Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование представлений об окружающем мире в процессе обучения рисованию дошкольников с ОИН

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «ИРКУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                                        Факультет: Специальной  педагогики
                                                             и психологии 
                                        Специальность: Олигофренопедагог
                                        Форма обучения: Заочная 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    Формирование  представлений об окружающем мире в  процессе обучения рисованию дошкольников с ОИН. 
 
 

                  Студента: Буянкиной Марины Николаевны
                  Группа: 3 «А»
                  Руководитель: Афанасьева Раиса Альбертовна
      
 
 
 
 
 
 

    Иркутск 2006
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушением интеллекта – является одной из задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном специализированном учреждении.
    В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому  изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, как указывают  педагоги Т.С. Комарова; О.П. Гаврилушкина; А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Н.П. Сакулина; Н.Б. Халезова, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать [2; 9; 11; 16].
    Занятие рисованием способствует разностороннему  развитию ребенка. Об этом писали и  выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи – С.Д. Забрамная, И. Гудимова; Е. Ачканова, В. Доскин [11, 19,22].
    В своей работе Е.Л. Инденбаум пишет: «Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему социальной адаптации. Один из основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготский писал о том, что рано или поздно человечество победит и слепоту, и глухоту, и умственную отсталость, но сделает это не медицински и биологически, а социально и педагогически» [22].
    Итак, проанализировав работы педагогов  и психологов, можно сказать о  значимости и необходимости дальнейшего  изучения изобразительной деятельности.
    Целью курсовой работы является теоретическое изучение процесса обучения рисованию дошкольников с ОИН, т.к. это является показателем понимания ребенком, окружающего, свидетельством его представлений о предметах.
    Объектом  исследования является организация изобразительной деятельности у дошкольников с ОИН.
    Предмет исследования – является изучение путей формирования представлений об окружающем мире в процессе рисования.
    Были  поставлены задачи
    Изучить литературу по данной теме
    Подобрать методику изучения сформированности сюжетного рисунка, отображающего представления об окружающем мире.
    Выявить уровень развития предметного рисунка у дошкольников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ГЛАВА I 

1.1. Роль рисования в формировании представлений об окружающем мире  

    Рисование – один из видов изобразительной  деятельности, основное назначение которой  – образное отражение действительности.
    Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень  рано начинает стремиться самым разнообразным  образом выразить полученные им впечатления движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у них образом. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, научить как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащение их.
    Именно  в детских рисунках отражаются их впечатления, переживания, тревоги, мечты… Это проявляется в выборе цвета, линий, форм, пропорций, композиций. Способность выбрать свое решение рисунка зависит от систематической работы педагога по ознакомлению детей с окружающим в пределах зоны ближайшего развития и его перспектива – писал Л.С. Выготский.
    Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман) детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами. При этом создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.
    Изобразительная деятельность тесно связана с  познаниями окружающей жизни. Обучение рисованию, лепке и другим видам  деятельности способствуют умственному, нравственному, трудовому, эстетическому  и физическому воспитанию детей. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, но его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в рисунке свои мысли, впечатления от окружающего мира.
    Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь  четкое представление о  нем, т.е. видеть характерные черты  предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. У детей формируются мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
    Также происходит развитие наглядно-образного  мышления. Исследование Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений, об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. [1; 4; 9; 16; 21].
    Рисование значимо для нравственного воспитания, так как у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно заниматься, помогать товарищу, доброжелательность, заботливое отношение к близким, аккуратность, самостоятельность. В рисунках дети передают явления общественной жизни, закрепляют представления о труде взрослых, их быте.
    Рисование учит детей преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Идет формирование трудолюбия, навыков самообслуживания.
    Занятие рисованием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кистей и пальцев, что важно для дальнейшего обучения письму в школе.
    Активно формируется зрительная память, что  служит необходимым условием успешного познания действительности.
    Изобразительная деятельность играет большую роль в  воспитании эстетических чувств дошкольника. Занятия рисованием дает широкие  возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Испытав эмоциональное переживание, у ребенка появляется потребность рассказать окружающим о том или ином явлении или показать это изобразительными средствами. [2,5]
    Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение  их отношения к этим предметам и явлениям.
    Продуктивная  деятельность ребенка фактически возникает  в дошкольном возрасте. Это происходит потому, что продуктивная деятельность может развиваться лишь на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений, то есть на достаточно высоком уровне сенсорного развития. Продуктивная деятельность – результатом её является продукт, отражающий тот объект, который она воспроизводит, как в целом, так и в его свойствах. Именно поэтому продуктивная деятельность больше других способствует развитию восприятия: чтобы правильно нарисовать предмет, нужно правильно его увидеть и представить себе.
    Рисунки, изображающие предметы появляются у  нормально развивающихся детей  к концу третьего – к началу четвертого года жизни. Вначале детские изображения очень примитивны, схематичны, в них отражаются только те части предмета, которые значимы для ребенка. К четырем годам координация движений руки становится лучше, точнее, движения – свободнее; цвет в рисунках становится сочнее, богаче. Они изображают предметы довольно сложные по конструкции. Первым изображением человека становится «головоног». С возрастом дети начинают отображать в своих рисунках более адекватно предметы, ситуации, сюжеты. Появляется стремление использовать в рисунках цвет и как средство изображение, и как средство передачи эмоций настроения. Дети начинают создавать целые графические рассказы, передавая в них события и впечатления своей жизни, впечатление от прочитанных книг и другое. В своих работах дети начинают использовать всё пространство листа бумаги, создавая сложные композиции. Для детей пяти лет характерно интенсивное развитие памяти, внимания, наблюдательности, острый интерес к тому, что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего.
    В их рисунках начинает отделяться главное от второстепенного как в изображении отдельных предметов, так и ситуаций. В то же время рисунки дошкольников, как правило, плоскостные – дети еще не умеют воспринимать и отображать объемные предметы. В их рисунках в большинстве случаев отсутствует перспектива и заслонение.
    К концу дошкольного периода дети обычно достаточно узнаваемо передают не только целое, но и существенные детали, с правильным расположением  частей предмета в пространстве рисуют людей, дома, деревья, машины, предметы своего окружения. Фигуры приобретают движения, становятся живыми, хотя по-прежнему обобщенными, без лишних деталей.
    Развивается внимание, наблюдательность, произвольная память, активность мысли, пытливость. Новые впечатления и знание отражаются в детских рисунках. [2; 8; 9; 10; 14; 17; 18]
    Дети  с нормальным интеллектом, впервые  изображая тот или иной предмет, уже имеют некоторые представления  о нем. Они сформировались в результате предметно-практической или игровой  деятельности, предшествующей рисованию. Однако для создания рисунка необходимо иметь такое представление, которое пригодно для изображения. Даже у детей с нормальным интеллектом бывают не у всех такие представления. Но они быстро формируются при организованном и направленном зрительном, тактильном и кинестетическим восприятием. 
 
 
 

1.2. Особенности развития  продуктивной деятельности  у детей с нарушением  интеллекта 

    У детей с нарушением интеллекта деятельность в целом характеризуется недостаточной  целенаправленностью, неорганизованностью  и импульсивностью, узостью мотивации.
    Как правило, к моменту поступления  в дошкольное учреждение у умственно  отсталых детей не сформированы даже элементарные навыки деятельности. Многие из них не только не понимают возможности  отображения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно обращаться с карандашом и бумагой, допуская при этом много нелепых, неадекватных действий (разбрасывают их, протыкают карандашом бумагу, кусают и т.д.), которые сводятся к манипуляциям [19].
    Продуктивная  деятельность у этих детей вне обучения фактически не возникает. У них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. При обучении детей предметные рисунки появляются, но они с одной стороны примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета искажают их форму и пропорции, с другой – представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отображающий для него реальный предмет.
    В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными  трудностями, техника изобразительной  деятельности остается у детей с нарушениями интеллекта весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что умеющие рисовать дети, не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности. [1; 2]
    Без специального обучения овладение рисованием у детей с нарушением интеллекта крайне затруднено. У них трудно вызвать эмоциональный отклик, интерес к рисованию и почти всегда единственным мотивом рисования оказывается подчинение требованием взрослого. В свободное время дошкольники не рисуют. А готовыми изображениями не дорожат, могут порвать, смять, выбросить.
    Целостный образ предмета в рисунке у детей создается очень медленно. Много фрагментарных рисунков, где все части предмета пространственно разъединены. Соединение их в целое сопровождается грубым нарушением расположение частей относительно друг друга. Рисуя даже хорошо знакомые предметы дети часто не отражают самые существенные детали, уделяя внимания деталям второстепенным, что является следствием недоразвития предметно-игровых действий, малого опыта действий с игрушками, недостаточного осмысление назначение предметов окружающего мира. [10; 15].
    Для того чтобы уяснить динамику развития потребностей детей с нарушением интеллекта следует сопоставить  её с путями развития потребностей у нормального ребенка. Согласно работам А.И. Божович ведущий в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях. Эта потребность, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность; т.е. стремление узнавать окружающий мир. Эта потребность, в отличии от других первичных потребностей имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития.
    Исследуя  детей с нарушениями интеллекта, отмечали, что у них «отсутствует одна из функций человеческой психики.» Определимая в непреодолимой потребности психической жизни нормального человека – потребности познать окружающее. У детей отмечается вялость, слабость инициатива, недостаток любознательности. Недостаточная познавательная активность слабость ориентировочной деятельности – это, видимо ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности коры.
    У детей с нарушением интеллекта познавательный интерес и потребности оказываются  развиты в меньшей мере, чем  в норме, поэтому у них наблюдается рост физиологических потребностей. [4; 5; 20].
    У нормального  ребенка процесс  восприятия носит стремительный  бурный характер, у детей же с  пораженной первичной системой, восприятие формируется замедленно и с большим  количеством особенностей и недостатков. Особенности восприятий умственно отсталых детей детально изучены советскими психологами: И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева.
    Обогащение  жизненного опыта детей, расширение круга их представлений – основные средства улучшения качества восприятия, что и помогает осуществлять продуктивная деятельность.
    Занимаясь ориентировочно-исследовательской  деятельностью, дети приобретают чувственный  опыт. У дошкольников с нарушением интеллекта чувственное познание развивается медленно, в силу того, что они долго не могут самостоятельно освоить поисковые способы ориентировки. Замедленность, узость, фрагментарность обозрение препятствует полному выделению свойств и частей объекта и установление на этой основе связей между ними. [2; 4; 6; 10].
    Развитие  изобразительной деятельности у  детей с нарушениями интеллекта связано с формированием активного  интереса к окружающему миру и  предоставляет возможность ребенку  отражать действительность. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева указывают в своей работе на необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия.
    На  начальном этапе обучения занятия  должны протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для  ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослыми. Эти занятия будут направлены на создание предпосылок к развитию рисования: воспитание интереса к графическому изображения, к себе и окружающему миру; развитие сенсорно-перспективной сферы, аналитико-синтетической деятельности; формирование предметной деятельности и элементарных изобразительных операционно-технических умений и другое. [2; 6].
    В ходе занятий по рисованию у детей  развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перспективно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Исследование педагогов и психологов (С.Я. Рубинштейн, О.А. Вялых, Е.Л. Стребелева, А.А. Катаева, Л.П. Носкова, Т.Я. Кудрина) показывают, что дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений, для сенсорного развития, для развития чувственного познания. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта диктуют необходимость оказания им своевременной комплексной коррекционной помощи [1; 4; 19; 20].
    Вывод: Таким образом, занятие рисованием, является важным средством всестороннего развития личности и способствует формированию представлений об окружающем мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II 

    2.1. Особенности формирования продуктивной деятельности у дошкольников  

    Формирование  личности ребенка с интеллектуальным нарушением происходит по законам нормального развития, но имеет специфические особенности. Это относится к изобразительной деятельности.
    Для анализа детского рисунка отечественные  психологи и педагоги обратились к понятию «графический образ». Оперируя им можно рассматривать психологические  и художественные аспекты творческого  процесса ребенка. Это понятие позволяет установить уровень развития представлений ребенка об объектах окружающей действительности, степень сформированности исполнительских действий, умение пользоваться тем или иным материалом, техникой изображения и средствами выразительности. Графический образ присутствует в рисунках детей различного возраста и интеллектуального развития. [10]
    Создавая  изображение, ребенок в доступном  ему исполнении делится с окружающими  своими знаниями о жизни, повествует о событиях, отмеченных его переживаниями. Изобразительное творчество является, с одной стороны, образной формой мышления, которая сопровождается активностью анализа, синтеза, сравнение абстрагирование и выделение частного. С другой – эмоциональным познанием мира, вызывающим яркие разнообразные чувства, а вместе с тем и формирующим их. В поле действия изобразительного искусства вовлечены интеллектуальная и эмоциональная стороны личности ученика.
    Анализ  изобразительного творчества детей-дошкольников представляет собой один из важнейших  приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении. В рисунках отражается настроение ребенка, его переживание, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознает и еще реже высказывает. Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребенком, реабилитировать его. Своеобразие выполнения рисунков, как правило, во многом зависят от возраста ребенка: обычно чем старше ребенок, тем больше приближается к реальности и его изобразительное творчество.
    Потребность в рисовании является характерной особенностью каждого ребенка, но более всего увлекаются рисованием дети в возрасте от 3 до 10-12 лет.
    Дети 3-4 лет чаще всего рисуют прямые, изогнутые и спиральные линии, круги, треугольники. Технический уровень исполнения таких рисунков крайне низкий – различные фигуры наслаиваются друг на друга и совмещаются. До 4 лет многие не могут изобразить целые предметы: они вычленяют лишь наиболее важные, с их точки зрения, составные части отдельных предметов. Например, человека они изображают в виде некого «головонога», у которого прямо от головы отходят ноги. Если они рисуют дом, то «забывают» изобразить окна. Цветные карандаши дети этой возрастной группы употребляют без учета их назначения.
    В возрасте от 4 до 5 лет тематика детских  рисунков становится богаче, заметно улучшается и техника их выполнения. Рисунки становятся более понятными для окружающих, хотя и отличаются схематизмом и могут включать несколько не совмещенных друг с другом предметов.
    В более старшем возрасте (5-6 лет) дети уже располагают предметы в соответствии с задуманной композицией. В 6-7 лет происходит переход от схематического изображения человека, животных и предметов к реалистическому. Вместе с тем в этом возрасте большая часть детей еще не в состоянии передать пластичность предметов, глубину пространства и перспективу.
    Итак, в дошкольном возрасте дети проходят несколько ступеней художественного развития. Они искренне выражают в рисунке то главное, что волнует их в жизни, удивляет, восхищает, что они стремятся понять, еще раз пережить, над чем они размышляют.
    Многие  исследователи, изучавшие детские  рисунки, выделяют три стадии развития детского изобразительного творчества: 1) период каракуль; 2) период схематичных  изображений; 3) переходной период к  правдоподобному, реалистическому  изображению.
    Эти стадии художественного развития обычно ребенок проходит в определенном возрасте, однако около 27% детей развивается «по индивидуальной программе»; при этом с опережением – 12% и с отставанием – 15%. [4; 5; 7; 10; 11]. 

2.2. Методики обследования  сформированности навыков в рисовании 

    Рисунки детей являются богатейшим материалом для диагностики уровня их развития, выявление отклонений в поведении, распознание различных реакций  на социальное окружение.
    - Так рисунки детей, страдающих  тяжелыми психическими заболеваниями, остаются незавершенными. Ребенок берет лист бумаги, что-то рисует и бросает, затем достает другой, делает несколько штрихов и тоже бросает и т.п. У таких детей в рисунках устойчиво преобладают фактические агрессивные сюжеты (расстрелы, взрывы, злые существа и т.д.)
    - При возбуждении и других расстройствах  настроение в рисунках детей  могут доминировать геометрические  формы (без живых существ, напоминающие  собой бессюжетную мазню).
    - Отсутствие композиции и движение  в рисунке часть служат дополнительными признаками умственной отсталости детей.
    - Рисунки малого размера, по  мнению некоторых исследователей, свидетельствует о робости и излишней застенчивости.
    Набор различных особенностей детского рисунка  практически безграничен, и поэтому  изобразительное творчество ребенка не должно рассматриваться изолированию от состояния его здоровья, особенностей личности, поведения, социального окружения и т.п.
    Как уже отмечалось, рисунок является важным дифференциально-диагностическим  показателем при изучении детей. Сам процесс рисования может дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. В своей работе Забрамная С.Д. указывала, что умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые затрудняются объяснить рисунок. [3; 5; 7]
    Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета; несообразность пропорций; сексуальная выраженность могут проявляться в их рисунках.
    Рисование человека в качестве диагностической  методики широко используются в работе. Интерпретацию рисунка человека в плане личностных особенностей разработал К. Маховер – тест «Нарисую человека».
    Рисование человека используют и американский ученый Дж.Бак в созданном им тесте «Дом – дерево – человек». Рисование человека используется в тесте «Кинетический рисунок семьи», где дети выражают свое отношение к членам семьи и показывает свое положение в семье. [12; 13; 15; 23].
    Анализируя  тест «Дом, дерево, человек» - выявляется уровень развития предметного рисунка. Эта методика не предусматривает обучения, но дает знание об уровнях становления изобразительной деятельности у детей.
    - I уровень – не предметное черкание
    - II уровень: предметное черканье  к 2 годам формируется, когда ребенок пытается что-то узнать в своих каракулях.
    - III уровень схематичные сходства  с предметом
    - IV уровень предметный рисунок  формируется к 3 годам.
    - V уровень – к 4-м годам разделяют  цвета
    - IV уровень к 5 годам дети начинают рисовать детали и простейший сюжет.
    - VII уровень к 6 годам – развивается  сюжетный рисунок. 

2.3. Описание результатов  констатирующего эксперимента 

    Для того, чтобы выявить уровень развития изобразительной деятельности у  детей с нарушением интеллекта, о  их представлениях об окружающем мире, был проведен эксперимент. Детям был предложен тест, нарисовать «дом – дерево – человек».
    В констатирующем эксперименте приняли участие 33 дошкольника г. Усолья-Сибирского, в возрасте 6-7 лет; 10 детей из МДОУ №7, с нарушением интеллекта; 8 детей из МДОУ № 5 к/в, с задержкой психического развития и 15 детей из МДОУ № 10, с нормальным интеллектом.
    По  результатам обследования стало  видно, на сколько уровень развития детей с нарушением интеллекта и детей с задержкой психического развития ниже уровня детей с нормальным интеллектом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.