Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема политического риска: понятие и методы оценки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПРОБЛЕМА  ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА: ПОНЯТИЕ И  МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Автор: Д. Быченков
Проблема политического  риска (равно как и теория данного  феномена) возникла в результате активизации  деятельности транснациональных корпораций и их выхода на мировую арену. ТНК  начали осуществлять крупные инвестиции в страны третьего мира, где некоторые  из них понесли существенные финансовые потери в связи с определенными  политическими событиями, не зависевшими  от воли этих корпораций. С тех пор  решения международных компаний и инвесторов о целесообразности осуществления капиталовложений в  экономику той или иной страны определяются уровнем политического  риска.
Очевидно, что  проблема политического риска является ключевой в обширном спектре вопросов, связанных с осуществлением международных  инвестиций. Осуществляя инвестиционную деятельность в так называемых развивающихся  рынках (emerging markets) и в государствах с переходной экономикой (со свойственной им политической нестабильностью), инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть подвергнуты определенным ограничениям или даже мерам принудительного изъятия. Другими словами, существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме. Это и составляет понятие политического риска.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И  КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА
Одной из главных  проблем разработанности теории политического риска является отсутствие единой и общепринятой системы понятий, наличие существенных, порой принципиальных расхождений в понимании смысла ключевых терминов. Анализ существующих подходов к проблеме политического  риска позволит выявить общие  и основные характеристики данного  феномена и сформулировать общее  определение, адаптированное для изучения российского инвестиционного климата  и политического процесса.
Политический  риск, наряду с рядом других рисков (социально-экономическими, экологическими, отраслевыми и т. д.), образует "страновой риск". В данном исследовании не стоит задача подробного рассмотрения проблемы странового риска, однако в виду частого смешения содержания понятий необходимо четко разграничить страновой риск и политический риск.
Несмотря на то, что понятие странового риска возникло раньше понятия политического риска (последнее было составной частью первого), на начальном этапе их смысловые значения практически совпадали. Понятие "страновой риск" появилось в 70-е годы XX в. в связи с растущей интеграцией национальных финансовых рынков в структуре мировой экономики, интернационализацией деятельности всех субъектов финансового сектора, резким развитием транснациональных институтов, возросшими масштабами кредитования развивающихся стран, а следовательно, и с повышением значимости глобального риска. Оно впервые было введено в научный оборот первым вице-президентом Сити банка (США) Ирвином С. Фридманом, однако и сегодня не имеет четкой общепринятой трактовки. Некоторые исследователи сводят страновой риск к оплате долговых обязательств. Другие определяют его как специфический риск для каждой страны, отражающий вероятность дефолта по ее долговым обязательствам (в данном контексте дефолтом является любое одностороннее нарушение заемщиком первоначальных условий кредитного соглашения, ведущее к возникновению у кредитора определенных финансовых потерь). В широком смысле страновой риск можно определить как подверженность финансовым потерям в ходе международного кредитования в связи с возникающими в определенной стране событиями, находящимися отчасти под контролем государства, но абсолютно вне контроля частных компаний.
Страновой риск в целом - это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных. Классическим определением странового риска является трактовка его как "вероятности того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам"1. В рамках общего странового риска различают некоммерческий (политический) и коммерческий риски2. Последний делится в зависимости от уровня своего влияния: на уровне государства - риск неплатежеспособности (sovereign risk),ассоциирующийся с предоставлением кредитов иностранным государствам3; на уровне компаний - трансфертный риск (transfer risk) - риск того, что отдельная страна может наложить ограничения на перевод прибыли иностранными компаниями за границу4.
Несмотря на трактовку политического риска  как одного из разделов более общего странового анализа, исследование этого феномена может проводиться как в рамках странового риска, так и в качестве самостоятельной процедуры, направленной на выявление угроз в политической сфере.
Значение термина "политический риск", как отмечает И. Подколзина5, является достаточно широким, начиная от прогнозирования политической стабильности и заканчивая оценкой всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических областях. Профессор Флорентийского университета У. Гори отмечает, что понятие политического риска имеет столько же определений, сколько существует точек зрения на эту тему. Но несмотря на многообразие трактовок этого понятия, большинство исследователей ограничивают свои определения рамками "нежелательных последствий политических действий".
О политическом риске говорят, например, когда принимаются  решения, касающиеся инвестирования в  ту или иную страну или регион, и  при этом требуется учитывать  негативное влияние факторов, связанных  с нестабильностью внутриполитической ситуации правящего режима или правительства, с политическими беспорядками6.
В узком смысле под политическим риском понимается вероятность наступления определенного  политического события или принятие определенного политического решения  в конкретной стране, способного оказать  такое воздействие на тот или  иной вид предпринимательской деятельности, которое выльется в потерю прибыли  или ее сокращение до размеров, не входивших  в предварительные инвестиционные расчеты. Такие риски наступают: при военных действиях, гражданских  волнениях, социальных беспорядках, которые  могут привести к причинению экономического ущерба; при конфискации, национализации или экспроприации собственности  инвесторов; при введении законодательных  мер, ограничивающих или изменяющих условия хозяйственной деятельности.
В экономической  литературе политический риск традиционно  определяется как вероятность ухудшения  фактических результатов экономической  деятельности хозяйствующих субъектов  на территории данной страны (региона) вследствие влияния политических факторов внешней среды (то есть действий правительства, военных и гражданских конфликтов и т. д.).
Существующие  в науке дефиниции политического  риска можно разделить на две  основные группы, различия между которыми хотя и существенны, однако едва различимы.
Первая группа авторов трактует политический риск в терминах государственного вмешательства  в проведение деловых операций.
Так, исследователи  В. Вестон и Б. Сорж определяют его как "действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или приводят к частичной или полной конфискации собственности иностранных компаний"7. В данном случае политический риск рассматривается через влияние властных национальных факторов на проведение деловых операций.
Аналогичный подход используют Д. Эйтман и А. Стоунхил, определяя политический риск как конфликт между корпоративными целями и устремлениями органов государственной власти8. Свою типологию политических рисков исследователи строят на основе форм взаимоотношений властей с иностранными компаниями в стране размещения капиталов. Следует отметить, что изначально интересы фирмы и правительства различны. Правительство пытается добиться максимальных экономических выгод при минимальной "политической цене", компания же стремится получить режим наибольшего не только экономического, но и политического благоприятствования. Р. Алиберопределяет политический риск как "возможность того, что руководство страны ограничит возможность инвестора в одной стране вкладывать средства в другую страну". Другими словами, он ассоциирует политический риск с возможностью государства контролировать перемещение капитала.
Другая группа исследователей, определяя политический риск, связывает его с определенными  политическими событиями или  действиями, накладывающими ограничения  на деятельность компаний. Так, вполне реально, что те или иные действия государства по регулированию экономики  могут привести к утрате инвестором своего имущества. Существует реальная опасность, например, что при введении жестких валютных ограничений страной - реципиентом инвестиций инвестор не сможет перевести свою прибыль  от участия в инвестиционном проекте  в свободно конвертируемую валюту и  переправить ее за рубеж. Не исключена  и ситуация, когда капиталы инвестора  могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских  волнений10.
Так, в работе одного из ведущих специалистов в  области методологии оценки политических рисков С. Кобрина "Управление оценкой политического риска" предлагается достаточно широкое толкование данного феномена, которое определяется как "непредвиденные обстоятельства, возникающие в политической среде или вызванные политическими событиями или процессами и принимающие обычно форму ограничений в ходе проведения операций"11. В свое определение С. Кобрин вводит ряд существенных уточнений. Так, соответствующая политическая среда определяется как процесс, целью участников которого является получение власти для принятия решений. Во-вторых, по мнению исследователя, в анализ политического риска нецелесообразно включать все события, происходящие в политической среде. В-третьих, отношения между средой и компанией могут носить как прямой, так и косвенный характер, чьи последствия могут быть как позитивными, так и негативными.
Д. Джодис определяет политический риск как "изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающие в ходе политического процесса"12.
Г. Райе и И. Махмауд акцентируют внимание на необходимости учета как внутренних политических событий, так и международной политической ситуации. Они определяют политический риск как "внутристрановые и международные, неконфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях (касающихся, например, прибыли, рынков, персонала) для фирмы"13.
Американский  исследователь Ч. Кеннеди включает в понятие политического риска  все нерыночные факторы - экономические, социальные, культурные и чисто политические, трактуя его как "неопределенность среды, в которой действуют все  нерыночные силы"14. При этом политический риск связан не только с кризисными явлениями (революция, военный переворот), но и с такими событиями, как изменение законодательства, смена политических элит и т. п.
К. Смит в свою очередь связывает политические риски с процессом смены политических элит, от позиции и решения которых  может зависеть судьба иностранных  инвестиций15.
Р. Родригес и Е. Картер рассматривают политический риск в терминах наложения ограничений (частичных или тотальных) на деятельность компаний. Как основные факторы риска в развивающихся странах исследователи рассматривают административное изменение обменного курса и экспроприацию16.
А. Ван Агтмаел большое внимание уделяет политической нестабильности, а также национализации (полной или частичной) и резким изменениям внешнеполитического курса17.
Р. Хершбаргер и Дж. Неорагер считают риском "порчу собственности компании, экспроприацию, нарушение деловых договоренностей со стороны государства, а также негативные изменения валютной и налоговой политики"18.
Другие исследователи  при определении политического  риска исходят из различия стабильности политической системы и действий национального правительства. Д. Цинк отмечает, что изменения политической стабильности одновременно влияют как  на национальные компании, так и  на иностранные. Правительственные  же действия, по его мнению, направлены исключительно на иностранных инвесторов19.
Ч. Нэрт рассматривает политический риск в рамках изучения инвестиционного климата страны, который, по его мнению, складывается из двух элементов: бизнес-среды (включающей социально-экономические и административные факторы) и политического климата. В свою очередь политический риск определяется степенью экспроприации и прямой конкуренции со стороны государственных предприятий20. Похожий подход используют Дж. Дэниэлс, О. Оргам и Л. Радебаух, которые видят политический риск в изменениях политической среды, ведущих к ухудшению положения иностранных компаний21.
Д. Гендель, Г. Вест, Р. Мидоу определяют его как "риск или вероятность политических событий, способных изменить возможность получение прибыли для конкретных инвестиционных проектов"22. Из этой же позиции исходит и Ф. Рут, определяя его как "возможные политические события любого рода (война, революция, государственный переворот, экспроприация, изменение налоговой политики, девальвация, нарушения валютной политики и ограничения на импорт) внутри своей страны или в стране инвестирования, которые ведут к потере прибыли и/или активов транснациональной компании"23.
С. Робок считает, что угроза политического риска в международном бизнесе возникает тогда, когда:
а) в бизнес-среде возникают определенные барьеры и ограничения;
б) их появление  в свою очередь, трудно поддается  прогнозированию;
в) и являются результатом политических перемен24.
В таком случае, как отмечает исследователь, изменения  в политической среде будут расцениваться  в качестве политического риска, когда они станут весомым образом  влиять на прибыль и иные цели конкретного  предприятия.
Некоторые исследователи (М. Фицпатрик, В. Ашер, Т. Брювер) считают существующие дефиниции неудовлетворительными из-за того, что они делают акцент на статике риска, и таким образом фиксируется лишь конечная точка того или иного вектора развития. По их мнению, основное внимание необходимо уделять динамике политического действия25
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.