Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Народовластие в Российской Федерации и формы его реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Курсовая  работа 

По дисциплине: Конституционное право России
На тему: Народовластие в Российской Федерации и формы его реализации. 
 
 
 
 

 
Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Понятие народовластия и основы его реализации в России
      Понятие и признаки демократии (народовластия)………………4
        Прямая (непосредственная) демократия…………….........5
        Представительная демократия……………………….........7
      Основы народовластия в Российской Федерации……………….9
 
Глава 2. Формы прямого волеизъявления граждан
         2.1. Референдум………………………………………………………….13
                 2.1.1. Понятие референдума…………………………………........13
                 2.1.2. Виды референдумов………………………………………...17
                 2.1.3. Право на участие в референдуме…………………………..18
                  2.1.4. Проблема применения института референдума в России…19 

          2.2. Свободные выборы
                 2.2.1. Понятие выборов……………………………………………21
                 2.2.2. Принципы избирательного права России………………....23
                 2.2.3. Виды выборов…………………………………………….....28
                 2.2.4. Проблемы избирательной системы  в России……………...29
          2.3. Другие формы реализации народовластия……………………….31 

Заключение……………………………………………………………………….33 

Список  используемой литературы…………………………………………….34
 

     
Введение  

     По  моему мнению, тема "Народовластие в Российской Федерации и формы его реализации" является одной из самых актуальных в курсе Конституционного права России.
     Я так считаю потому, что независимо от того, чем человек будет заниматься в будущем, знание форм народовластия просто необходимо в жизни. Все должны знать, что власть принадлежит народу; что он обладает правом и возможностью свободно, независимо от каких-либо сил осуществлять власть в соответствии с собственными интересами.
     Конституция Российской Федерации провозглашает  суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти России является ее многонациональный народ.
     Именно  это положение Конституции позволяет  нам говорить о народовластии  в Российской Федерации. Законодательное закрепление этого положения в Основном Законе нашей страны подчеркивает важность народовластия в построении по настоящему демократического государства, в основе которого лежит удовлетворение интересов, прежде всего народа, а не правительства.
     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  формы народовластия во всех аспектах и уяснить для себя основные положения  данной темы.
     Задачами  данной курсовой работы являются:
      дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
      определить формы народовластия;
      рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
      изучить представительную демократию;
      рассмотреть наиболее важные формы волеизъявления народа.
 

      Глава 1
      Понятие и признаки демократии (народовластия)
     Существует  несколько мнений относительно понятия «народовластие»: одни ученые утверждают, что народовластие это основополагающий принцип демократии, другие – что «народовластие» и «демократия» тождественные понятия. На мой взгляд, оба этих мнения правильны, но в своей курсовой работе я бы хотела освятить ту точку зрения, которая говорит о том, что демократия это и есть народовластие.
     Демократия (греч. — «власть народа») – вид  политического устройства или политической системы общества, при которой  единственно легитимным источником власти в государстве признается народ.
     Исходной  формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах в древней Греции (Афинская демократия), и некоторых древних городах на Руси. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, в современных государствах пока не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются другие государства.1
     Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
     - провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
     - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
     - предполагается существование правового государства и гражданского общества;
     - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
     - силовые структуры (вооруженные силы, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
     - доминируют методы убеждения, компромисса;
     - политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
     - гласность;
     - средства массовой информации свободны от цензуры;
     - реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).2
     Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.  

        Прямая (непосредственная) демократия
     Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название –  непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.3
     Одни  из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
     К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой.4
     Но  иногда, прямая демократия может способствовать установлению авторитарного режима в государстве, об этом говорится в теории плебисцитарной демократии. В истории социально-политической мысли концепция плебисцитарной демократии прочно связана с именем М. Вебера, хотя с некоторыми допущениями черты плебисцитарной демократии могут быть обнаружены в политической истории древнегреческих полисов. Смысл концепции плебисцитарной демократии в его теоретических изысканиях раскрывается логикой теории бюрократии. Для Вебера была очевидна внутренняя взаимосвязь процессов возрастания роли бюрократии и  распространения институтов  современной демократии, принципов свободы, равенства и представительного правления. Самостоятельно положить предел бесконтрольной власти бюрократии народ, избиратели, включенные в рутину регулярных  демократических выборов, не в состоянии. Необходим разрыв, придание системе  нового качества, прекращение “произвола политических клик”,  что, по мысли Вебера, возможно только при условии прихода харизматического лидера, которого народ путем плебисцита наделяет самыми широкими властными полномочиями  вплоть до приостановки действия нормативных актов законодательной власти и роспуска парламента.
     Таким образом, в концепции Вебера плебисцитарная демократия – один из основных, а в определенных условиях  единственный инструмент демократизации, средство решить авторитарными методами те проблемы, перед которыми оказывается бессильна  “формальная”  демократия, переходный этап к демократическому принципу легитимности посредством харизматического господства. Однако практика современного авторитаризма и  тоталитаризма опровергала убежденность Вебера во временном, переходном  характере этапа харизматического лидерства, закономерной эволюции авторитарных институтов в демократии, неизбежности усиления роли представительной ветви власти. В руках лидеров авторитарного и тоталитарного толка плебисцит может стать средством укрепления системы личной власти, устранение политических соперников и подавления оппозиции, методом решения стоящих перед режимом проблем в обход парламента, политических партий и иных демократических институтов. 

        Представительная  демократия
     Концепция национального (народного) представительства  сложилась еще в XVIII – XIX веках и представляет собой совокупность следующих принципов:
    национальное (народное) представительство учреждается основным законом страны;
    нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);
    для наиболее эффективного функционирования законодательной власти народ избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев);
    член парламента является представителем всего народа, а не только тех кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей и не может быть ими отозван;
    работа парламента характеризуется особыми формами организационной деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.5
     Исходя  из сказанного под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме демократии всегда уделялось особое внимание.
     Современная представительная демократия характеризуется  тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно  и непрерывно, а особенность представительных органов власти состоит в том, что они формируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо других решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, всегда значительно обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативных правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.
     В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью  Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательство со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.
     Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему.
     К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного уровня лоббистов.
     Однако  сами демократические режимы могут  быть неоднородными. В частности, особыми  их разновидностями выступают либерально-демократические  режимы и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.6 

      Основы  народовластия в  Российской Федерации
     Основной  целью осуществления народовластия  в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам государства и общества.7
     Конституция Российской Федерации, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным власти народа является референдум и свободные выборы» (ч.3 ст.3). Данное положение включено в главу об основах конституционного строя Российской Федерации.
     Конституция Российской Федерации не употребляет  термин «народовластие», однако, в ст.3 указывает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».8 Таким образом, из данных положений можно сделать вывод о тесной взаимосвязи понятий «народовластие» и «суверенитет народа» или «народный суверенитет».9
     В различные периоды истории различное  значение вкладывалось в понятие  «народ».  В конституционном праве  наиболее распространенным является определение, согласно которому «народ – население страны, которое выступает как источник и носитель власти в государстве». Причем в Конституции Российской Федерации речь идет не просто о народе, а о «многонациональном народе». Здесь возникают трудности терминологического характера: в республиках Российской Федерации также употребляется понятие «народ», в силу чего российский народ предстает как объединение народов, поэтому более точным будет следующее определение: «народ – все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности».10
     Что касается понятия «суверенитет», то само понятие произошло от французского слова «souverainete» - «верховная власть». Вообще ученые-конституционалисты выделяют три разновидности суверенитета: народный, государственный и национальный. Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Народный суверенитет можно считать предпосылкой и суверенитета государственного и суверенитета национального. Как отмечает М.В. Баглай, категория «суверенитет народа» еще в XVII – XVIII веках «противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше», и использовалась «для утверждения демократической концепции государства и народовластия», в то время как понятие «суверенитет нации» возникло в XX веке и «отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства».11 В советское время ученые-юристы определяли народный суверенитет как политико-правовое свойство (качество) народа, выражающееся в его верховенстве и полновластии в обществе и государстве. На современном этапе народный суверенитет, исходя из смысла конституционных норм, понимается как верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависящим носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.12
     Воля  народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственно свергнуть конституционный строй.
     Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.
     В Российской Федерации народ выступает как носитель власти на трех уровнях:
    федеральном (как многонациональный народ всей России);
    региональном (как народ каждого из субъектов Российской Федерации);
    местном (как сообщество жителей территориальных коллективов, где действует местное самоуправление).13
 
 


    Глава 2. Формы прямого волеизъявления народа
    2.1. Референдум
          2.1.1. Понятие референдума
     Референдум (от лат. referendum – то, что следует сообщить) – один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что решение, принятое на референдуме, - это решение самого народа, а не его представителей. В отличии от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (депутата, президента и др.), а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер, имеющих общенациональный или местный характер.
     Следует отметить, что для обозначения референдума нередко используется в качестве синонима и понятие плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление). Приходится признать, что ни в законодательстве, ни в науке, ни в публицистике, не говоря уже об обыденном сознании, нет четкого разграничения этих понятий, они чаще всего используются как однозначные, хотя встречаются и попытки их разграничения, в том числе и на конституционном уровне. Одни связывают плебисцит с решением лишь особо важных, судьбоносных, прежде всего территориальных проблем; другие подчеркивают консультативный характер плебисцита (хотя в иных случаях, наоборот, референдум признается консультативным, а плебисцит – решающим); третьи видят специфику в опросной форме волеизъявления избирателей. Сама же процедура проведения плебисцита практически ничем не отличается от процедуры проведения референдума. В одних странах предпочитают использовать понятие «референдум» (Франция, Италия, Испания, Россия, Словакия и др.), а в других (Чили, Эквадор, Коста-Рика и др.) – «плебисцит».
     От  референдума следует отличать такую  форму народного волеизъявления, как всенародный опрос. Между  ними много общего и поэтому их нередко отождествляют. Но, строго говоря, эти явления важно различать. Как уже отмечалось, референдум всегда связан с голосованием; всенародный опрос же может осуществляться как в форме голосования, так и путем использования массовой печати, общественных информационных фондов и др. Считается, что всенародный опрос означает выявление мнение народа по тому или иному вопросу, а не принятие решения по нему. Если же он проводится в форме голосования и государственными органами по установленным правилам, то выступает как своего рода консультативный референдум. С этим связано и то, что результаты всенародного опроса обычно носят формально необязательный характер, хотя и обладают немалой морально обязывающей силой в демократическом государстве. Еще одной формой выявления мнения народа является всенародное обсуждение, предполагающее значительно более широкое, разностороннее и аргументированное обоснование мнения участников, внесение поправок, дополнений и т.п. На всенародное обсуждение чаще всего выносятся проекты конституций и других законов, затрагивающих насущные интересы широких масс населения страны.14
     В Российской Федерации референдум был  впервые закреплен законом о  референдуме 1990 года. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума  со стороны одного миллиона граждан  Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е годы в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 года референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр между законодательной и исполнительной властью.
     Конституция Российской Федерации предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».  Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум так же регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».15
     Предусматриваются три вида референдума: общероссийский, субъекта Российской Федерации и  местный.
     Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум.16 Среди них вопросы:
    об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
    о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
    об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
    о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
    об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
    о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
    о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
    об амнистии и о помиловании.17
     Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или  отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
     Референдум  не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев  после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года рослее дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировки вопроса.18 

     2.1.2. Виды референдумов
     По  масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), например, субъекта федерации или иной автономной части; местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местного самоуправления. По их содержанию референдумы разграничиваются на: конституционные, т.е. по проектам конституции или поправкам к ней; законодательные, т.е. по проектам законов; консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д. Яркими примерами конституционного референдума может служить принятие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федерации, а консультативного референдума – референдум в СССР в марте 1991 года о сохранении и обновлении Союза Советских Социалистических Республик. По степени необходимости проведения референдумы разделяются на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или другого закона при решении данного вопроса, и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.