На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях для большинства  российских предприятий главным  условием выживания становится повышение  конкурентоспособности продукции. Важную роль здесь играет уменьшение себестоимости продукции, чему способствует, в частности, рациональная организация труда. Разумеется, развитие предприятий невозможно без технического перевооружения, использования современных технологий, создания принципиально новой, востребованной потребителем продукции. Но было бы ошибкой сводить все перемены внутри предприятия только к обновлению техники и технологии, необходима также адекватная разработка мероприятий по совершенствованию организации и обслуживанию рабочих мест в подразделениях предприятия.
     В случае сохранения нерациональных порядков на предприятии, новое оборудование используется не полностью, снижается фондоотдача и, как следствие, снижается конкурентоспособность фирмы. Обновление производства невозможно без повышения уровня организации рабочих мест. Техника, как наиболее подвижный элемент производства, систематически опережает в своем развитии организацию рабочих мест, что и вызывает необходимость перестройки последней. Сама же организация труда тоже постоянно совершенствуется, заставляя предприятие внедрять все более современные нововведения в области организации рабочих мест. Таким образом, особую важность приобретают вопросы организации рабочих мест.
       Установлено, что недостатки в  организации рабочих мест являются  причиной примерно двух третей  всех внутрисменных потерь рабочего  времени. Чем полнее и совершеннее система разработки мероприятий по совершенствованию организации и обслуживанию рабочих мест, тем более рационально протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время. Наиболее полному решению задачи организации рабочих мест, его своевременности, отвечает научно обоснованная система, которая должна включать не отдельные изменения и реорганизации, а комплекс решений. Недостаточная изученность проблем организации рабочих мест в современных условиях приводит к тому, что потребности предприятий в результатах использования человеческих ресурсов полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы. Исходя из изложенного, сложность и многообразие проблем организации рабочих мест на предприятии и определяют актуальность темы курсовой работы.
      Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации и обслуживанию рабочих мест в подразделениях предприятия.
     Объектом  исследования является организация рабочих мест на предприятии.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     - исследовать теоретические аспекты  организации рабочих мест на  предприятии;
     - провести анализ организации  труда на предприятии;
     - внести предложения по совершенствованию  организации рабочих мест на  предприятии и рассчитать экономическую эффективность предложенных нововведений.
     Практическая  значимость проведенного анализа состоит  в том, что основные выводы по результатам  работы могут быть достаточно широко использованы в целях совершенствования  системы организации рабочих мест на современных предприятиях.
 

      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      Организация рабочих мест специалиста
 
 
     Рабочее место является первичным звеном производственного процесса специалиста в создании материальных ценностей. Систему организации рабочего места с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, показателей организации труда, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия.
     Рабочее место - это зона трудовых действий исполнителя или группы исполнителей для выполнения определенной работы. На предприятиях все производственные участки и рабочие места взаимосвязаны, поэтому их функционирование оказывает непосредственное влияние на общий ритм коллективного труда и результаты его работы.
     Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой. Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии.
     Организация рабочего места специалиста представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности специалистов. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования. С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами (см. рис. 1). С организационной стороны имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны.
     
     Рисунок 1. «Рабочее место токаря и планировка рабочего места»:
     1 — токарно-винторезный станок  модели 1К62; 2 — экран защитный; 3 —  планшет для инструмента; 4 — стул  рабочий; 5 — тумбочка инструментальная; 6 — пюпитр для технической  документации; 7 — решетка под  ноги; 8 — столик приемный; 9 — стеллаж; 10 — урна; 11 — сигнализация световая 
 
 

       С экономической стороны организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы. Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.
     Процессу  труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны  присущие ему закономерности, определяющие:
     - размещение работника в рабочей  зоне;
     - положение рабочей зоны;
     -последовательность, количество и пространственную  протяженность составляющих трудовой  процесс трудовых движений;
     - последовательность вхождения человека  в работу;
     - появление, наращивание и снижение утомляемости.
     Правильная  планировка должна предусматривать  такое размещение работника в  зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.
     Таким образом, задачи организации труда  в области организации рабочих  мест направлены на достижение рационального  сочетания вещественных элементов  производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1.2 Классификация рабочих  мест 

     Рабочее место — это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственных заданий (рис.2).
     
Рисунок 2. «Рабочее место»
     Рабочие места отличаются друг от друга по значительному количеству признаков. Для обобщенного представления  о том, какие могут быть рабочие  места, нужна их классификация. В зависимости от функций, которые выполняет работник, могут быть рабочие места руководителей, специалистов, служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, охраны и т.д. Рабочие места подразделяются также по профессиональному признаку, т.е. в зависимости от профессии работника, который работает на этом месте. Например, могут быть рабочие места бухгалтера, экономиста по труду, врача-терапевта, делопроизводителя, столяра, машиниста и т.д.
     По  виду производства различают рабочие  места основного и вспомогательных производств. По типу производства могут быть рабочие места массового, серийного и единичного производств. Это деление зависит от величины партий однородных изделий. Если предприятие сосредоточено на выпуске однородных изделий одной или небольшого количества модификаций, то такое производство будет массовым. Если изделия выпускаются сериями, то есть в ограниченном количестве, то их производство называется серийным. Уникальные изделия, изделия по разовым заказам выпускаются на единичных производствах. По степени специализации рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные (рис 3). 

       
Рисунок 3. «Классификация рабочих мест»
     На  специализированных рабочих местах выполняется ограниченный круг работ. Такие рабочие места преобладают на массовых и крупносерийных производствах. Они оснащаются специализированным оборудованием. Универсальные рабочие места приспособлены для выполнения широкого круга работ, они организуются преимущественно на единичных производствах и оснащаются оборудованием универсальным. По уровню механизации различаются рабочие места для ручных, ручных механизированных, машинно-ручных работ, а также рабочие места машинные, полуавтоматизированные, автоматизированные и аппаратурные.
     На  рабочих местах для ручных работ  воздействие на предмет труда  происходит непосредственно вручную  без инструментов или при помощи ручных инструментов, приведение которых в действие происходит только при помощи физической силы человека, а другие внешние источники энергии для этого не используются (например, ручная сборка узлов машин, слесарная обработка изделий ручным инструментом).
     На  рабочих местах ручной механизированной работы работники пользуются ручными механизированными инструментами, которые приводятся в действие внешними источниками энергии (например, работа при помощи ручной электродрели, пневматического молотка). Рабочее место машинно-ручной работы оснащено машиной (станком, механизмом), которая работает при непосредственном участии рабочего. Воздействие на предмет труда происходит с использованием, как энергии машины, так и энергии самого работника. На машинном рабочем месте основная работа выполняется машиной, а управление ею и вспомогательная работа осуществляется.
       В автоматизированном процессе основная работа полностью выполняется машиной. Вспомогательные работы механизированы частично (полуавтоматы) или полностью (автоматы). Управление процессом производства изделия ведется автоматически по заданной программе. Рабочий наблюдает за работой автомата, настраивает его, устраняет возникающие неполадки, контролирует подачу сырья, материалов, заготовок. На полуавтоматах рабочий периодически заполняет приемные устройства машины сырьем и материалами. На автоматах подача сырья и материалов осуществляется автоматически. Аппаратурные рабочие места оснащены специальным оборудованием (печами, аппаратами, камерами, емкостями), в которых происходит процесс теплового и химического воздействия на предмет труда. Рабочие наблюдают за ходом технологического процесса, регулируют его, запускают в работу оборудование или останавливают его работу. Такие процессы преобладают в металлургической, химической, нефтеперерабатывающей, фармакологической и некоторых других отраслях промышленности.
     По  количеству основного технологического оборудования рабочие места могут  быть без оборудования, одностаночными и многостаночными. По месту нахождения различают рабочие места в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под землей. По числу исполнителей - индивидуальные и коллективные. На индивидуальном рабочем месте производственное задание или должностная инструкция устанавливаются каждому работнику отдельно. На коллективном рабочем месте задание устанавливается всему коллективу.
     Для каждого рабочего места устанавливается характерное сочетание всех обозначенных признаков, определяемых отраслевой принадлежностью, видом и типом производства, функциями и профессией работника, степенью механизации или автоматизации его труда, уровнем его специализации и т.д.

     1.3 Рациональное использование рабочих мест

 
 
     Организация рабочих мест должна быть рациональной, научно обоснованной, учитывай мощность и специализацию предприятия, характер осуществляемых в нем технологических процессов, последовательность их выполнения. Рациональная организация рабочего места – это, прежде всего, его специализация, т.е. установление определенного производственного профиля, закрепление за ним соответствующих однотипных операций, оборудования, распределения обязанностей между работниками. Полная специализация рабочего места возможна в условиях крупных предприятий, где имеются соответствующие условия для четкого разделения труда. На небольших предприятиях организуются универсальные рабочие места, на которых выполняются различные работы. Основным требованием рациональной организации обслуживания, рабочих мест является своевременное обеспечение сырьем и полуфабрикатами, инвентарем и приспособлениями. Большое значение имеет планомерно организованный ремонт оборудования и технический надзор за сто эксплуатацией.
     Рационализация рабочих мест происходит в определенной последовательности, основные этапы:
    разработка мероприятий по рационализации рабочих мест в отдельных подразделениях и в целом по предприятию;
    организация выполнения разработанных мероприятий;
    приемка выполнения работ и расчет экономической эффективности.
     Для разработки мероприятий по рационализации рабочих мест служат материалы обследования и анализа аттестации; предложения работников, занятых на конкретных рабочих местах; результаты смотров-конкурсов; информация о передовом отечественном и зарубежном опыте.
     Рационализация системы рабочих мест является комплексным процессом. Проект должен отражать повышение технического и организационного уровня рабочих мест, улучшение условий труда и техники безопасности на рабочих местах, ликвидацию излишних и малоэффективных рабочих мест.
     В системе рационализации особое место занимает планирование. При планировании рабочих мест решаются следующие главные задачи:
-  Последовательная оптимизация количества рабочих мест;
-  Обеспечение максимальной отдачи с каждого рабочего места;
-  Достижение и последующее поддержание сбалансированности рабочих мест с трудовыми ресурсами.
     При определении методических подходов к планированию рабочих мест следует исходить из использования существующей нормативной базы, применяемой для расчета численности промышленно-производственного персонала, т.к. расчеты эти взаимосвязаны.
     Исходными данными для определения планируемого количества рабочих мест являются производственная программа планового периода, задания по росту производительности труда, повышению коэффициента сменности с учетом ограничений по численности рабочих и служащих.
     Плановое количество мест в основном производстве предприятия рассчитывается исходя из планируемого объема продукции и планового съема продукции с одного рабочего места.
     В структурных подразделениях предприятий, где не планируется объем продукции, плановое количество рабочих мест для персонала основной и не основной деятельности исчисляется путем деления плановой численности работающих на установленный коэффициент укомплектования рабочих мест работающими. Особое значение в планировании имеет показатель сбалансированности рабочих мест и работающих. На его основе оценивается соответствие количества рабочих мест трудовым ресурсам. Следует различать количественную и качественную сбалансированность рабочих мест и работающих. Количественная сбалансированность это равенство между произведением числа рабочих мест на установленный коэффициент укомплектования рабочих мест работниками и численностью работников.      
     Степень сбалансированности рабочих мест и работающих рассчитывается как отношение численности работающих к численности персонала, требующейся для укомплектования всех рабочих мест с нормативной сменностью.
     Качественная сбалансированность это соответствие профессий, квалификации работников технологическому назначению и техническому уровню оборудования рабочих мест. При планировании рабочих мест необходимо учитывать количество выбывающих рабочих мест по результатам их аттестации. Это количество определяется исходя из планового количества рабочих мест на начало планового периода и необходимого прироста новых рабочих мест.
     Количество вводимых рабочих мест в плановом периоде определяется заданиями по производству новых видов продукции, требующими создания принципиально новых рабочих мест, необходимостью замены малоэффективных рабочих мест, а также заданиями по улучшению условий труда и быта работающих. Количество вводимых и ликвидируемых рабочих мест определяется при разработке баланса рабочих мест.
     Плановые балансы рабочих мест разрабатываются в увязке с планами внедрения новой техники и технологии, заданиями, планами воспроизводства основных фондов и развития мощностей.
     Внедрение в практику планирования рабочих мест позволяет не только дать объективную оценку фактической обеспеченности предприятий рабочей силой и определить плановую потребность в ней, но и через осуществление организационно-технических мероприятий регулировать число рабочих мест на предприятиях и таким образом достигать их сбалансированности с имеющимися трудовыми ресурсами. Что будет способствовать большей целенаправленности в работе по подготовке и повышению квалификации кадров, позволит полнее учитывать реальные потребности производства, что в свою очередь, поможет лучше использовать трудовой потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Характеристика предприятия

 
     Супермаркет «Пятерочка» расположен по адресу проспект Мира д. 12, открылся 26 августа 2008 г. Открытие магазина «Пятерочка» в формате супермаркета не случайно. С каждым годом в России становится все больше супермаркетов, создающих серьезную конкуренцию обычным магазинам. По данным статистики, средний покупатель проводит в магазине самообслуживания  до 40 минут, причем объем совершаемых покупок больше, чем в магазине с традиционным типом обслуживания. Подтверждено многочисленными исследованиями что, до 80% решений о покупке товара принимается потребителем непосредственно в супермаркете. Соответственно, и рентабельность таких магазинов повышается до 50%.
     Одним из преобладающих критериев выбора супермаркета для посетителей является территориальный фактор, магазин «Пятерочка» располагается внутри жилых массивов. Второй по популярности причиной является ассортимент продовольственных товаров. На территории торговой площади размером 300-550 м2, супермаркеты «Пятерочка» могут предложить более 10 000 наименований товаров. Цены на продукты имеют также решающее значение. Супермаркеты «Пятерочка» предоставляют покупателям отличную возможность приобрести необходимые продукты по доступным ценам. Численность персонала – 40 человек (организационная структура предприятия представлена на рис. 4).
     
Рисунок 4. «Организационная структура магазина»
     Рассмотрим  экономические показатели деятельности предприятия за 2008-2009 гг. (таблица 1).
Таблица 1 «Технико-экономические показатели деятельности предприятия»
п/п
Показатели 2008
План Факт % выполнения  плана
1 Объем розничного товарооборота, тыс.руб. 3152 3759,84 119,28
2 Численность персонала 42 42 -
3 Выработка, тыс.руб. 75,04 89,52 119
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 1680 1780,8 106
5 Средняя заработная плата, тыс.руб. 10 10,6 106
6 Расходы на продажу 1266 1735,44 137
7 Валовая прибыль 206 243,6 118,25
 
     Из  таблицы 1 видно, что в первый год  работы магазин выполнил план по товарообороту на 119,28 %, но наблюдался рост издержек выше запланированных на 37 % . Также наблюдался рост выработки на одного работника на 19 %. Фактическая валовая прибыль превысила плановую на 18, 25%. Таким образом, анализ данных о финансово-хозяйственной предприятия говорит об успешной деятельности магазина. 

2.2. Анализ планирования  рабочих мест 

     Степень использования торговой площади называется коэффициентом установочной площади и определяется отношением установочной площади к площади торгового зала. В супермаркете «Пятерочка» величина этого показателя составляет 0,31, что соответствует норме для занимающихся продажей продуктов питания магазинов самообслуживания.
     В супермаркете «Пятерочка» использована линейная смешанная планировка торгового зала, участки с боксовой планировкой используются для сдачи арендаторам, проведения специальных мероприятий по стимулированию продаж и продаже непродовольственных товаров.
     К планировке и оснащению расчётной  зоны в магазине «Пятерочка» подошли также тщательно, как и к планировке непосредственно торгового зала. Рабочие места кассиров расположены удобно для покупателей и с учётом всех специфических требований их организации. В супермаркете «Пятерочка» используются одинарные кассовые боксы с транспортерами, что позволяет избежать массового скопления покупателей на выходе из торгового зала и предотвратить возникновение многих из перечисленных выше проблем. Для более эффективного использования трудовых ресурсов в магазине введена почасовая оплата труда и свободный график работы: большинство сотрудников работают неполный рабочий день, что позволяет экономить на оплате труда. В тоже время в часы пик в магазине работают все кассиры и дополнительные сотрудники для выкладки товара. В целом можно сказать, что работа расчётной зоны, как и всего торгового зала, в супермаркете «Пятерочка» организована согласно всем описанным в данной работе принципам. Этот магазин может служить примером рациональной и эффективной организации работы расчётной зоны сегодня. Но требования покупателей постоянно увеличиваются и развиваются. Поэтому, для того чтобы не упустить выгоду, магазин также должен изменяться в лучшую сторону, и администрация супермаркета «Пятерочка» это понимает. Различают следующие варианты планировки торгового зала: линейная, боксовая и смешанная.
     Выбор того или иного вида планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи. Так, линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для магазина самообслуживания: она удобна для покупателей и позволяет наиболее эффективно организовать работу магазина. Линейная планировка может быть трёх видов: продольная, поперечная и смешанная. При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга участки (отделы), в каждом из которых есть свой расчётно–кассовый узел. Такая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах. Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировки. Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания, зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования.
     Размещают же рабочие места продавцов в  магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. Планировка контрольно–кассового узла должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, исключая их встречное движение. Помимо кассовых кабин при организации узла расчёта такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями. В супермаркете «Пятерочка» рабочие места кассиров расположены, как показано на рис. 5.  
 

        

Рисунок 5. «Метод расстановки кассовых боксов»
     Такая их организация, конечно, не является самой эффективной, однако, позволяет супермаркету обслуживать покупателей без образования огромных очередей у касс.
          Таким образом, применяемая в магазине система организации рабочих мест кассиров позволяет поддерживать уровень обслуживания покупателей на должном уровне и при этом не требует больших затрат на свое содержание. К тому же, установка такого количества кассовых боксов этого типа позволила магазину не тратить большую сумму на организацию расчетно–кассовой зоны. В магазинах самообслуживания в настоящее время широкое применение находят технологии штрихового кодирования. Известно, что штрих–кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции. Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.
     Большие возможности штриховое кодирование  дает при продаже товаров с  помощью кассовых терминальных комплексов, которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и  фиксируют продажу товара. После  получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу.   
     Применение  штрихового кодирования позволяет  автоматизировать не только продажу  товара покупателю, но и все функции  товародвижения и максимально снизить  количество ошибок и бумажного документооборота. При организации работы со штрихкодами в магазинах используется специальное оборудование (сканер штрих–кода или терминал сбора данных). Сканер штрих–кода – это устройство, предназначенное для считывания и автоматического ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С их помощью осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.
     Терминал  сбора данных – это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара. Схема работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрихкод необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.
     В универсаме «Пятерочка» такое оборудование, конечно же, используется. Зона хранения личных вещей покупателей оборудована ячейками. Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки. Например, при использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием камер, закрывающихся на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:
    Покупатель может машинально положить ключ в карман и унести его.
    Покупатель может потерять ключ в магазине (потребуется помощь в открытии камеры).
    Сумка (пакет, рюкзак) покупателя может быть слишком велика для помещения в камеру.
    В часы пик все камеры могут оказаться заняты.
     При использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием ячеек необходимо выделить одного сотрудника для работы в этой зоне, к тому же зоны хранения личных вещей такого типа могут занимать немного больше пространства (из-за организации прилавка).

     2.3 Анализ состояние обслуживания рабочих мест

     Организация обслуживания рабочего места предполагает обеспечение рабочего места средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса согласно установленному регламенту.
     От  эффективности организации системы  обслуживания рабочих мест зависит  производительность труда, ритмичность  производства, качество продукции. Изучение причин, вызывающих потерю рабочего времени, показали, что около 70% внутрисменных потерь происходит из-за плохой организации обслуживания рабочих мест, из чего следует актуальность её улучшения. Обслуживание рабочих мест включает в себя следующие функции:
    производственно-подготовительную (обеспечение рабочих мест технической документацией, заготовками, материалами);
    транспортную и погрузочно-разгрузочную (доставка предметов труда к рабочему месту, вывоз готовой продукции и удаление отходов производства);
    оснащения (обеспечение инструментом и приспособлениями);
    наладочную (наладка станков и прочего технологического оборудования);
    энергетическую (обеспечение рабочих мест энергией);
    контрольную (контроль качества сырья, готовой продукции);
    межремонтную (ремонт оборудования);
    складскую (складирование, учет, хранение и выдача материалов и готовой продукции);
     хозяйственно-бытовую (поддержание чистоты и порядка  на рабочем месте). Структура функций обслуживания рабочих мест на предприятии представлена на рисунке 6.
     Основные и вспомогательные работы на предприятии взаимосвязаны. Это обусловливает необходимость разработки и внедрения комплексной технологии процесса производства: от получения товара, материалов, полуфабрикатов до отгрузки и реализации готовой продукции. В этой связи организация труда вспомогательных работ предусматривает совершенствование организации труда не только отдельных исполнителей, но и всей системы обслуживания.
Техническим обслуживанием рабочих мест в  супермаркете занимается два человека. Это техники торгового и кассового  оборудования. Техники работают посменно, через день. В их обязанности входит мелкий ремонт торгового и кассового оборудования. Более серьезными поломками занимается служба сервиса продавцов торгового и кассового оборудования.

Рисунок 6. «Структура функций обслуживания»
     Обслуживанием торгового оборудования – холодильных  витрин, ларей, стеллажей и т.п. занимается фирма «Вариант», а обслуживанием  кассовых POS – терминалов занимается компания «Прима-софт». Уборкой торгового зала и подсобных помещений занимаются технички. Так как торговый зал и подсобные помещения занимают достаточно большую площадь, рабочий день технички – это целый день работы магазина. Технички, как и техники по обслуживанию торгового и кассового оборудования работают посменно.
     Обслуживание  электрооборудования и сантехнических коммуникаций проводится работникам коммунальных служб района, в котором находится  магазин – МУПЖХ №1.

     2.4 Состояние нормирования  и оплаты труда

     Оплата  труда работников предприятия производится на основании Единой тарифной сетки и «Положения по оплате труда подразделений».
     Предприятием  также применяется следующие  виды выплат, являющихся материальным стимулированием:
    к отпуску в размере 1 тарифной ставки (должностного оклада);
    дополнительная материальная помощь в следующих размерах:
     а) не выше двух тарифных ставок (в течение года) рабочего 1 разряда Единой тарифной сетки:
    многодетным семьям;
    участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеющим удостоверения установленного образца;
     б) 20% от суммы материального ущерба, но не более двадцатикратных тарифных ставок рабочего 1 разряда Единой тарифной сетки в случае стихийных бедствий, кражи домашнего имущества, пожара (при наличии подтверждающих документов);
     в) в размере тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки:
    ежемесячная материальная помощь в размере 25 % тарифной ставки 1 разряда ЕТС (1 разряд ЕТС-1625 рублей на 1.07.2006 г и 1870 рублей на 1.02.2007г.)
    одиноким матерям, вдовам (вдовцам), женщинам (мужчинам), воспитывающим детей без мужа (без жены);
    работникам, имеющим на иждивении ребенка – инвалида.
    работникам, впервые вступившим в брак в возрасте до 30 лет единовременная материальная помощь в размере должностного оклада (тарифной ставки);
    единовременное пособие в размере среднемесячного заработка при рождении ребенка;
    материальная помощь в размере оклада, тарифа один раз в год на лечение работника в связи с длительной болезнью (свыше 4-х месяцев);
    единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) по окончанию работником срочной военной службы и возвращении его на работу;
    материальная помощь в размере 10-кратной месячной тарифной ставки рабочего - повременщика 1 разряда основного производства в случае смерти работника;
    материальная помощь на погребение в размере 5-кратной месячной тарифной ставки рабочего-повременщика 1 разряда Единой тарифной сетки случае смерти неработающего пенсионера;
    материальная помощь в размере 2-кратной месячной тарифной ставки рабочего- повременщика 1 разряда Единой тарифной сетки при смерти членов семьи;
    компенсация инвалидам труда, получившем увечье в один раз в три года в размере 4-х тарифных ставок рабочего 1 разряда (1870 рублей на 1.02.2007 г);
    единовременное пособие на обустройство в размере 2-х должностных окладов молодому специалисту принятому после окончания ВУЗа на работу;
    единовременное пособие при увольнении работника (впервые) в связи с уходом на пенсию в зависимости от стажа работы в газовой отрасли исходя из среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца работы;
    материальная помощь к юбилейным датам в размере тарифной ставки рабочего 1 разряда Единой тарифной ставки (1870 рублей с 1.02.2007).

     2.5 Анализ использования рабочего времени

 
     Режим работы кассиров также играет важную роль в организации работы магазина. Так, при нерационально составленных трудовых графиках в магазине может  наблюдаться несоответствие численность  кассиров–контролеров количеству присутствующих в магазине на определенный момент времени покупателей. Это, в свою очередь, выражается в образовании очередей у касс и нерациональном расходовании средств на заработную плату. Немаловажную роль играет и «человеческий фактор». Например, при большой продолжительности рабочего дня у кассира может наблюдаться рассеянность, раздражительность и другие симптомы усталости, что не только не способствует повышению качества обслуживания покупателей, но и может стать причиной неправильного проведения расчетов или даже причиной несчастного случая. Как показывает практика, даже график работы «день через два» не способен ликвидировать все отрицательные последствия для организма шестнадцатичасового рабочего дня. Поэтому, наиболее рациональной и не отражающейся на состоянии здоровья и самочувствии человека считается длительность рабочего дня до восьми часов.
     В супермаркете «Пятерочка» работа кассиров организована посменно с учетом этого принципа.
     С целью устранения потерь рабочего времени  и его рационального использования  необходимо изучать возможные его потери и способы их устранения. Существуют как целодневные, так и внутрисменные потери рабочего времени. Их изучение возможно при проведении хронометража и фотографии рабочего времени, а так же на основе данных табельного учета. Рассмотрим потери времени на предприятии " Пятерочка " с помощью фотографии рабочего дня продавца (данные приведены в таблице 2.) 
 
 
 

     Таблица 2
№ п/п Наименование  затрат рабочего времени Текущее время, час. и мин. Продолжительность, мин Индекс
1 Пришел на работу 9.00 3 пз
2 Приемка товара 9.03 20 оп
3 Раскладка товара по витринам 9.23 15 оп
4 Подготовка  рабочего места 9.38 7 ом
5 Включил кассу 9.45 3 ом
6 Ввел данные в кассу 9.48 12 ом
7 Приступил к  работе 10.00 4 оп
8 Обслуживание  покупателей 10.04 95 оп
9 Отрыв от работы по личным надобностям 11.39 4 олн
10 Разговор по телефону 11.43 7 пр
11 Обслуживание  покупателей 11.50 43 оп
12 Сменила кассовую ленту 12.33 9 по
13 Обслуживание  покупателей 12.42 68 оп
14 Отрыв то работы по личным надобностям 13.50 3 олн
15 Обслуживание  покупателей 13.53 7 оп
16 Обед 14.00 60 олн
17 Приступил к  работе 15.00 2 оп
18 Уборка столов в кафетерии 15.02 10 по
19 Обслуживание  покупателей 15.02 39 оп
20 Принесла одноразовую  посуду 15.51 3 по
21 Обслуживание покупателей 15.54 36 оп
22 Снятие показаний  с кассы 16.30 13 ом
23 Уборка рабочего места  16.43 17 ом
24 Уход домой 17.00    
     Итого: 480  
 
     Для того, чтобы узнать рационально ли используется рабочее время продавцом  в кафетерии рассмотрим его баланс (таблица 3). 

     Таблица 3. Баланс затрат рабочего времени продавца
№ п/п Категория затрат Индекс Сумма фактических  затрат, мин.
1 Подготовительно - заключительное время ПЗ 3
2 Время оперативной  работы ОП 329
3 Время на отдых  и личные надобности ОЛН 67
4 Время нарушения трудовой дисциплины ПР 7
5 Время остановки  работы по организационно техническим  причинам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.