На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И  КИНЕМАТОГРАФИИ
                                ФЕЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
                           ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
        «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
                                          КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 

                                                  

                         КУРСОВАЯ  РАБОТА
                                         по дисциплине:
                                           «Риторика»
                      Тема: «Вербальные и невербальные
                    средства в бытовом и деловом общении» 
 
 
 
 
 
 

Дата сдачи:____________               Оценка:_____________ 
 

                                                  Санкт-Петербург
                                     2010 
 
 

                                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.Вербальные средства общения ………………………………………….....4
  1.1. Коммуникативные барьеры….........................................................................7
  1.2. Деловая речь………………………………………………………….....................8
     1.2.1. Разговорная деловая речь........................................................................9
     1.2.2. Ораторское искусство в деловой речи...................................................10
  1.3. Вербальное общение в повседневной жизни..............................................12
Глава 2. Невербальные средства общения...........................................................13
   2.1. Эффект визуального имиджа в деловом невербальном общении....................................................................................................................15
   2.3. Невербальные сигналы в бытовом общении..............................................16
Глава 3. Согласованность  вербальных и невербальных средств  в              ораторском искусстве...............................................................................................18
Заключение...............................................................................................................20
Список использованной литературы.......................................................................21
Библиография...........................................................................................................22 
 
 
 
 
 
 
 

                  3
                                                 Введение 

   Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, оно осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
   Контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники хотят  сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние.
   Это необходимо помнить как в бытовом, так и в деловом общении. Особенно в деловом. Ведь от того что ты говоришь и как именно ты это делаешь, зависит твой успех. Зависит твой карьерный и личностный рост.
   Недостаточно  просто произнести речь, необходимо  сделать ее выразительной и  интересной. В ораторском искусстве  огромную роль играет, так сказать,  невербальное сопровождение. А  деловому человеку просто необходимо быть хорошим оратором.
  Впрочем,  и в бытовом общении наше  умение находить общий язык  с собеседником и самому быть  собеседником интересным, очень  важно. 
  Хотелось бы рассмотреть подробнее невербальные средства общения - жесты, мимику, интонацию, позы. Владение языком жестов позволяет безошибочно «читать» собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это, как уже было отмечено выше, важно как при общении с родственниками, друзьями - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Ведь, порой, наше поведение намного красноречивее наших слов.
  Так же, хотелось бы обозначить основные вербальные средства общения. Выявить отличия бытового вербального общения и делового. А так же особенности вербальных и невербальных средств общения в жизнедеятельности человека.
  Итак, «в начале было слово...». 
 
 
 

                                        4
                                  Глава 1
                    Вербальные средства общения
 
  Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны. Язык часто опережает мысли или вообще не подчиняется им.
  Существует  профессиональный язык, местный  диалект, молодежный сленг, воровской  жаргон и т.д. Стилистика языка  предполагает уместность ситуативного  использования по-разному окрашенных  синонимов, целых оборотов и  грамматических форм: разговорных  и публицистических, официально-бюрократических,  научных или художественных.
  К вербальным  средствам коммуникации относятся  письменная и устная речь, слушание  и чтение. Устная и письменная  речь участвуют в производстве  текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в  восприятии текста, заложенной в  нем информации.
Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую.
Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог -- это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики -- стимула и реплики -- реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь -- первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.  Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта). Кстати сказать, Сократ, один из величайших философов, в свое время изрекший: «В спорах рождается истина», позже пересмотрел свои взгляды и сказал, что истина рождается в диалоге.
Иногда выделяют еще и полилог - это обмен высказываниями, разговор
                                    5 

нескольких  лиц.
   Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского "я", личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
   Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
    Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.  
    Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.  
   Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом. 
        6 

Письменная  речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет системунумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.  
   Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.  
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

  Но на каждом этапе коммуникации возникают барьеры, препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе. 
 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 

                                     

          1.1. Коммуникативные барьеры 

   Коммуникативный барьер — это абсолютное или относительное препятствие- эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее. Причины появления коммуникативных барьеров разные: особенности интеллекта общающихся, неодинаковое знание предмета разговора, отсутствие единого понимания ситуации общения. Причиной непонимания одного человека другим могут служить также социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и другие различия.
   Среди основных коммуникативных барьеров выделяют следующие: технический барьер, культурные различия, логический барьер, стилистический барьер, семантический барьер, фонетический барьер, социальный, психологический, информационно-дефецитный барьер, эмоциональный барьер, барьер восприятия, невербальный барьер, плохая обратная связь, неумение слушать, организационные барьеры, информационные перегрузки, неудовлетворительная организационная структура, барьер доверия, языковой барьер, речевой барьер, барьер отрицательных эмоций, барьер установки, барьер взаимопонимания.
   Все же основные, по характеру помех, коммуникативные барьеры можно разделить на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные.
   Технические барьеры возникают, когда в канале коммуникации обнаруживаются препятствия для прохождения сигналов от источника или же сам канал производит сигналы, мешающие восприятию сообщении реципиентом.    
   Психофизические барьеры связаны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограниченной способностью человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
   Семантические барьеры означают несоответствие кодов, используемых коммуникатором и реципиентом, начиная различным толкованием значения отдельных знаков и кончая полным незнанием реципиентом языка сообщения.
    Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения, также с некоторыми личностными свойствами реципиента, например, низкий уровень интеллектуальных способностей, чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка. 
    Социальные барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социальным ограничением доступа к информации и возможностей ее использования.  
    Культурные барьеры присущи в первую очередь межнациональной коммуникации, где они могут быть вызваны различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей, в оценке разных форм коммуникации, в способах реакции на воспринятую информацию и т.д.
   Коммуникативные  (или речевые) барьеры могут  возникнуть как в бытовом, так  и в деловом общении. 
 
 

                                    8 

                                                 1.2. Деловая речь 

   Деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях. Эти стандарты включают в себя как формы документации (набор, последовательность и расположение реквизитов), так и соответствующие им способы речевого изложения.
   Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов.
   Требованием логичности и аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняется обилие сложных конструкций. Имеется в виду большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных сою и предлогов.
   Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации.
   Так же, особенностью официально-делового стиля, резко отличающей его от других разновидностей литературного языка, является, как уже было отмечено выше, письменный характер его реализации, это во многом предопределяет специфику его синтаксиса. 
   Между тем внимание исследователей обращает на себя функционирование деловой речи в форме телефонных деловых переговоров. Вопреки распространенному взгляду на телефонный разговор как на «неподготовленный» и «спонтанный», телефонные деловые переговоры принципиально моделируемы, организация и последовательность их поддается планированию.
Давайте, детальнее  рассмотрим разговорную деловую  речь. 
 
 
 
 
 

                                     

                                1.2.1. Разговорная деловая речь        

   Разговорная деловая речь имеет несколько упрощенный характер. Между тем это вовсе не значит, что слова, обозначающие абстрактные понятия, здесь неуместны. Однако в количественном отношении по сравнению с письменной деловой речью их здесь значительно меньше.
     Синтаксис делового разговора  всецело отвечает условиям непринужденности  и непосредственности речевого  общения. Обилие готовых застывших  конструкций и прежде всего  речевых штампов помогает конкретнее, лаконичнее и понятнее выразить  мысль, полностью исключив ее  различное толкование. Отсюда установка  на стандартизацию делового языка  при отображении типовых ситуаций  делового общения и сужение  диапазона используемых речевых  средств.
     Такая установка существенно  облегчает ведение делового разговора.  Действительно, если располагать  набором готовых и уже проверенных  долголетней практикой делового  общения стандартных фраз-клише,  по аналогии с которыми можно  было бы сформулировать нужную  мысль, то выразить ее особых  трудностей не составит. Эти конструкции  требуют минимального напряжения  при восприятии и существенно  облегчают положение говорящего, позволяя не тратить дополнительных  усилий на поиски нужных формулировок.
     Синтаксис делового разговора  характеризуется также неполнотой  грамматического состава предложений  и ослаблением форм синтаксических  связей в них. Распространены  в нем и присоединительные  синтаксические конструкции, связанные  предложения и обращения. Сюда  же следует отнести замену  деепричастных и причастных оборотов  придаточными предложениями.
     Употребление сложных предложений  - отличительная черта письменной  деловой речи. В разговорной речи  деловых людей в основном используются  простые предложения, причем очень  часто - неполные (отсутствие тех  или иных слов восполняется  жестами, мимикой, телодвижениями). Это объясняется тем, что содержание высказываний обычно не требует сложных синтаксических построений, которые отражали бы логико-грамматические связи между частями высказывания.
     Отсутствие союзов в такой  речи компенсируется интонацией, приобретающей в ней решающее значение для выражения различных оттенков смысловых и синтаксических отношений.
     В деловой разговорной практике  используется большое количество выдержек из технической документации, технических условий, стандартов и других документов. Вполне естественно, что такой язык тяготеет к характерным для подобных изданий емким синтаксическим конструкциям (причастные обороты, отглагольные существительные и т. п.). Указанные формы не воспринимаются здесь как стилистический недостаток, поскольку они придают устной деловой речи необходимую для точной передачи деловой информации.
                                    10 

                        1.2.2. Ораторское искусство в деловой речи 

   Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику. Надо научиться пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед широкой публикой.
     Наверное, нет таких профессий  и специальностей, где искусство владеть словом не пригодилось бы. Но в некоторых областях человеческой деятельности, к которым, в частности, относится и бизнес, владение искусством речи является обязательным. Ведь деловому человеку, занятому в сфере предпринимательства, постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, участвовать в коммерческих переговорах, проводить служебные совещания, вести прием посетителей и сослуживцев. Но чтобы хорошо говорить, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, т.е. владеть инструментарием ораторской речи, приемами риторики.
Риторика  предполагает учет факторов, существенно  влияющих на действенность общения.
     Первый такой фактор - это состав аудитории, ее культурнообразовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.
     Второй фактор - содержание и характер самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.
     Третий фактор - объективная самооценка докладчиком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, с которыми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.
     Условно выделяют следующие стили  общения: "менторский" - поучительно-назидательный; "одухотворяющий" - возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; "конфронтационный" - вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; "информационный" - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо фактов.
     Бизнесменам и менеджерам надо  стремиться всячески избегать менторского тона при общении, а также остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у них в голосе не начали появляться поучительно-назидательные нотки. Никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.
     "Информационная" манера общения у бизнесменов и менеджеров популярностью не пользуется. Они чаще всего прибегают к "одухотворяющей" манере, а в отдельных случаях используют "конфронтационный" стиль общения.
                                    11 

Обычно к  нему прибегают, когда хотят активизировать внимание слушателей, втянуть их в обсуждение проблемы.
     В риторике используются следующие  психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.
     Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.
     Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.
     Принцип экспрессивности выражается в эмоционально напряженной речи выступающего. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.
     Принцип интенсивности характеризуется темпом подачи информации. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться в настроении аудитории; способность аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.
   Таким образом, видно, что владение «словом» необходимо в деловом общении. Что же касается общения бытового, то здесь все обстоит проще, но, тем не менее, более своеобразно. 
 
 
 
 
 
 

                                    12
                  1.3. Вербальное общение в повседневной жизни 

  В жизни большинства людей преобладает бытовое общение. Оно - самое распространенное. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время.
  Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу  коммуникации,  для которой  характерны:  непринужденность  общения;  неофициальность  отношений между  говорящими;  неподготовленность   речи;    непосредственное   участие говорящих в акте коммуникации; устная форма как основная  форма  реализации; сильная опора на внеязыковую ситуацию, приводящая к  тому,  что внеязыковая итуация становится составной частью  коммуникации.
   В обиходно-бытовом диалоге характерном для устной речи,  употребляется  преимущественно разговорная  лексика.  Она  не  нарушает  общепринятых  нормлитературной  речи,  однако,  ей   свойственна   известная   свобода.   Слова разговорного стиля отличаются большой  смысловой  емкостью  и  красочностью, придают    речи    живость    и    экспрессивность. Разговорные     слова противопоставляются  книжной  лексике.  К  ней  относятся  слова   научного, технического,  газетно-публицестического   и   официально-делового   стилей, представленных обычно в письменной форме
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.