной конкуренции. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций. [2, с. 148]
   Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.[1, с. 382] В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 190).
   Характер  протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание.  
 

   Протекционизм нужен:
    для того чтобы обеспечить интересы национальной обороны, его  необходимо использовать субсидировано к стратегическим отраслям и финансировать из общих налоговых поступлений;
    для сохранения рабочих мест, но  с разумной своевременной денежно-налоговой  политикой;
    для защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;
    для защиты от демпинга (демпинг - дискриминация в ценах, при  которых экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке по цене ниже нормальной, угрожая причинить матер ущерб промышленности импортируемой страны или существенно снизить содержание созданной в ней отечеств промышленности).
    для увеличения доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом  осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.[6, с. 508]
   Все это реализуется с помощью  ряда мер:
   1. Вводятся тарифы – налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.
   2. Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров определенного наименования и вида – квоты. Подобно тарифам, квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.
   3. Применяются экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам.
   Также влияние государства на внешнеэкономические  отношения может быть через: воздействие  на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт), контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт), регулирование обменного курса и т.д. Непосредственное воздействие на товарные потоки государство оказывает через таможенные тарифы, нетарифные ограничения и различные формы стимулирования экспорта. О росте протекционизма в торговой политике свидетельствует ограничение объемов внешней торговли. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, достижению большей открытости национальной экономики. Конечным этапом такой либерализации может стать свободная торговля, основу которой составляет конкуренция на внутренних и мировых рынках, отсутствие государственного вмешательства, т.е. какого бы то ни было протекционизма.
   Эти протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.[1, с. 383]
   В периоды серьезных обострений отношений  между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.
   Выделяются  следующие виды протекционизма.
    Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
    Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
    Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.
    Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
   Развитие  процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного  «коллективного» протекционизм, который  осуществляется с помощью согласованных  действий групп развитых капиталистических  стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизм — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
   В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения, как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта
   Однако, несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, противники выдвигают следующие доводы, отнюдь направленные не в пользу протекционизма:
    преследуя цель - достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности;
    секторы национальной экономики теряют стимул к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают;
    протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом – технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными;
    национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации – ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.
   Также они к отрицательным чертам относят:
      Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции.
      Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран.
      Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий.
      Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере.  «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации  внешнеэкономической деятельности.
   Таким образом, давая временный, тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане  является бесперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа[4].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Тест
   1. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является:
   а) получение новейшей информации о конкурентах;
   б) передел сфер экономического влияния между странами;
   в) получение экономических выгод;
   г) доступ к источникам сырья и энергии;
   д) политические мотивы.
   Основным  побудительным мотивом МРТ для  всех стран  мира,  независимо от  их  социальных  и  экономических  различий,  является  их  стремление  к получению  экономических  выгод  от  участия  в   МРТ.   Поскольку   процесс формирования  стоимости  какого-либо  товара  не   зависит   от   социально- экономических условий, и она  образуется  из  затрат  средств производства, оплаты  необходимого  труда  и  прибавочной  стоимости,   то   все   товары, поступающие  на  рынок,  независимо  от   их   происхождения   участвуют   в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Реализация преимуществ МРТ в  ходе  международного обмена товарами и  услугами  обеспечивает  любой  стране  при  благоприятных условиях  получение  разности   между   интернациональной   и   национальной стоимостью экспортируемых товаров  и  услуг,  а  также  экономию  внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и  услуг  за  счет более дешевого импорта.
   Ответ: в.
   2. Валютный курс в широком смысле слова - это:
   а) цена денежной единицы страны, выраженная в золоте;
   б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой страны;
   в) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США;
   г) цена денежной единицы страны, выраженная в евро.
   Ответ: б.
   Валютный  курс- это цена денежной единицы  одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.[5, c. 315]
       Задача
   На  основании статей, приведенных в  таблице, составьте платежный баланс страны, классифицирую каждую из операций как кредит или дебет.
   Операции    Оценка, ден. ед.
   Покупка резидентами страны А ценных бумаг  иностранных фирм    70
   Импорт  товаров и услуг в страну А    115
   Экспорт товаров и услуг из страны А    135
   Денежные  переводы фирм в страну А    50
   Продажа ценных бумаг страны А иностранцам    75
   Импорт  золота в страну А    75
 
   Платежный баланс - соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. Также он представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств. Основными операциями получения являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей - оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны. При составлении платежного баланса используется принятый в бухгалтерском учете принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счета, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счет. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты.
   Платежный баланс страны А.
   Дебет
              ценные бумаги
       70 ден.  ед.
              товары и услуги
       115 ден.  ед.
              денежные средства на счет
       50 ден.  ед.
              золото
       75 ден.  ед.
 
              расчет с поставщиками    
 
       210 ден.  ед.
   
   Итого по дебету:                                                  520 ден. ед.               
   Кредит
                    товаров и услуг
       135 ден.  ед.
                    ценные бумаги
       75 ден.  ед.
                 расчет с поставщиками  
       310 ден.  ед.
   Итого по кредиту:                                                       520 ден. ед. 
        
   Так как дебетовая итоговая сумма и кредитовая итоговая сумма равны можно сделать вывод что страна А является платежеспособной.               
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение
     Итак, внешнеторговая политика является  составной частью внешней политики  государства как таковой. Главная   ее задача состоит в обеспечении  благоприятных условий для эффективной  деятельности отечественного бизнеса  в сфере внешней торговли. В  мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась своего рода "обратно пропорциональная зависимость" - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется и тем больше интенсивность и "жесткость" их применения[3, с.331]
   В последнее десятилетие XX в. Активное развитие международных связей стало возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил, применяемых в международной торговле.
   Однако  усиление взаимозависимости различных  областей международных экономических  отношений привело к необходимости  координации внешнеторговой политики, проводимой государствами, и формирования международного экономического порядка. В связи с этим большое значение приобретают международные экономические организации и соглашения, содействующие разрешению противоречий и достижению компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Одним из основных соглашений, специальное назначение которого – ускорение международных рыночных процессов и развитие международной торговли, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Оно было подписано 23 странами в 1947 г. в Женеве. В январе 1996 г. ГАТТ трансформирована во Всемирную торговую организацию (ВТО), объединившую 81 страну. Сфера регулирования ВТО распространяется на международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций.
   В современной внешнеэкономической  деятельности, значительную роль в  развитии внешней торговли и ее регулировании  сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую  внешнеторговую политику, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государством осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.