Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Метод наблюдения в журналистике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   №2 Метод наблюдения в журналистике.
   Непременным условием восприятия выступают логические категории – воображение и  понятие. При помощи понятия журналист  логически оформляет полученные данные, правильно понимает ситуацию. Понятие помогает представить, то что не наблюдаемо. Если понятие выступает качественно новой формой отражения по сравнению с представлением, то воображение такое понятие формирует, придает ему качественные черты. Деятельность воображения обуславливает активный характер восприятия, придает ему творческий характер.
   Наблюдение  процесс сложный, творческий. Его  структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с  объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из них – это реакция людей, которые являются объектом наблюдения.
   Существует  много разнообразных видов наблюдения:
   - Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.
   Скрытое наблюдение – используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.
   Включенное  и не включенное наблюдение. Этот метод предполагает, что журналист не просто со  стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения. Включенное и не включенное наблюдение в свою очередь могут быть скрытыми или открытыми. Включенное наблюдение скрыто, когда люди не знают, что за ними наблюдают, о таком наблюдении говорят, что журналист «поменял профессию». Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя.
   Прямое  наблюдение – это непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью.
   Косвенное наблюдение – это наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие социальные факты.
   Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.
   Стандартизированное наблюдение – это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения.
   Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения
   Систематическое и несистематическое наблюдение. месту проведения (полевое и лабораторное)  

   № 3. Объективные и субъективные предпосылки формирования творческой индивидуальности в журналистике.
   Поскольку профессиональное становление журналиста происходит только в условиях работы редакции;
   Анализ  творческой деятельности журналиста начинается с выяснения взаимосвязи отдельной  личности с той «микросредой», которая  не только окружает, но и оказывает  на личность непосредственное воздействие. В редакционном коллективе личные, коллективные и общественные интересы сливаются в единое целое и проявляются в морально-психологическом отношении к ним журналиста. Это единство закрепляется, с одной стороны, активной деятельностью сотрудников, направленной на достижение творческих целей, а с другой – не менее активной деятельностью редакционного коллектива, способствующей творческой самореализации личности, ее социальному утверждению. Важно знание особенностей творческого акта, в ходе которого личность реализует свои потенциальные способности и возможности. Взаимодействие психофизических и интеллектуальных усилий журналиста для реализации замысла будущего произведения и составляет творческий процесс, таящий в себе и необъяснимые моменты внезапного озарения, и многократное обдумывание плана статьи или очерка, и изнурительную работу по сбору и систематизации разнородных фактов, и поиск выразительных лексических средств, и рассмотрение различных вариантов композиционного построения задуманного произведения. 

   №4 Метод эксперимента в журналистике.
   Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием  которых находится в руках  исследователя.
   В эксперименте объект является средством  для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и принимая какие-то решения.
   Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.
   При планировании и проведении эксперимента журналистам надо учитывать следующие моменты. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. После того как журналист определил, в каких условиях будет проходить акция, ему следует сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после этого решается, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования.
   Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.
№5 Творческий потенциал журналиста, факторы роста.
   В развитии профессионализма  выделяют три уровня: начальный средний, высший.
   Начальный – это такой уровень, при котором процесс деятельности сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.
   Средний уровень – освоение новых приемов ( идеальные проекты повторяющихся действий)и методик (нормативные кодексы). Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, конфликтология, теории личности, социальная психология, опыт коллег.
   На  этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что  человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.
   Высший  уровень профессионализма мастерство. Это достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы. 

   №6 Природа и назначение факта в журналистском произведении.
   Основа  журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях.
   1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.
   2. под фактом подразумевают знание  обладающее достоверностью.
   В первом случае подразумевают непосредственно  фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.
     Журналистский текст состоит  из высказываний, констатирующих  какие-то признаки реальности, которые  можно проверить и доказать. Большое  значение в тексте имеют мнения, объяснения ( обозначение с помощью  причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).
   Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
   Факт  в журналистике – достоверное  отражение фрагмента действительности.
     Для журналистов важно:
   - из каких источников они получены
   - какие цели преследовали люди, сообщив о них
   - четко различать факты науки  и обыденные факты.
   Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний.
   Статистические  данные – традиционный способ предъявления фактов.
   В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения.
   Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в  результате его верификации. Недостоверный  факт – это суждение о событии, которое верифицировать невозможно. 

№7 Нормативно-этические регуляторы творчества журналиста.
   Творчество  журналиста регулируется как законодательными, так и этическими нормами (кодексы).
   Законодательные:
   1. Отраслью права, связанной со  свободой слова и мысли, право  на информацию и свободу массовой  информации.
   2. доступ к информации.
   3. гос. тайна и ее защита, ответственность  журналиста за ее разглашение.
   4. иная охраняемая государством  тайна, частная жизнь, банковская  тайна, тайна переписки, тайна  семейной жизни.
   5. доступ к архивной информации.
   6. деятельность журналиста связанная с рекламой (пропаганда алкголя).
   6. отр-ль права связанная с обязанностями  журналиста по освящению деятельности  журналиста.
   Кодексы союза журналистов, различные документы  общественных и творческих организаций., общественные советы и фонды. 

   №8 Метод интервью в журналистике.
   Термин  «интервью» происходит от англ., interview, т.е. беседа. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.
   Есть  различия в технике проведения беседы. Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы.
     В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем. Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами).
   Интервьюер  должен обладать умением “сходиться с людьми”, располагающими информацией... – это первое требование. Второе требование – тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным».
   Знание  психологических особенностей общения  так же важно, как и уровень  компетентности и подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько  журналисту удалось разговорить  собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации.. С помощью фокусированного интервью журналист может выявить особенности восприятия людьми той или иной информации, образ их мыслей, социальные установки и интересы. 

   №9 Понятие и значение социальной ответственности журналиста.
   «Социальная ответственность журналиста. В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет  ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует  СМИ,  но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием».  Первая статья Кодекса профессиональной этики гласит: «Социальная ответственность журналиста. Журналист ответственен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию – первейшая обязанность журналиста.  Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законным интересам личности, для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации гласности. Если указание издателя или руководства редакции вступает  в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям».   
    Как  видим, главная ответственность  за информацию возлагается на  журналиста, при этом определяющим  фактором являются собственные  нравственные установки пишущего.   Американские исследователи, в частности, Т. Питерсон, выделяют 4 теории прессы, одна из которых - «теория социальной ответственности».  Её  сущность заключается в следующем: свобода прессы несёт с собой сопутствующие обязательства, поэтому СМИ, находясь в привилегированном положении, обязаны нести ответственность перед обществом, выполняя определённые важные функции массовой коммуникации в современном мире.
   №10 Биографический метод  интервью.
   Биографический  метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. И это понятно. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому таким сведениям можно было доверять или не доверять. И тем не менее «история жизни» одного человека может представить для исследователя большую ценность, если учесть то, что благодаря этим историям можно «реконструировать» внутреннюю динамику развития тех или иных процессов.
   При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом, т.е. стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека. В-третьих, пытаются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т.д.
   В журналистике биографический метод применяется  в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью  собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т.п.). В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель выступает инкогнито. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению.
   Журналисты, обращающиеся к биографическому  методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания и т.д. Теоретики выделяют следующие виды биографического интервью:
   Лейтмотивное  интервью. Респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями.
   Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий.
   Открытое  интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который – по типу повседневного разговора – задает наводящие вопросы.
   Выделяю следующие процессы, происходящие в  жизни отдельного человека:
   интенциональные – это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;
   институциональные – это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера и др. Во многих журналистских произведениях, особенно в очерках, можно использовать подобного рода процессуальные стороны жизни человека.
                                    №12 Аргументация в журналистском произведении. 

   Основные  правила аргументации можно сформулировать следущ. образом:
   1.  обсуждаемые положения (тезисы) должны  быть: четкими, определенными, понятными.
   2.  аргументы должны быть:
                                  - равными по силе аргументам  оппонента
                                  - достоверными
                                  - непротиворечивыми
                                  - достаточными для док-ва тезиса.
   Факт  один из наиболее доказательных аргументов, надежный аргумент для опровержения. В практике журналистики используются различные приемы предъявления аргументов, в основе которых – правильное расположение аргументов по отношению друг к другу. Важным техническим приемом предъявления аргументации в тексте, повышающим силу его воздействия, является подача определенной системы идей (концепции) в форме риторического вопроса. Риторический вопрос дает возможность заинтересовать читателя, пообещать ему информацию, ради получения которой он обратится к тексту. Риторический вопрос стимулирует мышление аудитории, заставляя ее обратить внимание на сложные, нерешенные проблемы. Читатель вовлекается в процесс обсуждения и аргументации. 

   №13 Структура и механизмы  творческой деятельности журналиста.
   Деятельность  журналиста включает в себя три момента:
   1. Целесообразность самого труда
   2. Предмет труда, т.е. то, на что  направлена эта деятельность
   3. Инструменты, которыми человек  воздействует на этот предмет
   Основными элементами структуры  журналистской деятельности являются:
   - цель – осознанный образ ожидаемого  результата
   - способ – комбинация реальных  компонентов журналистской  деятельности, благодаря которой достигается  результат.
   - творческое отношение к труду  – в его основе лежит ощущение  осмысленности труда, и осознание  цели как своей собственной;  стремление создать объективную картину мира.
   - Стимулы труда – внешние факторы,  побуждающие к трудовой активности
   - мотивы труда – внутренние  стимулы, потребность, осознаваемая  как нечто важное.
   - ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности. 

   №14 Конфликт в журналистском  произведении
   Конфликт  это предельный случай обострения противоречия. Возникновение, развертывание, созревание, обострение и разрешение противоречий сопутствуют действиям людей, реализующих  свои цели, интересы, потребности. На стадии обострения создается конфликтная ситуация. Возникший внутри нее какой-либо инцидент может трансформировать ситуацию в столкновение или конфликт. Довольно часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами, настолько острыми и бесконечными, что СМИ остается лишь вести летопись, хронику нескончаемых противоречий. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами; властью и полит. Партиями. Журналист может расследовать конфликты социальные, трудовые, моральные, межличностные и внутриличностные. Социальные, экономические, духовные противоречия в ходе общественного развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально-обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутрилич. конф.) так и через прямое публицистическое истолкование автором драматического момента. Как правило журналисты начинают расследовать конфликт на стадии его кульминации. Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуации, заключающий в себе остроту конфликта социального, трудового или морального – публикации об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновения, умение разобраться в них в значительной мере определяет уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием – искусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане. 
 

   №15 Проблемная ситуация в творчестве журналиста.
   Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. Во-первых, проблемная ситуация - это противоречие между знанием  о потребностях и незнанием путей  достижения этих потребностей. Выявление  возникающего конфликта, его значимости для большей аудитории значительно облегчает формулировку проблемы и выбор темы журналистского исследования.
   Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу проблемы, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить перед собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе самого исследования. Зона конфликта, его масштабность, определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Значит, во-вторых, проблемная ситуация в журналистике - это динамика познавательной деятельности самого журналиста.
   Само  движение мысли журналиста, поиск  и переработка необходимой информации, возникающие при этом интеллектуальные затруднения, эмоциональные переживания, разграничение фактов и мнений создают динамично развивающуюся цепь проблемной ситуации.
   В ходе решения этой проблемной ситуации происходит и определенная перестройка в  структуре личности журналиста, мобилизуются все его духовные возможности, достигаются наиболее целесообразные связи между психическими процессами и элементами проблемной ситуации.
   Разбирая  конфликт, становящийся предметом исследования, журналист неизбежно вовлекается  в него, гипотетически достраивая недостающие звенья. В психологическом плане проблемная ситуация ощущается журналистом как муки творчества, как напряженное состояние в ходе решения проблемных ситуаций, наслаивающихся одна на другую. Главный магистральный способ решения этой проблемной ситуации - нужно взглянуть на предмет журналистского исследования с другой точки зрения, отыскать возможности переформулировки проблемы, провести ассоциативные аналогии с уже изученным ранее, подключить интуицию и воображение для того, чтобы проанализировать "крайние случаи" ее развития. Все это, в конечном итоге, поможет отыскать новые способы решения.
   При определении  проблемной ситуации журналист учитывает  всю совокупность ее проявления, как  внешних форм, так и внутренних. И знание закономерностей, которые порождают проблемные ситуации и ведут к их решению, - одно из условий эффективной работы в журналистике. 

   №17 Методы журналистского творчества: общая характеристика.
   Именно  на основе методовосуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
   Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
   Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
   Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.
   Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
   Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
   Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
   Индукция – переход в процессе познания от частного к общему.
   Наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение, соцопросы, контент-анализ,  

   №18 Журналистское произведение: элементы содержания.
   В основе журналистского произведения лежит  тема – обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом  зрения. Ведущий элемент содержания журналистского произведения – документальный факт. Назначение фактов в журналистском произведении в том, чтобы на его основе показать явления, мир чувств и мыслей, деяния человека. Содержание журналистской информации составляют факты, сообщения комментарии, касающиеся процессов протекающих в современном мире. При создании произведения журналист проверяет фактическую достоверность, документальную точность воспроизводимых явлений жизни, выстраивает факты в логически-последовательную цепь, органически связывая их с главной идеей.
   Осмысливая  журналистское произведение, следует различать фактологические, идейно-этические и культурологические элементы. Единицей фактологической становится указание на место, конкретную ситуацию, географический пункт или конкретного человека. Единица культурологическая – выразительные средства, с помощью которых события поставлены в контекст прошлого опыта. Идейно-эстетический момент может быть выражен в лидер-абзаце, предваряющем основной текст.
   Так же можно заметить три элемента –  факт, авторское мнение,  авторскую  концепцию.
   Синтаксическое  своеобразие журналистского произведения выражается в характере его организации, правилах использования выразительных средств, композиции. Сюжет –представляет собой целостное завершенное событие имеющее –экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. 

   № 19Редакционный коллектив как творческая среда журналиста.
   Редакционная  деятельность журналиста обусловлена  теми функциональными и профессиональными  требованиями, которые ему предъявляются  в процессе его работы. С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т.д. Действия журналиста внутри формальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подразделения) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания. В функциональной группе четко проявляются субординационные (должностные) связи, а права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.
   Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.
   При этом групповые нормы используются не только для регламентации внутриредакционного поведения личности, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные, которые усваиваются через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку. Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерархии властных отношений, которые регулируются должностными инструкциями, директивными признаками и поручениями.
   Групповые нормы обеспечивают и функционирование ролевой структуры редакции, поддерживая тем самым особый тип поведения каждого члена коллектива. В функциональной группе действуют следующие нормы:
   ·        профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям);
   ·        правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);
   ·        этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).
   Сегодня взаимоотношения между редакцией и журналистами строятся на жесткой контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры (соглашения) заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними определяются особым регламентом газеты, утвержденным главным редактором или редакционной коллегией.
   Профессиональные  обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным  редактором или Положением о персонале.
   Практически во всех журналистских коллективах  наиболее сложной сферой нравственной регуляции являются взаимоотношения  «автор – редактор». В подобных ролях могут выступать не только сотрудники редакции и ее руководители, но и другие журналисты, один из которых является автором рукописи, а другой – ее правщиком. В процессе данного взаимодействия, как показывает практика, могут столкнуться различные идейные позиции, полярные видения той или иной проблемы, наконец, возможны проявления вкусовщины в оценке творческой манеры или стиля автора. Взаимоотношения «автор – редактор» могут оказаться напряженными, если журналист, используя свое должностное положение в редакции, искажает смысл материала или же навязывает коллегам свои субъективные пристрастия и т.д.
   Основные  принципы и нормы профессиональной этики журналиста выполняют роль нравственного регулятора деятельности работников печати.  
 

   №20 Взаимодействие формы и содержания.
   Целостность достигается единством художественной формы и содержания. «Диалектика взаимодействия содержания и формы вытекает из разнокачественного уровня элементов содержания. Одни из них выражают сущность явления (теоретический факт, идея, концепция), другие фиксируют конкретные проявления этой сущности (эмпирический факт, мнение, ситуация). Основные группы элементов содержания – фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная – обладают неодинаковой способностью к формообразованию»1[3]. Например, фактическая сторона события лучше всего отображается в информационных жанрах, проблемно-тематическая – в аналитических, а идейно-концептуальная – в художественно-публицистических. Выбор той или иной жанровой формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом. В одном случае ему необходимо информировать общественность о каких-либо знаменательных событиях, в другом – дать анализ происшедшего, в третьем – создать типический образ современника. Но прежде чем приступить к изложению материала, журналисту нужно выбрать оптимальную композиционную форму, которая «должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным». Нельзя забывать и о том, что любая форма есть отражение динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определенным образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. 

   № 21. Типы творческой индивидуальности журналиста.
   Современная психология делит людей творческого  склада на два типа:
   -дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам, испытывают удовольствие от познавательных открытий)
   - конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность. 

   №22 Замысел, идея, сюжет и композиция  журналистского произведения.
   ЗАМЫСЕЛ
   Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной  реальной ситуации. Но этому предшествует процесс  предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.
   ИДЕЯ.
   Идея  – смысл и образный ориентир для  аудитории. Перед читателем она  предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.
   Идея  журналистского произведения предполагает решение следующих задач:
   1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.
   2. Определение адреса конкретной  реальной ситуации, нужной для  исследования сегодняшнего состояния  проблемы и демонстрации путей  ее разрешения.
   3. Обоснование возможных вариантов  отношения конкретной реальной  ситуации к проблеме.
   4. Планирование дальнейшей работы.
   5. Организационно-практической обеспечение  хода  деятельности.
   В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.
   Идея  жур-ого  произведения имеет большое  значение  для создания определенного  духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта  по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.
   КОМПОЗИЦИЯ
   Слово «композиция» происходит от латинского compositio – составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.
    Выделяются  различные варианты монтажа – от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки: каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятие текста.
   Функциональное  назначение лида – привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только упоминается основная канва события, в других – дается интригующая подробность, в третьих – используется яркая деталь, в четвертых – задается риторический вопрос и т.д.
   На  концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность.
   Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. 
   СЮЖЕТ
   Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.
   В журналистике под сюжетом понимают «движение  событий, мыслей, переживаний, в которых  и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания. 

   №23 Принципиальные основы журналистского творчества.
    Принцип  - основополагающее первоначало,  основное положение, исходный  пункт размышления. Принцип на  практике находит свое воплощение в методе.  
Метод - путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности.  
Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов. 
Первый - философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология. 
Второй уровень - общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие. 
Третий уровень - специально-научные методы, применяемые в журналистике, например - социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее. 
Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности. 
Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию. 
Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала.
 

   №24 Структура творческой индивидуальности журналиста.
   Современный журналист должен обладать целым  комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др.
   Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая  человека на адекватное отображение  и осмысление действительности, требует  от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.
   Там, где  зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д.
   В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления.
   В психологии выделяют различные типы мышления:
   1)        наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);
   2)        наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);
   3)        словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).  

   Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное (творческой), интуитивное и логическое мышление и др. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий. 

   №27 Анализ и интерпретация полученных данных в методике создания журналистского произведения.
   При обработке данных используются как  общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), так и  общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Стратегия качественного анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. «Группировка и классификация, – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Группировка позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами.
   Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Процесс типологизации начинается уже с момента отбора фактов. Для решения этой задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае типические свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором случае найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации.
   Мы  рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существуют свои процедурные правила, разрабатывается и особый рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Заметим и другое: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда. 

   №28 Сущность понятия  журналистское творчество.
   Как и всякий труд творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское  творчество, однако заниматься ею как  чистым искусством  или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности. 

   №30 Структура творческого  процесса в журналистике.
   В структуре журналистского творчества разделяют операционные, мотивационные (внешняя и внутренняя мотивация –страстное желание), интеллектуальные и личностные (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.) аспекты. 

   №32 Роль современных  коммуникационных технологий в творчестве журналиста.
     Важно отметить особое значение  Интернета для журналистского  творчества. Это источник разнообразной  информации, который позволяет расширить  границы использования самых  разных жанров. В связи с тем,  что в современных условиях востребованы такие жанры, кА журналистское расследование, комментарии, аналитические обозрения, тематические обзоры, то для таких целей Интернет и позволяет вести поиск необходимых сведений, фактов, статистических данных.
   В работе по созданию разнообразной –Интернет продукции имеются свои особенности. Прежде всего, это творческий метод создания жанров малых форм. При этом важно, чтобы подача материала была «блочной» с подзаголовками и соответствующими выразительными средствами. Ведь один из факторов, который определяет особенности Интернета как коммуникации, - это гипертекст.
   Гипертекстовый  способ создания информации обусловливает  жанровые трансформации, актуализируя требование краткости, выразительности, логики изложения. 

   №33 Соотношение индивидуального и коллективного начал в творчестве журналиста.
   Почти всегда журналист сам создает  свое произведение – репортаж, статью или очерк. Процесс его работы над своим текстом подразделяется, в принципе, на этапы, характерные  и для создания литературно-художественных произведений. Как и писатель, журналист сам находит материал для своего выступления в печати, тщательно разрабатывает тему. И для него самым ответственным моментом является творческий акт – написание текста. Здесь он может рассчитывать только на собственные силы и способности, – создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Подобно писателю он старательно отделывает, правит свой репортаж или статью, нередко переписывает.
   Но  в отличие от писателя или художника  журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь элементом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения – выпуска газеты. Успех индивидуальной деятельности журналиста зависит и от понимания им своего места и роли в редакционном коллективе, от стремления и способности руководствоваться в своем личном творчестве задачами, стоящими перед его редакцией, учитывать направление и характер деятельности других ее сотрудников.
   Более того, некоторые моменты и даже целые этапы процесса создания журналистского произведения приобретают черты коллективного труда. Это относится уже к выбору темы будущего выступления. Темы многих статей, корреспонденции, очерков и других публикаций определяются не только в результате личного предложения, заявки журналиста, которая затем подвергается коллективному и подчас длительному обсуждению – в отделе, на планерках и летучках, в редколлегии и т.д., но и руководителями журналиста – редактором, ответственным секретарем, заведующим отделом – в форме редакционного задания, в соответствии с планом работы редакции. Это задание, учитывающее место и роль будущего произведения в газете, подчас дает все основные его характеристики, указывая не только тему, но и объект отображения, характер и форму выступления, время его предполагаемой публикации и даже называя его возможных героев. Оно сообщает журналисту разностороннюю информацию о том, чего от него ждет редакция.
   Однако  редакционное задание оставляет  журналисту достаточно широкие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глубокой ее разработки, использования свежих фактов и др. Автор может столкнуться в жизни с реальной ситуацией, расходящейся с редакционным замыслом. В этом случае он решает, чем именно его выступление будет отличаться от задания. Основной стимул, которым он руководствуется, – воссоздать в газете правдивую картину действительности в соответствии с задачами, стоящими перед его периодическим изданием.
   Коллективный  характер работы над индивидуальным журналистским произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции – корректировкой хода выполнения задания. На последующих этапах работы это выступает на первый план. Заведующий отделом, в котором работает автор, и сотрудник редакционного секретариата могут совершенствовать авторский текст, выделяя главное, удаляя ошибочные положения, заменяя неудачный заголовок и т.п. Все эти изменения в тексте по идее производятся в содружестве с автором, в любом случае – с его ведома. Публикация, появившаяся в результате в газете, представляет собой индивидуально-коллективное произведение. 

№34 Выбор темы журналистского произведения.
   Для того, чтобы событие могло стать  новостью для всех, фактом, достойным  внимания журналиста, оно должно содержать определенную конфликтность и эффект "эмоционального толчка", быть в тесной связи с так называемыми "общечеловеческими" темами, всегда цепляющими внимание.
   Творческий  процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем  больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предложенных ему самим обществом. Главное правило, которое следует помнить и исполнять, гласит: журналист всегда и во всем ищет первопричину.
   Жизненный материал, который становится главным компонентом при определении темы будущего материала, - это та социальная реальность, которая окружает журналиста. Детальный отбор необходимого материала, отбор наиболее важного, показательного и позволяет сформулировать тему и идею произведения. Для того, чтобы не ошибиться в выборе актуальной темы, журналист обращает внимание на проблемы, стоящие сегодня перед человеком или обществом в целом. Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего материала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточняются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ, а затем выстраиваются рабочие гипотезы.
   Каждый  человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение  интересующей их информации без каких-либо ограничений. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты. Вопрос профессионального  мастерства журналиста - в умении отделить факты от мнений.
   Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению  и потому тщательнейшим образом  изучает все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, созданные  за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития событий. И только после этого приступает к непосредственному исследованию события. 

№ 39 Общее и особенное  в журналистских  произведениях печатной и электронной  прессы.
   Все одинаково - цели издания, аудитория, оформление, язык, стиль.
   В современных условиях наличие электронны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.