На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Актуальность концепций Томаса Роберта Мальтуса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

 


Оглавление 07.10.2011 

Введение 3
1.  Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р. 4-6
    2. Идеи Мальтуса 7-15
3. Актуальность для российской и мировой экономики. 16-18
Заключение 19-21
Глоссарий 22-24
    Список использованной литературы 25-26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Введение.
  Томас Роберт Мальтус – представитель классической школы европейской экономической  науки XVIII-XIX вв. Основные работы, которые  содержат наиболее примечательные его  результаты – это изданное в 1798 «Опыт  о законе народонаселения …» и  работа 1820 года «Начала политической экономии».
  Наиболее  важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом  в экономическую науку, состоит  в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка  связать между собой экономические  и демографические факторы. Следует  заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь  оказывается двусторонней: как экономические  процессы влияют на изменение численности  населения, так и демографические  факторы оказывает воздействие  на развитие экономики. Конечно, попытки  установить подобного рода зависимость  предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для  дальнейшего развития демографического направления в экономической  науке.  
 
 
 
 
 
 

  1.  Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р.
  Томас Роберт Мальтус родился 14 февраля 1766 года в Суррейском графстве, близ Доркинга, в небольшом имении в местечке Рукери. Отец его был личностью незаурядной: занимался науками, дружил и переписывался с виднейшими мыслителями того времени Дэвидом Хьюмом и Жан-Жаком Руссо. В десять лет Роберта отправили к воспитателю Ричарду Грэвсу, где он стал обучаться латинскому языку и хорошим манерам. Позднее новым воспитателем стал довольно известный в тогдашнем английском обществе человек Жильберт Уэкфильд. Он принадлежал к числу тех непокорных священников, которые отказались принять «39 статей», сформулировавших при Елизавете основные догматы английской церкви. Из рук Уэкфильда молодой Мальтус перешел в иезуитскую коллегию в Кембридже. Поступив туда в 1785 году, Мальтус с жаром принимается за занятия. Ярче всего обнаружились в коллегии его математические способности. После многолетних усиленных занятий, главным образом гуманитарными науками и общественными вопросами, в 1797 году Мальтус получает степень магистра. В том же году он делается адъюнкт-профессором в коллегии, а затем занимает место священника около Альбери. Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Потому неслучайно, что, закончив колледж, он принял духовный сан. В 1793 году получил ученую богословскую степень. В 1797-1803 годах исполнял обязанности викария одного из приходов графства Суррей. В то же время молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 года стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. В 1805-1834 году принимает предложение стать профессором кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.
  Главным трудом Томаса Мальтуса стал эссе с  изложением теории народонаселения. Первое издание книги под названием  «Опыт о законе народонаселения  и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с  замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов» вышло анонимно в 1798 году. Автор, неженатый  молодой пастор – будущий ученый экономист Т.Мальтус вызвал на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения  своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 году свет увидел второе дополненное  издание книги - вдвое большее  по объему. Не только второе, но и последующие  издания были существенно обновлены  и расширены, в том числе историческими  экскурсами, критическим анализом трудов других авторов.
  В итоге, в отличие от формы краткого памфлета в первом издании, во всех остальных  книга представляла собой обширный трактат. При первом издании закона Мальтусу в значительной степени  оставались неизвестны даже самые простые  факты о населении не только других стран, но и Англии. Так он полагал  население Англии равным 7 млн., а перепись 1801 дала результат в полтора раза больший, почти 11 млн. При подготовке второго издания он учел не только материалы проведенной переписи, но и текущего церковного учета, сопоставимые данные по другим странам также были существенно улучшены. Таким образом, анализ полученной информации привел Мальтуса к необходимости перенести ядро аргументации в случае Англии и Европы на превентивные ограничители. Всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом.
  Продолжая научные изыскания в 1815 году Т. Мальтус  издал еще одно произведение «Исследование  о природе и возрастании земельной  ренты». В данном сочинении Т. Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого  вида доходов в реализации произведенного обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте  и некоторых других проблемах  экономики он высказал несколько  позднее, в 1820 году. В тот год Мальтус  выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете  на их практическое применение». Умер Томас Мальтус 23 декабря 1834 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Идеи Мальтуса.
  Выдвинутая  Мальтусом «теория народонаселения», изложена им в работе “Опыт о законе народонаселения …”, вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году. Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит “улучшение жизни человечества”. Стоит отметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции.
  Мальтус рассматривал проблему народонаселения  безотносительно к какому-либо определенному  способу производства и общественному  развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как  в мире животных и растений, так  и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который  «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, расположиться быстрее, чем это  допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».
  Применительно к человеческому обществу Мальтус  утверждал, что народонаселение  растет в геометрической прогрессии (т. е. как 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256), тогда как  средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии (т. е. как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...). Через двое столетия, утверждал он, народонаселение  относилось бы к средствам существования  как 256 к 9; через три - как 4096 к 13, а  через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым. Эту концепцию впоследствии назовут  законом убывающего плодородия земли. Удвоение количества жителей Земли, писал он, фактически равносильно  тому, что величина земного шара уменьшилась наполовину. И чем  больше население, тем меньше обрабатываемой земли остается на одного человека. Поэтому в силу действия закона убывающего плодородия возникает тенденция  отставания роста продовольственных ресурсов от роста населения. Мальтус ничем не обосновывал выдвинутое им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом.
  Правда, у  него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке  за 25 лет и считает этот факт доказательством  того, что население растет в геометрической прогрессии. Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения  происходит не беспрепятственно. Он сам  замечает, что тезис об удвоении не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет  население увеличилось бы в 240 раз. То есть если бы в 1001 году нашей эры  на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2х1012, или  два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое  сегодняшнее значение.
  Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых  специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с  различными “преградами”, которые  можно классифицировать следующим  образом:
  1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния».
  2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи».
  3. Несчастья: «Вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод». На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.
  Основной  вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - это результат  неотвратимых законов природы, а  не социальной организации общества. Бедные, неимущие не имеют права  ничего требовать от богатых, так  как последние не повинны в  их бедствиях («Главная и непрерывная  причина бедности,- писал Мальтус,- мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения  имуществ; богатые не в силах доставить  бедным работу и пропитание;- поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них  работы и пропитания: вот какие  важные истины вытекают из закона народонаселения»).
  Мальтус, таким образом, предельно ясно сам  раскрыл назначение своей теории народонаселения - она направлена на то, чтобы парализовать классовую  борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром  Мальтус особо подчеркивал, что  распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние  на массы, разумеется, выгодное для  господствующих классов. Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и, что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» - воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.
  Критика мальтузианства с точки зрения других учений.
  Мальтус теория народонаселение.
  Фактически  сразу же после опубликования  основные положения теории Мальтуса стали предметом обсуждения среди  исследователей, общественных деятелей и даже среди непрофессиональной аудитории. Помимо последователей теории, обнаружились и её критики, некоторые  из которых были весьма конструктивными. Впоследствии на труды Мальтуса ссылались  специалисты из самых разных областей науки – от экономистов-социалистов  до биологов, исследующих трофические  цепи биоценозов. Труды Мальтуса оказали  определяющее влияние на развитие теории Дарвина.
  Классики  марксизма дали уничтожающую критику  мальтузианского «закона» народонаселения, раскрыли его реакционную роль. Маркс  показал, что основное содержание этого  «закона» основано на подмене специфических  социально-экономических законов  капитализма несуществующими «вечными»  и «непреложными» законами природы.
  В противоположность  Мальтусу Маркс доказал, что нет  закона народонаселения вообще, что  каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет, и не может быть абсолютного  перенаселения, есть перенаселение  относительное как специфическая  особенность капитализма, порожденная  действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого  закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы.
  Основным  «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования  резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.
  Классики  марксизма дали резкую критику этого  «закона», показав, что сторонники его  оставляют в стороне самое  главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения - для  рабочего класса, и она всецело  определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.
  Маркс охарактеризовал  в целом работу Мальтуса «Опыт  о законе народонаселения» как «ученически-поверхностный  плагиат..».
  Немалое значение теории Мальтуса и её влиянию  на “социальную теорию либерализма” придавал Людвиг фон Мизес. По мнению Мизеса, теория народонаселения Мальтуса есть не что иное, как часть социальной доктрины либерализма, “хотя критики  постоянно демонстрируют непонимание  этого факта”. “Ядро социальной теории либерализма - это теория разделения труда. Только в тесной связи с  ней можно правильно объяснить  социальные условия закона народонаселения  Мальтуса. Общество возникает как  объединение людей ради лучшего  использования естественных условий  существования. По существу, общество есть запрет на взаимоистребление людей, борьба заменяется взаимопомощью, это  образует основную мотивацию поведения  всех членов единого организма. Внутри границ общества не должно быть борьбы, есть только мир. Любая борьба, по сути, тормозит социальную кооперацию. Сплоченное общество-организм может устранить борьбу за существование против враждебных сил. Однако изнутри, когда общество состоит из взаимодействующих индивидов, оно не может быть ничем иным, как сотрудничеством” - отмечает Людвиг фон Мизес.
  Далее Мизес  даёт собственную интерпретацию  результатов Мальтуса: “Частная собственность  на средства производства есть регулятивный принцип, обеспечивающий равновесие между  ограниченным числом средств, которыми общество располагает, и более быстро растущим числом потребителей. Этот принцип  ставит каждого индивида в зависимость  от квоты экономического продукта, социально резервируемого от коэффициента собственности и труда. Он выражается в снижении показателя рождаемости  под давлением социального пресса, элиминацией излишних членов общества, как это случается в животном и растительном царстве. Однако функцию  борьбы за существование выполняет "моральный тормоз", ограничивающий потомство”.
  Л. фон  Мизес отвергает также предъявляемые  к теории Мальтуса обвинения в  человеконенавистничестве и жестокости, предостерегая читателей от неверных заключений: “В обществе нет, и не может  быть борьбы за выживание. Было бы грубейшей  ошибкой делать подобные варварские выводы из социальной теории либерализма. Вырванные из контекста выражения  Мальтуса, используемые для превратных толкований, они объясняются простой  недостаточностью и неполнотой первой редакции, написанной до того, как вполне сформировался дух классической политэкономии. Следует подчеркнуть  тот факт, что до Дарвина и Спенсера никто не мог рассматривать борьбу за существование в современном  смысле слова как действующий  в человеческом обществе принцип  поведения”.
  Несмотря  на научную несостоятельность мальтузианского  «закона» народонаселения, он имел шумный успех среди буржуазии и ее идеологов, поскольку в высшей степени  удовлетворял их классовые запросы. Наиболее зловещую роль этот «закон»  играет в настоящее время.
Теория  оптимальной численности  населения и прожиточного минимума заработной платы.
Одна из трудностей интерпретации теории Мальтуса состоит  в точном определении понятия  перенаселенности. Если мы допустим, что  Мальтус под перенаселенностью  имел в виду ситуацию, когда население  слишком велико, чтобы прокормиться отечественным продовольствием, то возможностей внешней торговли вполне достаточно, чтобы прогнать Мальтусов призрак голода. Но иногда Мальтус, а также Нассау Сениор и Джон Стюарт Милль давали более существенное определение: население слишком велико для достижения максимальной эффективности производства, и сокращение его численности повысило бы среднедушевой доход. В 1920-х годах это положение сформировалось в виде так называемой теории оптимальной численности населения: если население того или иного региона слишком малочисленно для ведения эффективного производства — а "разделение труда ограничивается масштабом рынка" — или, напротив, слишком многочисленно, то очевидно, что может существовать некая промежуточная точка, в которой численность населения оптимальна. Иначе говоря, оптимальна та численность населения, при которой доход на душу максимален. Из этой концепции оптимальной численности следует, что тенденция снижения уровня заработной платы до прожиточного минимума свидетельствует о перенаселенности. Эта трактовка теории опирается на совершенно механическое понимание связи между уровнем заработной платы и численностью населения. По мере адаптации рабочие привыкают к более высокому жизненному стандарту; прожиточный минимум поднимается, а рост населения замедляется до тех пор, пока технический прогресс не дает этому процессу новый толчок. Если прожиточный минимум — это не биологически необходимая сумма благ, а, как любил подчеркивать Рикардо, функция "привычки и обычая", то утверждение, что "заработная плата находится на уровне прожиточного минимума", не дает возможности судить о желательной численности населения. Можно увидеть, как несправедливы расхожие представления историков- обществоведов, будто бы экономисты-классики были "пессимистами", убежденными в наличии тенденции сохранения заработной платы на уровне прожиточного минимума. У них могли быть другие основания для пессимизма, но все они без исключения считали, что жизненный уровень рабочих может быть повышен. Механизм взаимозависимости заработной платы и численности населения использовался для демонстрации полной эластичности долговременной кривой предложения труда, из которой следует, что заработная плата определяется предложением независимо от спроса. Тем не менее обычно признавалось, что в реальной жизни для адаптации к повышению заработной платы может потребоваться не менее целого поколения. Вполне очевидно, что теория прожиточного минимума заработной платы — это никакая не теория: прожиточный минимум берется как нечто данное, обусловленное тем, как трудовое население относится к продолжению рода, а также, по-видимому, общим уровнем медицинских познаний. Это всего лишь один из примеров классической склонности упрощать анализ, уменьшая число переменных, подлежащих определению. Теория прожиточного минимума заведомо не годится для определения заработной платы в какой-либо конкретной ситуации из-за своей безнадежной неоднозначности: мы не можем знать, о каком отрезке времени идет речь. Например, если заработная плата равна прожиточному минимуму, это значит, что рабочие воспроизводят свою численность в пределах возмещения естественного выбытия: в каждой семье по двое детей (мы отвлекаемся от детской смертности). Но поскольку прирост народонаселения обычно составляет положительную величину и численность рабочей силы все время увеличивается, постольку "рыночный" уровень заработной платы всегда и в любой момент должен быть выше, чем "естественный" прожиточный минимум." Какова же настоящая природа того регулирующего механизма, который снижает заработную плату, — в том ли она, что иные дети, которые при иных обстоятельствах могли бы умереть в младенчестве, доживают до трудоспособного возраста? или в том, что добавочный доход идет на увеличение рождаемости? А может, смертность ни при чем, а рождаемости дано расти так медленно, что душевой доход постоянно возрастает? Названная теория нам ничем здесь не поможет. Но это те вопросы, на которые нужно иметь ответы, если мы хотим предвидеть жизненный уровень будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Актуальность для российской и мировой  экономики.
Концепция оптимальных  размеров населения — вещь, полезная для умственного развития, но справедливости ради следует сказать, что от нее  мало пользы для решения социальных вопросов. На практике проблема перенаселенности состоит не в том, чтобы убрать разрыв между реальной и оптимальной  численностью населения страны, но в том, чтобы направить рост по какой-то оптимальной траектории во времени. Даже если бы удалось обнаружить, что данная страна в какой- то момент оказалась перенаселенной, процесс  движения к оптимуму может сместить самое точку оптимума; данная теория ничего не может сказать об оптимальном  направлении роста и даже не гарантирует  сохранение однажды достигнутого оптимума. Это напоминает проблему динамического  равновесия в теории цен, и здесь  такое сравнение особенно уместно, так как положительный темп роста  народонаселения является, по-видимому, одним из обязательных условий достижения максимального дохода на душу населения, — в указанном смысле оптимальная  численность населения есть неизбежно  показатель динамический, а не статический. Достоинство теории оптимальных размеров населения состоит в том, что она обеспечивает аналитическую основу, которая позволяет судить о "пере"- или недонаселенности. Но подобно мальтузианской теории она ничего не может сказать по поводу важнейшей проблемы факторов, определяющих рост народонаселения. Конечно, хорошо известно, что уровень санитарии и развитие медицины влияют на динамику смертности. Менее ясны законы рождаемости. Однако мальтузианская теория не дает возможности изучать уровень рождаемости в какой-либо связи с общепринятой экономической теорией, и на первый взгляд трудно понять, отчего позднейшие экономисты не следовали классическому способу объяснения динамики рождений. Отличительная особенность классической теории народонаселения состоит в том, что она рассматривает "производство детей" не как трату дохода на "потребительские блага" ради текущего удовлетворения души, а как вложения в "капитальные блага", которые принесут отдачу в будущем.
По мальтузианской теории получается, что потомство  производится при постоянных издержках  — повышение спроса на труд непременно создает дополнительные доходы, превосходящие  эти издержки, и таким образом  ведет к увеличению рождаемости. Но более реалистично предположить, что издержки "производства детей" возрастают как в смысле текущих  затрат на воспитание ребенка, так и  в смысле упущенного заработка матери. Рост народонаселения обычно связан с его сосредоточением в городах, где потенциальные заработки  матерей растут, школьный возраст  удлиняется, и все вместе увеличивает  издержки на детей. В то же время  ослабление семейных связей, сопровождающее процесс индустриализации, уменьшает  ожидаемую отдачу от детей в виде их расходов на обеспечение родителей  в старости. Если сопоставить постоянный рост расходов на воспитание детей  со снижением ожидаемой отдачи, то не приходится удивляться тому, что  в промышленно развитых странах  рождаемость есть убывающая функция  от национального дохода. Исходя из такого рода простейших соображений, можно  было бы построить экономическую  теорию роста народонаселения в  духе классической экономической науки.
Однако никто  из экономистов после Мальтуса, по крайней мере до самого последнего времени, не пошел по этому пути. Снижение рождаемости во второй половине XIX века было объяснено внешней причиной: изменением "склонности к продолжению рода". На деле же экономисты попросту перестали заниматься исследованием законов народонаселения. В результате они оказались не готовыми к пониманию ставших крайне актуальными после второй мировой войны проблем перенаселенности слаборазвитых стран. Трудности, переживаемые многими слаборазвитыми странами в настоящее время, связаны с тем, что рождаемость у них высока, как в аграрных странах, а смертность низка, как в странах индустриальных. Со временем, по мере экономического развития, эти трудности будут изживаться, как они были изжиты в промышленно развитых странах Европы, но несколько поколений жителей слаборазвитых стран еще будут стоять перед выбором: либо, по Мальтусу, рост их населения будет контролироваться голодом и болезнями, либо им придется так или иначе прибегать к сознательному ограничению рождаемости в конфликте с господствующими религиозными обычаями. Как всегда, у обоих вариантов есть рьяные приверженцы: неомальтузианцы стоят на том, что в отсталых странах все усилия экономической модернизации следует подчинить задаче контроля над рождаемостью и предпринимать только после успешного решения этой задачи, а некоторые марксисты и большинство католиков отвергают любые попытки контролировать рождаемость, считая этот контроль либо неэффективным без индустриализации, либо аморальным по сути. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.
  1)В последнее время активное распространение концепций неомальтузианства различного толка, таких как теория оптимума населения Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризис и т.п., связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами.
  2)В рамках международной неправительственной организации, объединяющей в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира - Римский клуб - обоснован тезис о том, что человечество к середине двадцатого века достигло пределов экспоненциального роста в ограниченном пространстве (первый доклад Римскому клубу под руководством Д. Медоуза в 1972 году).
  3)Во втором докладе Римскому клубу М. Месаровича и Э. Пестеля Человечество у поворотного пункта (1974) обосновывается одна из моделей решения глобальных проблем, концепция развития мировой системы в координатах ограниченного роста. Под ограниченным ростом понимается процесс структурной дифференциации, существенно отличающийся от чисто количественного недифференцированного возрастания. Авторы применяют это понятие к росту мировой системы по аналогии с ростом (точнее было бы сказать, развитием) организма, при котором наблюдается как специализация различных частей органической системы, так и функциональная взаимозависимость между ними. Необходимость именно такого подхода определяется, по их мнению, взаимозависимостью кризисных ситуаций: кризиса перенаселения, окружающей среды, продовольственного, энергетического, сырьевого и т.п.
  4)Если к началу следующего столетия внутрисемейное планирование охватит почти все население Земли, и если это ограничение будет происходить на уровне 2,2-2,5 детей на каждую брачную пару, то есть основание считать, что в конце двадцать первого века наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 миллиардов человек.Важнейшей предпосылкой решения проблемы регулирования роста народонаселения выступают глубокие социальные и духовные преобразования, подъем материального и культурного уровня народов. При этом речь идет не о принудительном мальтузианском ограничении рождаемости, а о целом ряде продуманных мер, благодаря которым в одних регионах и странах рост народонаселения должен ускориться, а в других - несколько замедлиться. Диктуемая экологическим императивом объективная потребность сознательного регулирования роста населения обуславливает обращение к неомальтузианским идеям.
  5) Данная теория ничего не может сказать об оптимальном направлении роста и даже не гарантирует сохранение однажды достигнутого оптимума. Это напоминает проблему динамического равновесия в теории цен, и положительный темп роста народонаселения является одним из обязательных условий достижения максимального дохода на душу населения, —оптимальная численность населения есть неизбежно показатель динамический, а не статический.
  6) По мальтузианской теории получается, что потомство производится при постоянных издержках — повышение спроса на труд непременно создает дополнительные доходы, превосходящие эти издержки, и таким образом ведет к увеличению рождаемости. Но более реалистично предположить, что издержки "производства детей" возрастают как в смысле текущих затрат на воспитание ребенка, так и в смысле упущенного заработка матери. Рост народонаселения обычно связан с его сосредоточением в городах, где потенциальные заработки матерей растут, школьный возраст удлиняется, и все вместе увеличивает издержки на детей. экономисты попросту перестали заниматься исследованием законов народонаселения. В результате они оказались не готовыми к пониманию ставших крайне актуальными после второй мировой войны проблем перенаселенности слаборазвитых стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глоссарий.
    Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений.
    Политическая экономия, политэкономия  — одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием.
    Банковский депозит- сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций со вкладом.
    Закон Сэя - не нашедший подтверждения макроэкономический принцип, сформулированный Ж.Б.Сэем для денежных и товарных рынков, утверждающий, что избыточное предложение товара или избыточный спрос на деньги имеют тенденцию к саморегулированию.
    Ипотека — это одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.
    Капитализм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.
    Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономической депрессии).
    Мальтус Томас Роберт (1766—1834 гг.) — английский экономист, объяснивший, почему неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду, в своей работе Опыт о законе народонаселения (1798 г.).
    Дэвид Хьюм (1711-1776), скептик, предположил, что абсурдно отрицать принцип основы (причины).
    Жан-Жак Руссо — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.
    Народонаселение - совокупность людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т.д.
    Земельная рента - часть прибыли от использования земли хозяйствующими на ней субъектами, которую получает собственник земли в соответствии со своим правом собственности.
    Политическая автономия - право самостоятельного осуществления некоторых функций государственной власти, которое конституция государства предоставляет какой-либо его части.
    Пролетариат - в марксизме - социальный класс, занятый производством материальных благ, лишенный собственности на средства производства, единственным источником существования которого является продажа собственной рабочей силы.
    Мальтузианство — демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом.
    Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров.
    Облигация- долговая расписка, выдаваемая заемщиком кредитору. Облигации обычно выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной процентной ставкой.
    Спекуляция - получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи.
    Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. 
    Экспоненциальный рост — в математике экспоненциальное возрастание величины (возрастание в геометрической прогрессии), которая растет со скоростью, пропорциональной её значению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Список  использованной литературы.
    Болдырев В.А. Экономический закон населения при социализме. - М.– 1999.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.