Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экстремальный туризм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………3
    Понятие экстремального туризма. Классификация………………………………3
      Экстремальный туризм…………………………………………………………3
      Виды экстремального туризма………………………………………………..4
        Водные виды экстремального туризма…………………………………..4
        Наземные виды экстремального туризма……………………………….6
        Горные виды экстремального туризма…………………………………..7
        Воздушные виды экстремального туризма……………………………..8
        Экзотические виды экстремального туризма…………………………10
    Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан…………………………………………………………………………………11
      Современное состояние туризма в Казахстане………………………….11
      Анализ инфраструктуры туризма РК……………………………………...17
      Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма……………………21
    Перспективы развития туризма в Республике Казахстан……………………..25
      Совершенствование системы подготовки кадров………………………..25
      Развитие инфраструктуры и проблемы развития туризма в Республике Казахстан………………………………………………………………30
      Разработка туристского имиджа Казахстана………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм. Туризм прекрасен  тем, что каждый находит в нем  то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость. Этому служит набирающий силу во всем мире экстремальный туризм. Все больше людей стремятся увидеть  красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашюта. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться  быстрыми темпами и становиться  более массовым туризмом в конце 80-х в начале 90-х годов.
Существует  великое множество видов туризма  – спортивный, экологический, познавательный…  А есть туризм экстремальный, то есть туризм с элементами экстрима –  изнурительные конные походы, сплавы по рекам, дайвинг, прыжки с парашютом  в экзотических странах, хелиски  и хелибординг, скалолазание, спелеология. Это вылазки с элементами экстрима. Походы, которые сопряжены с трудностями  для человеческого организма  и опасностью.
Но, несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более  популярным, туристы в основном предпочитают такие, по-прежнему, популярные виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм и др. А  все потому, что большая часть  туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда можно  поехать (а ведь можно даже не выезжать за пределы своего города) и сколько  все это стоит. Обо всем этом я  и хочу рассказать в своей курсовой работе. Описать какие бывают виды экстремального туризма, рассмотреть  их проблемы и рассказать о популярных местах среди экстремалов. Описывая экстремальный туризм, я бы хотела в основном делать акцент на Казахстане, так как у нас он развит не так  хорошо как в других частях света, в частности в Европе. Но я, конечно, расскажу и о других местах, где  развит этот туризм.
1. Понятие экстремального  туризма. Классификация.
1.1. Экстремальный туризм
Активные  виды отдыха завоевывают все большую  популярность среди простых туристов. Особо популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Дайвинг  затягивает. Он опасен и увлекателен. Он моден. Парашютистам и горнолыжникам  приходится потесниться - число дайверов во всем мире стремительно растет. Сами дайверы уверены, что лучшего  отдыха, чем погружение на 40-метровую глубину с тяжеленными баллонами  за спиной, придумать невозможно. При  взгляде на цифры становится ясно: распространение дайвинга сравнимо только с эпидемией. Сейчас в мире почти 20 миллионов сертифицированных  дайверов-любителей, а 40 лет назад  их было несколько сотен.
Но насколько  все же опасен дайвинг? Если дайвер придерживается правил техники безопасности, которые ему преподавали на курсе, с ним вряд ли может что-нибудь случиться. По американской статистике, дайвинг находится на 22 месте  по количеству несчастных случаев на 10 тыс. занимающихся. 21 место, кстати, занимает боулинг.
Также, сейчас во всем мире очень популярны  прыжки с парашютом. С парашютом  начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха, он превратился  только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с  парашютом. Это и скайсерфинг  и групповая акробатика, но все  большую популярность набирает B.A.S.E. jumping. Это не только острые ощущения, но и великолепное зрелище. Многие люди специально приезжают на различные  соревнования, чтобы посмотреть, как  люди прыгают с небоскребов, телевизионных  башен, мостов, скал.
Если  кому-то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать, тоже популярный вид отдыха, виндсерфинг. Но тут стоит  учесть, что это удовольствие связано  с постоянными падениями в  воду, и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными  мозолями на руках. Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который, точно, запомнится надолго.
Тем, кто  боится воды, подойдут пешие туры. Это  тоже экстремальный туризм, который  сопряжен с немалыми трудностями  и опасностями. Пешие маршруты обычно прокладываются по девственным территориям  планеты, так что у человека появляется возможность буквально вписаться  в природу, но при этом оказаться  отрезанным от цивилизованного мира. И даже если такая тургруппа имеет  современные средства спутниковой  связи, для прихода помощи может  понадобиться несколько часов или  дней. Поэтому любое чрезвычайное происшествие может привести к серьезным  последствиям.
Самым же экстремальным отдыхом можно  смело назвать альпинизм, где  проверяется как физическая, так  и психологическая выносливость человека. Альтернативой альпинизму может стать поход по пещерам. Впечатлений от такого похода обычно хватает надолго.
Но, не смотря на всю свою привлекательность, следует отметить, что экстремальный  туризм это дорогой вид отдыха. А такой вид туризма как  космический существует вообще для  единиц, так как платить за него миллионы долларов способны только очень  обеспеченные туристы. Но только этот вид экстремального туризма дорогой  по экономическим факторам. А практически  все остальные виды дорогие, в  основном, из-за не дешевой атрибутики. Конечно, начинающие экстремальные  туристы в основном берут всю  необходимую атрибутику в аренду, а это, безусловно, значительно дешевле. Но, как правило, многих новичков экстремальный  туризм притягивает настолько сильно, что они хотели бы купить всю необходимую  атрибутику и экстремально отдыхать чаще. Но и это могут позволить  себе далеко не все.
Вообще  же экстремальный туризм один из самых  перспективных видов туризма, который  привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного  отдыха, как искусственные, например горнолыжные курорты, так места  созданные природой о которых  люди раньше и не знали, например пещеры. А то, что этот вид туризма активно развивается видно хотя бы из того, что появляются все новые его виды.
Но я  бы хотел поподробнее остановится  на видах экстремального туризма, так  как их достаточно много и все  они заслуживают своего упоминания.
1.2 Виды экстремального туризма
1.2.1 Водные виды экстремального туризма
Дайвинг – очень популярен во всем мире. Ну а стоит это удовольствие не дешево. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Ну а действительно хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.
А вообще дайвинг у нас развит очень  слабо, и стоит по нашим меркам очень дорого. Поэтому многие предпочитают ездить в Шарм-эль-Шейх или Юго-Восточную Азию. За немного большую цену они получат гораздо большее удовольствие. 

Вейкбординг - представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков.
Особенно  динамично вейкбординг стал развиваться  в начале 90-х годов. Он совершил революцию  в водном спорте так же, как в  свое время сноуборд в горных лыжах. Из увлечения небольшой группы энтузиастов  он превратился в популярный спорт  со своей философией и культурой. Множество трюков пришло в вейкбординг  из родственных "досочных" видов  спорта – сноубординга, скейтбординга. И это дает вейкбордисту возможность  прогрессировать круглый год. Все  что нужно - просто поменять доску!
Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400. Для вейкбординга нужен специализированный катер, но такие катера стоят дорого. В нашей стране этот вид отдыха почти не развит из-за своей очень большой дороговизны. 

Водные  лыжи - один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам.
Водные  лыжи впервые появились в 1922 году, когда некий американец, житель штата  Миннесота, Ральф Самуэльсон, экспериментируя  с обычными зимними лыжами, решил  испробовать их на воде. Две широкие  сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего, изобретатель успешно опробовал лыжи на водах  озера в Лэйк Сити. Потом этот вид спорта постоянно прогрессировал. Сегодня он настолько стал зрелищным  и популярным, что в 1998 году Олимпийский  комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 в Афинах. Правда, окончательного решения МОК по этому вопросу  еще не принял.
Ну а  для занятий водными лыжами потребуются  четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.
Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит  где-то $150.
Водные  лыжи в настоящее время активно  практикуются на Черноморском побережье. Но там катают довольно таки короткий промежуток времени, за который придется заплатить не малые деньги.  

Виндсерфинг - это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг - это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч.
А стоит  все снаряжение тоже не дешево. Виндсерфер в комплекте $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) $500, гидрокостюм $200, итого $1700. 

Каякинг - безумно популярный за рубежом, набирает все большую популярность. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один.
В современном  каякинге развиваются три основных направления - гребной слалом, родео  и сплав.
Слаломный каякинг – это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.
Родео, в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но еще и элемент игры.
Фристайл  на каяке – это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки.
И, наконец, сплав. На каяке можно отправиться  в водный поход по реке любой сложности, или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия  в виде бочек, валов и водопадов  и проходя их налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов, необходимо владеть  базовой техникой слалома и родео.
Экипировка. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло. 

Рафтинг - это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Рафтинг - один из наиболее посещаемых туров, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг-туры практически в любую точку мира.
Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки  на день (от 60 до 150 $) или полдня (в  районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров – от 1000-1500 $.
1.2.2. Наземные виды экстремального туризма
Маунтинбайкинг – становится все более популярным, не смотря на свою дороговизну. Чтобы серьезно заниматься маунтинбакингом придется потратить не мало денег. Так велосипед для новичка стоит от 300 до 500 долларов, а есть горные велосипеды с задним амортизатором ценой до $10 000. Ну и конечно нужно будет потратить деньги на амуницию и различные запчасти, а это больше 800 долларов. И то такая сумма ориентирована на новичка, а профессиональный байкер тратит значительно больше денег.
Но хоть это и дорогой вид отдыха, а  каждые выходные в мире проходят десятки  международных соревнований по горному  велосипеду – начиная от этапов кубка мира и чемпионатов национальных маунтинбайк ассоциаций и заканчивая фестивалями в шотландском городке  или на полинезийском атолле. Среди  всего этого соревновательного  разнообразия есть старты, которые  устраиваются для непрофессиональных маунтин байкеров со всего света. Такие события становятся для  них и настоящим испытанием, и  праздником, и открытием нового места  и новых друзей. 

Спелеология. Если судить по тому, что спелеологи - это люди, которые в свободное время отправляются в горы с огромными рюкзаками, то это туризм. Но, в то же время, спелеология - это наука. Дословно "наука о пещерах".
Раздел  геологии, а именно картоведения и гидрогеологии. А главное, пещеры - это последние белые пятна на карте мира, последняя возможность пройти там, где не только не ступала нога человека, но и куда не падал взгляд его глаз или фотокамер. Исследованием этого загадочного подземного мира и занимаются спелеологи.
Конечно, серьезной, научной спелеологией занимаются не все. Новички участвуют в учебно-тренировочных  экспедициях. Есть "команды", которые  ездят только в развлекательные  или "спортивные" поездки.
Чтобы заниматься спелеологией, надо иметь  серьезную подготовку, причем не только физическую, но и техническую, а также  и психологическую. Ведь пещера - совсем другой мир, где человек лишен  привычных ориентиров: неба над головой, линии горизонта... Его можно сравнить разве что с подводным или  космическим пространством.
Итак… Пещеры бывают разные: маленькие и  сухие, куда может добраться и  новичок; тяжелые, где ко дну надо пробиваться несколько суток  через глубокие колодцы, холодную воду, узкие шкурники. В любом случае, необычайная красота пещер завораживает. Озера, причудливые изгибы, необычный  свет. Если повезет, можно найти и  пещерный жемчуг (он образуется в ванночках  с проточной водой, но очень редок).
Спелестология - это увлекательная смесь туризма и науки, изучающая полости искусственного происхождения. В самом широком смысле слова спелестология - это наука об искусственных подземных сооружениях. Спелестология тесно связана со спелеологией, только спелестологов не интересуют пещеры. Им интересно проникновение в какие-либо подземные городские структуры, недоступные либо неинтересные для остальных.
Для того чтобы какое-либо подземелье заинтересовало спелестологов, надо чтобы оно было неиспользуемым в настоящее время, и представляло определенный исторический интерес. К таковым относятся  заброшенные каменоломни, шахты, водоводы, колодцы, подземные ходы, подземные  храмы и монастыри и так  далее.
X-гонки - это когда одни и те же люди настолько хорошо и универсально подготовлены, что могут лезть на скалы, скакать на лошади, сплавляться на каяке или плоту по порогам, нестись по горам на велосипеде и спускаться по веревкам под водопадом... Эти люди объединяются в команды, и участвуют в соревнованиях, где их цель - как можно быстрее пройти дистанцию в 3-4 сотни километров, используя свои навыки. Это и называется «мультиспорт», или «экстремальные» (а чаще даже «приключенческие») гонки.
На Западе ежегодно проводится более 200 экстремальных  гонок. Например, крупнейшие гонки в  Великобритании, организованные "Ассоциацией  Экстремальных Гонок Соединенного Королевства и Ирландии".
1.2.3. Горные виды экстремального туризма 

Альпинизм – считается самым экстремальным отдыхом. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождений принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители самых острых ощущений не останавливаются и зимой. А сложные погодные условия и сходы лавин только добавляют остроты путешествию. В горы идут, чтобы испытать себя, рискнуть, преодолеть все и добраться до вершины. Вкус победы сладок, даже если альпинист покорил не Эльбрус, а всего лишь стенку на местном скалодроме. Для этого нужно быть хорошо физически подготовленным, желательно иметь сильные предплечья, хорошую "растяжку" и небольшой вес, который придется удерживать на одних лишь пальцах. При подъеме придется работать не только мышцами, но и головой, чтобы правильно выбрать, за какие зацепы ухватиться.
Альпинистские снасти стоят дорого, полный комплект качественного снаряжения обойдется  экстремалу в $1500-2000. Впрочем, если хочется  просто раз в жизни подняться  на Эльбрус, то можно взять снаряжение и в аренду. Стоить такой 10-дневный  тур будет около $200.
Горные  лыжи и сноуборд. Горные лыжи один из самых старых видов активного отдыха. С прошествием лет количество желающих покататься на горных лыжах не уменьшилось, а скорее увеличилось. К тому же, сейчас гораздо качественнее и разнообразнее горнолыжный сервис, чем лет 10 назад, не говоря уже о 80-х, 70-х годах. Почти в любом горнолыжном курорте есть спуски, как для профессионалов, так и для новичков. Которых всегда могут научить правильно кататься местные инструкторы. Снаряжение: комплект лыжи, крепления, палки, ботинки, костюм, шлем, маска, перчатки обойдется в среднем в $700-800. А аренда - примерно $30-40 в день.
Сноубординг - спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сноубординг как отдельный вид спорта появился в Америке в 60-х годах XX века. Яростными поклонниками новомодного увлечения стали по большей части серферы, не желавшие сидеть без дела в ожидании летних деньков. В нашей стране сноуборд массовое признание получил только в середине 90-х годов. Однако сейчас в России можно приобрести разнообразную экипировку от ведущих мировых производителей и получить уроки катания у опытных инструкторов.
Сейчас  сделано много специальных трасс  с трамплинами и другими всевозможными  препятствиями, на которых сноубордисты могут вытворять различные акробатические трюки. Но в последнее особо популярным среди сноубордистов стал Хаф-пайп (от англ. half-pipe "пол-трубы") — сооружение из снега, похожее на рампу для  роллеров.
Вообще  экстремальные увлечения, связанные  с горными лыжами и сноубордом, можно разделить на несколько  групп: freeskiing или freeride - это спуск  по крутым неподготовленным склонам  со сложным рельефом; heliskiing - то же самое, но с использованием вертолета в  качестве средства доставки на гору; ski-touring (randonee ski) - ски-тур, горный туризм с использованием лыж и специальных креплений  для подъема в гору;  
ski-mountaineering (лыжный альпинизм) - восхождения на гору с целью спуститься с вершины на лыжах или сноуборде (использование страховки, или какого-либо дополнительного снаряжения, кроме лыж, на спуске нарушает "чистоту" такого восхождения); в последние годы появилась new school - нечто вроде сноубордического фристайла.

1.2.4. Воздушные виды экстремального туризма
Парашютный  спорт - дело нешуточное, и все ниже перечисленные дисциплины подразумевают серьезную подготовку. Но для начала стоит разобраться, что собой представляет каждая из них.
Классический  парашютизм - включает в себя два упражнения: первое - прыжки на точность приземления. Задача состоит в поражении мишени размером в 3 см. Раньше, при круглых куполах, мишень была большой (круг, диаметром в 100 метров), и отклонение в 80 метров было достаточно неплохим результатом. С совершенствованием техники мишень уменьшалась в размерах. После появления щелевого купола УТ-15 мишень стала иметь размер 10 см, а после изобретения куполов "планирующая оболочка" мишень приняла размеры, которые существуют и сегодня. В настоящий момент для победы на соревнованиях необходимо показать серию результатов с отклонением в 0 сантиметров. 
Второе упражнение - комплекс фигур в свободном падении. Соревнование ведется на время. Достаточно консервативный вид спорта: сам комплекс фигур не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенного мастерства и постоянства в результатах.

Групповая акробатика. Данная дисциплина преследует цель построения максимального количества разных фигур командой из нескольких парашютистов. Классическое количество парашютистов в команде - 4 и 8. Бывают также команды из 16-ти спортсменов. А рекордный прыжок, занесенный в книгу Гиннеса, был совершен командой из 296-ти парашютистов (Россия, г. Анапа, 1996 год). Основные фигуры для построения обычно объявляются заранее, названия же этих фигур дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: "рюмка", "звезда" и т.д. Команда из четырех человек может построить около 30 фигур за время свободного падения.
Купольная акробатика - заключается в построении формаций из куполов раскрытых парашютов. Этим она кардинально отличается от других видов парашютного спорта, где работа над результатом идет до раскрытия парашюта (кроме прыжков на точность приземления).
При выполнении фигур купольной акробатики парашютисты  входят в непосредственный контакт  с парашютами других спортсменов, при  этом часто происходят завалы куполов. Поэтому парашютистам, занимающимся купольной акробатикой, нужно особенное  оборудование. Купола должны быть устойчивыми, хорошо нагруженными и обладать возможностью точной регулировки скорости.
После того, как все фигуры построены, наступает  этап, когда парашютисты должны отделяться друг от друга и делать заход на посадку. Это наиболее сложная и  опасная часть упражнения. Если купола зацепились друг за друга, то даже приведение в действие замков отцепления купола может не помочь, а купол не отойдет. Раскрытие же запасного парашюта в такой ситуации достаточно опасно. Это делает купольную акробатику одним из самых рискованных видов  парашютизма.
Фристайл - сравнительно молодой вид парашютизма, возник примерно 10 лет назад. Заключается в показе спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, выполненных парашютистом, а также мастерство воздушного оператора, который производит съемку спортсмена в воздухе.
Отработка фигур на земле требует специального оборудования, которое есть не на каждой дроп-зоне, и это, так же, как и  отсутствие достаточной информации о фристайле, тормозит развитие данной дисциплины в России.
Скайсерфинг - это прыжки с лыжей на выполнение различных фигур в свободном падении. Появившись в России недавно, скайсерфинг сразу же стал пользоваться огромной популярностью.
Аэродинамика  лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются практически  другим видом спорта. Так как все  элементы выполняются в состоянии  свободного падения, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, чтобы  на основе видеозаписи, сделанной этим оператором, члены жюри смогли выставить  свои оценки. Таким образом, команда  состоит из двух членов – спортсмена-лыжника  и спортивного оператора. В зачет  идет только первые 50 секунд видеозаписи  прыжка. Оценивается мастерство и  артистизм выполнения фигур, а также  качество работы оператора.
B.A.S.E. jumping. Бэйс-джамперу для занятия любимым делом - прыжками с парашютом – не требуется самолет или другая летающая техника. Он обходится обыкновенным лифтом, а зачастую и собственными руками и ногами плюс альпинистское снаряжение.
Спортсмен-бэйсер забирается на крышу какого-нибудь здания, желательно небоскреба повыше, какую-нибудь телебашню, гору или скалу, и прыгает вниз.
Даже  энтузиасты этого вида спорта говорят, что это один из самых опасных  видов, даже на фоне экстремальных.
Популярны и такие виды активного  отдыха как полеты на воздушных шарах  и дельтапланах.
Полеты  на воздушных шарах, обычному человеку, доступны на различных фестивалях, которые проходят и в нашем крае. Дальность полета на воздушном шаре зависит от силы ветра (в ураган, конечно, никто не полетит), при средней силе ветра это 20-30 км. На фестивалях воздушные шары поднимаются на высоту до 1000 м. Место приземления полностью зависит от метеоусловий.
Дельтапланеризм входит в число быстро развивающихся всемирно известных видов спорта. Сегодня насчитывается около 90000 дельтапланеристов по всему миру, плюс каждый год в небо поднимается около тысячи новоиспеченных дельта-пилотов. Аппараты сегодняшних дней невероятно устойчивые, прочные, и полеты на них могут быть ограничены лишь погодными условиями и опытностью самого пилота.
1.2.5. Экзотические виды экстремального туризма
Космический туризм - самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам - это американский миллионер Денис Тито и гражданин ЮАР Марк Шаттлворд. Первому недельное пребывание на Международной космической станции обошлось в $12 млн., второму - в $14млн. Позже к старту на МКС готовился солист группы N'Sync Лэнс Басс, но из-за не достатка в финансировании его старт не состоялся. Впрочем, в "Росавиакосмосе" утверждают, что в будущем смогут снизить стоимость туров и с удовольствием примут заявки на космическое путешествие от любого гражданина Земли.
Но после  известного крушения «Шатла», отправка туристов в космос прекратилась на неопределенный срок.
Кайтсерфинг. Суть его заключается в том, что человек, стоящий на доске, разгоняется с помощью воздушного змея, веревка от которого находится у него в руках. Заниматься кайтсерфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, единственным обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, как угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой, и запорошенных снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная всесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев зимой и летом. А некоторые профессионалы совершают прыжки до 100 метров в длину и 30 в высоту. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза. Реально достижимая скорость передвижения - 60-70 км/ч, а самая высокая скорость был зафиксирована 22 сентября 1990 г. в г. Оушен-Сити, США - Пит Джаконно, управляя фигурно-пилотажным кайтом, развивал скорость свыше 193 км/час.
Кайтинг больше популярен в Европе, а именно во Франции, нежели в России. На наших просторах были даже случаи, когда несчастного кайтрайдера, выползавшего из воды, принимали за инопланетянина. Катался как-то экстример на кайтсерфере вблизи Ейска. Как обычно это бывает, увлекся процессом и не заметил, как удалился от места старта на приличнейшее расстояние. Выбрался из воды на ближайшую автодорогу, а вид у него был соответствующий: гидрокостюм и в руках доска и еще нечто с яркой раскраской. Несколько часов пришлось райдеру ловить попутку, чтобы добраться до нужного места. Потом выяснилось, что его отнесло в глушь больше чем на 100 км от места старта. Любителя приключений могут подстерегать и другие неприятности во время катания. Может сдуться камера, если змей надувной. Может наступить полный штиль, и вы окажетесь в открытом море.
Джайлоо-туризм - это один из видов экзотического экстремального отдыха - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Этот увлекательный вид туризма успешно развивается на высокогорных пастбищах Кыргызстана. Предлагается сон прямо на полу юрты чабана, рядом с дымным очагом, свежая баранина и кумыс, а также верховые прогулки в горах и на пастбищах. Прекрасная возможность отдохнуть от большого города.
Туризм  на Северный и Южные  полюса. Относительно недавно начали осуществляться круизы в Арктику и Антарктику. И все больше желающих хотят побывать в экстремальных климатических условиях и посмотреть на экзотических животных, таких как пингвин. К тому же Северный и Южный полюсы наиболее экологически чистые места на Земле.
Встречаются и такие экзотические туры, как  поездка в Чернобыль или путешествие по джунглям.
Желающих  поехать в Чернобыль, по понятным причинам не много. Ведь и по прошествии 16 лет экологическая обстановка в этом районе далека от оптимальной. Конечно, отправляют туда любителей  острых ощущений в специальных костюмах в сопровождении специалистов с  дозиметрами. Однако доступ в запретную 30-километровую зону закрыт для беременных и несовершеннолетних, так как  непосредственно у электростанции излучение многократно превышает  допустимые пределы.
За $105 можно  увидеть захватывающую картину: вымерший город, везде высочайшая трава  и дикая природа. Без вмешательства  человека зона превратилась в неповторимый природный парк. Здесь появились  новые виды растений, возродились  популяции вымиравших животных. Орланы-белохвосты, рыси, серые волки, одичавшие лошади захватили местность.
При походах  в джунгли, у туриста появляется возможность буквально вписаться  в природу, но при этом оказаться  отрезанным от цивилизованного мира. И даже если такая тургруппа имеет  современные средства спутниковой  связи, для прихода помощи может  понадобиться несколько часов или  дней. Поэтому любое чрезвычайное происшествие может привести к серьезным  последствиям.  

2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан 

2.1. Современное состояние туризма в Казахстане 

Казахстан - девятая по величине страна мира, в  которой есть все - от снега и ледников до песчаных барханов и горных вершин. Он уникален спектром природных ландшафтов, которые отличаются поразительным  разнообразием, неисчерпанными возможностями  для активного отдыха.
В Казахстане так много удивительных мест, что  вряд ли их можно «осилить» даже за несколько отпускных сезонов. «Кочевать» можно всю жизнь. Например, отправиться вместе с археологическими экспедициями познавать эпоху бронзы или раннего железа. А потом  посетить памятники новейшей истории, такие, как стартовые площадки Байконура. После осмотреть подземные мечети и меловые горы в Атырауской области, мавзолеи восточных владык, почувствовать  духовную связь в сакральном для  всех тюрков месте упокоения Коркыта-ата, совершить паломничество к мавзолею Ахмеда Иассауи. Можно сравнить свои ощущения, спускаясь в глубокие каньоны  и поднимаясь на горные пики, встретиться  с потомственными чабанами и ремесленниками, чей быт не изменили столетия. Те, кто желает попробовать романтики  прошлого, могут, оседлав коней или  верблюдов, отправиться через горы, пустыни и степи.
Однако  этот мощный потенциал почти не востребован  туристским бизнесом. Международный туризм в Казахстане переживает не самые лучшие времена. До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. После приобретения независимости у Казахстана появилась возможность значительно развить индустрию туризма. Большим шагом на пути к развитию международных отношений в сфере туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена во Всемирную Туристскую Организацию. 

Казахстан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего  туризма, так и для приема иностранных  путешественников. У него есть все  необходимое - огромная территория, богатое  историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Въездной  и внутренний туризм в Казахстане представлен большим разнообразием  его видов. Наиболее активно развиваются  экологические, активные, экстремальные, исторические и познавательные виды туризма. Также набирает силу бизнес-туризм. Обратим внимание на въездной туризм в РК. Видно, что с 2004 года по 2007 год доля туристов, прибывающих из стран СНГ, продолжала стабильно увеличиваться. Лишь в 2008 году произошло заметное снижение туристского потока из СНГ, что связано с мировым экономическим кризисом, который негативно сказался на туризме во всем мире (табл. 1). 

     Таблица 1 Въезд иностранных граждан в Республику Казахстан
Виды  направлений Обслужено въезжающих посетителей-нерезидентов, (человек)
2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Въездной  туризм 219 634 261 164 330 817 548 313 543 022
СНГ 84 121 96 421 111 737 175 766 150 270
Страны  дальнего зарубежья 135 513 164 743 219 080 372 547 392 752
 
Все большую  долю в структуре въездного туризма  составляют туристы из стран дальнего зарубежья, число которых с 2004 по 2008 год увеличилось практически  в 3 раза.
В 2008 году среди всей численности посетителей-нерезидентов, воспользовавшихся услугами туристских организаций (37 937 человек), доля туристов из стран СНГ составила около 15%, из стран дальнего зарубежья - около 85%. Среднее количество дней пребывания туристов из стран СНГ составляет 4 -5 дней, из дальнего зарубежья - 17 дней. 

Анализ  въездного потока туристов по целям  пребывания показал, что 72,5% нерезидентов прибывает в Казахстан с деловыми и профессиональными целями и  лишь 20% туристов указали, что прибыли  в Казахстан с целью отдыха и рекреации.
Согласно  статистическим данным за время своего пребывания один иностранный турист оставляет в республике в среднем 700 долларов США. 

С 2004 по 2007 годы количество резидентов Казахстана выезжавших за границу по туристским путевкам постоянно увеличивалось, и только в 2008 году произошел небольшой  спад. Рост выездного туризма происходил в основном за счет увеличения числа  туристов, выезжавших за рубеж с  целью отдыха и рекреации, причем данный сегмент выездного туризма  показал рост и в 2008 году, когда  все остальные виды выездного  туризма показали отрицательную  динамику. Характерной чертой выездного  туризма в этот период является уменьшение количества шоп-туристов и туристов выезжающих с деловыми и профессиональными целями (табл. 2). 

     Таблица 2 Выезд граждан Казахстана за границу
Виды  направлений Обслужено туристов и экскурсантов (человек)
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г.
Выездной  туризм 154 885 210 692 255 626 286 691 261 070
СНГ 17 219 31 263 28 191 24 820 20 977
Страны  дальнего зарубежья 137 666 179 429 227 435 261 871 240 093
Всего в 2008 году туристы из Республики Казахстан  посетили более 100 стран мира. При этом из стран СНГ основная масса туристов-резидентов выезжала в Кыргызстан и Россию. Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей Казахстана пользуются Турция, Германия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Египет.
Количество  дней пребывания казахстанских туристов в странах СНГ в среднем  составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья - 7 дней. При этом целями выезда являются досуг и отдых (67,3 %), деловые  и профессиональные цели (8,1%).
В соответствии с данными таблицы 5 наиболее высокие  темпы роста внутреннего туризма  наблюдались в 2005 - 2006 годах. В последующие  годы этот показатель значительно снизился. А в 2008-м году показатель внутреннего  туризма вообще оказался меньше чем  в 2005-м [19]. 

     Таблица 5 Показатели внутреннего туризма  в Казахстане
Вид туризма Обслужено туристов и экскурсантов (человек)
2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Внутренний  туризм 106 486 184 379 209 143 193 122 174 940
 
Таким образом выездной туризм в РК значительно  превышает въездной и внутренний, и к сожалению существует значительная тенденция к увеличению этого  показателя. Доля въездного туризма  значительно меньше, но не подвержена столь резким колебаниям. Практика развития мирового туризма показывает, что все государства заинтересованы в первую очередь в развитии въездного  и внутреннего туризма, так как  первый вид обеспечивает валютные поступления  в казну государства доход, а  второй аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма. 

По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике туристской деятельностью  в 2008 году занималась 1163 туристских организаций, ими было обслужено 473947 туристов. Данные показатели в обслуживании туристов показывают уменьшение количества обслуженных  туристскими фирмами туристов по сравнению с 2006 годом (520972 обслуженных  туристов) и 2007 годом (541930 туристов).
Снижение  числа туристов в 2008 году обусловлено, прежде всего, уменьшением, по сравнению  с прошлым года, численности въезжающих на 40% и выезжающих на 10%, а также  снижения числа обслуженных по внутреннему  туризму. Уменьшение числа всех категорий  туристов связано прежде всего с  мировым экономическим кризисом, который в целом негативно  отразился на состоянии отрасли  туризма во всем мире, и Казахстан  не стал исключением.
В то же время увеличилось число посещений  из стран вне СНГ. В 2008 году оно  составило 85% от общего числа прибывших.
Основная  масса туристов прибыла в республику из Германии (4 251 чел.), Китая (3 749 чел.), США (2 205 чел.), Италии (2 039 чел.), Великобритания (1 889 чел.). Продолжается тенденция роста выездного туризма. В 1,7 раза или на 106 185 человек увеличился его объем по сравнению с 2004 годом, т.е. за 2008 год количество выехавших составило 261 070 человек, а в 2004 году 154 885 человек.
Выездной  туризм присущ деятельности туристских организаций всех областей. Среднее  количество дней проживания в странах  вне СНГ в 2008 году составило 3 - 4 дня. Наиболее посещаемыми казахстанскими туристами, по-прежнему, являются Турция (101 528 чел. или 38,8%), Китай (39 805 чел. или 15,2%), ОАЭ (24 746 чел. или 9,4 %), Египет (14 629 чел. или 5,6%), Тайланд (13 131 чел. или 5,02%).
Численность туристов внутреннего направления  в 2009 году снизилась в 1,4 раза и составила 122 16 человек (в 2008 году 174940 чел.). В большинстве областей произошло увеличение количества туристов по внутреннему туризму. Рост этого показателя произошел только в Акмолинской, Атырауской, Костанайской и Карагандинской областях. Особенно резкое снижение доли внутреннего туризма произошло в Восточно-Казахстанской области. Если в 2008 году по внутренним маршрутам этой области было обслужено 52014 туристов, то в 2009 году только 17446 туристов.
Доход туристских организаций от их деятельности обусловлен, прежде всего, ростом показателей  всех видов туризма.  

Наибольший  доход получен туристскими организациями  гг.Астаны и Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангыстауской, Алматинской, Атырауской и Павлодарской областей. Доход от реализации работ и услуг  в сфере туризма в 2008 году по сравнению  с прошлым годом увеличился на 11% и составил 65726,6 млн. тенге. Доход  от деятельности туристских фирм за 2008 год по видам туризма составил 11802,4 тыс. тенге.
В 2008 году в государственный бюджет от общего дохода генерируемого в сфере  туризма в виде налогов и сборов перечислено 10289,8 млн. тенге. Наибольший доход (8558,5 млн. тенге) Республика Казахстан  получает от деятельности средств размещения, непосредственно туристские организации  перечислили в государственную  казну налогов и других обязательных платежей на сумму 757,1 млн. тенге, а санаторно-курортными организациями было перечислено 974,2 млн. тенге.
Можно выделить два базовых компонента казахстанского турпродукта: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический  и традиционный) и тесно связанный  с ним эко-приключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитологический, треккинг, альпинизм, охота, рыбалка). В этом отношении  следует выделить регионы, имеющие  ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает  маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области.
Определенные  перспективы Казахстан имеет  в сегменте бизнес-туризма. Это прежде всего города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и  природно-сырьевые ресурсы позволяют  рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан  по вопросам бизнеса и участия  в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам.  

Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных  форумов зданий и гостиниц город  имеет все необходимое для  отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в  радиусе 500 км расположены замечательные  рекреационные зоны.  

Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес  к городу, как к молодой столице  нашего государства, имеющей современный  облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.
Если  рассматривать динамику развития туризма  в Казахстане, то можно отметить, что туристская активность граждан  Казахстана в 2008 году увеличилась по сравнению с 2004 годом более, чем  в полтора раза, а показатели по въездному туризму за период с 2004 года по 2007 год увеличились в 2 раза. Однако в 2008 году наблюдается резкое падение показателей по приему иностранных  туристов и по сравнению с 2007 годом  уменьшение произошло почти в 2 раза, то есть показатели приема иностранных  туристов в 2008 году приблизились к показателям 2004 года.
Представленные  данные являются тревожным симптомом  для отрасли так как, наибольшее развитие за эти годы получил выездной туризм. Въездной туризм тоже демонстрировал положительную динамику роста, но вследствие экономического кризиса резко сбросил  обороты и практически вернулся к показателям начала 2000-х годов.
Выездной  туризм на фоне нестабильности мировой  экономики показал лишь незначительное ослабление роста. Отдельно нельзя не отметить динамику развития внутреннего  туризма в Республике Казахстан.
Развитие  туризма невозможно без стимулирования внутреннего туризма, так как  он является наиболее доступным и  дешевым. Структура внутреннего  туризма в последние годы изменилась, так популярными стали маршруты выходного дня, краткосрочные экскурсионные поездки (табл. 3). 

     Таблица 3 Динамика показателей по туризму в Республике Казахстан
Показатели Годы
2004 2005 2006 2007 2008
Всего обслужено туристов, человек 292 738 434 943 520 972 541 930 473 947
Отправлено  туристов, человек 154 885 210 692 255 626 286 691 261 070
Принято туристов, человек 31 367 39 872 56 203 62 117 37 937
Объем проданных туров 143 548 125 533 134 694 229 251 187 723
 
Во всем мире явно выражена для государства  выгодность развития въездного туризма, дающая дополнительные доходы в виде иностранной валюты.
 Для  Казахстана туризм мог быть  одним из стимулов развития  экономики, если развивать сектор  туризма ориентированный на прием  иностранных туристов в своей  стране. Специализация на въездном  туризме даст возможность создать  дополнительные рабочие места,  расширить экспортный потенциал  рынка для товаров и сувениров,  станет одним из источников  валютных поступлений.
Казахстан богат туристскими ресурсами. Природно-рекреационные  потенциал Казахстана, а также  национальные традиции и особенности, менталитет, обычаи обладают аттрактивностью  для иностранных туристов, так  как они уже насытились предложенными  туристскими услугами на рынках Европы и Азии. В целом, в Казахстане уровень  развития туризма не соответствует  международному. Прежде всего, туристская отрасль ориентирована на развитии выездного туризма, не уделяется  должного внимания развитию въездного  и внутреннего туризма.
Общеизвестно, что для страны важно развитие въездного туризма. Это объясняется  тем, что въездной туризм имеет ряд  преимуществ с экономической  точки зрения, среди которых:
     - поступления финансовых средств  в страну в виде иностранной  валюты за счет продажи путевок  и за счет покупки услуг  и товаров в стране посещения;
     - развитие гостиничного сектора  в стране;
     - формирование развитой инфраструктуры  туризма;
     - развитие смежных с туризмом  отраслей;
     - создание дополнительных рабочих  мест;
      - проведение полномасштабных социологических  и маркетинговых исследований  для создания необходимого туристского  продукта.
     Отказ туристских фирм от предпринимательства  в сфере въездного туризма  объясняется отсутствием необходимых  финансовых средств, соответствующей инфраструктуры.
В Казахстане в настоящее время к проблемам, тормозящим развитие международного туризма  относится отсутствие широкого спектра  анимационных мероприятий. Для их создание необходимо обучение специалистов за рубежом, из-за отсутствия опыта в  этой сфере деятельности. 

Казахстан богат туристско-рекреационными ресурсами, особо следует отметить наличие  привлекательных горных, рекреационных, природных, водных, экскурсионных зон. Данная база создает условия для  беспрепятственного развития въездного  туризма.
В Казахстане туризм – развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии  на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к  тому, что в настоящее время  на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Показатель  туристической подвижности населения  Казахстана – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм  предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан. Причем в основном туристы посещают Алматы и Астану.  

 Туризм  является отдельной отраслью, не  мобилизующей валютные поступления  в Республику, а наоборот, каналом  утечки валюты во внушительных  размерах. Возможно, лавина предложений  отдыха за рубежом была востребована  в Казахстане, потому что там  нашим туристам предложили за  умеренные цены сервис более  высокого качества. Зачастую бывает  ситуация, когда за рубежом отдохнуть  для отечественного туриста выходит  дешевле, чем в Казахстане.
 Анализируя  состояние туризма в Казахстане  на современном этапе необходимо  прежде всего отметить положительную  динамику его развития. Несмотря  на небольшие коррективы, внесенные  мировым экономическим кризисом, темпы роста туризма Казахстана  продолжают демонстрировать положительную  динамику.
Необходимо  отметить, что темпы развития выездного  туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного. Это  объясняется повышающимся уровнем  жизни населения нашей страны и отсутствием конкурентоспособных  туристских предложений внутри страны, которые сочетали бы показатели цены и качества.
Въездной  и внутренний туризм являются наиболее выгодными для государства, так  как при их развитии происходит приток денежных масс в страну, тем самым  пополняя ее бюджет.
Таким образом, констатируя факты состояния  туризма Казахстана на современном  этапе следует отметить необходимость  уделения особого внимания развитию внутреннего и въездного туризма. 

2.2 Анализ инфраструктуры туризма РК  

Туристская  инфраструктура представляет собой  комплекс действующих сооружений и  сетей производственного, социального  и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента.  

Первый  элемент – индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии  туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.
Первый  уровень инфраструктуры туризма  представлен производственной инфраструктурой  – комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно  не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих  уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность.
Второй  и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в  туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся  те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это  предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные  залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.
Являясь частью инфраструктурного комплекса  страны, инфраструктура туризма выполняет  ряд важных функций. К ним следует  отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.
Обеспечивающая  функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для  организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание  связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных  комплексов.
Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней.  

Туристская  инфраструктура оказывает прямое и  косвенное влияние на экономику  государства. Прямое влияние – привлечение  средств от услуг в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих  мест, рост налоговых поступлений. Косвенное  влияние заключается в мультипликативном  эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем  больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах региона. 

По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике, в 2008 году на территории Республики Казахстан было 964 туристских объекта, в том числе: гостиниц - 528, кемпингов - 7, санаториев - 36, санаториев-профилакториев - 15, профилакториев - 12, лечебно-профилактических центров - 5, пансионатов - 4, зон отдыха - 29, домов отдыха - 27, туристских баз - 24, оздоровительных лагерей - 35, горно-лыжных баз - 4 гостевых домов - 13, охотничьих домов - 9, центров детско-юношеского туризма - 1, оздоровительных комплексов - 7, музеев - 198, мавзолеев - 2, государственных предприятий по туризму - 3, прочих (клубы, городки ремесленников) - 5.
В стране действуют 107 трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, остальные гостиницы относятся  к другим категориям (рис. 1).
     Рисунок 1. Распределение объектов размещения по категориям 

     Из  действовавших в 2008 году 528 гостиниц и прочих мест размещения 471 имели  частную форму собственности, 27 принадлежали государству и 30 находились в собственности  других государств.
Доходы  от эксплуатации объектов размещения туристов по республике составили в 2008 году 41670,1 млн. тенге, объем услуг, оказанных данными предприятиями, составил 34628,1 млн. тенге, в том числе  гостиницами с ресторанами – 26016,1 млн. тенге, гостиницами без  ресторанов – 7511,8 млн. тенге, молодежными  общежитиями и горными турбазами  – 144,0 млн. тенге, кемпингами, мотелями, включая услуги стоянок для автофургонов и автоприцепов, - 2,5 млн. тенге, остальными объектами размещения – 953,7 млн. тенге.
В специализированных объектах размещения: в 101 санатории, пансионатах, санаториях-профилакториях - в 2008 году лечебно-оздоровительными услугами воспользовались 133821 человек, в 10 домах и базах  отдыха, пансионатах-отдохнули - 14789 человек. К наиболее популярным лечебницам относятся: "Сары-Агаш" (ЮКО), "Арасан - Капал" (Алматинская область), "Мойылды", "Баянауыл" (Павлодарская область), "Жанакорган" (Кызылординская область), Щучинско-Боровская курортная зона (Акмолинская область), "Каспий" (Мангистауская область) и другие.
По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике, в 2004 году 37895,2 млн. тенге  выделено инвестиций в новые основные средства объектов туризма, в 2005 году - 33994,3 млн. тенге, а в 2006 году 45253,7 млн. тенге. Это свидетельствует о  положительных тенденциях привлечения  инвестиций в сферу туризма, однако принимаемых мер явно недостаточно для развития инфраструктуры и стимулирования инвестиций в туристскую индустрию.
Как показал  анализ, из общей суммы вложенных  инвестиций в развитие инфраструктуры страны, осуществление деятельности туристских организаций привлечено лишь 242 млн. тенге в 2004 году и 48,3 млн. тенге в 2005 году.
Анализ  туристской деятельности показал, что  туристы, прибывающие из-за границы  в города Астану и Алматы, имеют  деловые цели визита (деловой туризм) и предпочитают останавливаться  в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие сети гостиниц международного уровня в крупных городах - деловых  центрах страны.
Однако  материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные  учреждения, характеризуется высокой  степенью морального и физического  износа. Большая часть основных фондов гостиничной индустрии Республики Казахстан была введена в эксплуатацию еще в советский период.
На развитие туризма огромное влияние оказывает  транспортная инфраструктура. Транспорт  является связующим звеном между  отдельными элементами туристской отрасли  и способствует ее более быстрому развитию. Транспортная инфраструктура служит не только обеспечению сообщения  между туристскими центрами. Также  она может использоваться и в  повседневной жизни рядовыми гражданами без туристских целей. Инфраструктура транспорта в туризме Казахстана представлена в таблице 4.
Таблица 4 Транспортная инфраструктура туризма
Показатели  инфраструктуры 2004 2005 2006 2007 2008
Аэропорты 21 21 17 20 19
из  них: международные, допущенные к обслуживанию международных рейсов 14 14 14 15 15
Железнодорожные вокзалы 32 32 32 32 32
Автовокзалы 54 57 57 60 72
Морские порты 1 1 1 1 1
Речные  вокзалы 2 2 2 2 2
 
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В нашу страну туристы  прибывают в основном воздушным  транспортом (согласно статистическим данным в 2008 году услугами воздушного транспорта воспользовались 262 119 (57,1 %) туристов).
В настоящее  время в республику выполняют  регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia", "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в  Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.  

 Большинство  туристов предпочитает в плане  сервиса и надежности услуги  иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.
В настоящее  время Казахстан располагает  аэропортами, имеющими допуск к международным  авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семее, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.
Учитывая, что большинство поездок совершается  с использованием авиатранспорта, необходимо обновить авиапарк, расширить географию  пассажирских авиаперевозок, определить взвешенную ценовую и тарифную политику в целях увеличения туристского  потока, повысить качество обслуживания. В последние годы железнодорожный  транспорт является популярным средством  передвижения у основной части населения  республики из-за более доступных  цен на билеты. По данным статистики, в 2008 году железнодорожным транспортом  воспользовались 38 410 (10,27 %) туристов.  

Значительно расширилась деятельность авиакомпании «Эйр Астана» в области внутренних авиалиний и региональных авиакомпаний. В целях развития малой авиации  запущен пилотный проект в Восточно-Казахстанской  области. В нем предусмотрены  авиа-перелеты сообщением Усть-Каменогорск-Семей, Усть-Каменогорcк-Уржар, Усть-Каменогорск-Аягуз. Также в текущем году государством выделены финансовые средства на субсидирование областных и региональных авиамаршрутов: Астана-Павлодар, Астана-Петропавловск, Астана-Жезказган, Алматы-Тараз, Караганда-Кызылорда, Караганда-Усть-Каменогорск и т.д. 

По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном  сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении - 49, в межгосударственном сообщении - 11, международном - 3. Также через  территорию Республики Казахстан пролегают  маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.  

В целях  повышения уровня сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте предусмотрен ряд мероприятий: рассматривается  проект технологического процесса создания в пассажирских поездах ланч-боксов для пассажиров как на территории Республики Казахстан, так и на территории Российской Федерации, разработан проект программы выпуска красочного специализированного  информационного буклета для  пассажиров вагонов категории "купе СВ", "купе РИЦ". 

Вместе  с тем уровень обслуживания в  поездах акционерного общества "Пассажирские перевозки" не соответствует международным  стандартам. Высокий износ и большие  сроки использования значительной доли вагонного парка, необходимость его замены или реконструкции обусловлены тем, что пассажирские перевозки являются убыточными, их субсидирование осуществляется за счет средств государственного бюджета. 

В настоящее  время действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового  Пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а в будущем предполагается довести  его на западе до Тегерана (Иран), а  на востоке до Пекина (КНР). 

В последние  годы в туристских целях активно  используется автотранспорт, так как  в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2000 года N 1809 в перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского значения включены дороги, ведущие к крупным туристским объектам и представляющие наибольший интерес в плане дальнейшего развития туризма:
     1. Ташкент - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос.
     2. Шымкент - Кызылорда - Актобе - Уральск  - Самара.
     3. Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск.
     4. Астрахань - Атырау - Актау - граница  Туркменистана.
     5. Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай.
     6. Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург. 

Автомобильный транспорт используется для организации  шоп-туризма в приграничные государства  и в экскурсионных маршрутах. Однако его развитие целиком зависит  от состояния дорог и наличия  надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически  не имеет современных комфортабельных  автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.  

По данным статистики, в 2008 году услугами междугородних  автобусов воспользовались 66 235 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными  средствами – 106 670 (12,36 процента) туристов. По состоянию на 1 января 2005 года в  придорожной полосе отвода автомобильных  дорог общего пользования республиканского значения действуют следующие объекты: АЗС - 925, СТО - 108, гостиницы - 62, пункты питания  и торговли - 1124, автостоянки - 61. 

Порт  Актау на Каспийском море связывает  Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. В Республике Казахстан имеются сообщения  по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Республиканским государственным  казенным Восточно-Казахстанским предприятием водных путей установлен льготный тариф  в размере 25 процентов от стоимости  шлюзования через Усть-Каменогорский  и Бухтарминский шлюзы для  судов, имеющих лицензию на перевозку  пассажиров и задействованных в  туристской деятельности. При этом шлюзование маломерного флота через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы проводится по установленному графику по льготному тарифу: 10 % от стоимости шлюзования при длине судна до 10 м и 20 % - при длине свыше 10 м. Согласно статданным в 2008 году данное предприятие обслужило 513 туристов. Другие водные артерии страны не используются в туристских целях. Вместе с тем в результате проведенных исследований выявлен большой интерес туристов из Европы к территории бассейна Каспийского моря как в плане пляжного туризма, так и организации круиза. 

Затрагивая  проблему инфраструктуры туризма в  Казахстане нельзя не отметить проекты  по комплексному развитию инфраструктуры. Это такие крупные прорывные  проекты как международный туристский центр «Жана - Иле», туристский центр  в свободной экономической зоне «Бурабай», туристский центр «Кендерли» в Мангистауской области. Также  ведется строительство проекта  «Актау-Сити». В настоящий момент, завершены работы по строительству  дороги, прилегающей к трассе Актау-Аэропорт.  

Ведется активное сотрудничество с инвесторами  из Кувейта, Бахрейна и ОАЭ, которые  выражают интерес к данному проекту. В городе Туркестане как в крупнейшем центре паломнического туризма ведется  строительство историко-этнографического парка и комплекса с центром  обслуживания туристов, историко-культурного  комплекса-музея, центра подготовки сувенирного  производства, гостиницы на 60 мест, а также международного торгово-туристского  центра.  

Министерством туризма и спорта были одобрены и  следующие инвестиционные проекты, находящиеся в стадии реализации: из Акмолинской области Этнографический комплекс «Шебер ауылы» с выставочным центром «Дворец мастеров», Центр отдыха «ШАРЖУМ», из Алматинской области Государственный историко-культурный природный заповедник «Тамгалы», Туристский этнографический комплекс «Талхиз», из Атырауской области Строительство туристского центра на участке «Казына-Тал», из Восточно-Казахстанской области Оздоровительно-туристский комплекс «Катон-Карагай», из Жамбылской области Горнолыжная база «Коксай», Туристский центр «Тау самалы», из Карагандинской области Международный оздоровительно-туристский центр «Балхаш-Нурсая».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.