На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления фискальной политики я в Республики Беларусь и пути её совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СOДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Поэтому фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
    Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
    С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
    Тема  фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна  потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
    Целью данной работы является разработка предложений  по совершенствованию фискальной политики в Республике Беларусь на основе рассмотрения теоретических основ фискальной политики и анализа проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.
    Задачи  данной курсовой работы:
    1.Раскрыть  сущность фискальной политики.
    2.Рассмотреть  краткосрочные и долгосрочные  цели фискальной политики.
    3.Рассмотреть  механизм реализации дискреционной  и недискреционной фискальной политики.
    4. Определить основные направления и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь.
    В процессе написания работы были использованы различные источники , основными из которых являются: учебник «Макроэкономика» 6-ое издание под редакцией Агаповой Т.А., статьи Киреева Е.Ф. «Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики», «Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации»,статья под редакцией Шимановича, Кирхнер, Джуччи «Перспективы фискальной политики и финансирования бюджетного дефицита в Беларуси».
 

1 Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики

     1.1 Понятие фискальной  политики и её  цели и виды.

    Существуют  различные определения  фискальной политики зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.
    Наиболее  правильным является определение фискальной политики, как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий, с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен. Фискальная политика распространяется на привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
    Фискальная  политика может как  благотворно, так  и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.
    Основными целями фискальной политики являются: ликвидация безработицы, борьба с инфляцией, стабилизация экономического развития, антициклическое регулирование экономики, стимулирование экономического роста, достижение внешнеторговой сбалансированности, стабилизации экономической ситуации, проведение антициклических мер, противодействующих чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающих возникновением кризисных явлений.
    В зависимости от цели проводится стимулирующая  или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политку. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном  периоде – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.
     В целях снижения темпов инфляции реализуют  сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
     Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая – к бюджетному излишку, или профициту.
    Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

     1.2 Инструменты фискальной  политики

      Инструменты фискальной политики  используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
    Основными средствами осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы.
    К налоговым регуляторам относятся: виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.
    К бюджетным регуляторам относятся: уровень централизации средств  государством, соотношение между  федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.
    Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
    В условиях высокой экономической  конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.
    Стремление  государства погасить дефицит бюджета  денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
    Политика  государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
    Политика  государственных доходов исходит  из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и, в конечном счете, привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
    Налоговая политика — часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти  параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.
    Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
    Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
    Соответственно, правительство, в зависимости от экономических условий и этапа исторического развития национальной экономики, осуществляет выбор форм бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.
    Прямая  форма регулирования предполагает использование в основном инструментов бюджетного регулирования, среди которых: субсидии, субвенции, дотации отдельным предприятиям и отраслям, регионам; целевые кредиты; государственные закупки товаров и услуг; государственные инвестиции и пр.
    Косвенная форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и пр. Среди них: налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и прочие.
 

2 Механизм  реализации дискреционной   
и недискреционной фискальной политики

     2.1.Дискреционная  фискальная политика

    Фискальная  политика в зависимости  от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
    Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как  прямых, так и косвенных инструментов.  К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.
    Рассмотрим  механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель “доходы – расходы” и полагая, что:
    1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
    2) чистый экспорт равен нулю;
    3) уровень цен постоянен;
    4) первоначально в экономике не существует налогов;
    5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.
    Учитывая  эти допущения, проанализируем влияние  изменения государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.
     Предположим, что первоначально совокупные расходы  включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1.
     В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных закупок G (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I  вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I  и   C+I+G  показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1  - прирост выпуска продукции. Из рисунка 2.1 видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. 

      Совокупные расходы 
 
 

                                                                    С+I+G 

                                              Е2                  20 млрд.руб.
                                                                                                               C+I 

                                 E1 
 

                                                        Q1                  Q2 

                                           Доход, выпуск 

Рисунок 2.1 - Государственные закупки и равновесный национальный продукт. 

       Мультипликатор государственных  расходов Мg  показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства.
     Мультипликатор  государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций, так  как они оказывают на экономику  идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и  инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле: 

                                           Мg = 1 / (1 – MPC),                                      (2.1) 

где МРС  – предельная склонность к потреблению. 

     Чтобы определить изменение реального  национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов  dG.
     В периоды подъема экономики, когда  частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.
     Так же, как изменения государственных  закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных  выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.
     Чтобы государственные расходы имели  стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых  поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
     Инструментом  дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (паушального) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G  равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1.
     Государство вводит аккордный налог с населения, равный 16 млрд. рублей. Свои доходы население  использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями  которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной ?. С учетом МРС введение налога в 16 млрд. рублей, вызовет уменьшение потребления на 12 млрд. рублей, что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме выпуска Q2. Как видно из рисунка 2.2, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е. больше 12 млрд. рублей, что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. 

Совокупные  расходы

     

 
 
                                                        C1+I+G 
 
 

                                        E1              12 млрд.руб                  
                                                                        C2+I+G
                                 Е2                                                     
                                                                                                                                    Доход, выпуск 

                              
                                     Q2        Q1          
 

Рисунок 2.2 -  Аккордные налоги и равновесный  национальный продукт 

       Поэтому налоговый мультипликатор будет равен: 

           Мn =МРС * Мg  или Мn = МРС / (1 – МРС), (2.2) 

где МРС  – предельная склонность к потреблению;
         Мg – мультипликатор государственных расходов. 

     По  этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.
     На  практике аккордные налоги встречаются  довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.
     Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет  находиться в равновесии - точка Е1. Равновесный объем выпуска Q1.
     Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так: Y – tY = (1 – t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС * 1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение C’ + I+ G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. Это видно на рисунке 2.3. 

Совокупные расходы 

                                             
                                                                            C+I+G
                                                          E1 

                                                                                                                C’+I+G
                                                E2 
 
 
 

                                                                 
                                                                     Q2          Q1
                                                                                                 Доход, выпуск 

Рисунок 2.3 - Пропорциональные налоги и равновесный  национальный продукт 

     С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый  мультипликатор можно рассчитать по формуле: 

           Мn’ = 1 / (1 – MPC’) = 1/ ((1-t)MPC), (2.3) 

     Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские  расходы на МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:
       
           dY =  - Mn’ MPCtY1  = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1, (2.4) 

где t – налоговая ставка;
         Y1 – уровень национального дохода.
         Mn’– налоговый мультипликатор. 

     Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.
     Фискальная  политика, как правило, оперирует  одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. Рисунок 2.4.
     Предположим, государство увеличило закупки  товаров и услуг на 20 млн. рублей, что привело к росту совокупных расходов тоже на 20 млн. рублей и к  сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2.  

Совокупные  расходы
  
 


                                                                                  C+I+G1
                                                           E
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.