На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Японская концепция четырех условий качества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
 
 
Кафедра «Стандартизация, метрология и сертификация»
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
«Японская концепция четырех условий качества»
 
 
 
 
 
 
 
                                          Работа выполнена  студенткой 3 курса
                                          специальность 080401 3511 группы
                                          Богдановой Марией Сергеевной
                                          Работу провел (а)__________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2009 г.
            Санкт – Петербург
      Содержание
Введение 3
1.1.Понятие качества  и его значение в экономической  деятельности предприятия 5
1.2.Элементы стратегии всеобщего менеджмента качества 11
1.3.Всеобщее управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукта 23
1.4.Краткая характеристика комплексной системы управления качеством продукции 29
Заключение 31
Список литературы 33
 
 

       введение
      В настоящее время в экономике  наблюдается тенденция, при которой  такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
      Качество  продукции (включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.
      Одной из моделей управления качеством  является Японская. В её основе лежит  Всеобщее управление качеством –  Total Quality Management (TQM). Эта модель представляет собой одну из наиболее эффективных  методик управления качеством. Практическое использование данной модели позволило Японии не просто восстановить производство после Второй Мировой Войны, но и превратить эту страну в лидера по производству высокотехнологичной продукции (роботостроение, автомобилестроение и т.д.).
      Исходя  из вышеизложенного, возникает цель: рассмотреть преимущества и недостатки японской модели управления качеством перед другими моделями (на примере комплексной системы управления качества продукции).
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить качество, как экономическую категорию;
    детально рассмотреть японскую модель управления качества;
    провести сравнительный анализ системы Всеобщего управления качеством и комплексной системы управления качеством продукции.
      Объектом исследования в данном случае является качество как основной элемент конкурентной борьбы в современных экономических условиях, предметом – японская модель управления качеством.
 

       1.1.Понятие качества и его значение в экономической деятельности предприятия
      В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
      Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1)1.
      
      Рисунок 1.1 Пирамида качества
      Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции непосредственно вытекает из качества работы. Здесь оценивается качество годной продукции, учитывается мнение потребителя, анализируются рекламации.
      Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие. Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие продукция не совсем точно даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...»2. Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие продукция. Продукция – комплексное понятие. Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.
      Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
      Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.).
      Повышение сложности изделий привело к  увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к  комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового  производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
      С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация  производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
      Качество  у производителя и потребителя  – понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.
      Вернемся  к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.
      В условиях командно-административной экономики  качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
      Качество  изделия может проявляться в  процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
      Идея  такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке – квалиметрии. «Квали» по латыни означает «какой, какого качества», а «метрео» на древнегреческом – «мерить», «измерять». Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
      Основной  целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, которые  позволяют выразить качество конкретного  оцениваемого объекта одним числом, характеризующим степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности.
      Суть  измерения качества в квалиметрии  состоит в следующем:
      1.    Для каждого вида продукции  учитываются свои специфические  уровни качества,  зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях.  Качество характеризуется определенным  технико-экономическим  параметром   (потребительным свойством): емкость холодильника, скорость автомобиля, ходимость автопокрышек, содержание основного компонента (активного вещества и др.).
      2.    Выбирается эталон качества.
      3.    Достигнутое качество сопоставляется  с эталоном.
      Таким образом, качество может соответствовать  эталону, быть ниже или выше эталона.
      Сводная оценка качества связана с так  называемым интегральным качеством. Это понятие было введено А.В. Гличевым, В.П. Пановым и Г.Г. Азгальдовым.
      Вместе  с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя  и потребителя. Без обеспечения  технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
    технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;
    эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
    эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т.п.);
    техническое   качество,    предполагающее    гармоничную увязку предполагаемых  и фактических потребительных свойств в эксплуатации  изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).
      Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое  изделие воплощает в себе как  потребительную стоимость, так и  стоимость производства.
      Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1.2.Элементы стратегии всеобщего менеджмента качества
      Акцент  на потребителя
      Новая парадигма, порожденная главенствующей ролью потребителя, заключается в следующем:
    процессы существуют, чтобы удовлетворять нужды людей и потребности общества;
    процессы полезны, если они добавляют ценность для людей и общества;
    желания и нужды различны во времени и пространстве (для разных наций и культур);
    процессы различны в различных культурах и у разных наций;
    потребности и процессы их удовлетворения могут быть смоделированы и отслежены с использованием статистического анализа;
    лучшая модель процесса удовлетворения потребностей общества должна быть принята руководством при непосредственном участии каждого члена общества.
      Новая парадигма изменяет представление о ценности не только продукта, но и каждого участника процесса его создания. Ранее ценился работник, который беспрекословно выполнял указания руководителя: «босс всегда прав». Теперь значимость его работы оценивается потребителем: «Потребитель всегда прав». Новая парадигма, исповедуемая Всеобщим менеджментом качества, изменяет и саму систему достижения цели в новых условиях конкурентной борьбы на рынке. Акцент на потребителя означает не только его главенствующую роль в деятельности системы, но и получение достоверной информации о нуждах и пожеланиях потребителя. Поэтому появляется необходимость в контактном персонале, от которого зависит не только достоверность поступаемой от потребителя информации, но и субъективный имидж компании в глазах потребителя.
      Работники сферы разработки, производства и  доставки продукта, в соответствии с новой парадигмой рассматриваемые как персонал поддержки удовлетворения требований потребителя, должны включаться и объединяться в единую систему, выполняющую главную цель – максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости.
      Руководитель, аккумулируя требования потребителей, обязан организовать оптимальную работу системы для достижения целей. При этом он должен в одинаковой степени подходить к нуждам и пожеланиям как внешних потребителей компании, так и работников своей фирмы, которые для него являются тоже потребителями (внутренними). Поэтому роль руководителя в условиях новой парадигмы меняется по сравнению с существовавшей ранее.
      Удовлетворение  потребителя в условиях рынка  является первостепенной задачей любой организации независимо от ее формы собственности и размеров. В то же время для организации, работающей в условиях TQM, это не означает удовлетворение потребностей только внешних потребителей. Каждый сотрудник организации имеет своих собственных потребителей, которых называют внутренними. Их нужды в соответствии с требованием «делать работу хорошо» также должны удовлетворяться. Чтобы иметь возможность удовлетворить внешних потребителей (внешнее качество), следует удовлетворить внутренних потребителей (внутреннее качество), не допуская тем самым низкого уровня внутреннего качества.
      Низкий  уровень внутреннего качества подразумевает  различные нарушения в работе системы, вызванные переработкой проекта, повторным производством продукта для компенсации некачественной продукции, исправлением дефектного продукта или его уничтожением (хотя на его производство уже были затрачены средства) и различными задержками в процессе, приводящими в конечном итоге к снижению производительности и росту стоимости конечного продукта, соответствующего его ценности, ожидаемой потребителем (продукта с высоким внешним качеством). Усилия, направленные на достижение высокого внешнего качества при низком внутреннем качестве, связаны со значительным удлинением lead time (период освоения новой продукции; время выполнения), а также с увеличением стоимости продукта за счет возрастания издержек производителя на его переработку и повторное производство. В современных условиях конкурентной борьбы такой производитель обречен на провал.
      Чтобы избежать низкого внутреннего качества и обеспечить высокое внешнее качество, необходимо, как подчеркивает TQM, в первую очередь включить в процесс и внешнего, и внутреннего потребителя и рассматривать взаимоотношения «поставщик – потребитель» в виде непрерывной цепи всего процесса. Каждый работник в любом звене этого процесса должен знать и понимать потребности не только внешнего, но и внутреннего потребителя. Основное требование TQM – рассматривать потребителя как участника процесса создания высококачественного продукта. Определение нужд потребителя является первым шагом включения потребителя в процесс создания высококачественного продукта. Для определения его нужд необходимо исследовать рынок и реализовать рыночные ожидания при планировании, разработке и изготовлении продукта. Сравнение функций продукта, его исполнения и цены с нуждами потребителя – основа оценки качества продукта.
      Расхождения в оценке качества потребителем и  производителем, приводящие к разным оценкам ценностей продукта в их понимании, вызваны разрывами в цепочке «поставщик – потребитель» и, в первую очередь, неточным восприятием руководством фирмы ожиданий потребителя.
      Чтобы исключить эти разрывы во взаимоотношениях как с внешними, так и с внутренними потребителями, необходим постоянный акцент на их нужды и пожелания, которые следует постоянно отслеживать с помощью анкетирования и личного контакта в процессе интервью. Во избежание разрывов фирма должна тщательно контролировать всю цепочку процесса взаимодействия «поставщик – потребитель», имея четкое представление о схеме этой цепочки.
      В соответствии с новой парадигмой внешние потребители компании – это не только пользователи, которые покупают продукты компании, но и люди, семьи, местные общины, государственные организации, предприятия и, наконец, общество, которые различным образом:
    ожидают положительных изменений в качестве продукта и деятельности самой компании;
    подвержены или могут быть подвержены нежелательным действиям компании.
      К внутренним потребителям относятся  все, кто воздействует на конечный продукт  компании (исключая внешнего потребителя), независимо от того, принимают ли они непосредственное участие в его создании. Их можно разделить на три основные группы:
    внутренние пользователи внутреннего процесса;
    служащие компании;
    пользователи результатов бизнеса компании.
      Все внутренние пользователи, как и внешние, имеют свои ожидания (надежды), и их удовлетворенность воздействует на результаты работы компании. Поэтому каждая компания, работающая в соответствии с TQM, периодически проводит специфические обследования, чтобы выявить эти ожидания и спланировать программу улучшения для их удовлетворения.
      В заключение следует еще раз подчеркнуть, что акцент на потребителя должен быть основным во всех сферах деятельности производителя, работающего в соответствии с TQM, и является его первостепенной задачей.
 
      Акцент  на процесс
      TQM рассматривает процесс как любую организованную деятельность, предназначенную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса. Такая деятельность может быть любого рода: планирование, проектирование, производство, торговля, администрирование, исследования и т.п., и может быть связана с любыми промышленными и сервисными секторами рынка, такими как машиностроение, электроника, банковское дело, здравоохранение, транспорт и т.д.
      Фокусировка внимания на процесс означает, что  главным фактором является профилактика, а не исправление допущенных ошибок.
      Влияние на процесс, а не на его результаты – базовая концепция управления процессами компании, работающей в условиях TQM. Нельзя ожидать конечного результата, а затем исправлять ошибки, необходимо влиять на сам процесс, чтобы не допустить их. Это можно сделать, учитывая, что процесс преобразует определенный вход, подобный, скажем, информации или материалу, в определенный выход в виде различного рода изделий или сервиса. Если в процессе преобразования входа в выход контролировать этапы преобразования, сравнивая измеренные значения параметров качества на этих этапах с требованиями спецификации ( ), то в случае несоответствия с помощью обратной связи можно скорректировать ход выполнения операции ( ), как это показано на рис. 2.13. Когда такой контроль осуществляется на всем протяжении от входа до выхода, то можно говорить о системе контроля процесса.

Рисунок 2.1 Система контроля
      Главное требование к системе контроля – предупреждение несоответствий, а не контроль конечного результата процесса. Нельзя ожидать конечного результата от исправления допущенных ошибок; чтобы не допускать их, необходимо воздействовать на сам процесс с помощью корректирующей обратной связи, базирующейся на результатах измерений.
      Результаты  конкретного измерения безусловно влияют на обратную связь, а пристальное внимание к процессу (акцент на процесс) означает изучение статистического материала результатов измерений (сгруппированные результаты однородных измерений) протекания процесса, а не разглядывание каждого единичного результата.
      Полученный  в итоге контроля статистический материал может дать вполне достаточную  информацию о том, насколько процесс  хорошо работает и как его можно  улучшить, а значит, управлять его  качеством.
      Управление  качеством интегрированных процессов  можно разделить на три фазы: планирование, контроль и улучшение качества, которые известны как «трилогия Джурана».
      Процесс планирования качества как первая фаза управления качеством включает планирование следующих этапов:
      Использование выхода процесса.
      Требования пользователя к цели процесса (с допустимыми отклонениями).
      Спецификации поставщиков и входа.
      Критерии эффективности процесса (затраты и время).
      Разработка процесса: последовательность операций, персонал, оборудование и рабочие процедуры.
      Разработка системы контроля:
        индикаторы качества для входа, выхода и самого процесса;
        индикаторы эффективности;
        цепи обратной связи и ответственные (владельцы процесса).
      Запуск и контроль.
      Таким образом, при разработке системы  контроля процесс планирования должен предусматривать идентификацию процесса, т.е. указывать владельцев процесса.
      Процесс контроля качества, являясь базой  управления процессом, включает:
      Отслеживание, заключающееся в фиксации показаний индикаторов и сравнении их с целевыми значениями.
      Контроль, заключающийся в обеспечении стабильного выхода (с допустимыми отклонениями) на контролируемом этапе процесса при неожиданном изменении входных характеристик или ресурсов процесса.
      Самоконтроль, выполняемый операторами процесса (владельцами процесса, указанными в результате его идентификации), которые должны:
        знать требуемые параметры качества выхода процесса независимо от того, на какой его операции они работают;
        иметь средства и знания для проверки соответствия требованиям спецификации;
        знать, где и как выполнить корректирующие действия для проведения процесса в соответствии с требованиями спецификации;
        уметь выявлять и устранять все причины несоответствия на своей операции без перекладывания решения этого вопроса на руководителя процесса. Руководитель (менеджер) процесса нужен только иногда, когда в процессе возникают трудности, неразрешаемые оператором. Однако в этом случае задача менеджера не только решить проблему, но и предусмотреть улучшение процесса, исключающее появление этой проблемы в дальнейшем или позволяющее оператору принимать самостоятельное решение.
      Процесс улучшения качества, в отличие от процессов планирования и контроля, не имеет четко определенной фазы в жизненном цикле любого процесса. Например, предложения по улучшению процесса могут возникнуть в конце фазы планирования как результат пилотных (пробных) испытаний или в любой момент в ходе выполнения процесса как результат операционного контроля. Иногда процесс улучшения сдерживается отсутствием возможностей у самого процесса обеспечить заданные пользователем допуски на его выход. И здесь важную роль играет менеджер процесса, который должен оптимально соотнести возможности процесса и допуски на его выходе с целью улучшения результатов и снижения стоимости процесса. Основным стимулом совершенствования процесса является улучшение возможностей использования его выхода для большего числа пользователей.
      базовые концепции организации в достижении цели улучшения качества:
    эта деятельность обусловлена спецификой самого процесса, которая не может оставаться на прежнем уровне из-за существующей цены брака. Стоимость брака – основной инициатор улучшения процесса и его арбитр, определяющий все проекты улучшения процесса. Чем меньше объем брака, тем меньше требуется издержек на его исправление, что снижает общую стоимость готового продукта. Это типичная цель для непрерывного улучшения процесса, предложенная Японией. Направление улучшения качества является постоянным требованием улучшения процесса, вовлекающим в его выполнение всех участников;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.