На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Заработная плата и ее регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
     Оглавление 

Введение………………………………………………………………………….3
1. Функционирование  рынка труда…………………………………………5
1.1 Рынок  труда, регулирование кадрового  потенциала и занятости………5
1.2 Занятость  и безработица: понятие и показатели…………………………11
1.3 Государственное  регулирование занятости и рынка труда……………15
2. Заработная плата  и ее регулирование…………………………………..20
2.1. Сущность  заработной платы и ее основные функции………………….20
2.2 Регулирование  оплаты труда в сфере материального  производства…25
Заключение……………………………………………………………………..30
Список  используемой литературы…………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рынок труда представляет собой систему  общественных отношений согласовании интересов работодателей и наемной  рабочей силы. В настоящее время в период мирового экономического кризиса изучение рынка труда является актуальной темой исследования. Это обуславливается упадком промышленного производства и возросшим уровнем безработицы. В связи с этим важно изучать сам рынок труда, его регулирование, а так же регулирование кадрового потенциала и занятости.
     Заработная  плата представляет собой один из основных факторов социально- экономической  жизни каждой страны, коллектива, человека. В связи с переходом к новой экономической модели, основанной на рыночных принципах возникает необходимость исследования изменений, касающихся оплаты труда как категории, сферы наёмного труда. Так же, в связи с изменениями в отношениях между трудом и капиталом, резко обострился вопрос о размерах заработной платы и жизненном уровне работников наёмного труда. В отношении оплаты труда, положение характеризуется как кризисное: очень низкий уровень номинальной заработной платы; значительное снижение реальной заработной платы; расширение практики неоплаченного труда и т. д. Заработная плата практически потеряла все основные функции в важнейших сферах жизнедеятельности. В сущности, она превратилась в социальное пособие, непрерывно отстающее от роста цен. Данные обстоятельства вызывают необходимость изучения функционального аспекта проблемы, поскольку умелое использование функций заработной платы помогает соотнести регулирование заработной платы с объективными потребностями общества в данный момент времени.
     Объектом  исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом заработная плата.
     Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятие рынка труда и заработная плата.
     Задачи  исследования:
    Раскрыть понятие рынка труда, регулирование кадрового потенциала и занятости;
    Рассмотреть понятие занятости и безработицы;
    Раскрыть государственное регулирование занятости и рынка труда;
    Изучить сущность заработная плата и ее основные функции;
    Проанализировать регулирование оплаты труда в сфере материального производства.
     Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на две главы.
     Для раскрытия данной темы была проработана  учебная литература. Подробна эта  тема освещена в учебниках Борисова Е.Ф. «Экономическая теория», Юрьева Т.В. «Социальная экономика», Райзберга «Рыночная экономика», Адамчука « Экономика и социология труда» и др.
 

      1. Функционирование  рынка труда 

     1.1 Рынок труда, регулирование кадрового потенциала и занятости 

     Рынок труда представляет собой важное звено, интегральный элемент рыночной экономики, находящийся в органической функциональной связи с другими элементами системы. В России он еще не приобрел в полной мере черты цивилизованности. Тем не менее, сегодня можно говорить, что он в основных чертах сформировался на уровне регионов, и имеет формальные признаки общенационального рынка (общенациональный банк данных, программы содействия занятости населения, помощи безработным, подготовки и переподготовки безработных и т.д.) Вместе с тем все еще действуют факторы, сдерживающие завершение его становления и полнокровное функционирование в масштабе всей страны. Наблюдается вялотекущая структурная перестройка экономики, отсутствует рынок жилья, низка заработная плата, часты задержки с ее выплатой, высока стоимость проезда и т.д.
     Рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой. Его развитие обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способностей к перемене видов труда в соответствии со структурными изменениями в экономике и конъюнктуре на рынке труда. Усиливается заинтересованность рабочих и служащих в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства, уровня квалификации. Рынок труда активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и в межотраслевом, межрегиональном направлениях, что открывает определенные возможности решения проблем занятости трудоспособного населения. Повышается роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиливается экономическая мотивация труда, что ведет к росту его производительности. Все более ускоряется адаптация населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, вырабатывается экономическое поведение рыночного типа.
     Вместе  с тем, как отмечено выше, воздействие  рынка приводит к чрезмерной дифференциации в оплате труда и доходах различных  групп населения, порождает бедность и нищету, безработицу значительной части трудящихся. Снижается качество рабочей силы, прежде всего, ухудшается здоровье и квалификация работников, т.е. снижается ее конкурентоспособность. Ведь товаром на рынке труда выступает рабочая сила, или способность к труду. А она является товаром особого рода, непосредственно связанными с самим человеком, личностью, затрагивающим ее самые существенные свойства, права, общественный статус. Все это должно учитываться, когда речь идет об экономических отношениях по поводу рабочей силы.
     Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и  предложения.
     Предложение рабочей силы — это потребность  различных групп трудоспособного  населения в получении работы по найму и на этой основе — источника средств существования1. Предложение труда обусловливается следующими факторами:
     • численностью населения, прежде всего  трудоспособного;
     • средним количеством рабочих  часов за определенное время (неделя, месяц, год);
     • количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.
     Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении2. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
     Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической  активности различных категорий  населения, уровня занятости лиц  старших возрастов и подростков. Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
     В качестве исходной информации используются данные текущего статистического учета  и специальных обследований, проводимых непосредственно на предприятиях. На этой базе с учетом структурных изменений  проводится анализ перспектив развития отдельных сфер занятости. Отраслевой разрез информации характеризуется двумя группами показателей: структурой занятых в народном хозяйстве и структурой занятых в отраслях промышленности.
     Как экономическая категория рынок  труда выражает отношения между  собственником денег (покупателем, или работодателем) и наемным работником, владельцем (собственником) рабочей силы по поводу купли-продажи последней. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (договор, контракт, соглашение), базирующиеся на трудовом законодательстве страны (и/или отдельного региона). Рынок труда, будучи подсистемой в комплексе рыночных отношений, зависит от уровня зрелости других рынков, и от степени развития всей экономической системы. Кризисное падение производства, не высокая инвестиционная активность, проблемы в денежной-кредитной сфере отображаются на характере российского рынка труда3.
     Вместе  с тем наемные работники, продавая рабочую силу, в свою очередь, предъявляют  спрос на жизненные средства на вещных товарных рынках. Тем самым они способствуют их росту, стимулируют развитие всей экономической системы. Сам же рынок труда выступает своего рода связующим звеном в системе общественного воспроизводства. Возникает вопрос о том следует ли регулировать механизм функционирования рынка труда. Известно, что некоторые экономисты стоят на позиции неприемлемости вмешательства в рыночный механизм. сторонники кейнсианской школы, наоборот настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе на рынке труда. Спор между неоклассиками и кейнсианцами продолжается уже давно. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда. Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками при посредничестве государства. Особенно активно участвует государство в регулировании социально-трудовых отношений, начиная со второй половины ХХ в. после второй мировой войны. Более того, созданная в 1919 г. и ставшая специализированным подразделением ООН с 1946 г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Тем самым, рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов или коллективных договоров, причем размер ее зависит от соотношения сил договаривающихся сторон. Как видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзами), и извне (государством).
     Однако  следует подчеркнуть, что регулирование  рынка труда не охватывает всего  спектра проблем, касающихся воспроизводства  кадрового потенциала, не охватывает в полном объеме проблему общественно-полезной деятельности, фактически сводя ее к понятию занятости. Но занятость с учетом самозанятости шире понятия "рынок труда", ибо самозанятые не имеют прямого отношения к данной экономической категории. Поэтому необходимо вначале рассмотреть проблему занятости и государственного влияния на ее решение.
     Политика  занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических  отношений по поводу вовлечения трудоспособного  населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.
     Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяются потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшать свое материальное положение. В результате многие оказываются без работы и заработка, а, следовательно, без средств к существованию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого, государства и правительства стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Другими словами, государственные органы осуществляют политику занятости в узком смысле этого слова.
     В своей политике занятости правительство  определенными принципами. В советский  период такими принципами были обязательность труда, полная всеобщая занятость трудоспособного  населения общественно-полезной деятельностью и т.д.4 Современные радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего из Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»
     После отказа российского государства  от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость  в новой системе ее регулирования. Такая система в настоящее  время формируется в стране. Главными ее звеньями выступают трудовое законодательство, указы Президента и постановления правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий, федеральные и региональные программы стимулирования занятости.  

1.2 Занятость и безработица: понятие и показатели 

     В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости и безработицы.
     Под занятостью населения подразумевается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. 5К занятым гражданам в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
     В соответствии с классификацией МОТ  к экономически активному населению  относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для  производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных. К безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Экономически неактивное население - это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками; лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и хотят работать; другие лица, которым нет необходимости работать, но которые могут и хотят работать6.
     Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением имеет место скрытая безработица. В условиях переходной экономики потребовалось также осмысление категорий вторичной занятости и самозанятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня за пределы нормальной продолжительности на тех же, смежных или новых рабочих местах (на другом предприятии, в форме индивидуальной трудовой деятельности и т.д.). Самозанятость предполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, создания рабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощью государственной поддержки разных уровней. Самозанятость чаще всего проявляется в форме малого бизнеса. Уровень занятости - процент численности рабочей силы, имеющей на определенный момент работу.
     Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами. Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. От того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества. Поэтому обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций.
     Экономически  целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально  оплачиваемыми и общественно  полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и высоко производительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости. Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности труда7. Отметим, что данное определение дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить экономическую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими в этом плане являются следующие8:
     Первый  показатель это уровень (коэффициент) занятости населения профессиональным трудом. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. Второй показатель это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. Третий показатель это оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. Четвертый показатель это рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. Пятый показатель это норма безработицы, ее баланс с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы. Отклонения от него в ту или иную сторону показывают, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но, прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем она раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства. 

     1.3 Государственное регулирование занятости и рынка труда 

     Государственное регулирование занятости и рынка  труда в России вновь приобретает  все более важную роль. Оно имеет  свои направления. Прежде всего, нужно указать на проведение государственной макроэкономической политики содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Большое значение отводится оптимизации соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.
     Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут  сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты9. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предпринимательство. Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.
     Важную  роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение  работодателей, сохраняющих и создающих  новые эффективные рабочие места  в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
     Одним из главных направлений поддержки  занятости и расширения числа  рабочих мест в условиях структурных  преобразований является конверсия  военно-промышленного комплекса. Конверсионная программа должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.
     Апробированным  в мировой практике и эффективным направлением активной политики занятости является организация общественных работ. Их целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности. Организовывать и финансировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью.
     Определяющим  направлением в политике занятости  является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в  том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.
     Региональные  программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
     Отраслевые  программы поддержки занятости  необходимы в стажирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти  сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. Таким образом, разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации.
 

     2. Заработная плата  и ее регулирование 

     2.1 Сущность заработная плата и ее основные функции 

     Раскрытие сущности заработной платы имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Например, если принять теоретическое  положение о том, что в содержательном плане заработная плата — это  часть национального дохода, распределяемая между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, то в принципе нет большой беды от тех проблем, которые имеют место в оплате труда. Плохо, но, как говорится, не смертельно. Но можно придерживаться другой позиции: заработная плата есть основная доля жизненных средств работника. Здесь острота пяти названных проблем усиливается до максимума. Что значит в этом контексте вовремя не платить работнику заработную плату? Это недопустимо, ибо не будет средств даже для простого воспроизводства рабочей силы. Как видим, суть одной и той же проблемы резко меняется в зависимости от теоретико-методологического подхода.
     Значит, чтобы иметь четкое представление  о категории "заработная плата", необходимо прежде всего уяснить ее сущность, ее экономическую природу, а также форму ее проявления в конкретных исторических условиях. В экономической литературе выделяются следующие определения сущности заработной платы: стоимость рабочей силы, стоимость труда, цена рабочей силы, цена труда.
     Сторонники  трактовки сущности заработной платы  как стоимости рабочей силы в  основу своей позиции кладут воспроизводственный  подход к анализу ее формирования и использования. Процесс воспроизводства  рабочей силы проходит четыре фазы: I — фаза формирования (производства), II — фаза распределения, III — фаза обмена и IV — фаза потребления (использования) рабочей силы.
     Процесс производства или формирования рабочей  силы как способности к труду  есть подготовка работника, начиная  со школы и вуза. Она продолжается на рабочем месте, в учреждениях переподготовки и повышения квалификации и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке этого специфического товара при участии трех субъектов института социального партнерства: работодателей, наемных работников и государства, а также непосредственно на предприятии, фирме (наем, ротация работников, увольнение и т.п.). Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.