На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методология прогнозирования на предприятии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 

(контрольная работа)
Вариант 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень  – 2009
      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                  3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ            5
        Методологические основы прогнозирования          5
        Методы экстраполяции трендов             6
        Методы экономико-математического моделирования        10
        Неформализованные методы прогнозирования         11
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА      16
      2.1. Расчет  плановой суммы амортизационных  отчислений         16
      2.2. Расчет  суммы отчислений  в   ремонтный фонд на плановый квартал                                                                                                     18
      2.3. Расчет  плановой суммы прибыли             19
      2.4. Расчет  необходимого прироста оборотных средств в плановом
      квартале                                                                                                   19
      2.5. Расчет    суммы    необходимого   прироста     кредиторской задолженности,   постоянно  находящейся   в  распоряжении предприятия                                                                                            21
      2.6. Формирование  финансового плана предприятия                        22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   25 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
    Потребность в решении возникает только при  наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями - заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения.
    Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
    В настоящее время широко используются различные методики прогнозирования. Проблема выбора эффективных методов в нынешних условиях – рецессии экономики, наиболее актуальна, так как высокая точность прогноза будет способствовать повышению финансовой устойчивости не только на уровне хозяйствующего субъекта, но и на макроуровне. В связи с этим совершенствуются основные методики и разрабатываются новые.
       Цель контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические аспекты методологии прогнозирования, а также формирование финансового плана хозяйствующего субъекта.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Ознакомиться с методологическими основами прогнозирования;
    Рассмотреть методы экстраполяции трендов;
    Раскрыть содержание методов экономико-математического моделирования;
    Изучить неформализованные методы прогнозирования;
    Рассчитать основные финансовые показатели предприятия за квартал;
    Сформировать финансовый план предприятия и выявить направления использования чистой прибыли.
       Предметом исследования данной контрольной работы является  методология прогнозирования. В качестве объекта исследования выступает процесс планирования на предприятии.
       Контрольная работа состоит из введения, двух глав: теоретической (где рассмотрены теоретические аспекты проблемы) и практической (которая содержит расчёты финансовых показателей предприятия), а также из заключения и списка используемой литературы.

    Основными методами исследования являются: теоретико-методологический, расчетно-экономический.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 

     1.1. Методологические основы прогнозирования
     Для изучения любой дисциплины необходимо знать ее методологию. Методология научного экономического предвидения включает совокупность принципов, методов и показателей, применяемых в процессе прогнозирования и планирования. Рассмотрим подробнее методологию прогнозирования.
     Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории. К основным принципам прогнозирования относятся: системность, согласованность, вариантность, непрерывность, верифицируемость (определение достоверности) и эффективность.
     Системность в прогнозировании означает требование взаимоувязанности и соподчиненности объекта, фона и элементов прогнозирования.
     Согласованность в прогнозировании означает необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы (признаков) и различного срока упреждения времени.
     Вариантность  в прогнозировании означает требование разработки вариантов прогнозов, исходя из вариантов прогнозного фона.
     Принцип непрерывности  заставляет производить корректировку прогноза по мере поступления новой информации об объекте прогнозирования.
     Верифицируемость  означает потребность в достоверности, точности и обоснованности прогноза.
     Эффективность (или рентабельность) прогнозирования определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами по его разработке.
     Основные  исходные положения теории прогнозирования не исчерпываются указанными принципами. Определенные требования предъявляются и к разработке отдельных элементов прогноза. Так, один из элементов прогнозирования - анализ — должен проводиться с учетом таких принципов, как природная специфичность, оптимизация описания объекта прогнозирования, аналогичность и др.
     В прогнозировании большое значение имеет выбранный метод, а также прием. Прием прогнозирования — это одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата при прогнозировании. В качестве примеров таких приемов можно назвать сглаживание или выравнивание динамического ряда, расчет средневзвешенного значения величин.
     Метод прогнозирования — это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет  методику прогнозирования.
    К основным методам прогнозирования относятся:
    методы экстраполяции трендов;
    методы математического моделирования;
    неформализованные методы прогнозирования.
    Рассмотрим  подробнее каждый из них. 

      Методы  экстраполяции трендов
    Методы  экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.
    Обычно  методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.
    Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются:
    метод скользящего среднего;
    метод экспоненциального сглаживания.
    Метод скользящего среднего исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние три месяца.
    Например, если объем продаж составил:
    в марте – 270 единиц
    в апреле – 260 единиц
    в мае – 290 единиц, то
     = =
    Если  реальный показатель продаж за июнь составил 280 единиц, то прогноз продаж на июль уже будет равен
    
    и так далее.
     Недостатком способа сглаживания рядов динамики является то, что полученные средние не дает теоретических рядов, в основе которых лежала бы математически выраженная закономерность.
    Метод экспоненциального  сглаживания представляет прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов.
    Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц, тогда:
     ,где
     прогноз продаж на месяц 1+1;
      продажи в месяце (фактические  данные);
     прогноз продаж на месяц I,
     специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.
    Рассмотрим  прогнозирование продаж методом экспоненциального сглаживания на конкретном примере
    Предположим, что
    Тогда, используя формулу экспоненциального  сглаживания, можно заполнить графу “Прогноз продаж” в таблице 1.1 при условии, что известны фактические данные о продажах.
    Таблица 1.1
    Прогнозирование объёма продаж
      Месяц Фактические продажи
      Прогноз продаж
      Январь 50 65
      Февраль 68 61
      Март 47 53
      Апрель 39 56
      Май 55 46
      Июнь 64 51
      Июль 70 57
      Август 75 62
      Сентябрь 80 67
      Октябрь 72 69
      Ноябрь 67 68
      Декабрь 75 70
      Январь 58 66
      Февраль 62 65
    Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был  равен 65 единицам, то прогноз на февраль равен:
     =
    Полученные  данные можно отразить на графике (рис 1).
    
    Рис. 1. Метод экспоненциального сглаживания
    Как видно из графика, кривая прогнозов представляет собой сглаженную тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.
    В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.
    Корреляционный  анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).
    Специалистами по планированию Хиггинсом и Финном был проведен опрос о применении методов прогнозирования в британских фирмах. Даже в условиях развитой рыночной экономики большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные методы прогнозирования  – субъективные оценки и экстраполяцию трендов. 

    Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:
    не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм значительных затрат;
    не требуют привлечения дорогостоящих специалистов;
    В силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в условиях краткосрочного планирования. 

      Методы  экономико-математического моделирования
     Во  внутрифирменном прогнозировании  используются:
    модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;
    макроэкономические модели, к которым относят
    эконометрические модели;
    модели “затраты-выпуск”.
     Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту, например к объему продаж.
     Помимо  формульных моделей во внутрифирменном  планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические модели – описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации.
     При использовании корпоративных моделей  полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в  прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей.
     Большая часть математических моделей имеет  форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать развитие внутрифирменных взаимосвязей, то есть придают моделям динамический характер.
     К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования в рамках прогнозирования будущего экономической организации можно отнести:
    необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов;
    невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;
    высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.
     В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирования на уровне фирмы  выделяют прогнозирование продаж (сбыта).
     В прогнозировании продаж применяется  большинство названных здесь  методов. 

      Неформализованные методы прогнозирования
     К ним относятся нормативный метод и метод экспертных оценок.
     1) Нормативный метод - определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Речь идет о прогнозировании достижения желательных состояний явления на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей.
     Нормативный метод чаще применяется для программных или целевых прогнозов. Используются как количественное выражение норматива, так и определенная шкала возможностей оценочной функции.
     В случае использования количественного  выражения, например физиологических  и рациональных норм потребления отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, разработанных специалистами для различных групп населения, можно определить уровень потребления этих товаров на годы, предшествующие достижению указанной нормы. Такие расчеты называют интерполяцией. Интерполяция — это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи. Принимая фактическое значение показателя и значение его нормативов за крайние члены динамического ряда, можно определить величины значений внутри этого ряда. Поэтому интерполяцию считают нормативным методом. Следующая формула, используемая в экстраполяции, может применяться в интерполяции: , где где — среднегодовой темп роста;
     п — число лет;
     уп - норматив показателя, д. ед.;
     у1 — объем платных услуг в базисном году, д. ед.
     В случае использования в нормативном  методе шкалы (поля, спектра) возможностей оценочной функции, т. е. функции распределения  предпочтительности, указывают примерно следующую градацию: нежелательно — менее желательно — более желательно — наиболее желательно - оптимально (норматив).
     Нормативный метод прогнозирования помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности, следовательно, эффективности решений.
     2) Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах. Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллективные.
     а) К индивидуальным экспертным оценкам относят:
    сценарии;
    метод “интервью”;
    аналитические докладные записки.
     Сценарий – это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария:
    оптимистический;
    пессимистический;
    средний (наиболее вероятный, ожидаемый).
     Сценарии  разрабатываются для определения  рамок будущего развития:
    технологии;
    рыночных сегментов;
    стран или регионов и т.д.
     Экономическая организация со смежной структурой и разнообразием направлений деятельности меньше поддается прогнозированию в рамках сценария.
     В целом сценарий подчинен стратегической функции фирмы и разрабатывается  в процессе долгосрочного планирования. Широкий временной охват предполагает усиление неопределенности среди бизнеса, и поэтому для сценария, как правило, характерны некоторая недостоверность и повышенное количество ошибок. Поскольку определение количественных параметров будущего затруднено (так, трудно точно определить величину продаж фирмы через 5 лет), при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.
     Вместе  с тем сценарий предполагает комплексный  подход для его разработки, помимо качественных могут использоваться количественные методы:
    экономико-математические;
    моделирование;
    анализ перекрестного влияния;
    корреляционный анализ и т.д.
     Метод “интервью” предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии фирмы и ее среды.
     Метод аналитических докладных  записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
     б) Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами прогнозирования, поскольку они включают:
    подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
    статистические методы обработки полученных материалов.
     Коллективные  экспертные оценки включают:
    метод “комиссий”;
    метод “мозговых атак”;
    метод Дельфи.
     Метод “комиссий” может означать организацию “круглого стола” и других подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений экспертов.
     Для метода “мозговых атак” характерно:
    коллективная генерация идей
    творческое решение проблем.
     Мозговая  атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Оптимальное число участников -6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и специализации.
     Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации “РЭНД” Олафом Хельмером, математиком по образованию. Может быть, поэтому в методе Дельфи сочетаются творческий подход к решению проблемы и достаточная точность прогноза.
     Свое  название метод получил по древнегреческому городу Дельфи, прославившемуся своими предсказателями.
     Суть  метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной  области знаний (наиболее часто этот метод используется в технологическом прогнозировании, при предсказании открытий и нововведений в области технологии). Полученные анкетные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
     Обычно  после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление, а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально – до получения наиболее узкого диапазона мнений.
     Из  всех перечисленных методов экспертных оценок очень высокую популярность в последние десятилетия получил метод составления сценариев.
     Методы  прогнозирования не исчерпываются указанными. В специальной литературе можно найти описание иных методов: морфологический анализ, прогнозный сценарий, прогнозный граф и «дерево целей», корреляционный и регрессионный анализ, метод группового учета аргументов, факторный анализ, теория распознавания образов, вариационные исчисления, спектральный анализ, цепи Маркова, элементы алгебры логики, теория игр и другие. 
 
 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 

      2.1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений
      В 1 квартале предприятие планирует  приобрести еще один металлорежущий станок стоимостью 248,6 тыс.руб. Затраты  на транспортировку составили 30,0 тыс. руб. Стоимость монтажных работ 70,0 тыс. руб. В 1 квартале предприятие также планирует списать один металлорежущий станок класса Н балансовой стоимостью 276,6 тыс. руб. Норма амортизации по данной группе основных фондов и поправочный коэффициент представлены в Таблице 2.1. Рассчитать:
    - балансовую стоимость приобретенного оборудования;
    - среднегодовую стоимость введенных основных фондов;
    - среднегодовую стоимость выбывших основных фондов;
    - среднюю стоимость всех основных фондов предприятия в плановом году;
    - плановую  сумму амортизационных отчислений  на планируемый квартал.
Таблица 2.1.
      Данные  для расчета плановой суммы амортизационных  отчислений

и т.д.................


Показатель Данные
1.Основные  фонды, всего; тыс. руб. 87165
2.Металлорежущие станки  класса Н тыс. руб. 8253

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.