На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ВВЕДЕНИЕ 

         Для своей курсовой работы я выбрала тему «Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы».
      Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной, во все периоды жизни человека - от рождения до смерти.  Данная проблема освящалась такими авторами как В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, П.Д. Тищенко, Г.А. Шиняева,  А.Г. Щедрина,  В.А. Фролов.
      Основы  социальной работы по профилактике здорового образа жизни рассматривались А.П. Тараном, В.А. Фроловым,  Е.И. Холостовой и другими.
      Выдвижение  проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
      Состояние здоровья населения страны оценивается  по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам.
      В России наступила демографическая  катастрофа: ежегодно население страны убывает на 1 млн. человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью приходится 0,8 ребенка.
      По  демографической оценке численность населения России, несмотря на приток беженцев, уменьшается. Коэффициент рождаемости (12,4 на 1000 населения), а коэффициент смертности (14,2 на 1000 населения). В России наблюдается прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью. (Приложение №1)
      В 40 из 79 российских регионах продолжительность  жизни населения сократилась на 5 - 7 лет. Старение населения городов происходит за счет уменьшения количества детского населения.
        Без сомнения, Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер.
        За последнее десятилетие уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн. человек.
        Таким образом, необходимо принимать меры для улучшения здоровья населения. Решающую роль здесь должны играть социальные работники. Социальная работа должна включать в себя заботу о здоровье людей.
      Объект  – здоровье и здоровый образ жизни.
      Предмет – организация социальной работы по профилактике ЗОЖ и обеспечения здоровья.
      Цель данной курсовой работы – расширить и углубить знания по выбранной          теме, а также рассмотреть организацию социальной работы по профилактике ЗОЖ и обеспечения здоровья населению.
         Задачи курсовой работы:
      Изучить подходы к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
      Выделить вредные привычки, вредящие здоровью;
      Определить основные правила здорового образа жизни;
      Выявить основные направления профилактической и медико-социальной помощи, осуществляемой социальным работником.
  Элемент новизны. В курсовой работе описаны основные направления профилактики социальной работы в отношении здоровья и здорового образа жизни. Предложено изучение предмета ЗОЖ бакалаврам социальной работы в течение всего обучения.
 

глава I.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ По ПонятиЮ здоровья И особенностяМ здорового образа жизни
      Понятие здоровья, особенности  здорового образа жизни
 
      Здоровье  человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук - биологии, медицины, социологии, психологии, философии и др. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Известно, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека в очень большой степени зависит от его образа жизни и социальных факторов. [14, 11]
      Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
      В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-противоэпидемическому благополучию.
      Сокрытие  должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. [1]
      Здоровье  человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно  переплетается с фундаментальным  правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. [28]
      Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. [6, 53]
      В словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [21]
      Согласно  формулировке Всемирной организации  здоровья, "здоровье - это состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков". В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни. [2]
      В.А. Фролов выделяет понятие "здоровье населения", рассматривая его как  статистическое, характеризующееся  комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями.
      Ю.П. Лисицин рассматривает понятие "общественного  здоровья" как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. [17, 241]
      В.П. Казначеев рассматривает понятие "здоровье популяции", под которым он понимает процесс социально-исторического развития психо-социальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. [12, 19]
      Очевидно, если говорить о категории "здоровье" в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей, входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.
      Воспроизводство здоровья (охрана и реализация генофонда) - состояние репродуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей; условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы; наличие правовых актов, охраняющих генофонд и беременных.
      Формирование  здоровья - образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды). [5, 148]
      Потребление здоровья - культура и характер производства; состояние производственной среды; социальная активность индивида.
      Восстановление  здоровья - рекреация, лечение, реабилитация.
      Другими словами, здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и генетических характеристик физического здоровья, психофизиологического уровня жизни. Формирование здорового образа жизни, рост благосостояния, развитие "индустрии" здоровья способствуют росту здоровья нации. [25, 4]
      Понятие здоровья должно определять возможности  выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек  есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.
      Социальное  здоровье понимается как система  ценностей, установок и мотивов  поведения в социальной среде.
      Социальное  здоровье – комплексное понятие, выступает в качестве социологической  категории, интегрирующей комплекс статусных параметров социального субъекта. Сумма показателей заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития не может в полной мере охарактеризовать социальное здоровье в целом. [26,18]
      Физическое  здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
      Психическое здоровье - состояние психической  сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. [27, 69].
      Социальный  и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.
      Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.
      Соматический  уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
      Социальный  уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру.
      Личностный уровень  определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни. [12, 25]
      Несмотря  на обилие определений и точек  зрения на суть здоровья, до настоящего времени нет единства подходов к  его определению и оценке. Не вызывает, однако, ни у кого сомнения то обстоятельство, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т.е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни.
      Существуют  два пути поддержания гомеостаза:
      обеспечение постоянства биохимических констант за счет депонирования различных веществ в органах и тканях с последующим их выделением в кровь и лимфу;
      многообразие физиологических организаций и процессов, обеспечивающих в конечном итоге восстановление смещенных показателей внутренней среды к оптимальным значениям. [8, 43].
      Одной из фундаментальных проблем валеологии является отношение к понятию  индивидуального здоровья. Системный  подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.
      В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о "критических периодах", однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.
      Необходимо  определить материальный (морфофункциональный  и психофизиологический) субстрат и  структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся в геноме. [11, 182].
      Показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.
      Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят:
      трудовая деятельность и условия труда;
      хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность);
      рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;
      социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);
      планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;
      формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;
      социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). [23, 20]
      С образом жизни связывают такие  понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
      Под физической активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения  индивидуального и общественного  здоровья в определенных социально-экономических условиях. Такая активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины.
      Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения — важнейшая задача социального работника. Важной составной частью социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
      ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. [19, 10]
      Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать  как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск).
      ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).
      Формирование  здорового образа жизни — это  создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:
      сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
      активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;
      формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
      бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;
      сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы.
      Пропаганда  ЗОЖ является обязанностью каждого  социального работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.
      Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
      Метод печатной пропаганды охватывает широкие  слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.
      Наглядный метод — самый многообразный  по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные  объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).
      Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное  воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. [9, 57]
      Таким образом, на сегодняшний день основные положения науки об индивидуальном здоровье можно представить следующим образом: Валеология — теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида. Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими. Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.
      Валеология  рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. [24, 63]
      Между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь — частный случай здоровья, когда уровень его снижен либо имеются его дефекты. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии, преимущественно организменный, подход — холистический (целостный).
      Валеология  ставит перед собой следующие  задачи:
      разработка и реализация представления о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования;
      разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения на основе количественной оценки здоровья индивида;
      формирование "психологии здоровья";
      разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья;
      обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний за счет повышения уровня здоровья;
      разработка программ повышения уровня здоровья популяции через индивидуальное здоровье.
      Методы  валеологии: диагностика уровня здоровья, прогнозирование и управление здоровьем индивида. [14, 121]
      Таким образом, индивидуальное здоровье формируется  через здоровое поведение человека. То есть, привычка здорового образа жизни составляет часть общего образа жизни индивида. Существует взаимосвязь между индивидуальным здоровьем и здоровым образом жизни. Роль же валеологии в образе жизни — формирование принципов, исходя из сущности здоровья, направленных на его формирование, сохранение и укрепление.  

      Вредные привычки, вредящие здоровью
 
      Проблема  употребления табака, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. От этого страдает все общество, под угрозу ставится порастающее поколение, здоровье будущих матерей. (Приложение №2) 

      Курение 

      Чумой ХХ в. стали называть курение многие зарубежные врачи. Но заслуживает ли такого сурового сравнения привычка, которой подавляющее число людей не придают серьезного значения и которая прочно вошла в жизнь? Да, это сравнение не преувеличение. Всё громче звучат предостережения учёных об опасности, таящихся в курении табака.
      Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается  одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно  связаны самые серьезные болезни  сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили русские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
      Действие  никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
      Признаки легкого отравления никотином человека, впервые в своей жизни закурившего сигарету, довольно характерны: головокружение, тошнота, а нередко ещё и слюнотечение, шум в ушах, головная боль, беспокойство, общая слабость, сердцебиение, бледность. У некоторых, особенно у закуривших впервые, ребят может быть более тяжелое отравление, и тогда к описанным явлениям присоединяются рвота, понос, холодный пот, потеря сознания. [15, 30] 

      Алкоголь 

      Алкоголизм  представляет собой сложную медико-социальную проблему. В понятие «алкоголизм» вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание. До настоящего времени нет единого общепринятого определения алкоголизма. Более того, отмечается и некоторая путаница в обозначении основных понятий алкоголизма: «хронический алкоголизм», «алкоголизм», «пьянство», «хроническая алкогольная интоксикация», «алкогольная болезнь», «злоупотребление алкоголем» и другие, что затрудняет выработку чётких диагностических критериев для выявления больных алкоголизмом на ранних стадиях заболевания и разработку мер профилактики.
      Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления  алкоголя развивается симтомокомплекс  болезненного пристрастия к нему:
      потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
      нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
      Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом  приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Уровень психических расстройств у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза превышает уровень психической заболеваемости мужского населения. Число обращений по поводу психозов и неврозов у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, в 1,4-2 раза больше соответствующего показателя для всего мужского населения.
      Особенно  вредное влияние алкоголизм оказывает  на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. [22, 62] 

      Наркомания 

      Наркоман, как пещерный человек, обычно живет  до тридцати лет. Наркоманами становятся и остаются главным образом те люди, у кого недостает физических и душевных сил для того, чтобы в действительно сложных условиях борьбы за самореализацию личности – нет, не только материальную, а именно борьбы за самореализацию личности в целом – найти свое место в жизни.
      Волна наркомании «завладела» молодым  поколением многих стран, всё больше жертв у «белой смерти» среди  детей.
      Проблема  наркомании не может рассматриваться  в отрыве от таких уродливых, теневых  сторон жизни общества, как преступность, проституция, гомосексуализм. Новое страшное испытание для человечества – СПИД – впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.
      Наркомания  – болезненное, непреодолимое пристрастие  к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотик. Наркотик как безжалостный палач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
      Когда наркоман сделает укол или примет таблетку, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но за эти мгновения он лишается всех других радостей жизни и приговаривает к ранней мучительной смерти.
      Это как белая туча, невидимая на горизонте, но многие, к сожалению, уже попали под тяжелый и страшный дождь. Ещё недавно вести о ней доходили до нас из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых.
      Наркомания  среди детей – это ещё одно кошмарное порождение современного мира. [15, 46] 

      Основные  правила здорового  образа жизни
 
      Существуют  правила здорового образа жизни. Рассмотрим несколько из них. 

      Правильное  питание 

      Одной из составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
      Первый  закон - равновесие получаемой и расходуемой  энергии. Если организм получает энергии  больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это  необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
      Второй  закон - соответствие химического состава  рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным  и обеспечивать потребности в  белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
      Не  каждый из нас знает, что нужно  научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.
      Первым  правилом в любой естественной системе  питания должно быть:
    Прием пищи только при ощущениях голода;
    Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела;
    Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
      Очень важно иметь свободное время  для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
      Прием пищи должен состоять из смешанных  продуктов, являющихся источниками  белков, жиров и углеводов, витаминов  и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
      Рациональное  питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности  и продлению жизни.
      Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету. [7, 111] 

      Закаливание 

      Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и  совершенствовать в первую очередь  самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и  другими компонентами здорового  образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
      В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить  деревенские бани с парными и  снежными ваннами. Однако в наши дни  большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.
      Широко  известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания  холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
      Эффективность закаливания возрастает при использовании  специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.
      Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
      Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить  высокую работоспособность. Закаливание  оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной  системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. [16, 49] 

      Физические  упражнения 

      Способ  достижения гармонии человека один - систематическое  выполнение физических упражнений. Кроме  того, экспериментально доказано, что  регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
      Физические  упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.
      При заболевании органов дыхания  рекомендуют лишь общеразвивающую  гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др.
      Не  следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.
      При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени. [20, 75]
      На  основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.
      Говоря  о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной паузы. Целью  утренней гимнастики является ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне или форточке, а при возможности - и на открытом воздухе. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе и на производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха. [18, 27] 
 

      Режим дня 

      Неодинаковые  условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать  один вариант суточного режима для  всех. Однако его основные положения  должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в  строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
      Изучение  заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства  заболеваний являются различные  нарушения режима. Беспорядочный  прием пищи в различное время  неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
      Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.