На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление римского права. Законы XII таблиц

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 
 

Тема: «Становление римского права. Законы XII таблиц» 
 
 
 
 

              Выполнила:
              Студентка 69/3 учебной группы
              Рыжикова  О. А. 

              Научный руководитель:
              Шульгина  Н.В. 
               
               
               

              Дата  сдачи: 

              Оценка: 
               
               
               
               
               

Калининград
2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Начало  формирования римского права относится  еще к догосударственному периоду  истории Рима (VIII – VI вв. до н.э.). Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрывны с религиозными предписаниями. Суд и истолкование права в древней общине были в руках верховных жрецов и их помощников – понтификов. Высшая судебная власть принадлежала и царю также в связи с его культовыми полномочиями. Такая историческая связь выражалась и в самом содержании правовых правил, которые были неотделимы от религиозных запретов. Вероятно, в этом своеобразном явлении (нехарактерном, например, для древневосточного права) проявило себя значительное влияние этрусков на политические учреждения римлян в ранней древности – оно составило одну из важных особенностей становления римского права.
    Законы  XII Таблиц (сер. V в. до н.э.) стали первым законченным сводом писанных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права.
    Актуальность  темы обусловлена прежде всего значимостью  и римского права для настоящего
    Целью работу является
    Основные  задачи
    В ходе работы использовались 
 
 
 
 

    1 ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РИСКОГО ПРАВА 
 

    Становление и прогресс римского права происходили  одновременно с развитием Римского государства. Однако право как часть  надстройки несколько отставало  в своем развитии – и это закономерно – от становления государства.
    Тысячелетняя  история Рима подразделяется на три  периода. Первый – царский, продолжался  с 753 (образование города Рима) по 509 г. до н.э. (изгнание из Рима последнего царя). В этот период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. Второй период – республика (509-22 гг. до н.э.). В это время в Риме сложилось рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. Третий период – переход от республики к империи. Период империи является последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом был принципат, вторым доминат. Принципат длился с 27г. до н.э. по 284г. Доминат закончился в 476г., когда Западная Римская империя прекратила свое существование1.
    По  утверждению Дождева Д.В. «современному состоянию романистики – науки о римском праве – отвечает деление [его истории] на пять основных периодов»:
    архаический (753 – 367 гг. до н.э.) - от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;
    предклассический (367 – 17 гг. до н.э.) - от учреждения должности городского предора до завершения реформы гражданского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);
    классический (17 г. до н.э. – 235 г. н.э.) – от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху "солдатских императоров", когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;
    постклассический (IV – V вв.) – период общего культурного упадка;
    юстиниановский (527 – 565 гг.) – подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.
    Границы между периодами условны, хотя в  большинстве случаев определяются с точностью до года, когда произошло  значительное событие, с которым связан целый комплекс перемен в правовой системе. 
 

    1.1 Архаический период 
 

    Архаический период характеризуется как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты  подчинены традиции медленно ломающегося  в социальном смысле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем привилегией, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-пантификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычно права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. До н.э. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей римского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право – т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти царей2. 
 

    1.2 Предклассический период 
 

    Предклассический  период длился с 367 по 17 гг. до н.э. В 367 г. до н.э. закон, принятый по инициативе трибуна  Лициния Столона (и его коллеги Секстия Латерана), – lex Licinia Sextia – постановил, чтобы один из консулов обязательно избирался из плебеев Окончательное уравнение сословий традиционно связывается с законом Гортензия (lex Hortensia) 287 г. до н.э., по которому решения плебейских собраний – плебисциты (plebiscita) получили силу закона (lex) и стали обязательными для всех граждан3.
    Предклассический  период – время становления новых  форм сделок и правовой науки. Контракты, заключенные без соблюдения ритуальной формы и основанные лишь на изъявлении воли сторон, получают защиту претора. Если сделка состоялась между римскими гражданами, они обращались к городскому претору, если же одна или обе стороны в соглашении были чужестранцами, перегринами (peregrini), то уже с 242 г. до н.э. дело рассматривал специальный претор по делам перегринов (praetor peregrinus). Вступая в должность, каждый из преторов издавал эдикт (edictum), в котором объявлял, какие правоотношения получат защиту в течение его магистратуры4.
    Формируется система и практика гарантирующих исков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права. На требования права начинают оказывать существенное влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. К этому же периоду относится и начало будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной с нею частной практики, судебного красноречия. 
 

    1.3 Классический период 
 

    Классический  период. В условиях длительного социального  кризиса Древнего Рима (I в. до н.э. – нач. I в. н.э.), распада республиканских установлений и утверждения монархии происходит формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отношений институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность М.Т. Цицерона), причем в науке формируется уже существенно различающиеся течения мысли, и варианты правопонимания оказывают воздействие на общий ход юридической практики. Наконец, в идейно-философском смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие философии стоицизма, и это отражается даже в обновляемом понимании принципов и институтов частного права5. 
 

    1.4 Постклассический период 
 

    Постклассический  период (IV – V вв. н. э.) – время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значимость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и по букве; в известных оговорках возрождается на новом уровне юридический формализм. Приспосабливая старые дефиниции к новым правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует многие каноны и институты классического права; но одновременно с этим же достигается перспективное для движения мировой культуры права абстрагирование догматического содержания институтов и правоположений. Наконец, в это время начинается новое идейно-философское влияние на римское право и его каноны – влияние христианства, заставившее переосмыслить многие общие начала и постулаты прежнего права, но зато обеспечившее посредством этого его приспособление к новой исторической жизни6. 
 

    1.5 Юстиниановский период 
 

    Юстиниановский  период (527 – 565 гг.). В правление Юстиниана тенденция к возрождению юридической культуры и юридического образования, которая обозначилась на Востоке Империи, была востребована на государственном уровне (юстиниановский классицизм). Стремясь к нормативной стабильности, император и его канцелярия опираются на преемственность научной традиции, восстанавливая классическую логику многих институтов и лишь на этой основе разрешая старые контроверзы и противоречия. Сам факт упразднения древних ритуалов ряда сделок (mancipatio, emancipatio, cretio) указывает на то, что они воспринимались как действующие и законодатель обратился к классическому наследию как к целостной системе. Благодаря правовой политике Юстиниана и осуществленной при нем кодификации права для европейской культуры (чему немало способствовало и временное восстановление власти императора вслед за Африкой также над Италией и частью Испании к 555 г.) были сохранены бесценные тексты римских классических юристов и императорских конституций7.
    Кодификация, тексты которой изучались в дальнейшем в Западной Европе как Corpus luris Civilis (Свод гражданского права), обнимала официальный учебник – Institutiones, составленный в 532 г. на основе "Институций" Гая, Флорентина, Марциана, Ульпиана и других элементарных сочинений; антологию сочинений классиков – Digesta, подготовленную специальной комиссией в 530 – 533 гг., и собрание императорских конституций – Codex, вступивший в силу в 534 г.
    Институции  Юстиниана дошли до нас в рукописях IX и X вв., лучшее издание:
    Corpus luris Civilis. Vol. 1: Institutiones [ed. Krueger P.]. Berolini, 1905.
    Кодекс Юстиниана объединяет в порядке преторского эдикта императорские конституции с Адриана до Юстиниана (по 534 г. включительно). Конституции зачастую даны в сокращенном виде, текст ранних конституций подвергся некоторой переработке и редактированию с тем, чтобы очистить его от устаревших (или отмененных) терминов и положений, и иногда содержит вставные замечания составителей (интерполяции).
    К Кодексу непосредственно примыкают  Новые конституции, изданные Юстинианом после кодификации – Novellae Constitutiones. Некоторые из них реформируют институты частного права: личную гарантию исполнения обязательств (Nov., 116); наследование без завещания (Nov., 137). Новеллы дошли до нас в разных рукописных собраниях: наилучшее – collectio Marciana – содержит 168 новелл (из них 156 юстиниановских); 134 конституции на латинском языке (обычно, в дословном переводе с греческого) обнимал распространенный в средние века сборник "Authenticum"; вспомогательное значение имеет Epitome luliani – 122 конституции на латинском языке в сокращении, причем иногда оригиналом служил текст "Authenticum"8.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ 
 

    Законы  XII Таблиц имеют особое значение в системе источников римского права. Это первые писанные законы в Риме, принятые примерно в 450 г. до н.э. Законы XII Таблиц представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. О необходимости принятия писанных законов и особом их значении в системе источников права писал Цицерон в своем трактате «Об обязанностях»: «… народ, когда во время мира терпел притеснения от более могущественных людей, прибегал к защите какого-нибудь одного человека выдающейся доблести, который не допуская противозаконий по отношению к бедным людям, установлением справедливости обеспечивал равноправие между людьми, занимавшими высшее положение, и людьми занимавшими низшее. Права люди ведь всегда искали равного; ибо иначе вообще не существовало бы права. Если люди добивались такого права от одного справедливого и честного мужа, они были довольны им; но так как это им не удавалось, то были придуманы законы, дабы они со всеми людьми всегда говорили одним и тем же языком»9.
    При рассмотрении данного источника следует иметь  в виду следующее:
    текст и система Таблиц в том виде, который усвоен современной наукой, не тождественны тексту и системе данного документа в момент его возникновения;
    Таблицы ни в коей мере нельзя считать рецепцией эллинистического права, они являются национальной системой правовых норм, содержание которых отражало специфические особенности римского общества. По своей сути Законы XII Таблиц представляли собой консолидацию обычно права Рима;
    наиболее значимой причиной создания Законов XII Таблиц является борьба плебса за повышение своего правового статуса и закрепление отстаиваемых им норм в форме писанного права.
    Одной из причин для недовольства плебеев  против патрициев в первые времена республики была неясность действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, и эта неясность права открывала возможность для всяких злоупотреблений со стороны этих последних. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писаных законов. С этой целью еще в 462 г. до н. э. плебейский трибун Терентилий Арса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса. Однако патриции в течение восьми лет противились этой мысли, и лишь благодаря настойчивому поведению плебеев, все время выбиравших тех же трибунов, должны были согласиться. Предварительно решено было послать особое посольство из трех человек в Грецию для ознакомления с греческим правом вообще и с законодательством Солона в особенности. По возвращении этих послов в 451 г. была избрана комиссия из 10 человек для начертания законов - Decemviri legibus scribundis, причем на этот год им была отдана вся власть; все магистраты, в том числе и плебейские трибуны, на этот год избраны не были. К концу года децемвиры изготовили значительную часть законодательства, именно 10 первых таблиц, которые и были по предложению децемвиров приняты народным собранием. Для окончания работы на следующий год были выбраны новые децемвиры; они изготовили еще две таблицы, но по окончании года не захотели сложить с себя полномочий. Это обстоятельство, а также факт грубого нарушения права и справедливости со стороны виднейшего из децемвиров, Аппия Клавдия (знаменитый процесс Виргинии), вызвали народное возмущение и падение децемвиров. Прежний строй был целиком восстановлен, а составленные вторыми децемвирами две таблицы были приняты народным собранием по предложению первых после революции консулов10.
    Начертанные на 12 досках-таблицах (отсюда и название кодекса), Законы XII таблиц были выставлены на столичном форуме на всеобщее обозрение, чтобы никто не мог отговориться их незнанием. Изучение законов входило в школьные программы: еще во времена Цицерона дети разучивали их наизусть. Подлинные 12 таблиц в их натуральном виде до нас не сохранились: по преданию, они погибли в 390 г. до н.э. во время нашествия галлов. Однако их содержание известно по многочисленным отрывкам (свыше 100), которые сохранились в комментариях классических римских юристов либо в виде точных цитат, либо в свободном пересказе. Поэтому ученые нового и новейшего времени, начиная с XVI в., приложили много усилий, чтобы реконструировать канонический текст анализируемых законов с достаточной полнотой и точностью11.
    По  содержанию Таблицы распределяются следующим образом:
    О вызове в суд (Табл. I);
    О завершении судебных дел (Табл. II);
    Об ответственности должника  (Табл. III); 
    О семейных и наследственных делах (Табл. IV – V);
    О приобретении вещей (Табл. VI);
    О пользовании земельным участком (Табл. VII);
    О наказаниях за ущерб (Табл. VIII);
    Об общественных делах (Табл. IX);
    О порядке при похоронах (Табл. X);
    XI – XII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины12.
    Наиболее  характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:
    на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливий назвал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе»;
    строгий формализм правовых процедур и общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весовщика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недействительной. В этом формализме есть и положительные стороны, например, определенность, в том числе в деле четкого внешнего выражения окончательного заключения сделки с перспективой больших удобств в доказывании юридически важных, но спорных фактов. В слаборазвитой хозяйственной жизни и общении эта формальность была также средством «предупредить поспешность и необдуманность совершения такого рода юридических актов»;
    процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства. Так в отличие от Законов Вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII таблиц был введен захват вещи в обеспечение долга. Это допускалось в отношении того, кто приобщил животное для принесения в жертву, не уплатив за него покупной цены, либо против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему внаем вьючное животное с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена на жертвенный пир;
    казуистичность построения правил и норм (по принципу: «если – то – иначе»);
    обязательства возникают, согласно Законам, не только из ключевых договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;
    суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликтной ситуации13.
    Законы  XII таблиц получили высокую оценку позднейших римских юристов. Они явились основным источником цивильного права на протяжении трех последующих столетий. При этом дальнейшее развитие права пошло двумя основными путями. Одним из них был путь интерпретации, т.е. практического толкования норм, содержащихся в Законах XII таблиц. Исключительным правом на толкование законов (равно как и монополией на юридические знания вообще) вплоть до конца IV в. до н.э. обладали понтифики – члены особой жреческой коллегии, учреждение которой приписывается рексу Нуме Помпилию , царствовавшему на рубеже VIII и VII столетий. Обстоятельства возникновения этой коллегии, равно как и само ее наименование («понтифики» в дословном переводе означает «мостостроители»), остаются неясными. Несомненным, однако, является то, что эта коллегия специализировалась на выработке правил и приемов интерпретации права, фиксации юридических прецедентов. Деятельность понтификов носила сугубо практический характер: они давали юридические консультации магистратам, судьям, участникам процессов. Согласно преданию, около 305 г. до н.э. некий Клавдий Флавий, сын вольноотпущенника, похитил и обнародовал книги исковых формул и комментарии к законам, спрятанные до этого в секретных архивах понтификов. Несколько позднее он предал гласности календарь присутственных и неприсутственных дней в суде, также хранившийся понтификами в глубокой тайне. В благодарность за это народ избрал К. Флавия в магистратуру эдилов (304 г. до н.э.). Даже если это предание не вполне соответствует действительности, обнародование понтификальных записей имело важнейшие последствия: одновременно  с ликвидацией юридической монополии жрецов открывались перспективы возникновения светской юриспруденции14.
      Другим путем развития цивильного  права после издания Законов  XII таблиц являлась законотворческая деятельность. При этом роль закона как источника права в республиканском Риме значительно возросла. Механизм принятия законов предполагал скоординированную деятельность трех государственных органов. Законодательная инициатива проистекала от высшего магистрата, который разрабатывал письменный проект закона. Созванное этим магистратом народное собрание не имело права обсуждать проект, но должно было принять или отвергнуть его целиком. Наконец, прошедший через комиции закон подлежал ратификации со стороны сената. Акты, принятые в соответствии с указанной процедурой, носили наименование испрошенных законов (teges rogatae). Важнейшие законы выставлялись на форуме, а их копии, согласно закону Лициния Юния, сдавались на хранение в государственный архив. К концу республиканского периода законодательная функция народных собраний постепенно сошла на нет; в последний раз комиции выступили в качестве законодательного органа в конце I в. н.э15.  
 
 

    ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 
 

    Дигесты – памятники римского права, основная часть Свода гражданского права (Corpis yuris civilis), издан в 533 г. в Византии при императоре Юстиниане I.
    Доминат – неограниченная монархия в Древнем Риме, военно-деспотическая власть императора (284 – 476 гг.).
    Законы  XII таблиц – основной источник древнейшего римского рабовладельческого права, относящийся к 451 – 450 гг. до н.э. Представляет запись на 12 досках норм обычного права.
    Интердикты – способы защита прав владельца вещи.
    Квиритское  право – система древнейшего римского права, окончательно сложившаяся в период Республики. Получило свое название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (название квиритов распространилось на граждан римской общины). Основным источником квиритского права были законы XII таблиц. Позднее Квиритское право получило название цивильного права.
    Квириты – коренные жители римской общины, члены курий в период формирования Римского государства, имели привилегированное положение (исключительно носители «квиритского права», «квиритской собственности» и т.п.).
    Магистрат – должностное лицо, должность, республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства. Магистратом мог стать любой полноправный гражданин, однако, поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а напротив, путь к высшим должностям был связан с большими затратами, практически магистратами становились только члены немногих наиболее богатых семей.
    Манципация – сделка в римском праве древнейшего периода, применяемая для приобретения права на вещи, для взятия в кабалу чужого сына, для установления власти над женой (кроме сторон при этой сделке присутствовали весодержатель, 5 свидетелей, осуществлялась она «посредством меди и весов»).
    Перегрины – назывались чужеземцы, как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности.
    Преторское  право – система римского права, сложившаяся наряду с системой цивильного права. Преторское право создавалось деятельностью судебных магистратов, главным образом преторов, которые своими эдиктами и формулами (наставлениями судьям для рассмотрения конкретного дела), формально не изменяя и не отменяя законы, дополняли и исправляли правовое регулирование. Преторское право отвечало нуждам развивающихся общественных отношений, экономики, прежде всего торговли, крупного землевладения и т.д.
    Претор – один из высших магистратов в период республики. Заместитель консула, а в последующем высший судебный магистрат. Коллегия преторов была учреждена в 367 г. до н.э.
    Публичное право – это нормы права, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение его органов. При Республике под ним подразумевалось главным образом всякое право, относящееся к делам государства. Оно охватывало право государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культурное и международное.
    Частное право – первоначально регламентация взаимоотношений юридическими действиями отдельных лиц; впоследствии – еще при Республике – также всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц, но также и часть процессуального и уголовного права. 
    Эдикты – общие распоряжения, основанные на власти императора.
Эти распоряжения были обязательны для всех должностных  лиц и граждан. В начале эдикты были обязательными только при жизни  императора. Но, уже начиная со II в.н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (или континентальной) правовой семьи.
    Первые  указания на форму обычного права  Рима и его правовых институтов могут  быть найдены в дошедших до нас  заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенесший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н.э. К III веку до н.э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.
    В ходе работы мы достигли основной цели…
    Решили  следующие задачи… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    Бондаренко  Н.Л. Римское частное право. Минск: ТетраСистемс, 2008.
112 с.
    Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2008. 752 с.
    Дождев Д.В. Римское частное право. М.: Норма, 2008. 784 с.
    Иванов А.А. Римское частное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 239 с.
    Кудинов О. А. Римское право. М: МЭСИ, 2000. 119 с.
    Леонтьев А.В. Римское право. М.: Издательство «Экзамен», 2008. 125 c.
    Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2000. 400с.
    Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
    Омельченко О.А. Римское право. М.: ТОН, 2002. 208 с.
    Пиляева В.В. Римское право в вопросах и ответах. М.: КНОРУС, 2008.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.