На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая элита и политические лидеры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
Глава 1. Политическая элита:
1.1. Определение  политической элиты
1.2. Типология  элит
1.3. Политические элиты в современной России
Глава 2. Политические лидеры:
2.1. Характеристика  сути и содержания политического  лидерства
2.2. Сущность  и характерные особенности политического  лидера 

2.3.Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров.
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Долгое  время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали  политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию  политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо  к употреблению лишь в отношении  низкоорганизованных обществ, но оно  совершенно не приемлемо для анализа  политической системы постиндустриального  общества. Тем не менее, понятие элита  ныне прочно утвердилось в политической литературе.
Элита - это те люди, которые занимают руководящие должности в государственных организациях и обладают достаточно большим влиянием для принятия важный решений и решения глобальный проблем.
Политическая  элита - это неотъемлемая часть государственной системы. У нее в руках сосредоточена вся политическая власть. Элита непосредственно связана со всеми направлениями деятельности государства. Без нее немыслимо существование государства. Представим на мгновение, что элиты не существует, тогда вся масса должна обладать компетентностью в политических вопросах и при этом еще должна заниматься другим делом, что не реально. Поэтому из толпы выделяются несколько человек, которые выступают от имени народа, и они в свою очередь имеют тенденцию превращаться в политическую верхушку, то есть элиту.
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.
1.1. Определение политической элиты. Термин "элита" происходит от французского слова elite - что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" - "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".
В своем первоначальном, значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:
1) психологическим  и социальным неравенством людей,  их неодинаковыми способностями,  возможностями и желанием участвовать  в политике;
2) законом  разделения труда, который требует  профессионального занятия управленческим  трудом как условия его эффективности; 

3) высокой  общественной значимостью управленческого  труда и его соответствующим  стимулированием;
4) широкими  возможностями использования управленческой  деятельности для получения различного  рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд  прямо связан с распределением  ценностей и ресурсов;
5) практической  невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля над политическими руководителями;
6) политической  пассивностью широких масс населения,  главные жизненные интересы которых  обычно лежат вне сферы политики. 

Все эти  и другие факторы обуславливают  элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти, Оппозиционную ( контрэлиту), На высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), административную - это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.
Политическая  элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени политической властью и возможностью влияния на общество. Она является основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.
Элита охватывает наиболее влиятельные круги  и группировки экономически и  политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили  в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это  профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены  концентрируют в своих руках  власть путем монополизации права  на принятие решения, на определение  целей, но это, прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и многих других. Их объединяют общие интересы, стремлением сохранить свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена. 

1.2  Типология элит
С давних пор не прекращаются дискуссии о том, кто именно обладает "властью" в обществе. Интуитивно мы чувствуем, что некоторые люди наделены ею в значительней мере, в то время как другие нет. Но для исследователя недостаточно интуиции.
Теория  элит стала активно разрабатываться  на рубеже ХIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, Р. Парето, Р. Михельс и др.
Принятые  определения понятия "элита": Классический исследователь элиты Г. Моска считал, что "Правящий класс" - это класс, который осуществляет все политические функции, монопольно владеет властью и пользуется ее преимуществами.
Парето - современник Моски - полагал, что к элите следует относить лиц, являющихся самыми квалифицированными и способными в соответствующих областях человеческой деятельности. Определение Лассуэллом, Лернером и Ротуэллом, термин "элита" означает "лидерство и социальные страты", из которых чаще всего происходят лидеры и по отношению к которым в данном поколении сохраняется подотчетность.
Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей. А.Тойнби говорит, что элита - это творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству.
Таким образом подходы западных политологов к понятию "элита" весьма различны, но тем не менее можно выделить два основных подхода к данной проблеме:
1. Меритократический подход.
«Элита» - это «иерархия, основанная на собственных  достижениях». Основные положения:
- Элита  - наиболее ценный и важный  сегмент общества, обладающий выдающимися  качествами, высокими способностями  и показателями в наиболее  важных сферах деятельности;- Элита  занимает господствующее положение  в обществе, поскольку она является  наиболее продуктивной и инициативной  частью населения;
- Формирование  элиты - это не столько результат  борьбы за власть, сколько следствие  естественного отбора обществом  наиболее ценных представителей. Поэтому общество стремиться  совершенствовать механизм такой  селекции;- Элитарность связана с  равенством возможностей, но не  с равенством результатов и  социальных способностей индивидов.
2. Властный подход - определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество. Своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма стала теория демократического господства элит - демократический элитизм.
 Его суть:
- Элита  не монолитна. Внутри нее существует  несколько конкурирующих групп;- Доступ в правящую элиту открыт  для наиболее способных членов  общества, элитная циркуляция носит  достаточно динамический характер.
- Существует  контрэлита (оппозиционная элита).- Между элитой и контрэлитой возникает конкуренция.
- Элиты  влияют на массы в большей  степени, нежели массы на элиты.- Общество может осуществлять  контроль за элитами прежде всего с помощью выборов.
- Возможна  смена элит, которая носит ненасильственный  характер.- Власть элит зависит  от изменений ценностных ориентаций  в обществе.
- Власть  элит носит преимущественно ненасильственный  характер. 

1.3 Политические элиты в современной России
В последнее  время все чаще ставится и обсуждается  вопрос о природе и характере  изменений правящей элиты в российском обществе. До конца 80-х годов советская элита занимала господствующее положение в нашей стране. Отличительной чертой советской элиты являлась монополия на владение собственностью и право распоряжаться ею и всеми стратегическими ресурсами. Именно положение в структурах власти обуславливало право распоряжаться собственностью. «Партийная бюрократия» обретает свою власть, привилегии, идеологию и распространяет ее от имени народа и общества.
 Характерные признаки советской элиты: строгая иерархичность, неподотчетность высших слоев перед низшими, низкий уровень конкурентности и невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами. Это была закрытая элита: вхождение в ее состав осуществлялось на основе таких критериев, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность.
До конца 80-х гг. советская элита занимала монопольно господствующее положение, основанное на подавлении и уничтожении  любых попыток формирования контрэлиты, и на таких специфических механизмах ее легитимности, как:
- идеология,  которая обосновывала и закрепляла  право на власть и принятие  решений за элитой; 

- патернализм, обеспечивал элите поддержку и лояльность со стороны низших слоев общества;
- демонстрация  технической эффективности, в  массовом сознании связывали  техническую модернизацию с деятельность  элиты. 

С 1989 по 1994 г. в российском обществе произошли  главные события. Мы построили капитализм за одну «пятилетку». В период с 1989 по 1993 г. была возможность обогатиться и продвинутся наверх для всех россиян. Это был период открытости высшего класса России. Советская элита осознала, что ее прежняя закрытость ведет к деградации и упадку. Поэтому был открыт доступ в нижние и средние элитные группы для наиболее способных представителей общества. Рекрутация новых лиц в состав элиты обеспечивался за счет выборов. Выборами правящая элита стремилась создать под своим контролем новые механизмы легитимности власти. С 1989г начинается процесс бурного формирования контрэлиты, в состав которой входили руководители различного рода «демократических движений», протопартий, представители творческой и научной интеллигенции. В процессе реформирования общества появляется экономическая элита, ее основу составили представители прежней политической и административной элит, обогатившиеся в результате приватизации.
Легкость, с какой делились крупные капиталы в 1989-1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы  получить доступ в элиту, необходимы капитал и возможности, какими большинство  людей не располагает. Поэтому можно  говорить, что происходит закрытие высшего класса: он принимает законы, которые ограничивают доступ в его  ряды, создает частные школы; сфера  развлечений недоступна другим.
Еще одна особенность - неразличимость, неясность  границ между политической элитой и  бюрократией составило специфику  политической системы России. 

Новая российская элита  характеризуется  в отличие от советской, такими чертами:
1. Утрата  обязательной объединяющей идеологии.  Образование конкурирующих внутриэлитных групп. Дезинтеграция элиты. Отсутствие объединения консенсусного типа;
2. Расширение  доступа в элиту из неэлитных групп. Обновление состава элиты;
3. Кооптация  как механизм формирования элит  дополняется выборами;
4. Критика  этакратической (номенклатурной) элиты со стороны контр-элиты. Утрата механизмов легитимности власти;
5. Утрата  монополии на власть, разделение  внутри элиты на политическую  и экономическую элиты. Активизация  процессов «капитализации» власти. Трансформация привилегий и льгот  в экономические ресурсы. 

Основным способом формирования элиты - становятся выборы. Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Победитель получает не только место у власти, но и легитимную поддержку населения.  

Внутри  правящей элиты современного российского  общества наблюдается две тенденции  в развитии межгрупповых отношений:
- обостряется  конкуренция между внутриэлитными группами, по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности, капиталов и т.п.;
- нарастает  понимание необходимости к выработке  общих правил политической «игры», поиск взаимных компромиссов  и уступок. 

В 2002 г. в России продолжается процесс консолидации политической элиты наряду с укреплением  основных институтов государственной  власти в логике рыночной демократии западного типа. Формируются на базе центристских фракций Государственной  Думы («Единство», ОВР, «Регионов России») пропрезидентская партия «Единая Россия», нацеленная на завоевание большинства  в парламенте. В левой части  политического спектра имело  место размежевание на сторонников  тесного сотрудничества с президентской  властью и сторонников сохранения оппозиционного облика КПРФ. 

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ
2.1 Характеристика сути  и содержания политического  лидерства.
Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых  людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону  и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод.
 Ее  непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и  внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие  условий необходимых для появления  проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм.
2.2 Сущность и характерные  особенности политического  лидера.
В политологии  политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет). 

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)
2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)
3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой" (в раннехристианской литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть. (Томиньский - Польша, Лафонтен - Германия, Жириновский)
Существуют  четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник". 

1. Лидер - знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.
2. Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.
3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.
4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров. 

Согласно  самой распространенной в современной  науке концепции политического  лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых  в них свойств его личности) и объективной обстановки.
Значение  обстановки определяется тремя факторами:
1. Она  оказывает влияние на формирование  личности лидера.
2. Она  ставит пред ним проблемы.
3. Она  ставит условия, в которых лидеру  придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных  противников и сторонников. 

2.3 Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров.
Политическое  лидерство - это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с набором особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.
Лидер политический - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.
В настоящее  время особое внимание обращается на лидерство на различных уровнях  государства, общества, различных коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем  уровня жизни, интересов различных  общностей людей, общественного  мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.
Положение лидера вынуждает его быть очень  аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все  это более строго оценивается  людьми, и от этого во многом зависят  успех или неудача той партии, того курса, того направления, которому он служит. Претендента на лидерство  подстерегает так же опасность полного  растворения, абсолютной идентификации  себя с этими интересами. В таком  случае это уже не лидер, а просто вожак.
Вожак - это тот, кто аккумулировал сиюминутные интересы, запросы определенного социального строя, чаще - толпы, и не смог пойти дальше, глубже этих поверхностных запросов.
Наиболее  характерная ошибка современных  лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории  не раз, это история продолжается и в современных условиях. И  на макро- и на микроуровнях.
Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу. Сегодня, несмотря на демократические преобразования, как отметила Л.Ф. Шевцова, «граждане еще меньше вовлечены в процесс управления, чем прежде». Это связано с нарушением базовых принципов института выборов (избирательные фильтры - в первую очередь деньги; подтасовка голосов; компроматы; искажение протокола голосования и др.). 

Лидерство и лидеры - сфера деликатная и  тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно  преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного  окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов  и т. д. На мой взгляд, важно чьи интересы отстаивает лидер.
Переход к демократизации политической жизни  вовсе еще не застраховывает от той  же возможности сползти к культу личности. Мы знаем, что многому научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что уже все  выводы сделаны, что все уроки  извлечены.
Проблемы  лидерства обострились в связи  с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества  и политической борьбы. Лидерство  В.Путина сегодня не вызывает сомнений. Мне кажется, что КПРФ можно было бы сменить лидера (на более современного).
В. Жириновский  теряет голоса (скандалы были интересны  в перестроечный период, сейчас важны  конкретные дела). Ясно, что лидеры будут  меняться, но здесь важно их служение России и россиянам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА: 

1. Титов  В. Н. Политическая элита и  проблемы политики. СОЦИС, М., 1998,
2. Ашин Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии. Социально-политический журнал, М., 1998, №6.
3. Ривера Ш. В. Тенденции формирования состава… ПОЛИС, 1995, №6.
4. Ашин Г.К. Правящая элита и общество. Свободная мысль, 1993, №7.
5. Политология.  Издательство "Центр", М., 1999.
6. Панарин  А.С. Политология, М, Проспект 2003
7. Политология:  Учебник /Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова - М.: Юрайт, 2005.
8. Панарин  А.С. Политология. -- М.: Проспект, 2003.
9. Политология: / Под ред. М.А. Василика Учебник  - М.: Гардарики, 2005.
10. Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. - М.: Экзамен, 2001. Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии. -- М.: Приор, 1999.
11. Иванов  И.С. Внешняя политика России  и мира. - М.: Россиэн, 2001. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца. - М.: Приор, 1999. Колосов В.А. Геополитика и политическая география. - М.: Аспект Пресс, 2001. . Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: ИНФРА, 2001.
12. НартаевН.А. Геополитика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Политика: история территориальных захватов (XV-XX вв.). - М.: ЭКМО Пресс, 2001. Политические  партии России: история и современность. - М.: Росспэн, 2002.
14. Протопопов  А.С. История международных отношений  и внешняя политика России (1648-2000 гг.) - М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Пугачев  В.П., Соловьев А.И. Введение в  политологию. - М.: Аспект Пресс, 2002.
16. Соловьев  А.И. Политология: политическая  теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2001. Современная  политическая теория /Под ред.  В.И. Даниленко. -- М.: Nota Bene, 2001. Теория международных отношений /Под ред. П.А Цыганкова. - М.: Гардарика, 2002.
17.Уткин  А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.