На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика обучения грамоте детей с ОНР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное  агентство по образованию
  Башкирский государственный  педагогический университет
  Институт  педагогики
  Кафедра специальной педагогики и психологии 
 
 

  Курсовая  работа по методике  преподавания   русского языка:
  Методика  обучения грамоте детей с ОНР. 
 
 
 
 

  Выполнила: студентка 515 гр.
  Специальности: логопедия
  Гареева  Алсу
  Проверила: ассистент
  Бурзянцева  Л.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Уфа – 2005
  Содержание:
  Введение  3
  Глава 1. Особенности обучения грамоте детей с ОНР. 5
      1.1. Условия обучения грамоте детей с ОНР. 5
      1.2. Взаимосвязь обучения чтению с обучением письму. 10
      1.3. Периоды обучения грамоте.  12
      1.4. Этапы  обучения грамоте.  14
  Заключение.  28
  Список  литературы.  31
  Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.
  Обучение  грамоте – это самая древняя  отрасль методики родного языка. Элементарная грамота (читать, писать) – это ключ к массовому образованию. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
  Вхождение начинающего ученика в новую  для него и обширную область познания и развития – изучение родного языка составляет стержневую и главенствующую задачу обучения грамоте.
  Обучение  грамоте выступает в качестве введения ученика в систематическое  изучение родного языка.
  Контингент  общеобразовательных школ  за последние  годы претерпел значительные изменения. С каждым годом  среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить и в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при таких школах логопедических пунктах.
  Дети  с тяжелыми нарушениями речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать как в массовой школе. Для этого необходима своя методика обучения грамоте.
  Цель  курсовой работы – выявить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР.
  Задачи: изучить литературу по данному вопросу, выделить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР.
  Объектом  данного исследования является процесс обучения грамоте детей с ОНР.
  Предмет исследования – методика обучения грамоте детей с ОНР.
  Гипотеза - методика обучения грамоте детей с ОНР имеет ряд отличий от методики обучения грамоте детей с нормальным речевым развитием.
  Теоретические положения: среди исследователей, занимавшихся изучением методики обучения грамоте детей с нарушениями речи можно назвать таких ученых, как Спирова Л.Ф., Сальникова Т.П., Комаров К.В., Каше Г.А., Ястребова А.В., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А..
  Методы  исследования:  в исследовании использовались методы изучения различной литературы по данному вопросу, рассматривались условия обучения грамоте детей с ОНР, выявлялась взаимосвязь обучения чтению с обучением письму, выделялись периоды обучения грамоте.
  Курсовая  работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлены уроки обучения грамоте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.
        Условия обучения грамоте детей с ОНР.
  Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается   особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения.
  В свою очередь обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.
  В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается   звуко-буквенный   состав   слов.  Наблюдения над звуковым  составом   слова,  сравнение   и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения по анализу и синтезу способствуют формированию у детей четких и ясных представлений о звуковом составе слова, что в свою очередь приводит к закреплению правильного произношения, приучает сознательно читать и писать. 

  При обучении грамоте  детей с недоразвитием  речи следует учитывать ряд условий:
  1. Обучение чтению  и письму ведется  только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда — в предупреждении специфических дисграфических ошибок.
  Каждый  звук изучается вначале на уроках произношения, и лишь после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква. В этом смысле обучение грамоте строится как непосредственное продолжение обучения произношению, хотя изучение звуков в произношении нередко начинается задолго до прохождения их на уроках грамоты. Например, работа над мягкими или звонкими согласными в произношении в некоторых случаях продолжается более года, прежде чем эти звуки соотносятся с соответствующими буквами.
  В процессе работы над произношением  ребенок научается не только правильно произносить звук в словах и фразах различной сложности, но и отличать его от других звуков и правильно выделять из слова. Особенно много внимания уделяется различению звуков, отличающихся друг от друга тонкими акустико-артикуляционными признаками. Пока учащиеся не научатся правильно произносить и различать такие звуки, невозможно обеспечить верную и прочную связь между звуком и буквой.
  Несмотря  на это, не следует задерживать процесс  обучения грамоте до тех пор, пока будет сформировано правильное произношение всех звуков речи. На определенном уровне развития произношения у детей, как уже было показано, появляется готовность к обучению грамоте. При этом следует иметь в виду, что если на первых порах наблюдается как бы разрыв во времени между изучением звука в произношении и в грамоте, то на дальнейших этапах обучения усвоение грамоты непосредственно следует за развивающимся произношением.
  2. Порядок прохождения  звуков и букв  на уроках грамоты иной, чем в массовой школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении.
  В первую очередь изучаются те звуки, которые произносятся детьми в основном правильно. Это следующие звуки и соответствующие им буквы: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Исключение могут составить такие звуки, как ы, с, л, которые в некоторых случаях произносятся детьми дефектно. Однако они должны быть в момент соотнесения их с буквой уже поставлены и отработаны в произношении.
  Затем постепенно начинается работа над звуками, неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются одними из первых (ш, р, ж, некоторые мягкие фонемы), и наконец включаются в работу все остальные исправленные и поставленные звуки (й, мягкие фонемы, звонкие согласные, аффрикаты).
  С целью предупреждения специфических  ошибок в письме детей с общим  недоразвитием речи, в частности ошибок на замены букв (пб, сш, зж и т. д.), необходимо раздвинуть во времени изучение парных акустических сходных звуков и соответствующих им букв. Например, ш не дается вскоре после с, д — после т и т. д.
    Темп прохождения всех звуков речи и букв более медленный, чем в массовой школе. Весь процесс обучения грамоте рассчитан на полтора года, причем большое значение придается   подготовительному периоду. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться от четырех до одного месяца.
    Большое внимание отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания. Для образования такого навыка необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие.
  Особо большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения эти должны проводиться систематически. Вводится специально ряд логических упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, имеющих большое значение для формирования звуковой стороны речи.
    Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности. Этот материал на первых порах обучения должен быть заранее подготовлен на уроках развития речи. Однако по мере обучения грамоте речевой   материал   становится   все  более  обширным   и сложным и, в свою очередь, способствует развитию лексики и грамматического строя речи.
    На протяжении всего периода  обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждающая ошибки письма в период усвоения правил правописания.
  Известно, что учащиеся с недоразвитием речи не всегда успешно усваивают такие разделы программы, как правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных и т. д. (их проходят позже), так как у них с большим трудом формируется морфологический анализ слова.
  Для того чтобы облегчить усвоение этих разделов, уже с самого начала обучения детей грамоте большое внимание уделяется пропедевтическим упражнениям по анализу звуко-буквенного и простейшего морфологического состава слова.
  Обращается  внимание на общие и отличные признаки в словах, сопоставляются одинаковые корни и различные окончания, приставки или суффиксы. Дети практически подводятся к различным упражнениям по словоизменениям и словообразованиям. Эти упражнения не должны превышать познавательных возможностей ребенка, и проводить их следует в практическом плане, попутно включая почти в каждый урок по обучению чтению и письму. Повседневное использование этих упражнений на занятиях способствует формированию у детей умения образовывать слова и обращать внимание на их состав.
  Подобная работа предварительно ведется и на уроках развития речи.
    Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала,  применение   таких   упражнений,  которые требовали бы использования приобретенных ранее знаний и умений.
    Одновременно с изучением звуков и букв следует давать связанные с ними элементарные правила грамматики и правописания. Уже с самого начала обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми грамматическими понятиями и обобщениями, которые постоянно 
    закрепляются,  уточняются   и   расширяются   в   процессе последующего обучения на усложненном материале. Это позволяет осуществить непрерывное повторение наиболее   трудных   разделов,    а    также   развивает   активное и самостоятельное   использование   правил  детьми. При этом наибольший успех достигается не простым увеличением количества повторений одних и тех же упражнений, а посредством разнообразного  и  систематического использования приобретенных знаний в разных условиях и на разнообразном материале.

  Благодаря этому создаются предпосылки  к практическому ознакомлению с некоторыми правилами правописания, которые должны проходиться на втором или третьем годах обучения. Так, например, при обучении грамоте возможно усвоение правописания звонких и глухих согласных связать с изучением звонких согласных и в следующем году закрепить это правило на более сложном материале.
  Следует особенно подчеркнуть то огромное значение, которое имеет при этом подготовка к усвоению нового грамматического понятия и работа над его четкой дифференциацией. Сначала ребенок практически знакомится с понятием, практически употребляет его в самостоятельной разговорной речи, а затем уже приобретенные знания оформляются в виде обобщений, объяснений, правил.
  Без тщательной отработки каждого нового задания, нового понятия, правила, без уверенности в том, что учащиеся их усвоили и могут применять в различных конкретных случаях, нельзя переходить к новому заданию.
  Обучение  грамоте строится на основе указанных  выше общих положений с использованием фронтального способа. Однако наряду с этим должен обязательно осуществляться и индивидуальный подход к учащимся в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка. Кроме того, необходимо учитывать характерологические особенности детей и усвоение ими программного материала во время всего периода обучения. Выполнение этих требований будет способствовать развитию умений и навыков учащихся. 
 

      1.2. Взаимосвязь обучения чтению с обучением письму.
  Многие  считают, что если начать обучать грамоте позже, то это значит искусственно задерживать процесс овладения первоначальным чтением и письмом.
  Такое обучение приводит к буквослагательному приему чтения или к чтению целыми словами, к механическому овладению навыком. Чтобы избежать этого, необходимо так построить педагогический процесс обучения первоначальному чтению и письму детей с недоразвитием речи, чтобы он начинался с сознательного овладения звуками речи и буквами, а методом их усвоения являлся звуковой аналитико-синтетический метод.
  Овладение первоначальным чтением и письмом  предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты.
  Кроме того, следует подчеркнуть, что обучение грамоте не самоцель, а необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развития речи.
  Обучение  чтению тесно связано с обучением  письму. Эта взаимосвязь реализуется следующим образом:
    На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. При этом необходимо помнить, что каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов.
    Ознакомление с каждой новой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертания, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличных элементов в их начертании.
  3. Дети читают то, что складывают из букв разрезной азбуки или пишут, и, наоборот, складывают и пишут то, что читают. Каждое слово новой звуко-слоговой структуры, до того как оно будет сложено из букв разрезной азбуки и записано, должно быть обязательно проанализировано. Учащиеся должны установить его слоговой состав, составить из букв разрезной азбуки, разделив на слоги, и прочесть все слово по слогам, а затем записать. Такая аналитико-синтетическая работа помогает практически осознать слоговой и звуковой состав слов и овладеть им.
  Таковы  общие положения, которые необходимо учитывать, приступая к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. 
 
 
 

      1.3. Периоды обучения грамоте.
  Остановимся на содержании и объеме знаний, получаемых детьми в процессе обучения грамоте.
  Обучение  грамоте имеет  два периода: подготовительный (или добукварный) и букварный.
  Подготовительному периоду обучения грамоте должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению первоначальных
  элементов грамоты.
  Основные задачи добукварного периода:
    Коррекция дефектов произношения;
    Развитие фонематического слуха и восприятия;
    Нормализация оптико-пространственных ориентировок;
    Формирование графо-моторных навыков;
    Развитие психических функций, которые являются базой речи (слуховое и зрительное восприятие, мышление и память).
  В этот период подготовка к обучению грамоте по своим целям и задачам совпадает с работой по общему развитию речи и формированию произношения.
  Дети  учатся пользоваться речью, обогащается  и уточняется их словарь, они приобретают умение строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется большая работа по коррекции неправильно произносимых звуков, которая также предусматривает и развитие речевого (фонематического) слуха. У учащихся расширяется запас слов на отрабатываемый звук и появляется некоторый навык самостоятельного выбора слов с нужным звуком из обиходной речи. Все это создает практическую базу для работы по анализу и синтезу звукового состава слов. Дети подходят к анализу и синтезу открытого и закрытого слогов, состоящих из двух звуков, и полностью анализируют односложные слова, а также знакомятся в практическом плане с первыми терминами, обозначающими слово, звук, слог. Методические указания  по  подготовке учащихся, к анализу звукового состава слов в этот период даны в разделе формирования произношения.
  Звуковые  упражнения имеют большое значение для формирования у детей  навыков  правильного  письма и чтения. Но этого недостаточно. Специальное время и внимание должно быть уделено развитию двигательных и зрительных навыков, которые подготовили бы глаз и руку ребенка к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради. У детей с недоразвитием речи нередко   имеются   также   и   моторные   затруднения, поэтому при выработке графических навыков правильного письма у них наблюдается  напряженность и  неуверенность движений,  скованность тела. Преодолению этих трудностей могут помочь   специально   предусмотренные упражнения по рисованию, штриховке контурных рисунков, складыванию прямолинейных фигур и печатных букв из палочек и т. д.
  При выполнении этой работы следует обращать внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держания ручки, координации движений. 

  В букварный период учащиеся продолжают практически знакомиться со звуками речи и обозначающими их буквами, учатся составлять слова из букв и слогов, овладевают процессом чтения и письма, усваивают на практике ряд элементарных правил грамматики и правописания. Направленность на развитие познавательных интересов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, сознательное выделение детьми акустических и артикуляторных признаков звука сохраняется также при изучении всех основных звуков речи. 
 
 

  1.4. Этапы обучения грамоте.
  Преодоление отклонений в развитии возможно лишь при  наличии стройной поэтапной коррекционной работы по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи грамоте:
  Первый  этап обучения грамоте.
  Первоначальные  знания и навыки по анализу и синтезу звукового состава слова по существу должны быть усвоены учениками в период первого года обучения. Однако глубокие речевые нарушения, которые имеются у детей, мешают прочному усвоению этих знаний. На втором году обучения следует вновь возвращаться к этому материалу, закреплять знания детей о звуковом составе слова и повторять ранее пройденные звуки и буквы.
  Прежде  чем учащиеся непосредственно приступят  к практическому изучению звуков и букв, отводится время на так называемый подготовительный период (две недели).
  Это обуславливается тем, что в этот момент приступают к обучению грамоте вновь пришедшие дети, которые не прошли длительного подготовительного периода в старшем приготовительном классе.
  Задача  этого периода заключается в том, чтобы у одних детей закрепить, у других - создать, некоторую, практическую, базу по анализу и синтезу звукового состава слова. Большое внимание отводится развитию речевого слуха и умению правильно и четко произносить звуки родного языка. С теми детьми, которые не занимались в старшем приготовительном классе, проводится большая работа по коррекции неправильно произносимых звуков, а с другими - по закреплению их в речи. Разница в объеме знаний сглаживается только постепенно, поэтому работа с детьми требует индивидуализации.
  Уроки так называемого подготовительного  периода обучения грамоте по своим целям и задачам тесно переплетаются с уроками произношения. В первую очередь ставятся и отрабатываются звуки, необходимые для введения их в грамоту (р,  с,   ш, л,  ж,  з,  б и др). Как только удается получить  
  правильное  произнесение звука, начинается работа над другим звуком, а этот  
  звук  тут же закрепляется в слоговых сочетаниях, словах и вводится  в самостоятельную речь детей.
  Дальнейшее  закрепление правильного произношения отрабатываемого звука происходит в процессе работы над другими звуками и во время обучения грамоте.
  Особое  внимание уделяется сознательному  закреплению артикуляции отрабатываемого звука. От учащихся требуется, чтобы они точно знали положение органов речи при его произношении, умели рассказать и показать, в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые связки, какова сила и направление струи выдыхаемого воздуха, как проверить правильное произношение звука.
  Такое сознательное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение не только для четкого произношения звука, но и для его различения. Вырабатывается точное соотношение между артикуляционным и слуховым образом звука. Учащиеся научаются проверять правильное звучание звука при собственном его произношении и у своих товарищей. Они начинают постепенно обращать внимание на звуковую сторону речи, начинают понимать, что слово состоит из звуков и что каждый звук имеет определенную артикуляцию, звучание и смыслоразличительное значение, что наличие, отсутствие или замена звука может изменить значение слова.
  У них расширяется запас слов на отрабатываемый звук и появляется некоторый навык самостоятельного выбора слов с нужным звуком их обиходной речи. Все это создает базу для работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.
  Одновременно  учащиеся систематизируют полученные ранее навыки разлагать слово на слоги и звуки и соединять его элементы. Упражнения ведутся на таком словесном материале, звуковой состав которого правильно произносится всеми учащимися. Дети учатся самостоятельно придумывать слова, расчленять их на слоги и звуки, выделять нужный звук, находить его в других слогах и словах. Все это проделывается устно.
  Отдельные звуки, выделенные из слова, уточняются по артикуляции и звучанию, так как у детей нет достаточно четкого звукового образа даже сохранных звуков из-за смазанного, невнятного произношения слов.
  Особенно  большое значение имеет работа над  гласными. Учащиеся должны научиться четко произносить их изолированно в слогах и словах, различать их и отделять от предшествующего согласного.
  В отличие от методики обучения детей  в массовой школе, где уже в  подготовительный период учащиеся знакомятся с выделением из речи предложения, которое разлагается на слова, а слова - на слоги и звуки, при обучении детей с общим недоразвитием речи в этот период обучения происходит знакомство только со слого-звуковым составом слова.
  Это объясняется тем, что дети с речевым  недоразвитием в это время  имеют в активной речи еще незначительный запас предложений, которые они могут произносить без искажения. Поэтому приходится ограничивать их самостоятельные высказывания, чтобы не закреплять неправильное произношение.
  Кроме того, осознание звукового состава  слов представляет для детей значительные трудности, а расчленение предложения на отдельные слова еще больше усугубляет эти затруднения.
  Для подготовки детей к письму много  внимания уделяется развитию двигательных и зрительных навыков. Дается ряд упражнений по рисованию, штриховке, контурных рисунков.
  Дети  знакомятся с разлиновкой тетради, ставят точки в местах пересечения горизонтальных линеек косыми, тренируются в письме элементов букв, складывают прямолинейные фигуры и печатные буквы из палочек и т.д.
  Направленность  на развитие познавательных интересов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, сознательного выделения детьми акустических и артикуляторных признаков звука сохраняется на протяжении изучения всех основных звуков речи в процессе обучения грамоте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.