На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Индекс потребительской уверенности: место и роль в российской экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Факультет мировой экономики и финансов
     Кафедра Экономической теории и экономической  политики  
 
 
 
 

     Курсовая  работа 
 

Индекс  потребительской  уверенности: место и роль в российской экономике  
 
 
 
 

              Выполнил (а): ст-т гр.Эб-092
              Кузнецов  Р.А.
              Проверил (а): к.э.н., ст.преподаватель
                Филатова Ю.В. 
               
               
               

     ВОЛГОГРАД – 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

Глава 1. Сущность индекса потребительской уверенности
    1.1. Индекс потребительской уверенности
    1.2. Динамика  и факторы, влияющие на индекс  потребительской уверенности
Глава 2. Роль индекса потребительской уверенности в российской экономике.
    2.1. Динамика индекса потребительской уверенности в условиях современной российской экономики
    2.2.  Мировой финансовый кризис как основной фактор динамики индекса потребительской уверенности  

Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
    Основным  показателем, характеризующим ситуацию на потребительском рынке России в настоящее время, является индекс потребительской уверенности (ИПУ).
    В развитых странах данный показатель рассматривается как важный макроэкономический индикатор, который позволяет и бизнесу, и государству оценивать состояние и перспективы экономики. Его применение помогает предупреждать снижение покупательной уверенности, безработицы, падение реального дохода населения, контролировать уровень инфляции и выполнять иные функции, играющие важную роль в экономике страны.
    Цели данной работы – дать общее представление об ИПУ и сферах его применения в российской экономике, рассмотреть его сущность, выявить факторы и общие закономерности, влияющие на динамику индекса потребительской уверенности. Также важной задачей является исследование динамики индекса потребительской уверенности в условиях современной российской экономики, выявление конкретных причин и факторов, повлиявших в России на уровень рассматриваемого показателя в различные периоды. Еще одна задача – показать влияние мирового финансового кризиса на динамику индекса потребительской уверенности в России в последние годы, исследовать, каким образом он стал основным факторов ИПУ.
    Предметом исследования в данной работе являются отношения, складывающиеся между субъектами рыночного хозяйства, а именно между потребителем и государством относительно условий жизнедеятельности и готовности совершать покупки населением. Объектом исследования является динамика индекса потребительской уверенности в условиях российской экономики.
    Если  говорить о степени разработанности  данной проблемы, исследованием индекса потребительской уверенности занимались такие известные зарубежные экономисты, как Джон Катона (один из родоначальников экономической психологии), Франко Модильяни, Джеймс Дьюзенберри. Писали свои работы на данную тему и отечественные ученые, среди которых Юрий Александрович Левада, Станислав Николаевич Николаенко, Марина Дмитриевна Красильникова.  
    В данной работе были применены такие  методы исследования, как статистический метод, метод абстрагирования, методы дедукции и индукции, метод предположения о рациональности экономических агентов, метод позитивного и нормативного анализа.
    Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. Каждая глава состоит из двух параграфов, в конце курсовой работы приведен список использованной литературы.
 

Глава 1. Сущность индекса потребительской уверенности 

1.1. Индекс потребительской уверенности
    Деятельность  потребителей анализируется с помощью разнообразных индексов и показателей. Существуют такие индикаторы потребительского спроса, как индикаторы инфляции, индикаторы производственного сектора и т.д. Среди них индекс потребительской уверенности (ИПУ) наиболее точно и объемно отражает ситуацию на потребительском рынке.
    ИПУ (Consumer Confidence Index) представляет собой индекс, отражающий непосредственную готовность потребителей увеличивать или поддерживать на прежнем уровне все расходы, связанные с удовлетворением текущих потребностей семьи, и, косвенно, положение на рынке труда1.
    ИПУ входит в группу макроэкономических индикаторов, отражающих настроения потребителей относительно текущей экономической ситуации и их взгляды на будущее, потребительскую активность, позволяет выявить закономерности в поведении граждан, что даёт возможность государству эффективнее выполнять регулирование экономическими ресурсами, составлять картину происходящего на рынке товаров и услуг. Этот интегрированный показатель отражает совокупные ожидания населения, являясь главным индикатором на потребительском рынке. Он помогает систематизировать данные для составления моделей прогнозирования возможных экономических ситуаций, в отдельных случаях ИПУ отражает реакцию населения на экономические кризисы.
    Индекс  потребительской уверенности также  отражает уровень уверенности отдельных  домохозяйств в устойчивости экономики  сейчас и в будущем. Это главный индикатор будущих расходов и делового цикла.
    Несмотря  на то, что ИПУ является важным макроэкономическим индексом, в России его применение не настолько широко распространено, как в странах Запада и некоторых странах Азии. В то же время, в развитых странах такой показатель, как ИПУ, – важный макроэкономический индикатор, который позволяет и бизнесу, и государству оценивать состояние и перспективы экономики.
    ИПУ – во многом эмоциональный показатель2, который может неожиданно изменять свои значения. Составляющими ИПУ являются потребление, пенсии, зарплаты. В данном случае обычно увереннее всего себя чувствуют люди, занятые в государственном секторе.
    Более-менее  значительным считается изменение  ИПУ более чем на 5 пунктов. Чем  больше уверенность потребителей, тем больше средств они будут тратить.
    ИПУ определяется по единой методике статистическими ведомствами многих стран. Рассмотрим, как рассчитывается ИПУ в США и в России.
    США стала первой страной, которая стала  использоваться индекс потребительской  уверенности.
    Этот  показатель основан на данных ежемесячного опроса 5 000 американских семей, проводимого для выяснения реакции потребителей на текущую ситуацию и степени потребительских надежд или сомнений на будущее. Следует упомянуть, что данный индекс рассчитывается в США с 1967 года. В 1985 году за исходную точку был взят уровень «100%».
    Участники опроса в США дают ответы «лучше-хуже»  по ряду вопросов3:
1) Финансовая  ситуация семьи по отношению  к предыдущему периоду;
2) Ожидаемая  финансовая ситуация семьи в течение года;
3) Оценка  делового состояния экономики  в течение года;
4) Оценка  ожидаемой безработицы и экономического  спада;
5) Оценка  домашних покупок (одежда, бытовая  техника и т.д.).
    Исходя  из данного опроса, ИПУ в США  считается как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов из общего количества. Индекс включает два компонента: уверенность потребителей в текущей экономической ситуации (present conditions) и перспективах её дальнейшего развития (expectations). При этом общий индикатор уверенности потребителей определяется как 2/5 от оценки текущего состояния и 3/5 от ожиданий. Традиционно ИПУ используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Он является частью составного опережающего экономического индикатора делового цикла (Leading Economic Indicator – составной опережающий индикатор, куда помимо ИПУ входят еще 10 индикаторов - Фондовый индекс S&P500 (среднемесячный), изменение цен на сырье и материалы и другие)4.
    В России ИПУ рассчитывается Росстатом с конца 1998 года ежеквартально путем опросов репрезентативных выборок российского населения. Охват данного опроса – 5 000 человек старше 16 лет, проживающих в разных субъектах федерации. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации и рынках товаров и услуг и сбережений.
    Если  говорить о принципе расчета ИПУ, индекс в России рассчитывается как среднее арифметическое пяти частных индексов5:
    Произошедших изменений личного материального положения;
    Ожидаемых изменений личного материального положения;
    Произошедших изменений экономической ситуации в России;
    Ожидаемых изменений экономической ситуации в России;
    Благоприятности условий для крупных покупок.
    Ответы  респондентов распределяются по следующим  вариантам:
1) Определенно  положительные или определенно  отрицательные;
2) Скорее  положительные или скорее отрицательные;
3) Нейтральные.
    Положительное значение индекса потребительской  уверенности говорит о преобладании позитивных оценок над негативными, отрицательное – наоборот.
    В итоге, значение индекса складывается из оценок населением как прошедших, так и ожидаемых в ближайшем будущем изменений экономической ситуации в России, изменений личного благосостояния и условий для совершения крупных покупок. Показатели ИПУ строятся на основе вышеперечисленных данных опросов мнений населения по поводу условий сегодняшнего дня и ближайшего будущего (от 6 до 12 месяцев) – насколько они благоприятны для решения финансовых проблем, приобретения предметов длительного пользования, трудоустройства и т.д.
    Отметим, что использование ИПУ в России становится все шире, несмотря на то, что ранее результаты этих измерений интересовали лишь узкий круг статистиков и маркетологов
    Следует также сказать, что существует несколько разновидностей ИПУ. И одной из самых важных и значимых для потребительского рынка разновидностей является индекс потребительской уверенности в частном секторе (Consumer Confidence Households)6.
    Данная разновидность ИПУ используется, чтобы измерять настроение семей относительно экономических условий. Значение показателя выводится из ежемесячного опроса, в котором семьи оценивают перспективу для экономики в будущем. Данный индикатор оказывает ограниченное влияние на рынок. Индекс потребительской уверенности в частном секторе может не отражать реальное состояние экономики, но используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики. Рост значения данного показателя является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту курса национальной валюты. Высокие значения указывают на высокую степень оптимизма потребителей, а когда потребители оптимистичны, они имеют тенденцию покупать больше товаров и услуг, что стимулирует экономику. 
    Суммируя  вышесказанное, можно сказать, что  интегрированный индекс потребительской  уверенности ИПУ – главный  показатель, характеризующий ситуацию на потребительском рынке.  
 

    1.2. Динамика и факторы, влияющие на индекс потребительской уверенности
    Динамика  ИПУ характеризует развитие, изменение  индекса под влиянием каких-либо факторов, по сравнению с любым  предыдущим устоявшимся положением.
    Рассмотрим подробно основные факторы динамики ИПУ.
    Во-первых, это уровень реального дохода. Его рассматривают как отдельный важный фактор. Население вынуждено ограничивать свои потребности при снижении этого показателя, сокращать затраты и наоборот – могут увеличивать расходы и больше потреблять при росте уровня дохода. В этом случае поведение потребителей положительно влияет на ИПУ, стимулируя рост индекса. Рост доходов населения – это основа для роста расходов, которые в свою очередь определяют, насколько потребитель активен на рынке товаров и услуг. По этой причине данный фактор является для динамики ИПУ основным.
    Во-вторых, важным фактором ИПУ является инфляция. Понижение индекса очень часто  связано с её высоким уровнем. Меняется уровень цен, и потребитель  вынужден планировать заново свой бюджет, увеличивая или урезая (что более  вероятно) свои расходы и опять же влияя на динамику ИПУ.
    В-третьих, определенную роль в оценке индекса играет воздействие фирм, компаний на поведение потребителя. Динамика ИПУ зависит от потребительской активности, обусловленной стремлением компаний привлечь новых покупателей. Массированные рекламные атаки в настоящее время малоэффективны, поэтому растет спрос на менее затратные маркетинговые инструменты, подчеркивающие важность тонкого воздействия на потребителя. Если действия компаний оказываются успешными, потребитель увеличивает свои расходы, динамика ИПУ изменяется, индекс растет.
    Данный  фактор во многом связан с психологической  стороной. Психология во многом определяет структуру потребностей человека7. На этапах покупки, потребления и оценки по итогам потребления психологические особенности личности также оказывают немалое влияние. Итогом этого влияния становятся будущие намерения потребителя относительно товара, его лояльность, вектор ощущений о потреблении, которыми он поделится с другими людьми. Другими словами, потребительская психология во многом определяет отношения между продавцами и покупателями, восприятие товаров и, как следствие, их дальнейшую рыночную судьбу. Поэтому мы можем выделить еще один фактор динамики ИПУ – психологический. Расходы потребителя связаны не только с очевидными внешними влияниями, но и с его покупательной философией. 
    Далее, еще один важный фактор динамики ИПУ - уровень безработицы. Часть населения, относящаяся к этой категории, не способна в полной мере обеспечить себя необходимыми товарами, их потребительская уверенность находится на очень низком уровне. Рост числа пессимистов - одна из причин снижения ИПУ. В то же время рост занятости населения означает повышенную динамику рассматриваемого индекса.
    И последнее из основных факторов – кризисные ситуации. Кроме очевидных негативных воздействий на всю национальную экономику в целом и на динамику индекса ИПУ в частности (например, рост инфляции), кризисные ситуации отрицательно влияют на психологию потребителя. Кризисные ситуации обычно приобретают широкую огласку и общественный отклик. Отражателем информации в таких ситуациях является СМИ (Средства Массовой Информации). СМИ  зачастую снабжают потребителя ложной информацией, вследствие чего складывается неправильная картина происходящего. В итоге же потребитель ограничивает свои расходы, сокращает потребление. Как результат, происходит значительное снижение ИПУ, причем падение часто оказывается больше, чем планировалось аналитиками.
    Данные  факторы динамики ИПУ являются основными, но на самом деле их гораздо больше. Рассмотрим некоторые из них.
    На  динамику ИПУ также влияют общемировые процессы. Часто это кризисные ситуации, однако, и политическая ситуация в стране способна повлиять на потребительскую уверенность (например, политический переворот и смена власти обычно оказывают крайне негативное влияние на ИПУ). Существуют внутренние факторы: например, благоприятный экономический фон, поступательные движения в экономике. Отсюда и возникают позитивные ожидания.
    Далее, косвенно на ИПУ влияют социально-демографические характеристики8. Уровень рождаемости в некоторых случаях способен воздействовать на расходы потребителя, на его активность и уверенность. Высокая рождаемость часто означает повышение расходов потребителей (в то же время отражая их уверенность, т.к. большое количество детей в семьях означает, что семьи уверены в экономическом благополучии страны и своих покупательных способностях). Всё это обеспечивает рост ИПУ. Стоит, однако, заметить, что высокая рождаемость напротив может способствовать урезанию бюджета семьи и сокращению расходов. Не стоит забывать и об уровне смертности населения страны. Высокий уровень смертности негативно сказывается на динамике ИПУ, т.к. со снижением численности населения сокращается и потребление.
    Не  последнюю роль в определении  динамики ИПУ играет ситуация на фондовом рынке – например, в США традиционно большую часть доходов физические лица получают от биржевых операций с ценными бумагами. Значение индекса, сильно превышающее ожидания рынка, может вызвать тенденцию к росту доллара и наоборот.
    Таким образом, потребительская уверенность зачастую управляется такими факторами, как доходы, безработица, уровень инфляции. Определенную роль играет психологический фактор, темпы роста и перспективы экономики. Это основные факторы, влияющие на динамику ИПУ.
    Но кроме этого любой потребитель может самостоятельно написать большой список факторов, влияющих на его уверенность в завтрашнем дне. Таким фактором вполне может быть, например, цена на бензин. Т.е. даже самый точный список факторов является обобщенным. Полностью учесть все факторы невозможно.
    Даже  серьезные погодные проблемы (например, ураганы) и терроризм 9 тоже влияют на потребительскую уверенность и динамику ИПУ. Другое дело, что они не отражаются в статистике и экономических отчетах и вряд ли могут повлиять на ежедневные расходы. Тем не менее, такие вещи вполне могут способствовать расхождению графиков дохода и расхода потребителей.
    Таким образом, на динамику ИПУ в основном оказывает влияние определенная группа факторов, таких, как инфляция, безработица, реальный доход. Тем не менее, окончательные значения индекса высчитываются, исходя из гораздо большего числа самых различных факторов, от цен на бензин до природных катаклизмов. 

 

Глава 2. Роль индекса  потребительской уверенности в российской экономике 

2.1. Динамика индекса  потребительской  уверенности в  условиях современной  российской экономики
    Рассмотрим  динамику ИПУ в условиях современной  российской экономики. Данный параграф охватывает период с 2007 по начало 2010 года.
    Рассмотрим  в данный промежуток времени каждый из пяти частных индексов, составляющих ИПУ. Таким образом, мы покажем, под  влиянием каких факторов произошло  общее изменение индекса, как  каждый частный индекс повлиял на значение ИПУ в целом.
    Рассмотрим  первым индекс прошедших изменений  личного материального положения.
    В 2007 году индекс произошедших изменений  в личном материальном положении  составил -5% в первом квартале, что  оказалось на 4 процентных пункта выше, чем в первом квартале 2006 года10.
    В дальнейшем рост продолжился, и во втором и третьем кварталах данный индекс остановился на уровне -2%, т.е. вырос  на 3 п.п. Данные показатели сразу же сказались положительно на ИПУ в  целом. Индекс потребительской уверенности  побил рекорд 2000 года, установившись на нулевой отметке11.
    Данный  пример наглядно показывает, насколько  изменения значений даже одного индекса  произошедших изменений в личном материальном положении могут сильно повлиять на ИПУ в целом.
      Однако дальнейшего роста не  последовало. В четвертом квартале 2007 года значения частного индекса упали до уровня в -7%, а ИПУ понизился с 0 до -5%.
    Если  говорить о других пяти частных индексах в 2007 году, то индекс ожидаемых изменений  в личном материальном положении  в первом квартале был равен -2%, во втором квартале и вовсе поднялся выше нуля на отметку +1%, однако в третьем и четвертом квартале стремительно понизился до -6%. Фактически, в конце 2007 года индексы произошедших и ожидаемых изменений в личном материальном положении были равны и оказались ниже уровня 2006 года, что отразилось на ИПУ.
    Приблизительно  такая же динамика наблюдалась у  индексов ожидаемых и произошедших изменений в экономической ситуации страны. В первом квартале 2007 года они  составляли +5%, затем показатели выросли  почти до +10% во втором квартале, но в четвертом показатели также обрушились до +2%12.
    Таким образом, во втором и третьем кварталах 2007 года наблюдалась положительная  динамика у всех пяти частных индексов ИПУ. Сам индекс также вырос в  этот период. Однако в четвертом квартале произошло значительное снижение всех индексов. В итоге понизился и сам ИПУ.
    В 2008 году общее снижение продолжилось. Индекс произошедших изменений в  личном материальном положении, несмотря на повышение в первом квартале до 0%, к концу года буквально рухнул до -15%.  Такое же значение наблюдалось и у индекса ожидаемых изменений в личном материальном положении. Индексы ожидаемых изменений и произошедших в экономике страны составили на конец 2008 года соответственно -18% и -30%. Индекс благоприятности условий для крупных покупок со значения -17% в четвертом квартале 2007 года упал до -30% в четвертом квартале 2008 года13.
    Таким образом, в 2008 году наблюдалось масштабное снижение значений всех пяти частных  индексов. Положительная динамика наблюдалась лишь в первом квартале, втором и начале третьего.
    Сам ИПУ, несмотря на то, что в первых трех кварталах колебался от 0 до -2%, в четвертом квартале со значительным снижением своих составляющих тоже упал до значения в -20%. Особенный вклад  в это внесли индексы произошедших и ожидаемых изменений в экономике страны – в этот период они понизились больше всего, более чем на 20%, что не могло не сказаться резко отрицательно на ИПУ. Впрочем, три других индекса в четвертом квартале также много потеряли, поэтому снижение рассматриваемого индекса было полностью закономерным.
    В начале 2009 года падение продолжилось. Достаточно сказать, что  ИПУ потерял  еще 15% и оказался на отметке в -35%14.
    Что же явилось причиной такого падения  в первом квартале 2009 года? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно привести динамику частных индексов ИПУ:
    1) Индекс ожидаемых изменений экономической  ситуации в России на краткосрочную  перспективу составил -27% и уменьшился по сравнению с I кварталом 2008 года на 35 п.п. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 13% опрошенных (против 28% в I квартале 2008 года). Негативных изменений в экономике ожидали более 48% респондентов, что почти на 35 п.п. выше уровня I квартала 2008 года.
    2) Индекс произошедших изменений в экономике России составил -55% против +6% в I квартале 2008 года. Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила почти 83% от числа опрошенных (в I квартале 2008 года — 19%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 4% против 32% в I квартале 2008 года.
    3) Индекс ожидаемых изменений в  личном материальном положении  составил -26%, что на 25 п.п. ниже уровня, отмеченного в I квартале 2008 года.
    4) Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до -25% против -0,1% в I квартале 2008 года.
    5) Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 20 процентных пунктов и составил -61%15.
    Особенно  выделяется падение индекса произошедших изменений в экономике с +6% в первом квартале 2008 до -55% в первом квартале 2009. Связано это с тем, что экономика России в связи с мировым финансовым кризисом пережила множество потрясений, население отреагировало на это даже отрицательнее, чем можно было предположить, поэтому данный частный индекс так снизился. Естественно, это негативно отразилось и на динамике самого ИПУ, потерявшего 15%16.
    Однако  первый квартал 2009 года оказался пиком  кризиса. Дальнейшего ухудшения  не последовало. Экономика страны начала постепенно восстанавливаться.
    Все это сказалось и на результатах  индексов. Рассмотрим динамику их последующих  значений.
    Индекс  произошедших изменений в личном материальном положении во втором квартале понизился до -32%, но затем начал расти, и к концу 2009 года составил -23%. Данное значение является низким, тем не менее, оно выше, чем в первом квартале.
    Однако  если говорить, какой индекс действительно  положительно повлиял на ИПУ, то это  индекс ожидаемых изменений в  личном материальном положении. С первого по четвертый квартал он непрерывно рос и в итоге составил всего лишь -5%17, т.е. практически такое же значение, какое имел до мирового финансового кризиса. Связано это как раз с восстановлением экономики, население стало делать положительные прогнозы, настроения стали более оптимистичными. В итоге этот частный индекс настолько повысился.
    Но  и другие индексы положительно повлияли на динамику ИПУ. Индексы ожидаемых  и произошедших изменений повысились в четвертом квартале 2009 года до -5% и -30% соответственно (отметим, однако, что индекс произошедших изменений в экономике страны все равно остался довольно низким, что не позволило ИПУ подняться выше). Индекс благоприятных условий для крупных покупок повысился с -45% до -35%.
    Таким образом, сам ИПУ после провального первого квартала 2009 года в течение следующего времени рос, составив в итоге -20%, поднявшись на 15% с отметки -35%18.
    А в первом квартале 2010 года индекс и  вовсе поднялся до отметки в      -10%, отыграв еще 10 п.п. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу достиг положительной отметки и составил 1%, что выше уровня четвертого квартала 2009 года на 6 п.п. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составляет 13% (против 11% в конце 2009 года). Ухудшение своего материального положения прогнозирует 21% респондентов против 23% в 2009. Все это позволяет сделать вывод о дальнейшем росте ИПУ.
    Данные  показатели позволяют сделать оптимистичный прогноз относительно динамики ИПУ в будущем. Но все же следует учитывать, что, несмотря на рост индекса за прошедший год, его значения остаются всё еще довольно низкими и, если рассматривать период с 2007 по начало 2010 года, динамика индекса отрицательная. Основное падение пришлось на кризисные времена, когда покупательная способность населения и их настроения находились на очень низком уровне.
      Однако мировой финансовый кризис  миновал. Экономика начала восстанавливаться,  население снова смотрит в будущее с оптимизмом, предпринимаются меры по улучшению материальных условий, поэтому, скорее всего, ИПУ, хотя и не слишком быстро, но будет расти, и мы сможем наблюдать положительную динамику индекса. Подтверждение тому – упомянутый рост ИПУ в первом квартале 2010 года.       

  2.2. Мировой финансовый кризис как основной фактор динамики индекса потребительской уверенности
    Мировой финансовой кризис внес свои коррективы в экономику ряда стран, в том  числе в экономику Российской Федерации. Отразился он и на ИПУ, причем со времени своего возникновения кризис стал одним из основных факторов, определяющих динамику рассматриваемого индекса в России. Кризис внес новую сложность для экономистов – подобных колебаний в экономике не было замечено ни в один предыдущий период, поэтому различные модели и зависимости не могли быть использованы в данной ситуации, чтобы преодолеть кризис19.
    Его воздействие пагубно повлияло на ИПУ. Рассмотрим ряд последствий, которые  были вызваны мировым финансовым кризисом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.