На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансы и кредит"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – АНОО ВПО 

Факультет ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Кафедра управления персоналом 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ю.В. Ушакова 

    КУРС  ЛЕКЦИЙ
       Для дистанционного обучения по дисциплине  

«ФИНАНСЫ  И КРЕДИТ»
студентам специальности 080505 «Управление персоналом» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВОРОНЕЖ   2 0 1 0
 

    ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 

1.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ  ФИНАНСОВ.
     Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта и части национального богатства, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования  и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Это экономические отношения, выраженные в форме денежных отношений.
     Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.
     Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на котором происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и объектом хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
     Первоначальной сферой возникновения  финансовых отношений является  процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования происходит на основе финансов.
     Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается ДДС, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих и пр. Использование финансовых ресурсов осуществляется, в основном, через денежные фонды целевого назначения.
     Финансы необходимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления.   Первоначально пропорции распределения стоимости общественного продукта отражают отношения самого производства, т.е. выручка делится пропорционально элементам стоимости, отражающим условия производства. Однако, распределенная таким образом выручка не соответствует потребностям динамично развивающегося общественного производства, что вызывает необходимость в ее перераспределении. Это осуществляется посредством формирования денежных фондов целевого назначения.
     Развитие общественных потребностей  приводит к изменению состава  и структуры финансовых фондов, создаваемых в   распоряжении  субъектов хозяйствования.
     Расширенное воспроизводство в  составе потребностей занимает важное место, что связано с существованием государства. Так, регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном масштабах, содержание и развитие непроизводственной сферы, защита окружающей среды и т.д. удовлетворяется с помощью государственных финансов. Их функционирование позволяет формировать в распоряжении государства бюджетные и внебюджетные фонды, призванные  удовлетворять различные общегосударственные потребности. 

1.2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
     Различают две основные функции финансов:
     1. распределительная
заключается в распределении и перераспределении  совокупного продукта и национального  дохода. Полученный предприятиями после  реализации продукции валовой доход, используется, во-первых, на приобретение сырья, материалов и пр.; во-вторых, предприятие платит налоги государству, отчисления на социальное обеспечение и пр.; в-третьих, предприятие платит местные налоги и добровольные платежи; в-четвертых, предприятие платит % по кредитам, штрафы и пр.; в-пятых, через государственный бюджет производится финансирование непроизводственной сферы;
     2. контрольная
означает  экономический контроль за хозяйственной  деятельностью предприятий, контроль за платежеспособностью, контроль государства  за использование госбюджета;
     Также выделяют:
     1. воспроизводственная
предприятия должны обеспечить мобилизацию денежных средств для расширенного производства, самофинансирования, обновления средств  производства;
     2. регулирующая
с помощью  ее государство проводит мероприятия, направленные на выполнения антиинфляционной программы, проведение целенаправленной структурной политики и пр. 

   Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность, роль  и объективная необходимость  финансов.
2. Функции финансов.
3. Финансы  и расширенное воспроизводство. 

   Вопросы для самостоятельной  работы:
    Сущность финансов.
    Финансы и расширенное воспроизводство.
    Необходимость финансов.
 
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
    Гражданский кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ.
    Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
    Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
    Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
    О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I.
    О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
    О рынке ценных бумаг:  Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
    О страховании: Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.
    О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ.
    О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):  Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
 

ТЕМА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 

2.1. СУЩНОСТЬ И ЗВЕНЬЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
     Анализ закономерностей развития  финансов в разных условиях  общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочетанием объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяется два:
    развитие товарно-денежных отношений;
    существование государства как субъекта этих отношений.
В связи  с этим, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений.
Она включает в себя целый ряд звеньев.
     Основные звенья финансовой системы:
    финансы предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности
в составе  предприятий, функционирующих на коммерческой основе, в зависимости от отраслевой направленности могут быть выделены финансы промышленных предприятий, с/х, торговых, транспортных и пр.;
    страхование
в сфере  страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхование, разделяется по видам страхования;
    государственные финансы
главным звеном финансовой государственной  системы является государственный  бюджет. С его помощью Правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредоточены крупнейшие доходы и наиболее важные – в политическом и экономическом отношении – расходы. Также в состав финансовой государственной системы входят: государственный кредит и внебюджетные фонды.
     Все вышеперечисленные финансовые  отношения можно разбить на  две подсистемы:
    общегосударственные финансы
обеспечивают  потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне 
    финансы хозяйствующих субъектов
используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
     Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах  формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
     Основной единой  финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
     Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального
 производства.
     Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой  системы обусловлены единой сущностью  финансов.
     Финансовая система обладает  всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и пр.
     Финансовую систему необходимо  проектировать. Для этого могут  быть использованы типовые представления  и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.    
     Через финансовую систему государство  воздействует на формирование  централизованных и децентрализованных  денежных фондов, фондов накопления  и потребления, используя для  этого налоги, расходы госбюджета, государственный кредит. 

   Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность финансовой  системы РФ.
2. Звенья  финансовой системы. 

   Вопросы для самостоятельной  работы:
    Сущность финансовой системы.
    Функции и элементы финансовой системы.
    Финансовая система РФ: сущность и особенности функционирования.
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    Финансы и кредит: Учебник /  Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.
    Вахрин П.И. Финансы и кредит: Учебник /  П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 584 с.
 

ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ  ГОСУДАРСТВА 

3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ.
     Финансовая политика  это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
     Финансовая политика  подразделяется:
    финансовая стратегия
это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач, определенных экономический и социальный стратегий;
    финансовая тактика
направлена  на решение задач конкретного  этапа развития общества путем своевременного изменения способов организаций  финансовых связей и перегруппировки  финансовых ресурсов;
    Цель финансовой  политики: необходимо планировать расходы финансовых ресурсов таким образом, чтобы их хватило на реализацию тех задач, которые ставит перед собой государство.
     Главной целью  в современных условиях является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства и всемерного повышения эффективности общего производства.
     В настоящее время финансовая политика разрабатывается с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка.
     Основные методы финансового воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества:
    налогообложение;
    финансирование;
    маневрирование финансовыми ресурсами.
В настоящее  время разработан комплекс мер, направленных на финансовое оздоровление хозяйства:
    структурная перестройка экономики
резкое  сокращение производства вооружения, снижение в общем объеме производства долей отраслей тяжелой промышленности;
    упорядочение денежного обращения и восстановление дееспособности рубля;
    рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных потребностей;
    привлечение в экономику иностранных инвестиций;
    перестройка финансового механизма с целью усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений;
    увеличение значения финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства.
     Типы финансовой  политики:
      бюджетная политика
определяется  Конституцией РФ, БК РФ и другими  законами, которые устанавливают  функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и в бюджетном законодательстве. Приоритетом в бюджетной политике является направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Под бюджетной политикой понимают определение государством:
    источников формирования доходов государственного бюджета;
    приоритетных направлений расходов бюджета;
    допустимых пределов разбалансированности бюджета;
    источников финансирования дефицита государственного бюджета;
    принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
      налоговая политика
осуществляется  исходя из следующих принципов:
        без налогов государство существовать не может;
        налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту;
        высокий налоговый порог приводит к утечке капиталов;
        налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса;
        налоговая система не должна носить конфискационный характер;
        преобладание косвенной системы налогообложения, наиболее удобной позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны;
Основной  налоговой базой должны выступать  налоги на доходы и имущество.
      таможенная политика
это часть  налоговой и ценовой политики, т.к. таможенные сборы и налоги оказывают  прямое воздействие на цену товаров  и услуг, но она имеет свою особенность – специфический способ влияния цен на экономику страны: она или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг, или сдерживает его.
3.2. ОРГАНЫ И МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ  ГОСУДАРСТВА.
    Управление финансами в РФ, прежде всего, осуществляют  высшие законодательные органы власти в лице федерального собрания и двух его палат: Госдумы и Совета федерации. Такое управление осуществляется при рассмотрении и утверждении федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.
     Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Устанавливается предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
     В системе управления государственными  финансам различают:
1. субъект управления;
2. инструмент воздействия;
3. объект управления;
4. конечная  цель.
Система управления финансами  РФ
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минфин РФ и его органы на местах обеспечивают проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Основными его функциями являются:
      подготовка предложения и реализация меры по совершенствованию бюджетной системы РФ;
      участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
      участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
      разработка мер по инвестиционной политике;
и др.
     Министерство по  налогам и сборам осуществляет контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Его органы на местах – налоговые инспекции, которые обязаны:
      осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
      проводить проверки налогоплательщиков;
      ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
и др.
     ЦБ РФ является важным органом реализации денежно-кредитной политики. Он, наряду с федеральным казначейством, осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
     Министерство государственного  имущества РФ организует управление государственным имуществом РФ с целью получения доходов неналогового характера.
     Счетная палата осуществляет контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства и не подотчетна Федеральному Собранию.
     Методы управления финансами:
    финансовое планирование;
    финансовое прогнозирование;
    финансовое программирование;
    финансовое планирование;
    финансовое регулирование;
    финансовый контроль;
    финансовое законодательство;
    система методов мобилизации финансовых ресурсов;
     Цели управления финансами:
      финансовая устойчивость;
      финансовая независимость;
      сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.
 
 
3.3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
     Законодательные органы власти  и представительные органы местного  самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
    предварительный контроль
осуществляется  в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов о бюджете и  др. проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
    текущий контроль
осуществляется  в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных органов власти и  пр.;
    последующий контроль
осуществляется  в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов.
     Финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществляют:
    Минфин
проводит  внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями;
    Федеральное казначейство
осуществляет  предварительный и текущий контроль;
    финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
    главные распорядители, распорядители бюджетных средств
    проводят  финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями.
     Государственный  финансовый контроль включает контроль за:
    исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    организацией денежного обращения;
    использованием кредитных ресурсов;
    состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
    государственных резервов;
    предоставлением налоговых и финансовых льгот.
     Он возложен на:
    Счетную палату;
    ЦБ РФ;
    Минфин;
    Министерство по налогам и сборам;
    контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
    таможенный комитет.
     Основные направления государственного финансового контроля:
    контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
    контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.
     Государственный финансовый контроль  проводится не реже 1 раза в  год соответствующими контрольными  органами. По материалам проверок  органы Федерального казначейства направляют предписание в налоговые органы на взыскание с организаций в бессрочном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в целевые федеральные бюджетные фонды, использованные не по целевому назначению и штрафов за такие нарушения, а также штрафов, налагаемых на финансово-кредитные организации за несвоевременное исполнение ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доходы федерального бюджета, в целевые федеральные фонды и пр.
   Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность финансовой  политики. Типы финансовой политики.
2. Органы и  методы управления финансами  государства. 
3. Финансовое  планирование и прогнозирование.
4. Финансовый  контроль. 

   Вопросы для самостоятельной работы:
    Сущность финансовой политики.
    Типы финансовой  политики.
    Органы управления финансами государства.
    Методы управления финансами государства.
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    Балабанов И.Т. Деньги и финансовые институты / И.Т. Балабанов. – СПб. "Питер", 2004. – 224 с.
    Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 540 с.
    Воронин В.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Воронин В.П., Федосова С.П. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 269 с.
    Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.
    Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 464 с.
    Трускова Л.В. Финансы и кредит / Трускова Л.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с. (Серия «Учебники ХХI века»)
    Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Самсонова Н.Ф.. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия «Высшее образование»).
    Финансы. Кредитование. Инвестиции: Учебное пособие / Журавлев Ю.В. – Воронеж: ВГТА, 2002. – 202 с.
 

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ 

4.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ.
     Основа бюджетного устройства РФ – федерализм. Он базируется на разграничении предметов ведения и полномочий субъектов РФ и РФ, заложенным в Конституции РФ, федеративном и другим договором между РФ и ее субъектами.
     В ведении РФ  находятся:
    управление федеральной и государственной собственностью;
    установление основ федеративной политики в сфере экономического, государственного, социального, экологического, культурного, национального развития РФ;
    установление правовых основ единого рынка;
    внешняя политика и международные отношения;
    федеральный бюджет, налоги и сборы, фонды регионального развития.
     В ведении РФ  и субъектов РФ  находятся:
    вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, и другими природными ресурсами;
    общие вопросы образования, воспитания, науки, культуры, спорта;
    установления общих принципов налогообложения и сборов;
    координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
и др.
     По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы, имеющие значение и прямое действие на всей территории РФ.
     По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и правовые нормативные акты субъектов РФ.
     Принципы федерализма реализуются  в региональной политики РФ.
     Своеобразие российского федерализма  состоит в сочетании территориального  и национального начала. Для развития федеративных отношений необходимо:
    совместная реализация федеральных и региональных программ развития;
    совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы и системы налогообложения;
    принятие федеральных законов и пр.
     Развитие федерализма предполагает  учет региональных особенностей  при проведении экономических  реформ и обуславливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.
     Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
     Построение бюджетной  системы базируется на федеративном устройстве, определенным Конституцией РФ.
     Госбюджет – это фонд финансовых ресурсов, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности органов государства и местного самоуправления.
    Бюджетная система РФ основана  на принципах:
    единства бюджетной системы РФ
единство  правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса в РФ, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;
    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ
закрепление соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной власти органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
    самостоятельности бюджетов
право законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных   внебюджетных фондов
все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;
    сбалансированности бюджета
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита;
    эффективности и экономности использования бюджетных средств
при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита;
    гласности
обязательное  опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    достоверности бюджета
означает  надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета;
    адресности и целевого характера бюджетных средств
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.
     Главный распорядитель  бюджетных средств  – это орган государственный власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
     Распорядитель бюджетных  средств – это орган государственный власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. 

4.2. СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ.
     Межбюджетные отношения  – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.   
   Межбюджетные отношения основываются на принципах:
    распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
    разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
    равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
    выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
    равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
 
4.3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.
     Бюджетный процессэто совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
     Бюджетный процесс включает в себя время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и анализа.
      Участниками бюджетного процесса являются:
      Президент РФ;
      органы законодательной (представительной) власти;
      органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
      органы денежно - кредитного регулирования;
      органы государственного и муниципального финансового контроля;
      государственные внебюджетные фонды;
      главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
      иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
      Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
      Система органов, обладающих бюджетными полномочиями:
     В систему органов, обладающих  бюджетными полномочиями, входят  финансовые органы, органы денежно  - кредитного регулирования, органы  государственного (муниципального) финансового  контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации. Органом денежно - кредитного регулирования является Банк России. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
      счетная палата Российской Федерации;
      контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
      контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
     Осуществление отдельных бюджетных  полномочий может быть возложено  на иные федеральные органы  исполнительной власти в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. Субъекты Российской  Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.
         Бюджетный процесс включает:
    сводное финансовое планирование  и прогнозирование;
    составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
    исполнение бюджета в течение бюджетного года;
    анализ и контроль исполнения бюджета.
 
   Вопросы для самоконтроля:
1. Бюджетное  устройство и бюджетная система  РФ.
2. Система межбюджетных отношений и межбюджетные трансферты.
3. Бюджетный  процесс.
   Вопросы для самостоятельной  работы:
    Бюджетное устройство РФ.
    Бюджетная система РФ.
    Система межбюджетных отношений.
    Межбюджетные трансферты.
    Бюджетный процесс.
    Участники бюджетного процесса.
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
      Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
      Гражданский кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ.
      Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
      Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
      Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
      О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I.
      О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
      О рынке ценных бумаг:  Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
      О страховании: Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.
      О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ.
      О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):  Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
 

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ 

5.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И РОЛЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА.
     Госбюджет – это фонд финансовых ресурсов, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности органов государства и местного самоуправления.
    Госбюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственной армии, государственного аппарата, выполнения социальных мероприятий и пр.
    Задачи госбюджета:
    перераспределение ВВП;
    государственное регулирование и стимулирование экономики;
    финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
    контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
     Перераспределение  ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и осуществляемые одновременно стадии:
    образование доходов бюджета;
    использование бюджетных средств (расходы бюджета).
     Контрольная функция бюджета  действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

5.2. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА. 
     Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством РФ.
     В доходах бюджетов могут быть  частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других  уровней бюджетной системы РФ  для целевого финансирования  централизованных мероприятий, а  также безвозмездные перечисления.
     В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
     Целевой бюджетный  фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
     Доходы бюджетов образуются за  счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
     К неналоговым  доходам относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    иные неналоговые доходы.
     Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
     Доходы федеральных  целевых бюджетных  фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете. 

5.3. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА.
     Формирование расходов  бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
     Органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления с учетом имеющихся  финансовых возможностей вправе  увеличивать нормативы финансовых  затрат на оказание государственных,  муниципальных услуг.
      Исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие  функциональные виды расходов:
    обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    функционирование федеральной судебной системы;
    осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
    национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    государственная поддержка атомной энергетики;
    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    исследование и использование космического пространства;
    содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
    формирование федеральной собственности;
    обслуживание и погашение государственного долга РФ;
    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
    пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    проведение выборов и референдумов РФ;
    федеральная инвестиционная программа;
    обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    финансовая поддержка субъектов РФ;
    официальный статистический учет;
 
   Вопросы для самоконтроля:
1. Социально-экономическая  сущность и роль государственного  бюджета.
2. Доходы государственного  бюджета.
3. Расходы  государственного бюджета. 

   Вопросы для самостоятельной  работы:
    Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета.
    Доходы государственного бюджета.
    Расходы государственного бюджета.
 
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
      Финансы и кредит: Учебник /  Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.
      Вахрин П.И. Финансы и кредит: Учебник /  П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 584 с.
 

ТЕМА 6. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ 

6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА.
      Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
     Это часть централизованных финансовых  ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.  Они выражают экономические отношения,  возникающие в процессе формирования  фондов денежных средств и  поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
     В доходы бюджетов зачисляются  собственные налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также полностью собственные неналоговые доходы.
     В процессе исполнения бюджетов  в их доходы могут поступать  средства по взаимным расчетам  из бюджетов субъектов Российской  Федерации, другие безвозмездные  перечисления.
          Доходы делятся:
    собственные:
это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом (налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления);
    регулирующие:  
это виды доходов, получаемые бюджетами в  форме отчислений от собственных  доходов бюджетов др. уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.   

6.2. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА.
      К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
      федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
      таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
      государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
    неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:
    доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
    части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
    прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    доходы от внешнеэкономической деятельности;
 
6.3. ДОХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  БЮДЖЕТОВ.
     Доходы бюджетов  субъектов РФ:
1. К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:
    собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации";
    отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. 
     2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 – 46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.
     Доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
     В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
     В местный бюджет поступают  ассигнования на финансирование  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых органам  местного самоуправления, ассигнования  на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
     1. К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
    собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;
    отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса;
    государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 настоящего Кодекса в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
     2. Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 – 46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. 

6.4. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА.
     В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место:
1. сбалансированность  доходов и расходов;
2. превышение  расходов над доходами –  дефицит бюджета;
3. превышение  доходов над расходами –  профицит бюджета.
     Бюджеты всех уровней составляются  и утверждаются без профицита.  В случае профицита могут быть  сокращены налоговые доходы бюджета.  Составление бюджетов с профицитом  формально допустимо, однако оно  является скорее исключением,  чем правилом, т.к. имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к неэффективному функционированию экономики.
     Профицит может  быть:
    долгосрочным (на ряд лет);
    краткосрочным (на 1 финансовый год).
     Первичный профицит – превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание госдолга. В этом случае расходы на обслуживание госдолга превышают сумму дефицита бюджета.
    
   Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация доходов бюджета.
2. Доходы федерального  бюджета.
3. Доходы территориальных  бюджетов.
    Профицит бюджета.
 
   Вопросы для самостоятельной  работы:
    Классификация доходов бюджета.
    Доходы федерального бюджета.
    Доходы территориальных бюджетов.
    Профицит бюджета.
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
      Балабанов И.Т. Деньги и финансовые институты / И.Т. Балабанов. – СПб. "Питер", 2004. – 224 с.
      Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 540 с.
      Воронин В.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Воронин В.П., Федосова С.П. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 269 с.
      Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.
      Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2 изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 464 с.
      Трускова Л.В. Финансы и кредит / Трускова Л.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с. (Серия «Учебники ХХI века»)
      Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Самсонова Н.Ф.. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия «Высшее образование»).
      Финансы. Кредитование. Инвестиции: Учебное пособие / Журавлев Ю.В. – Воронеж: ВГТА, 2002. – 202 с.
 

ТЕМА 7. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ  

7.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА.  СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА.
          Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
     За счет расходов происходит  перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы.
     Структура бюджетных расходов  устанавливается непосредственно  в бюджетном плане и зависит  от экономической ситуации и  общественных приоритетов.
      Расходы классифицируются:
    по роли в процессе воспроизводства:
    затраты, связанные с финансированием материального производства;
    затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы;
     2. по функциональному назначению.
          Расходы делятся:
    капитальные
связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается  или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
      Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
      В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
    текущие:
обеспечивают  текущую работу органов госвласти, местного самоуправления, бюджетных  учреждений и пр.
     Текущие расходы  бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
     3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".
     Формирование расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации базируется  на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
     Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
     Формы расходов  бюджетов:
     Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах:
    ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
    средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
    трансфертов населению, включающих в себя:
    ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
    ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
    бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
    субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
    инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
    бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
    кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
    кредитов иностранным государствам;
    средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
 
7.2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.
     Дефицит –  превышение расходов над доходами.
     Дефицит может  быть:
    долгосрочным (на ряд лет);
    краткосрочным (на 1 финансовый год).
     Если дефицит имеет краткосрочный  характер, то Правительству достаточно  проведения мер по ограничению  роста бюджетных расходов или  сокращению налоговых поступлений.
     Если дефицит имеет долгосрочный  характер, то Правительство не  может обойтись только бюджетно-налоговыми  мерами. Необходимо проведение реструктуризации  экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое  оздоровление предприятий.
     Статьей 92 БК РФ установлены  ограничения для размера утверждаемых  дефицитов бюджетов всех уровней  бюджетной системы. Так, размер  дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть более 15 %  от объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
          Предусматриваются альтернативные источники покрытия дефицита:
заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.
     Источники финансирования  дефицита федерального  бюджета:     утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
    внутренние:
      кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
      госзаймы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      бюджетные ссуды;
    внешние:
      госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм в иностранной валюте.
     Источники финансирования  дефицита бюджета  субъекта Российской  Федерации: 
      внутренние:
      государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
      бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
      кредиты, полученные от кредитных организаций;
      поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
      изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
   Источники финансирования дефицита местного бюджета:
      внутренние:
        муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
        и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.