Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Особенности проявления тревожности у детей  младшего школьного возраста и пути ее преодоления
    Курсовая  работа
    по  специальности 050716.65 – Специальная  психология 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                      Студент группы: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Содержание.
Введение………………………………………………………………………......3
ГЛАВА I. Теоретические основы проявления детской тревожности у младших школьников…………………………………………..………………6
      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детской тревожности………………………………………………………...6
      Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста……………………………………...13
       Выводы по главе  1………………………………..……………………….15
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование уровня тревожности у  младших школьников ………………………………………..…………………………..17
2.1 Организация методики эксперимента……………………………………..17
2.2 Основные  причины проявления тревожности  младших школьников и пути  их преодоления…………………………………………………………….24
        Выводы по главе  2………………………………….…………………….28
Заключение………………………………………………...……………………30
Список  литературы………………………………………………..…………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ
     В современном мире с каждым  годом увеличивается число тревожных  детей, отличающихся повышенным  беспокойством, неуверенностью, эмоциональной  неустойчивостью.
     В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности увеличился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.
     Становление эмоционально-волевой сферы, с которой тесно связаны формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
     Современное научное знание демонстрирует  возрастающий интерес к проблеме  тревожности личности. Этот интерес  отражается в научных исследованиях,  где данная проблема занимает  центральное положение и анализируется в психологическом и других аспектах.
      Тревожность – очень широко  распространенный  психологический  феномен. Тревожность, это черта личности, характеризующая эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.[24]
     Проблема детской тревожности одна из главных проблем современной школы, еще и потому что очень часто школа становится причиной этой тревожности.
      Все выше сказанное обусловило  выбор темы настоящего исследования  

     «Особенности проявления тревожности  у детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления»
     Цель исследования: изучение проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
     Объект исследования: проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
     Предмет исследования: причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
     Гипотеза: выявление причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста поможет учителю и родителям найти подходы к ребенку  с целью снятия тревожности и формирования позитивного эмоционального отношения к школе.
     Для достижения поставленной  цели и проверки выдвинутой  гипотезы исследования были поставлены  следующие задачи:
    Проанализировать и систематизировать теоретические источники по проблеме тревожности.
    Разработать методику психологической диагностики уровня тревожности у младших школьников
    Определить уровни и причины возникновения тревожности у учащихся 2-4 классов.
    Разработать для учителей и родителей практические рекомендации по работе с детьми, у которых выявляется повышенный уровень тревожности.
     Методы исследования: анализ теории, наблюдение, беседа, диагностический эксперимент, обработка экспериментальных данных.
     Методики: - методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
                  - методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова)
     Экспериментальная  база: МОУ ООШ с.Мариинское. в исследовании принимали участие 28 учащихся начальной школы: 2 класс – 14 человек, 3 класс – 6 человек, 4 класс – 8 человек.
     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, психолого-педагогических рекомендаций, заключения, списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I .Теоретические основы проявления детской тревожности
  у младших школьников

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детской тревожности
     В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  
     Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[ 16 ,c.39]
     По  определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях»  [  13,c. 601]
     Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического  Университета, считает, что  тревожность  определяется как устойчивое отрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.[ 21 ,c. 11]
     По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности  или неудачи».[ 22 ,c. 138]
     Отечественные психологи считают,  что неадекватно высокая самооценка  у детей складывается в результате  неправильного воспитания, завышенных  оценок взрослыми успехов ребенка,  захваливания, преувеличения его  достижений, а не как проявление  врожденного стремления к превосходству.
Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и  новыми требованиями обнаруживают его  несостоятельность. Однако, ребенок  стремится всеми силами сохранить  свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.
       От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.
     М.С. Неймарк называет это “аффектом неадекватности” – “… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех”. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.
      Такое состояние не может не  вызвать у ребенка переживания  тревоги. Первоначально тревога  обоснованна, она вызвана реальными  для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.
       Т.В. Драгунова, Л.С. Славина,  Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием  правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.
     В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где  ребенок может добиться успеха и утвердить себя.
     Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
     Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
     Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
      Эмоции  и чувства представляют собой  отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
      Выделяют  такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные  эстетические. По классификации, предложенной К.Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:
    интерес-волнение;
    радость;
    удивление;
    горе-страдание;
    гнев;
    отвращение;
    презрение;
    страх;
    стыд;
    10) вину [7,с.57]
          Остальные – производные. Из  соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [7, с.66]
         «Тревожность  это склонность  индивида к переживанию тревоги,  характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.» [5,с.68]
      Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [12, с.234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
       Проявление  тревожности в различных ситуациях  не одинаковы. В одних случаях  люди склонны вести себя тревожно везде и всегда, в других они  обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [7, с.68]
      Ситуативно  устойчивые проявления тревожности  принято называть личностными и  связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты ( так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая  наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из   них определенной  реакцией.  Как  предрасположенность,  личностная   тревожность активизируется   при   восприятии   определенных   стимулов,   расцениваемых человеком как опасные, связанные со  специфическими  ситуациями  угрозы  его престижу, самооценке, самоуважению. [19, с.234]
      Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют  ситуативными,  а особенность личности проявляющей такого  рода  тревожность,  обозначают  как «ситуационная  тревожность».  Это  состояние   характеризуется   субъективно переживаемыми   эмоциями:   напряжением,   беспокойством,    озабоченностью, нервозностью.  Такое  состояние  возникает  как  эмоциональная  реакция   на стрессовую ситуацию и может быть разным по  интенсивности  и  динамичным  во времени.
      Личности, относимые к категории  высокотревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций  и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [19].
      Обычно  тревога представляет собой переходящее  состояние, она ослабевает, как только человек реально сталкивается с ожидаемой ситуацией и начинает ориентироваться и действовать. Однако, бывает и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и тогда уже имеет смысл говорить о тревожности.
      Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояния тревоги. Именно, поэтому для профилактики тревожно-невротического типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы научиться справляться с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
      Поведение повышенно тревожных  людей  в  деятельности  направленной  на достижение успехов, имеет  следующие особенности:
1.  Высокотревожные   индивиды  эмоционально  острее,   чем   низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные  люди хуже,  чем  низкотревожные,  работают  в  стрессовых ситуациях  или в условиях дефицита времени,  отведенного на решение задачи.
3. Боязнь  неудачи — характерная черта  высокотревожных людей.  Эта  боязнь  у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация  достижения успехов преобладает  у низкотревожных  людей.  Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для  высокотревожных людей большей  стимулирующей силой обладает  сообщение об успехе, чем о неудаче. 
6. Низкотревожных  людей больше стимулирует сообщение  о неудаче.
7. Личностная  тревожность предрасполагает индивида  к  восприятию  и  оценке  многих, объективно безопасных ситуаций  как  таких,  которые  несут  в  себе угрозу.
      Деятельность человека в  конкретной  ситуации  зависит  не  только  от самой  ситуации,  от  наличия   или   отсутствия   у   индивида   личностной тревожности,  но  и   от  ситуационной  тревожности,  возникающей  у  данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
      Воздействие сложившейся ситуации,  собственные  потребности,  мысли   и чувства человека, особенности  его  тревожности  как   личностной  тревожности определяют  когнитивную оценку им возникшей  ситуации.  Эта  оценка,  в  свою очередь,  вызывает  определенные  эмоции  (активизация   работы   автономной нервной системы и  усиление  состояния  ситуационной  тревожности  вместе  с ожиданиями возможной  неудачи).  Информация  обо  всем  этом  через  нервные механизмы  обратной  связи  передается  в  кору  головного  мозга  человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
       Та  же  когнитивная  оценка  ситуации  одновременно  и   автоматически вызывает реакцию  организма на угрожающие стимулы, что приводит  к появлению контрмер и соответствующих ответных  реакций,  направленных  на  понижение возникшей ситуационной  тревожности.  Итог  всего   этого   непосредственно сказывается на  выполняемой деятельности.  Эта деятельность  находится  в непосредственной зависимости от состояния тревожности,  которое  не  удалось преодолеть с помощью предпринятых  ответных  реакций  и  контрмер,  а  также адекватной когнитивной оценки ситуации. [13, с.415]
       Таким  образом,  деятельность  человека,  в порождающей   тревожность ситуации  непосредственно зависит   от   силы   ситуационной   тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения,  точности  когнитивной оценки ситуации. 

     1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
     Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако, не  каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Высокая вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
     Воспитание  по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним  из родителей, обычно с матерью. Существует зависимость между количеством  страхов у детей и родителей, особенно матерей.
     Усилению  в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, учителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова»). Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.
     Помимо  перечисленных факторов страхи возникают  и в результате фиксации эмоциональной  памяти сильных испугов при встрече  со всем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.[6, с.83]
     Если  у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный  спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера  - это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
     Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
     Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
     Это способствует образованию реакций  психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.[8, с.134] Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант когда ребенок находил психологическую защиту «уходя в мир фантазий». [15,с.134] В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в местах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.
     Тревожность как определенный эмоциональный  настрой с преобладанием чувства  беспокойства и боязни сделать что-либо не т о, не та, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам развивается ближе с семи и особенно восьми годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. [6, с.87] Главным источником тревог для младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы.
     Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая  степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
     Тем не менее, у детей младшего школьного  возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.[6, с.88]   
ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ I
     Таким образом, в психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  
     Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.
     Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
     Известно, что предпосылкой возникновения  тревожности является повышенная чувствительность. Однако, не  каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.
     Тревожность как определенный эмоциональный  настрой с преобладанием чувства  беспокойства и боязни сделать что-либо не т о, не та, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам развивается ближе с семи и  особенно восьми годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного  мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
     Тем не менее, у детей младшего школьного  возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий. Все выше сказанное обусловливает необходимость проведение эмпирического исследования с целью проверки разработанной нами гипотезы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование уровня тревожности
           у  младших школьников
           2.1 Организация методики исследования
           на этапе констатирующего эксперимента
     Целью данного экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин.
     Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
      Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.
      Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.
           3. Создание рекомендаций по работе с детьми с повышенной
                 тревожностью для педагогов и родителей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.