На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит основных средств на ЗАО «СТАРТ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Национальный  Открытый Институт России г. Санкт - Петербург

 
 
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита
        Дисциплина Аудит 
 
 
 

    КУРСОВАЯ   РАБОТА

 
 
 
                                      Студентки группы Б-42С/2
                                    Шитиковой Натальи Анатольевны
                                     Аудит основных средств
                                             Название  темы 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            Проверил  

                                                                            Дата 

                                                                            Оценка 
                                                                                        
                                                                                          
 
 
 
 
 

                                                  Санкт -  Петербург
                                                              2011 
 

Оглавление 
 
 

Введение……………………………………………………………………….....3
    Глава I. Аудит основных средств……………………………………….....5
      Цель, задачи, информационное обеспечение аудита……...…5
      Аудит вложений во внеоборотные активы………………..….8
      Аудит операций с основными средствами…………………...16
      Проверка правильности начисления амортизации, ремонта и переоценки основных средств…………………………………………………..22
      Аудит арендных и лизинговых операций…………………….30
    Глава II. Практическая часть. Аудит основных средств в организации ЗАО «СТАРТ»………………………………………………………………...34
             2.1. Краткая характеристика ЗАО «СТАРТ»…………………….34
             2.2. Аудит основных средств в  организации ЗАО «СТАРТ».....35
Заключение……………………………………………………………………….42
Список  литературы………………………………………………………………44
Приложение 1…………………………………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Под основными средствами, согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» понимаются средства, одновременно удовлетворяющие сразу нескольким условиям:
    а) использование в производстве продукции  при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    б) использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    г) способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.
    Выделяют  четыре основных этапа, или как их ещё называют направления процесса аудита основных средств. Это проверка наличия и сохранности основных средств, проверка движения основных средств, проверка правильности начисления амортизации и проверка правильности налогообложения по основным средствам. Взятые в совокупности эти направления составляют общий план аудиторской проверки, в котором обозначаются периоды их проведения, а также назначаются ответственные лица (исполнители) для каждого из них.
    Основанием  аудита выступает программа, представляющая собой детализированный план, составленная на подготовительном этапе с учётом индивидуальной внутриорганизационной специфики проверяемого лица.
    Целью работы является изучение процедуры аудита основных средств на предприятии.
    Объектом  исследования являются основные средства, как отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные фонды организации в денежном выражении.
    Предметом исследования является специфика аудиторской проверки основных средств на предприятии.
    В работе решены следующие задачи:
    - цель, задачи, информационное обеспечение аудита;
    - аудит вложений во внеоборотные активы;
    - аудит операций с основными средствами;
    - проверка правильности начисления амортизации, ремонта и переоценки основных средств;
    - аудит арендных и лизинговых операций;
    - в практической части проведена  аудиторская проверка основных  средств на предприятии ЗАО  «СТАРТ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Аудит основных средств 

      Цель, задачи, информационное обеспечение аудита
 
    Целью аудита операций с основными средствами и нематериальными активами является выражение мнения относительно реальности оценки, законности операций и достоверности их отражения в учете и отчетности.
    В процессе аудита решается комплекс задач, связанных с выполнением следующих контрольных действий1:
    1) контроль за наличием и сохранностью  основных средств и нематериальных  активов, поддержанием их в  исправном состоянии;
    2) реальность оценки объектов основных  средств и нематериальных активов, законность переоценки основных средств и отражения ее результатов в учете и отчетности;
    3) правильность и законность документального  оформления и отражения в учете операций по движению основных средств, нематериальных активов и прочих доходных вложений в нематериальные ценности;
    4) контроль правильности начисления  амортизации основных средств и нематериальных активов и отражение операций в учете;
    5) инспектирование законности организации синтетического и аналитического учета операций с основными средствами и нематериальными активами, в том числе арендных операций;
    6) подтверждение достоверности показателей  в бухгалтерской отчетности организации;
    7) анализ эффективности использования основных средств.
    Программа аудита операций с основными средствами и нематериальными активами отражает последовательность применяемых аудиторских процедур и комплект аудиторских доказательств, необходимых для проведения проверки (Приложение 1).
    Источники информации для проведения аудита делятся  на несколько групп2:
    - нормативные документы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета операций с основными средства ми и нематериальными активами, а также с прочими доходными вложениями в материальные ценности: - «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1;
    - «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007». Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н;
    - «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению». Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;
    - «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н;
    - Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций. Приказ Минсельхоза от 19 июня 2002 г. № 559;
    - «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;
    - «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н;
    - «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7;
    - первичные документы, к которым относятся: акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (формы №ОС-1 и № 101-АПК), акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-16), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2), акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3 и № 102-АПК), акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4 и № 104-АПК, 105-АПК), акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46), инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а), инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б), акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14)., акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15), акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16), карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1) «Акт на оприходование земельных угодий» (форма № 401-АПК), «Акт приема-передачи земель (долей) во временное пользование» (форма № 403-АПК), «Акт приема многолетних насаждений» (форма № 404-АПК), «Акт на списание многолетних насаждений» (форма № 405-АПК), «Акт на выбраковку животного из основного стада» (форма № 406-АПК), «Акт переоценки внеоборотных активов» (форма № 407-АПК);
    - инвентаризационные материалы, включающие инвентаризационную опись основных средств (форма ИНВ-1), инвентаризационную опись нематериальных активов (форма ИНВ-la), акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма ИНВ-10), сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма ИНВ-18);
    - регистры синтетического и аналитического учета по счетам, к которым относятся ведомость учета нематериальных активов по дебету и кредиту счета 04 «Нематериальные активы» (форма № 17), журналы-ордера № 10, 10/1, 13 по счетам: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», ведомости (формы № 48-АПК, 49-АПК, 50-АПК, 74-АПК);
    - бухгалтерская отчетность, включающая бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
    - внеучетная информация, которая включает акты предыдущих аудиторских и налоговых проверок, договоры, соглашения, приказы и распоряжения руководителя организации и пр.
    Учетные документы и операции с основными  средствами и нематериальными активами могут проверяться сплошным или  выборочным способами. Проверка операций по поступлению и выбытию внеоборотных активов может быть совмещена с аудитом расчетных операций с поставщиками и покупателями, разными дебиторами и кредиторами. 

      Аудит вложений во внеоборотные активы
 
    Проверка  вложений во внеоборотные активы осуществляется по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». На нем аккумулируется информация о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.
    Сумма, отраженная по дебету этого счета в бухгалтерском учете, отражает первоначальную стоимость приобретенных (возведенных, созданных), но не введенных в эксплуатацию внеоборотных активов.
    Первоначальным  этапом аудита является проверка правильности отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам. Для этого следует руководствоваться требованиями ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007.
    Пунктом 4 ПБУ 6/01 установлены критерии признания  в бухгалтерском учете объекта в качестве основного средства, а именно: актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия3:
    а) объект предназначен для использования  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для  управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
    б) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    в) организация не предполагает последующую  перепродажу данного объекта;
    г) объект способен приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.
    Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
    Кроме того, в ПБУ 6/01 приводится состав основных средств. Это: здания, сооружения, рабочие  и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
    В составе основных средств учитываются  также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
    Основные  средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
    При принятии к бухгалтерскому учету  нематериальных активов необходимо единовременное выполнение следующих  условий4:
    а) объект способен приносить организации  экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для  использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации;
    б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации – патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;
    в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
    г) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    д) организацией не предполагается продажа  объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    е) фактическая (первоначальная) стоимость  объекта может быть достоверно определена;
    ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
    К нематериальным активам могут быть отнесены: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
    В составе нематериальных активов  учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
    Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
    После проверки правильности отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам аудитор изучает порядок формирования инвентарного объекта.
    При проверке состава инвентарного объекта  также руководствуются ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007. Инвентарный объект является единицей бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
    Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
    При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
    Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
    Следующим направлением аудита является проверка правильности оценки внеоборотных активов. Она предполагает проверку формирования первоначальной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.
    Аудитор подтверждает наличие учетных документов, в которых отражаются суммы фактических затрат на приобретение, сооружение, возведение объектов. В качестве аудиторских доказательств привлекаются счета-фактуры, накладные, акты о приеме-передаче объектов основных средств, акты о приеме оборудования, сметы, сметно-финансовые расчеты. Инспектируются учредительные договоры, договоры купли-продажи, подряда, дарения.
    Учетные документы и договоры проверяются по форме и по существу. Первичные учетные документы должны соответствовать требованиям заполнения унифицированной формы документа. Содержание договоров анализируется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и прочими нормативными документами (например, законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Содержание каждого документа проверяется по следующим позициям: наименование приобретенного объекта, источник поступления, количество, цена, стоимость, содержание затрат, связанных с поступлением и установкой объекта.
    В результате документальной проверки выявляются факты отсутствия первичных учетных  документов и неполного оформления их реквизитов.
    Суммы фактических затрат, отраженные в  первичных учетных документах и договорах, сверяются с суммами по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в бухгалтерском учете.
    При этом первоначальной стоимостью объектов признается сумма фактических затрат организации, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Используя метод пересчета, аудитор подтверждает правильность расчета первоначальной стоимости объекта основных средств или нематериальных активов.
    Проверка формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов зависит от источника поступления объекта: приобретение, сооружение и изготовление, внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, получение организацией по договору дарения (безвозмездно), получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. При проверке формирования первоначальной стоимости в зависимости от источника поступления необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007.
    Формирование  первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа  их поступления представим в табл. 1.1
    Таблица 1.1.
    Формирование  первоначальной стоимости  внеоборотных активов  для целей бухгалтерского учета
Источник  поступления объектов Способ  оценки
Приобретение  за плату Фактические затраты  на приобретение и изготовление: суммы  по договору с поставщиком, доставка объекта и приведение его в  состояние, пригодное для использования, информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и сборы, невозмещаемые налоги, государственная пошлина, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств
Строительство основных средств Фактические затраты  на строительство: суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ  по договору строительного подряда и иным договорам
Создание  нематериальных активов самой организацией Фактические расходы  на создание (суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям, расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов
В качестве вклада в уставный капитал Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ
По  договору дарения (безвозмездно) Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы
По  договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей она определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты
 
    Заключительным  направлением аудита является проверка организации бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».
    Проверка  осуществляется в соответствии с  Инструкцией по применению Плана  счетов бухгалтерского учета и рабочим  Планом счетов. Аудитор анализирует  аналитические счета, на которых  ведется учет вложений во внеоборотные активы, и их соответствие типовому Плану счетов и требованиям организации аналитического учета основных средств и нематериальных активов.
    Аналитический учет5 ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением объектов основных средств и нематериальных активов, по каждому строящемуся или приобретенному объекту.
    Синтетический учет вложений во внеоборотные активы инспектируется по направлениям поступления объектов. Анализируются бухгалтерские проводки и суммы по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счетов: 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
    Обороты и сальдо счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» подтверждаются записями в Главной книге и бухгалтерском балансе. 

      Аудит операций с основными  средствами
 
    Информация  о наличии и движении основных средств организации аккумулируется на активном счете 01 «Основные средства». Последовательность аудита операций с основными средствами представлена следующими направлениями.
    Начальным этапом аудита является проверка наличия и сохранности основных средств. В процессе аудита определяются обеспеченность организации основными средствами, размещение отдельных объектов основных средств по подразделениям организации, соблюдение действующего порядка их учета. Бухгалтерский учет основных средств должен вестись в целях обеспечения контроля за их сохранностью.
    Аудитору  необходимо6:
    1) убедиться в наличии инвентарных  номеров, присвоенных каждому  объекту основных средств при  принятии их к бухгалтерскому учету;
    2) установить соблюдение документального оформления учета основных средств при их оприходовании, перемещении и выбытии;
    3) определить правильность ведения  аналитического учета объектов  основных средств по их видам;
    4) установить условия эксплуатации  основных средств и своевременность  проведения ремонта.
    При аудите устанавливаются перечень должностных  лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств, и наличие договоров о материальной ответственности. Проверка основных средств сопровождается инспектированием инвентаризационных материалов. Обращается внимание на сроки проведения инвентаризации основных средств, закрепленные в учетной политике для целей бухгалтерского учета, и соблюдение установленных сроков.
    Проверка инвентаризационных материалов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: соблюдение порядка проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, оформление результатов инвентаризации.
    Результаты  проверки инвентаризационной работы позволяют  оценить эффективность организации  внутреннего контроля основных средств.
    Аудитор может провести выборочную инвентаризацию основных средств. Задачами инвентаризации являются7:
    а) выявление фактического наличия основных средств;
    б) контроль сохранности основных средств  путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
    в) выявление морально устаревших и  неиспользуемых объектов;
    г) проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
    д) проверка реальности стоимости учтенных на балансе объектов основных средств.
    Инвентаризация  проводится по местам хранения и материально ответственным лицам. Сведения о фактическом наличии основных средств отражаются в инвентаризационной описи или акте, которые составляются по типовым формам: «Инвентаризационная опись основных средств» (форма № ИНВ-1); «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств» (форма № ИНВ-10).
    Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственных лиц. На объекты основных средств, взятые в аренду, описи составляются в трех экземплярах (третий экземпляр высылается арендодателю).
    При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
    Следующим направлением проверки со стороны аудитора является инспектирование первичных документов по движению основных средств, которое включает проверку документов по форме и по существу отраженных операций. Аудитор должен установить наличие первичных документов по учету основных средств: актов о приеме-передаче объектов основных средств, инвентарных карточек, накладных на внутреннее перемещение, актов о списании.
    Не  соблюдая документальное оформление операций по движению основных средств, организация нарушает ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановление Госкомстата России от 21 января 2003г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Согласно Закону «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Они являются первичными учетными документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет.
    Бухгалтерский учет основных средств ведется на основании первичных документов. Акт формы № ОС-1 применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
    При оформлении приемки основных средств  акт составляется в одном экземпляре на каждый объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. После оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, акт передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
    При оформлении внутреннего перемещения  основных средств акт выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации-сдатчика.
    Пообъектный аналитический учет основных средств  ведется в инвентарных карточках  учета основных средств. В них  приводятся основные данные по объекту: первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления и норма амортизации, освобождение от начисления амортизации, если оно имеется.
    Проверка  операций по выбытию основных средств  предполагает обязательную проверку наличия первичных документов на выбытие основных средств, а именно актов о списании основных средств (форма № ОС-4), о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), актов о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1).
    Акты  на списание оформляются при выбытии  вследствие физического и морального износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
    Первый  экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку объекта основных средств. Акты о приеме-передаче основных средств оформляются при продаже, безвозмездной передаче, передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
    Проверка  представленных аудиту первичных документов по форме подразумевает соответствие унифицированной форме документа; проверка по существу – законность и целесообразность данной операции по движению основных средств.
    Результаты  проверки документов свидетельствуют  о наличии нарушений и неудовлетворительной организации бухгалтерского учета операций с основными средствами.
    Заключительным  этапом аудита является контроль организации учета основных средств8. Он предполагает проверку организации бухгалтерского учета операций с основными средствами по общей и детальной методике.
    Суть  общей методики заключается в проверке остатков основных средств в бухгалтерской отчетности, Главной книге и журнале-ордере с ведомостью по счету 01 «Основные средства». В бухгалтерском балансе основные средства оцениваются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации). Первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации приводятся в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
    Проверка  по счету 01 «Основные средства» предполагает проверку объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету (введенных в эксплуатацию).
    Следующим этапом является проверка журнала-ордера с ведомостью по счету 01 «Основные средства», которая включает проверку по корреспондирующим счетам. При вводе объекта в эксплуатацию анализируется корреспонденция счетов по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
    Проверка  организации синтетического учета  приобретения и строительства основных средств способствует выявлению нетиповых записей, недостатков в ведении аналитического учета и фактов неправильного отражения первоначальной стоимости объектов.
    При аудите выбытия основных средств  учитываются направления их выбытия: продажа основных средств, передача по договорам мены и дарения, передача в качестве вклада в уставный капитал, списание по причине морального и физического износа, списание в случае недостачи, порчи и чрезвычайных обстоятельств и др.
    Аудитор устанавливает наличие отдельного аналитического счета для учета выбытия объектов основных средств 01, субсчет «Выбытие основных средств». Проверка операций по выбытию основных средств осуществляется в рамках данного субсчета. В дебет этого субсчета должна переноситься первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма начисленной амортизации. При проверке корреспонденции счетов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» подтверждается остаточная стоимость выбывающего объекта.
    Проверка  синтетического и аналитического учета  операций с основными средствами предполагает сверку сумм в регистрах  синтетического и аналитического учета. Проверке подвергаются журнал-ордер  с ведомостью по счету 01 «Основные  средства» и инвентарные карточки учета основных средств или инвентарный список объектов основных средств. 

    
      Проверка  правильности начисления амортизации, ремонта  и переоценки основных средств
 
    Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации.
    При аудите начисления амортизации осуществляется проверка актов о приеме-передаче объекта основных средств, инвентарных карточек учета объекта основных средств и ведомостей начисления амортизации объектов основных средств.
    Аудитор устанавливает наличие основных средств, первоначальную их стоимость, срок полезного использования и порядок начисления амортизации в соответствии с действующими нормами амортизации.
    При этом следует учитывать, что согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» по используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется.
    По  объектам жилищного фонда, которые  учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
    Не  подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).
    Аудиторской проверке подлежит порядок начисления амортизации основных средств согласно учетной политике.
    Применяют следующие методы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета9:
    - линейный;
    - уменьшаемого остатка;
    - списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    - списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
    Использование одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
    При этом в налоговом учете применяют  только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.
    Аудитор контролирует расчет годовой суммы  амортизационных отчислений с учетом срока полезного использования объекта. В течение отчетного года амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
    Для подтверждения срока полезного  использования устанавливается наличие приказов руководителя и технических документов на объекты основных средств (технических паспортов, инструкций, гарантийных талонов).
    Срок  полезного использования объекта  основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
    Определение срока полезного использования  объекта основных средств производится исходя из:
    - ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
    - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
    - нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
    В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
    Для правильного определения срока полезного использования можно руководствоваться постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
    При проверке правильности начисления амортизации  исследуются инвентарные карточки и ведомости начисления амортизации по следующим позициям: применяемый метод начисления амортизации, срок полезного использования объекта, норма амортизации, сумма амортизации.
    Проверяется период, в течение которого начисляется амортизация. При этом следует учитывать, что начисление ее начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учета.
    Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Несоблюдение периода начисления амортизации может привести к завышению расходов и занижению налогооблагаемой прибыли.
    Осуществляется  проверка организации бухгалтерского учета начисления и списания сумм амортизации по счетам: по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств»; по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 субсчет «Выбытие основных средств».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.