На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация коррекционно педагогической помощи детям с нарушениями функции опорно двигательного аппарата в учреждениях здравоо

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное Агентство по Образованию ГОУ ВПО 

Новосибирский Государственный Педагогический Университет 
 

Факультет педагогики и психологии детства 

Кафедра специальной педагогики и психологии детства 
 
 

Реферат на тему: 

Организация коррекционно – педагогической помощи детям с  

нарушениями функции опорно – двигательного  аппарата в  

учреждениях здравоохранения и образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                               
Студентка 33 гр. ФППД                                          Лыричкина. М. А  
 

Проверила:                                                                 
Преподаватель                                                           Лисиченко 
 

Новосибирск 2010 г.
Оглавление
Введение 3
Социально – педагогическая реабилитация детей с нарушением ОДА 5
Обучение в интернате 7
Использование сенсорной комнаты в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата 9
Специальное обучение детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 13
Заключение 15
Список литературы 16 
 

 


Введение

     В период приоритета гуманистических  подходов к образованию особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального  самоопределения детей с ограниченными  возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями, состоянием соматического  и нервно-психического здоровья. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья, который был предложен в конце 70-х годов английскими специалистами. В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, дети с задержкой психического развития, лица с тяжёлыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками развития. Исходя из этого, создана и сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений.  В настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном обучении. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (120, с. 22). В Свердловской области - в 80 образовательных учреждениях (88, с. 4).  В зарубежной и отечественной специальной литературе достаточно широко освещены вопросы специального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья соответствующего типа образовательного учреждения, имеется также некоторый опыт накопления в обучении детей с нарушениями опорно –двигательного аппарата. Проблемы изучения, обучения и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в течение длительного времени являются достаточно актуальными, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (Е.Ф. Архипова, Л.О. Бадалян, С.А. Бортфельд, Т.А. Власова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семёнова, Л.М. Шипицына, Финк Аннетте). Однако многие годы в определении основных направлений реабилитации лиц с НОДА превалировал медицинский подход, что не в последнюю очередь обусловливалось тенденциями роста количества таких детей в общей популяции детского населения, социокультурными обстоятельствами и недостаточной изученностью социально-педагогических аспектов самого понятия «реабилитация» (М.Н. Никитина, М.Н. Гончарова, К.А. Семёнова и др.). Наряду с этим, в последние десятилетия на систему реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают влияние аксиологические тенденции, (В. Дильтей, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.Н. Назарова, Т. Парсонсн и др.). Аксиологический подход в философии и педагогике, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработке педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, к поиску путей развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе образования с использованием педагогических средств.
 


Социально – педагогическая реабилитация детей  с нарушением ОДА

         При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений           опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).  
     Часть детей с такой патологией не имеют  отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного  аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. На сегодняшний день в нашей стране существует и успешно развивается система социально - педагогической реабилитации лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в которой приоритетным является использование педагогического подхода. Модель данной системы представлена на примере детей с ДЦП (детским церебральным параличом). Система предусматривает использование потенциала индивидуального развития, стимулирующего преодоление ребенком своих ограниченных возможностей. Система социально - педагогической реабилитации сложилась и получила признание как кондуктивная педагогика в Венгерской Республике. Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется, таким образом, человек из дисфункциональной личности становится личностью ортофункциональной. Ход всего реабилитационного процесса осуществляется в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, имеющих схожую форму церебрального паралича. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором (от лат. conductor - сопровождающий, проводник). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. В комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами входят упражнения с мячом, на лестнице, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также данный комплекс дополняется ходьбой с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Нацеленная в первую очередь на личность программа позволяет ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью, в ходе чего ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения. Для становления ортофункциональной личности применяются программы, связанные с конкретными нуждами детей. Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Одним из основополагающих компонентов кондуктивной педагогики является выбор активной жизненной позиции у ребенка.. Таким образом рассмотрены основные теоретические положения, характеризирующие кондуктивную педагогику. Знакомство с венгерским опытом позволяет понять сущность и особенности системы социально - педагогической реабилитации детей с ДЦП, а также ее отличие от превалирующего в нашей стране медицинского подхода.  

Обучение  в интернате

         Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы.
     Обучение  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы[2].
     Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные  спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в  таких учреждениях предусматривает  не только общие дисциплины, но и  дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование  психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль[4].
     Для получения образования детьми с  нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо обеспечить специальные условия.
    Специально организованная среда:
     специально  приспособленное здание (лифты, пандусы  и др.),
     ортопедическая  обувь и ортопедические приспособления,
     специальная мебель, приборы для обучения; компьютерные классы.
    Наполняемость классов:
     подготовительный  класс  - не более 8 человек,
     в начальной, основной, средней школе  – до 10 человек.
          3. Продолжительность уроков:
     в подготовительном классе – 30 минут,
     в 1 классе – 35-40 минут,
     во 2 и далее – 45 минут.
     На  каждом уроке после 20 минут занятий  проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
    Обучение учащихся этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные  занятия проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
    Школа для детей с нарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.
    Обучение детей с нарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.
    Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.
     Лечебные  мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи: психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал.
 


Использование сенсорной комнаты  в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения  опорно-двигательного  аппарата

     Наряду  с технологиями коррекции нарушенных двигательных функций реализуются  методы, направленные на восстановление сенсорной сферы, развитие познавательной деятельности. Введение новых технологий в коррекционную работу позволило  не только соединить разные виды коррекции, но и дополнить их психологическими методами. Созданы условия для эмоционального комфорта как в группах, так и в сенсорной комнате, где используются игровые упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, для активизации психических процессов. У нас проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Независимо от восстановления двигательных функций, проводятся занятия педагогами-психологами, направленные на восстановление сенсорной сферы, развитие познавательной деятельности. Введение новых технологий в коррекционную работу позволило не только соединить разные виды коррекции, но и дополнить их психологическими методами. Любая коррекционная работа проходит не стихийно, а целенаправленно. Все современные технологии могут быть разделены на 2 группы: методы, используемые для индивидуальной коррекции, а также методы для подгрупповой работы. Но есть методики, которые могут быть использованы и в том, и в другом виде. Одни из современных технологий для коррекционно-педагогической работы требуют специально оборудованных комнат, другие можно проводить в игровой комнате и в кабинете психолога.    Самым сильным воздействием на ребенка обладает сенсорная комната. Работа проводится в этой комнате как с подгруппой детей, так и индивидуально. Она используется в следующих целях: коррекция познавательной деятельности, развитие произвольного внимания, эмоций. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
     Методика  коррекционной работы в сенсорной  комнате основана на постепенном  включении сенсорных ощущений. Начинать занятия в сенсорной комнате  следует с тактильных и кинестетических  ощущений, поскольку кожно-кинестетическая  чувствительность является основой  для формирования зрительного и  слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. В дальнейшем к тактильным ощущениям  прибавляем слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые. На занятиях в сенсорной комнате учат детей использовать общепринятые жесты, проводятся упражнения на развитие мимических движений. Перечисленные методы вместе с традиционными дают хороший результат в развитии ребенка.
 


     Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом 

     Для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных  городах) имеется сеть специализированных учреждены размоведомственного подчинения;
     • поликлиники;
     • неврологические отделения и  психоневрологические больницы;
     • специализированные санатории;
     • ясли-сады;
     • школы-интернаты;
     • реабилитационные центры.
     1 Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.
     2. В специализированных детских  садах осуществляется:
     • коррекционное обучение, воспитание;
     • подготовка к школе детей, имеющих  различные нарушения опорно-двигательного  аппарата.
     Цель  воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
     3. Специализированные школы-интернаты:
     60—70% детей с церебральным параличом  обучаются в учреждениях.
     Задачи  специализированного образовательного процесса:
     сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;
     трудовая  подготовка;
     профессиональная  ориентация.
     Содержание  коррекционно-педагогической работы:
     последовательное  развитие познавательной деятельности;
     коррекция нарушений познавательной деятельности;
     коррекция высших корковых функций;
     воспитание  устойчивых форм поведения и деятельности Задачи подготовительного класса:
     выявление состояния интеллекта;
     подготовка  к дальнейшему обучению в школе  по адаптированной программе (массовой или специальной).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.