На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание бережного и заботливого отношения к живым объектам природы в процессе ознакомления с домашними животными детей второй младшей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное  учреждение
среднего  профессионального  образования города Москвы
Педагогический  колледж №8 «Измайлово» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Воспитание  бережного и заботливого  отношения к живым объектам природы в процессе ознакомления с домашними животными детей второй младшей группы детского сада 
 
 
 
 
 

Автор: Степанова Екатерина
                                                                                       Владимировна
Группа:43В.
Специальность:050704
Дошкольное  образование                                                                                
Научный руководитель:                                                                               
  Боброва Вера Ивановна,
преподаватель методики
  экологического образования. 

Дата  сдачи--------------------  

Отметка ----------------------- 

------------------------------------ 
 
 
 

Москва
2011 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Воспитание бережного и заботливого  отношения к живым объектам
природы - одна из задач экологического образования  дошкольников
1.1.Цели  и задачи экологического образования  дошкольников
1.2.Сущность  и содержание экологического  образования дошкольников
1.3.Методы  и формы экологического образования  детей дошкольного возраста
1.4. Содержание ознакомления с домашними животными
детей дошкольного возраста
Глава 2. Ознакомление с домашними животными  детей младшего дошкольного возраста
      Анализ методического материала для работы с детьми второй младшей группы по ознакомлению с домашними животными в ДОУ № 1651
2.2. Разработка, подбор и проведение разных  видов деятельности по ознакомлению  с домашними животными во второй  младшей группе.
Заключение
Список  литературы
Понятийный  аппарат 
Приложение 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Конец XX века оказался для России периодом резких экономических, социальных и экологических перемен. Социально-экономическая перестройка в нашей стране совпала с мощными социальными потрясениями и во многих других станах. Они происходили на фоне интенсивного воздействия человечества на природу, поэтому возникла проблема охраны природы, осуществить которую могут люди экологически воспитанные. Экологическое воспитание в нашем обществе становится первостепенным. Дошкольное образование является начальным звеном в формировании личности. Экологическое образование должно занять достойное место в системе образования дошкольников. В связи с этим областью нашего исследования мы выбрали методику экологического образования.
     В период дошкольного детства в  процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий среды, каждое существо должно иметь «свой дом», в котором есть все для его жизни.
     Экологическое воспитание дошкольников - это и  есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Как начальное звено, экологическое   воспитание   детей   дошкольного   возраста   имеет   важное социальное значение для всего общества, так как своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного образования и родители детей. Это имеет большое значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Например, существует необходимость включения воспитания бережного и заботливого отношения к домашним животным в учебный процесс, однако реальных условий содержания их в уголке природы детского сада нет. В связи с этим встает проблема, как можно использовать ознакомление детей с домашними животными в воспитании бережного и заботливого отношения у них к животным объектам природы?
     Дети  дошкольного возраста любят общение  с животными, но так как городские  жители, в том числе и дети, не имеют широкого общения с ними, нужно изыскать разнообразные формы работы, которые будут способствовать и непосредственному и опосредованному общению с домашними животными. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не имеют внимательно и долго наблюдать за ним. Особое внимание стоит уделить расширению и углублению знаний, воспитанию у дошкольников устойчивого интереса и внимательного, бережного отношения к животным. Пробуждать у детей интерес и любовь к животным для правильного воспитания, рачительного отношения к фауне, для развития нравственно-эстетических чувств. Необходимо в детях предупреждать такой порок, как бессердечное обращение с животными, проявление черствости. Нужно вызвать интерес к различным представителям животного мира, поэтому мы хотим изыскать разнообразные виды деятельности для ознакомления с ними. Выявить знания и выполнение правил обращения с живым существом, эмоциональность восприятия, дать знания о возможных формах взаимодействия человека и домашнего животного, способах помощи животному, ухода за ним, его защиты. Сформировать у детей с раннего дошкольного возраста глубокие, гуманные чувства, желание больше узнать об их жизни, повадках, начиная с названия, характерных особенностях внешнего вида и некоторых формах приспособления к среде.
       Объект исследования - воспитание бережного и заботливого отношения к живым объектам природы через ознакомление с домашними животными.
           Предмет исследования ознакомление с домашними животными детей младшего дошкольного возраста.
            Цель  — выявить значение   ознакомления   детей   раннего   возраста  с домашними животными в воспитании бережного и заботливого отношения к живым объектам природы.
           Задачи:
    изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
    проанализировать работу ДОУ № 1651 по ознакомлению с домашними животными детей второй младшей группы;
       - подобрать методический материал по ознакомлению с домашними животными для детей раннего возраста.
       Методы исследования:
       - анализ литературы
       - наблюдение;
       - беседа. 

 


Глава1. Воспитание бережного и заботливого отношения к живым объектам природы - одна из задач экологического образования дошкольников
    1. Цели и задачи экологического образования дошкольников
 
    Л.М. Маневцова и П.Г. Саморукова писали в своей книге «Мир природы  и ребенок», что экологическое воспитание детей - это новое направление педагогики. Складывающееся в последнее годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы. Видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растения), способ ухода и др. [6].
    Проблема  экологического воспитания подрастающего  поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманными, природоохранными отношениями. 
 

    Эти же авторы определяют задачи экологического воспитания.
    Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического  содержания,  отражающие  ведущие  взаимосвязи  природных явлений.
    Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности   в   природе;   при   этом   деятельность   детей   должна   иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умение создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых 
    организмов.    Важным   является   осваиваемые   детьми    умения   предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических    навыков    и    умений    делает    отношения    к    природе    не созерцательными, а осознанно-действенными.

    Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное,   познавательное,   эстетическое  - теснейшим   образом   связано   с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметъ вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость   и   восхищение   от   встречи   с   природой,   удивление,   гордость   за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
    Реализация  задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять деятельность.   Важнейшим   условием   успешной   реализации   комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношения к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
    Критериями  сформированности осознанного и  активно гуманного отношения к природе является следующее:
    1. понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
    2. освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
    3. проявления активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умений оценить действия других людей по отношению к природе) [12].
    Таким образом, экологическое образование имеет большое значение в развитии гуманности, экологической культуры и общего развития личности у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Сущность  и содержание экологического  образования дошкольников
       Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:
       - формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необходимым является учет взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов;
       - важно учитывать единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
       - исходными положениями в формировании экологически грамотного человека являются принципы систематичности, непрерывности и междисциплинированности экологического образования и воспитания, а также представления о целостности окружающей среды и о тесной связи и взаимозависимости слагающих её компонентов.
       Для дошкольной педагогики экологическое  воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х  и 90-х годов и в настоящий  момент проходит этап становления. Его  базовой основой является традиционно  сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
       Экологическое воспитание - новая категория, которая  непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
       Экологическое воспитание должно быть непрерывным  на всех этапах образования. В детском  саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе “Природа - общество - человек”. Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.
       Становление экологически воспитанного человека в  условиях целенаправленного педагогического  процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи  природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания природы с воздействием художественно-образных средств и непосредственного общения с природной средой.
       В.А. Сухомлинский оценивал природу как  “вечный источник мысли” и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. “Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования”. Известны “уроки мышления в природе”, которые проводил этот замечательный педагог. “Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами”.
       Характер  взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит  от возраста учащихся. Очевидно, что  в дошкольном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное.
       Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия  разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии. 

       Нельзя  переоценить значение краеведческого подхода применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение  оказывает непосредственное влияние  на ребенка и определяет стиль его отношения к окружающей среде.
       Особая  роль при реализации краеведческого подхода принадлежит практической деятельности воспитанников, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое  воспитание только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления детей должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, поэтому те многие проблемы охраны природы могут быть эффективно только путём тесного международного сотрудничества. Развивая заботу дошкольников о природе родного края своей Родины педагог внушает им мысль, что Земля - это космический корабль для всех людей и забота об условиях жизни на ней - общая забота всего человечества.
       Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом [28; 40].
1.3. Методы и формы экологического образования детей дошкольного возраста
          В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации) или подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные группы методов обучения (наглядные, практические, словесные).
    Методы  обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а так же отношения к окружающей природе.
    К наглядным методам - относятся наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей.
    Практические  методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяют воспитателю уточнить представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, упражнять дошкольников в применении знаний.
    Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседа. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе систематизации и обобщения их.
    Наблюдение  - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. [7]
    Организуя наблюдения в природе, воспитатель  решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. п.
    Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложные наблюдения -длительные; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета. Например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды. Или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. [4]
    Два последних вида наблюдения ввиду  их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель.  Но  во  всех случаях необходимо,  чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе. Важное место в работе занимает подготовка к наблюдению.
    Подготовка  воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу. Воспитатель должен грамотно осуществлять руководство наблюдением.
    В начале наблюдения, особенно если оно  проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом объекте. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное ими. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений. Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание, прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»[10]
    Рассматривание  растения начинается с обозначения  и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников ещё недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом объекте: величина, форма предмета покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
    При повторных наблюдениях, когда задачей  является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную   задачу   ознакомления   детей   с   природой.   Поэтому,   проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
    Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда - когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
    Наряду  с наблюдениями для расширения представлений  детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.
      В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.
    Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
    Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант. Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.)- Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.[2]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.