На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налоги с физических лиц

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Налогообложение  физических лиц 
 
 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Налоги с физических лиц как элемент налоговой системы…………………6
    1.1. Экономическая  природа налогов с физических  лиц………………….6
    1.2. История  развития и современное состояние налогообложения физических лиц в Российской Федерации………………………………..12
    1.3. Зарубежная практика взимания налогов с физических лиц………...19
2. Анализ практики исчисления налога на доходы физических лиц, как основного налога с физических лиц, на примере ООО «Строй-синтез»…….27
    2.1. Экономическая характеристика организации………………………..27
    2.2.Порядок  формирования налоговой базы, исчисления  и уплаты НДФЛ………………………………………………………………….…….32
    2.3. Анализ  предоставления вычетов по НДФЛ………………………….41
    2.4. Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ…….49
3. Основные направления совершенствования налогообложения физических лиц………………………………………………………………………………...57
    3.1. Приоритетные направления и проблемы развития налогов с физических лиц……………………………………………………………..57
    3.2. Региональные различия в доходах населения России и социальное 
    значение НДФЛ………………………………………………………….….64

    3. 3. Введение отчетного периода для налоговых агентов: представление сведений об удержанных и уплаченных суммах НДФЛ……………...…72
Заключение………………………………………………………………………77
Список литературы……………………………………………………………...81
Приложение 
 

Введение 

     Актуальность  выбранной темы. Налоги – суть существования любого государства, одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы. Именно поэтому налогам сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как именно через них государство сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
     Экономическая сущность налогов с населения  характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.
     Налоги  служат средством индивидуальной связи  гражданина с федеральной властью  и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к  формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
     В последние годы число налогов и сборов с физических лиц стабилизировалось, всё более приобретая черты определенной логической завершенности, несмотря на то, что отдельные подвижки в уменьшении их количества все же продолжаются.
    Перспектива развития налогообложения физических лиц видится, прежде всего, в создании таких условий, при которых наблюдается снижение социальной напряженности в обществе с одной стороны, и повышение фискальных возможностей налогов для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств с другой стороны.
     Степень разработанности  проблемы. В научных исследованиях, статьях периодической печати налогам с физических лиц уделяется достаточно большое внимание российскими учеными и экономистами. Этой тематике посвящены работы Майбурова И. А., Панскова В.Г., Романовского М.В. и Врублевской О.В., Черника Д. Г. и др. авторов.
     Особое  место среди научных работ  занимают исследования, посвященные  вопросам совершенствования налогообложения физических лиц, проблемам его развития в увязке с идеями справедливости налогообложения. Здесь можно выделить таких авторов, как Дрожжина И. А., Цуциев М. и др.
     Поскольку формирование эффективной системы  налогообложения, и физических лиц  в том числе, осуществляется через  налоговую политику, проводимую в  стране, целесообразно выделить проект Минфина «Основные направления налоговой политики в РФ на 2012 -2013 гг.»,  работы Горского И., Шубина Д.
     Цели  и задачи исследования. Целью работы является анализ современного состояния налогообложения физических лиц и разработка предложений по его совершенствованию.
     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:
    рассмотреть экономическую сущность налогов с населения;
    изучить исторический аспект становления налогообложения физических лиц;
    проанализировать зарубежный опыт налогообложения населения;
    провести углубленный анализ НДФЛ, как основного бюджетообразующего налога с физических лиц;
    провести анализ доли налогов с физических лиц, адинистрируемых ФНС, в формировании доходов бюджетов различных уровней;
    исследовать проблемные стороны налогов с физических лиц;
    разработать предложения по устранению данных недостатков.
      Объектом  исследования в части анализа исчисления налога на доходы физических лиц является ООО «Строй-синтез».
     Предметом исследования выступает механизм исчисления, уплаты и администрирования налога на доходы физических лиц, а также роль налогов с физических лиц в формировании бюджета.
     Теоретической базой исследования послужили труды ученых и экономистов по вопросам налогообложения и социальной защиты.
     Информационную  базу исследования составили законодательные и нормативно – правовые акты федеральных органов власти и акты Федеральной налоговой службы РФ.
     Основные  положения работы проиллюстрированы  таблицами, графиками, диаграммами, информационной базой которых явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой, Министерства финансов РФ, публикации  в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.
     Практическая  значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений для выработки мероприятий по совершенствованию налоговой системы РФ.
     Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
      Первая  глава дипломной работы раскрывает теоретические аспекты налогов с физических лиц. В ней рассматриваются экономические основы налогов с физических лиц, история развития и современное состояние налогообложения физических лиц, зарубежная практика налогообложения и возможность ее использования в России.
    Вторая  глава посвящена анализу исчисления и уплаты НДФЛ налоговым агентом на примере ООО «Строй-синтез», отдельный параграф посвящен анализу доли налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.
     В третьей главе раскрываются актуальные проблемы действующей системы налогообложения физических лиц, предлагаются пути ее совершенствования.
 

1. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Экономическая природа  налогов с физических лиц 

    Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между  государством, с одной стороны, и  физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в  процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
    Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п.) определяется внешней  средой, в которой функционируют  налоги. Особенно важное значение здесь  имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):
    «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    2. Под сбором понимается обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий» [2, стр. 9].
    Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.
    Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:  
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговый период;
    налоговая ставка;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
    Изучение  налогов с физических лиц в  развитии представляет возможность  сделать выводы о том, что налогообложение  в различных странах базируется на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги, к сокрытию ими значительной части доходов. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности.
    Повышение налогов с населения увеличивает  доходы бюджета только на один налоговый  период, поскольку уже в следующем таком периоде база для их уплаты может резко сократиться. Снижение налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, всех налоговых поступлений [16 стр. 42].
    Налоги  с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
    Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.
    Финансовый  аспект – характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.
    Политический  аспект – состоит в воспроизводстве  системы государственной власти, в согласовании интересов тех  или иных слоев общества.
    Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета.
    Налоги  служат средством индивидуальной связи  гражданина с федеральной властью  и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
    Экономическая сущность налогов с населения  выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.
    В совокупности все функции налогов  предопределяют государственную налоговую  политику и ее влияние на экономическую  ситуацию в стране. Основная задача органов государственной власти – исходя из ситуации в стране, усиливать влияние одних и ослаблять влияние других функций.
    Налоги  с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:
    обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;
    регулирование уровня доходов населения и структуры личного потребления и сбережения граждан;
    стимулирование  наиболее рационального использования получаемых доходов;
    облегчение положения наименее защищенных категорий населения [19, стр. 45].
    Центральное место в системе налогообложения  физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.
    Подоходное  налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет изменения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
    данный налог является личным, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
    подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;
    налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения доходов бюджетов;
    основной способ взимания налога на доходы физических лиц - у источника его выплаты — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
    Второй  по значению налог с населения  — налог на имущество физических лициграет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к накоплению богатства. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев частично «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях составляет более 10% (Великобритания, Япония, США) [13, стр. 38-41].
    Согласно  действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность.
    Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица. При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.
    Необходимо  отметить, что классификация налогов  по субъекту уплаты на сегодняшний  день носит условный характер. Это  определено с тем, что в связи  с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей, большую часть налогов, уплачиваемых физическими лицами, следует относить к смешанной группе, за исключением налога на доходы физических лиц и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц (таблица 1).
    Таблица 1.
    Классификация налогов по субъекту уплаты.
Налоги  с юридических лиц Налоги с  физических лиц Налоги, взимаемые  как с физических, так и с  юридических лиц
Налог на добавленную стоимость Налог на доходы физических лиц Земельный налог
Акцизы Налог на имущество  физических лиц Транспортный  налог
Налог на прибыль организаций   Государственная пошлина
Налог на добычу полезных ископаемых   Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Налог на имущество организаций   Водный налог
Налог на игорный бизнес    
 
    Из  данных таблицы 1 видно, что из 13 видов  налогов 6 уплачивают непосредственно  юридические лица, уплата 5-и возложена как на юридических, так и на физических лиц, и 2 – только физические лица.
    При этом акцизы на отдельные виды товаров  фактически (а не номинально как  другие косвенные налоги) уплачивают непосредственно потребители –  то есть физические лица.
    Правовое  регулирование порядка исчисления, уплаты и администрирования налогов с физических лиц осуществляется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, и другими нормативно – правовыми актами федеральных органов власти и актами Федеральной налоговой службы РФ [9, стр. 10-84].
 

    
1.2. История развития  и современное  состояние налогообложения  физических лиц  в Российской Федерации 

    В России взимание налогов с граждан  имеет длительную историю, но общая  тенденция развития была нарушена продолжительным  периодом централизованного управления экономикой страны. После 1917г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды строительства социализма даже самые высокие налоги с населения не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а подоходный налог — в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место (16,0% — в 2005 г.), уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Налоговой новацией данного периода стал Закон СССР от 23 апреля 1990г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Новый порядок обложения личных доходов предусматривал необлагаемый минимум в 100 руб./мес., который по непонятным причинам входил в базу налога, установление порога прогрессии на уровне 700 руб. и очень крутую прогрессию, согласно которой максимальная ставка достигала 60% для доходов, превышающих 3000 руб./мес. Этим налогом достаточно жестко стали облагаться и доходы от индивидуальной трудовой деятельности. Максимальная ставка в 60% здесь применялась к доходам, превышающим 500 руб./мес.
    Установление  необлагаемого минимума на этом уровне объясняется тем, что данный Закон готовился в 1988—1989 гг., когда менее 100 руб./мес. зарабатывало около 10% работающего населения. Средняя заработная плата по стране равнялась 220 руб./мес., а заработок более 500 руб. имело лишь 3,5% работающих.
    Включение минимума в налоговую базу приводило к тому, что минимум не облагался налогом, но при превышении его он не вычитался из базы. Соответственно, в промежутке от 100 до 150 руб. каждый рубль облагался по ставке 29%, с трехсотого рубля взималось уже только 17 коп. и т.д. до 700 руб. — порога прогрессии. Таким образом, в интервале доходов 100—700 руб. фактически действовала регрессия [23, стр. 124].
    7 декабря 1991 г. принимается Закон  «О подоходном налоге с физических  лиц», а 27 декабря 1991 г. – основополагающий  налоговый закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Они вводились в действие уже с 1 января следующего года. Таким образом, с 1 января 1992 года формируется новая налоговая система независимой России.
     В дальнейшем реформировании российской налоговой системы и налогообложения физических лиц в частности условно можно выделить три основных этапа.
     Первый  этап: 1992 – 1996 гг.
     Сформированная  трехуровневая система из ограниченного  количества федеральных, но неограниченного числа региональных и местных налогов и сборов изначально не могла быть совершенной. Отсутствие отечественного опыта и соответствующих научных разработок, низкая налоговая культура и ответственность плательщиков, слабость государственной власти и местного самоуправления предопределили невысокую эффективность функционирования этой системы на первом этапе. В полной мере ею не реализовывалась даже фискальная (не говоря уж об иных) функция налогообложения.
     В результате была сформирована внутренне  несбалансированная, инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что более отвечает политике максимальных налогов – «взять всё, что можно».
     Так, за период 1994—1996 гг. было предложено более  десяти проектов дальнейшего развития налоговой системы, тяготеющих либо к радикальному реформированию, либо к эволюционному ее совершенствованию.
     Второй  этап: 1997—2000 гг. Этот этап принято отсчитывать с обнародования 6 марта 1997 г. Послания Президента РФ Федеральному Собранию, определившего основные направления реформирования налоговой системы (рисунок 1).
     
     Рисунок 1. Основные направления второго  этапа реформирования.
     Именно  с этого момента реформирование налогов приобрело черты целенаправленных и обоснованных действий. В 1998 г. Правительство РФ, наконец, остановилось на проекте эволюционного совершенствования налоговой системы, предложенном Минфином, который и был положен в основу разработки Налогового кодекса (НК РФ), первая часть которого была введена в действие с 1 января 1999 г.
     Самым значимым результатом этого направления стал закрытый (исчерпывающий) перечень региональных и местных налогов, за рамки которого налоговая инициатива соответствующего уровня уже не могла выходить. Таким образом, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления утратили возможность введения налогов или сборов сверх установленного Налоговым кодексом перечня.
     Другим  не менее важным направлением реформирования явилось снижение общего числа налогов и сборов. До 1996 г. в России перечень налоговых платежей составлял не менее 46 видов, существенно различаясь в разных регионах страны. С принятием первой части НК РФ количество налогов и сборов всех уровней сократилось практически на 20% и составило уже 35 налогов и сборов [20, стр. 46-59].
     Еще одним важным направлением реформирования явилось снижение налоговых ставок по основным бюджетообразующим налогам (таблица 2).
Таблица 2.
Изменение налоговых ставок по основным бюджетообразующим  налогам.
      Налог 1992 1996 1999
      НДС 28% 28% 20%
      Налог на прибыль 45% 30% 24%
      обложение доходов граждан 40% 30% 13%
 
     По  данным таблицы видно, что существенному изменению подверглось обложение доходов граждан. Прогрессивное обложение подоходным налогом, когда его максимальная ставка составляла 40% с 1992 г., а затем 30% с 1996 г., было заменено в 1999 г. «плоской» шкалой налога на доходы физических лиц с основной ставкой всего лишь в 13% [22 стр. 96].
     Налоговый кодекс реализовал идею закона «прямого действия», сформировал единую законодательную  базу налогообложения, систематизировал нормы и положения, регулирующие этот процесс, приведя их в логически цельную систему.
     Третий  этап: 2001 г. – по настоящее  время. Суть данного этапа состоит в кодификации исчерпывающего перечня налогов и сборов современной России.
     В таблице 3 представлен сравнительный перечень налогов с физических лиц по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по Налоговому кодексу Российской Федерации. 
     Таблица 3.
     Сравнительный перечень налогов.
По  Закону «Об основах налоговой  системы РФ» (отменен с 01.01.2005 г.) По Налоговому кодексу РФ (вступил  в силу с 01.01.2005 г.)
федеральные налоги
Налог на доходы физических лиц Налог на операции с ценными бумагами
Государственная пошлина
Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования  и дарения
Налог на доходы физических лиц Налог на наследование и дарение (отменен  с 1.01.06)
Государственная пошлина
Региональные  налоги
Лесной  доход Транспортный  налог
Транспортный  налог
Местные налоги
Налог на имущество физических лиц Земельный налог
Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
Земельный налог Налог на имущество физических лиц 
 

 
     Как видно, перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2005 г., общее количество налогов сокращается с 23 до 15. Напомним, что в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» в 1992 г. число налогов значительно превышало цифру 40. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы — сокращение налогового бремени.
     Последовательность  кодификации применительно к физическим лицам представлена в таблице 4 [15, стр.57-64].
     Таблица 4.
     Последовательность  введения в действие глав части второй НК РФ.
Введение  в действие Главы НК РФ
С 1 января 2001 г. Глава 23. Налог  на доходы физических лиц
С 1 января 2002 г. Глава 261. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
С 1 января 2003 г. Глава 262. Упрощенная система налогообложения Глава 263. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Глава 28. Транспортный налог
С 1 января 2005 г. Глава 253. Государственная пошлина Глава 28. Земельный  налог
 
     Как было отмечено ранее, в связи с развитием малого предпринимательства большей частью в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) в таблице 4 представлена хронология кодификации трех специальных налоговых режимов, которые вправе использовать ИП, за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, которая не предусмотрена для индивидуальных предпринимателей.
     Таким образом, за период оформления части второй НК РФ в настоящее время кодифицированы 13 налогов и 4 специальных налоговых режима. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. Крайне важно, что кодификация налогов сопровождалась параллельной их ревизией.
     В последние годы число налогов и сборов стабилизировалось, всё более приобретая черты определенной логической завершенности, несмотря на то, что отдельные подвижки в уменьшении их количества все же продолжаются. С 2006 г. был отменен налог на наследование и дарение, а с 1 января 2010 г. – ЕСН, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
     Значительным  успехом совершенствования налоговой  системы можно считать реализацию комплекса специальных налоговых  режимов, ориентированных на создание благоприятных условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков. Благоприятные условия здесь определяются: возможностью снижения налоговой нагрузки; заменой одним налоговым платежом уплаты целого ряда налогов и соответственно значительным упрощением процедуры налогового администрирования на уровне, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Существовавшая с 1996 г. упрощенная система налогообложения была значительно усовершенствована и дополнена в последующие годы тремя другими специальными режимами.
    В целом формирование второй части, несмотря на ежегодно вносимые изменения, можно считать практически завершенным. НК РФ стал единым системным документом, регламентирующим всю совокупность налоговых отношений в Российской Федерации.
    Подведя итог вышесказанному, в настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:
1) НДФЛ (ст. 207 НК РФ);
2) налог на имущество физических лиц (Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 в редакции от 27.07.2010 «О налогах на имущество физических лиц»);
3) транспортный  налог (ст. 357 НК РФ);
4) государственная  пошлина (ст. 333.17 НК РФ);
5) земельный  налог (ст. 388 НК РФ);
6) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов (ст. 333.1 НК РФ); 
7) водный налог (ст. 333.8 НК РФ) [20, стр. 143].

    Необходимо  отметить что, Минфин РФ подготовил и разослал на согласование в ведомства поправки, предусматривающие введение налога на недвижимость. Будут определены плательщик, объект налогообложения, налоговая база и ставки, суммы вычетов [7].
    Новый налог на недвижимость заменит два: на имущество и землю, но появится он не раньше 2013 года. Ранее говорилось о 2011-2012 годах. Сейчас налог на имущество физических лиц рассчитывается по оценке БТИ (бюро технической инвентаризации); база для земельного налога - кадастровая стоимость участка. А вот налог на недвижимость будут взимать с рыночной стоимости объекта [40]. 

    1.3. Зарубежная практика  взимания налогов  с физических лиц 

    Развитие  налоговых систем стран Западной Европы, Северной Америки и других осуществлялось эволюционным путем, вбирая в себя все то общее, что было выработано теорией и практикой налогообложения. Национальная налоговая система каждого государства учитывала особенности развития собственной экономики, свои мирохозяйственные связи, историю и культуру.
    Общая закономерность для всех стран состоит  в увеличении налогового бремени  экономики, что было обусловлено  возрастающими в послевоенный период расходами государства на реализацию мер социальной политики в области  социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры.
    Другая  закономерность, состоит в повышении  роли прямых налогов в доходной части  бюджета: доля прямых налогов увеличивается  за счет уменьшения доли налогов на потребление.
    Третья  закономерность состоит в повышении роли подоходного налогообложения граждан, возрастании доли подоходных налогов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета [8, стр. 34].
    В бюджетах экономически развитых стран  поступления от налога с доходов  физических лиц занимают доминирующее положение.
    Рассмотрим  налоги с физических в развитых странах: Германии, США и Канаде.
Подоходный  налог и его распределение  по уровням бюджетной системы  в Германии.
    В Конституции ФРГ закреплено существование  двух уровней государственной власти - федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. За землями закреплено право контроля за финансовым положением меньших территориально-административных единиц – общин, которых насчитывается около 11 тысяч.
    Подоходное  налогообложение в Германии представлено тремя налогами: подоходный налог, налог  с корпораций и налог с заработной платы. Эти налоги являются прямыми, их распределение происходит по всем уровням бюджетной системы по утвержденным нормативам.
    Распределение подоходного налога происходит следующим  образом: 42,5% - федерация, 42,5% - федеральные  земли и 15% - общины.
    Значение  подоходного налога в системе  налогообложения вытекает из сопоставления  его поступлений со всеми налоговыми поступлениями и с валовым национальным продуктом. Удельный вес налога, включая налог с заработной платы и удержанный налог с процентов, представляют собой особую разновидность подоходного налога.
    Подоходный  налог - основной налог Германии. На него приходится свыше 40% доходной части государственного бюджета.
    С 2005 г. введены новые, пониженные ставки подоходного налога в диапазоне  от 24 до 42 %.
    Налоговая нагрузка на облагаемый доход повышается по мере роста дохода, приближаясь  для весьма высоких доходов к максимальной.
    Налог с заработной платы - это форма  взимания подоходного налога. Удержание  и перечисление работодателем налога с заработной платы контролируется налоговыми администрациями земель.
    Распределение данного налога происходит по тем же нормативам, что и подоходный налог.
    Таким образом, система взимания и последующего распределения подоходного налога в Германии осуществляется аналогично Российской Федерации. Главное отличие подоходного налогообложения в Германии от России - это прогрессивные налоговые ставки и их диапазон [17, стр. 186].
Подоходный  налог и его распределение  по уровням бюджетной системы в Канаде.
    Система налогообложения Канады - одна из самых  отработанных и успешно функционирующих в мире.
    Система государственных финансов строится по схеме: федеральный бюджет — бюджеты провинций (12 провинций) — бюджеты местных органов власти. Консолидированный общегосударственный бюджет включает также доходы части государственных предприятий и государственной системы социального страхования. Из федерального бюджета осуществляется финансирование военных расходов, значительной части затрат по регулированию экономики, содержанию правительственной администрации, а также на здравоохранение и социальное обеспечение. Бюджеты провинций и местных органов власти являются главным источником финансирования капитальных вложений (в основном в инфраструктуру), а также используются на цели образования и подготовки кадров, медицинскую помощь и т. п.
    Доходная  часть федерального бюджета более  чем на 90% обеспечивается налоговыми поступлениями. При этом доля прямых налогов составляет более 2/3 доходов, косвенных — более 1/4. Ведущее место в доходах федерального бюджета принадлежит подоходному налогу с населения (около половины всех поступлений).
    Непосредственно каждого жителя Канады касается федеральный подоходный налог, так как остальные виды налогов взимаются при торговых операциях и в форме обязательных взносов.
    В Канаде на федеральном уровне действуют  три ставки подоходного налога (17, 26 и 29%) вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога.
    В настоящее время с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется  дополнительный налог в размере 10%. В регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода.
    За  счет подоходного налога формируется федеральный бюджет и доходы провинций, а местный бюджет главным образом состоит из налога на недвижимость и на предпринимательство.
    Главное отличие взимания и распределения  подоходного налога в Канаде от Российской Федерации заключается в следующем: закрепление подоходного налога осуществляется на каждом уровне и его последующего распределения не происходит [18, стр. 121].
Подоходный  налог и его распределение  по уровням бюджетной
системы в США.
    Американская  система налогообложения считается  одной из наиболее сложных. Правительство  уделяет большое внимание ее совершенствованию, так как среди множества факторов, принимаемых во внимание компаниями при осуществлении своей деятельности, именно налоги играют существенную роль.
    Государственная финансовая система США состоит  из финансовой системы Федерации, финансовой системы штатов, финансовой системы  местных органов власти. Налог на доходы физических лиц дает почти половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Индивидуальный подоходный налог – это один из основных бюджетообразующих налогов. Для бюджетов штатов является вторым по значимости налогом и составляет более 30 % в общем объеме поступлений.
    Уплата  данного налога осуществляется по прогрессивной шкале. Каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы (дискретность налоговых отчислений).
    Подоходный  налог взимается в 44 штатах из 50. Каждый штат самостоятельно принимает решение о взимании или не взимании налога на своем уровне. В штатах, где этот налог не взимается, решение о его сборе является прерогативой органов местного самоуправления. Его отличие от федерального подоходного налога заключается в уровне и системе льгот, а также разрешенных вычетах при определении налоговой базы. В одних штатах в качестве базы определения налогооблагаемого дохода, используя методику федерального правительства, назначают собственную налоговую ставку. В других же налоговые обязательства по уплате подоходного налога правительству штата представляют собой просто процентные отчисления от суммы, уплаченной федеральному правительству.
    В целом по штатам расходы объединенных бюджетов штатов составляют 26% от расходов федерального бюджета. Доходы бюджетов штатов:
    1. Основной источник - налог с оборота и акцизы (косвенные налоги около 50% доходов) средняя ставка по налогу с оборота - 4%.
    2. Подоходный налог с населения  - это дополнительный налог к  федеральным 2-10% (занимает 30% в доходах).
    3. Налог на прибыль корпораций - дополнительный к федеральному. Его доля - 8% всех доходов. Ставка 2-10%, в некоторых штатах их не выделяют, а идет как подоходный налог с юридических и физических лиц.
    4. Остальное - налоги на дарение,  имущественный налог.
    Основной  доходный источник - поимущественные налоги - 3/4 всех доходов. Это налоги: с недвижимости (ставка 1,5% (примерно 1500$ в год)), с продаж и акцизы (11%+подсходный налог + налог на прибыль) - доля 6% во всех доходах.
    Для местных бюджетов характерна сильная  несбалансированность. Все расходы местных бюджетов составляют около 40% расходов федерального бюджета. Доходы почти в 2,5 раза меньше местных расходов. Основной механизм бюджетного регулирование - субвенции (целевые дотации на сбалансирование местных бюджетов). На образование, здравоохранение целевое использование строго контролируется.
    Таким образом, в США подоходный налог  занимает первое место в структуре  доходов федерального бюджета. Штаты  имеют право сами вводить налоги, устанавливать льготы, если это не противоречит федеральным законам.
    Прежде  всего, необходимо отметить существенное значение  подоходного налога для бюджета страны [24, стр. 146-149].
    В отличие от России в развитых странах  прямое налогообложение занимает ведущее  место при формировании бюджета. При этом муниципальным образованиям предоставляется право применения федеральных налогов на своей территории, установления льгот и ставок.
    Также отличительной чертой вышерассмотренных  стран является особенность формирования местных бюджетов. Как правило, все  местные бюджеты формируются за счет местных налогов и сборов.
    И, наконец, третья особенность заключается  в сильном налоговом бремени. Большая часть доходов бюджета - налоговые поступления (около 80%). Ставки налогов разбросаны в диапазоне  от 20 до 60%.
    Развитие  внешнеэкономического сотрудничества и интеграция Российской Федерации в международное сообщество будет способствовать совершенствованию налоговой политики в РФ, а так же устранению недостатков в бюджетной системе России [35].
    Из  приведенного выше можно сделать  вывод, что на первый взгляд система налогообложения в России одна из самых льготных в мире. Во Франции, США, Китае и большинстве других стран налоги существенно выше. Чемпионом мира по налогам является Швеция. Шведы отдают государству больше чем каждую вторую заработанную крону. Налоговое бремя Швеции составляет около 51% ВВП, что значительно выше среднего по Европе - 41,5% и тем более России, где доля налогов в ВВП составляет около 36%. В табл. 5 приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налогообложения России и Швеции.
Таблица 5.
Показатели  налогообложения в России и Швеции.
Показатель  Россия Швеция
Подоходный  налог (НДФЛ), % Плоская шкала - 13 Прогрессивная шкала – до 55,5
НДС, % 18 10
0
25 12
6
Налог на имущество, % 2,2 3,5
Объем налогового отчета, листов 50-100 1
Количество  жителей   на одного работника  налоговой службы, тыс. человек 9-10 12-13
ВВП на душу населения, долл. США 5,035 28,471
 
    При всей тяжести налогов жители Швеции живут в материальном плане намного лучше жителей России. ВВП на душу населения в Швеции почти в шесть раз выше, чем в России. Причин отставания много, и налоговая система - не последняя в их ряду.
    По  данным 2009 года разрыв в доходах 10% богатых и 10% бедных увеличился с 15,3 раз в 2008 г. и до 16,5 раза в 2009 г. [15, стр. 213-218].
    Одна  из причин указанного дисбаланса и  нищеты значительной части населения - плоская шкала НДФЛ, целесообразность использования которой вызывает сомнения. Способ решения проблемы - перераспределение доходов.
    НДФЛ  со ставкой 13% независимо от дохода уникален. Россия, похоже, единственная страна с плоским и таким малым налогом. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 руб. в месяц, представляемый в форме вычета, в 45 раз меньше среднего по Европе. Например, в Германии не облагаемый подоходным налогом ежемесячный доход равен 638 евро (около 22 тыс. руб.), а максимальный налог (42%) берется с дохода, превышающего 4346 евро (около 150 тыс. руб.). В Китае темпы роста ВВП достигли в 2005 г. 9,2% во многом благодаря отлаженной налоговой системе. Максимальная ставка подоходного налога в КНР составляет 45%, а не облагаемый налогом доход - 800 юаней (2,8 тыс. руб.).
    Таким образом, главной целью развития налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе является формирование такой налоговой системы, которая будет являться  конкурентоспособной, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы с одной стороны и иметь направление социальной справедливости с другой стороны.
 

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ, КАК ОСНОВНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙ-СИНТЕЗ»
2.1. Экономическая характеристика  организации 

    Место нахождения организации: г. Рязань, ул. Есенина, д. 112.
    ООО «Строй-синтез» стоит на общей (классической) системе налогообложения. ОСН включает полный перечень налогов и отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках), уплачиваемых ООО как налогоплательщиком, так и налоговым агентом.
     Уставный  капитал Общества составляет 10000 (десять тысяч) рублей.
    Основной  целью деятельности фирмы, в соответствии с Уставом ООО «Строй-синтез», является расширение рынка товаров и услуг, а также получение прибыли.
    Основными видами деятельности являются:
    Торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая, розничная, комиссионная торговля промышленными товарами, открытие торговых точек.
    Посредническая деятельность.
    Также Уставом фирмы предусмотрены  некоторые виды деятельности, которыми фирма в данный момент не занимается:
    Полиграфическая и рекламная деятельность.
    Экспортно-импортные операции.
    Бытовые услуги населению и др.
    ООО «Строй-синтез» занимается продажей строительных материалов.
    Правовое  положение ООО «Строй-синтез»  определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  и другими нормативно-правовыми актами, а также уставом ООО «Строй-синтез».
     Общество  самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также  частными лицами.
     Высшим  органом управления обществом является общее собрание участников. Деятельностью общества в периоды между собраниями руководит Совет директоров. Исполнительным органом является  генеральный директор, который избирается на общем собрании участников на срок 5 лет, который исполняет решения общего собрания участников и Совета директоров общества. Оно регулярно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета  директора, отчета главного бухгалтера общества, распределения чистой прибыли, решения стратегических вопросов деятельности общества.
   Организационная структура предприятия выглядит следующим образом:
     

   
Рисунок 2. Организационная структура ООО «Строй-синтез».
     Охарактеризуем  организационную структуру отдела по бухгалтерскому, налоговому учету и отчетности ООО «Строй-синтез» (рис.3).
     
     Рисунок 3. Организационная структура бухгалтерии.
     Структура бухгалтерии линейного типа, т.е. все бухгалтера подчиняются непосредственно  главному бухгалтеру.
     Главный бухгалтер отвечает за организацию  бухгалтерского учета на предприятии, разрабатывает учетную политику, занимается ведением учета основных средств, налогов, а также составлением финансовой отчетности предприятия.
     Бухгалтер по учету заработной платы – начисляет заработную плату работникам предприятия, начисляет отпускные, больничные листы. Кроме этого отвечает за правильное и своевременное отчисление в фонды социального страхования.
     Бухгалтер кассир – ведет счета по учету  денежных средств на расчетном счете и в кассе. Кроме этого, выполняет функции кассира предприятия, выдает и принимает денежные средства в кассе.
     Производственно-калькуляционная  группа – занимается расчетом нормативов и калькуляцией себестоимости продукции. Также данная группа осуществляет учет отклонений от норм и выявляет причины этих отклонений.
     Бухгалтер материального стола – осуществляет бухгалтерский учет производственных запасов предприятия, а также  учет выпуска готовой продукции.
     Бухгалтер по учету расчетов – ведет все  счета по учету расчетов, кроме счетов по налогам и заработной платы. К таким счетам относят счета по учету с поставщиками, покупателями, прочим дебиторам и кредиторам и др.
     На  данном предприятии используется программа  «1С - Бухгалтерия».
     Исходными данными для бухгалтерии являются проводки, вводимые в журнал хозяйственных операций. На основании введенных проводок программа автоматически формирует баланс.
      Проведем  анализ основных технико-экономических  показателей деятельности предприятия.
      Таблица 6.
Основные  технико-экономические показатели деятельности
ООО «Строй-синтез» за 2009-2010 гг.
Показатели Ед. Изм.
Базисный год
Отчетный Год
Абсолют- ное
отклоне-
ние (ст.4-ст.3)
Темп роста, % (ст.4/
ст.3*100%)
Темп  прироста, % (ст.6 – 100)
1. Объем  реализации Тыс.Руб. 28050,3 32250,9 +4200,6 115 +15
2. Выручка  (без НДС) Тыс. Руб. 23770,4 27330,8 +3560,4 115 +15
3. Себестоимость (расходы по приобретению  и реализации) тыс. руб.
 
20770,2
 
23030
 
+2250,8
 
110,9
 
+10,9
4. Прибыль  от реализации (стр.2 – стр.3) Тыс.Руб. 3000,2 4300,8 +1300,6 143,5 +43,5
5. Налог на прибыль (стр.4*20%) Тыс.руб. 600,04 860,16 +260,12 143,1 +43,1
6. Прибыль после налогообложения  (чистая прибыль) (стр.4 – стр.5) Тыс. Руб.
2400,16 3440,64 +1040,48 143,3 +43,3
7. Численность рабочих чел. 77 85 +8 142,8 +44,2
8. Выручка на на 1 рабочего (стр.2/стр.7)
тыс. руб. 308,7 321,52 +12,82 104,2 +4,2
9. Затраты на 1 рубль объема реализации (стр.3/стр.1) руб. 0,74 0,71 -0,3 - -
10. Рентабельность: общая (прибыль/выручка)
расчетная (стр.6/стр.1)
 
%
 
12,6 8
 
15,7 10
 
+3,1 +2,0
 
- -
 
- -
 
      В 2008 г. численность рабочих на предприятии  составляла 75 человек, объем реализации – 27706,4 тыс.руб. Это говорит о том, что данное предприятие стабильно  развивается, спадов в деятельности практически не наблюдается.
      Анализ показателей таблицы отображает, что за отчетный период выручка от реализации увеличилась на 4200,6 тыс. руб. или на 15%. При этом чистая прибыль увеличилась с 2400,16 тыс. руб. в 2009 г. до 3440,64 тыс. руб. в 2010 г., т.е. на 1040,48 тыс. руб. или 43,3%. Таким образом, по всем показателям организация стабильно функционирует и получает прибыль от своей деятельности.
     Бухгалтерский и налоговый учет ведется структурным подразделением ООО «Строй-синтез» - отделом по бухгалтерскому, налоговому учету и отчетности, возглавляемым главным бухгалтером. Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с Законом « О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету. Документами учетной политики ООО являются: положение об учетной политике, рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота и перечень учетных первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, утвержденные соответствующими документами ООО.
     Предприятие имеет традиционную систему налогообложения, исчисляет и уплачивает налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах. Формирование налогооблагаемой базы, ведение регистров налогового учета, составление налоговой отчетности по налогам и сборам осуществляет отдел бухгалтерии. Ответственность за правильность исчисления налогов и сборов несет главный бухгалтер. Исчисление и составление отчетности по НДФЛ осуществляет бухгалтер по учету заработной платы.
     Исследование  порядка исчисления и уплаты НДФЛ производится на основании показателей деятельности подразделения ООО «Строй-синтез». Штатная численность персонала с 2008 г. возросла на 10 человек и в настоящее время составляет 85 человек.  

     2.2.Порядок  формирования налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ 

    ООО «Строй-синтез» является налоговым  агентом по налогу на доходы физических лиц. Это означает, что на данную организацию в соответствии с  законодательством возложена обязанность  по исчислению, удержанию у налогоплательщика суммы налога и перечислению ее в бюджет.
    С 1 января 2011 г. в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся НДФЛ: с этого времени налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета. В п. 1 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г.) для налоговых агентов была установлена обязанность вести учет доходов, которые они выплатили физическим лицам, по форме, установленной Минфином России. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 последняя форма (1-НДФЛ – хранится у работодателя) налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц была утверждена на 2003 г. [38].
    С 1 января 2011 г. согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые  агенты самостоятельно разрабатывают  формы регистров налогового учета  и порядок отражения в них сведений о выплаченных физическому лицу доходах. В указанной норме перечислено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учета. Это сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа.
    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 207 НК РФ признаются:
    Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
    Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
    Объектом  налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
    физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами  РФ - от источников в РФ или за пределами РФ;
    физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами  РФ - от источников в РФ.
    Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ. (ст. 208, 209, 217 НК РФ)
    Налоговая база определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды:
      Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
      Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.
    Налоговый периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
    Налоговые ставки:
    13% - основная ставка;
    35% в отношении доходов:
стоимости выигрышей и призов, в части  превышающей 4000 рублей;
процентных  доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
суммы экономии на процентах при получении  заемных средств в части превышения установленных размеров;
в виде платы за использование денежных средств членов "кредитного потребительского кооператива" (пайщиков), а также  процентов за использование "сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом" средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров (абзац введен ФЗ от 27.07.2010 N 207-ФЗ);
    30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ, кроме доходов, получаемых (в ред. от 19.05.2010):
в виде "дивидендов" от долевого участия  в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
от осуществления  трудовой деятельности, в отношении  которых налоговая ставка устанавливается  в размере 13%;
от осуществления  трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
    9% в отношении доходов:
от долевого участия, полученных в виде дивидендов;
в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года [12, стр. 248-315].
    Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.
    Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
    Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
    До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ).
    Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
    за  январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы  авансовых платежей;
    за  июль - сентябрь - не позднее 15 октября  текущего года в размере 1/4 годовой  суммы авансовых платежей;
    за  октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей [11, стр. 98].
    Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:
    отдельные категории физических лиц;
    физические лица в отношении отдельных видов доходов
Подавать  декларацию должны физические лица:
    получившие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
    получившие доходы от продажи собственного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет, и имущественных прав;
    получившие доходы от источников, находящихся за пределами РФ (за исключением некоторых категорий граждан);
    получившие доходы, с которых не был удержан налог налоговыми агентами;
    получившие выигрыши от лотерей, тотализаторов, игровых автоматов и т.д.;
    получившие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
    получившие в подарок недвижимость, транспортные средства, акции, доли, паи от физических лиц (не близких родственников), не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Помимо  этого, декларацию о доходах подают:
    физические лица, претендующие на полный или частичный возврат ранее уплаченного НДФЛ;
    нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой;
    индивидуальные предприниматели [32].
    Форм  налоговой отчетности, касающихся физических лиц, в России существует четыре:
    1-НДФЛ - карточка учета налога на доходы физических лиц по месту работы (заполняется работодателем);
    2-НДФЛ - форма справки о доходах с места работы (заполняется работодателем);
    3-НДФЛ - форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей;
    4-НДФЛ - форма декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой налогоплательщики указывают сумму предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой в текущем налоговом периоде (подают вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели для уплаты авансового платежа по налогу). По доходам, не связанным с предпринимательством заполняется 3-НДФЛ.
    Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля [30].
    ООО «Строй-синтез» исчисляет сумму  налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого  месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 %, начисленным работникам за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
    Исчисление  суммы налога производится без учета  доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
      Организация удерживает начисленную  сумму налога непосредственно  из доходов налогоплательщика  при их фактической выплате.
    Далее организация перечисляет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
    Совокупная  сумма налога, исчисленная и удержанная ООО «Строй-синтез» у налогоплательщика  уплачивается в бюджет по месту учета общества в налоговом органе.
    Удержанная  налоговым агентом из доходов  физических лиц, в отношении которых  он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.