На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Древней Руси

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 4
1.1 Зарождение культуры на Руси 4
1.2 Появление письменности и развитие литературы на Руси 7
1.3 Архитектура и искусство на Руси 12
Глава 2. Быт народа В ДРЕВНЕЙ РУСИ 20
2.1 Общественный строй и быт ранних славян 20
2.2 Быт Древней Руси (VII-X вв.) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.
     Культура  народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими  факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства  страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие  культуры входит, естественно, все, что  создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
     Знакомство  с культурой обычно начинается с  выдающихся произведений, которые оставила нам изучаемая эпоха. Но начиналось это высокое искусство с мира вещей, которые создавали безымянные мастера, с предметов обихода, повседневных спутников человека. Они формировали  его вкус и звали к подражанию. Большинство из добытых археологами  вещей позволяют воссоздать тот  мир, в котором воспитывались  великие художники и простые  мастера, и оценить их вклад в  общую сокровищницу культуры.
 

      Глава 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ 

     1.1 Зарождение культуры  на Руси 

     Культура  Руси складывается в те же века, что  и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д.
     На  развитие русской культуры влияло также  то, что Русь складывалась как равнинное  государство, открытое всем как внутриплеменным  отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло  это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась – с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
     В пору уже своего государственного становления  Русь испытывала сильное влияние  соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
     Одновременно  Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
     Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно  сталкиваемся не только с влияниями  извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском  стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для  своего времени черт, то сельское население  было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
     Долгие  годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
     Однако  христианство, оказав сильнейшее воздействие  на русскую культуру, особенно в  области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек – на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
     Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась  и сама церковная культура, религиозная  идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве  с ее культом природы, поклонением  солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью  существенно преобразилось, что  нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние  было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим  совершенно светские, мирские рассуждения  и отражение чисто мирских  страстей.1
     Эта открытость и синтетичность древнерусской  культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело  к тому, что в мировой истории  называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство. 

     1.2 Появление письменности и развитие литературы на Руси 

     Долгое  время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако есть свидетельство о существовании  славянской письменности задолго до христианизации Руси.
     В 1949 г. во время раскопок под Смоленском был найден глиняный сосуд, относящийся  к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
     Византийские  монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов  юго-восточной Европы. Греческие  богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.
     Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий  алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими  другими буквами, некоторые из них  сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита.
     Итак, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А – «аз», Б – «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры: «А» – цифру 1, «В» – 2, «Р» – 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».
     Надо  вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к  первой половине X в., имели «противени» – копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
     Христианизация  Руси дала мощный толчок дальнейшему  развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали  приезжать церковные грамотеи, переводчики  из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского  содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием  читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где  зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие  популярные переводные сочинения, как  «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
     Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала  письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
     На  страницах древнерусских книг текст  был расположен в один или два  столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных  нам интервалов между словами. Экономя  место, не которые, преимущественно  гласные, буквы писали над строкой  или заменяли знаком «титло» – горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения – «силу».
     Изготовление  древних рукописных книг было делом  дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки.
     К сожалению, древнейших книг сохранилось  очень мало. Всего около 130 экземпляров  бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло  до нас.
     Летописи  – это средоточие истории Древней  Руси, ее идеологии, понимания ее места  в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и  письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление  летописен, т.е. погодных изложений  событий, брались лишь люди самые  грамотные, знающие, мудрые, способные  не просто изложить разные дела год  за годом, но и дать им соответствующее  объяснение, оставить потомству видение  эпохи так, как ее понимали летописцы.
     Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой  династии Рюриковичей и до правления  Владимира с его впечатляющими  победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право  и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви.
     Ученые  считают, что, прежде чем появились  летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской  истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили  основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Киеве и  основании Киева, о походах русских  войск против Византии, о путешествии  княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.
     Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е  годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена  Святополка в 90-е годы XI в.
     Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел  в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского летописания.
     Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром.
     Общий подъем Руси в XI в., создание центров  письменности, грамотности, появление  целой плеяды образованных людей  своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность  донести до читателей свои взгляды  на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями  времени; нуждами церкви, заказами княжеской  верхушки. На этом общем благоприятном  культурном фоне появлялись оригинально  и независимо мыслящие писатели, средневековые  публицисты, поэты.
     Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги  или войнах Святослава. Первым известным  автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской  церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.2
     Во  второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли.
     Наиболее  ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. 

     1.3 Архитектура и искусство на Руси 

     Недаром говорят, что архитектура – это  душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с  некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние  архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура  восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана  с Русью уже христианской. К  сожалению, древние деревянные постройки  не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел  до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в  народе и до настоящей поры.
     Первая  каменная постройка на Руси появилась  в конце X в. – знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже. Оба храма были построены византийскими мастерами из плинфы (большой плоский кирпич размером 40?30?3 см.). Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми.
     На  севере же, в далеком от Киева  Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» – природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.
     Во  Владимиро-Суздальской земле и  Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
     Мир Византии, мир христианства, стран  Кавказа привнесли на Русь новый  строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей  по образу крестово-купольного храма  греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие  к подкупольному пространства прямоугольные  ячейки образуют архитектурный крест.
     Софийский собор, созданный в пору утверждения  и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство – это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты.
     Большого  расцвета архитектура достигла в  годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного  дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире – мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Перли.
     Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины  любимого сына Изяслава. Эта небольшая  однокупольная церковь стала  поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линии. 3
     Брат  Андрея – Всеволод III продолжал эту  строительную деятельность. Его мастера  оставили потомству замечательный  Дмитриевский собор во Владимире  – величественный и скромный.
     Одной из черт, роднящих всю русскую архитектуру  той поры, стало органическое сочетание  архитектурных сооружений с природным  ландшафтом.
     Работы  по камню делятся на два вида: работы, связанные со строительным делом, т.е. обработка больших блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и отшлифовкой мелких самоцветов. К первому разделу  нужно отнести постройку зданий, дворцы, стен, башен,  церквей, крестов, половых плит, крупных скульптурных произведений и изготовление жерновов. Материалом служили: песчаник, известняк, мрамор и другие породы. Древнейшим памятником каменотесного дела является известный Збручский идол (Х век). Это высокий четырехгранный столб  с рельефным изображением на гранях.
     Масштабными были и мукомольные жернова для  ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям, а  верхний вогнут. Необычайного расцвета русское каменотесное дело достигло в Суздальской Руси в XII-XIII веках. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской  Руси этого периода в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой соборов вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной обработки. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов. Материалом служили плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря. Бусы сверлились с двух сторон, так как трудно было сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачивались. Последним этапом была шлифовка камня. Также делались камни для оправы в золото.
     Древнерусское искусство – живопись, скульптура, музыка – с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти  виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики  по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих  богов, духов, живописцы разрисовывали  стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем  изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных  вождей, развлекали простой народ.
     Христианская  церковь внесла в эти виды искусства  совершенно иное содержание. Церковное  искусство подчинено высшей цели – воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве  «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, – все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.
     Однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с  живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи пре  вращалась под кистью русских  художников в портреты, близ кие  к натуре, хотя русские иконы и  несли в себе все черты условного  иконописного лика. В это время  прославился печерский монах-живописец  Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (т.е. был) зело». Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
     Наряду  с иконописью развивалась фресковая  живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских  мастеров, их приверженность человеческому  теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения  святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла  и другие храмы Киева. Известны своей  большой художественной силой мозаики  Михайловского Златоверхого монастыря  с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
     Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность  идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные  творения новгородских живописцев: икона  «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
     В начале XIII в. прославилась ярославская  школа иконописи. В монастырях и  церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так  называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.