На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет и оформление просроченных кредитов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... 4

1. БАНКОВСКИЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………

1.1 Понятие, виды рисков банковской деятельности………………………………….

1.2 Политика управления рисками: цели и задачи…………………………………….

1.3 Принципы и инструменты системы управления рисками………………………...

6 6
13
18
2. УЧЕТ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСРОЧЕННЫХ КРЕДИТОВ………………...... 2.1 Характеристика счетов по учету просроченных кредитов………………………..
2.2 Учет просроченных кредитов и просроченных процентов…………………….....
24 24
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….......... 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………. 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ВВЕДЕНИЕ 
 
 

    Деятельность  любого коммерческого предприятия  в условиях рыночной экономики требует  высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.
    Банковский  менеджмент – научная система  управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела. Банковская деятельность представляет собой специфическую сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения, занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.
    Банк  представляет собой, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены  денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому  банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.
    Менеджмент  банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Он является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.
    Современное управление банком – это сочетание  стратегического и оперативного управления, в котором стратегическое управление представляет собой процесс  определения целей организации  и решения о том, что нужно сделать для их достижения, а оперативное управление определяет, как необходимо действовать для выполнения целей.
    Стратегическое  планирование как логический и аналитический  метод определения будущего положения  организации в зависимости от внешних условий деятельности является более сложным, многогранным процессом, требующим большего времени, чем долгосрочное планирование. При этом если деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях, то оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции для достижения целей организации.
    Эффективное управление предполагает своевременное  предвидение перемен, приспособление к ним и контроль процессов преобразований и развития для блага клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Оно также подразумевает постоянное укрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, а также уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций и ликвидацию слабых мест.
    Деятельность  организации представляет собой  согласованный во времени поток  различных ресурсов (люди, системы  и технологии, техническая информация), которые движутся не в одном направлении, а образуют контур с положительными и отрицательными (обратными) связями.
    Управленческие  системы, особенно степень их формализации и децентрализации, зависят от множества  факторов, включая размеры и структуру  организации, стиль управления, конкуренцию и экономическое регулирование. При этом существует множество частных интересов, которые могут противостоять друг другу и при отсутствии эффективного управления ведут к ее разрушению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БАНКОВСКИЕ  РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Понятие, виды рисков банковской деятельности

    Современные отечественные банки являются важнейшим  элементом кредитно-банковской системы; их общая миссия заключается в обеспечении нормального функционирования и развития рыночной экономики в стране. Банки активно аккумулируют свободные денежные средства, вводят их в официальный оборот и играют ключевую роль в функционировании расчётного и платёжного механизмов хозяйственной, налоговой, бюджетной и иной системы страны.
    Эффективность деятельности банков во многом определяется уровнем взаимодействия с Банком России, другими государственными институтами, домохозяйствами, а также множеством хозяйствующих субъектов, сохраняющих с банками активные бизнес-связи.
    За  небольшим исключением, современные коммерческие банки создаются в местах сосредоточения капитала, что подтверждается статистическими данными, в соответствии с которыми более половины российских коммерческих банков территориально располагаются в Центральном федеральном округе.
    Определяющая цель деятельности коммерческого банка — предпринимательские структуры различного уровня, содержания и качества не составляют в этом вопросе исключения — является максимизация коммерческой прибыли. При этом в вопросе её извлечения законодательство достаточно лояльно к цели кредитных организаций. В свою очередь, государственные структуры выработали и сохраняют в актуальном состоянии более-менее эффективный алгоритм взаимодействия с банками, поддерживающий и поощряющий рост продуктивности банковской деятельности в стране.
    Не  будет большим преувеличением мнение: коммерческим банкам со стороны государства предоставлена большая самостоятельность в выборе способов получения прибыли.
    Активность  коммерческих банков на рынке, их стремление к росту прибыли, освоению новых целевых рынков, расширению имеющихся тематических рыночных сегментов, нередко оборачивается для банков финансово-экономическим крахом, банкротством. Суть, казалось бы, неожидаемых проблем, нередко кроется в возникновении и масштабировании экономического риска, представленного в банковской практике в своих многообразных формах.
    Динамичное  развитие банковского бизнеса в  нашей стране, к сожалению, традиционно опережает качество организации управления рисками. И данное несоответствие должно устраняться своевременно, чтобы не стать источником очередного банковского кризиса.
    В своей деятельности банки подвержены негативному влиянию ряда различных  финансовых и нефинансовых рисков. При этом большая часть рисков способна навсегда прекратить деятельность любого банка. Реализация же других рисков лишь наносит кредитной организации известный финансовый урон. Как в первом, так и во втором случае из-за неопределённости возможных результатов необходима качественная организация риск-менеджмента, основанная на профессиональном подходе к делу, целевых установках, методологии управления, методах идентификации и минимизации рисков.
    Основной  стратегией, используемой банками при  осуществлении деятельности в условиях неопределённости, является управление риском. В рамках этой задачи коммерческие банки при осуществлении операций, как правило, находятся перед выбором — избежать риск, принять риск или принять меры по снижению риска.
    Избежание риска — это отказ от каких-либо действий, связанных с риском. Что означает — при этой стратегии банк может недополучить известную долю доходов и прибыли. Суть действий по принятию риска состоит в том, что банк осуществляет определённые виды деятельности до тех пор, пока отрицательные последствия от этого и наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям.
    Ключевыми элементами комплекса мер по снижению банковских рисков являются: развитая политика по управлению рисками; хорошо зарекомендовавшие себя банковские процедуры; внятное управление направлениями банковской деятельности и другие условия качественного риск-менеджмента.
    К способам, снижающим потери, например, от кредитного риска, относят: страхование риска; создание резервов; диверсификация кредитного портфеля; распределение риска; использование обеспечения; применение процентной ставки; поэтапное кредитование и т.д.
    Современная отечественная и зарубежная практика «подсказывает»: к числу часто встречающихся рисков относят: кредитный риск; риск ликвидности; рыночные риски; операционные риски.
    В последние 2—3 года, принимая во внимание новые методические разработки Базельского комитета, а также опираясь на указания Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках», спектр наиболее «опасных» рисков был существенно расширен: а) кредитный риск; б) страновой риск; в) рыночный риск; г) фондовый риск; е) валютный риск; ж) процентный риск; з) ликвидности риск; и) операционный риск; к) правовой риск; л) потери деловой репутации; м) стратегический риск.
    Документы Банка России, регламентирующие порядок  выявления, идентификации, оценки и минимизации рисков, не содержат прямых указаний на организацию риск-менеджмента, но при этом определяют общий порядок управления рисками. В частности, это определено в Инструкции от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»; Инструкции от 11.09.1997 № 65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы»; Письме от 27.12.2002 № 181-Т «Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск»; Инструкции от 02.07.1997 № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учёте этих операций кредитными организациями Российской Федерации»; Положении от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
    В этих документах дан перечень основных вопросов, связанных с осуществлением внутреннего контроля, по которым банк должен принять внутренние документы. Например, политику в области: а) учёта операций; б) управления банковскими рисками; в) управления кредитным и депозитным портфелем; г) осуществления кредитования связанных лиц; д) открытия (закрытия) и ведения счетов и вкладов; е) процентов по ссудным и депозитным операциям; ж) осуществления наличных и безналичных расчётов; з) совершения операций с валютными ценностями; и) осуществления валютного контроля; к) совершения операций с ценными бумагами; л) банковских гарантий; м) совершения кассовых операций; н) инкассации денежных средств; о) обеспечения внутреннего контроля; п) информационной безопасности.
    Вероятность наступления рискового события  по перечисленным операциям тем ниже, чем разнообразнее и богаче по содержанию будут инструменты, используемые банками. Например, минимизация организационных или финансовых потерь, вызванных кредитным риском, в полной мере зависит от качества таких инструментов, как отказ от выдачи высокорисковых кредитов; применение в отношении заёмщика мер, обеспечивающих повышение готовности выполнять обязательства по кредитному соглашению, а также обеспечивающих повышение финансовых возможностей заёмщика; сокращение сроков кредитования; расширение информационной базы банка о готовности и возможности заёмщика выполнять условия кредитного соглашения.
    Различают стимулирующую и защитную функции риска.
    Стимулирующая функция имеет два аспекта – конструктивный и деструктивный. Первый аспект проявляется в том, что риск при решении экономических задач играет роль катализатора, что заметно при решении инновационных и инвестиционных решений. Второй аспект выражается в том, что принятие решений с необоснованным риском — авантюризм. При этом авантюризм представляет собой разновидность риска, объективно содержащего вероятность невозможности реализации цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого и не осознают.
    Также и защитная функция проявляется в двух аспектах – историко-генетическом и социально-правовом. Содержание первого состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых резервных фондов, страховании экономических, в том числе предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска.
    Риску присущ ряд черт, среди которых можно выделить:
    - противоречивость;
    - альтернативность;
    - неопределенность.
    Противоречивость  проявляется в том, что, с одной  стороны, риск имеет важные экономические, политические и духовно-нравственные последствия, поскольку ускоряет общественный технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение и духовную атмосферу общества. С другой стороны, риск ведёт к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, тормозит социальный прогресс, порождает те или иные социально-экономические издержки, если в условиях неполной исходной информации о риске альтернатива выбирается без учёта объективных закономерностей развития явления, по части которого принимается решение.
    Альтернативность  предполагает необходимость выбора двух или нескольких возможных вариантов решений. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, не возникает рискованная ситуация и, следовательно, не будет риска.
    Существование риска связано с неопределённостью. Сама по себе неопределённость неоднородна не только по форме проявления, но и по содержанию. Риск является одним из способов снятия неопределённости, которая отражает факт незнания достоверного положения. Акцентировать внимание на этом свойстве риска важно в связи с тем, что оптимизировать на практике управление и регулирование, игнорируя объективные и субъективные источники неопределённости, нельзя.
    Как составная часть теории и практики управления оценка и учёт риска имеют  важное теоретическое и прикладное значение. Что связано с тем, что большинство управленческих решений принимается в условиях риска. Отметим интересный момент. Хорошо известны выражения типа: «Кто не рискует, тот не выигрывает», «Риск — благородное дело», «Без риска нет бизнеса», «Большой риск — большая выгода» и т.п. Очевидно, что они отражают позитивное отношение к риску. Вместе с тем понятия типа: «рисковые действия», «рисковая операция», «рисковый шаг», «рискованное мероприятие» содержат явный оттенок неодобрения. И по отношению к ним широкой популярностью пользуются рекомендации и указания: «снижать риск», «не рисковать», «ограничивать риск», «избегать риск», «сводить риск к минимуму» и другие.
    Многие  менеджеры не склонны к риску  и не будут рисковать, не рассчитывая  на серьёзную прибыль. Хозяйственные руководители, добивающиеся стабильного успеха и высоких экономических результатов, часто избегают заведомо рискованных проектов и предпочитают надежные осмотрительные решения.
    Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, что в конечном итоге усиливает риск. Отсюда следует: надо не избегать риска, а уметь оценивать степень риска и уметь управлять им.
    Управление  и риск — взаимосвязанные компоненты единой экономической системы. Первое само может выступать источником второго. Особенно наглядно это проявилось на начальном этапе трансформации российской экономики: потеря её управляемости создала ситуацию тотального риска для предпринимательской деятельности. Восстановление управляемости всем макроэкономическим комплексом в свою очередь требует реализации конструктивного хозяйственного потенциала риска на микроуровне. На этом уровне лучшие шансы на успех возникают тогда, когда предприниматель обладает рисковой эвристикой, способностью принимать и реализовывать нестандартные решения, гибко менять стратегию и тактику поведения в производстве, коммерции и маркетинге, находить новые ниши на рынке, обновлять информацию.
    Обратим внимание на следующее. Целостной теории управления риском в отечественной экономической науке не создано. Тем не менее изучение мирового предпринимательства, зарубежных и первых отечественных теоретических разработок по предпринимательским рискам позволяет наметить пути соответствующего поиска.
    Общий концептуальный подход к управлению экономическим риском заключается в выявлении возможных последствий предпринимательской деятельности в рисковой ситуации; разработке мер, не допускающих, предотвращающих или уменьшающих ущерб от воздействия до конца не учтенных рисковых факторов, непредвиденных обстоятельств; реализации такой системы адаптации предпринимательства к рискам, с  помощью которой могут быть не только нейтрализованы или компенсированы негативные результаты, но и максимально использованы шансы на получение высокого предпринимательского дохода.
    Классификация рисков, возникающих в процессе деятельности субъектов финансового сектора, даёт аналитикам возможность распределить их по определённым признакам в зависимости от целей анализа и образовать однородные группы. Это повышает возможность эффективного применения конкретных методов анализа и способов оптимизации их уровня. Сложность классификации рисков заключается в их многообразии, а также в том, что по мере экономического, социального, технологического развития возникают новые виды рисков. Один из вариантов классификации представлен ниже (таблица 1). 

    Таблица 1 — Основные виды рисков
Определение риска Нормативные акты Банка России
 
I. Финансовые риски
 
1. Кредитный риск
Риск  возникновения у кредитной организации убытков вследствие исполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора
Положение Банка  России от 26.03.2004 г. № 254-П; Положение Банка  России от 20.03.2006 г. № 283-П
 
2. Рыночный риск 
Риск  возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, курсов иностранных валют и драгоценных металлов Положение Банка  России от 20.03.2006 г. № 283-П; Положение Банка России от 14.11.2007 г. № 313-П
 
2.1. Валютный риск
Риск  убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют  и (или) драгоценных металлов по открытым банком позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах Положение Банка  России от 20.03.2006 г. №  283-П; Положение Банка  России от 14.11.2007 г. № 313-П;
Инструкция Банка  России от 15.07.2005 г. № 124-И
 
2.2. Фондовый риск
Риск  убытков из-за неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и с общими колебаниями цен финансовых инструментов Положение Банка  России от 20.03.2006 г. № 283-П; Положение Банка  России от 14.11.2007 г. № 313-П
 
2.3. Процентный риск 
Риск  возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие неблагоприятного изменения  процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации Положение Банка  России от 20.03.2006 г. № 283-П; Положение Банка  России от 14.11.2007 г. № 313-П
 
3. Риск ликвидности
Риск  убытков в результате неспособности  банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объёме как следствие несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе из-за несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими контрагентами банка) и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств Письмо Банка  России от 27.07.2000 г. № 139-Т
 
II. Нефинансовые риски
 
1. Страновой риск (включая риск неперевода средств)
Риск  возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента)  
 
2. Операционный риск
Риск  возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими банка и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий Письмо Банка  России от 24.05.2005 г. № 76-Т
 
3. Репутационный риск
Риск  возникновения убытков в результате уменьшения числа клиентов/контрагентов из-за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости банка, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в целом Письмо Банка  России от 30.06.2005 г. № 92-Т
 
4. Правовой риск
Риск  возникновения у банка убытков  вследствие: несоблюдения банком требований нормативных правовых актов и заключённых договоров;
допускаемых правовых ошибок при осуществлении
деятельности (ошибки юридических консультантов,
 
 
 
 
 
неверное  составление документов, в том  числе при рассмотрении спорных  вопросов в судебных органах); несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключённых договоров
Письмо Банка  России от 30.06.2005 г. № 92-Т
 
5. Стратегический риск
Риск  возникновения убытков из-за ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности банка, и выражающихся в отсутствии учёта или недостаточном учёте возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объёме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации  

1.2 Политика управления рисками: цели и задачи

    Цель  управления рисками, как составной  части процесса управления банком — обеспечение устойчивого развития банка.
    Среди основных задач управления рисками  выделяют следующие вопросы:
    > оптимизация соотношения риска к доходам по бизнесу;
    > минимизация потерь при реализации неблагоприятных событий;
    > снижение отклонения фактического финансового результата в деятельности банка от запланированного финансового результата.
    Управление  банковскими рисками рассматривается как необходимый элемент системы корпоративного управления. Банк России на основе международной практики рекомендует повысить роль риск-менеджеров в организационной структуре банка. Также предусматривается необходимость публичного раскрытия информации о рисках. При этом основное внимание уделяется вовлечению совета директоров кредитной организации в управление рисками, что требует от его членов определенной подготовки и навыков в области риск-менеджмента.
    Банк  России проводит регулярные проверки качества управления рисками, при этом проверяется соответствие практики требованиям и рекомендациям, которые доводятся до банков нормативными документами. Наиболее тщательно проверяются процедуры управления кредитным риском, что непосредственно связано с формированием резервов, а также осуществление стресс-тестирования риска ликвидности.
    Но  и другие риски также привлекают внимание проверяющих органов. Например, управление операционным риском. В Инструкции Банка России № 105-И в качестве основной цели проверки коммерческого банка указывается оценка систем управления рисками.
    С целью организации и проведения проверок системы управления рисками в банках Банк России разработал внутренний документ —Письмо «О методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (её филиале)» № 26-Т от 23.03.2007 г. Письмом предусмотрено, что проверка системы управления рисками должна проводиться в разрезе её отдельных составляющих: управление кредитным риском, рыночным риском (в части фондового и процентного риска), риском валютным, процентным, ликвидности, операционным.
    В качестве элементов системы управления выделяют следующие факторы:
    - наличие внутренних документов по управлению каждым видом риска и их соответствие требованиям Банка России;
    - наличие независимого подразделения, ответственного за оценку принимаемых рисков и разработку стратегии управления;
    - наличие планов действий в кризисных ситуациях;
    - существование системы контроля, направленной на поддержание в актуальном состоянии системы плановых показателей в области рисков;
    - формирование на регулярной основе управленческой отчётности по каждому из рисков и регулярное её доведение до органов управления банка (совета директоров, правления) и др.
    Исходя  из требований и рекомендаций Банка России, мирового опыта в части управления рисками коллегиальные органы, организационные структуры банков наделены вполне определёнными полномочиями. Для оценки координации управления банковскими рисками, которую банкам рекомендовано проводить в рамках общей оценки качества корпоративного управления, предлагается примерный перечень вопросов.
    Банк  России проводит регулярные проверки качества управления рисками, при этом проверяется соответствие практики требованиям и рекомендациям, которые доводятся до банков нормативными документами. В Инструкции Банка России № 105-И в качестве одной из основных целей проверки банка указывается оценка систем управления рисками.
    Совет директоров банка выполняет следующие  функции:
    - утверждает стратегию в области управления банковскими рисками;
    - утверждает и своевременно пересматривает предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень риска;
    - утверждает организационную структуру банка с разделением полномочий и обязанностей, исключающим возможность конфликта интересов и злоупотреблений;
    - принимает решения о создании коллегиальных органов по управлению рисками, например, кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, комитет по управлению активами и пассивами и т.п.;
    - анализирует и оценивает эффективность утверждённых внутренними документами процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками (в том числе внутрибанковские лимиты, подходы к оценке качества корпоративного управления контрагентов кредитной организации) в зависимости от изменения уровня существенности рисков, принимаемых кредитной организацией;
    - обеспечивает создание адекватной системы внутреннего контроля;
    - обеспечивает создание структурного подразделения (назначение служащего), ответственного за координацию управления рисками в целом по кредитной организации.
    В системе управления рисками совет  директоров должен обеспечить выполнение следующих конкретных процедур:
    регулярный анализ эффективности процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками в зависимости от изменения уровня существенности рисков;
    проведение стресс-тестирования;
    наличие методологии и комплексности проводимых в кредитной организации стресс-тестов.
    Кроме того, в уставе или других нормативных документах устанавливается ответственность членов совета директоров и исполнительных органов кредитной организации за причинение организации убытка в результате неэффективного управления банковскими рисками.
    Члены совета директоров делегируют обязанности текущего управления банковскими рисками руководящим должностным лицам и служащим, но не могут снять с себя ответственность за последствия необоснованной и неосмотрительной политики и действий в области кредитования, инвестирования, защиты от внутреннего мошенничества или в любой другой области банковской деятельности.
    Эффективно  работающий совет директоров обязан понимать характер операций банка и связанных с ними рисков. Он должен обеспечить, чтобы менеджмент обладал квалификацией и создавал действенные системы мониторинга и контроля рисков, чтобы система управления риском подлежала соответствующей проверке достаточно квалифицированными профессионалами (внешними и внутренними аудиторами). Совет директоров должен своевременно предпринимать необходимые действия для обеспечения капитализации банка, в достаточной степени отвечающей условиям, характеру бизнеса и профилю риска.
    Главный исполнительный руководитель и члены  правления (исполнительное руководство) ведут повседневные операции, руководствуясь принятой политикой, соблюдая законы и нормы регулирования и опираясь на эффективную систему внутреннего контроля.
    Правление банка выполняет следующие функции:
    ¦ реализует в текущей деятельности стратегию управления рисками;
    ¦ вырабатывает адекватные процедуры управления рисками, утверждает лимиты, методики оценки рисков;
    ¦ обеспечивает разработку и утверждение внутренних документов банка по применению методов, процедур и стандартов для управления его основными рисками, утверждает кредитную политику банка, положение об управлении рисками;
    ¦ обеспечивает текущий контроль за соблюдением установленных процедур, утверждённых лимитов риска;
    ¦ обеспечивает проведение идентификации, оценки и контроля внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
    ¦ формирует коллегиальные внутрибанковские органы по управлению рисками — кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, лимитный комитет, осуществляет текущий контроль за их работой;
    ¦ обеспечивает информирование совета директоров при существенных изменениях текущего или прогнозируемого состояния ликвидности;
    ¦ обеспечивает проведение службой внутреннего контроля (или внутренними аудиторами) последующего контроля за выполнением внутренних документов, соблюдением лимитов и процедур;
    ¦ разрабатывает механизм использования эффективной системы управленческой отчётности для принятия решений на уровне правления;
    ¦ утверждает положения о подразделениях банка в рамках организационной структуры;
    ¦ обеспечивает назначение на управленческие должности среднего звена работников, обладающих требуемыми профессиональными навыками и квалификацией, формирование адекватных стимулов и систем управления.
    Кредитный комитет — коллегиальный орган банка, который разрабатывает и реализует текущую и долгосрочную кредитную политику банка. Комитет выполняет следующие функции:
    > принимает решения о выдаче кредитов клиентам банка (включая крупные кредиты с учётом методологии Банка России); устанавливает и изменяет ставки банковского процента по конкретным кредитам;
    > принимает решения по формированию структуры кредитного портфеля банка, включая покупку портфеля векселей сторонних эмитентов, не имеющих рыночных котировок;
    > устанавливает максимальный срок, на который могут выдаваться или пролонгироваться кредиты;
    > утверждает размер резервов на возможные потери по ссудам по каждому кредиту; принимает решения по безнадежной ссудной задолженности и ссудам заемщиков с ухудшающимся финансовым положением; принимает решения по реализации залога;
    > устанавливает лимиты кредитования для филиалов банка; принимает решения по вопросам кредитования заемщиков в филиалах банка, в случае если испрашиваемый кредит по размеру превышает установленные для филиала лимиты;
    > разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам управления кредитным риском и реализации кредитной политики банка;
    > осуществляет контроль по выполнению мероприятий, связанных с выполнением принятых решений комитета.
    Комитет по управлению ликвидностью наделён  полномочиями, связанными с определением и реализацией текущей и долгосрочной политик в части управления ликвидностью банка. Эти обязанности может выполнять и комитет по управлению активами и пассивами банка.
    Этот  комитет, как правило,
    - утверждает коэффициенты ликвидности, лимиты разрывов по денежным потокам банка;
    - принимает решения по обеспечению уровня ликвидности банка, и его филиалов;
    - координирует действия подразделений банка, которые прямо или косвенно влияют на состояние ликвидности;
    - взаимодействует по вопросам ликвидности с кредитным комитетом и лимитным комитетом;
    - разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам оценки и управления риском ликвидности;
    - утверждает процедуры действий подразделений банка при возникновении кризисных ситуаций (чрезвычайные планы действий);
    - проводит контрольные мероприятия, связанные с выполнением решений комитета.
    Лимитный  комитет вырабатывает единую стратегию  управления рисками по операциям банка и его филиалов на финансовых рынках. Лимитный комитет выполняет следующие функции:
    ? координирует работу структурных подразделений банка, связанную с анализом лимитной базы банка;
    ? устанавливает лимиты на контрагентов на рынке межбанковского кредитования и лимиты на эмитентов на рынке ценных бумаг;
    ? утверждает лимиты, направленные на ограничение убытков;
    ? принимает решение о лимитах, выделяемых отдельным дилерам;
    ? определяет ответственность и индивидуальные полномочия должностных лиц банка по превышению утверждённых лимитов;
    ? проводит последующий контроль в отношении принятых решений. 
 

      Принципы и инструменты системы управления рисками
    Банки руководствуются следующими принципами управления.
    Осведомлённость о риске. Процесс управления рисками  затрагивает каждого сотрудника банка. Принятие решений о проведении любой операции производится после всестороннего анализа рисков, возникающих в результате операции. Сотрудники банка, совершающие операции, подверженные рискам, осведомлены о риске операций и осуществляют идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операций. В банке должны «работать» нормативные документы, регламентирующие порядок совершения всех операций, подверженных рискам. Проведение банковских операций при отсутствии нормативных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения, не допускается.
    Разделение  полномочий. Необходимо организовать управленческую структуру, в которой отсутствует конфликт интересов: разделены обязанности подразделений и сотрудников, осуществляющих операции, подверженные риску, учитывающих операции, осуществляющих функции управления и контроля рисков в банке.
    Контроль  за проведением операций. За совершением  любой операции, подверженной риску, должен быть осуществлён предварительный, текущий и последующий контроль. Механизм контрольных процедур банки разрабатывают самостоятельно.
    Контроль  со стороны руководства, коллегиальных  органов. В банке должна действовать система лимитов и ограничений, позволяющая обеспечить приемлемый уровень рисков по позициям банка. Руководство банка, его коллегиальные органы обязаны на регулярной основе рассматривать отчёты об уровне принятых рисков, фактах нарушений установленных процедур, лимитов и ограничений.
    Использование информационных технологий. Управление рисками должно строиться на основе использования современных информационных технологий. В банке необходимо применять информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать риски.
    Постоянное  совершенствование систем управления рисками. В задачи банка входит необходимость  постоянного совершенствования всех элементов управления рисками. Подразумевается совершенствование информационных систем, процедур и технологий, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике управления рисками.
    Сочетание централизованного и децентрализованного подходов управления рисками. Необходимо сочетать централизованный и децентрализованный подходы к риск-менеджменту. Коллегиальные органы утверждают методики расчёта лимитов, на основе которых соответствующие подразделения и организуют расчётные процедуры.
    Анализ  методик управления рисками российских коммерческих банков, а также специальной литературы, посвящённой вопросам риск-менеджмента, и соглашений Базельского комитета позволяет сформулировать следующие ключевые принципы, на которых должна основываться методика управления рисками при осуществлении активных операций.
    Первый  принцип. Целью управления рисками  должна стать не их минимизация или  избежание, а принятие их в том  объёме и по тем операциям, которые  позволят банку проводить эффективную  активную политику. Используемые методики по управлению рисками банков должны помочь вести сбалансированную политику при проведении активных операций, позволяющую обеспечивать требуемый уровень рентабельности деятельности, необходимую ликвидность активов.
    Второй принцип. Методика управления рисками должна включать эффективный инструментарий управления с целью снижения уровня возможных потерь по операциям, обладающим повышенным риском. Иными словами, второй унифицированный принцип управления рисками при осуществлении банком активных операций сводится к обеспечению:
    возможности в любой момент времени оценить принимаемые банком риски на количественной основе;
    возможности обоснованно вывести на основе произведённой оценки принятых банком рисков их граничные значения, то есть лимиты рисков, превышение которых влечет за собой либо появление дополнительных потерь, либо получение дополнительного дохода;
    оперативного реагирования на появление непрогнозируемых потерь в деятельности банка.
    Третий  принцип. Интеграция методик управления банковскими рисками в требования нормативно-правовых документов конкретного банка. Существуют следующие основные требования экономического характера, на соблюдение которых должны быть ориентированы любые методики управления рисками банков:
    - требования к уставному капиталу и собственным средствам (капиталу) кредитных организаций;
    - соблюдение обязательных нормативов банков;
    - резервные требования по кредитам и прочим активам;
    - соблюдение лимита открытых валютных позиций.
    Четвертый принцип. Оценка рисков должна быть формализованной. Количественной оценкой принимаемого уровня кредитного риска выступает процент отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, и приравненной к ссудной задолженности. Количественной оценкой принимаемого уровня рыночного риска по операциям с ГКО-ОФЗ может выступать размер процентного и фондового рисков. Формализация оценки нефинансовых рисков, согласно рекомендациям Базельского комитета, должна быть осуществлена банком самостоятельно исходя из моделей оценки финансовых рисков, которые им используются.
    Количественное  измерение нефинансовых рисков, где  операции в первую очередь связаны  с вероятностью потерь денежных средств, то есть финансовыми рисками, интегрируется  с оценкой (либо лимитами) финансовых рисков. Конкретный способ и размеры резервирования средств на покрытие возможных потерь от нефинансовых рисков зависят от применяемых моделей оценки финансовых рисков, а также от количественных оценок уровня нефинансовых рисков.
    Пятый принцип. Управление рисками коммерческого банка при осуществлении им активных операций, как и распределение банковских ресурсов, должно происходить на системной основе. Это подразумевает:
    - наличие единого информационного центра, ответственного за принятие решений о распределении ресурсов (централизация управления);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.